Финансирование ано. Финансы некоммерческих организаций. Внутренние источники финансирования деятельности

По совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет до половины их дохода (в развивающихся странах этот показатель составляет 22%, в России – 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы – 35% (в развивающихся странах – 61%, в России – 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов – 17% (в развивающихся странах – 17%, в России – 73%).

ПО ТЕМЕ

Лидерами по относительным объемам государственного финансирования в негосударственных НКО является Западная Европа, Канада, Израиль – 54%. В Восточной Европе этот показатель несколько ниже – 42%, затем следуют англосаксонские страны – 36%, Скандинавия – 35%, развитые страны Азии – 34%, Латинская Америка – 19%. Это усредненные цифры. В таких странах, как Франция и Бельгия государственное финансирование составляет подавляющую долю доходов НКО (Франция – 60%, Бельгия – 76%) , свидетельствуют данные The Boston Consulting Group.

Государственное финансирование некоммерческих организаций за рубежом

ФРАНЦИЯ

Во Франции государственное финансирование является основным источником доходов НКО. Центральное место в регулировании правительственного финансирования НКО во Франции отводится ряду циркуляров. Основная часть государственного финансирования предоставляется на покрытие расходов по функциональной или программной деятельности. Франция создала единую форму подачи заявки для всех типов предоставления правительственного финансирования (за исключением правительственного финансирования НКО в инвестиционных целях). После подачи первой же заявки, будет заведен постоянный файл на данного заявителя, так, чтобы в будущем тому же заявителю не пришлось подавать те же базовые данные о себе снова

В США к государственным источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов и программ. Основными механизмами являются отчисления федерального правительства на развитие некоммерческой сферы через правительства отдельных штатов и местные органы власти, а также специальные внебюджетные фонды, а также наделение некоммерческих организаций льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. С 1980-х годов в США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию программ и проектов в некоммерческой сфере. Выделяются два вида совместного финансирования: долевые субсидии (выделяются только при условии софинансирования проекта) и возвратные субсидии (когда государство выделяет средства только в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленные деньги, то есть, по факту это – беспроцентный государственный кредит).

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Великобритании в мае 2006 года при правительстве был создан "Департамент третьего сектора" (The Office of the Third Sector – OTS), через который идет обеспечение господдержки и создания благоприятных условий для некоммерческих организаций. Департамент "Третьего сектора" оказывает финансовую помощь в профессиональной подготовке специалистов для различных организаций, оказывающих социальные услуги. Для оптимизации процессов финансирования и улучшения организационного взаимодействия принято решение о формировании трехлетнего бюджета финансовой поддержки. Стратегическое партнерство является долговременным сотрудничеством государства с наиболее авторитетными общественными организациями, в целях поддержки и развития социального предпринимательства. Госфинансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые общественные мероприятия социальной направленности, организовывать тематические конференции и осуществить исследования, результаты которых станут весомым аргументом в пользу совершенствования политики правительства в отношении третьего сектора. В 2006 году департаментом OTS были разработаны условия предоставления субсидий, было установлено три вида грантов: для поддержки организаций, выражающих мнение различных социальных групп; для организации пропагандистских компаний на национальном уровне по привлечению граждан к участию в деятельности добровольческих движений; для организаций, пропагандирующих и поддерживающих развитие благотворительности и создание филантропических обществ.

ГЕРМАНИЯ

В Германии государство оказывает поддержку национальным зонтичным организациям НКО, которые в свою очередь распределяют средства среди входящих в их состав организаций. Один из основных принципов некоммерческой деятельности в Германии государственное субсидирование. Государство, отдавая предпочтение деятельности частных НКО в социальной сфере, а также признавая право НКО на самостоятельность в отношении выработки целей и определения способов их достижения, в то же время гарантирует им оказание государственной финансовой поддержки. Некоммерческие организации в Германии являются почти единственными организациями, предоставляющими услуги в таких сферах, как физическая культура и спорт, и находятся в привилегированном положении в тех сферах предоставления социальных услуг, в которых некоммерческое обеспечение финансируется государством, но государственным органам власти запрещено оказывать подобные услуги. Кроме того, некоммерческие организации играют заметную роль в содействии выполнению государственных функций. Традиционно правительство в Германии использует НКО для реализации своей политики на местном уровне.

ДАНИЯ

В Дании за распределение "базовых грантов" общественным организациям социальной сферы отвечает министерство по социальным вопросам. Средства на них формируются, помимо бюджетных источников, также из так называемого фонда "Датских футбольных тотализаторов и лотерей". Проектные гранты выдаются из средств грантовой программы развития добровольческой социальной работы, которая финансируется из центрального государственного бюджета.

ХОРВАТИЯ

В Хорватии все государственные средства из национального бюджета, направленные на поддержку некоммерческих организаций в виде субсидий и грантов, распределяются через специальную структуру. Данное финансирование охватывает ряд программ в области защиты окружающей среды, компьютерных наук, образования, культуры, молодежи, здравоохранения, общественного благосостояния, волонтерства, помощи пожилым людям, прав человека и развития местного самоуправления. Все проекты, подлежащие финансированию, делятся на три группы: финансирование деятельности по удовлетворению общественных потребностей, которая бы длилась несколько лет, ежегодные (краткосрочные) программы НКО, и малые финансовые субсидии на поддержку гражданских инициатив по поиску решений и разрешению общественно важных проблем. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют, какие виды деятельности субсидировать, включая кому давать гранты. Распределение этих средств происходит на конкурсной основе, как правило, между организациями "особого интереса республики Хорватия". В октябре 2003 года парламентом страны был принят закон о создании Национального фонда развития гражданского общества, который продолжает финансироваться из государственного бюджета отдельной строкой. Фонду также дано право принимать пожертвования и использовать другие способы получения дохода.

ВЕНГРИЯ

В Венгрии в соответствии с Законом о государственном бюджете ежегодно утверждается размер финансирования, направляемого общественным и благотворительным организациям в качестве субсидий. В венгерском парламенте существует комиссия по гражданским организациям, которая принимает заявления от НКО и выдает рекомендации парламенту о том, кому выделять субсидии на покрытие расходов. Также распределением субсидий занимаются отдельные министерства, основываясь на своих бюджетах и программных потребностях. Отдельные НКО могут быть четко перечислены в бюджете министерства. НКО и иные организации общественной пользы (такие, как религиозные организации), которые создают и содержат социальные, здравоохранительные и образовательные учреждения, имеют право на "нормативную" поддержку, получают ту же сумму поддержки, что и государственные учреждения. Кроме госбюджета, в Венгрии есть два государственных внебюджетных фонда: Фонд рынка труда и Центральный фонд атомного финансирования, которые имеют полномочия предоставлять финансирование различным НКО. Также существуют несколько общественных фондов, которые учреждаются при участии государства, хотя после учреждения они работают независимо. Фонды распределяют средства между некоммерческими организациями и иным группам. В 2003 году венгерское правительство учредило Национальный Гражданский Фонд (NCF) в качестве одного из особых фондов, предназначенных непосредственно для развития сектора гражданского общества в Венгрии. Целью данного фонда является финансирование НКО. 60% ресурсов NCF ассигнуется НКО на текущие операционные расходы.

СЛОВАКИЯ

В Словакии существует обязательное руководство по выделению грантов из госбюджета организациям гражданского общества, фондам и ассоциациям по интересам. Деньги выделяются через Центральное бюджетное управление. В стране пять министерств и четыре государственных фонда используют гранты как средство финансирования проектов. Также в стране существуют четыре государственных внебюджетных фонда: Государственный культурный фонд, Фонд борьбы с наркотиками, Государственный фонд физической культуры и Государственный фонд по защите окружающей среды. Каждый из этих фондов получает деньги из государственного бюджета и распределяет их в форме грантов на конкурсной основе.

ПОЛЬША

В Польше отношения по финансированию социальных проектов и программ регулируются в основном законодательными актами местных органов власти. Так "Щецинская хартия сотрудничества между городскими властями и неправительственными организациями" устанавливает, что Городской совет должен выделять ресурсы из годового бюджета некоммерческим организациям, для муниципальных целей. В хартии перечислены области, в которых город намерен сотрудничать с НКО – это здравоохранение, социальное обеспечение, образование, спорт, экология, искусство и культура, общественная безопасность, самоуправление, гражданское общество, экономическое и местное развитие. Финансирование социальных проектов в этих областях осуществляется по одному из трех типов: малые субсидии, гранты и контракты. Заявки на осуществление социальных проектов представляются организациями в городской отдел по НПО и подлежат оценке консультативной команды, состоящей из представителей Городского совета, Бюджетного и Финансового комитетов Городского совета. Окончательное решение принимается Городским правлением.

ЧЕХИЯ

В Чехии существует сразу несколько видов государственных фондов. Наиболее крупный из них – Чешский фонд финансирования фондов, созданный в 1992 году. Национальный совет Чехии в Законе о приватизации закрепил, что 1% средств, поступающих от продажи госпредприятий, должен направляться во вновь созданный фонд. В настоящее время он функционирует, предоставляя финансирование за счет получения процентного дохода с первоначально вложенных в него средств.

ШВЕЦИЯ

В Швеции, в зависимости от типа неправительственной организации, ее направленности (помощь молодым людям, нетрудоспособным людям или поддержка спорта) может выделяться определенное финансирование. Поддержка предоставляется, если организация соответствует ряду критериев. Эти критерии могут включать: число членов организации, географический охват, демократичность структуры, целей организации, реализации равенства между мужчинами и женщинами. правительство рассматривает заявления и распределяет помощь. В некоторых случаях, однако, распределение фондов делегируется аффилированным организациям, таким, например, как шведская спортивная конфедерация.

Государственное финансирование некоммерческих организаций в России

Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. В России сложились следующие формы государственной финансовой поддержки организаций "третьего сектора":

1. Гранты – целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые НКО на реализацию конкретных проектов (программ). Данные проекты (программы) должны быть направлены на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию профессиональных, общественных интересов отдельных групп населения. 2. Субсидии – средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам (НКО входят в их число), а также физическим лицам – на условиях долевого финансирования целевых расходов. 3. Контрактные отношения – размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 4. Предоставление льгот. Они предоставляются как самим НКО, так и лицам (физическим и юридическим), осуществляющим пожертвования в их пользу. Российским законодательством предусмотрено несколько видов источников финансирования некоммерческих организаций . В их числе федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии региональных министерств экономического развития, гранты губернаторов), так называемые донорские средства, куда входят средства крупных НКО и фондов, частные пожертвования.

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 году. В 2014 году общий денежный фонд грантов составил 2 миллиарда 698 миллионов рублей. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 году стали 347 НКО. В 2014 году финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 миллиардов рублей. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 миллиардов 200 миллионов рублей.

Ежегодно публикуется распоряжение главы государства об обеспечении господдержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Обозначенные в данном распоряжении НКО-операторы заключают договоры с Управлением делами Президента о предоставлении бюджетных средств в размере, указанном в распоряжении. НКО-операторы принимают заявки от некоммерческих организаций и формируют конкурсные комиссии не менее чем из девяти человек, в состав которых входят члены Общественной палаты, специалисты в соответствующих сферах, а также представители органов власти. Решение о предоставлении грантов тем или иным заявителям принимается конкурсной комиссией в соответствии с критериями определения победителей . В числе универсальных критериев можно назвать такие: социальная значимость проекта, детальность и степень проработки проекта, соответствие заявки целям и задачам тематического направления, достижимость результатов, реалистичность и оправданность сметы, наличие дополнительного финансирования, наличие у НКО позитивного опыта реализации иных проектов.

После подведения итогов конкурсов НКО-операторы утверждают календарные планы-графики реализации проектов и заключают с победителями договоры предоставления грантов. Денежные средства перечисляются частями. Решение о перечислении очередной части денежных средств принимается в зависимости от качества отчетов, представленных грантополучателем НКО-оператору. Промежуточные отчеты – финансовый и аналитический, с приложением фото– и видеоматериалов, иллюстрирующих проделанную работу, – получатели грантов направляют НКО-оператору несколько раз в год (как правило, три-четыре).

Государственная поддержка – это совокупность мер, принимаемых органами гос власти в целях создания и обеспечения правовых экономических и организационных условий деятельности молодежных и детских общественных объединений, а так же в целях защиты, охраны их прав. Гос поддержка может предоставляться зарегистрированным в установленном порядке Ярославской области:

Региональным молодежным детским объединениям, деятельность которых осуществляется в пределах Ярославской области

Отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийских международных общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территории Ярославской области.

Гос поддержка может осуществляться при соблюдении условий:

  1. Объединение является юридическим лицом и действует не меньше одного года с момента гос регистрации
  2. Объединение не имеет долгов по налогам и другим обязательным платежам
  3. Объединение не имеет просроченность задолжностей перед кредиторами

Формы гос поддержки:

  1. Подготовка и переподготовка кадров этих объединений
  2. Научно-методическая поддержка – выпуск методических рекомендаций, консультирование, проведение семинаров, тренингов для участников этих объединений
  3. Финансовая поддержка программ этих объединений. Осуществляется из средств областного бюджета и сумма не превышает половины общей суммы расходов на реализацию данных проектов – это называется частичное финансирование. Но по итогам конкурса может быть принято решение о полном финансировании проекта, если комиссия признает, что привлечение иных средств невозможно.
  4. Субсидии объединениям – представляются только организациям, находящимся в реестре и порядок предоставления ежегодных субсидий определяется администрацией Ярославской области. Финансирование мероприятий при поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусмотренных в областных программах в сфере молодежной политики

Как получить грант!?

Необходимо написать заявку. Заявка – это письменное описание проекта, подготовленная в соответствии с требованиями донора. Цель заявки заключается в:

  1. Ознакомить донора с проектом и убедить его выделить грант

Заявка включает:

Титульный лист – в нем название проекта, инфо о сроках его проведения и необходимой сумме и контактную инфо.

Краткая аннотация – включает ответы на следующие вопросы:

  • Кто будет выполнять проект
  • Почему и кому нужен этот проект
  • Что получится в результате
  • Как проект будет выполняться
  • Сколько потребуется денег

Введение – сведения об организации заявителя, постановка проблемы (описывается почему возникла необходимость и как эта проблема соотносится с целями, задачами организации заявителя), цели и задачи – представление о результатах проекта, методы – мероприятия, которые необходимо провести для решения поставленных задач, + календарный план, прописываются ожидаемые результаты, оценка и отчетность – здесь должно быть ясно как вы собираетесь определить достижение цели проекта, как вы будете контролировать процесс выполнения проекта и в какой форме вы отчитаетесь по работе и затраченных средствах, прописывается дальнейшее финансирование – здесь объясняется каким образом, за счет каких средств заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта.

Фандрайзинг

Это методика поиска источников финансирования

Это процесс привлечения организаций, денежных средств и ресурсов с целью реализации социального проекта или проектов.

  1. Проектный – когда задача фандрайзинга сводится к поступлению конкретных средств под реализацию конкретного проекта
  2. Оперативный – когда привлеченные средства идут на покрытие текущих расходов

Этапы фандрайзинга в НКО:

  1. Планирование финансовой кампании – начинается с разработки программы привлечения средств. В крупных НКО он начинается за год до начала фандрайзинга. Определяются направления работы на следующий год, составляются перечни проектов, прогнозируются потоки потребителей и вкладчиков
  2. Реализация фандрайзинга – выбор методов проведения фандрайзинга, установление ответственности за проведение и выделение средств на его реализацию
  3. Контроль за ходом реализации фандрайзинга. Он предполагает еще и корректировку плана с учетом произошедших изменений.
  4. Оценка результатов – при оценке мы должны ответить на вопросы:

На сколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям НКО

На сколько фактические результаты фандрайзинка соответствуют запланированным результатам

На сколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинка

Для ответа на последний вопрос используются 2 показателя:

Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг. Он показывает сколько раз за выбранный период расходы на фандрайзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрайзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрайзинга – показывает сколько прибыли приходится на единицу привлеченных от фандрайзинга средств.

Методы реализации фандрайзинга:

  1. Проведение рекламной кампании в СМИ, по почте, стенды, брошюры, буклеты
  2. Телефандрайзинг – система обращения к спонсорам по телефону и факсу
  3. Индивидуальный фандрайзинг – система обращения к спонсорам в личной беседе
  4. Солофандрайзинг – приобретение поддержки известных влиятельных лиц
  5. Полифандрайзинг – распространение бесплатных приглашений на мероприятия и презентации. Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на отделы развития и связи с общественностью.

На проведение фандрайзинка НКО выделяет собственные средства

Налогообложение НКО

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с организаций и населения в государственный или местный бюджет. Они обязательны, принудительны.

Классификация налогов:

  1. Прямые и косвенные

Прямые – взимаются с доходов и имущества

Косвенные включаются в цену и тарифы на услуги

Все налоги делятся на 3 группы:

Федеральные налоги и сборы - они обязательны к оплате на всей территории РФ. К ним относится налог на прибыль организации, подоходный налог с физических лиц, гос пошлина, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и др.

Региональные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенного региона, вводятся в действие законами региона и соответствует налоговому кодексу РФ. К ним относятся налог на имущество организации, дорожный, транспортный налог, налог на недвижимость и др.

Местные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенных муниципальных образований, вводятся в действие их законами и не должны противоречить налоговому кодексу РФ. К ним относится земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование или дарение.

Налоговые льготы НКО

Для НКО была отменена льгота по уплате налога на прибыль. Прибыль – это разница между выручкой от продажи товаров и затратами на производство. Целевые поступления не облагаются этим налогом. К ним относятся вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в профессиональные объединения, пожертвования. Сюда относится имущество, переходящее в НКО по завещанию. Сумма финансирования их бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО, также сюда относятся средства и имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Использованные по целевому назначению, поступления от собственников, средства, полученные от физических лиц и НКО, гранты.

Налог на имущество составляет 2% от разницы между первоначальной стоимостью имущества и начисленным износом.

Льготы не имеют:

Некоммерческие партнерства

Автономные НКО

Фонды, кроме общественных и др.

Земельный налог – оплачивают собственники земли или пользователь. От оплаты данного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, учреждения культуры, кино, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, детские оздоровительные учреждения.

Если НКО, освобождаемое от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду, то они становятся плательщиками земельного налога с площади, переданной в аренду.

Упрощенная система налогообложений малых организаций

– это специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления. Здесь происходит замена совокупностей федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Система может применяться до тех пор пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн рублей, либо средняя численность работников не превысит 100 человек, или остаточная стоимость основных средств или нематериальных активов превысит 100 тысяч рублей, либо налогоплательщик займется видами деятельности не попадающими под этот специальный режим.

Гражданин подает документ в налоговый орган по месту жительства с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.

Единый налог для ИП заменяет уплату следующих налогов:

  1. Единого социального налога
  2. На прибыль
  3. На доходы физических лиц (доходы, полученные от предпринимательской деятельности)
  4. На имущество физических лиц (то, которое используется для предпринимательской деятельности)

Для организаций единый налог заменяет уплату налога:

  1. На прибыль
  2. На имущество организации
  3. Единого социального налога
  4. На добавленную стоимость

Преимущества упрощенной системы:

  1. Существенное снижение налоговых обязательств налогоплательщиков по сравнению с общим режимом
  2. Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета
  3. Меньше число налогов, сокращение объема отчетности и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним

Отчетность по единому налогу представляется в налоговый орган один раз в квартал

Недостатки упрощенной системы:

  1. Возможность потери клиентов, уплачивающих НДС
  2. Налогоплательщик в праве перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года, для этого – не позднее 15 января ему следует сообщить в налоговый орган. Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, и он обязан уплатить все налоги, от которых был освобожден ранее с начала этого квартала. Если налогоплательщик в период применения упрощенной системы создает филиал, займется игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или штат превысит 100 человек, или доля участия в других организациях превысит 25%, то тогда налогоплательщик обязан уплатить все суммы налогов с начислением пенни и штрафов с начала налогового периода, то есть календарного года.

Бюджет организации

Это роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Понятие финансирования некоммерческих организаций

Ранее в параграфе 1.2 мы кратко останавливались на рассмотрении видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций и подчеркивали, что их наличие является основным условием функционирования некоммерческих организаций. В связи с этим встает вопрос об обеспечении некоммерческой организации финансовыми ресурсами. Под "обеспечением" в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Под "финансовым обеспечением" понимается покрытие затрат некоммерческих организаций за счет финансовых ресурсов, переданных учредителями и самостоятельно полученных некоммерческой организацией в процессе деятельности, приносящей доход. Словосочетание "финансовое обеспечение" ближе всего по содержанию к термину "финансирование", под которым понимается направление денежных средств на определенные цели. Финансовое обеспечение некоммерческой организации осуществляется посредством финансирования.

Финансирование – это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности. В английском языке для обозначения процесса "финансирования", т.е. снабжения денежными средствами, используются разные термины. В частности, funding – означает финансирование только за счет внутренних источников, a financing – допускает использование внешних или заемных источников.

Финансовое обеспечение некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

  • – финансирование учредителями (участниками, членами);
  • – финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями;
  • – самофинансирование;
  • – кредитование.

Финансирование некоммерческой организации учредителями

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка , являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

Согласно распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп "Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" выделено субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, в размере 4 228 200 тыс. руб. Список некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, представлен в Приложении 2.

Бюджетные ассигнования в виде субсидий могут предоставляться по итогам конкурса на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере или по итогам уже осуществленных инициатив. Субсидии распределяются операторами в рамках Конкурса государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, и в рамках поддержки социально ориентированных НКО. На федеральном уровне субсидии также распределяют ряд министерств и ведомств (Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.).

Увеличение государственного финансирования некоммерческих организаций, принятие на государственном уровне целевой программы развития некоммерческих организаций в долгосрочной перспективе, реализация государственно-частного партнерства, создание механизма возмещения расходов на социальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, будут способствовать повышению финансово-экономической устойчивости некоммерческих организаций.

Финансирование некоммерческих организаций учредителями является основополагающим, так как осуществляется в момент образования некоммерческой организации. Дальнейшее финансирование учредителями предполагает повысить финансовую устойчивость некоммерческой организации при выполнении ею уставных задач.

  • Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ банке развития", вступившим в силу 04.06.2007.

Казалось бы, создание некоммерческой организации не может быть чревато сложными денежными вопросами, но именно с ними приходится сталкиваться любому учредителю . Он занимается не только созданием общественных благ, но и поиском ресурсов, распределением расходов. О том, что собой представляют финансы некоммерческих организаций и откуда они берутся, читайте в нашем материале.

Общие правила

Деятельность некоммерческих организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ . Цель НКО – создание социальных, культурных благ, достижение самых разных общественно полезных результатов – от спорта и образования до здоровья и благотворительности. То есть получение прибыли – как раз не цель НКО. По идее, она не зарабатывает деньги и не распределяет прибыль между участниками организации.

Однако, чтобы достичь своих целей, НКО разрешается дополнительно заниматься (кроме ассоциаций). То есть НКО может заниматься производством товаров и услуг, ценными бумагами, имущественными и неимущественными правами – и все должно соответствовать целям создания организации.

Отношения, связанные с формированием и использованием денежных ресурсов, и называются финансами НКО.

Для осуществления своих целей организации нужен или, в самой оптимальной форме, бюджет. В нем содержится информация об объеме ресурсов НКО, их состав, отображаются основные источники финансирования и то, как они будут использоваться. Чтобы составить бюджет, нужно проанализировать данные предыдущей деятельности, оценить потребность в каких-либо ресурсах, спланировать расходы на деятельность в ближайший период.

Прежде чем взяться за бюджет, выберите нужный вид: по основным средствам, касающийся крупных расходов, бюджеты грантов и контрактов, наличных денег или текущий – самый полный и многосторонний.

Финансовый механизм организации

Разные виды и формы финансовых отношений в совокупности с организационно-правовыми формами НКО образуют свои финансовые механизмы, основывающиеся на общей правовой базе, учредительных документах, договорах. Финансовый механизм организации зависит от того, в какой форме денежные ресурсы приходят в нее и уходят.

Финансовые отношения зависят от того, с кем взаимодействует НКО:

  • Члены организации, которые вносят членские взносы.
  • и благотворители, которые помогают финансами.
  • Органы власти, государственные и муниципальные, которые взимают налоги и сборы, а также помогают денежно и размещают заказы.
  • Работники НКО, которые получают зарплату и рассчитывают на социальную помощь и получение дохода за свою работу.
  • Банки, которые дают кредит.
  • Коммерческие организации, с которыми ведется сотрудничество в рамках предпринимательской деятельности.
  • Государственные внебюджетные фонды, которые ждут ваших обязательных страховых взносов.

Финансовый оборот организации исходит из ее . Например, члены общественной организации или движения и религиозной организации безвозмездно передают средства в собственность НКО, теряя права на них. Они также не разделяют обязательства организаций, чего нельзя сказать о членах потребительских кооперативов. Зато они получают часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую ведет кооператив, и должны покрывать его убытки дополнительными взносами. Ассоциация, которая объединяет только юридические лица, не может заниматься предпринимательской деятельностью. Ее члены сохраняют свои права, а ассоциация не отвечает по их обязательствам.

Фонды собирают добровольные , которые переходят в его собственность. Правами на имущество владеет фонд, но не его учредители. Создатель учреждения и финансирует его, выполняя его обязанности с помощью собственных ресурсов. Если у НКО денежные трудности – это проблемы учредителя.

Как правило, учреждения бывают государственными или муниципальными. Их финансирует соответствующий бюджет. Некоммерческое партнерство позволяет при выходе или получить обратно финансовые ресурсы, которые член внес при входе.

Рамки финансовой деятельности

В бюджете также отражается, каковы источники формирования ресурсов, в числе которых могут быть:

  • Взносы. Их делают учредители, создавая организацию, члены НКО – регулярно и при вступлении.
  • Добровольные безвозмездные имущественные пожертвования и взносы любого размера, не зависящие от положения жертвователя.
  • Целевое финансирование. Осуществляется учредителями для выполнения задач НКО.
  • Доход от предпринимательской деятельности. Сюда же относится доход от реализации товаров и услуг. Нужно помнить, что прибыль из этого источника остается собственностью НКО, а не распределяется между участниками (кроме потребительского кооператива).
  • Доход от финансовых операций. Это займы, кредиты, депозиты, операции с ценными бумагами, вклады. Правда, таким источником могут пользоваться не все – например, бюджетным учреждениям нельзя практически ничего из вышеперечисленного.
  • Бюджетные инвестиции. Речь идет о бюджетах органов государства или местного управления. Это основа финансирования бюджетных, автономных и казенных организаций, но ассигнования могут получать и негосударственные учреждения – например, если они заключают с государством договор на выполнение определенных работ.
  • . Это финансовая база, которая состоит из пожертвований и имущества НКО, используемого для получения дохода.
  • Доходы от собственности НКО и другие правомерные способы финансировать ее деятельность.

Основная часть доходов уходит на административные и хозяйственные нужды. Это зарплата и отчисления за нее, плата за аренду и коммунальные услуги, за ремонт и хозяйственное обслуживание, за командировки и представительства. В целом средства расходуются на содержание и управление НКО, и спланировать их относительно просто: они постоянны, так как не зависят от изменений в деятельности организации. Немало денег уходит на предпринимательскую деятельность, в основном на закупки и рекламу.

Основная часть доходов уходит на административные и хозяйственные нужды.

Еще одна графа расходов – реализация целевых поступлений и бюджетных инвестиций. Эти средства нужно потратить на осуществление деятельности, для которой НКО была создана. Также нужно учесть расходы на создание фонда экономического стимулирования. Он понадобится для социального и материального развития, а также в случае непредвиденных ситуаций.

При планировании расходов будьте аккуратнее с деньгами бюджета: они должны быть потрачены только на ту деятельность, для которой они предназначены. Если вы распорядитесь ими по-другому, придется возвращать в бюджет.

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook