Вопрос. Административно-правовой статус органов местного самоуправления. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления Глава i. понятие признаки и система органов местного самоуправления

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Последнее время в Российской Федерации осуществляются масштабные преобразования системы управления государством: проводятся административная и муниципальная реформы, совершенствуются межбюджетные отношения, укрепляется вертикаль государственной власти. Одной из основ российской государственности должно стать реальное местное самоуправление, базирующееся на учете жизненно важных интересов населения и их активном участии в управлении.

Как указывается в Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 11.04.1998 №55-ФЗ, органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам управление.

Цель настоящей работы – комплексное исследование административно-правового статуса органов местного самоуправления.

Задачами данной работы служит обозначение структуры и видов органов местного самоуправления, определение административно-правового статуса органов местного самоуправления в целом, а также отдельных их видов.

Объектом исследования являются отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления. Предметом данной курсовой работы является административно- правовой статус органов местного самоуправления.

Тема данной работы представляется актуальной и слабо разработанной. Среди ученых затрагивающих данную тему можно выделить: В.З. Гущина , О.Е. Кутафина , Н.В. Постового и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление - это совокупность организационных форм в рамках муниципального образования, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения. Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования доверяет решать вопросы непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносит серьезные изменения в структуру органов местного самоуправления, которые касаются как самой структуры таких органов, так и способов наделения их полномочиями, порядка их формирования.

Глава 11 Устава (основного закона) Алтайского края от 05.06.1995 №3-ЗС посвящена вопросам основ местного самоуправления в Алтайском крае.

Правовой статус органов местного самоуправления города Барнаула определяются уставом муниципального образования городского округа – города Барнаула алтайского края от 10.06.2005 №133.

При исследовании данного вопроса использовались следующие методы: философский, формально-юридический, историко-правовой.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Органы местного самоуправления являются ядром организационной основы местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть в системе местного самоуправления как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. В указанной статье не сказано конкретно, какие это органы. Данное положение находит свое разви­тие в ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации, где органы местного самоуправления подразделены на выборные и другие. Это означает, что выборные органы местного самоуправления должны формироваться в обязательном порядке. Причем формирование их должно осуществляться только путем прямого волеизъявления жителей соответствующего муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов мест­ного самоуправления определяется гражданами самостоятельно. Что касается других органов местного самоуправления, то их Конституция не называет. Такое право Основной закон государства предоставляет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и самим муниципальным образованиям без указания таковых.

Нормы Конституции о наименовании органов местного самоуп­равления называют выборные и другие органы. А это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 данного Закона структуру органов мест­ного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Соответственно, правовой статус органов местного самоуправления города Барнаула определяются уставом муниципального образования городского округа – города Барнаула алтайского края от 10.06.2005 №133.

Наличие в структуре органов местного самоуправления предста­вительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федераль­ным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Таким образом, новый Закон устранил существенный пробел относительно исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления формируются для организации управления на соответствующей территории обеспечения жизнедеятельности жителей, проживающих в границах муниципального образования.

Реализация функций органами местного самоуправления осуществляется двумя способами: правовым и организационным.

Правовой способ включает в себя процесс подготовки и принятия решений. Организационный способ предполагает использование структуры органов и их организаторских возможностей для выполнения принятых решений и доведения их результатов до жителей муниципального образования.

На них возложены функции комплексного развития инфраструк­туры территорий. Все функции, возложенные на эти органы законами, уставами муниципальных образований, они осуществляют самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Конституция Российской Федерации (ст. 12) определила относи­тельную самостоятельность органов местного самоуправления тем, что они не входят в систему органов государственной власти.

В своей деятельности органы местного самоуправления руко­водствуются принципами взаимодействия с другими субъектами правоотношений, складывающихся в системе местного самоуп­равления. Нельзя сказать, что они не взаимодействуют, напри­мер, с государственными органами. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных обра­зований имеют специальные статьи и нормы о взаимодействии ор­ганов местного самоуправления с государственными органами. Такое взаимодействие закреплено не только в законах и уставах. Оно все больше проявляется в практической деятельности орга­нов местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления и государственные органы реализуют сходные функции.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительные, исполнительно-распорядительные и контрольные органы.

В свою очередь, исполнительно-распорядительные органы подразделяются на органы обшей компетенции (администрации, мэрии и т.д.) и органы специальной компетенции (отделы, управления здра­воохранения, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, жилищного хозяйства и др.). Последние реализуют отраслевые функции, т.е. занимаются специальной работой по направлениям, входящим в задачи местного значения.

Конституция РФ не устанавливает какой-либо структуры орга­нов местного самоуправления, указывая лишь, что местное самоуп­равление в Российской Федерации осуществляется в различных ор­ганизационных формах.

Конституция РФ устанавливает, что население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Но это кон­ституционное положение в дальнейшем (до 2003 г.) не было развито и уточнено ни в федеральном законодательстве, ни в законодатель­стве субъектов РФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» решил данную проблему.

В структуру органов местного самоуправления целесообразно включать также органы территориального общественного самоуправления, которые формируются населением для решения задач местного значения. К ним относятся советы, комитеты и другие органы территори­ального общественного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в структуру органов муниципального образования должны входить контрольный орган муниципального образования, а возможно, и избирательная комиссия муниципального образования.

Целью образования контрольного органа муниципального образования является осуществления профессионального контроля за исполнением местного бюджета: предварительного, текущего, итогового. Помимо контроля за исполнением бюджета, контрольный орган вправе следить за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муници­пального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Нормы Конституции о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы. А это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Административно-правовой статус органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами (основными законами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Рассмотрим административно-правовой статус органов местного самоуправления на основе Устава муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края.

В соответствии со статьей 19 Устава муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края, к вопросам местного значения городского округа города Барнаула относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

10) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

18) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

19) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

20) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

21) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

26) утверждение Генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;

27) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе»;

28) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

29) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

30) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;

31) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;

32) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

33) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

34) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

35) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;

36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;

37) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

Органы местного самоуправления имеют права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа.
Органы местного самоуправления имеют право на:

1) создание музеев города;

2) участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

8) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Алтайского края, только за счет собственных доходов бюджета города (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Алтайского края).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов. В случае, если выделенных городу Барнаулу материальных и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий. Данное решение принимается городской Думой по представлению главы города Барнаула при утверждении бюджета города на соответствующий финансовый год.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов города Барнаула;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы города Барнаула, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Барнаула, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов городской Думы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

11) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края и Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, органы местного самоуправления:

В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Алтайского края и Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края городская Дума является представительным органом муниципального образования.

Городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Городская Дума формируется по смешанной избирательной системе: по одномандатным избирательным округам (17 депутатов) и муниципальным спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями (18 депутатов).

Из состава городской Думы избирается председатель городской Думы, осуществляющий организацию ее деятельности на постоянной основе. Порядок избрания председателя городской Думы устанавливается Регламентом Барнаульской городской Думы.

Председатель городской Думы:

1) представляет городскую Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями;

2) созывает заседания городской Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня, осуществляет руководство подготовкой заседаний;

3) председательствует на заседаниях городской Думы, осуществляет организацию заседания городской Думы в соответствии с Регламентом Барнаульской городской Думы;

4) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий;

5) во исполнение решений городской Думы дает поручения постоянным комитетам городской Думы;

6) организует прием граждан, рассмотрение их обращений депутатами городской Думы;

7) распоряжается средствами бюджета города, предусмотренными на подготовку и проведение заседаний городской Думы, и другим расходам, связанным с деятельностью городской Думы;

8) решает иные вопросы.

Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации или в специально оговоренных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края случаях иностранный гражданин, достигший ко дню выборов восемнадцати лет, обладающий избирательным правом.

Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов от установленной численности депутатов городской Думы.

Депутат городской Думы имеет право:

1) участвовать в заседаниях городской Думы и ее органов, реализуя свои полномочия в соответствии с Регламентом Барнаульской городской Думы;

2) вносить депутатский запрос на рассмотрение городской Думы;

3) участвовать в депутатском расследовании;

4) участвовать по поручению городской Думы, постоянных комитетов и комиссий в проверках исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, соответствия деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений настоящему Уставу и принятым в соответствии с ним правовым актам городской Думы с внесением предложений по устранению выявленных недостатков, отмене незаконных решений и привлечению к ответственности виновных в этом лиц;

5) проверять изложенные в обращениях, заявлениях и жалобах избирателей факты с посещением, по мере необходимости, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;

6) проводить встречи с трудовыми коллективами муниципальных предприятий и учреждений, участвовать в собраниях и конференциях граждан соответствующего избирательного округа;

7) по вопросам, связанным с осуществлением своих депутатских полномочий, пользоваться правом безотлагательного приема главой города Барнаула, руководителями и иными должностными лицами местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций;

8) направлять письменные обращения главе города Барнаула, иным должностным лицам местного самоуправления, руководителям муниципальных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с осуществлением им своих полномочий и входящим в компетенцию указанных должностных лиц и руководителей;

9) на обеспечение правовыми актами, принятыми городской Думой, постоянными комитетами и комиссиями, а также правовыми актами, официально распространяемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

10) пользоваться иными правами в соответствии с законодательством Алтайского края, Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края и иными нормативными правовыми актами.

Депутат городской Думы обязан:

1) лично принимать участие в заседаниях городской Думы и постоянных комитетов и комиссий;

2) соблюдать нормы депутатской этики, установленные городской Думой;

3) информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;

4) выполнять поручения городской Думы и ее органов, данные в пределах их компетенции.

Гарантии осуществления полномочий депутатов городской Думы устанавливаются Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

Представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органа­ми и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Так, глава города Барнаула избирается населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Главой города Барнаула может быть избран гражданин Российской Федерации, а также гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, достигший на день голосования двадцати одного года, с учетом иных условий, предусмотренных законодательством.

Полномочия главы города Барнаула начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы города Барнаула. Вступление в должность главы города Барнаула осуществляется принесением присяги не позднее 30 дней со дня официального опубликования итогов выборов главы города Барнаула.

Глава города Барнаула публично принимает присягу следующего содержания:
«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы города Барнаула, честью гражданина торжественно обещаю быть верным и неизменно преданным родному городу и Российскому государству как своему Отечеству.
Обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленные мне полномочия, прилагая все свои способности на пользу жителей города. Обещаю быть честным и не нарушать своего обещания из корысти, родства, дружбы или вражды, руководствоваться действующим законодательством и Уставом города".

Глава города Барнаула в пределах полномочий, установленных законодательством:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

Подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;

Издает в пределах своих полномочий правовые акты;

Вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы.

Глава города Барнаула, являясь главой администрации города:

1) выступает официальным представителем администрации города в Российской Федерации и за рубежом;

2) руководит деятельностью администрации города на принципах единоначалия;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) назначает на должность и освобождает от нее руководителей иных органов местного самоуправления, органов администрации и иных должностных лиц администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений в случаях, установленных городской Думой;

5) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

6) распоряжается средствами бюджета города, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;

7) представляет на утверждение городской Думы структуру администрации города, самостоятельно утверждает ее штатное расписание, организует работу с кадрами;

8) управляет муниципальной собственностью;

9) вносит в городскую Думу проект бюджета города, представляет отчет о его исполнении;

10) выступает с инициативой о рассмотрении городской Думой решений, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города или дает заключение по названным решениям;

11) в пределах своей компетенции контролирует деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения;

12) организует прием граждан, рассматривает обращения, предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

13) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами;

14) представляет городской Думе ежегодный отчет о деятельности администрации города;

15) выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городской Думы.

Отдельные полномочия, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к ведению главы города как главы администрации города, могут быть переданы им заместителям главы администрации города и иным должностным лицам местного самоуправления.

Глава города Барнаула вправе формировать постоянно или временно действующие коллегиальные и общественные органы (коллегии, советы, комитеты, комиссии и другие) в целях обсуждения и подготовки решений по вопросам местного значения городского округа.

Глава города Барнаула подконтролен и подотчетен населению и городской Думе.

Гарантии осуществления полномочий главы города Барнаула устанавливаются Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города. Она наделена Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.

Администрация города по вопросам, отнесенным к ее ведению, вправе принимать постановления, которые подписывает глава города Барнаула.

Администрация города Барнаула наделена полномочиями:

В области планирования, бюджета, финансов и учета;

В области управления муниципальным имуществом, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города;

В области ценообразования;

В области обеспечения социально-экономического развития города;

В области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды;

В области строительства, транспорта и связи;

В области жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения;

В области социально-культурного обслуживания населения
Администрация города;

В области социальной поддержки населения;

В области обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод граждан
Администрация города;

В области регулирования трудовых отношений.

Вся деятельность исполнительно-распорядительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также принципе единоначалия.

Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Нормы Конституции о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы. А это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Хочется подчеркнуть, что представительные органы занимают особое положение в системе местного самоуправления. Это проявляется в следующем.

Во-первых, Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» прямо устанавливают наличие выборных органов местного самоуправления. Так, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом название других органов не устанавливается. Это свидетельствует о том, что приоритет отдается именно представительным органам.

Во-вторых, представительные органы, как правило, избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач.

В-третьих, представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления:

Отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;

Их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены законодательством;

Они могут вступать в различные административно-правовые отношения;

Они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера);

Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;

Общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими либо органами государственной власти.

1) Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ//СЗ РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466.

2) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)"Российская газета", № 237, 25.12.1993.

3) Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006)// СЗРФ, 1996 г, № 49, ст. 5497.

4) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008)// СЗ РФ, 2003 г., №40, ст. 3822.

5) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации: Федеральный закон от 12 июня 2002г. №63-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// СЗ РФ, 2002г., №24,ст. 2253.

6) О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ (ред. от 18.10.2007)//СЗ РФ, 2005 г., №30 (ч.1), ст. 3108.

7) О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 25.12.2008)// СЗ РФ, 2007 г., №10, ст. 1152.

9) Устав (основной закон) Алтайского края от 2 июня 1995г. №3-ЗС (ред. от 30.11.2007)// Алтайская правда, 1999г, №235.

10) Устав муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края от 20 июня 2008г., №789.

11) Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления/ Е. Андрюшина// Власть, 2006 г., №1.

12) Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра. К 130-летию барнаульского городского самоуправления: материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию Барнаульской городской Думы/ Барнаул: издательство Алтайского Государственного университета, 2007.

13) Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы правовой институциализации и реформирования (межвузовский сборник научных статей)/ под ред. Колесовой В.П, Барнаул: издательство ААЭП, 2005, 144 с.

14) Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления/ В.З. Гущин // Закон,2006 г., №3.

15) Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах/ Новосибирск, 2005.

16) Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации/О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. М., 2007.

17) Лапин В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России/ В.А Лапин, В.Я. Любовный. М.: Дело, 2005.

18) Муниципальное право России: учебник/ под ред. проф. Кокотова А.Н., М.: Высшее образование,2008, 504с.

19) Муниципальное право: учеб. пособие/под ред.Чаннова Е.С., М.: Омега-Л, 2006, 288с.

20) Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», М.: Юристицинформ.- 2005, 509с.

21) Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник, М.: ИД «Юриспруденция», 2008,400с.

22) Шугрина Е.С. Ответственность за нарушение условий соглашений о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения/ Е.С. Шугрина //Государственная власть и местное самоуправление, 2008, №2.

23) Щепачев В.А. Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органами местного самоуправления/ В.А.Щепачев// Конституционное и муниципальное право, 2007, №12.

24) Юридическая Энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное/ под ред. Тихомирова М.Ю., М.: 2007,972с.

25) Юридический словарь/ под ред. Азрилияна А.Н., М.: Институт новой экономики, 2007, 1152с.


См.: Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления/ В.З. Гущин // Закон,2006 г., №3.

См.: Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации/О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. М., 2007.

См.: Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник/ Н.В.Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

См.: Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра. К 130-летию барнаульского городского самоуправления: материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию Барнаульской городской Думы/ Барнаул: издательство Алтайского Государственного университета, 2007, с. 148.

См.: Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник/ Н.В.Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. М.: ИД «Юриспруденция», 2008, с. 199-201.

См.: Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах/ Новосибирск, 2005, с.69.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и в то же время является составной частью конституционного строя России.1

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть:

  • а) непосредственно (т. е. путем референдума, выборов);
  • б) через органы государственной власти;
  • в) через органы местного самоуправления.

Право граждан осуществлять местное самоуправление выражается в полномочиях граждан реализовать функции местной власти непосредственно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с тем обладают административно-правовым статусом. Административно-правовой статус органов местного самоуправления означает, что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти, а также право быть носителями государственно-управленческих полномочий. Следовательно, в административно-правовых отношениях они могут быть как объектами управления для органов государства, так и субъектами государственного управления.

В первом случае речь идет о публичных обязанностях, которые должны выполнять органы местного самоуправления, как и иные юридические и физические лица - соблюдать правила и нормы, надзор за соблюдением которых осуществляют уполномоченные органы государства (например, правила пожарной, дорожной безопасности, санитарные нормы и многие другие).

Во втором случае органы местного самоуправления выполняют государственные функции, закрепленные за ними государством с помощью законодательства - устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы и преимущества по ним, принимают различные правила и положения, в том числе такие, за неисполнение которых может быть установлена административная ответственность.

Кроме того, законодательством установлена специальная формула о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий с передачей им соответствующих материальных и финансовых средств и при наличии их согласия. При осуществлении этих полномочий органы местного самоуправления действуют под контролем со стороны органов государства.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменен в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство.

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает 5 видов муниципальных образований 1: 2 вида поселений - сельское и городское; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения. Городские, сельские поселения образуются для решения вопросов поселенческого значения, внутригородские территории - для решения внутригородских вопросов на территории городов - субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург), муниципальные районы - для решения вопросов межпоселенческого значения, городские округа - для решения одновременно вопросов поселенческого и межпоселенческого значения. Органы местного самоуправления, как правило, муниципальных районов, городских округов могут дополнительно наделяться отдельными государственными полномочиями.

При создании муниципальных образований, выборе их вида учитываются такие обстоятельства, как история складывания местного сообщества, величина его территории, тип населенных пунктов и их число, численность населения, наличие транспортной, иной инфраструктуры. Муниципальное образование не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. Границы поселений не могут пересекаться границами населенных пунктов. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Территория городского округа, даже если она окружена со всех сторон территорией муниципального района, не входит в состав территории последнего.

Границы муниципальных районов не могут пересекаться границами поселений. Границы муниципальных образований любых видов не могут пересекать границы субъекта Федерации, на территории которого созданы названные муниципальные образования.

Территориальная организация местного самоуправления имеет в России (в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ) 1 двухуровневую систему. На первом уровне - городские и сельские поселения, внутригородская территория города федерального значения. На втором - муниципальный район, городской округ. Наличие обоих уровней обязательно, однако наличие уровней не обусловлено подчинением одного другому.

Городское поселение включает один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом городского поселения, может включать территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и законами субъектов РФ).

Сельское поселение включает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Внутригородская территория города федерального значения включает часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельскому и городскому поселению, внутригородской территории города федерального значения как муниципальным образованиям не могут предаваться отдельные государственные полномочия.

Муниципальный район включает несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного само- управления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ включает городское поселение, не входящее в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом 2003 г. вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ 1.

Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Местное самоуправление должно базироваться на трех основополагающих принципах:

Важность властных полномочий общей компетенции не столько в деятельности, которую они делают возможной, сколько в концепции местного управления, которую они выражают. Властные полномочия общей компетенции должны рассматриваться как выражение компетенции местного управления как управления самой общиной.

Принцип сабсидарности предусматривает обеспечение такого положения, когда компетенция в той или оной сфере деятельности по возможности принадлежит наиболее низкому уровню управления, максимально приближенному к людям.

Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы и порядок их использования устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Исходя из цели существования местного самоуправления, можно сформулировать задачи этого социального института:

  • 1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.
  • 2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.
  • 3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.

Вопросы местного значения

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения». Таким образом можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

Федеральный Закон от 12 августа 1995 года «Об основах местного самоуправления» содержит перечень вопросов местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:

  • 1. Организационно-административные вопросы :
  • 1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
  • 2) Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
  • 3) Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
  • 4) Организация и содержание муниципальных архивов.
  • 5) Организация и содержание муниципальной информационной службы
  • 6) Создание условий для деятельности средств массовой информации.
  • 7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.
  • 8) Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.
  • 9) Обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.
  • 2. Экономические вопросы :
  • 1) Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации это «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления».

  • 2) Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.
  • 3) Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
  • 4) Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.
  • 5) Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения.
  • 6) Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
  • 7) Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
  • 8) Благоустройство и озеленение территории муниципального образования.
  • 9) Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
  • 10) Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.
  • 3. Вопросы социально-культурного значения :
  • 1) Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
  • 2) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.
  • 3) Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
  • 4) Создание условий для жилищного и социально-культурного развития.
  • 5) Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
  • 6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
  • 7) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  • 8) Создание условий для деятельности учреждений культуры.
  • 9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
  • 10) Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
  • 11) Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.

Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления

Конституцией Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

  • 1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.
  • 2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

  • 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение полномочиями производиться только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.
  • 2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.
  • 3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.
  • 4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.
  • 5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.

Как публичное образование муниципальное образование призвано решать властные вопросы сообщества, вопросы его самоуправления как хозяйствующая (в определенной мере) единица. Оно призвано обеспечивать решение некоторых повседневных проблем жизнедеятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, содержание и ремонт дорог местного значения, транспортное обслуживание населения и т.д.). В единстве двух этих начал муниципальное образование призвано обеспечивать жизнедеятельность местного сообщества. Муниципальное образование по своей природе должно заниматься хозяйственными вопросами. Местное самоуправление рассматривается как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета № 237, 25. 12. 1993. Это положение в комплексе с ч. 2 ст. 3 Конституции о реализации народовластия через органы местного самоуправления предопределяет одновременное наличие признаков публично-правового института публичной власти и хозяйствующего субъекта. Как отмечает Н.С. Тимофеев, определяя организационно-правовой статус муниципального образования, ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическим лицом, но лишь устанавливает для них относительно равные с юридическими лицами права на участие в гражданско-правовых отношениях, при этом выводя «особых субъектов» - Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования из общего ряда субъектов. Природа муниципальных образований, органов местного самоуправления носит двойственный характер - и властных публичных институтов, и хозяйствующих субъектов. Тимофеев, Н. С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов / Н.С. Тимофеев // Законность. - 2012.

От имени муниципального образования хозяйственную деятельность осуществляют органы лестного самоуправления. Последние признаны субъектами гражданского права (ст. 125 ГК РФ) могут выступать в качестве таковых при владели и пользовании закрепленным за ними имуществом, а также при использовании средств, выделенных им по смете или полученных по иным основаниям, с учетом ограничений, установленных законом и обусловленных правовой природой этих органов. В этих отношениях органы местного самоуправления юридически равны с иными субъектами. Как верно указывает Э.В. Берг, «муниципальные образования, как и Российская Федерация и ее субъекты, лишь приравниваются в гражданско-правовых отношениях к юридическим лицам в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая аналогия обусловлена их статусом собственника имущества, в том числе денежных средств (в частности, бюджетных). В отличие от муниципального образования органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами». Белоусова Е.В. Правовой статус органов местного самоуправления как юридических лиц: проблемы правового регулирования / Е. В. Белоусова // Государство и право. - 2013. - № 2. - С - 32 - 38. Вместе с тем основа концепции участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, закрепленная в ст. 125 ГК РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 №51-ФЗ // СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3301. сводится к тому, что органы местного самоуправления выступают в имущественном обороте от имени муниципальных образований.

Иногда допускается смешение понятий муниципального образования и органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений, что является необоснованным как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и доктринального подхода к этому вопросу, так как органы местного самоуправления являются одним из признаков и необходимых атрибутов муниципального образования. По мнению Ю.В. Кондрашова, о муниципальных образованиях как о юридических лицах можно говорить только в самом общем смысле как о субъектах права, не являющихся лицами физическими, но не как о юридических лицах - организациях в цивилистическом смысле этого слова. Кондрашов Ю. В. Статус органов местного самоуправ. при участии в гражданских правоотношениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю. В. Кондрашов - Тюмень, 2014. - 26 с. Анализируя статус муниципальных образований и их органов в качестве субъектов гражданского права, следует обратить внимание на различия между ними, позволяющие глубже понять особенности их деятельности. Во-первых, в гражданско-правовых отношениях, регулируемых п. 2 ст. 125 ГК РФ, в качестве их субъектов выступают муниципальные образования. Органы местного самоуправления являются при этом лишь их представителями, так же как и в гражданско-правовых отношениях Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и их органов государственной власти - с другой. Имущество муниципального образования является собственностью самого муниципального образования, а органы местного самоуправления лишь осуществляют правомочия собственника от его имени. Во-вторых, орган местного самоуправления реализует права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования, т.е. выступает как орган того же субъекта гражданско-правовых отношений. В-третьих, как указывает А.И. Коваленко, «органы местного самоуправления, как и иные юридические лица, обладают также правом предъявления вещно-правовых требований: виндикационного иска - требования о возврате муниципального имущества из чужого незаконного владения». Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Коваленко. - М., 2011. С. 89. Однако следует уточнить, что органы местного самоуправления в данном случае предъявляют иск как представители других субъектов гражданского права - муниципальных образований (собственников имущества). И наконец, как отмечают представители цивилистики, по общему правилу юридическое лицо может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом или учредительными документами целям его деятельности, и, соответственно, может нести лишь связанные с этой целью обязанности. Участие юридических лиц в гражданских правоотношениях имеет определенные пределы. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под редакцией Ю. А. Дмитриева - М.: МЦУПЛ, 2009. - 24-25 с. Таким образом, обоснованно говорить о наличии у органов местного самоуправления собственной гражданской правосубъектности, отличной от правосубъектности муниципальных образований.

В постсоветский период изменилась роль муниципальных образований в экономических и иных имущественных правоотношениях, что обусловлено отходом от концепции государства как единого и единственного хозяйствующего субъекта, провозглашением в Конституции РФ многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности и равенства ее участников. Муниципальные образования признаны субъектами имущественных отношений наряду с иными юридическими лицами. Параллельно с этим законодательно закреплено признание органов местного самоуправления юридическими лицами. Такое законодательное регулирование не случайно и обусловлено реально существующей и объективно сложившейся ситуацией, когда органы местного самоуправления в действительности выступают в гражданских правоотношениях от своего имени в качестве юридических лиц. Муниципальные образования, будучи по своей природе «бестелесными субъектами», не способны собственными действиями участвовать в гражданских правоотношениях. В соответствии с принятой действующим законодательством концепцией муниципальные образования осуществляют гражданские права и несут обязанности в лице органов местного самоуправления.

Под правовым статусом понимают права, обязанности, гарантии и ответственность.

Самое важное право органа МСУ, следующее из того, что он является институтом власти - это право принимать обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории МО решения и нормативные правовые акты, таким образом, все физические и юридические лица обязаны исполнять решения и акты органов МСУ на территории МО. Если не будут исполнять - наступит ответственность, определенная законодательством (административная, дисциплинарная).

Следующая группа прав связана с тем, что основная обязанность органов МСУ - предоставлять услуги, которые удовлетворяют коллективные потребности населения МО, т.е. решать вопросы местного значения, определенные предметами ведения . Л. А. Велихов перечисляет права, которыми должны обладать органы МСУ, для того чтобы реально осуществлять хозяйственную деятельность и решать местные вопросы:

  • право юридического лица;
  • право распоряжение муниципальной собственностью;
  • право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
  • право установления местных налогов и сборов;
  • право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями;
  • право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества.

Федеральный закон № 131-ФЗ, а также ГК РФ наделяют органы МСУ данными правами, за исключением права установления местных налогов, которые устанавливаются НК РФ. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы МСУ, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, а представительный орган МО и местная администрация как юридические лица действуют в соответствии с ГК РФ применительно к учреждениям.

От имени МО приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица МСУ в соответствии с уставом МО.

Органы МСУ обладают правами на представление и защиту своих интересов:

  • государство вводит запрет на ограничение прав МО со стороны органов государственной власти, т.е. принимаемые ими правовые акты в части, ограничивающей муниципальные права, не действуют (это право в то же время является гарантией МСУ);
  • отмена решений органов МСУ производится только принявшими их органами либо такие решения признаются недействительными по решению суда;
  • представительные органы МСУ, как правило, обладают правом законодательной инициативы в региональных органах государственной власти;
  • органы МСУ обладают правом на судебную защиту, в том смысле, что окончательное разрешение спорных вопросов относится к компетенции судебной власти (это право в то же время является гарантией МСУ).

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами МО.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения ими законодательства РФ, устава МО, а также в случае ненадлежащего осуществления ими переданных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа МО перед государством наступает только после решения суда.

В случае если судом установлено, что представительным органом МО принят нормативный правовой акт, противоречащий законодательству, уставу МО, а представительный орган МО в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по его исполнению, глава субъекта РФ (глава региона) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ.

Полномочия представительного органа МСУ прекращаются со дня вступления в силу такого закона.

В случае если судом установлено, что избранный либо вновь избранный в правомочном составе представительный орган МО в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, глава региона в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ данного МО. Данное решение может быть обжаловано в суде.

Возможность роспуска совета МО, как мера ответственности перед государством, существует не только в России: во Франции таким правом обладает президент, в Мексике - региональные власти.

Мера ответственности органов и должностных лиц МСУ перед государством за осуществление отдельных государственных полномочий определяется материальными и финансовыми средствами, переданными на такие цели органам МСУ. Данные вопросы регулируются федеральными и региональными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами состоит в нарушении этими органами прав и интересов данных лиц и наступает в порядке, установленном федеральными законами.

  • Велихов В. Д. Основы городского хозяйства. М. ; Л., 1928.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook