Проблемы социальной поддержки сотрудников овд. Государственное обеспечение сотрудников овд. Анализ состояния правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел как субъектов правоохранительной деятельности

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 349.3 №2 (13)/2017, с. 24-27

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лидия Сергеевна Южакова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Для построения демократического и социального государства, необходимо полностью обеспечивать правовые и социальные основы общества. Многие процессы, проходящие в Российской Федерации, показывают стремление к новому этапу в развитии общественных отношений, к новому способу построения отношений между государством и обществом, обществом и личностью, государством и личностью. В этой непростой цепочке, государство обязано защищать права и свободы гражданина. Естественно, это затрагивает все социальные слои и группы. Вниманием не обделены и государственные служащие, в том числе и сотрудники органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, социальная защищенность, социальные гарантии, компенсации, льготы.

SOCIAL WELFARE OF OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Lidiya Yuzhakova

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

For creation of the democratic and social state, it is necessary to provide legal and social bases of society completely. Many processes which are taking place in the Russian Federation show aspiration to a new stage in development of the public relations, to a new way of creation of the relations between the state and society, society and the personality, the state and the personality. In this difficult chain, the state is obliged to protect the rights and freedoms of the citizen. Naturally, all this mentions all social categories and groups. The proper

attention is given to civil officers including the officers of internal affairs agencies.

Keywords: officers of internal affairs agencies, social welfare, social guarantees, compensations, benefits.

24 декабря 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт положил начало масштабной реформе органов внутренних дел Российской Федерации, которая продолжается и в настоящее время.

В первую очередь, реформа коснулась нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел. Основные положения, содержащиеся в действовавших на тот момент нормативных правовых

актах, имеющих различную юридическую силу, были возведены в статус федеральных законов. Так, был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «0 полиции»1, вместо Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-12, издан Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутрен-них дел Российской Федерации и внесении

" О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ//СобраниезаконодательстваРФ.-2011.- № 7,-Ст. 900.

2 Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 70.

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»". Социальные отношения в сфере внутренних дел, кроме указанных выше законов, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»"1.

Согласно ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1"".

Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект управления в сфере внутренних дел проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников.

Сотрудники органов внутренних дел занимают особое место среди субъектов социальной защиты, обусловленное характером выполняемых ими задач и функций. В связи с чем государство определило специальные меры их социальной защиты и поддержки .

Служба в органах внутренних дел (полиции) сопряжена с выполнением важных социально значимых функций. В п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О полиции» говорится, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации..., для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»"". Выполнение этих задач будет более эффек-

3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

1 О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 30 (ч. 1). - 4595.

5 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г.). - ЬО:р:/Атш.ргауо. gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 30 ноября 2016 г.]

О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 7. - Ст. 900.

тивным, если каждый гражданин, проходящий службу, будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека, но и как представителя государственной власти, занятого опасным и тяжелым трудом .

Проблемы социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты их прав и интересов .

Не вызывает сомнений тот факт, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Предполагается, что меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников органов внутренних дел .

Исходя из анализа вышеназванных законов важным элементом социальной поддержки сотрудников полиции является оплата их труда. Особое внимание уделено повышению денежного довольствия сотрудников и переходу на единое федеральное финансирование.

Денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом России, Правительством РФ, министром внутренних дел РФ.

Особый статус сотрудника органов внутренних дел предполагает государственное страхование его жизни и здоровья со дня начала службы в органах внутренних дел РФ, призванное обеспечить компенсационные выплаты сотруднику и членам его семьи при

наступлении соответствующего страхового случая, например, гибели при выполнении своих служебных обязанностей, а также наступления в период службы заболевания, повлекшего его смерть (ст. 43 Федерального закона «О полиции»). Во всех перечисленных случаях указанные лица имеют право на получение единовременного пособия, размер которого определен законом.

В случае если сотрудник органов внутренних дел получил увечье или иное повреждение здоровья, которые не позволяют ему проходить дальнейшую службу, он подлежит увольнению. Если гражданин умер в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы (при этом заболевание может быть любым, необязательно связанным с исполнением служебных обязанностей), члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, в равных долях имеют право на получение единовременного пособия в размере трех млн рублей.

Право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина, уволенного со службы в полиции, имеют его супруга (супруг), которые на день его смерти состояли в зарегистрированном браке с погибшим (умершим), родители (отец, мать) погибшего, несовершеннолетние дети, а также дети старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения 18 лет. Кроме того, этим правом обладают также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Право на получение такого единовременного пособия имеют и лица, которые находились на иждивении сотрудника.

Для усиления мер социальной защиты сотрудника полиции при получении им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, не позволяющего ему в дальнейшем проходить службу, законом предусмотрена выплата единовременного пособия в размере двух млн рублей. Необходимо отметить, что право на получение единовременного пособия имеет сотрудник, получивший увечье или иное повреждение здоровья исключительно при исполнении им служебных обязанностей. При этом исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции включает как собственно выполнение возложенных на него должностных обязанностей, так и период его следования

из дома на службу и обратно как на личном, так и на общественном транспорте.

В случае если сотрудник полиции стал инвалидом, т. е. при исполнении служебных обязанностей получил увечье или иное повреждение здоровья, которое повлекло за собой стойкую уграту им трудоспособности, он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в размере утраченного денежного довольствия на день увольнения со службы. В эту компенсацию не включается пенсия по инвалидности. При этом данная компенсация может быть взыскана в добровольном или судебном порядке с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации, которая выплачивается сотруднику полиции, получившему увечье или иное повреждение здоровья, подлежит перерасчету с учетом повышения денежного содержания сотрудника.

Единовременные пособия, которые выплачиваются сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с названным федеральным законом, подлежат индексации. Индексация производится исходя из уровня инфляции, за счет федерального бюджета. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством РФ.

Статьей 4 Федерального закона «О социаль-ныхгарантияхсотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Каждый сотрудник полиции имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под медицинским обслуживанием понимается предоставление (оказание) медицинской помощи лицам, имеющим право на лечение в медицинских учреждениях системы МВД России в соответствии с действующим законодательством.

В целях охраны здоровья сотрудников ОВД и реализации их права на медицинскую помощь в системе МВД России созданы поликлиники, госпитали, санатории, дома отдыха, где сотрудникам полиции оказывается самая разнообразная медицинская помощь. В современных условиях в Российской Федерации активно развивается рынок платных медицинских услуг. В связи с этим очень важной социальной гарантией является

предписание о том, что сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, которое реализуется в различных формах в медицинских учреждениях системы МВД России.

Право на медицинское обеспечение имеют и члены семьи сотрудника полиции: его супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме. Такими же правами обладают и лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним.

Важной проблемой на сегодняшний день является проблема предоставления детям сотрудников органов внутренних дел мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от их форм собственности. Места детям сотрудников органов внутренних дел, детям погибших, умерших сотрудников либо сотрудников, уволенных со службы в поли-

ции вследствие увечья, предоставляются в первоочередном порядке.

Поскольку современный правовой механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел находится в стадии становления, говорить о том, что он работает максимально эффективно, а меры социальной защиты в полной мере достигают своей цели, пока преждевременно. В связи с этим важен начавшийся в нашей стране процесс совершенствования законодательства о социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время МВД России проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников ОВД. Механизм социальной защиты необходимо модернизировать так, чтобы социальная помощь оказывалась максимально адресно и оперативно. Необходимо создать такие условия, при которых сам сотрудник, а также трудоспособные члены его семьи сами могли бы эффективно решать свои социальные, организационные и иные проблемы.

Примечания

1. Абызова Е. Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты) : автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 2006.

2. Михайлюк П. А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М„ 2011.

3. Черникова Е. Г., Черников А. А. К вопросу изучения некоторых аспектов обеспечения социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - № 6. - С. 11-20.

1. Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан:

1) Выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и противоречащие федеральному закону;

2) Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);*

3) Уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

2. Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;*

3) на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

3. Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» имеет право:

1) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;*

2) на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел;

3) на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

4. Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» имеет право:

1) на продвижение по службе в полиции;*

2) на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования;

5. Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет право:


1) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;*

2) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

3) на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел;

6. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

1) имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;

2) если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;

3) имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

4) все перечисленное верно;*

7. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции;

3) все перечисленное верно;*

8. Каким Федеральным законом установлено, что «Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами»:

9. Обязательны ли для выполнения гражданами и должностными лицами законные требования сотрудника полиции?

2) Иногда;

10. Каким Федеральным законом установлено, что «Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом»:

1) Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции»;*

2) Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) Федеральным законом № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел»;

11. Возможно ли предоставление отпуска по уходу за ребенком отцам-сотрудникам органов внутренних дел?

3) Возможно только в случаях, исключающих возможность ухода за ребенком матерью;*

12. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, на которых распространяется действие Федерального закона №247-ФЗ, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) все перечисленные лица.*

13. Согласно Федеральному закону № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге):

1) от 2 до 5 лет - 5 процентов;

2) от 2 до 5 лет - 10 процентов;*

3) от 2 до 5 лет - 15 процентов;

4) не предусмотрена;

14. Согласно Федеральному закону № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах:

1) за квалификационное звание специалиста третьего класса - 5 процентов;*

2) за квалификационное звание специалиста третьего класса - 10 процентов;

3) за квалификационное звание специалиста третьего класса - 15 процентов;

4) не предусмотрена;

15. Согласно Федеральному закону № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

3) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

4) все перечисленное;*

16. Сотрудникам, временно проходящим службу за пределами территории Российской Федерации, часть денежного довольствия выплачивается:

1) в рублях;

2) не выплачивается;

3) в иностранной валюте;*

17. Единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

2) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

3) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

4) все перечисленное;*

18. Единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

2) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

3) в связи с утратой доверия;

4) все перечисленное;*

19. Имеет ли право сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения?

3) Законом не предусмотрено;

20. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник:

1) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

2) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и не обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18 квадратных метров;

3) проживает в общежитии;*

  • Гамаюнова Александра Витальевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • СОТРУДНИК ОВД
  • ЧЛЕНЫ СЕМЬИ
  • ГАРАНТИИ
  • СТРАХОВАНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

В данной статье представлен перечень льгот, гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренним дел и их семьям, закрепленный в действующем российском законодательстве.

  • Актуальные проблемы адаптации сотрудника полиции в социуме в современной России
  • Анализ семьи как системы в рамках теорий конфликта в социологии
  • Социальная работа в органах внутренних дел: задачи, формы, основные направления
  • Психотерапевтический метод «анималотерапия»: преодоление эмоционально - стрессовых состояний у детей, пострадавших от насилия в семье
  • Реализация социальных проектов по профилактике семейного неблагополучия на территории октябрьского района города Екатеринбурга

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это система социально - юридических гарантий, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников. Как следует из Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Данные конституционные положения имеют непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Следует сказать, что социальная защита может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В широком смысле социальная защита - это совокупность разнообразных правовых средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Проблемы социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья. Очень часто они становятся объектом посягательства преступников. В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.

Сотрудникам органов внутренних дел установлены льготы, гарантии и компенсации. К социальным гарантиям можно отнести:

  • использование при оплате труда системы премиальных выплат;
  • установление вещевого довольствия или его денежного эквивалента;
  • медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами; государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью
  • и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступившими в период прохождения службы;
  • пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсий по случаю потери кормильца.
  • материальное обеспечение, включающее денежное и вещевое, а также денежные доплаты и компенсации;
  • медицинское и санаторно-курортное обеспечение;
  • государственное страхование;
  • пенсионное обеспечение.

Материальное обеспечение, включающее денежное и вещевое, а также денежные доплаты и компенсации. Правительство России устанавливает виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел: должностные оклады, процентные надбавки за выслугу лет, оклады по специальным званиям, другие надбавки и доплаты. Выплаты денежного довольствия обеспечивают Министерство внутренних дел Российской Федерации, финансово-экономические службы министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации, бухгалтерии органов, подразделений и учреждений внутренних дел.

Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
  • поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
  • надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;
  • коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • за использование личного транспорта в служебных целях;
  • за наем (поднаем) временных жилых помещений и т.д.

Кроме того, сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

  • к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);
  • к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются вещевым довольствием бесплатно, за исключением отдельных предметов, которые отпускаются за плату по нормам снабжения. Право на получение довольствия наступает при назначении сотрудника на штатную должность и со дня присвоения специального звания. Последующая выдача производится по окончании срока носки выданных предметов. Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в гражданской одежде, а также другим работникам по решению руководителя органа внутренних дел выплачивается денежная компенсация за предметы обмундирования, положенные по нормам.

Медицинское и санаторно-курортное обеспечение. Сотрудники внутренних органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение лекарствами в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, санаторно-курортное обеспечение.

Государственное страхование. В качестве дополнительных гарантий защиты жизни и здоровья осуществляется обязательное государственное личное страхование сотрудников. Порядок осуществления страхования жизни и здоровья сотрудников ОВД определен в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и приказе МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России». Организация обязательного государственного личного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел, а также порядок и условия выплаты единовременных пособий и страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительное социальное страхование, возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел вследствие катастроф, а также при защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае гибели или смерти сотрудника в результате катастрофы, несчастного случая, стихийного бедствия, насилия, связанного с его служебной деятельностью или исполнением служебных обязанностей, кадровые подразделения органов внутренних дел сообщают сведения о семье и родственниках погибшего, находившихся на его иждивении, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Следует сказать, что, несмотря на изменения, внесенные в законодательство, установлен объем льгот и компенсаций, формирующих правовые и социальные основы для осуществления государственных гарантий в механизме защиты прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел. Социальная защита - объективно необходимый элемент правового положения сотрудников органов внутренних дел. От ее улучшения зависит эффективность правоохранительной деятельности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2013. – 64 с.
  2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12188106/
  • Специальность ВАК РФ12.00.14
  • Количество страниц 171

Глава I. Понятие и содержание социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел.12.

§ 1. Общая характеристика законодательства о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.12.

Глава II. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.77.

§ 1. Правообеспечительные гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.77.

§ 2. Стимулирующие гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.98.

§ 3. Гарантии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел как субъектов правоохранительной деятельности.130.

Рекомендованный список диссертаций

  • Организационное обеспечение правовой защиты сотрудников органов внутренних дел 1999 год, кандидат юридических наук Шубина, Ирина Ивановна

  • Административно-правовое обеспечение социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации 2006 год, кандидат юридических наук Кочеткова, Наталья Дмитриевна

  • Гарантии законности в административной деятельности милиции 1998 год, кандидат юридических наук Поникаров, Владимир Анатольевич

  • Административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы 2008 год, кандидат юридических наук Каляшин, Андрей Владимирович

  • Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: Системно-правовой анализ 2005 год, доктор юридических наук Каплунов, Андрей Иванович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел»

Социально-экономические и политические изменения в Российской Федерации на рубеже XXI века, произошедшие в результате глубокого реформирования фундаментальных основ российского общества крайне остро поставили вопрос о внесении существенных корректив в деятельность правоохранительных органов государства в целом и органов внутренних дел, в частности.

Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел, прямо влияющей на эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России, показывает, что разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности, а также степенью правовой и социальной защищенностью сотрудников органов внутренних дел в связи со значительно возросшими нагрузками на личный состав подразделений и служб органов внутренних дел, вызванными ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами, привел к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, снижению престижа службы в органах внутренних дел, оттока наиболее квалифицированных кадров. Помимо этого, несовершенство законодательства, закрепляющего гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, крайне неэффективная практика их реализации юрис-дикционными органами еще более усиливает в современный период остроту проблемы правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

В связи с этим, приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, как составной части социально-правовой защиты личности в Российской Федерации. В результате выше перечисленных обстоятельств комплексное исследование правовой защиты и социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел представляется актуальным.

Помимо этого внесенные изменения в Закон Российской Федерации «О милиции» (1999 г.), принятие Федеральных законов «О государственной социальной помощи», «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», а также активная работа в настоящее время над проектом Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», также обуславливают актуальность настоящего исследования. Поскольку перечисленные акты содержат в себе важные гарантии правовой и социальной защиты личности в Российской Федерации, а также гарантии социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, которые требуют своего детального научного исследования в современный период.

Вопросы социально-правовой защиты личности и социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел рассматривались в работах: Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Г.В. Мальцева, А.В. Стремоухова И.И. Веремеенко, И.Н. Зубова, JT.M. Колодкина, Б.П. Кондрашова,

A.П. Коренева, Р.У. Концелидзе, А.В. Коровникова, Ю.П. Соловья,

B.Д. Малкова, А.А. Магомедова, Г.А. Туманова, И.И. Шубиной,

B.М. Шамарова, П.П. Сергуна, B.C. Чернявского, А.В. Стремоухова,

C.Д. Порошука, В.И. Федорова, А.Х. Миндагулова, Г.М. Мякишева, С.Ф. Зыбина, О.М. Хатюшенко, В.В. Черникова, и ряда других ученых и специалистов.

Вместе с тем, современной научной концепции правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел не создано. Подобное положение обусловлено рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. В связи с этим, возникает необходимость дальнейшего углубления теоретических исследований, касающихся правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, учитывая при этом перспективы изменения административного законодательства.

Исходя из этого, комплексное исследование правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел может способствовать разработке предложений по совершенствованию законодательства о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

2. Цель и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационной работы состоит в проведении комплексного исследования правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и разработке предложений по совершенствованию законодательства о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел, а также законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач: а) провести теоретический анализ категорий: охрана прав, защита прав, а также правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и на этой основе высказать предложения по совершенствованию законодательного закрепления данных категорий; б) сформулировать понятие правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и выявить специфику административно-правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел; г) раскрыть содержание и целевое назначение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и осуществить их классификацию; д) выявить и показать особенности правовой и социальной защиты сотрудника органа внутренних дел в современный период; е) провести анализ действующего законодательства, закрепляющего правовые и социальные гарантии сотрудника органов внутренних дел и исследовать проблемы реализации этих гарантий на практике; ж) проанализировать практику правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и на этой основе высказать предложения по её совершенствованию; з) сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

3. Методология и методика исследования

Методологией диссертационного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формальнологический, а также анализ документов.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных правоведов по проблемам социально-правовой защиты личности, теории права, конституционного, административного права и иным научным дисциплинам, относящимся к теме исследования. Использование, помимо правовых наук, других отраслей знания позволило избежать узкоспециального подхода к изучаемым проблемам.

Нормативную базу диссертации составляют законы и иные нормативные акты о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические и иные данные Главного управления кадров и кадровой политики МВД России, а также большой опыт службы соискателя в кадровых аппаратах органов внутренних дел.

4. Объект и предмет диссертационного исследования

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с правовой и социальной защитой сотрудников органов внутренних дел, которые представляет собой юридически сложное, комплексное явление, обладающее качественной определенностью, характерными признаками и специфическими чертами.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические и практические проблемы реализации правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и пути совершенствования этой деятельности.

5. Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования определяется кругом анализируемых вопросов с учетом современного подхода к правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел, перспектив принятия Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Помимо этого, в работе комплексно рассмотрены вопросы реализации гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Это позволило автору сформулировать предложения по улучшению организации и повышению эффективности правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, а также выдвинуть предложения по совершенствованию законодательства, закрепляющего соответствующие гарантии правовой и социальной защиты личности.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

В целях совершенствования административно-правового статуса сотрудника органа внутренних дел (милиции) целесообразно в статье 23 Федерального закона «О милиции» и в проекте Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» указать, что сотрудник органа внутренних дел (милиции) является представителем исполнительной власти государства и находится под особой социально-правовой защитой закона;

С целью недопущения ограничения права сотрудников органов внутренних дел (милиции) на необходимую оборону и крайнюю необходимость правилами применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, целесообразно положение, предусмотренное ч. 8 ст. 12 Федерального закона «О милиции», о том, что «применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом», заменить положением: «физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются, исходя из характера складывающейся обстановки, по усмотрению сотрудника милиции в случаях, предусмотренных настоящим законом», данное положение, на наш взгляд, будет важной гарантией социально-правовой защиты сотрудника милиции;

Предлагается изменить редакцию ч. 3 ст.25 Федерального закона «О милиции» - «При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом», исключив слово «явно», или дать официальное толкование данному термину с целью разграничения «явных» и «неявных» противоречий закону. Поскольку такое оценочное суждение в формулировке, ослабляет гарантирующий эффект рассматриваемой нормы и недостаточно обеспечивает правовую защищенность сотрудников милиции;

Представляется необходимым принять постановление Правительства Российской Федерации, которым будет введена в действие государственная программа строительства жилья для личного состава органов внутренних дел. Программа должна предусматривать поэтапное выделение средств и материальных ресурсов, сдачу в эксплуатацию жилья и другие вопросы. Так же нормативно закрепить необходимость замещения определенной части должностей в службе по работе с личным составом сотрудниками, имеющими юридическое образование и опыт правовой работы, которые будут оказывать разнообразную юридическую помощь сотрудникам органов внутренних дел;

Исследование позволило сделать вывод о необходимости ускорения принятия Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Данное обстоятельство обосновывается тем, что за время, прошедшее с момента утверждения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, была принята Конституция России, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В связи с этим и возникла объективная необходимость обеспечить, во-первых, отражение в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» норм Конституции России, определяющих основы федеративного устройства Российской Федерации, системы ее государственных органов, а также основных положений, регламентирующих прохождение государственной службы, во-вторых, привести в соответствие с законодательством в данном акте вопросы прохождения государственной службы и социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел. Помимо этого, целесообразность принятия Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» вызвана еще и тем, что в деятельности органов внутренних дел произошли существенные изменения содержательного характера, возникли новые организационные формы прохождения службы, выявились новые потребности в стимулировании службы сотрудников органов внутренних дел.

6. Теоретическая и практическая значимость работы

Содержащиеся в работе теоретические выводы о специфике правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел позволяют расширить теоретические взгляды на реализацию гарантий правовой и социальной защиты рассматриваемой категории лиц, что поможет выявить имеющиеся противоречия в реализации гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и предложить пути по их устранению и совершенствованию законодательства о прохождении государственной службы в органах внутренних дел.

Практическая значимость диссертации состоит в обобщении и конструктивно-критическом анализе существующей практики осуществления правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и подготовленных на этой основе рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности служб и аппаратов органов внутренних дел в процессе работы с личным составом.

Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы: при совершенствовании административного законодательства, ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел; в учебном процессе образовательных учреждений МВД России при изучении административного права, административной деятельности органов внутренних дел и некоторых других специальных курсов.

Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел», проходивших в 1999 и 2000 годах в Московской академии МВД России. Положения диссертации были также внедрены в учебный процесс кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел. Кроме того, выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, были использованы в практической деятельности органов внутренних дел. Результаты проведенного исследования также отражены в двух научных статьях.

8. Объем и структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Административное право, финансовое право, информационное право», 12.00.14 шифр ВАК

  • Замещение должностей правоохранительной службы в органах внутренних дел 2010 год, кандидат юридических наук Зенцова, Юлия Александровна

  • Правовое регулирование прохождения правоохранительной службы сотрудниками органов внутренних дел: проблемы организационно-правового и методологического характера 2006 год, доктор юридических наук Дикажев, Мухарбек Магомедгиреевич

  • Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел: Ист. и орг.- правовой аспект 1998 год, доктор юридических наук Лойт, Хиллар Харриевич

  • Правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации (милиции) 2005 год, кандидат юридических наук Филиппова, Эльвира Маисовна

  • Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел: Вопросы теории 2006 год, кандидат юридических наук Анохина, Светлана Юрьевна

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Круппо, Сергей Маратович

Заключение

Проведенное исследование, правовой защиты и социального обеспечения сотрудников внутренних дел позволяет сформулировать следующие основные выводы и на этой основе выдвинуть предложения по совершенствованию административного законодательства о правовой и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

1. Анализ законодательства, а также исследование практического употребления термина «правовая защита» позволили выявить следующие ее основные черты: правовая защита предполагает наличие и действие конкретных юридических гарантий, которые устанавливаются государством, и закрепляются исключительно в правовых нормах; она включает в себя и организационные гарантии, которые придают юридическим гарантиям реально функционирующий характер; «правовая защита личности», в отличие от «охраны прав личности» и «защиты прав личности», охватывает правовые меры защиты не только прав, но и всех элементов правового статуса (прав, обязанностей, ответственности), правовая защита распространяется не только на те случаи, когда права уже нарушены, а действует как бы упреждающе с момента принятия гарантий; состояние правовой защищенности личности является необходимым условием для реализации защиты прав в случае их нарушения; конкретная правовая защита личности осуществляется путем реализации права исключительно в форме применения права, а точнее - правоохранительного правоприменения.

2. Основываясь на выводах, сделанных в диссертации, можно констатировать: правовая защита сотрудников органов внутренних дел - это система предусмотренных законодательством организационно - правовых гарантий, а также основанная на законе деятельность уполномоченных органов по установлению (правотворчество) и применение (правоприменение) этих гарантий, обеспечивающих правомерную реализацию и охрану (защиту) всех элементов его правового статуса. Правовая защита включает в себя правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов и их должностных лиц, а также результаты этой деятельности. По отношению к гражданам правотворческая деятельность - это абстрактная правовая защита, а правоприменительная - это конкретная, реальная. Правовая защищенность - это состояние статики, то есть состояние гарантированности правового статуса, которое имеет место после создания и закрепления гарантий защиты в правовых нормах до их применения, а также состояние, которое наступает после применения юрисдикционным органом установленной гарантии и издания акта применения права. Правовая защищенность - это наличие действующих гарантий, а правовая защита кроме гарантированности, включает в себя еще и деятельность по установлению или применению этих гарантий. Иными словами, правовая защищенность сотрудника органа внутренних дел является составной частью его правовой защиты.

3. Правовая защита охватывает следующий комплекс правовых мер: правотворческая деятельность уполномоченных органов по изданию норм права, в которых закреплены гарантии правовой защиты, меры охраны прав, представленные в виде правовых гарантий, правоприменение, юридическая ответственность и другие меры по восстановлению условий реализации нарушенных прав.

4. Многообразие организационно-правовых форм и органов защиты сотрудников органов внутренних дел обусловливают разнообразие видов самих гарантий правовой защиты. Последние могут быть дифференцированы по следующим основаниям: по функциональному назначению (гарантии реализации правового статуса и гарантии его охраны или защиты); по объекту защиты (гарантии личной безопасности, правомерной служебной деятельности, социальных прав, политических прав, экономических прав и др.); по отраслевой принадлежности норм права, с помощью которых компетентный орган осуществляет защиту (государственно-правовые, административноправовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.); по уровню их закрепления (гарантии, закрепленные в Конституции России, текущем законодательстве, ведомственных нормативных актах).

5. Уровень правовой и социальной защищенности сотрудников милиции прямо влияет на эффективность правоохранительной деятельности в различных направлениях:

От него зависит, в частности, степень реализации одной из основных внутренних функций государства по охране правопорядка, прав и свобод граждан;

Он служит необходимым условием, элементом и объективной предпосылкой для практического решения оперативно-служебных, кадровых и иных задач органов внутренних дел;

Недостаточный уровень защищенности сотрудников органов внутренних дел приводит к их пассивности и нерешительности в деятельности по выполнению возложенных на них функций, в результате чего правоохранительные мероприятия теряют наступательный характер, а это наносит вред не только авторитету государства, но и нередко является условием превращения самих сотрудников в объекты посягательства со стороны преступников.

6. Высокий уровень гибели сотрудников органов внутренних дел и получение телесных повреждений, естественно, объясняются не одной причиной - недостаточной правовой защищенностью. В целом эти причины можно условно разделить на две группы: опосредованные и непосредственные. Первая группа - это причины, обусловленные кризисными явлениями в социально - экономической, политической, духовно-нравственной и иных сферах жизнедеятельности общества. Их можно определить как опосредованные, поскольку они проявляются через такие негативные социальные процессы, как межнациональные конфликты, рост преступности, акции гражданского неповиновения, другие групповые нарушения правопорядка и т.п.

Вторая группа - это непосредственные причины, обусловленные: качеством профессиональной подготовки, и в первую очередь - качеством боевой и психологической подготовки, несовершенством и нехваткой вооружения, средств активной обороны и индивидуальной защиты наличием других несовершенных гарантий личной безопасности неэффективным функционированием механизма реализации установленных гарантий правовой защиты недостатком организации и недисциплинированности при: несении службы и др. Названные и иные непосредственные причины гибели и радения сотрудников органов внутренних дел находятся в прямой зависимости от уровня их правовой защищенности.

7. Социальная защищенность находится в органическом единстве с государственно-правовой трактовкой социальной политики, которая, основываясь на закрепленных в правовых нормах гарантиях социальной защиты, призвана обеспечить реализацию одного из основных принципов правового государства-социальную справедливость. Основное назначение социальных прав заключается в том, что они должны обеспечивать удовлетворение социальных, жизненных потребностей общества.

8. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это система социальных гарантий конституционных прав и свобод, обеспечивающих удовлетворенность материальными и духовными потребностями в соответствии с тем социальным статусом, который они занимают в обществе. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел осуществляется закрепленными в нормах права правовыми гарантиями защиты социальных прав. Поэтому социальная защита сотрудников милиции является одним из направлений их правовой защиты.

9. Закрепленные в законе гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел призваны компенсировать как тяжелые условия труда милицейской профессии, так и установленные законом правоограничения, создавая общий баланс прав и обязанностей по сравнению с другими категориями рабочих и служащих. Социальную защиту целесообразно рассматривать как принцип работы с кадрами в органах внутренних дел, что позволило бы все принимаемые решения в этом направлении деятельности пропускать сквозь призму этого принципа с целью их взаимной согласованности.

Предложения по совершенствованию законодательства:

1. В целях уточнения правового статуса сотрудника милиции целесообразно в статье 23 Федерального закона «О милиции» указать, что сотрудник милиции является представителем исполнительной власти государства и находится под защитой закона.

2. В статье 18 Федерального закона «О милиции» целесообразно закрепить, что сотрудники милиции имеют общие и специальные служебные обязанности и права. Специальные обязанности и права - те, которыми наделены сотрудники милиции в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью, общие - независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени.

3. С целью недопущения ограничения права сотрудников милиции на необходимую оборону и крайнюю необходимость правилами применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия целесообразно положение, предусмотренное ч. 8 ст. 12 Федерального закона «О милиции» о том, что «применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом», заменить положением: «физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются, исходя из характера складывающейся обстановки, по усмотрению сотрудника милиции в случаях, предусмотренных настоящим законом».

4. Предлагается изменить редакцию ч. 3 ст.25 Федерального закона «О милиции» - «При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом», исключив слово «явно», или дать официальное толкование данному термину с целью разграничения «явных» и «неявных» противоречий закону.

5. Закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях составы административных правонарушений, устанавливающие ответственность за: уклонение от явки: в орган внутренних дел, ложный вызов сотрудников органов внутренних дел (милиции); непринятие мер по представлениям и информации правоохранительного органа; вмешательство в разрешение дел, находящихся в производстве органа внутренних дел.

6. Для устранения дефицита информации по проблемам работы с кадрами целесообразно: а) постоянно информировать ГУВД, МВД, УВД - субъектов Российской Федерации о положительном опыте по всем направлениям правовой и социальной защиты личного состава в различных регионах через экспресс-информацию, издаваемую МВД России, а также посредством проведения зональных семинаров; б) подготовить и издать методические материалы, учебные пособия, справочники по проблемам правовой и социальной защиты сотрудников; в) издавать новые сборники, нормативных актов по вопросам работы с кадрами в органах внутренних дел.

7. Органом, защищающим служебные и личные права сотрудников милиции, могли бы стать служебно-дисциплинарные комиссии. Они могут быть постоянно действующим органом, создаваемым на паритетных началах из представителей профсоюза (ассоциации) и выбираемых опытных сотрудников (в том числе и находящихся в отставке) органов внутренних дел. Комиссии рассматривают вопросы, связанные с прохождением службы и решением социальных проблем по рапортам сотрудников милиции. Такие комиссии должны создаваться одна на несколько органов (подразделений) с тем, чтобы воздействие руководителей на их членов было минимальным. В целях усиления правовой и социальной защиты сотрудников милиции целесообразно установить конкретную юридическую ответственность руководителей за ущемление гарантий защищенности их подчиненных.

8. Представляется целесообразным разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации, которым будет введена в действие государственная программа строительства жилья для личного состава органов внутренних дел. Программа должна предусматривать поэтапное выделение средств и материальных ресурсов, сдачу в эксплуатацию жилья и другие вопросы. Так же нормативно закрепить необходимость замещения определенной части должностей в службе по работе с личным составом сотрудниками, имеющими юридическое образование и опыт процессуальной деятельности, которые будут оказывать разнообразную юридическую помощь сотрудникам органов внутренних дел.

Таковы основные теоретические и практические выводы, вытекающие из исследования правовой защиты и социального обеспечения сотрудников внутренних дел.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Круппо, Сергей Маратович, 2001 год

1.1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР22 ноября 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

3. Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // РГ. 1997. 23 декабря.

4. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. // РГ. 1997. 12 февраля.

5. Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

6. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

7. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455. РГ. 1995. 26 апреля.

8. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

9. Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) // ВВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; РГ. 1995. 27 декабря.

10. Закон Российской Федерации «О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц» от 28 апреля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 21. Ст. 745.

11. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред.

12. Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; РГ. 1995. 26 декабря.

13. Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. № 31 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 7. Ст. 878

14. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.

15. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. // ВВС РФ. 1992. №42. Ст. 2334.

16. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25 декабря 1992 г.) // ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77.

17. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 г.) // ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. №29. Ст. 1112.

18. Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в ред. законов Российской Федерацииот 24 июня, 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., 28 августа 1995 г.) // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

19. Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.

20. Федеральный закон «О милиции» // СЗ РФ. 1999, № 14, ст. 1666.

21. Федеральный закон «О государственной социальной помощи». // СЗ РФ. 1999 г. №29, ст. 3686.

22. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». // РГ. № 243, 19,12, 95 г.

23. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». // РГ № 139, 21.07.99 г.

24. Федеральный закон «О ветеранах» // РГ № 19, 25.01, 95 г.

25. Федеральный закон «О государственных пенсиях» // РГ № 12 от 02.01.2000 г.

26. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ 1997 г. № 43, ст. 4904.

27. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 // РГ. 1996.31 июля.

28. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ. 1996 № 24 ст. 3426.

29. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3358.

30. Положение о государственных наградах Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от2 марта 1994 г. №442 // САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 775.

31. Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 // СЗ РФ. 1966. № 27. Ст. 3274.

32. Постановление Правительства Российской Федерации «О Межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 11 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3457.

33. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы)по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2856.

34. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. №31. Ст. 2856.

35. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденная приказом МВД России от 25 июня 1993 г.

36. Положение о Главном управлении кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 11 ноября 1998 г. № 740.

37. Приказ МВД СССР от 24 сентября 1990 г. № 364 «О неотложных мерах по обеспечению безопасности работников органов внутренних дел».

38. Приказ МВД РФ от 30 августа 1997 г. № 574 «Об упорядочении сбора и обработки статистической отчетности о работе кадровых аппаратов».

40. Приказ МВД РФ от 20 января 1998 г. № 49 «Об утверждении формы статистической отчетности».

41. Приказ МВД РФ от 31 января 1998 г. № 81 «О внесении изменений в приказ МВД России от 19 июня 1997 г. № 374.

42. Приказ МВД РФ от 09 ,марта 1993 г. № 137 «Об использовании пенсионеров правоохранительных органов в качестве специалистов в системе МВД России».

43. Приказ МВД России от 11 января 1999 г. № 12 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России».

45. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1995 год. М., ГУК МВД РФ. 1996.

46. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российскойрации за 1996 год. М., ГУК МВД РФ. 1997.

47. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской

48. Федерации за 1997 год. М, ГУК МВД РФ. 1998.

49. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1998 год. М., ГУК и КП МВД РФ. 1999.

50. Монографии, учебники, учебные пособия и диссертации:

51. Автаева Н.Е., Волошин Н.П. Гражданско-правовая защита социалистической собственности. М., 1974 год.

52. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая Под ред. А.П. Коренева М., 1996 г.

53. Административное право. А.П. Коренев М., 1996 г.

54. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.

55. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах М., 1982 г.

56. Ансель М. Новая социальная защита. М., 1970 г.

57. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997 г.

58. Бабаев С.Ф. Механизм совершенствования государственного управления (административно-правовые аспекты). Рига, 1986 г.

59. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985 г.

60. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989 г.

61. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000 г.

62. Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., 1986 г.

63. Биленко С.В. Советская милиция России (1917 - 1920 г.г.) М., 1976 г.

64. Веселый В.З. Актуальные проблемы совершенствования управленческой подготовки кадров в органах внутренних дел. М., 1989 г.

65. Вопросы судебной практики по гражданско-правовым спорам с участием органов внутренних дел. М., 1996 г.

66. Закон Российской Федерации «Об оружии». Научно-практический комментарий. // Голованёв И.В. и др. М., 1995.

67. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1973 г.

68. Донцов С.Е. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980 г.

69. Донцов С.Е., Маринина М.Я. Имущественная ответственность за вред, причиненный личности. М., 1986 г.

70. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981 г.

71. Зыбин С.Ф., Стремоухов А.В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. 1994 г.

72. Колодкин JI.M. Успех служебной деятельности руководителя органов внутренних дел (психология и технология достижения). М., 1992 г.

73. Кондрашев Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции. М., 1992 г.

74. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1997 г.

75. Криминология: Учебник для юридических вузов. // Под редакцией В,Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998 г.

76. Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Развитие системы подбора, расстановки и обучения кадров в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1978 г.

77. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правое регулирование. М., 1997 г.

78. Маслов В. Обязательства из причинения вреда. Харьков, 1961 г.

79. Материалы заочного «круглого стола» по проблемам кадровой политики органов внутренних дел. // Центр информационного и научно-методического обеспечения кадровой политики МВД России. М., 1998 г.

80. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 г.

81. Мордовец А.С., Магомедов А.А., Силантьева Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 г.

82. Новиков B.C. Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции. М., 1996 г.

83. Омаров A.M. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980 г.

84. Организация работы с кадрами в оргах внутренних дел. М., 1997 г.

85. Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. // Под ред. Н.А. Катаева, 1991 г.

86. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел (тактика и психология безопасной деятельности). М., 1996 г.

87. Попов Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций. М.,1976 г.

88. Прокурорский надзор за исполнением законов: прошлое и настоящее // Сборник материалов совещаний-семинаров прокурорских работников в г. г. Москве и Иркутске, ноябрь декабрь 1997 г. М.,

89. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964 г.

90. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юстиция в СССР. М, 1970г.

91. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, 1998 г.

92. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993 г.

93. Социальная и правовая защита сотрудников органов внутренних дел (опыт работы на местах). М., 1994 г.

94. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996 г.

95. Сухарев Е.А., Трофимов Н.И. Охрана жизни, чести и достоинства работников милиции и народных дружинников. М., 1970 г.

96. Тарасова В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М.,1978г.

97. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972 г.

98. Чернышева С.А. Защита чести и достоинства граждан. М., 1974 г.

99. Шамаров В.М. Организация работы с личным составом органов внутренних дел. Учебно-практическое пособие. М., 1997 г.

100. Шамаров В.М. Профессиональные организации работников милиции (историко-правовой аспект). М., 1994 г.

101. Шамаров В.М. Государственное обеспечение работников милиции историко-правовые аспекты социальной защиты). М., 1995 г.

102. Арифджанов Р. Российская милиция работает гораздо хуже советской. Об этом свидетельствуют опросы социологов. // Известия, 17 апреля 1998 г.

103. Бикмашев В.А. Уголовно правовые аспекты применения оружиясотрудниками органов внутренних дел. // Теоретические и практические аспекты реализации законодательства об оружии. М., 1994 г.

104. Борисов А.Б. Проблемы совершенствования работы с кадрами в органах внутренних дел. // Стратегические цели и приоритетные задачи МВД Основные направления и средства их реализации. М., 1996 г.

105. Дроздов В.А. Организация работы по правовому воспитанию сотрудников, укреплению служебной дисциплины и законности в их деятельности. // Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. М, 1997 г.

106. Иванов О.В. Защита гражданских прав как правовой институт и как научная проблема. // Вопросы советского государства и права. Иркутск, 1967г.

107. Ильин А.Н. Развитие социальной сферы, социальной защиты личного состава ОВД. // Проблемы социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Сб. статей // РИПК МВД России. Домодедово, 1994 г.

108. Кальницкий В.В., Бекетов О.И. О презумпции доверия к сотруднику милиции и оценке его показаний. // Государство и право. 1994. № 8-9.

109. Москалькова Т.Н. Безопасность работников правоохранительных органов. Перспективы совершенствования законодательства. // Вестник МВД РФ. 1994 г. № 4.

110. Мякишев Г.М. Правовой статус и правовая защищенность работников милиции в современных условиях. М., 1990 г.

111. Мякишев Г.М. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел. // Организация работы с кадрами в органах внутреннихдел. М., 1997 г.

112. О практике организации социально-правовой работы в УВД Нижегородской области. Обзор. (12 марта 1997 г. № 21/12/759). // Директивные материалы МВД России за 1997 год по работе с личным составом в органах внутренних дел. М., 1998 г.

113. Побегайло Э.Ф. Проблемы правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел от преступных посягательств. // Современные проблемы борьбы с преступностью: Труды Академии МВД России. М., 1993 г.

114. Порощук С.Д. Правовая защита сотрудников органов внутренних дел. // Законность. 1993. № 12.

115. Сафронов А.Д. Отказы в правовой защите милиции в сфере прав человека. // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности ОВД по материалам Московского (1991) Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ: Материалы Конференции. М., 1994 г.

116. Сафронов А.Д. О повышении эффективности уголовно-правовой щиты сотрудников милиции. // Государство и право 1996 г, № 2.

117. Собур Г.А. Применение норм социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел. Домодедово, 1994 г.

118. Соловей Ю.П. Закон РСФСР о полиции (Инициативный авторский проект. // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Омск, 1991 г.

119. Социальная и правовая защита работников милиции России (1917 1927 г.г.) // Информационно-аналитический обзор. М.: Академия МВД России, 1997 г.

120. Сухинин А.В. Прекращение службы и восстановление на службе в органах внутренних дел. П Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1997 г.

121. Туманов В.Д. Личностный подход к проблеме социально-правовой защиты работников ОВД. // Проблемы социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. // Сборник статей. РПК МВД России. Домодедово, 1994 г.

122. Архипов О.Г. Социально-правовой статус работников ОВД: Автореферат. Диссертация канд., юрид., наук. М., 1992.

123. Дикажев М.М. Правовые и организационные основы прекращения службы в органах внутренних дел и правовой защиты пенсионеров: Диссертация канд., юрид., наук. М., 1999 г.

124. Каплунов А.И. Правовые и тактические основы применения милицией огнестрельного оружия: Диссертация канд. юрид. наук. М., 1994 г.

125. Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях (социологический анализ). Диссертация канд. соц. наук. М., 1995 г.

126. Колодий А.Н. Принципы правового регулирования и их реализация деятельности милиции. Диссертация канд., юрид., наук. Киев, 1991 г.

127. Кондратов Б.П. Правовые основы организации и деятельности милиции России:. Диссертация канд., юрид., наук. М., 1992.

128. Концелидзе Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции. Диссертация канд., юрид., наук: М., 1993 г.

129. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: (Теоретико-правовой аспект). Диссертация канд., юрид., наук. СП(б), 1995 г.

130. Матросова М.Е. Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Диссертация канд. юрид. наук М., 1997 г.

131. Новиков B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству Российской Федерации. Диссертация канд., юрид., наук М., 1996 г.

132. Петрожицкий В.М. Организационно-правовые основы социальной и правовой защиты сотрудников милиции РСФСР (1917 1941 гг.). Диссертация канд., юрид., наук. М., 1997 г.

133. Порощук С.Д. Общетеоретические аспекты социально-правовой защиты сотрудников милиции Диссертация канд., юрид., наук М., 1994 г.

134. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации (Теоретико-правовое исследование). Диссертация доктора юрид., наук. Воронеж, 1996г.

135. Степанов А.В. Организационно-правовые аспекты кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел. Диссертация канд., юрид., наук. 1997 г.

136. Степанов А.В. Организационно-правовые аспекты кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел. Диссертация канд., юрид., наук. СП (б), 1997 г.

137. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект. Диссертация доктора юрид., наук. СПб., 1996 г.

138. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в

139. Российской Федерации. Диссертация доктора юрид., наук. М., 1993.

140. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Диссертация канд., юрид., наук. М., 1997 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook