Полномочия прокурора в уголовном процессе. Участие прокурора в уголовном процессе Процессуальная функция и полномочия прокурора в уголовном процессе

  • 2.Назначение уголовного судопроизводства. Назначение (задачи) досудебного производства и судебного производства по уголовному делу.
  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

    Задачи прокурора:

    Защита прав и свобод человека и гражданина;

    Защита охраняемых законом интересов общества и государства;

    Обеспечение верховенства закона;

    Обеспечение единства и укрепления законности.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

    6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

    8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

    11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

    Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.

    Прокурор должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

    В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

    Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

    Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

    Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

    Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

    1) дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

    2) дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

    3) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

    4) утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

    В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

    9. Подсудность и подследственность: понятие, виды, признаки

    Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

    Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

    В уголовном процессе различают три вида подсудности:

    1) родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым куголов-ной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям;

    2) территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания; 3)персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

    Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда.

    Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело.

    Выделяются следующие признаки подследственности:

    Предметный (родовой);

    Персональный (личный);

    Альтернативный (смешанный);

    Территориальный (местный).

    Предметный, или родовой, признак определяет подследственность в зависимости от квалификации совершенного преступления

    Статья 151 УПК РФ устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к компетенции следователей или дознавателей того или иного ведомства.

    Исходя из этого признака, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, похищение человека, изнасилование, нарушение конституционных прав и свобод, бандитизм, взяточничество, геноцид и т.д.).

    Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют преступления о государственной измене, шпионаже, насильственном захвате власти, диверсии и другие преступления против государственной власти, основ конституционного строя, а также против мира и безопасности человечества.

    Подавляющее большинство преступлений в соответствии с предметным признаком расследуют следователи органов внутренних дел. Это наиболее распространенные преступления против здоровья граждан; против собственности; налоговые преступления; против общественной безопасности; общественного порядка и порядка управления; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против безопасности движения транспорта и т.д.

    Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют преступления, связанные с изготовлением, контрабандой, хищением, распространением наркотиков и психотропных веществ.

    Также по предметному признаку определяется и подследственность дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Персональный, или личный, признак определяет подследственность в зависимости от особенностей субъекта преступления, состояния его здоровья, служебного положения.

    По персональному признаку к подследственности следователей прокуратуры относятся все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека, Президентом Российской Федерации, прекратившим свои полномочия, и кандидатом в Президенты, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Кроме того, в отношении указанных лиц следователи прокуратуры производят расследование в форме дознания, если они совершат преступление, отнесенное к подследственности органов дознания.

    Следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Однако если вышеперечисленные лица совершат преступления, подследственные ФСБ (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и др.), то расследовать их будут следователи ФСБ.

    Альтернативный, или смешанный, признак подследственности допускает производство предварительного расследования по делам одной и той же категории следователями различных ведомств.

    Так, дела об организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем подследственны следователям прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел. Дела о бандитизме, организации преступного сообщества, о получении и даче взятки подследственны следователям органов прокуратуры и органов внутренних дел. Дела о контрабанде и терроризме - следователям ФСБ и МВД России. В соответствии с альтернативным признаком предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который выявил эти преступления.

    По этому же признаку определяется подследственность дел о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, лжепредпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство, захват заложника, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических или психотропных веществ, в сфере компьютерной информации и др.)

    В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

    Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

    Функции прокуратуры

    Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

    Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

    • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
    • контролирование процедуры возбуждения преследования;
    • поддержка обвинения во время судебного заседания;
    • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
    • контроль действий иных субъектов производства.

    Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

    1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
    2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
    3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
    4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

    Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

    В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

    На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

    • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
    • организация правовой защиты;
    • обвинение по конкретному делу.

    С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

    Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

    • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
    • прав каждого гражданина;
    • главенства закона.

    Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

    1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
    2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
    3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
    4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
    5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

    В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

    Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

    Участие в досудебном производстве

    На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

    В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

    Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

    Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

    Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

    • контроль процедурных моментов;
    • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
    • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
    • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

    Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

    То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

    Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

    Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

    • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
    • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
    • принять самоотвод дознавателя.

    Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

    • высочайшей компетенции в области права;
    • понимания принципов и методов криминалистики;
    • умения правильно толковать правовые нормы.

    Возбуждение уголовных дел

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

    • следователями;
    • дознавателями;
    • руководителями соответствующих структур.

    Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

    • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
    • утверждение или отмена таковых.

    На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

    Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

    • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
    • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
    • защитить права участников мероприятия.

    Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

    Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

    Судебное производство

    В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

    • предварительное;
    • основное.

    Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

    1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
    2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
    3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

    Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

    • представляет ;
    • аргументирует свою позицию;
    • отвечает на контраргументы противной стороны;
    • изучает доказательства защиты;
    • предлагает конкретное наказание.

    То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

    • не подтвердился;
    • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

    У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

    Суды первой и второй инстанции

    Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

    В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:

    • участие в прениях сторон;
    • реплики при необходимости;
    • предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
    • требование протокола судебного заседания для изучения;
    • возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.

    Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.

    Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:

    • госсобственности;
    • имущественных и личных прав гражданина;
    • общественного устройства.

    То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.

    В мировые суды прокуроры обращаются с представлениями относительно принятых первичных решений. В таком случае исполнение постановления приостанавливается. А суд второй инстанции (тот же мировой) назначает рассмотрение предоставленных материалов с участием гособвинителя.

    Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:

    • оправдывает человека;
    • не предусматривает кары;
    • назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.

    Сотрудники прокуратуры могут . Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.

    Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:

    • отсутствие законного решения;
    • нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.

    Таким образом, прокурор использует дополнительные возможности для достижения справедливости. Если в ходе разбирательства и судопроизводства обвинением цель не достигнута, то оно может обратиться в надзорный суд. Естественно, таковое требует наличия четкой и полной аргументации позиции.

    Важно: обвинителю дано право знакомиться с жалобами по разбираемым делам, поданными всеми участниками процесса.

    В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.

    Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.

    По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.

    Прокуратуре в уголовной процедуре отведено одно из важнейших мест. Цель госоргана – достижение правосудия. А в более широком смысле – защита государства и общества от преступных посягательств, сохранение конституционного строя в стране. Именно поэтому в 2007 году с прокуратуры сняли обязанность по расследованию дел. Ее ныне выполняет Следственный комитет. Такая реформа позволила сбалансировать права и обязанности участников системы правопорядка.

    Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

    К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, в соответствие с главой 6 УПК РФ относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

    Определение и основные направления деятельности прокуратуры РФ уже были отмечены в соответствие со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», да и определения прокуратуры нет в статье 5 УПК РФ. Больше внимания стоит обратить на понятие прокурор. Согласно пункту 31 статьи 5 УПК РФ: «прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Также в части 1 статьи 37 УПК указано, что прокурор -- это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Это очень важные положения, ведь в органах прокуратуры работают помимо прокуроров: первый заместитель прокурора, заместители прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, и, выполняя процессуальные действия, они имеют процессуальный статус прокурора, не являясь им по должности. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу статьи 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

    Действующий УПК РФ, вызвавший в свое время серьезные нарекания специалистов, за сравнительно короткий срок подвергся весьма значительным изменениям, да и в настоящее время он меняется, чего стоит законопроект, разработай Следственным комитетом РФ, который вносит принципиальные изменения в УПК РФ "Российская газета" - Федеральный выпуск №5731 (58).

    Новеллы, привнесенные в УПК РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 года Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", 122, 08.06.2007, коснулись пересмотра положений, определяющих статус участников судопроизводства - прокурора, руководителя следственного отдела, следователя, начальника подразделения дознания. Изменения, касающиеся полномочий прокурора, оказались настолько заметными, что среди юристов возникло мнение, чуть ли не о полной утрате им своих надзорных позиций в отношении органов предварительного следствия. «Перемены в статусе прокурора произошли действительно радикальные, но не настолько, чтобы парализовать его надзорный потенциал, пусть даже частично. Из этого может быть сделан вывод о том, что настоящем этапе деятельность прокуратуры необходимы и в теории и практике на основе взвешенной оценки происходящих изменений адекватно подходить к решению вопросов организации прокурорского надзора за законностью предварительного следствия, нисколько не сокращая сферу надзора, и не снижая его действенность» Прокурорский надзор: Учебник для юридических вузов и факультетов.// В.Б. Ястребов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. С.195..

    Прокуратура исторически сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, и будет тяготеть к интересам и обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего состязательного «треугольника», естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, «прямоугольный треугольник». В нем функции обвинения и прокурорского надзора комплиментарно связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) -- на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган -- следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по убеждению А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей). Прокурор, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах США, Англии, Италии, Испании и до некоторой степени Франции и Германии Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 99. Такова точка зрения А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского.

    Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ уголовное преследование выделено в качестве первичной функции прокурора. Причем оно, исходя из смысла этой нормы, должно осуществляться прокурором во всех стадиях уголовного процесса. Мысль о том, что в досудебном производстве прокурор осуществляет надзор за законностью действия и решений органов предварительного расследования, а уголовное преследование свойственно лишь его судебной деятельности, противоречила бы формулировке ч. 1 ст. 37 УПК РФ.

    «Наличие у прокурора функции уголовного преследования в досудебном производстве предопределяется и его ролью в судебном разбирательстве, которое является центральной стадией уголовного процесса и, по сути, единственной, имеющей собственной значение. Все иные стадии являются либо подготовительными (досудебные), либо проверочными (производства по пересмотру приговоров), либо сопутствующими (исполнение приговора) по отношению к судебному разбирательству» Современные проблемы юридической науки: выпуск девятый. Сборник научных статей / под ред. Л.П. Чумаковой. - ООО "Альфа-Порте", Новосибирск, 2011. - С. 125-133. В статье исследованы вопросы соотношения процессуальной функции прокурора и особенностей его статуса в уголовном процессе (прежде всего, в досудебном производстве по уголовному делу). И если исходить из такого понимания роли различных этапов уголовного судопроизводства как единой системы процессуальной деятельности, то очевиден и тот факт, что для прокурора первичной задачей является поддержание государственного обвинения, а в досудебном производстве он должен готовиться к достижению этой задачи. Некоторые процессуалисты придерживаются аналогичного мнения. Так, С. Н. Алексеев и В. А. Лазарева пишут: «Предварительное расследование не имеет собственного самостоятельного значения, оно необходимо как средство обеспечения возможности рассмотрения дела судом. Деятельность органов предварительного расследования... есть предваряющий судебное разбирательство необходимый и очень важный этап, без которого и прокурор не имеет возможности осуществлять в суде государственное обвинение... Поэтому деятельность государственного обвинителя в суде представляет собой продолжение его деятельности на предшествующих стадиях уголовного процесса, а значит, едина и осуществляемая им на протяжении всего уголовного процесса функция - уголовное преследование» Алексеев С. Н., Лазарева В. А. Процессуальное положение прокурора в стадии предварительного расследования в науке уголовного процесса // Право и политика. -2001.-№8.-с. 68.

    Можно сказать, что деятельность прокурора во всех стадиях уголовного процесса подчинена одной цели. Она едина и предопределяет все его действия. Таковы законы человеческой психологии: если перед лицом поставить цель, в достижении которой оно будет заинтересовано, она будет направлять его деятельность на всех этапах. Следует признать, что в различных стадиях уголовного процесса прокурор идет к ее достижению неодинаковыми методами.

    Деятельность по осуществлению надзора предполагает полную незаинтересованность в деле. Прокурор же, как должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование, таким качеством не обладает. Преследование «заряжает» все его действия обвинительным зарядом. По этому поводу следует согласиться с А. Квачевским, который еще в конце XIX века отмечал: «Нужно оставить в стороне громкие фразы, которыми украшает французская юриспруденция свое публичное министерство, как например «страж законов» и проч.; нельзя упускать из виду, что прокурор все-таки истец, хотя и в общественном интересе, что он ведет спор... и что поэтому нельзя безусловно вверяться его беспристрастию, так как трудно рассчитывать на сдержанность власти, направленной в одну сторону, и на умеренное пользование правами, данными для защиты интересов чьих бы то ни было; словом, прокурор, несмотря на все старание придать себе спокойный характер, по самому существу своей обязанности должен склоняться скорее к обвинению подсудимого, нежели к его оправданию» Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 года. - СПб., 1866. - С. 132 .

    Следует назвать ещё одну точку зрения: прокурор в досудебном производстве осуществляет (или должен осуществлять) именно и только надзор. Некоторые ученые отмечают, что «такая деятельность, как уголовное преследование вряд ли должна входить в компетенцию прокуратуры, так как не соответствует выполнению ее основной функции - надзору за исполнением законов» Краснятов А. Ю., Лонь С. Л. О конституционном закреплении места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. - Томск, 2000.-Ч. 6. - С. 220.

    В теории различают две модели процессуального статуса прокурора:

    1) Прокурор - основной субъект уголовного преследования. При этом он должен иметь право возбуждать уголовные дела, проводить по ним любые процессуальные действия либо давать указания об их проведении, определять субъекта расследования, устанавливать объем обвинения, избирать меру пресечения, отменять решения субъектов расследования, принимать решение о направлении дела в суд, поддерживать обвинение в суде, обжаловать приговор суда и участвовать в производстве по его пересмотру.

    2) Прокурор - субъект надзора за процессуальной деятельностью. В этом случае участие прокурора ограничено досудебным производством (принцип независимости судей и подчинения их только закону исключает прокурорский надзор за исполнением законов судом), в ходе которого он не вправе совершать никаких действий обвинительного характера, а должен лишь требовать устранения нарушений закона от органов предварительного расследования. Также возможно его участие в рассмотрении судом ходатайств органов предварительного расследования о проведении действий, допускаемых только по решению суда (часть 2 статьи 29 УПК РФ), для высказывания своего заключения, и разрешение жалоб на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования. Его деятельность в этой связи по своей природе (в т.ч. мотивации) должна быть близка судебному контролю в досудебном производстве. Согласно этой модели прокурор не вправе принимать решение о направлении дела в суд и поддерживать государственное обвинение.

    Действующее законодательство не придерживается ни одной из этих моделей. Предпринята попытка «очищения» полномочий прокурора от обвинительного характера во взаимоотношениях со следственными органами, хотя и не в полной мере. Ведь, в конечном счете, именно от прокурора зависит судьба дела - он может направить его в суд, утвердив обвинительное заключение (пункт 14 части 2 статьи 37 УПК РФ), а может и возвратить его следователю для производства дополнительного расследования. Однако процессуальное руководство дознанием сохранилось, что странно, если учесть тот факт, что предварительное следствие и дознание есть одна и та же деятельность - предварительное расследование, имеющая одинаковые задачи и осуществляемая одними и теми же способами. Кроме того, за прокурором сохранена роль государственного обвинителя в суде, поэтому требовать полной беспристрастности от данного субъекта уголовного преследования нельзя и в досудебном производстве.

    Таким образом, по мнению многих юристов, изменение процессуального статуса прокурора в досудебном производстве не привело к положительным результатам в сфере предварительного расследования. Отмечают непродуманность законодательных изменений. Они противоречивы, не системны и крайне отрицательно влияют на целеполагание участников уголовного судопроизводства. Различные модели статуса следственных органов, органов дознания и прокурора, разработанные наукой, в УПК явно не учтены и не приведены к единому знаменателю.

    Прокурор это, прежде всего, должностное лицо, которое выполняют какие-либо обязанности в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре». Если же говорить об уголовном процессе, то нам нужен уголовно-процессуальный кодекс для того, чтобы узнать, какую компетенцию он имеет на всех стадиях уголовного судопроизводства.

    Надзор прокурором за правоохранительными органами

    Основную часть деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве регулирует статья 37 Уголовно-процессуального кодекса. Так прокурор может проверить исполнялись ли предписания закона в частности при приеме и разрешении сообщений о совершенных общественно опасных деяниях. Далее он может вынести юридическое акт, который направляет документы в правоохранительное органы для того, чтобы там были приняты меры по факту нарушения закона данными органами. Прокуратура в силу закона обязана требовать от правоохранительных органов исправление нарушений, которые были допущены в ходе их деятельности.

    Прокурор так же может давать согласия дознавателем по возбуждению юридического акта об избрании меры пресечения (либо ее отмены, изменения), а так же других подобных актов. Избрание меры пресечение играет важную роль, но при этом она может избираться или нет. Например, по факту кражи было возбуждено уголовное дело. Стоит ли воришку садить под стражу (один из видов мер пресечения)? Если говорить объективно, то, скорее всего, нет, так как не несет для общества какой-либо угрозы, которая должна ограничиваться. Можно, например, избрать и домашний арест, либо подписку о невыезде. При этом органы дознания отправляют решения о возбуждении ходатайства, где прокурор решает согласиться с этим или нет. Мера пресечения может быть направлена по нескольким направлениям. Во-первых, для того, чтобы предотвратить совершение новых преступлений. Это, конечно же, правильно, так как, если потенциальному убийце (он не является таковым, пока его вина не будет доказана) выбрать меру пресечение в виде подписке о не выезде, то он может совершить еще одно убийство. Во-вторых, чтобы преступник никуда не скрылся. В принципе решение данной проблемы не так уж сложно, тот же самый домашний арест легко решает эту проблему. Меж тем, все равно на практике очень много людей сажают под стражу даже по статьям, которые не представляют особой опасности и не собираются как-то сбегать. Поэтому роль прокурора здесь тоже очень высока, и необходимо в этом плане как-то менять работу правоохранительных органов, прокуратуры и суда.

    Прокурор может так же отменять различные постановления прокурора, который ниже его, а так же дознавателя. Тоже является довольно важной нормой, так как очевидно, что люди допускают ошибки. Кроме того, это может быть еще и правоохранительный «беспредел», поэтому прокурор благодаря этой норме может прямо защищать права участников уголовного судопроизводства, да и просто граждан. Например, дознаватель по факту возбудил уголовное дело. Для этого же нужны какие-либо основания, поэтому это очень серьезный акт. В итоге, если оснований для возбуждения уголовного дела не было, то прокурор может отменить это решение.

    Прокурор также рассматривает информацию, свидетельствующая о несогласии с прокурором, которая предоставляется руководителем следственного органа, а по этой информации он принимает решения.

    Важным пунктом так же является, что прокурор участвует в судебных заседаниях по избранию меры пресечение, которые связаны с нахождением под стражей и всеми организационными с этим моментами. Здесь тоже на лицо защита прав человека и гражданина.

    Отвод дознавателя

    Если дознаватель допускает какие-либо нарушения, установленные уголовно-процессуальным кодексом, то прокурор его может отстранить от расследования. Норма также является довольно важной, так как, если дознаватель начинает открыто нарушать закон, то это должно как-то пресекаться. Во-первых, гражданин, в отношении которого есть эти нарушения, конечно же, должен указывать на них (на это и нужны адвокаты). Но прокурор все-таки тоже призван надзирать за правоохранительными органами, поэтому, например, по ходатайству можно просто отстранить дознавателя.

    Так же прокурор может изъять дело у дознавателя и передать его следователю при наличии, конечно же, оснований и их обоснование. Например, дело по подследственной должно по идее быть в распоряжении дознания, но ввиду обстоятельств, например, особой опасности для общества передается следственному комитету. Так же это может, например, когда у дознания нет таких ресурсов, как у следственного комитета. Таким образом, даже, если дело подследственное дознанию, оно может быть переведено следователю.

    Прокурор может утверждать постановления от дознания о том, чтобы прекратить производство по делу. Так же стоит отметить, что – это правильно. Орган дознания может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено. Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора. В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту кражи. В ходе производства выяснилось, что вор – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении. Таким образом, решение будет объективным и без допущения правоохранительного произвола.

    Так же прокурор утверждает заключение и акт по уголовному делу. Тут уже примечательно, что до этого почти все относилось только к органам дознания, так как те же самые решения в следствие решает руководитель следственного органа. Орган следствия может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено. Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора. В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту убийства. В ходе производства выяснилось, что убийца – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении. А еще стоит учитывать, что в следственном органе в основном рассматривается более тяжкие дела, чем в дознания, а значит ответственности гораздо больше.

    Прокурор может вернуть уголовное дело обратно с какими-либо уточнениями, что дело нужно до расследовать, провести какие-либо дополнительные действия и т.д. Действительно, дело же может не иметь четких доказательств по уголовному делу, а значит, прокурор принимает логичное решение провести дополнительное расследование по данному делу. Так, дело, вернувшись пройдет все проверки заново и будут собраны новые доказательства.

    В Уголовно-процессуальном Кодексе есть и другие нормы, регулирующие компетенцию прокурора. Например, он может написать запрос, чтобы ему предоставили для ознакомление материалы уголовного дела, которое на данный момент расследуется.

    Еще одним важным аспектом является, что при судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем. То есть, после того, как дело расследовано, в его руки переходит обязанность доказать, что данный лицо – преступник. Поэтому уделяется так много внимание контролю от прокурора в ходе предварительного расследования, потому что, если придет с никаким материалом в суд, то он просто рискует проиграть дело. Так же прокурор может отказаться от определенного дела, по указанию обоснованных причин подобного решения. Это должны быть действительно уважительные причины. Например, проходящий по уголовному делу является родственником данного прокурора, из-за чего прокурор может написать объяснения, что он не сможет выносить объективные решения, а значит лучше все-таки передать надзор и другие прокурорские полномочия другому лицу. Существует, конечно же, и другие права и обязанности прокурора, но это одни из главных, которые регулируется УПК.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook