Современное состояние проблемы создания ювенальной юстиции в россии. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в россии и предложения по их разрешению Ювенальная юстиция: понятие и происхождение

Ювенальная юстиция– это совокупность правовых механизмов, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

Помимо правосудия для несовершеннолетних ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

· подростковой преступности;

· преступлений против детей;

· социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений.

По мнению противников ювенальной юстиции, её нормы вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой, поскольку уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведёт к дестабилизации (разрушению) не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений.

Результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно отрицательные результаты:

Возрастание преступности среди несовершеннолетних;

Распад семейных связей;

Попирание прав родителей;

Распространение порочных привычек среди молодёжи;

Активный протест родителей;

Увеличение количества дел по лишению родительских прав.

Считается, что с введением ювенальной юстиции социальные работники ювенальных служб будут наделены слишком широкими полномочиями на вмешательство в процесс воспитания и образования любого ребёнка, однако при этом не будут нести должностной ответственности за свои действия.

В результате этого возрастает вероятность неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей. В результате этого наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны изъять любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя) и специалистами по «правам и свободам ребёнка», а не родителями.

Вызывает также серьёзное опасение открывающаяся для ювенальных чиновников (сотрудников органов опеки и попечительства) возможность финансовых злоупотреблений.

Вопрос 15 Мораль и право – общее и различие.

Мораль представляет собой системы негласных норм, регламентирующих поведение людей в рамках общественных отношений на основе принципа справедливости.

Единство морали и права отраженно в том, что:

1. Право и мораль регулируют общественные отношения (единый объект воздействия).

2. Право и мораль являются исключительно социальными явлениями (исходят из природы общества).

3. Действие права и морали распространяется на все общество и общественные отношения в целом.

Различие между моралью и правом отраженно в том, что:

1. Происхождение права неразрывно с процессом становления государства, тогда как мораль возникает вместе с обществом и обусловлена его культурными особенностями и установками.

2. Право находит свое внешнее выражение в системе нормативных правовых актов, тогда как мораль закреплена в сознании каждого конкретного человека.

3. Право выступает универсальным, единым критерием должного и противоправного поведения, тогда как мораль может существенно различать в индивидуальном сознании каждого человека.

4. Мораль не зависит от воли государственной власти и его представителей, тогда как право может не отвечать критериям добра и справедливости.

5. Право регулирует ограниченный круг общественных отношений (как правило, наиболее значимые), мораль же регулирует все общественные отношения вне зависимости от их проявлений и значимости.

6. Природа происхождения права и морали различна: мораль осознается и осмысливается обществом в процессе исторического развития, право санкционируется и устанавливается исключительно волей государства.

7. Обеспечение исполнение правовых норм осуществляется всей силой государственного принуждения, тогда как нарушение норм морали приводит к мерам общественного воздействия.

Давыдова Юлия Хафизовна

аспирантка кафедры гражданского права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Проблемы применения

ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Yuliya H. Davydova

graduate student. Department of civil law, Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics [email protected]

Problems of application of

JUVENILE JUSTICE IN

THE FIELD OF PROTECTION OF

THE RIGHTS OF MINORS

Аннотация. В данной статье автором рассмотрены основные проблемы, связанные с защитой прав несовершеннолетних детей в Российской Федерации. Дается определение понятию «ювенальная юстиция». Формируются предложения по поводу усовершенствования представленной системы. Сравнивается статистика отобрания детей в России и в западных странах. Формируется основное представление о ювенальной модели. Рассматривается деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, следователей прокуратуры в отношении несовершеннолетних. Предлагаются различные меры профилактики безнадзорности среди детей и подростков. Обозначается проблема, связанная с закреплением ювенальной юстиции на государственном уровне. Приводится мнение общественности по поводу внедрения ювенальных технологий. Подводятся итоги рассмотренной тематики и даются рекомендации по улучшению законодательства в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальный суд, семейное право, права несовершеннолетних, безнадзорные дети, отобрание ребенка, защита детей, ювенальная модель.

Annotation. This article considers the main problems relating to the protection of the rights of minors in the Russian Federation. The author gives the definition of the concept of «juvenile justice», forms suggestions for improving the present system, compares statistics of removal of children in Russia and the Western countries, forms the basic idea of juvenile model. We consider the activities of the investigative units of internal affairs investigator for minors and various measures of prevention of neglect of children and adolescents. The paper represents the problem with fixing the juvenile justice system at the state level, gives the public opinion about the implementation of juvenile technologies. The author summarizes the discussed topics and gives recommendations for improving the legislation concerning minors.

Keywords: Juvenile justice, juvenile court, family law, rights of minors, street children, removal of the child, protection of children, juvenile model.

На сегодняшний день мы сталкивается с недоработками в системе законодательства Российской Федерации в области защиты прав несовершеннолетних. Мы много слышим о некоторых реализуемых проектах и планах в теории права о защите детей и спешим реализовать их на практике, но не всегда такие методы оказывают положительное влияние в обществе. Поэтому необходимо относиться с должным вниманием в принятии законодательных актов в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Реализуя на практике, так называемые, «пилотные проекты» ювенальных судов в некоторых регионах страны, необходимо рассматривать все положительные и отрицательные результаты, а не спешить реализовать и распространять еще не утвердившуюся программу в других регионах России.

Конечно, можно с уверенностью, ссылаться на многолетний опыт зарубежных стран и с такой

же уверенностью, как и сейчас это происходит, применять их на территории Российской Федерации, но нельзя забывать, что речь идет, прежде всего, о детях. Вся судебная система и система семейного права в отношении несовершеннолетних лиц строится с целью как можно больше обезопасить и защитить детей от пагубного влияния сложившихся обстоятельств на психику ребенка, обеспечить ему дальнейшее полноценное развитие личности. Если рассматривать деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, то у некоторых отдельных следователей находятся дела об уголовном преступлении подростков, и, помимо этого, также находятся на рассмотрении дела совершеннолетних лиц. То же можно наблюдать и в органах дознания, следователей прокуратуры. Поэтому многое из рассматриваемых правонарушений подростками пропускается или ведется без внимания. Получается, что существует специально подобранный комплекс мер профи-

лактики правонарушений среди несовершеннолетних лиц, но нет отдельных органов или уполномоченных лиц по рассмотрению таких дел. Для этого в нашей стране были созданы отдельные ювенальные суды, которые работают и рассматривают дела только с участием несовершеннолетних. Но закрепления их на государственном уровне так и не произошло, и дела с участием детей передаются в суды общей юрисдикции. Почему? Хотелось бы подробнее остановиться на данной проблеме и выяснить, почему ведутся такие неумолкающие споры по поводу закрепления в нашей стране системы ювенальной юстиции. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить, что такое «ювенальная юстиция». На мой взгляд, ювенальная юстиция представляет собой комплекс объединенных и неразрывно связанных юридических, психолого - педагогических и реабилитационных мер, которые реализуются в области защиты нарушенных прав несовершеннолетних лиц, а также система деятельности правоохранительных и судебных органов с целью профилактики предупреждения безнадзорности и преступности среди детей и подростков.

То есть, это сложная система, которая включает в себя, с одной стороны, группу юридических мер и способов защиты нарушенных прав несовершеннолетних, а с другой - группу, представляющую собой педагогические, психологические и профилактические меры. Это очень важно понимать. Так как при разработке различных актов в области прав несовершеннолетних детей, многие юристы опираются, соответственно, только на законодательство, но в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ювенальная система предполагает включение в себя также аспектов с точки зрения педагогики, психологии и медицины. Поэтому считаю необходимым создание целого комплекса методов по ювенальной юстиции не только лицами, имеющими юридическое образование, но также и специалистами таких профессий, как психологи, педагоги и социальные работники. Получается, что для юристов, занимающихся вопросами ювенальной юстиции и работающими в ней, обязательно получение дополнительного образования в педагогической или психологической сфере. На мой взгляд, это очень важно, так как мы все знаем, что дети -это еще не сформировавшаяся личность, требующая внимания, заботы и поддержки. Если мы не будет заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения сейчас и не будем его оберегать от негативного воздействия, то сложно представить, что ждет нас в недалеком будущем.

К сожалению, создание на территории Российской Федерации системы ювенальной юстиции показывает, что общество не готово к ее принятию. Более того, проведенный мною опрос среди молодежи и семей, имеющих детей, отражает негативное отношение к ней. Многие ссылаются на то, что это неэффективная программа, направленная не на защиту детей и подростков, а наоборот, на разрушение семьи. Одним из аргументов было то, что несовершеннолетние в соответствии с принципами

ювенальной юстиции наделяются большими правами, чем их родители.

Институт семьи в нашей стране формировался в определенной иерархической последовательности, где определялись ее роли и обязанности членов. Последнее слово и решение всегда остается за главой семьи, и все остальные беспрекословно должны слушаться. Традиции и культура России создавались веками и прочно закрепились в мировоззрении каждого человека, проживающего на ее территории. Несмотря на то, что сейчас многие считают их устаревшими и стараются жить в «ногу со временем», так или иначе, быть может, на подсознательном уровне, выстраивают свои отношения в семье, также в определенной иерархии, ничего не меняя. Но с введением новых ювенальных правил главенствующую верхушку занимают дети, и лишь потом родители. В Западных странах давно пропагандируется равенство не только в отношении женщин и мужчин, но и несовершеннолетних в семье, где дети с раннего возраста почти наизусть знают свои права и обязанности. Вопрос возникает следующего характера, хорошо это или плохо? Если посмотреть статистику органов опеки и попечительства об изъятии несовершеннолетних детей из семей в связи с насилием над ними или ненадлежащем уходе за ребенком, то она просто ужасающая. Сколько можно привести примеров, когда «родители» чуть ли не до полусмерти замучивали ребенка. Дети беспомощны и напуганы жестоким обращением со стороны родителей. Не зная, куда можно обратиться и что делать, терпят все издевательства или сбегают из дома, становясь безнадзорными. Не всегда вовремя могут выявить такие семьи органы опеки и попечительства, что приводит к печальным последствиям. Лишь бдительность посторонних и неравнодушных людей может помочь несчастным детям. Быть может действительно, если бы несовершеннолетние больше были бы осведомлены о своих правах и знали, что их могут защитить государственные органы, если они обратятся, то несчастных случаев стало бы меньше? К тому же, зная о последствиях и наказании, неблагополучные родители изначально старались бы не допускать таких ситуаций. Здесь с уверенностью мы можем ответить на наш вопрос, что это хорошо. Но опять возникают проблемы с тем, что многие дети, зная о своих правах и зная, что их могут защитить государственные органы, начинают злоупотреблять ими. Если обратиться к западной статистике, то иногда детей изымают из семьи по той простой причине, что родители не могут купить более модную одежду или запрещают проводить свободное время за компьютерными играми и так далее. В данном случае, если отвечать на поставленный ранее вопрос, то конечно, ответ будет отрицательный. По моему мнению, необходимо доработать модель ювенальной юстиции, и лишь после положительного результата пробовать вводить, постоянно модернизируя и дополняя ее, не выходя за рамки традиций, обычай и культуры нашей страны.

Литература:

1. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДОНА: Закон и право, 2013.

2. Рабеи, AM. Ювенальное право РФ: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2013.

3. Ювенальная юстиция; под редакцией А.Н. Машина. М. : Дело и Сервис, 2014.

1. Nagaev V.V. Juvenile justice. Social problems: manual for students. M. : UNITY-DANA: Zakon I pravo, 2013.

2. Rabets A.M. The juvenile law of the Russian Federation: textbook for graduates.. 2nd ed., rev. and add. M. : Yurait, 2013.

3. Juvenile justice; ed. by A.N. Chashin. M. : Business and Services, 2014.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

Создание единого пространства профилактики.

Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

Подход к проблеме с учетом региональных условий.

Оценка криминогенной ситуации.

Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.

Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

Принятие законов и иных подзаконных актов.

Согласование программ предупреждения преступности на региональном

уровне с программами потребностями на местном уровне.

3. Перспективы ювенальной юстиции в России

3.1 Проект Федерального закона

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

«Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:

Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект - первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективности общественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных экспериментах в Москве и Петербурге.

В пояснительной записке к проекту федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» говорится:

«Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.

Об этом свидетельствуют и цифры:

По состоянию на 1.01.98 г. в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных составил - в 1996 г. - 10,9%., 1998 г. - 12,3 % (статистику смотри также в приложениях). См. прил. № 1 -3.

Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.

Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

Экспертное заключение на проект закона, подготовленное в мае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта «Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:

«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первым шагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как "ювенальный суд".

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и "схем" влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в том числе, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».

Однако данный проект закона вызвал у членов экспертной комиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение, данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как в соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодекса РСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.

Известный политолог Борис Золотухин свое заключение на проект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятие рассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальных судов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началу этой крайне необходимой для страны работы».

3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие

Восстановительное правосудие стало в определенном смысле ответом на тот кризис, который переживала ювенальная юстиция.

На протяжении второй половины 20 века и начала 21 века в ряде стран происходит качественная коррекция миссии и принципов ювенальной юстиции, сложившихся в конце 19 века под влиянием реабилитационной парадигмы. Эта коррекция проявилась в реформах и принятии нового законодательства. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.

В принципы ювенальной юстиции в ее истории впервые была включена необходимость обеспечения защиты общества от противоправного поведения молодежи и ответственности правонарушителей. Эти акценты определенно контрастирует с прежней философией, согласно которой делинквент рассматривался исключительно как ребенок, ставший жертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся в помощи, поощрении и содействии. Сегодня, в противоположность такому пониманию, к примеру, новозеландская модель ювенального суда исходит из следующей, установленной законом цели: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него…, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек». Аналогично в Канаде Закон «о молодых правонарушителях гласит:

«…а. 1) подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым, в том что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем не менее, молодые правонарушители должны нести ответственность за свои правонарушения;

б) хотя общество должно принимать разумные меры, чтобы предотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состоянии защитить себя от любого незаконного поведения;

в) положение молодых правонарушителей требует надзора, дисциплины и заботы; при этом, учитывая зависимое состояние, в котором они находятся, степень их развития и зрелости, они испытывают специфические потребности и нуждаются в помощи и советах;

в. 1) ресоциализация молодого правонарушителя всякий раз, когда это возможно, направлена на защиту общества, что является одной из основных целей уголовного права применительно к молодежи; добиться ресоциализации можно только учитывая потребности молодого человека и обстоятельства, способные объяснить его поведение;

г) если молодых правонарушителей решено привлечь к ответственности, следует рассматривать возможность замены судебной процедуры, предусмотренной настоящим законом в целях защиты общества, альтернативными мерами…».

Провозглашение этих принципов вовсе не стало шагом назад к карательному подходу: сама коррекция на новой почве возникновения и расширения практики восстановительного правосудия.

Ответственность правонарушителя здесь понимается как возникшее в результате преступления обязательство по заглаживанию причиненного вреда, а не наказание.

Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальной юстиции, - между принципом минимизации контактов с судебной системой и необходимостью призвать несовершеннолетнего правонарушителя к ответственности, - нашло свое разрешение в рамках восстановительного правосудия.

3.3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ

Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции.

Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.

Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:

v институт ювенального судьи;

v ювенальная прокуратура;

v детская адвокатура;

v агентства уполномоченных по правам ребенка;

v инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников; Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» 28-30 апреля 2003г., г. Санкт-Петербург.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.

Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:

v эффективную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;

v справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних;

v защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;

v обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни;

На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствие ювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока не задумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.

Поэтому в обществе недостает знания и понимания этих проблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом имеющегося российского и международного опыта.

Заключение

В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей - это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних - избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следуя примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное - его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.

Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, обратясь к своему будущему, детям.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские соглашения), приняты резолюцией 40/ 33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985г.

4. Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», от 31. 12. 1996г.

5. Уголовный кодекс РФ, от 13. 06. 1996г.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, от 18. 12. 2001г.

7. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24. 07. 1998г.

8. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, от 24. 06. 1999г.

9. Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» № 533-83, от 09. 09. 1996г.

Научная и учебная литература
1. Астемиров З. А. «Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних». М., 1976г.
2. Лунеев В. В. «Преступность 20 века». М., 1997г.
3. Люблинский П. И. «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)». М., 1923г.
4. Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001г.
5. Мельникова Э.Б. «Из истории российской ювенальной юстиции»// Правозащитник. 1998г., №3.
6. Ткачев В. Б. «В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции», статья, «Российская юстиция» № 2, 2002г.
7. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.
8. Дигесты Юстиниана: избр. Фрагменты/ пер. и примеч. И. С. Перетерского. М., 1984г.
9. «Каролина»: Уголовно-судебное уложение Карла 5. Алма-ата, 1967г.
10. «Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение». Казань. Издательство Казанского Университета, 1993г.
11. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». М., Юридическая литература, 1986г.
12. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития/ Сб. ст. Вып.1.М., 1999г.
13. Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации». 28-30 января 2003 года, г. Санкт-Петербург.
14. Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция: правовой и образовательный аспекты». 14-15 января 2005 года, г. Ростов-на-Дону.
15. Свод законов Российской империи. Том 15. 1909г.

Подобные документы

    Модели и подходы к ювенальной юстиции в США, которые применялись в разные периоды времени. История ювенальной юстиции в Канаде. Современная ювенальная юстиция в странах романо-германской системы права (на примере стран Латинской Америки и Германии).

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Понятие и история ювенальной юстиции. Профилактика подростковой преступности. Специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних. Особенности системы ювенальной юстиции в Швеции. Запрет телесных наказаний детей. Службы государственного патроната.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2013

    Основные этапы становления института ювенальной юстиции в России. Практика реализации восстановительного подхода в правосудии по делам несовершеннолетних. Институт примирения сторон в уголовном праве. Цели восстановительного подхода к ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Особая система правосудия в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом. Несовершеннолетие в ювенальной юстиции. Основные подходы к определению понятия делинквентности несовершеннолетних. Парадигмы ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    История становления ювенальной юстиции в России, ее основные принципы, функции и международные стандарты. Выявление проблем правосудия по делам несовершеннолетних и органов, обеспечивающих защиту их прав и интересов на примере Ростовской области.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2010

    Этапы становления ювенальной юстиции в странах Запада и США – родины ювенального правосудия, анализ развития правосудия по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция дореволюционной России. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в России.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Сущность, особенности и порядок осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами. Назначение, функции, возможная модель ювенальной юстиции в России, основные проблемы и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Перспективы развития ювенальной юстиции в России. Восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления. Ресоциализация несовершеннолетних, ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Ювенальная юстиция – правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом: история, понятие, принципы и задачи. Особенности и недостатки специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних в Швеции.

В готовящейся к печати брошюре «Тревога! Ювенальная юстиция» и монографии «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России» вы сможете узнать об истории становления «детского правосудия» в разных странах, об отличиях моделей обществ, где эта практика так или иначе применяется. Авторы проанализировали статистику и опыт применения ювенальной юстиции, продемонстрировали, каким средствами манипуляции пользуются самые активные апологеты ювенальной юстиции и кто, собственно, продвигает ее введение. Пока же предлагаем вам отрывок из брошюры.

Что же такое ювенальная юстиция?

Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Однако хоть сколько-нибудь устоявшегося определения не существует. Более того, нет даже относительно устойчивого общего понимания. Зачастую именно поэтому, рассуждая о ювенальной юстиции, стороны ведут ожесточенные споры и не могут договориться.

Дело в том, что этот термин многозначен. В узком смысле ювенальная юстиция - это система методов исправления и защиты юных преступников. Причем система западная. В России для такой системы нет собственного отдельного названия, правосудие в отношении несовершеннолетних до внедрения ювенальной юстиции было специализированной частью общей системы правосудия и находилось в ведении комиссий по делам несовершеннолетних.

Но в последние годы все чаще происходит подмена понятий и ювенальной юстицией называют любое детское (отличное от взрослого) правосудие, утверждая при этом, что тот, кто против ювенальной юстиции, - против особого детского правосудия вообще.

Однако, поставив во главу угла благополучие и интересы ребенка, ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать (в частности, органы опеки и попечительства для обеспечения интересов ребенка в семье). Эти органы, изначально имевшие вспомогательные функции, постепенно стали доминирующими, что позволяет говорить о ювенальной юстиции также и в широком смысле.

Национальная комиссия по детям в США пришла к выводу, что дети часто изымаются из своих семей "преждевременно или без необходимости", поскольку механизм федерального финансирования дает штатам "серьезный материальный мотив" предпочитать отбирать детей, а не оказывать детям помощь, позволяющую им продолжать жить вместе.

В широком смысле под ювенальной юстицией (в этом значении ее иногда называют «ювенальной системой» или «ювенальным правом») понимается сложившаяся на Западе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. В широком смысле слова тема ювенальной юстиции затрагивает государственную молодежную и демографическую политику, политику семьи и т. д. В частности, в России противники внедрения ювенальной юстиции обеспокоены тем, что детей можно будет бесконтрольно изымать из семей, как это происходит на Западе, что чревато разрушением самого института семьи.

Так что же такое ювенальная юстиция в современной России? Жизненно необходимый элемент национальной правовой системы или навязанная извне лукавая разрушительная парадигма, внедрению которой в России следует всячески противиться?

Какой бывает ювенальная юстиция?

В узком смысле ювенальную юстицию часто именуют уголовной. В странах Запада исторически можно выделить три подхода к правосудию в отношении юных преступников: карательный, реабилитационный и восстановительный.

Изучение ситуации с изъятиями детей учеными, правительственными комиссиями и юристами привело к одному и тому же выводу – 30% детей, изъятых из семей, были отобраны без всяких реальных оснований и не должны были подвергаться изъятию. Исследователи пришли к выводу: "Эти дети были изъяты из семьи не ради их безопасности, а ради безопасности соцработников".

В 85% случаев, объявленных "пренебрежением нуждами ребенка", речь в действительности шла о бедности. Таково мнение Тревора Гранта, бывшего главы Детского отдела Социальных служб Нью-Йорка. Он поясняет: "Семьи разрушаются по совершенно ничтожным причинам. Если сломана мебель или в доме грязно, сотрудники социальных служб забирают ребенка. Если есть хоть малейшее сомнение, для соцработника безопаснее всего забрать ребенка, указав в качестве причины пренебрежение его нуждами, поскольку это никогда не приходится доказывать в суде".

Карательная модель строится на более существенном, чем в других моделях, совпадении «взрослого» уголовного судопроизводства и производства в отношении несовершеннолетних. В ее основании часто лежит концепция обеспечения контроля над преступностью.

Реабилитационная модель основывается на том, что несовершеннолетние преступники не могут полностью отвечать за собственные поступки. Именно она - и есть классическая модель западной уголовной ювенальной юстиции. Основная ее цель - благополучие и реабилитация несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему жестких уголовно-правовых средств воздействия. Несовершеннолетний здесь фактически освобождается от ответственности за свое правонарушение. Ребенок здесь сильнее правосудия. В «золотой век» ювенальной юстиции (50-е - 80-е г. ХХ в.) реабилитационная модель была основной. Однако опыт показал ее неэффективность.

На Западе поняли, что реабилитационная модель вызывает стремительный рост детской преступности. Это можно рассматривать как серьезное предупреждение российскому увлечению ювенальной юстицией. Реакцией на такое положение дел стало усиление карательных тенденций. Западные страны с конца XX в. пошли по пути небольшого ужесточения наказания для несовершеннолетних. Так появилась восстановительная модель ювенальной юстиции.

В восстановительной модели правонарушитель - субъект, способный и обязанный нести ответственность за свои действия, но с учетом особенностей детского возраста. Эта модель строится на тех же принципах, что и реабилитационная, но с необходимостью возмещения нанесенного вреда. Она слегка снизила уровень преступности, но не вернула его на докризисный уровень. Более того, в некоторых странах Запада под давлением ювенального лобби в последние годы происходит ренессанс реабилитационной ювенальной юстиции.

Таким образом, ювенальная юстиция - это не любое правосудие в отношении несовершеннолетних. Особое детское правосудие есть практически во всех странах мира. Было оно и в Российской империи, и в СССР, есть и в современной России. Конечно, оно необходимо. Очевидно, что ребенок не может в силу возраста нести одинаковую со взрослым человеком ответственность даже за одинаковое преступление.

Однако если ювенальная юстиция - это отвечающая западным ценностям реабилитационная модель детского правосудия, то необходимость ее введения в России вызывает большие вопросы. Поэтому важно подчеркнуть, что противники «ювеналки» протестуют не против защиты детей, а против того, как это реализует классическая западная система, которую протаскивают в Россию сегодня .

Если ювенальной юстицией называют любое детское правосудие, то нужно понимать, что нам навязывается инокультурная модель ювенальной юстиции. Путаница в терминах порождает множество бесполезных споров. Возможно, кому-то она даже выгодна, так как маскирует суть протеста.

Насколько ювенальная юстиция применима в России?

Важно заметить, что в России начиная с XVII в. сложилось особое «детское» правосудие, однако ювенальная юстиция не возникла. Это произошло во многом потому, что ювенальное право - это производная от общей западной доктрины прав индивида.

Либеральное правовое государство отдает правам индивида безусловный приоритет. Установление гражданского общества требует разрушения общинных солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов.

Российская же социальная философия считала индивидуализм некорректным, поскольку общество и личность связаны нераздельно и создают друг друга, а личности вне общества просто не существует. Согласно этой модели, свобода человека есть не что иное, как свобода выбирать между добром и злом. Поэтому человек не мог быть наделен особыми правами и свободами, противопоставленными обществу и родителям. Еще один важный момент - это укорененное в западной культуре понятие «естественный человек», «очищенный» от каких-либо культурных наслоений, моральных и этических норм. Это «очищение» потребовало связать индивидов множеством договоров, что привело к интенсивному законотворчеству. Культ закона возник на языческой основе еще в Древнем Риме, а впоследствии перешел и в католическую церковь, индульгенции которой - не что иное, как попытка сделки с Богом.

Ювенальная юстиция придает юридическую трактовку и детско-родительским отношениям. Дети и родители здесь стали сторонами контракта. Вопрос любви, уважения между детьми и родителями в принципе выносится за скобки отношений.

Но для России это просто нонсенс! В западном обществе нравственный контроль заменяется контролем закона. Сейчас этот принцип навязан России, что влечет за собой разрыв с системой права традиционного общества и разрыв непрерывного развития правосознания в России.

В основе отечественной модели воспитания лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие нравственной личности. На Западе же цель и ценность - саморазвитие ребенка как самостоятельной и независимой личности.

Однако в России еще не произошло окончательного разрыва общечеловеческих связей. Если есть цель их разорвать и построить взамен атомизированное общество, то воспитание детей на началах ювенальной юстиции может поспособствовать тому, чтобы это произошло в кратчайшие сроки. Но допустимо ли это?

Все эффективно действующие в мире модели ювенальной юстиции основываются на отдельных законодательных актах о судопроизводстве в отношении несовершеннолетних. В США это Федеральный закон о ювенальной юстиции и предотвращении преступлений несовершеннолетних 1974 г.; в Великобритании - серия законов с 1908 г. о детях и молодежи; в Польше - Закон о процедуре рассмотрения дел о несовершеннолетних 1982 г.; в Канаде - Закон об уголовном судопроизводстве по делам молодежи 2002 г. и т. д.

В России отдельных нормативных актов, регламентирующих процедуру судопроизводства по делам несовершеннолетних, нет. Однако в УК РФ и УПК РФ выделены главы об уголовной ответственности несовершеннолетних, о производстве по делам в отношении несовершеннолетних. В целом эти нормы соответствуют общим принципам и положениям международных стандартов судопроизводства в рассматриваемой сфере, но отечественные криминологи О. Н. Ведерникова, Я. И. Гилинский, Д. А. Корецкий, Н. П. Мелешко, Э. Б. Мельникова, Н. Г. Яковлева, осознавая очевидную недостаточность подобной нормативной базы для эффективной борьбы с преступностью несовершеннолетних, активно разрабатывают идею о необходимости комплексной программы, которая обеспечивала бы профилактику правонарушений, осуществление правосудия, исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также реабилитационных мер с учетом всех особенностей лиц этой возрастной категории.

В 1996 г. Э. Б. Мельниковой и Г. Н. Ветровой был опубликован доктринальный проект федерального закона о ювенальной юстиции 1 . В дальнейшем Е. А. Абросимова, В. Д. Ермаков и М. 3. Ильчиков подготовили авторский проект Основ федерального законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации . С конца прошлого столетия в Санкт-Петербурге разрабатывается ювенология как самостоятельная отрасль науки, в результате чего была даже создана национальная Академия ювенологии .

В апреле 2000 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Основы законодательства о ювенальной юстиции в

Российской Федерации», на которых обсуждался проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Но закон не был принят - мнения выступавших по поводу целесообразности введения в нашей стране института ювенальной юстиции разделились. Одни парламентарии выступали за создание в рамках судебной системы специализированных судов по делам несовершеннолетних; другие резко критиковали это предложение, заявляя, что права подростков, специфика рассмотрения дел в отношении их могут и должны быть учтены в законодательстве более полно, но без создания специальных судов. Перспективы создания системы ювенальной юстиции продолжают оживленно обсуждать в юридической печати 1 , был опубликован пилотный проект федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации» .

Для успешной реализации планов создания системы ювенальной юстиции необходима качественная нормативная основа. В связи с этим важное значение имеет законодательство, регулирующее уголовную ответственность несовершеннолетних. Российское уголовное законодательство использует не все возможности для эффективного достижения целей ювенальной юстиции.

Задачам ювенальной юстиции не соответствует ограниченная сфера применения условно-досрочного освобождения несовершеннолетних по видам наказания. К условно-досрочному освобождению по закону (ст. 93 УК РФ) могут быть представлены лишь несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы. До внесения изменений в ст. 93 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в УК РФ была предусмотрена такая возможность, и мы считаем необходимым вернуться в этой части к прежней редакции закона.

Прежняя редакция ст. 93 УК РФ предусматривала сроки, по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение от наказания несовершеннолетних; в зависимости от категории преступления эти сроки были равны одной трети, половине или двум третям срока наказания. В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря

2003 г. № 162-ФЗ условно-досрочное освобождение взрослых от отбывания наказания стало не правом, а обязанностью суда (ст. 79 УК РФ). Но в ст. 93 УК РФ аналогичного изменения относительно подростков внесено не было, поэтому применение условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания по- прежнему оставлено на усмотрение суда. Получается, что взрослые правонарушители находятся в более выгодном положении. Такой подход негуманен и должен быть пересмотрен.

Первоначальный порядок условно-досрочного освобождения несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, а также за особо тяжкие преступления (а именно по отбытии одной трети и двух третей назначенного срока), не изменился и стал идентичным условиям освобождения от отбывания наказания взрослых, предусмотренным новой редакцией ст. 79 УК РФ. Улучшенными оказались условия освобождения несовершеннолетних только одной категории: отбывающих наказание за тяжкие преступления. Приравнивание несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, а также за особо тяжкие преступления, к взрослым осужденным нарушает принцип справедливости и противоречит идее ювенальной юстиции.

Кроме того, при регламентировании условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания норма статьи вообще не предусматривает возложения на них каких-либо обязанностей, хотя именно эта категория правонарушителей как никакая другая нуждается в дальнейшей учебе, трудоустройстве, ограничении досуга, связанного с бесцельным времяпрепровождением и употреблением спиртных напитков и наркотиков.

Поэтому мы предлагаем закрепить в качестве ч. 2 ст. 93 УК РФ следующую норму: «При условно-досрочном освобождении на несовершеннолетнего осужденного возлагается выполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания». Это правовое предписание обусловливало бы императивный характер применения судом данного положения и определяло бы достаточную эффективность в достижении целей уголовного наказания.

Существующая в законе неопределенность в вопросе о сроках погашения судимости несовершеннолетних осложняет реабилитационные цели. Общерегулятивной нормой ст. 95 УК РФ установлено, что сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, сокращаются и далее устанавливаются сроки погашения судимости только при осуждении к лишению свободы. Для несовершеннолетних, осужденных условно и к более мягким наказаниям, чем лишение свободы, устанавливаются такие же сроки давности погашения судимости, что и для взрослых лиц в соответствии с п. «а» и «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ. На наш взгляд, выравнивание статуса взрослых и несовершеннолетних противоречит идее благоприятного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Законодателю следует предусмотреть более льготные положения.

Стоит отметить недостатки применения ст. 90 УК РФ, в частности заключающиеся в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер воспитательного воздействия. Какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой период времени следует считать систематическим? В юридической литературе отмечается, что под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз 1 . Закон же определенного ответа не дает. Кроме того, законодатель не раскрывает понятия специализированного государственного органа, на который возложена обязанность по контролю за исполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия.

На законодательном уровне закреплены органы, которые можно считать призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия: комиссии по делам несовершеннолетних; инспекция по делам несовершеннолетних органа внутренних дел; образовательные учреждения (школы, техникумы и т. д.). Вместе с тем было бы целесообразно определить конкретный орган или установить исчерпывающий перечень этих специализированных государственных органов .

Таким образом, для создания системы ювенальной юстиции в государственном масштабе необходимо глубоко и тщательно анализировать уголовное законодательство (а впрочем, и иные отрасли права), для того чтобы подвергнуть его соответствующим изменениям.

Что же касается регионального масштаба, то можно сказать, что уже на протяжении 10 лет в некоторых районах России активно разрабатываются и воплощаются экспериментальные проекты совершенствования судопроизводства по делам несовершеннолетних и тем самым постепенно внедряются элементы ювенальной юстиции.

Пионером стал Санкт-Петербургский городской суд, который совместно с Программой развития ООН в Российской Федерации, а также при поддержке правительства Франции в рамках проекта «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» с февраля 1999 г. в трех районах города проводил эксперимент. Смысл данного эксперимента заключался в привлечении при производстве по делам несовершеннолетних социальных служб. С момента возбуждения таких дел социальный работник изучал условия жизни и воспитания подростка, составлял его социальный портрет и с учетом конкретной ситуации и личности подростка привлекал соответствующие организации в целях оказания необходимой помощи. С помощью этого социальный работник фактически устранял причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и находил необходимые меры реабилитационного воздействия, позволяющие исправить несовершеннолетнего без реального лишения свободы.

Уже через год в городе был создан ряд учреждений, приютов, реабилитационных центров, производственных мастерских, целью которых являлась работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. По замыслу руководителей проекта, эти учреждения должны были разрабатывать реабилитационные программы для несовершеннолетних правонарушителей, создавать почву и благоприятные условия для исправления несовершеннолетнего правонарушителя без изоляции от общества.

В. А. Джея, социальный работник при Калининском районном суде г. Санкт-Петербурга, представляет свою деятельность так: «Основная задача, поставленная перед нами руководителями проекта, - это помощь несовершеннолетнему, попавшему в поле зрения органов уголовно-судебного преследования. Работа с подростками начинается на стадии предварительного следствия. По итогам общения и работы с подростком социальный работник представляет информационную справку судье, в которой отражает ситуацию в семье этого подростка и свои рекомендации по дальнейшей коррекционной работе с ним. И судья при вынесении приговора это учитывает и может принять решение о смягчении наказания. Сопровождение продолжается и после вынесения приговора либо определения суда. В моем районе были случаи, когда дела были прекращены, было вынесено просто определение судьи, и подросток фактически считался несудимым, но работа с ним продолжалась после суда.

По сути, социальные работники выполняют две миссии. Первая - это сопровождение молодого человека, оказание ему помощи в налаживании связей между семьей и обществом. Вторая миссия - помощь в решении его проблем. Это проблемы в учебе, либо с трудоустройством, либо с наркотиками.

Деятельность службы сходна с работой органов по профилактике правонарушений. Но хочу сказать, что основная функция органов по профилактике правонарушений и инспекторов по профилактике правонарушений несовершеннолетних - это контроль, а главная наша задача - это помощь. Инспектор по профилактике правонарушений несовершеннолетних находится в постоянном контакте с семьей, с подростком и тоже вынужден выполнять социальные функции, функции помощи. Наши с ним пути являются в какой-то степени параллельными. Наш проект наглядно показал, что работа с подследственными подростками не только возможна, но и необходима» 1 .

Использование социальных служб в правосудии позволило эффективно противодействовать рецидивной преступности, а это является реальным оздоровлением подрастающего поколения.

Опыт Санкт-Петербургского городского суда оказался действительно эффективен и своевременен. Все наработки и технологии были переданы судам других регионов для использования и дальнейшей работы над данной проблемой.

«Подведение предварительных итогов при участии французских экспертов показало, что результаты работы социальных служб в рамках проводимого в Петербурге эксперимента положительные» , - отметил Н. К. Шилов, один из руководителей санкт-петербургского проекта, работавший в то время председателем судебной коллегии по делам несовершеннолетних Санкт-Петербургского городского суда.

В Ростовской области была проведена особенно большая работа по совершенствованию правосудия по делам несовершеннолетних. Также как и в Санкт-Петербурге, данная работа началась с реализации проекта «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», осуществлявшегося Ростовским областным судом и Управлением судебного департамента в Ростовской области совместно с Программой развития ООН в Российской Федерации. Проект осуществлялся в 2001-2003 гг.

В 14 районных судах области был введен институт социального работника при суде. Социальный работник готовил доклад суду о личности несовершеннолетнего, уровне его психического развития, влиянии на него старших по возрасту лиц, причинах и условиях совершения преступления, в том числе семейно-бытовой ситуации подростка.

Таким образом, выяснялась жизненная ситуация подростка, которая показывала, что многие из них находились в социально опасном положении (проживали в неблагополучных семьях, не учились и не работали и т. д.). Одновременно с подготовкой доклада суду социальный работник при суде устанавливал контакт с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях оказания подростку необходимой помощи, проведения с ним индивидуальной профилактической работы, решал вопрос участия представителей этих служб в судебном заседании. Доклад социального работника помогал судье принять не репрессивные, а реабилитационные меры, назначить проведение индивидуальной профилактической работы с подростком после вынесения приговора суда силами служб профилактики. На стадии исполнения приговора суда социальный работник контролировал проведение с подростком реабилитационной работы.

Оказание социальными работниками помощи подросткам было организовано через привлечение органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что позволило сформировать механизм взаимодействия суда и социальных служб.

После завершения проекта ООН институт социального работника был сохранен. С января 2004 г. в 14 судах за счет штатной численности аппарата суда были введены помощники судей с функциями социального работника, которые стали выполнять ту же работу, что и социальные работники при суде.

Хорошо проведенное исследование личности несовершеннолетнего позволило судьям чаще применять альтернативные уголовному наказанию меры воздействия.

Собранные материалы по характеристике несовершеннолетнего в основном представляли собой набор случайных документов, поэтому встал вопрос о разработке методики проведения этой работы.

Для оказания соответствующей помощи представителями министерства образования Ростовской области при участии специалистов- психологов была разработана Карта социально-психологического исследования. По сути данная Карта - доклад о результатах социального обследования, составление которого рекомендовано Пекинскими правилами 1 .

Сейчас для более эффективного социально-психологического исследования несовершеннолетних обвиняемых ростовскими психологами совместно со специалистами Фонда НАН, Московского городского психолого-педагогического университета и Всероссийского центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского на основе канадской Программы оценки рисков и потребностей разрабатывается адаптированный к российским условиям вариант данной программы.

В Ростовском областном суде (в судебной коллегии по уголовным делам) в августе 2003 г. был создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних (ювенальный состав), который рассматривает дела несовершеннолетних в кассационном порядке, оказывает методическую помощь районным (городским) судам во введении новых ювенальных технологий. В 2007 г. в данный состав вошел судья, рассматривающий гражданские дела.

Сегодня Ростовская область является базовым регионом России по внедрению ювенальной юстиции и специализированного правосудия по делам несовершеннолетних. В области работают три специализированных судебных состава, условно называемые ювенальными судами - в г. Таганроге с 2004 г., в г. Шахты с 2005 г., в ст. Егорлык- ская с 2006 г.

В 2001 г. была создана специализированная юридическая консультация «Ювенал», в 2003 г. образована общественная организация - Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области. В 2007 г. в Ростовской области была учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Активизировалась работа с государственными органами, муниципальными образовательными учреждениями психолого-педагогического и медицинского сопровождения; создана сеть различных социальных служб по работе с детьми, инфраструктура органов и учреждений системы профилактики; появились реабилитационные центры для подростков с девиантным поведением.

Оценивая работу, проводящуюся в Ростовской области, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ Е. Ф. Лахова отметила тот факт, что раньше такой социальной инфраструктуры, как система названных органов, в регионах не было, и вот сегодня, когда мы говорим о необходимости создания ювенальных подростковых судов, мы видим, что при наличии такой инфраструктуры социальных служб уже можно «запускать» ювенальные суды, они жизнеспособны 1 .

Активная работа по совершенствованию правосудия по делам несовершеннолетних осуществляется и в других регионах.

В Саратовской области, так же как и в Санкт-Петербурге и Ростовской области, был осуществлен указанный проект Программы развития ООН в Российской Федерации. Должности социального работника появились в восьми районных судах Саратовской области .

В Республике Хакасия, Камчатском крае, Брянской, Ивановской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областях преобразования в сфере правосудия по делам несовершеннолетних начались после ознакомительной поездки судей и других специалистов этих регионов в Ростовскую область.

В отдельных регионах создаются различные модели координации судов и организаций ювенального профиля.

Например, в Брянской области областным судом, Управлением судебного департамента при Верховном Суде РФ по Брянской области, Управлением социальной защиты населения Брянской области и некоммерческим партнерством «Социальное партнерство развития Брянской области» заключено соглашение о сотрудничестве в целях усовершенствования механизма взаимодействия судей, специализирующихся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, с государственными органами, социально-реабилитационными службами и заинтересованными общественными организациями по усилению социальной защиты и обеспечению социально-реабилитационного сопровождения подростков, представших перед судом, и в целях предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних. Роль общественной организации в проекте состоит в координации между участниками и содействующими организациями, распространении информации о других программах в области ювенальной юстиции, создании условий для изучения имеющегося опыта и лучших достижений в этой сфере. Образован также Координационный совет, который возглавили председатель Омского суда, член Совета Федерации от Брянской области, председатель попечительского Совета некоммерческого партнерства «Социальное партнерство развития Брянской области».

В Оренбургском областном суде создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, который не только рассматривает дела несовершеннолетних в кассационном порядке, но и обеспечивает методическую помощь судьям районных судов области.

Судьи ювенального состава принимают участие в заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних при заслушивании самоотче- тов подростков, в проверке исполнения обязанностей, возложенных судом, совместно с уголовно-исполнительной инспекцией и отделом по делам несовершеннолетних, при необходимости оказывают помощь в трудоустройстве, в организации досуга несовершеннолетних ит. д., вплоть до получения подростками документов, удостоверяющих личность и регистрацию по месту жительства. Суды взяли на себя координирующую роль в осуществлении контроля за проводимой профилактической работой.

Во всех судах Ульяновской области на каждого несовершеннолетнего, осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, заводятся учетные дела и составляются планы профилактической работы. В соответствии с этими планами судьи лично и в тесном взаимодействии с органами профилактики встречаются с осужденными и их родителями, ежеквартально запрашивают из подразделений по делам несовершеннолетних сведения о поведении несовершеннолетних. Таким образом судьи после вынесения приговора осуществляют контроль за поведением осужденных 1 .

В пяти регионах России (Московской, Ростовской, Брянской областях, в Ставропольском крае, в Чувашии) осуществляется совместный российско-канадский проект «Молодежь группы риска», в рамках которого активизируется работа всех тех органов, учреждений и служб, которые осуществляют свою деятельность в сфере защиты прав и законных интересов детей.

«Особый путь» совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних намечается в Москве (в Черемушкинском районном суде), Пермском крае (Пермь, Лысьва), Тюменской и Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. В отличие от Санкт-Петербурга, Ростовской и Саратовской областей, где суть преобразований заключается в реабилитационной составляющей, по мнению Л. М. Карнозовой, ставящей в центр решение проблем ребенка, в указанных выше регионах создается модель восстановительная. Данная модель при решении проблем ребенка фокусируется на создании условий для формирования механизмов ответственного поведения 1 .

Не останавливаясь на деталях, характеризующих ту или иную модель совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних, хотелось бы отметить следующее.

Вне зависимости от внедряемой модели правосудия по делам несовершеннолетних вся работа, проделанная в этом направлении, представляет собой реальный путь для создания в России полноценной ювенальной юстиции. На фоне общего затишья в реформировании «детского» правосудия в современной России успехи отдельных регионов наиболее отчетливо демонстрируют преимущества ювенальных технологий. Причем при экспериментальном внедрении элементов ювенальной юстиции в отдельных регионах России именно суд становится и инициатором, и координатором реализации конкретных мер по каждому делу.

Как справедливо отмечает Е. Ф. Лахова, «сегодня не может ни одно ведомство - министерство труда и социального развития, образования, здравоохранения - стоять над другим каким-то ведомством. Сегодня только суд должен быть над всеми органами как арбитр, он должен быть над министерствами труда, образования, здравоохранения, МВД и т. д.

Именно суд со своими решениями, особенно «реабилитационным» по духу своим решением, именно суд и даст строго обязательное к исполнению предписание, что следует делать службам профилактики и как именно сегодня нужно помочь подростку и семье» .

Проведенное нами исследование проблем становления ювенальной юстиции в России свидетельствует о накоплении ценнейшего опыта, который позволил бы в будущем создать подходящую нашей стране ювенальную юстицию. Поэтому следующим шагом в данном направлении должно стать законодательное закрепление разработанных и опробованных положений ювенальной юстиции.

1. При подготовке проекта федерального закона «О ювенальной юстиции» необходимо рассмотреть следующие вопросы: о включении в проект главы «Задачи и принципы ювенальной юстиции», где должно быть сформулировано положение о двуединой задаче, стоящей перед ювенальной юстицией, - о судебном разбирательстве по делам о несовершеннолетних и судебной защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также статей, определяющих специфические принципы ювенальной юстиции (преимущественно охранительная ориентация, социальная насыщенность, максимальная индивидуализация судебного процесса по делам несовершеннолетних);

о месте и роли суда в системе ювенальной юстиции;

месте судов по делам несовершеннолетних в судебной системе Российской Федерации;

видах и компетенции судов по делам несовершеннолетних;

об иных (помимо суда) элементах системы ювенальной юстиции;

о специализации сотрудников прокуратуры, адвокатуры, следственных органов, органов исполнения наказания;

концепции (схеме) взаимодействия судов по делам несовершеннолетних с иными элементами системы ювенальной юстиции.

2. Следует дополнить п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подп. 1 1 следующего содержания:

«органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции предоставляют социальные услуги несовершеннолетним по поручению (решению) суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

  • 3. Нужно дополнить Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» статьей «Государственный заказ на оказание услуг для детей», в которой сформулировать соответствующие положения. При подготовке указанной статьи возможно использование положения ст. 20 Модельного кодекса «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», принятого на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 16 октября 1999 г. № 14-9).
  • 4. В структуре учреждений социального обслуживания образовать подразделение социальных работников, наделив данное подразделение полномочиями по взаимодействию с правоохранительными органами и судами.
  • 5. Рассмотреть вопрос о выводе школьных психологов и социальных работников из подчинения администрации школ.
  • 6. Рассмотреть вопрос об образовании в Министерстве юстиции РФ Главного управления Федеральной службы защиты молодежи с созданием в его структуре специальных воспитательных служб при судах, а также об образовании системы государственных и частных специализированных воспитательных учреждений для освобожденных от уголовной ответственности несовершеннолетних, которым назначены принудительные меры воспитательного воздействия.

Кроме того, нельзя забывать о необходимости объединения усилий всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, органов местного самоуправления. Только тогда возможно создание системы ювенальной юстиции, эффективно противодействующей преступности несовершеннолетних в нашей стране.

Отсутствие должной реакции государства и правоохранительных органов на криминальные проявления, значительный рост которых превышает пределы толерантности общества, криминализация целых групп населения, прежде всего несовершеннолетних, обусловили в современном Российском государстве необходимость пересмотра подхода к приемам противодействия преступности, способам обеспечения декларируемых уголовным законодательством целей восстановления социальной справедливости, исправления лиц, совершивших преступления, а также целей общей и частной превенции.

Отсюда очевидно, что предупреждение возникновения предкри- минальных форм поведения несовершеннолетних может стать одной из основных составляющих деятельности по созданию системы ювенальной юстиции.

Возникновение в стране ювенальной юстиции всегда свидетельствовало о победе гуманистических тенденций в правовой теории и судебной практике. Становление ювенальной юстиции в России позволит создать широкую систему социального контроля, а также развивать гражданское общество в направлении снижения конфликтности и воспитания миролюбия при разрешении конфликтов и особого отношения к соблюдению принципов справедливости.

В российской юридической науке пока не выработано единого подхода к понятию ювенальной юстиции и его пониманию.

По изложенным материалам можно сделать вывод, что ювенальная юстиция - это основанная на специфических принципах особая система мер противодействия преступности несовершеннолетних, включающая деятельность соответствующих государственных органов совместно с методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам посредством механизма защиты прав и интересов ребенка.

В это понятие необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основу. Юридическую основу ювенальной юстиции составляют правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов, и нормативные акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних.

В социальной основе лежат идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, на минимизацию подавляющего влияния на детей и подростков процедуры судебного рассмотрения дел и снижение строгости уголовных наказаний.

Правовые и социальные основы должны находиться в постоянном взаимодействии, которое и составляет механизм зашиты прав и интересов ребенка.

Основной целью ювенальной юстиции представляется воспитание несовершеннолетних путем уменьшения вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство.

Вся работа, проделанная в этом направлении, представляет собой реальный путь для создания в России полноценной ювенальной юстиции. Сейчас в рамках действующего законодательства и до принятия соответствующих законов о «детских» судах, так же как и впервые в России начала XX в., создаются суды по делам несовершеннолетних. При экспериментальном внедрении элементов ювенальной юстиции в отдельных регионах России именно суд становится инициатором и координатором реализации конкретных мер по каждому делу. Однако для эффективного функционирования суда должна быть создана целая сеть учреждений, оказывающих ему содействие. Именно в таком виде она будет представлять собой систему. Проведенное исследование проблем становления ювенальной юстиции в России свидетельствует о накоплении ценнейшего опыта, который позволил бы в будущем создать подходящую нашей стране ювенальную юстицию.

Там же. С. 20. Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития. С. 55.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook