Курсовая: Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права Формы участия государства в гражданском обороте

Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями. Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.



Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Отметим, что государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), при этом к ним применяются правила, установленные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутренних» (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которые носят для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности. По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК РФ) и которая составляет понятие «казны» (нераспределенного государственного и муниципального имущества). Имущество казны, состоящее из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т.е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности по долгам созданных ими учреждений (ст. 107 ГК РФ). Что касается иного, находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Страница 1 из 2

Глава 6. ГОСУДАРСТВО И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

6.1. Государство как субъект гражданского права
6.2. Муниципальные образования как субъекты гражданского права

6.1. Государство как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).
Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:
1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);
2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;
3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;
4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).
Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.
Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Федерации осуществляют право собственности на принадлежащее им имущество. Возможно участие субъектов Федерации в договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Субъектами гражданского права наряду с гражданами и юридическими лицами являются также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 124-127 ГК).

Государство участвует в гражданских правоотношениях в лице государственных и муниципальных органов власти и юридических лиц, управомоченных на то государственными органами (например, унитарными предприятиями).

В качестве участников отношений, регулируемых гражданским правом, перечисленные субъекты находятся в равном положении с другими субъектами гражданского права. Наличие у государства властных функций не отражается на характере его участия в гражданских правоотношениях, хотя определенные связанные с этим особенности имеются, так как осуществление задач политических, а также в области социально-экономического управления требует закрепления за государством и муниципальными образованиями специальной гражданской правоспособности.

Вместе с тем государство является специфическим субъектом гражданских правоотношений. Государство обладает суверенитетом, иммунитетом оно едино и неделимо.

Публичные образования могут быть участниками:

Обязательственных и других правоотношений.

Например, РФ, ее субъекты выступают в качестве заемщика по договору государственного займа; при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит к государству.

Государство отвечает по обязательствам своим имуществом, кроме:

Государственного и муниципального имущества, изъятого из оборота;

Имущества, закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Исключение, федеральные казенные предприятия.

Юридические лица, учрежденные государством не отвечают по обязательствам государства

Субъектами гражданского права являются как Российская Федерация в целом, так и субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ). Городские, сельские поселения, т.е. города, поселки, села, деревни, а также поселения на других территориях рассматриваются ст. 131 Конституции РФ как самоуправляющиеся единицы. Они могут создаваться в границах городских микрорайонов, на территориях, объединяющих населенные пункты, - в сельсоветах, районах. Обладая властными полномочиями, а Российская Федерация и возможностью правотворчества в гражданско-правовой сфере, государство и муниципальные образования (при издании нормативных актов и актов управления) не могут ставить себя в привилегированное положение в гражданских правоотношениях, не нарушая принципов рыночно ориентированной экономики.

Вступая в конкретные гражданско-правовые отношения, государство (муниципальное образование) не вправе реализовывать свои властные полномочия по отношению к контрагенту. Властные полномочия могут быть реализованы лишь в государственно- или административно-правовых отношениях. Однако сам по себе акт реализации властных полномочий в ряде случаев, предусмотренных законом, выступает в качестве юридического факта гражданского права. Так, решение об изъятии земельного участка у собственника в порядке ст. 279 ГК для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решение об изъятии земельного участка путем выкупа имеет административно-правовой характер, но является основанием для возникновения гражданско-правового отношения. В правоотношении по выкупу земельного участка государство и собственник земельного участка оказываются в равном положении - воля на выкуп выражена в соответствующем административном решении, но заключение договора возможно только с согласия другой стороны - собственника участка (п. 3 ст. 279 ГК). К субъектам гражданского права - государству и муниципальным образованиям в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским правом, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В зарубежной юридической литературе государство и муниципальные образования иногда именуются юридическими лицами публичного права(175), их называют "особыми субъектами права". Однако и отнесение государства и муниципальных образований к субъектам публичного права, и обозначение их как особых субъектов не позволяет раскрыть присущее им свойство, существенное именно для имущественного оборота, - возможность быть субъектом гражданского права.

Государство и муниципальные образования, подобно юридическим лицам, осуществляют полномочия в сфере отношений, регулируемых гражданским правом, через свои органы. Согласно п. 1 ст. 125 ГК от имени РФ и ее субъектов в гражданских правоотношениях могут выступать "органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов". От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК).

В связи с тем, что Российская Федерация, создавая законы, сама определяет содержание правоспособности субъектов гражданского права, нельзя говорить о пределах гражданской правоспособности самого государства. Оно не ограничено в возможности иметь любые права и принимать на себя любые гражданско-правовые обязанности, за исключением лишь тех, которые по своей природе присущи только гражданам. Своеобразие в реализации гражданской правоспособности государства и муниципальных образований заключается также в том, что процесс этот осуществляет не субъект права, обладающий правоспособностью, а конкретные органы государства, выступающие от его имени. Здесь гражданская правосубъектность государства или муниципального образования реализуется через компетенцию органа, на который возлагается осуществление некоторой части гражданской правоспособности государства (муниципального образования).

Не следует полагать, что участие государства (муниципального образования) в гражданских правоотношениях есть "вмешательство" в гражданские правоотношения. Если же такое вмешательство со стороны государственных или муниципальных органов действительно имеет место (а оно в ряде случаев предусмотрено законом), то это означает, что нельзя говорить о реализации государством или муниципальным образованием свойств субъекта гражданского права. Любой субъект права - и гражданин, и организация, и государство - участвуют в правоотношениях разной отраслевой принадлежности. И гражданин, и государство могут быть субъектами гражданских правоотношений, но и субъектами административных правоотношений. То же самое можно сказать об организациях, обладающих правами юридического лица.

2. Органы государства, наделенные правом выступать от его имени в гражданском обороте. Правом выступать в гражданских правоотношениях от имени государства пользуются и представительные, и исполнительные органы - Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ. Актом распоряжения федеральным имуществом является, например, Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. "О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения - Петровского путевого дворца в государственную собственность г. Москвы"*(176) или распоряжение Правительства РФ от 22 октября 1998 г. "О передаче в государственную собственность г. Москвы ряда зданий с исключением их из списка памятников федерального значения"*(177).

Во многих странах государство в имущественных правоотношениях представляет особый субъект права - государственная казна. Так, ст. 33 ГК Республики Польша объявляет государственную казну юридическим лицом, а ст. 34 уточняет, что государственная казна в гражданско-правовых отношениях выступает в качестве субъекта прав и обязанностей, которые касаются части государственного имущества, не находящегося в управлении иных государственных юридических лиц.

В российском законодательстве термин "казна" используется для обозначения средств государственного бюджета и иного государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Федеральное казначейство РФ и его территориальные органы входят в систему Министерства финансов РФ и выполняют функции управления бюджетными средствами*(178). Единую централизованную систему возглавляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства являются юридическими лицами (учреждениями) и в гражданских правоотношениях выступают в двух ипостасях - и как представители государства, и как учреждения, обладающие определенным имуществом на праве оперативного управления. Каждое государственное или муниципальное образование имеет на праве собственности имущество, не переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным юридическим лицам. Это имущество состоит из бюджетных средств и иного нераспределенного имущества (например, ресурсов континентального шельфа, других природных ресурсов). Согласно п. 4 ст. 214 ГК средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, государственную казну каждого из субъектов Федерации. Аналогичное правило относительно имущества муниципальных образований содержится в п. 3 ст. 215 ГК.

Министерство имущественных отношений РФ наряду с другими министерствами и ведомствами в рамках своей компетенции издает акты управления государственным имуществом, имеющие свойства юридических фактов гражданского права. От имени государства-собственника учреждаются государственные унитарные предприятия, им выделяется государственное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государство-собственник создает государственные учреждения, которые наделяются имуществом на праве оперативного управления. В число полномочий Министерства имущественных отношений входит также передача государственного имущества в аренду юридическим лицам. Залог имущества государственных унитарных предприятий допускается только с разрешения соответствующего территориального органа Министерства имущественных отношений. Фонды государственного и муниципального имущества, созданные государством и органами местного самоуправления, также участвуют в актах распоряжения и управления государственным или муниципальным имуществом. Российский фонд федерального имущества при Правительстве РФ в пределах предоставленных ему Правительством полномочий учреждает акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, приобретает доли участия (акции, паи) в капитале хозяйственных обществ, при проведении приватизации осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника в отношении приватизируемых предприятий. Таким образом, компетентные органы государственного управления реализуют посредством административных актов имущественно-правовые полномочия государства.

Субъекты Федерации участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, в частности высшие органы исполнительной власти. Так, Правительство г. Москвы 20 июня 2000 г. приняло постановление "О приобретении городом 100% акций 2-й эмиссии ОАО "18-й таксомоторный парк". Субъект Федерации заключил гражданско-правовую сделку. Другим постановлением от 23 мая 2000 г. Правительство Москвы, действуя от имени города, передало Управлению делами Президента РФ ряд нежилых помещений, т.е. имущество было передано из собственности субъекта Федерации в собственность РФ.

В принципе государство может участвовать в любых гражданско-правовых отношениях, которые по своему характеру не противоречат его природе как публично-правового образования. Вместе с тем реализация возможностей государства в сфере гражданского оборота практически ограничивается довольно узким кругом отношений. Прежде всего это отношения собственности по поводу нераспределенной между государственными юридическими лицами части государственного имущества. Волевые акты государства по распоряжению указанными объектами облекаются в форму распорядительных актов государственных органов, издаваемых в пределах их компетенции. Таким актом, например, может быть решение Федерального Собрания РФ об обмене с иностранным государством приграничными участками земли в целях демаркации границы. Распоряжение органа местного самоуправления о наделении землей из муниципального фонда садового товарищества влечет гражданско-правовые последствия - переход прав владения, пользования и распоряжения земельным участком к товариществу.

Для муниципальных образований органами, реализующими гражданскую правоспособность, являются городские, сельские, поселковые собрания народных представителей или местные Советы, мэры и старосты.

3. Формы участия государства (Российской Федерации и субъектов Федерации) и муниципальных образований в гражданском обороте. Участие государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях предусмотрено в ряде статей ГК и других нормативных актов. В ГК в основном речь идет об участии в гражданских правоотношениях федеративного государства - Российской Федерации. Так, в собственность РФ передаются вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, обнаруженные в виде клада (ст. 233 ГК). Использование в ст. 233 ГК термина "государственная собственность" позволяет сделать вывод о том, что вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, могут быть переданы и в государственную собственность субъекта Федерации. Государство выступает в роли покупателя в случае, когда собственник особо ценных и охраняемых государством культурных ценностей содержит их бесхозяйственно. В соответствии со ст. 240 ГК выкуп производится по решению суда. Государство приобретает право собственности на реквизируемое (ст. 242 ГК) или конфискуемое (ст. 243 ГК) имущество. Согласно ст. 238 ГК право собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать лицу (например, огнестрельное оружие гражданину), прекращается по решению суда с передачей этого имущества в государственную или муниципальную собственность.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определил имущественную основу участия муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях, указав в ст. 29 объекты муниципальной собственности. В п. 2 названной статьи предусмотрено, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно*(179).

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования вправе выпускать облигации займов, выступая в роли заемщиков денежных средств у населения и иных займодавцев. Федеральные займы оформляются облигациями, выпуск и обращение которых регулируются Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., которые действуют в редакции постановления Правительства РФ от 27 февраля 1999 г.*(180), принятого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"*(181). В облигациях федеральных займов выражены долговые обязательства Российской Федерации перед держателями этих облигаций. Российской Федерацией были выпущены различные по своим условиям облигации федеральных займов, в том числе облигации Государственного сберегательного займа РФ.

По нормам наследственного права государство может быть наследником гражданина как по завещанию, так и по закону. Гражданин вправе завещать свое имущество Российской Федерации, любому субъекту Федерации, муниципальному образованию. Российская Федерация становится наследником по закону в случаях, когда после смерти гражданина не осталось других наследников по закону, а завещание отсутствует, либо оно признано недействительным, либо имеющиеся наследники отказались от принятия наследства.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования участвуют в корпоративных отношениях. Каждый из перечисленных субъектов может стать акционером, участником общества с ограниченной ответственностью. В соответствии с Законом о приватизации в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий создаются открытые акционерные общества. В таком обществе 100% акций принадлежит государству (муниципальному образованию), которое и выступает в роли единственного акционера. Государству-собственнику принадлежит право собственности на акции, государство-акционер становится участником корпоративных отношений.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. При закреплении в государственной или муниципальной собственности 100% акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации унитарного предприятия, полномочия общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника акций орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Формирование позиции Российской Федерации как акционера осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ.

Через свои органы государство и муниципальные образования в качестве акционеров участвуют в деятельности акционерного общества. Члены совета директоров (наблюдательного совета) назначаются сроком на один год соответствующим органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Образование исполнительных органов открытого акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляется решением органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом, реализующим компетенцию общего собрания акционеров. Если акции общества, созданного в результате приватизации и принадлежащие государству или муниципальному образованию, частично отчуждены другим лицам (не менее 2% их числа), то созывается общее собрание акционеров. В этом случае Правительство РФ, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вносят в установленном порядке предложения в повестку дня общего собрания, выдвигают кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию, в исполнительные органы общества. Лица, избранные из числа кандидатов, выдвинутых уполномоченными органами РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, представляют в органах управления общества интересы соответственно РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В процессе приватизации происходит отчуждение объектов права собственности (в том числе пакетов акций) государства, муниципальных образований. Продажа государственного и муниципального имущества происходит на аукционах. В качестве продавца федерального имущества на таких аукционах выступает Российский фонд федерального имущества. Продавцы акций, находящихся в муниципальной собственности, назначаются органами местного самоуправления по своему усмотрению. Продавцами акций, находящихся в федеральной собственности, являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах.

Государство и муниципальные образования несут ответственность по гражданско-правовым обязательствам своим имуществом. Государственные и муниципальные юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципальных образований, а последние не несут ответственности по обязательствам созданных ими государственных и муниципальных юридических лиц (ст. 126 ГК). Лишь в случаях, прямо указанных в законе, возможна субсидиарная ответственность государства по долгам государственных юридических лиц.

Согласно п. 5 ст. 115 ГК, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности у предприятия средств для удовлетворения кредиторов. Субсидиарную ответственность по долгам созданного государством или муниципальным образованием учреждения несет собственник имущества этого учреждения, т.е. Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование (ст. 120 ГК). Российская Федерация может принять на себя поручительство по обязательствам субъекта Федерации, муниципального образования или юридического лица (любого хозяйственного товарищества или общества, производственного, потребительского кооператива и т.д.) либо указанные субъекты могут принять на себя поручительство по обязательствам Российской Федерации (ст. 126 ГК). В этих случаях государственные или муниципальные образования оказываются сторонами договора поручительства.

Государство, муниципальные образования действуют через свои органы, через должностных лиц этих органов. Незаконными действиями (бездействием) этих органов и их должностных лиц, в том числе в виде издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, гражданину или юридическому лицу может быть причинен имущественный вред. Понесенные гражданином или юридическим лицом убытки подлежат возмещению в соответствии с нормой ст. 16 ГК. Действия органа или его должностного лица рассматриваются как действия соответствующего субъекта - Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования. Поэтому имущественная ответственность реализуется за счет имущества субъекта, не распределенного между его юридическими лицами, т.е. за счет его казны.

Статья 1070 ГК устанавливает ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Статья 1071 ГК указывает, что при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования "от имени казны выступают соответствующие финансовые органы". Эта формулировка неточна, так как по российскому законодательству казна не является субъектом права, а в гражданских правоотношениях речь может идти об участии только от имени субъекта права. Следует считать, что финансовые органы представляют в обязательстве по возмещению вреда ответчика, которым соответственно может быть Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

По своим долгам государство и муниципальные образования отвечают преимущественно имеющимися у них бюджетными средствами. Другие объекты государственной и муниципальной собственности, как правило, закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за учреждениями на праве оперативного управления. Однако п. 1 ст. 126 ГК предусматривает возможность обращения взыскания и на другое государственное или муниципальное имущество, не распределенное между соответствующими юридическими лицами. Обращение взыскания на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования наравне с другими субъектами гражданского права могут вступать в гражданско-правовые отношения с иностранными юридическими лицами, гражданами и государствами. Особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов по таким отношениям должны быть урегулированы специальным законом об иммунитете государства и его собственности, принятие которого предусмотрено ст. 127 ГК. Что касается ответственности муниципальных образований по аналогичным правоотношениям, то какого-либо специального регулирования по сравнению с ответственностью граждан или юридических лиц закон не предусматривает.

Еще по теме Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права:

  1. 26.Участие РФ и субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.
  2. Понятие и элементы гражданско-правового статуса участников государственно-частного партнерства
  3. Права и обязанности участников государственно-частного партнерства
  4. §2. Обоснование нрава юридического лица на управление внутренними делами как самостоятельного субъективного права
  5. § 2.2. Административные права и обязанности субъектов гражданского общества.
  6. § 2.3. Некоммерческие организации как вид негосударственных организаций
  7. § 6.1. Права негосударственных организаций в структуре административно-правового статуса и гарантии их реализации
  8. § 2. Субъекты банковскои системы как субъекты предпринимательскои деятельности
  9. § 2. Основания возникновения и прекращения прав участия Российской Федерации в хозяйственных обществах
  10. Правовая характеристика автомобильных дорог как объекта гражданских прав
  11. § 2. Право собственности в институциональной системе интересов субъектов гражданского права
  12. § 3. Общественные объединения как субъекты конституционного права.
  13. Понятие и виды субъектов обеспечения законности в системе органов местного самоуправления
  14. § 2. Омбудсмен/уполномоченный по правам человека как новый институциональный элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в постсоветских государствах

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

К вышеуказанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Выступление в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами означает, что:

  • правоотношение возникает на основе , а не властного предписания органа государственной или муниципальной власти;
  • вопросы изменения, расторжения договора решаются по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа власти;
  • возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;
  • государство, муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушения , субъективных прав кредиторов, потерпевших;
  • государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам , возможности виндикации имущества и др.).

Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная (федеральная и субъектов федерации) и муниципальная собственность (ст. ст. 214, 215 ГК).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

Созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица, а также указанные субъекты вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

Муниципальные образования: Видео

^ Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Тема 7. Юридические лица

Понятие, значение и основные признаки юридического лица

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При анализе данного понятия можно выделить признаки юридического лица. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово “признаки” употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненное органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

Множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

2) Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто - денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Так, под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутствие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. С другой стороны, в понятие имущества, наряду с вещами, можно включить и обязательственные права. Ведь могут существовать и такие юридические лица, все имущество которых исчерпывается средствами на банковском счете и арендуемым помещением. Обе эти позиции объединяет то, что наличие имущества (понимаемого более или менее широко) рассматривается как необходимый атрибут юридического лица. Но признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко мы его ни трактовали. Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т.е. в их способности быть единственным носителем единого самостоятельного нерасчлененного имущественного права того или иного вида.

Степени имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом.

Итак, имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, тогда как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.

Персональный состав участников нескольких юридических лиц и их органов управления, равно как и их компетенция, порой могут полностью совпадать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграничить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридическому лицу и только ему, отделенное от имуществ всех других юридических лиц, позволяет точно его идентифицировать.

3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица. Согласно этому правилу, участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

Правоспособность юридического лица заключается в том, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Индивидуализация юридического лица. Индивидуализация юридического лица, т. е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения многих других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные предприятия, инвестиционные и чековые инвестиционные фонды) должны включать в свое название также указание на характер деятельности.

Фирменное наименование (или фирма) - это название коммерческой организации. Впредь до принятия специального нормативного акта, порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК РФ и в части, не противоречащей ему. Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Статья 54 ГК РФ исходит из необходимости специальной регистрации фирменного наименования, с момента которой и возникает право на фирму. Однако процедура такой регистрации пока еще не разработана и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы. При этом такая охрана должна предоставляться даже в том случае, если фирменное наименование, вопреки требованиям национального законодательства, не было зарегистрировано должным образом.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Производственная марка - это словесный (описательный) способ индивидуализации товара, она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся.

^ Образование и прекращение юридических лиц

Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь “явиться” для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.

Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок - управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица - прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

^ Классификация юридических лиц

Юридические лица классифицируются, прежде всего, в зависимости от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан в ГК РФ и является исчерпывающим.

Некоммерческие организации - могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям. Законом допускается объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые также рассматриваются в качестве некоммерческих организаций.

Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юридического лица или его имущества. С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество (унитарные предприятия). Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).

В зависимости от формы собственности юридические лица могут делиться на государственные, муниципальные и частные.

^ Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества , общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Резидент особой экономической зоны - арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе вносить свои арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ

Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:

1) участвовать в управлении делами товарищества или общества;

2) получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке. При этом общество обеспечивает акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 закона об Акционерных обществах. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества;

3) принимать участие в распределении прибыли;

4) получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества могут иметь и другие права.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:

1) вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

Участники хозяйственного товарищества или общества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном законом.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Данные правила соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

^ Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова “полное товарищество”, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов “и компания” и слова “полное товарищество”.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками. Учредительный договор полного товарищества должен содержать:

1. наименование юридического лица;

2. место его нахождения;

3. порядок управления деятельностью юридического лица;

4. условия о размере и составе складочного капитала товарищества;

5. о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;

6. о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;

7. об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.

При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества. В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от имени товарищества. Полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом (лицами) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения в учредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.

Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором. Участник полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

При нарушении этого правила товарищество вправе по своему выбору потребовать от такого участника возмещения причиненных товариществу убытков либо передачи товариществу всей приобретенной по таким сделкам выгоды.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. Соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, ничтожно.

В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников.

Участники полного товарищества вправе требовать в судебном порядке исключения кого-либо из участников из товарищества по единогласному решению остающихся участников и при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения этим участником своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел.

Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе. Отказ от участия в полном товариществе, учрежденном без указания срока, должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества. Досрочный отказ от участия в полном товариществе, учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине. Соглашение между участниками товарищества об отказе от права выйти из товарищества ничтожно.

Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. По соглашению выбывающего участника с остающимися участниками выплата стоимости имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре.

Причитающаяся выбывающему участнику часть имущества товарищества или ее стоимость определяется по балансу, составляемому, за исключением случая обращения взыскания на долю участника в складочном капитале полного товарищества. Взыскание по собственным долгам участника допускается лишь при недостатке иного его имущества для покрытия долгов. Кредиторы такого участника вправе потребовать от полного товарищества выдела части имущества товарищества, соответствующей доле должника в складочном капитале, с целью обращения взыскания на это имущество. Подлежащая выделу часть имущества товарищества или его стоимость определяется по балансу, составленному на момент предъявления кредиторами требования о выделе.

Обращение взыскания на имущество, соответствующее доле участника в складочном капитале полного товарищества

В случае смерти участника полного товарищества его наследник может вступить в полное товарищество лишь с согласия других участников.

Юридическое лицо, являющееся правопреемником участвовавшего в полном товариществе реорганизованного юридического лица, вправе вступить в товарищество с согласия других его участников, если иное не предусмотрено учредительным договором товарищества.

Если один из участников выбыл из товарищества, доли оставшихся участников в складочном капитале товарищества соответственно увеличиваются, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Участник полного товарищества вправе с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества либо третьему лицу.

При передаче доли (части доли) иному лицу к нему переходят полностью или в соответствующей части права, принадлежавшие участнику, передавшему долю (часть доли). Передача всей доли иному лицу участником товарищества прекращает его участие в товариществе.

Полное товарищество ликвидируется по основаниям:

1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2. по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

3. когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook