Местного самоуправления по решению вопросов. Полномочия омс по решению вопросов местного значения. Которые встречаются в тексте

  • 6. Основные теории местного самоуправления.
  • 7. Основные типы местного самоуправления.
  • 8. Местное самоуправление в дореволюционной России.
  • 9. Организация местной власти в советский период.
  • 10. Местное самоуправление в Российской Федерации в 1991-1995г.Г.
  • 11. Понятие местного самоуправления.
  • 12. Принципы местного самоуправления.
  • 13. Функции местного самоуправления.
  • 14. Система местного самоуправления
  • 15. Местный референдум.
  • 16. Муниципальные выборы.
  • 17. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа м/с, выборного должностного лица м/с.
  • 18. Сход граждан.
  • 19. Правотворческая инициатива граждан.
  • 20. Территориальное общественное самоуправление.
  • 21. Публичные слушания.
  • 22. Собрание граждан.
  • 23. Опрос граждан.
  • 24. Обращение граждан в органы местного самоуправления.
  • 25.Правовая основа местного самоуправления.
  • 26.Конституция рф о местном самоуправлении.
  • 27. Устав городского округа «Город Калининград» (общая характеристика).
  • 28. Территориальные основы местного самоуправления.
  • 29.Принципы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления.
  • 30. Представительный орган местного самоуправления: состав, компетенция.
  • 31.Организация работы представительного органа муниципального образования.
  • 32. Глава муниципального образования: порядок избрания, полномочия, порядок их прекращения.
  • 33. Структура и организация работы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
  • 34. Контрольный орган муниципального образования.
  • 35. Статус депутата, члена выборного омс, выборного должностного лица омс.
  • 36. Система муниципальных правовых актов.
  • 37. Муниципальная служба.
  • 38. Экономическая основа местного самоуправления. Муниципальное имущество.
  • 39. Местный бюджет: доходы и расходы.
  • 40. Понятие предметов ведения местного самоуправления и их содержание.
  • 41. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления.
  • 42. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.
  • 43. Полномочия органов мсу по решению вопросов местного значения.
  • 44. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 45. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности, управления муниципальной собственностью, земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 47. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 48. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения.
  • 49. Полномочия органов местного самоуправления в области образования, здравоохранения, культуры, соц. Защиты населения и охраны общественного порядка.
  • 50. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 51. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 52. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
  • 53. Судебная защита местного самоуправления.
  • 54. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
  • 55. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 43. Полномочия органов мсу по решению вопросов местного значения.

    Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

    4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

    4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

    5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации;

    6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

    7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

    8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Страница 2 из 15

    II. Общегосударственные вопросы развития местного самоуправления в России: проблемы и пути их решения

    1. Разграничение полномочий между уровнями публичной власти.

    1.1. Увеличение объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не обеспеченных соответствующими источниками доходов.

    В течение последних лет в результате принятия целого ряда федеральных законов более чем на треть увеличились по сравнению с первоначально установленными перечни вопросов местного значения (статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). При этом перераспределение налоговых источников доходов между уровнями бюджетной системы не производилось.

    1.2. Закрепление за органами местного самоуправления дополнительных полномочий в федеральном отраслевом и региональном законодательстве.

    В целом ряде федеральных законов установлены полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы вопросов местного значения, определенных статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ, и не переданные им в установленном порядке в качестве делегированных федеральных государственных полномочий, например:

    Регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета (статья 4 Закона Российской Федерации 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»);

    Осуществление отдельных полномочий собственника в отношении государственных земель до разграничения государственной собственности на землю (пункт 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

    Проведение конкурса по выбору управляющей компании, создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами, включая контроль за деятельностью управляющих компаний (часть 4 статьи 161, статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ); установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом (статьи 156 и 158 ЖК РФ); перевод жилых помещений в нежилые, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (статья 14 ЖК РФ); формирование земельных участков под многоквартирными домами (статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»);

    Приостановление работ, связанных с пользованием недрами, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и иные полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования (статья 5 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»);

    Прием местной администрацией денежных средств от граждан в счет уплаты налогов при отсутствии банка (статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации);

    Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (статья 303 Трудового кодекса Российской Федерации);

    Выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет (часть 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации);

    Участие в обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 16, 17, 19, 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    Более того, в настоящее время имеются случаи установления полномочий органов местного самоуправления подзаконными правовыми актами - например, ведение похозяйственных книг (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов»).

    Ситуация усугубляется тем, что вопреки положениям Федерального закона № 131-ФЗ законами субъектов Российской Федерации конкретизируются полномочия органов местного самоуправления по предметам совместного ведения, а в действительности во многих случаях на органы местного самоуправления возлагаются дополнительные обязательства. Это осуществляется вместо надлежащей передачи органам местного самоуправления государственных полномочий субъектов Российской Федерации.

    1.3. Недостаточно четкое и последовательное описание в отраслевом законодательстве содержания и объема полномочий органов местного самоуправления по решению соответствующих вопросов местного значения.

    Существуют вопросы местного значения, по которым полностью отсутствует отраслевое правовое регулирование, либо оно схематично и недостаточно полно определяет пределы ответственности органов местного самоуправления в соответствующей сфере (благоустройство территории, транспортное обслуживание, общепит, торговля и бытовое обслуживание, библиотечное обслуживание, организация досуга и обеспечение жителей услугами учреждений культуры и т.д.).

    Так, перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, установленный статьей 17 нового Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сформулирован таким образом, что невозможно понять, какова их компетенция и пределы её осуществления по решению соответствующего вопроса местного значения, установленного положениями Федерального закона № 131-ФЗ.

    Другой яркий пример - несоответствие между положениями Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ и Лесным кодексом Российской Федерации. С одной стороны, городские леса могут находиться не только в муниципальной собственности, с другой - организация использования, охраны, защиты и воспроизводства всех городских лесов, а также муниципальный лесной контроль в таких лесах возложены на органы местного самоуправления поселений и городских округов, вне зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки.

    1.4. Закрепление за органами власти разных уровней, а также за муниципальными районами, городскими округами и поселениями одинаковых или однотипных по своему содержанию полномочий.

    В ряде случаев формулировки как базового, так и отраслевого законодательства при описании вопросов ведения разных уровней власти практически идентичны или схожи до степени смешения. В результате невозможно определить границы компетенции и ответственности каждого уровня публичной власти в соответствующей сфере общественных отношений. Это касается, например, охраны окружающей среды, поддержки сельскохозяйственного производства, поддержки малого и среднего предпринимательства, культуры, искусства, народных художественных промыслов, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, терроризма и экстремизма, работы с детьми и молодежью.

    1.5. Неполное соответствие вопросов, закрепляемых за органами местного самоуправления, природе и назначению местного самоуправления.

    С одной стороны, на органы местного самоуправления подчас возлагаются не свойственные им функции - имеющие общегосударственный или региональный характер, либо требующие централизованного подхода, решения силами единой системы органов государственной власти. Так, неоправданно к вопросам местного значения отнесены: профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационная подготовка.

    С другой стороны, в ряде случаев органы местного самоуправления лишаются средств влияния на процессы, от которых напрямую зависит жизнь на местах и на которые эффективнее можно влиять именно с муниципального уровня. Это касается, например, контрольно-надзорных полномочий. Многие муниципальные образования ставят вопрос возвращения экологического контроля в сферу ведения местного самоуправления.

    Предоставление органам местного самоуправления права распоряжаться общераспространенными полезными ископаемыми (в первую очередь, песком, глиной, гравием, торфом) не только укрепит минерально-сырьевую базу местного дорожного и гражданского строительства, а также энергетики, но и положительно скажется на доходах муниципальных образований. При этом субъекты Российской Федерации своими законами могли бы устанавливать конкретный перечень полезных ископаемых, являющихся на их территории общераспространенными.

    Также в целях повышения эффективности использования территориальных ресурсов органы местного самоуправления поселений должны быть включены в состав субъектов, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одновременно должно быть отменено исключение, позволяющее органам государственной власти субъектов Российской Федерации распоряжаться земельными участками в столицах (административных центрах) этих субъектов.

    1.6. Значительное расширение перечня прав органов местного самоуправления по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения, в том числе по участию в осуществлении не переданных им государственных полномочий.

    Статьями 141, 151, 161 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено порядка 10 прав каждого типа муниципальных образований (создание музеев поселения, муниципального района, городского округа, совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству и ряд других), что соответствует трети объема вопросов местного значения муниципальных образований, закрепленных статьями 14, 15, 16 того же закона. При этом такие права закрепляются не только в базовом, но и в отраслевом законодательстве. Более того, с учетом изложенных выше проблем разграничения компетенции это ведет к тому, что не всегда можно однозначно определить природу той или иной функции, понять, как она соотносится с вопросами местного значения и не является ли она в действительности государственным полномочием, не переданным в установленном порядке. Примером могут служить: функции по регистрационному учету граждан по месту пребывания и жительства, прием средств от населения в счет уплаты налогов, выдача документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, финансирование и софинасирование капитального ремонта жилых домов, создание музеев и т.п.).

    Закрепление значительного объема прав по решению вопросов, не относящихся к основным задачам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ведет к размыванию ответственности за решение соответствующих вопросов, переложению политической и социальной ответственности на нижестоящие уровни власти. В условиях недостатка финансовых ресурсов даже для решения вопросов собственной компетенции это чревато также отвлечением бюджетных средств на решение второстепенных задач и, с другой стороны, нерешением важных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.

    Кроме того, в ряде случаев такие права органов местного самоуправления вступают в конкуренцию с их обязанностями, в т.ч. по решению вопросов местного значения (создание музеев, финансирование и софинасирование капитального ремонта жилых домов и др.).

    1.7. Рост числа государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления.

    В настоящее время количество государственных полномочий, переданных с федерального уровня, невелико (первичный воинский учет в местностях, где отсутствуют военные комиссариаты, составление списков кандидатов в присяжные заседатели). В то же время большую часть делегированных на уровень местного самоуправления государственных полномочий составляют государственные полномочия субъектов Российской Федерации. К таким полномочиям относятся создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их права, организация деятельности данных комиссий, социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству, формирование и содержание архивных фондов, поддержка сельскохозяйственного производства и ряд других.

    Во многих случаях субъектами Российской Федерации передаются не отдельные государственные полномочия, а целые блоки полномочий, по факту практически все полномочия в определенной сфере.

    Ситуация усугубляется тем, что во многих отраслевых законах, принимаемых в последнее время, субъектам Российской Федерации разрешается передавать на местный уровень переданные им федеральные государственные полномочия. Это предусмотрено, например, Федеральными законами «Об актах гражданского состояния», «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» и др. Такая ситуация крайне усложняет и запутывает распределение и реализацию соответствующих функций.

    Доля средств, передаваемых местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня в виде субвенций в целях финансового обеспечения делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий составляет 39,6% доходов местных бюджетов или 711,4 млрд. рублей.

    В то же время реализация делегированных государственных полномочий на основе субвенций из бюджетов вышестоящего уровня не способствует укреплению налогового потенциала муниципальных образований, не стимулирует органы местного самоуправления к эффективному исполнению переданных (не собственных) полномочий, возложенных на них без их согласия и зачастую без достаточного финансового и материального обеспечения. Делегирование полномочий нижестоящим уровням публичной власти представляет собой вторичный механизм перераспределения компетенции, а потому является следствием неэффективного первичного разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти.

    В данном случае разграничение полномочий в федеративной системе подменяется административным делегированием таких полномочий «сверху вниз». В результате, федеративные отношения, а также муниципальные правоотношения, основанные на конституционной самостоятельности местного самоуправления, заменяются административными отношениями по выполнению делегированных государственных полномочий вышестоящих органов власти. В связи с этим возникает опасность преобразования Российской Федерации в унитарное государство, а также утраты самостоятельности местного самоуправления путем превращения органов местного самоуправления муниципальных образований в государственные органы на местном уровне власти.

    Такая практика свидетельствует, во-первых, о недостаточной продуманности и эффективности существующей системы разграничения полномочий между уровнями публичной власти, и во-вторых, о недостаточной законодательной урегулированности вопроса о наделении государственными полномочиями, об отсутствии критериев для определения полномочий, которые могут быть переданы, и ограничений на передачу всех или большинства государственных полномочий в определенной сфере на уровень местного самоуправления.

    На основании вышеизложенного, предлагается:

    Осуществить инвентаризацию отраслевого законодательства на предмет соответствия полномочий, закрепляемых за органами местного самоуправления, вопросам местного значения, указанным в Федеральном законе № 131-ФЗ;

    Надлежащим образом урегулировать полномочия, не подпадающие под вопросы местного значения - в установленном порядке передать их на местный уровень как делегированные государственные полномочия, либо изъять из компетенции органов местного самоуправления, либо дополнить перечень вопросов местного значения;

    Оформить как делегированное федеральное полномочие регистрацию граждан по месту жительства и предусмотреть выделение субвенций на его реализацию;

    Разработать и принять федеральный закон, определяющий критерии и пределы делегирования и субделегирования федеральных и региональных отдельных государственных полномочий на местный уровень;

    Неукоснительно соблюдать норму статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при возложении на органы местного самоуправления новых расходных обязательств либо увеличении имеющихся одновременно должны определяться источники и порядок финансирования соответствующих дополнительных расходов; внести изменения в Регламент Государственной Думы, предусматривающие недопустимость принятия к рассмотрению Государственной Думы в 1 чтении законопроектов, не содержащих соответствующих положений;

    Исключить закрепление одинаковых или сходных полномочий за разными уровнями публичной власти одновременно, для чего провести на федеральном уровне инвентаризацию таких полномочий;

    Законодательно закрепить пределы полномочий органов местного самоуправления по вопросам организации предоставления муниципальных услуг в отдельных сферах, а также создания условий для участия в осуществлении предоставления таких услуг;

    Рассмотреть вопрос об исключении из компетенции муниципальных образований не свойственных им функций и полномочий, в том числе указанных выше;

    Рассмотреть возможность предоставления должностным лицам местного самоуправления права составлять в ряде случаев протоколы об административных правонарушениях. При этом взимаемые штрафы должны в обязательном порядке зачисляться в бюджет того муниципального образования, на территории которого имело место административное правонарушение;

    Рассмотреть вопрос о возвращении в ведение органов местного самоуправления полномочий по экологическому контролю, распоряжению общераспространенными полезными ископаемыми, распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Серия «Управляем сами»

    Местное самоуправление
    в вопросах и ответах

    НОВОСИБИРСК

    УДК 331.1(094.4.072)

    ББК 67.99(2)7я2

    Одобрено координационным советом

    по местному самоуправлению Межрегиональной

    ассоциации экономического взаимодействия

    субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»

    К 16 Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие по изучению и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/, . Под общ. ред. , . – Новосибирск, 2005. – 112 с.

    Пособие включает ряд ответов на основные правовые и экономические вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Учебно-методическое пособие носит познавательный характер и подготовлено для широкого круга читателей: представителей органов государственного и местного самоуправления, студентов, преподавателей в области государственного и муниципального управления , руководителей хозяйствующих субъектов и общественных объединений , а также граждан, занимающих активную позицию в вопросах практической реализации местного самоуправления.

    Пособие дополняет серию работ «Управляем сами», подготовленных при активной поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

    ã Исполнительный комитет (учреждение)

    Межрегиональной ассоциации экономического

    взаимодействия субъектов Российской Федерации

    «Сибирское соглашение», 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение. От Новгородского вече к муниципалитетам

    ХХ I века …………………………………………...

    Основные термины и понятия, которые встречаются

    в тексте ………………………………………………………….

    Глава 1 . Понятие местного самоуправления, территории муниципальных образований , муниципальные правовые акты ………………………….

    Что такое местное самоуправление?...........................

    Каковы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления?...........................................

    Какова правовая основа местного самоуправления?..

    Каким статусом наделено муниципальное образование и как устанавливаются его границы?....................

    Что такое межселенная территория и каковы правовые аспекты ее использования?....................................

    Что такое преобразование муниципальных образований и как осуществляется изменение границ муниципального образования?..........................................

    Как проводятся опросы населения?.............................

    Какие права имеют жители на получение информации от органов местного самоуправления?................

    Глава 4. …………..

    Что такое органы местного самоуправления и кто относится к должностным лицам муниципального образования?...................................................................

    Какими могут быть органы местного самоуправления?..................................................................................

    Как формируется представительный орган муниципального образования?..................................................

    Как проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования?................

    Какими полномочиями обладает представительный орган муниципального образования?...........................

    Какими правами обладает депутат представительного органа муниципального образования?................

    Каков порядок наделения полномочиями главы муниципального образования и каковы основания их досрочного прекращения?.............................................

    Какими полномочиями обладает глава муниципального образования?..................................................

    Как назначается глава местной администрации?........

    Как должна формироваться местная администрация и какими полномочиями она обладает?.......................

    Какие еще органы могут быть в структуре органов местного самоуправления?............................................

    Какую ответственность могут нести органы муниципального образования и выборные должностные лица муниципальных образований?.............................

    Глава 5. Финансовая и экономическая основа местного самоуправления ………………………………...

    Какое имущество должно находиться в собственности муниципальных образований?...............................

    Как управлять имуществом муниципального образования?...........................................................................

    Что представляет собой система местных бюджетов ?.

    За счет чего формируются доходы местного бюджета?

    Какие налоги полностью закреплены за местными бюджетами?....................................................................

    Что является основой для устойчивого развития муниципального образования и составления его бюджета?.........................................................................

    Как осуществляется муниципальный заказ?...............

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по которым должны быть приняты региональные законы….

    Приложение. Вопросы местного значения городского округа……………………………………… ..

    Приложение. Вопросы местного значения муниципального района………………………………… .

    Приложение. Вопросы местного значения поселения…………………………………………………

    Приложение. Содержание типового паспорта муниципального образования………………………...

    Приложение. Типовой макет прогноза социально-экономического развития муниципального образования ……………………………………………

    ВВЕДЕНИЕ

    ОТ НОВГ O РОДСКОГО ВЕЧЕ

    К МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ХХ I ВЕКА

    «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации».

    Статья 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    Местное самоуправление – самостоятельный вид публичной власти, который работает на стыке интересов государства и общества, являясь своеобразным мостиком между ними. Поэтому совершенно справедливо его порой называют основой, фундаментом народовластия.

    В России местное самоуправление имеет глубокие исторические корни. Еще в древнем Новгороде на протяжении столетий наиболее важные для города вопросы решались на большом вече, которое сейчас мы бы назвали общим собранием или сходом. Выражаясь юридическим языком, в те далекие годы российская история получила «прецедент решения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления новгородских граждан».

    Исторический путь местного самоуправления в России был тернист, запутан и противоречив. Зачастую он прокладывался под диктовку государства. Не раз и не два он «сужался» или вообще обрывался на десятилетия, а, порой, и на столетия, практически исчезая из общественной жизни страны. Так было, например, в период татаро-монгольского нашествия и собирания русских земель.

    Восстановление местного самоуправления началось в ходе земской реформы Ивана Грозного в XVI веке, которая была призвана ослабить всевластие местных феодалов. Но пришедшие к власти после Смутного времени Романовы в XVII веке сделали ставку на назначаемых из центра воевод , которые постепенно вытеснили выборных должностных лиц и сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов. Определенные шаги в развитии элементов местного самоуправления сделал и Петр I, однако в ходе построения Российской империи взяла верх жесткая централизация управления.

    Очередная реформа в области земского и городского управления была проведена во второй половине XVIII века Екатериной II. Эта реформа оставила заметные следы в российском законодательстве и в практике управления. Деление империи на губернии и уезды, создание выборных органов местного самоуправления позволило отчасти децентрализовать управление и сформировать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. При Екатерине II были созданы городские думы – сначала в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. С другой стороны, реформа усиливала власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата на местах; чиновники имели право контроля и руководства органами самоуправления, поэтому практическая роль последних вплоть до реформы 1864 года была относительно невелика.

    В XIX веке, особенно в первой его половине, местное самоуправление вновь было серьезно сжато тисками государственной власти. На десятилетия были ликвидированы городские думы, а выборные должностные лица по своему положению стали мало отличаться от назначенных.

    Коренным образом изменили вектор развития местного самоуправления реформы Александра II, проведенные в 1860 – 1870 гг. Было отменено крепостное право, установлена система земских учреждений, формировавшихся на выборной основе и ведавших делами местного хозяйства, серьезно укрепилось городское самоуправление. Земская и городская реформы значительно обогатили опыт российского местного самоуправления, вызвали серьезное оживление общественной жизни в стране и подъем городского хозяйства .

    При Александре III и Николае II произошел новый поворот в сторону усиления самодержавия и свертывания прав местного самоуправления. Несмотря на то, что в 1906 году Россия стала конституционной монархией и необходимость реформирования земского и городского самоуправления была очевидна, этот вопрос не вышел из стадии написания проектов и их обсуждения вплоть до начала первой мировой войны.

    Новый и очень мощный всплеск развития роли самоуправления в государстве стимулировало Временное правительство весной-осенью 1917 года. В кратчайшие сроки была проделана колоссальная законотворческая работа, установившая действительно демократические нормы построения местного самоуправления. Однако реализовать их не удалось – Временное правительство не справилось с другими, более актуальными и не менее сложными задачами, что привело к его крушению.

    В эпоху советской власти местное самоуправление переживало противоречивый период своего существования. С одной стороны, Советы как органы народного представительства стали основой государственной системы и пронизали ее сверху донизу. Ее низовые звенья являлись своеобразным симбиозом органов государственного и местного управления. Но самостоятельность и компетенция их были ограничены, так как занимались они в основном воплощением директив партии и правительства.

    История развития местного самоуправления в России отчетливо демонстрирует его основные особенности. Первое: местное самоуправление находилось в серьезной зависимости от государственной власти, практически все серьезные структурные изменения в системе местного самоуправления (как по его развитию, так и по свертыванию) инициировались «сверху». Второе: развитие самоуправления шло маятникообразно – этапы интенсивного укрепления с меньшей или большей быстротой обязательно сменялись периодами его резкого ограничения. Третье: отсутствие непрерывного, поступательного развития местного самоуправления в России привело к отсутствию преемственности в накоплении соответствующих традиций. Четвертое: для местного самоуправления России характерна мозаичность – специфика крестьянского самоуправления в Сибири, не знавшей помещичьего гнета, серьезно отличалась, например, от самоуправления кубанского казачества.

    Эти особенности и, прежде всего, слабость традиций до сих пор негативно сказываются на уровне развития местного самоуправления, а точнее его неспособности исполнять свою главную миссию. А она, эта миссия, во все времена была примерно одинакова – служить облегчению работы органов государственной власти (за счет избавления их от излишних функций) и способствовать облегчению жизни населения (за счет увеличения его прав и возможностей).

    К сожалению, факты свидетельствуют о том, что в постсоветской России за десять с лишним лет местное самоуправление не стало серьезной и самостоятельной силой и свою миссию выполняет слабо. Это привело к необходимости придать новый импульс процессу, решительным образом изменить облик местного самоуправления да и всего государственного устройства.

    В настоящее время основным двигателем реформы местного самоуправления в стране стал новый Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее, если специально не оговорено, – Федеральный закон).

    Главная задача и смысл Федерального закона – переломить сложившуюся ситуацию, научить местные власти и население самостоятельно принимать решения, управлять делами на основе четкого распределения полномочий между уровнями власти. Процесс этот не простой. О его сложности говорит хотя бы то, что с момента начала разработки Федерального закона и до сих пор идет интенсивное обсуждение его достоинств и недостатков на самых разных уровнях общества.

    Очевидно и то, что законодательную базу местного самоуправления необходимо далее укреплять и развивать как на федеральном, так и региональном уровнях. Опыт реализации Федерального закона в Новосибирской области и Ставропольском крае , других субъектах Российской Федерации показал необходимость уточнения и совершенствования его положений для более полного учета исторических, природно-геогра­фических особенностей и социально-экономических условий различных регионов Российской Федерации.

    Скоро местному самоуправлению придется жить по новому законодательству, по новым правилам, которые серьезно отличаются от действующих. До вступления Федерального закона в полную силу необходимо установить границы и определить территории муниципальных образований, провести выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, внести изменения в региональное законодательство, подготовить основные нормативные правовые акты.

    К сожалению, население и многие управленцы на местах подчас имеют о новом законе такое же представление, как и о порядке проведения новгородского вече. С одной только, но очень существенной разницей – историю российскую знать и применять в практике управления полезно, а знать и исполнять законы, пользуясь предоставленными им возможностями, – необходимо.

    Новый закон вызывает не только массу споров, но и массу вопросов, на которые необходимо получить ответы. Данное пособие является попыткой в доступной форме (насколько это возможно при разъяснении положений законодательства) ответить на сложные вопросы общего характера, которые возникают при прочтении Федерального закона и попытках его применения.

    В первой главе пособия рассказывается о роли местного самоуправления в системе публичной власти. Здесь раскрывается понятие местного самоуправления, его правовая основа, порядок территориальной организации муниципальных образований; порядок принятия, а также виды правовых актов, которые принимаются органами местного самоуправления.

    Вторая глава посвящена вопросам местного значения, то есть тем вопросам, за решение которых, помимо органов местного самоуправления, никто не имеет права (и не будет) отвечать. Эти вопросы образуют стержень, вокруг которого строится вся работа местного самоуправления.

    Формам прямого участия населения в работе местного самоуправления посвящена третья глава. Значение этой главы определяется тем, что местное самоуправление в принципе не может быть эффективным без привлечения к его работе самого населения. В ней рассказывается только о тех формах, которые описаны в Федеральном законе. На самом деле их гораздо больше, но это тема отдельного разговора.

    В четвертой главе рассматривается структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и ответственность перед населением.

    Пятая глава знакомит с финансовыми и налоговыми основами осуществления местного самоуправ­ления.

    Конечно, в рамках одного скромного пособия невозможно полностью раскрыть суть, все проблемы и возможности, принесенные местному самоуправлению этим Федеральным законом. Наличие таких пособий не отменяет необходимости для людей, занятых в местном самоуправлении, повышать уровень своей квалификации и проходить профессиональную переподготовку с учетом требований нового законодательства. Тем не менее авторы надеются, что издание окажется полезным для тех, кто интересуется проблемами реформирования местного самоуправления.

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,

    КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ТЕКСТЕ

    «Об общих принципах организации местного самоуправления

    в Российской Федерации»)

    1) Поселение – городское или сельское поселение .

    2) Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    3) Городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    4) Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    5) Городской округ – городское поселение , которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    6) Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного cамоуправления.

    7) Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

    8) Межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

    9) Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    10) Вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

    11) Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    12) Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

    13) Должностное лицо местного самоуправления – выборное или заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

    14) Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

    15) Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

    16) Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.2

    4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.3, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

    4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

    Информация об изменениях:

    Часть 1 дополнена пунктом 4.4 с 10 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

    4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

    5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации;

    6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

    7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов , обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.2

    8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со , и настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

    Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

    1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

    Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1 , , , 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35

    2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9 , и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 - 11 , и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4 , и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

    К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

    К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

    2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

    3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Информация об изменениях:

    Статья 17 дополнена частью 4 с 29 апреля 2018 г. - Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

    4. В случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

    В случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

    Статья опубликована в рамках:
    Международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития современной юриспруденции» (Россия, г.Новосибирск, 3 сентября 2012 г.)

    Выходные данные сборника:
    «Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.)

    ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ: К ПРОБЛЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Непомнящих Светлана Сергеевна

    аспирант, ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск

    E-mail: nepsvetlana@ yandex. ru

    В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

    Вопросы местного значения составляют предмет собственной компетенции местного самоуправления.

    По мнению В.И. Васильева, точное определение границ деятельности местной власти невозможно по ее «предмету». Здесь требуется применение иной правовой категории, а именно, компетенции, то есть полномочий, прав и обязанностей местной власти . Как справедливо отмечает Н.В. Постовой «предметы ведения» имеют связь с правами и обязанностями, так как последние, воздействуя на них, приводят весь механизм местного самоуправления в действие, направленное на реализацию функций .

    Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации задач, стоящих перед муниципальным образованием, и выполнения функций органами местного самоуправления на территории муниципального образования .

    Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа перечислены в статьях 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).

    В части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения.

    Согласно части 1.1 названной статьи по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    По мнению автора, объем публичных дел, закрепленных статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ в качестве предметов собственной компетенции поселений, муниципальных районов и городских округов, и полномочий по их решению согласно нормам статьи 17 указанного закона нуждается в корректировке.

    Формулировки, использованные законодателем в статьях 14, 15, 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, свидетельствуют о том, что во всех перечисленных статьях названы как вопросы местного значения, так и полномочия субъектов местной компетенции по их решению.

    В такой ситуации закрепление в статьях 14, 15, 16 закона , как следует из их названия, вопросов местного значения, а в статье 17 - полномочий органов местного самоуправления по их решению не является оправданным. Названия рассматриваемых статей не соответствуют их содержанию, что свидетельствует о недостатках юридической техники. Подобная ситуации приводит к трудностям в правопонимании и правоприменении.

    Вопросы местного значения и полномочия, указанные в статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, связаны с организацией местного самоуправления на соответствующей территории и являются общими для всех типов муниципальных образований .

    Местное самоуправление, в первую очередь, должно решить вопросы своей организации и функционирования. Без решения таких вопросов само существование местного самоуправления невозможно. Базовые (организационные) вопросы местного значения - это вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования (включая вопросы территориальной организации местного самоуправления, непосредственного осуществления местного самоуправления населением, структуры органов местного самоуправления), муниципальное правотворчество, местный бюджет, местные налоги, сборы, муниципальная собственность, официальные символы муниципального образования.

    Базовые (организационные) вопросы местного значения установлены в статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ , но ее содержанием не ограничиваются. Решение подобных вопросов в качестве предмета собственной компетенции местного самоуправления закреплено за поселениями, муниципальными районами, городскими округами пунктами 1-3 части 1 статьи 14, пунктами 1-3 части 1 статьи 15, пунктами 1-3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

    Например, к вопросам местного значения поселения (муниципального района, городского округа) отнесены:

    1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения (муниципального района, городского округа) и контроль за исполнением данного бюджета;
    2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (муниципального района, городского округа);
    3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (муниципального района, городского округа).

    Поскольку базовые (организационные) вопросы местного значения одинаковы для всех типов муниципальных образований, целесообразно их перечисление в одной статье закона.

    Такой поход, с одной стороны, позволил бы упорядочить правовые нормы на основе классификации вопросов местного значения по их назначению в системе организации и осуществления местного самоуправления, с другой, - исключил бы дублирование идентичных вопросов местного значения и полномочий в тексте норм о компетенции отдельных типов муниципальных образований.

    Такая статья может быть названа: «Вопросы организации местного самоуправления и полномочия по их решению» или «Компетенция муниципального образования в сфере решения вопросов организации местного самоуправления на соответствующей территории». В ней следует предусмотреть общие нормы о компетенции местного самоуправления в данной сфере.

    С учетом изложенного, автор предлагает исключить из статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ положения пунктов 4, 4.1 части 1. Установление тарифов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) муниципальными предприятиями и учреждениями относится к числу полномочий муниципального образования в качестве собственника имущества указанных юридических лиц. Кроме того, тарифное регулирование охватывается полномочиями местного самоуправления, связанными с решением социально-бытовых вопросов местного значения в границах конкретного муниципального образования.

    Поскольку закрепление за местным самоуправлением вопросов организации теплоснабжения на территории муниципального образования предполагает наличие у последнего полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении» , наличие пункта 4.2 в части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ также является излишним.

    Таким образом, к компетенции муниципального образования в рамках решения вопросов организации местного самоуправления относятся:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
    2. установление официальных символов муниципального образования;
    3. формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
    4. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
    5. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    6. осуществление правомочий учредителя муниципальных предприятий и учреждений;
    7. организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
    8. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    9. учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
    10. осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
    11. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

    При этом в структуре компетенции каждого из типов муниципальных образований выделяются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на соответствующей территории. Такие вопросы имеют определенную специфику, обусловленную особенностями территориальной организации местного самоуправления. В связи с чем закрепление таких вопросов применительно к поселениям, муниципальным районам и городским округам в отдельных статьях закона (статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ ) является обоснованным и отвечает критериям эффективного правового регулирования.

    Список литературы:

    1. Васильев В. И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. - 2001. - № 12.
    2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
    3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.
    4. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М., 2009.
    5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
    6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О теплоснабжении» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131624
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook