Административное наказание в виде дисквалификации назначается – дисквалифицированные лица. Проблемы эффективности исполнения судебных решений Постановление суда о дисквалификации кудрявцевой марианны дмитриевны

Согласитесь, дисквалификация первого лица компании - крайне неприятная, но вполне возможная ситуация.

Чаще всего подвергаются этому наказанию руководители, которые нарушили трудовое законодательство (например, своевременно не выплатили работникам зарплат усм., например, Постановления Свердловского областного суда от 23.01.2012 № 4а-5/2012 ; Московского городского суда от 01.12.2011 № 4а-2473/11 ; Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2012 № 4а-381/12 ), притом что ранее их уже штрафовали за подобное деяни еч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ .

Посмотрим, чем чревата дисквалификация для директора и что следует сделать, чтобы смягчить ее последствия для фирмы.

Последствия дисквалификации

С момента вступления в силу судебного постановления о дисквалификации руководитель обязан немедленно прекратить управление организацие йч. 1 ст. 32.11 КоАП РФ ; Постановление 13 ААС от 10.02.2011 № А26-7335/2010 . Такое постановление вступает в силу:

О том, где и как получить информацию о дисквалифицированных лицах, мы писали: 2012, № 4, с. 5

  • <если> оно не обжаловалось - по истечении 10 дней со дня, когда директор получит копию постановлени яп. 1 ст. 31.1 , ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ ;
  • <если> обжаловалось - в день вынесения районным судом решения по жалоб еп. 3 ст. 31.1 КоАП РФ .

Также на дату вступления в силу постановления о дисквалификации должен быть прекращен трудовой договор с директором, если таковой заключалс яп. 10 ст. 77 , п. 8 ст. 83 ТК РФ ; ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ , при условии, что директора невозможно перевести на другую имеющуюся в организации работ уст. 83 ТК РФ (подробнее об этом - чуть ниже).

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать директора на 5000 руб., а организацию - на сумму до 100 000 руб.ст. 14.23 , ч. 1 ст. 23.1 , п. 1 ч. 2 ст. 28.3 , п. 1 ч. 1 ст. 25.11 , ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ ; Решение АС Свердловской области от 11.02.2011 № А60-44858/2010-С6 Если только не будет пропущен 3-ме -сячный срок давности привлечения к ответственности, который исчисляется с момента обнаружения этого нарушени яч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ , то есть со дня составления протокола об административном правонарушени ип. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ .

Заметим: если, уже будучи дисквалифицированным, руководитель заключит какой-нибудь договор от имени фирмы, его нельзя будет признать недействительным на основании того, что руководитель как орган юрлица превысил свои полномочия.

В этом случае имеет место заключение сделки лицом без полномочий. То есть договор просто будет считаться заключенным от имени и в интересах дисквалифицированного директора, если только фирма потом не одобрит эту сделк уст. 183 ГК РФ ; пп. 1, 2 Информационного письма Президиума ВАС от 23.10.2000 № 57 ; Постановление 7 ААС от 26.06.2009 № 07АП-2754/2009 , например, приняв отгруженные по договору товары.

Порядок действий при дисквалификации

ШАГ 1. В отведенный 10-днев -ный срок нужно обязательно обжаловать судебное постановление о дисквалификации в тот суд, который вынес это постановлени еч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ , даже если нет надежды, что жалобу удовлетворят. Ведь пока жалоба рассматривается - а это может занять около 2 месяце вст. 30.2 , ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ - директор компании не считается дисквалифицированным. То есть он может руководить организацией, в частности подписывать договоры, платежки, отчетность, выписывать доверенности, принимать управленческие решения. Следовательно, директор выиграет время, чтобы утрясти все вопросы, связанные с его возможной дисквалификацией.

ШАГ 2. Пока идет обжалование, целесообразно документально закрепить за кем-то из работников компании исполнение обязанностей директора на время невозможности исполнения им своих обязанностей. Если, конечно, такой вопрос уже не урегулирован учредительными документами. К примеру, надо выдать заместителю доверенность на право выполнять от имени и в интересах компании представительские и распорядительные функции. Это очень пригодится на тот случай, если в удовлетворении жалобы откажут.

О том, как передать полномочия заместителю на время отсутствия руководителя, читайте:

ШАГ 3. Допустим, дела развиваются по худшему сценарию и постановление о дисквалификации оставлено без изменения. Тогда дальнейшие действия зависят от того, кем является дисквалифицированный директор:

  • <если> директор - единственный участник, тогда он сам как участник принимает письменное решение о том, кто будет управлять компание йст. 39 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее - Закон № 14-ФЗ) , и заключает с этим человеком соответствующий договор;

Внимание

Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в госорганах) по доверенности, выданной новым руководителем фирм ыПостановление ФАС ВВО от 17.12.2009 № А29-2090/2009 .

  • <если> директор - один из участников ООО и имеет 10% голосов и более, тогда он как можно скорее созывает внеочередное общее собрание участнико вподп. 4 п. 2 ст. 33 , пп. 1, 2 ст. 35 Закона № 14-ФЗ . Они, в свою очередь, назначают нового директора либо передают его функции управляющей организации или предпринимателю. Председатель общего собрания участников подписывает трудовой договор с новым директором либо гражданско-правовой договор на управление общество мп. 1 ст. 40 , п. 1 ст. 42 Закона № 14-ФЗ .

Если же директор не входит в состав участников или имеет менее 10% голосов, тогда ему нужно уведомить участников (лучше письменно) о сложившейся ситуации и о необходимости созвать общее собрани еп. 2 ст. 35 Закона № 14-ФЗ . Но, учитывая, что созыв собрания - процедура небыстрая, целесообразно заранее поставить участников в известность, что им, возможно, придется собираться в экстренном порядке.

Дисквалификация ≠ автоматическое увольнение

Мы уже упомянули, что дисквалифицированного директора нельзя уволить, не предложив ему другую работу (вакантную должность) в организации, включая нижеоплачиваемые или нижестоящие должност ист. 83 ТК РФ . А уже его воля - согласиться на это предложение или нет.

Формально получается вот что. Пока не вступит в силу постановление о дисквалификации, директор вполне может создать новую должность «под себя» (например, заместитель по хозяйственной части) и оставить ее вакантной до момента дисквалификации. И новый директор должен будет предложить ему занять эту должность.

Безусловно, это выход в ситуации, когда дисквалификация руководителя явилась следствием рокового стечения обстоятельств и в интересах самой компании, чтобы он остался, что называется, «в упряжке». Кстати, если в результате такой манипуляции «наказанный» директор займет на время дисквалификации один из руководящих постов в компании (например, первого заместителя), штраф за допуск к управлению организацией дисквалифицированного лиц ач. 2 ст. 14.23 КоАП РФ фирме не грозит. Ведь заместители, даже первые, не являются органом управления юрлиц аПостановление ФАС УО от 05.05.2008 № Ф09-3037/08-С1 .

Увольнение дисквалифицированного директора

Допустим, директор не согласился на предложенный ему перевод. Или же в компании нет вакансии, на которую он мог бы перевестись. Тогда выход один - увольнени еп. 8 ст. 83 ТК РФ . Уведомлять директора о предстоящем увольнении за какой-то определенный срок не обязательно.

Внимание

Никакое выходное пособие директору, увольняемому в связи с дисквалификацией, не положен ост. 178 ТК РФ .

Кстати, ТК не запрещает в этом случае уволить директора, пока он находится на больничном или в отпуске. Ведь это не увольнение по инициативе работодател яст. 81 ТК РФ , когда подобный запрет действует.

В приказе о прекращении трудового договора (форма № Т-8) в графе «Основание (документ, номер, дата)» нужно указать реквизиты судебного решения, которым директор дисквалифицирован. Запись об увольнении можно оформить так.

Подробнее о том, как проинформировать ИФНС о смене руководителя и кого еще следует известить в этом случае, читайте:

В заключение напомним: если из-за дисквалификации прежнего руководителя у руля компании встанет новый человек, об этом факте он должен будет в 3-днев -ный срок со дня вступления в должность уведомить регистрирующую инспекци ю

П.В. КАЛЕНСКИЙ,

аспирант кафедры административного и финансового права КГАУ

Исполнение постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (о привлечении к административной ответственности) является заключительной, итоговой стадией производства по делам об административных правонарушениях (рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности). Эта стадия наименее урегулированна и сложна в применении, в результате чего значительное число постановлений о дисквалификации вообще не исполняется.

Порядок исполнения постановлений о дисквалификации регулируется нормами КоАП РФ (разделом V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»), в отношении решений арбитражного суда о дисквалификации применяются нормы АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

В соответствии со ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления (решения) о дисквалификации возлагается на судью, вынесшего данное постановление (решение), в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (если оно не было обжаловано либо опротестовано).

Следует отметить, что само постановление (решение) суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, является безусловным основанием для прекращения действия договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению организацией; об этом же говорится в п. «ж» ст. 10.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29.04.2003 г. № 36). Если указанное постановление (решение) судьи было обжаловано либо опротестовано, то вступившее в законную силу постановление (решение) направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению (то есть тому судье, который его выносил) в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

Под обращением постановления о дисквалификации к исполнению следует понимать направление (передачу) данного постановления от судьи, его вынесшего, к лицам, уполномоченным приводить его в исполнение; иными словами, это комплекс процессуальных действий, направленных на реализацию дисквалификации.

После обращения постановления о дисквалификации к исполнению начинается процедура приведения его в исполнение. Копии постановления направляются дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом (ч. 1 ст. 32.11 КоАП РФ), а также лицу, уполномоченному прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Тот, кто имеет право прекратить договор, приводит постановление о дисквалификации конкретного субъекта в исполнение путем прекращения с ним договора (контракта) на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом; кроме того, указанное лицо не вправе заключать новый договор или контракт подобного рода с дисквалифицированным субъектом до окончания срока его дисквалификации.

Неисполнение указанными субъектами постановления (решения) о дисквалификации влечет для них негативные последствия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Следует отметить, что в данном случае не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию и там осуществляет управленческие функции.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия, может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях по ст. 14.23 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей должны рассматривать судьи арбитражных судов, а в отношении иных физических лиц - мировые судьи (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составляемых должностными лицами органов, уполномоченных в области финансового оздоровления и банкротства (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Следует отметить, что данная статья с июля 2002 года практически не может применяться, поскольку не определено, должностные лица какого органа уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.23 КоАП РФ. До 9 марта 2004 г. таким органом являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), а с 28 мая 2004 г. им стала Федеральная налоговая служба. Считаем, что в настоящее время остро стоит проблема определения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы за административные правонарушения, предусмотренные в ст. 14.23 КоАП РФ. По нашему мнению, это должны быть должностные лица Федеральной налоговой службы.

Однако угроза привлечения к административной ответственности - это не единственное неблагоприятное последствие для субъектов, злостно уклоняющихся от исполнения постановления (решения) о дисквалификации. По ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения (постановления) суда либо иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению к уголовной ответственности (вплоть до двух лет лишения свободы) может быть привлечено не только дисквалифицированное лицо, но и лицо, уполномоченное заключать либо расторгать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом.

Порядок исполнения постановления (решения) о дисквалификации тесно связан с трудовым законодательством и не может быть в полной мере урегулирован только нормами КоАП РФ. Однако в Трудовом кодексе РФ данные вопросы не нашли своего необходимого закрепления, и только в некоторых статьях ТК РФ имеются указания на возможность применения иных федеральных законов. Об этом же говорит и И.В. Максимов, который отмечает, что дисквалификация применяется довольно редко, в немалой степени из-за «отсутствия согласованности данного наказания с трудовым законодательством, с законодательством, регулирующим деятельность коммерческих и (или) некоммерческих организаций, не предусматривающими дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом».

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (в данном случае - КоАП РФ).

Среди перечисленных в ст. 77 ТК РФ общих оснований прекращения трудового договора отсутствует такое, как вступившее в законную силу постановление (решение) суда о дисквалификации. Однако в той же статье говорится, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. Приведенное положение дает нам право признать вступившее в законную силу постановление (решение) суда о дисквалификации в качестве одного из оснований прекращения трудового договора. Однако согласно ТК РФ это не является безусловным основанием для прекращения трудового договора, что вызывает различные подходы к решению данного вопроса.

В связи с вышесказанным нам представляется целесообразным и необходимым указать в ст. 77 ТК РФ в качестве одного из оснований прекращения трудового договора вступившее в законную силу постановление (решение) суда о дисквалификации.

Следует отметить, что в ст. 278 ТК РФ содержатся дополнительные основания для расторжения трудового договора с руководителем организации, среди которых дисквалификация также не указана.

Однако внесение в ст. 278 ТК РФ (а не в ст. 77, имеющую общий характер и применяемую к более широкому кругу субъектов) дополнений, согласно которым в качестве одного из оснований расторжения трудового договора с руководителем организации будет являться вступившее в законную силу постановление (решение) суда о дисквалификации, представляется менее целесообразным, поскольку дисквалификация может применяться не только к руководителям организации, но и к иным лицам, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), например к главному бухгалтеру.

ТК РФ также прямо не называет вступление в законную силу постановления (решения) суда о дисквалификации конкретного лица в качестве основания, препятствующего заключению с ним трудового договора (контракта), но не исключает этого. Так, согласно ст. 64 ТК РФ «запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». К таким случаям, предусмотренным федеральными законами, как раз и можно отнести запрет на заключение трудового договора с лицом, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление (решение) о дисквалификации.

Однако, по нашему мнению, поскольку вступившее в законную силу постановление (решение) о дисквалификации является безусловным препятствием к заключению трудового договора, это обстоятельство необходимо прямо оговорить в ТК РФ.

В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о дисквалификации не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Указанный срок давности прерывается, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления (решения) о дисквалификации.

Фактически нам представляется только один случай истечения сроков давности исполнения постановления (решения) о дисквалификации, если оно вступило в законную силу в сроки, установленные КоАП РФ, - это необращение судьей постановления (решения) о дисквалификации к исполнению.

Поскольку непосредственное исполнение постановления о дисквалификации возложено на само дисквалифицированное лицо и на лицо, уполномоченное прекратить с ним соответствующий договор (контракт), то в случае уклонения их от исполнения данного постановления (решения) течение указанных сроков давности должно быть прервано, вплоть до полного исполнения обращенного к исполнению постановления (решения) о дисквалификации.

В случае приостановления исполнения по-становления (решения) о дисквалификации течение срока давности приостанавливается до истечения срока приостановления (ч. 3 ст. 31.9 КоАП РФ).

Постановление (решение) о дисквалификации, по которому исполнение произведено полностью (прекращен соответствующий договор или контракт), с отметкой об исполнении должно быть возвращено в суд лицом, уполномоченным прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Однако последствия дисквалификации лица заключаются не только в прекращении ранее действовавшего договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация физического лица заключается в лишении его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, преду-смотренных законодательством Российской Федерации, то на весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

В связи с этим в соответствии с ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Однако ТК РФ не называет дисквалификацию физического лица в качестве основания, препятствующего заключению с ним трудового договора на управление юридическим лицом, и не говорит о необходимости получения соответствующей информации в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, что приводит к несоответствиям между ТК РФ и КоАП РФ.

Нам представляется возможным устранить данные противоречия путем внесения некоторых дополнений в ТК РФ.

В частности, мы предлагаем дополнить ст. 57 ТК РФ таким абзацем: «В случае заключения трудового договора на управление юридическим лицом в нем делается запись об отсутствии дисквалификации физического лица, с которым настоящий трудовой договор заключается. Данная запись делается на основании выписки о наличии дисквалификации конкретного лица, полученной от органа, ведущего реестр дисквалифицированных лиц». Кроме того, в ст. 84 ТК РФ целесообразно внести такое положение: «заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо в нарушение постановления (решения) суда о дисквалификации конкретного лица...».

В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (далее - Постановление о реестре) таким органом была назначена ФСФО России. Но в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004 г.) ФСФО России была упразднена, а новый орган, уполномоченный формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц, Правительством РФ до сих пор не определен.

Реестр дисквалифицированных лиц в соответствии с Постановлением о реестре должен формироваться и вестись в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений (решений) направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган.

Важно подчеркнуть, что за период с 1 июля 2002 г. по 2003 год, по данным, имеющимся у Судебного департамента РФ, только судьями общей юрисдикции было дисквалифицировано 1021 лицо, однако по состоянию на 10 марта 2004 г. в реестре дисквалифицированных лиц ФСФО России значились 72 лица, т.е. всего около 7%! В результате эффективность дисквалификации многократно снижена.

В первую очередь это произошло из-за того, что судьи фактически не исполняли свои прямые обязанности по направлению копии постановления (решения) о дисквалификации в уполномоченный орган для внесения соответствующей информации в реестр, что, по нашему мнению, является недопустимым.

В настоящее же время реестр вообще не ведется.

Полагаем, что для исправления складывающейся негативной тенденции в данной области необходимо ужесточить ответственность судей за неисполнение своих обязанностей с помощью более активного использования органов судейского сообщества в целом и квалификационных коллегий судей в частности, тем более что необходимая правовая основа для этого имеется.

Согласно ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ и Постановлению о реестре информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату (в размере одного минимального размера оплаты труда) такую информацию в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.

Реестр должен вестись на русском языке и содержать следующие сведения о дисквалифицированном лице: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, место жительства; в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения; дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ); срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации.

Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

За получение данных из государственного реестра дисквалифицированных лиц вносится оплата в федеральное казначейство, и после этого с копией квитанции отправляется запрос в уполномоченный федеральный орган. Как правило, через 5 дней после получения запроса данный орган дает ответ. Однако следует отметить, что такой запрос должен быть соответствующим образом обоснован и подан уполномоченными на то лицами, правомочными представлять юридическое лицо; также может подать запрос в отношении самого себя физическое лицо.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации (Федеральная инспекция труда; органы внутренних дел (милиции); органы, работающие в области банкротства и финансового оздоровления; органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; прокуратура).

Библиография

1 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. коллегия: Н.Г. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов. - М., 2003. С. 478.

2 См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 21.07.2003 г. № 177 «О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2002 г. № 182» // Российская газета. 2003. 5 авг.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» (в ред. от 29.05.2004 г.).

4 См.: Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

5 Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. - Саратов, 2004. С. 176.

6 См.: Худолеев В.В. Обязанности и ответственность главного бухгалтера, определенные нормативными документами // Консультант бухгалтера. 2003. № 4.

7 См.: Ведомственное статистическое наблюдение. Отчет о рассмотрении федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации за 2002 и 2003 гг.

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Свернуть Показать

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).


Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной, итоговой стадией производства по делам об административных правонарушениях (рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности). Данная стадия является наименее урегулированной и сложной в применении, в результате значительное число постановлений о дисквалификации вообще не исполняется.

В соответствии с главой 2 статьи 31.2 КоАП РФ и части 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Возникает вопрос в отношении немедленного исполнения решения суда в случае обжалования дисквалифицированным лицом решения суда, поскольку право на обжалование гарантируется законом лицу, привлекаемому к административной ответственности. В соответствии с КоАП РФ решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок. Если в течение этого срока не была заявлена жалоба, решение вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. В случае когда жалоба своевременно подана и принята к рассмотрению, исполнение решения откладывается до принятия вышестоящим судом решения по жалобе.

Само постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, является безусловным основанием для прекращения действия договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению организацией, об этом же говорится в ст. 10.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Утв. Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29.04.2003 г. № 36.

В главе 32 КоАП определено, что порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со этой главой постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом - прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление деятельности по управлению им. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган, и дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом, В соответствии с частью 1 статьи 32.11 КоАП РФ. а также лицу, уполномоченному прекратить договор с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Из толкования данной нормы следует, что работодатель должен немедленно расторгнуть с дисквалифицированным лицом трудовой договор. Дисквалифицированному работнику следует предложить имеющуюся у работодателю иную работу, которую он может выполнять с учетом примененного к нему административного наказания в виде дисквалификации. Если работник отказался от предложенной ему другой работы или ее отсутствии работник может быть уволен в зависимости от конкретных обстоятельств дела, но лишь на основании и в порядке, предусмотренном ТК.

Необходимо обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. Некоторые авторы считают, что в Трудовом кодексе РФ сегодня нет основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию, и это является пробелом в законодательстве. Внесение записи о дисквалификации в трудовую книжку работника будет являться грубым нарушением трудового законодательства РФ, так как, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г., записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона. В проекте изменений к ТК запланировано дополнить ст. 83 новым пунктом следующего содержания: « дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом, влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей». Эти изменения еще только ждут своего принятия Государственной Думой. В настоящее время в подобных случаях используется ст. 81 ТК, которым предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, установленных ТК и иными федеральными законами, в частности, разумеется, и Кодексом об административных правонарушениях. Получается, что именно по этому основанию - по п. 14 ст. 81 ТК и должен быть уволен дисквалифицированный генеральный директор. Сорокина Е. Административная ответственность юридических лиц // Законность. 2005. № 5., С. - 12. С другой стороны, согласно ТК РФ это не является безусловным основанием для прекращения трудового договора, что вызывает различные подходы к решению данного вопроса.

Подобным же образом может быть упомянуто и постановление об административном правонарушении, исключающее возможность для дисквалифицированного работника занимать прежнюю должность. В ст. 278 ТК РФ содержатся дополнительные основания для расторжения трудового договора с руководителем организации, среди которых дисквалификация также не указана. Хотя дополнение в ст. 278 ТК РФ дополнений, согласно которым в качестве одного из оснований расторжения трудового договора с руководителем организации будет являться вступившее в законную силу постановление суда о дисквалификации представляется менее целесообразным, поскольку дисквалификация может применяться не только к руководителям организации, но и к иным лицам, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе юридического лица Ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ., например к главному бухгалтеру. Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации. «Современное право», № 9/2004., С. - 21.

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Однако, опять же, ТК прямо не называет дисквалификацию физического лица в качестве основания, препятствующего заключению с ним трудового договора на управление юридическим лицом и не говорит о необходимости получении соответствующей информации в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, что приводит к несоответствиям между ТК и КоАП.

Неисполнение указанными субъектами постановления о дисквалификации влечет для них негативные последствия. В частности, в соответствии со статьей 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию и там осуществляет управленческие функции. В соответствии с ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия, может быть подвергнуто административному штрафу в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Однако угроза привлечения к административной ответственности - это не единственное неблагоприятное последствие для субъектов, злостно уклоняющихся от исполнения постановления о дисквалификации. По ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда либо иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению к уголовной ответственности может быть привлечено не только дисквалифицированное лицо, но и лицо, уполномоченное заключать либо расторгать договор на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом.

Если приостановления исполнения постановления о дисквалификации течение срока давности приостанавливается до истечения срока приостановления. Ч. 3 ст. 31.9 КоАП РФ. Постановление о дисквалификации, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполнении должно быть возвращено в суд лицом, уполномоченным прекратить договор с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о дисквалификации не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Указанный срок давности прерывается, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления (решения) о дисквалификации. Фактически представляется только один случай истечения сроков давности исполнения постановления о дисквалификации, если оно вступило в законную силу в сроки, установленные КоАП РФ, - это необращение судьей постановления о дисквалификации к исполнению. Непосредственное исполнение постановления о дисквалификации возложено на само дисквалифицированное лицо и на лицо, уполномоченное прекратить с ним соответствующий договор, то в случае уклонения их от исполнения данного постановления течение указанных сроков давности должно быть прервано, вплоть до полного исполнения обращенного к исполнению постановления (решения) о дисквалификации. Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации. «Современное право», № 9/2004., С. - 23.

Володкина Яна Андреевна, помощник судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа, соискатель кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета.

Исследуется проблема исполнения постановлений (решений) о дисквалификации; отдельно разбираются особенности трех этапов исполнения решения о дисквалификации; предлагаются варианты усовершенствования действующего законодательства в сфере исполнения постановлений (решений) о дисквалификации.

Ключевые слова: исполнение постановления (решения) о дисквалификации, обращение постановления (решения) о дисквалификации к исполнению, реальное исполнение наказания, названного постановлением (решением) о дисквалификации.

Some problems of execution of the court resolution (decision) on disqualification

The problem of execution of resolutions (decisions) on disqualification is studied; specific characteristics of the three stages of execution of the decision on disqualification are reviewed individually; options to improve the existing legislation in the domain of execution of the resolutions (decisions) on disqualification are proposed.

Key words: execution of a resolution (decision) on disqualification; enforceability of a resolution (decision) on disqualification; actual implementation of the sentence referred to as a resolution (decision) on disqualification.

Исполнение постановлений (решений) о назначении наказания в виде дисквалификации относится к заключительной стадии производства по делам об административных правонарушениях. Эта стадия является наименее урегулированной и сложной в применении, что диктует необходимость ее детального исследования.

Стадия исполнения постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращение к исполнению;
  2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (решением);
  3. окончание исполнения постановления (решения) <1>.
<1> Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2008. С. 519 - 520.

Первой стадией исполнения постановления (решения) о дисквалификации является обращение постановления к исполнению , под которым понимается передача (предъявление) постановления судьей, органу (должностному лицу), который уполномочен привести в исполнение соответствующее постановление.

Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, решения.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение <2>.

<2> Там же. С. 518.

Вынесенное судьей и вступившее в законную силу постановление (решение) о дисквалификации обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами.

На стадии реального исполнения постановления (решения) о дисквалификации, по справедливому замечанию Л.А. Калининой, необходимо проводить различие между принудительным исполнением постановления о назначении дисквалификации, состоящей из ряда процессуальных действий (выдача исполнительного документа (который может быть и не приведен к принудительному исполнению ввиду добровольного его исполнения); отсрочка или рассрочка исполнения постановления; изменение способа и порядка его исполнения; восстановление пропущенного срока к исполнению), и стадией добровольного исполнения постановления <3>.

<3> Калинина Л.А. Дисквалификация // Дайджест "Кадровик" [Электронный ресурс]. URL: http:// labourlaw.report.ru/ material.asp?MID=452.

Исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания в принудительном порядке осуществляется на основании ст. 32.2, 32.5 КоАП РФ и ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. от 27.12.2005) "Об исполнительном производстве" <4>.

<4> Российская газета. 05.08.1997; 08.11.2006.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом (гражданским, арбитражным) исполнительного листа.

Исполнительный лист предъявляется судебному приставу-исполнителю в соответствии с правилами территориальной компетенции, установленными в ст. 11 ФЗ N 119-ФЗ. Судебный пристав-исполнитель предпринимает необходимые меры к исполнению требований исполнительного листа либо иного исполнительного документа с учетом имеющихся возможностей. Так, при отсутствии у должника денежных средств и имущества вряд ли возможно исполнить судебный акт о взыскании денежных средств <5>.

<5> Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2008. С. 519.

На основании положений ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство признается оконченным при:

  1. фактическом исполнении исполнительного документа;
  2. возвращении исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;
  3. возвращении исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 настоящего Федерального закона;
  4. направлении исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;
  5. направлении исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;
  6. прекращении исполнительного производства. Предусмотрена возможность обжалования в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Вместе с тем в ст. 32.11 КоАП РФ предусматривается, по существу, добровольное исполнение постановления о дисквалификации. Оно осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Из сказанного ранее понятно, что главное правовое последствие применения дисквалификации состоит в прекращении трудовых отношений дисквалифицированного лица на тех должностях, о которых говорится в ст. 3.11 КоАП РФ. Однако есть и иные последствия дисквалификации лица, помимо прекращения ранее действовавшего договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация физического лица заключается в лишении его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то на весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом <6>.

<6>

В целом можно отметить, что к числу правовых последствий дисквалификации следует отнести:

  1. вступившее в законную силу решение суда о дисквалификации является основанием для расторжения с дисквалифицированным лицом трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Кроме того, дисквалифицированное лицо лишается права заключать договор на управление юридическим лицом в других организациях на весь срок дисквалификации;
  2. копии постановлений о дисквалификации направляются вынесшими их судами в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления для включения информации о дисквалифицированном лице в реестр дисквалифицированных лиц.

Это условие принципиально, так как на основании ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Само по себе неисполнение указанной обязанности не влечет никаких правовых последствий для юридического лица и его руководителей;

  1. однако даже если дисквалифицированное лицо будет принято на руководящие должности, на что был наложен запрет самим актом дисквалификации, без предварительной проверки сведений в реестре дисквалифицированных лиц, - дисквалифицированное лицо может быть уволено на основании ст. 84 ТК РФ (вследствие нарушения установленных законодательством правил заключения трудового договора).

Кроме того, в случае заключения с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, в соответствии со ст. 14.23, ч. 2, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей. А согласно ч. 1 этой же статьи, осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на дисквалифицированное лицо в размере пяти тысяч рублей.

Однако остается открытым вопрос, а именно кто будет осуществлять полномочия по принудительному исполнению постановления о дисквалификации: судебный пристав-исполнитель или орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении. Очевидно, целесообразно такие полномочия предоставить судебному приставу-исполнителю, что является гарантией обеспечения исполнения вынесенного постановления о назначении дисквалификации, поскольку деятельность его регламентирована Федеральным законом "Об исполнительном производстве". При этом как при добровольном, так и принудительном исполнении постановления фактическим моментом прекращения управления юридическим лицом следует считать прекращение договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом <7>.

<7> Калинина Л.А. Дисквалификация // Дайджест Кадровик [Электронный ресурс]. URL: http:// labourlaw.report.ru/ material.asp?MID=452.

В целях преодоления указанных несовершенств действующего законодательства следовало бы дополнить ст. 32.11 КоАП РФ новым пунктом, в котором можно было бы указать, что принудительное исполнение судебных актов о дисквалификации производится службами судебных приставов в соответствии с федеральным законом. И далее предусмотреть еще один пункт ст. 32.11 - о том, что устанавливается обязанность судьи, вынесшего постановление о дисквалификации, направить это постановление в службу судебных приставов.

Одновременно соответствующие изменения необходимо внести в текст ФЗ "Об исполнительном производстве". И в частности, дополнить ст. 73 ч. 3 следующего содержания: "Исполнительный документ о дисквалификации исполняется немедленно. Исполнение исполнительного документа о дисквалификации считается завершенным с момента фактического прекращения дисквалифицированным лицом управления юридическим лицом, последовавшего за изданием приказа работодателя о прекращении (расторжении) трудового договора с дисквалифицированным лицом".

На стадии окончания исполнения постановления (решения) о дисквалификации , как отмечает П.В. Каленский: "Постановление (решение) о дисквалификации, по которому исполнение произведено полностью (прекращен соответствующий договор или контракт), с отметкой об исполнении должно быть возвращено в суд лицом, уполномоченным прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом" <8>.

<8> Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации // Современное право. 2004. N 9.

По истечении срока дисквалификации полномочия подвергнутого ей лица восстанавливаются в форме возобновления возможности занимать руководящие должности и осуществлять конкретный вид предпринимательской деятельности. Речь идет о восстановлении правомочий лица, которые были временно приостановлены, когда гражданин может свободно использовать и распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию <9>.

<9> Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 267.

Таковы отдельные особенности и проблемы исполнения административного наказания в виде дисквалификации. Автор надеется, что представленные в данной статье практические рекомендации, направленные на преодоление спорных, проблемных аспектов действующего законодательства, касающегося исполнения наказания в виде дисквалификации, будут иметь определенное значение как для развития теории административного права в целом, так и для дальнейшего совершенствования правоприменительной деятельности соответствующих органов, обеспечивающих реализацию дисквалификации.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook