Ремонт амортизаторов своими руками: инструкция по восстановлению задних и передних стоек автомобиля. Ремонт стоек амортизаторов — инструкция по восстановлению неисправных узлов авто Как восстановить масляный неразборный амортизатор

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Надеемся, что никто не станет оспаривать, - подвеска является самой расходной частью автомобиля. Это смелое утверждение сделано с учётом качества наших отечественных дорог. Не выделяя основных и важных элементов подвески, сразу перейдём к амортизаторам автомобиля.

Что собой представляет амортизатор

Амортизаторы – это устройства, которые превращают механическую энергию в тепловую. В автомобилестроение, в частности, амортизатор служит для демпфирования (гашение колебаний) и поглощения ударов и толчков, передающихся от дорожного покрытия кузову автомобиля.

А чтобы вас запутать до конца, то вы должны иметь представление о том, что такое демпфирование. Демпфирование – это искусственное подавление колебаний в различных системах: электрических, механических и т.д.

В амортизаторах в роли демпфера выступают поршни, работающие в вязкой среде, за счёт чего они и уменьшают амплитуду колебаний, возникающую в системе амортизатора.

Если коротко и понятно, то основным предназначением амортизаторов является удержание постоянного контакта колес с дорожным покрытием.

Гидравлические амортизаторы двойного действия состоят из следующих элементов:

  • корпус амортизатора с ушком;
  • шток с кожухом и ушком;
  • поршень, кольца, клапана сжатия и отдачи;
  • цилиндр, клапаны сжатия и отдачи;
  • уплотнительные элементы;
  • крепление (гайка).

Ремонт стоек амортизатора в случае выхода из строя, производится в соответствии с найденными неисправностями. А вот производится по парному принципу, аналогично тормозным дискам или тормозным колодкам. Т.е. меняются, даже в случае выхода из строя, хотя бы одной стойки, оба амортизатора на одной оси.

В первую очередь осуществляется водителем, визуально. на корпусе амортизатора говорит о том, что требуется ремонт стойки амортизатора. Это единственный метод диагностировать исправность амортизатора своими силами.

Диагностика амортизатора на стенде – занятие долгое и затратное для водителя. Скорее всего, выгоднее будет приобрести новые амортизаторы. Либо, при помощи ремкомплекта произвести ремонт стоек амортизаторов своими руками.

Сегодня, ремонт стоек амортизаторов всё дальше уходит в прошлое. Это связано с тем, что большая часть амортизаторов выпускается в одноразовом исполнении, т.е. они неразборные. Это на выходе с конвейера. А уж какого типа амортизаторы вы решите установить самостоятельно, вам решать.

Ремонт стоек амортизаторов своими руками

Ну, раз решили ремонтировать, то, пожалуй, и начнём. Для ремонта стоек амортизаторов нам понадобится оборудование, а именно: опорные «козлы» для безопасности, стоечный ключ, стяжки и стандартный набор инструментов автомобилиста.

В недалеком прошлом, ремонт стоек амортизаторов происходил методом замены его отдельных частей или деталей: сальников, клапанов, замены масла и т.д. Сегодня всё гораздо проще. Снимаем амортизатор и меняем внутренний патрон.

Традиционная технология ремонта амортизатора

  • устанавливаем авто на «козлы»;
  • стоечным ключом отворачиваем болты от рычага, и гайку штока вверху. После этого амортизатор должен выйти вниз;
  • откручиваем внутреннюю резьбу и снимаем амортизатор;
  • особенность переднеприводных авто в том, что амортизаторная стойка соединена с пружиной. В этом случае используем специальные винтовые стяжки с двух сторон для сжатия пружины;
  • из трубы стойки изымаем внутренности, вставляем новый патрон и притягиваем гайкой;
  • устанавливаем стойку на автомобиль в обратном порядке;
  • выдвигаемся в автосервис и выполняем .

Выполняя ремонт стоек амортизаторов, не поленитесь попутно проверить . А именно: рулевые тяги и рейку, сайлентблоки, состояние тормозных шлангов. Вобщем посмотрите и пощупаёте автомобиль снизу. Ведь следующий ремонт (замена) амортизаторов вам понадобится не скоро. Минимум через 3-4 года.

Но, для того, чтобы отремонтированные амортизаторы смогли выдержать отведенный производителем срок эксплуатации, вам нужно выполнить пару рекомендаций.

  • не проверяёте прочность и на большой скорости и на плохой дороге;
  • не проводите подъём подвески при помощи так называемых «приставок» (модно это нынче стало делать). Шток амортизатора гарантированно выйдет из строя, так как он начинает работать в увеличенной зоне перемещения. Надумали поднять кузов, поставьте соответствующие по размеру амортизаторы;
  • при эксплуатации в зимнее время года, помните, что масло в амортизаторах требует разогрева так же, как масло в двигателе или резина на колесах. Движение после длительной стоянки на морозе начинайте медленно, минуты 4-5 двигаётесь на небольшой скорости.

Успехов вам при ремонте амортизаторов, и преодолении всех препятствий на наших дорогах.

Исправная работа амортизаторов имеет ничуть не меньшее значение в плане безопасности и долговечности авто, чем хорошо функционирующий мотор или тормозная, рулевая системы. Например, если машина движется по неровной дороге, одно из колес отрывается от нее и техника на доли секунды теряет управляемость. Попытки тормозить или выворачивать рулевое колесо на скорости, чреваты опрокидыванием. Амортизаторы как раз сокращают время отрыва от поверхности дорожного покрытия. Поэтому их выход из строя ведет к ускоренному износу кузова, а то и аварии. Возможен ли ремонт стоек амортизаторов своими руками? Об этом – ниже.

Как работают амортизаторы

По конструкции это устройство напоминает камеру, внутри которой жидкость или сжатый газ. Через них и перемещается поршень с отверстиями. Когда его ход невелик, камера наполняется посредством перепускных клапанов. В этом случае амортизатор никак не влияет на работу подвески. Но как только обнаруживается препятствие в виде, например, ямки, появляется сила, которая медленно тянет шток вверх. При этом ее значение тем больше, чем выше скорость. В итоге уже после преодоления неровности по инерции амортизатор все еще удерживает колесо в «подвешенном» состоянии и водитель, пассажиры почти не ощущают провала подвески. При наезде на бугорок, шток начинает быстро утапливаться, а после проезда препятствия медленно возвращаться на место.

Как проверить амортизаторы

Если подвеска простая (зависимая или двухрычажная), характерная для советской «классики», то просто резко нажмите рукой на крыло и отпустите его для того, чтобы раскачать кузов на 10-15 см. Если он качнется не более двух раз, то пройдена. Если нет, придется менять амортизатор, а то и всю стойку (для переднеприводных авто).

Однако для машин с многорычажной подвеской такой «номер» не пройдет: все дело в сайлентблоках, демпфирующих колебания. Здесь необходимо обращаться в техцентр, где есть стенд, чтобы проверить устройство. Можно это сделать и самостоятельно, но результат не будет точным, т. к. нужны приборы для измерения усилия воздействия на изделие. Снимите элемент подвески и вытяните его за шток, а потом вдавите. Усилие растяжения должно быть значительно больше.


Демонтаж

Проводить его рекомендуется на подъемнике или смотровой яме. В крайнем случае, воспользуйтесь домкратом и подставками. Обязательно используйте опоры и противооткатные башмаки: малейшее смещение авто чревато травмами для ремонтника.

Передняя подвеска

На переднеприводном автомобиле (например, ВАЗ2109) придется снимать стойку. Для этого отсоедините ее от рулевого наконечника и поворотного кулака внизу (не забудьте отодвинуть тормозной шланг). Затем стяните пружины специальным приспособлением и открутите гайки крепления штока, удерживая его ключом-звездочкой. Потом открутите сверху в подкапотном пространстве три гайки и вытащите стойку. Заодно осмотрите — может, он требует замены. Если авто заднеприводное (например, вазовская классика), все проще: нужно открутить внизу две гайки крепления изделия к треугольному рычагу, и сверху – одну (понадобится ключ на «7» для удержания штока) – амортизатор выпадет вниз.


Задняя подвеска

Она может иметь самые различные конструкционные особенности, однако крепление амортизаторов осуществляется двумя способами:

  • болт снизу и сверху через сайлентблоки;
  • болт с резиновыми втулками внизу и вверху – подушка с 3-4-мя такими же метизами. В этом случае добраться до крепления амортизатора можно из багажника или салона.


Восстановление

Сначала демонтированное устройство нужно промыть, затем внимательно осмотреть. Если имеются трещины, замятия, ремонт амортизатора смысла не имеет: его лучше отправить в утиль и купить новый. Целый корпус предполагает дальнейшую проверку: потяните шток вверх и втолкните вниз – если имеется люфт, заедание, запчасть замените. Амортизатор бывает двух типов, разборка каждого из них имеет свои особенности:

  • двухтрубный: вытащите шток полностью, чтобы получить доступ к крепежной гайке, которая откручивается специальным ключом;
  • однотрубный: наверху имеется защитный колпак, который необходимо сбить, а затем отвернуть фиксирующую гайку, чтобы достать шток вместе с цилиндром или картридж.


Особенности

Если амортизатор масляный, необходимо слить масло из цилиндра, для чего нажмите на клапанную пружину. Потом сбейте втулку, достаньте шток с поршнем, снимите клапан с другой стороны цилиндра. Если устройство газовое или со сменным картриджем, просто открутите фиксирующую гайку и поставьте новый.

Методы восстановления

Есть два способа: первый заключается в полной замене штока вместе с цилиндром на новый картридж, второй подразумевает замену деталей устройства. Здесь стоит остановиться подробнее, т. к. в первом случае финансовые затраты будут больше в 5-10 раз (все зависит от модели авто) больше. Для самостоятельного восстановления амортизатора с полной разборкой необходимо приобрести ремкомплект.

Если у вас иномарка после 2000 г. выпуска, то найти подобный набор очень сложно – проще купить новый амортизатор.

Для разборки изделия открутите гайку крепления и вытащите поршень. Далее:

  • замените сжимающий клапан, который устанавливается вдавливанием рукой;
  • поставьте поршень и направляющую втулку;
  • залейте масло (можно использовать старое, если оно чистое и прозрачное) – гидравлическую жидкость для АКПП, ГУР либо российское средство АЖ-12Т.

Жидкости, произведенные на Западе, никаких преимуществ перед материалами из РФ не имеют.

Вдавите шток в цилиндр и залейте жидкость объемом 200-250 мл. Далее медленно вставляйте цилиндр, одновременно вытягивая шток, чтобы масло проникало в полость, а не вытекало наружу. Когда цилиндр полностью вставлен, несколько раз вытащите и вставьте обратно шток: это даст возможность маслу полностью заполнить корпус. Потом заверните гайку и опять прокачайте амортизатора 4-5 раз.

На двухтрубном устройстве все вышеперечисленные процедуры по восстановлению необходимо проводить с надеванием верхней трубы на нижнюю. В ходе процесса давите ее вниз, удерживая шток на месте. Далее нужно прокачать устройство и затянуть гайку.

Если восстановление амортизаторов проводилось на передней подвеске типа «Мак-Ферсон», то придется регулировать .

Особенности установки амортизаторов на ВАЗ2108-15

Все операции по восстановлению работоспособности ничем не отличаются от описанных выше. Но перед установкой амортизаторы необходимо хорошо прокачать (это относится и к новым изделиям), иначе они не будут полноценно работать. Как это сделать?

Прокачка масляного амортизатора

  • поставьте устройство штоком вниз и вдавите шток до упора;
  • придерживайте амортизатор в таком положении пару-другую секунд;
  • не отпуская штока, переверните деталь и выдержите в сжатом положении 5-6 секунд, чтобы вышел воздух;
  • выдвиньте шток полностью, сделайте паузу в 2-3 секунды и повторите операцию 5-6 раз.

Прокачка газового амортизатора

  • переверните изделие штоком вниз;
  • медленно вдавите шток и в таком положении оставьте деталь на 5-6 секунд;
  • переверните изделие и выдержите 5-6 секунд;
  • выдвиньте шток до упора;
  • переверните амортизатор и повторите процедуру 3-4 раза.

Как эксплуатировать амортизаторы

Необходимо соблюдать несложные правила, тогда эти устройство прослужат гораздо дольше, чем даже заявляют их производители:

  1. скорость езды должна соответствовать дорожному покрытию: не стоит разгоняться по неровной, с ухабами и кочками грунтовке, даже если вы за рулем внедорожника.
  2. Проверяйте каждый год состояние амортизаторов: вытекание из них жидкости говорит о необходимости немедленной диагностике.
  3. Если амортизаторы заменяются (они должны быть одинаковыми), то делать это нужно на колесах одной оси.
  4. При поездках в условиях низкой температуры после прогрева двигателя езжайте с медленной скоростью в течение, как минимум, 5 минут. За это время масло в амортизаторах разогреется, и они начнут работать в штатном режиме.

Если у вас новые амортизатора в «запасе», хранить их необходимо вертикально (как требует производитель): при этом шток должен быть задвинут. У газовых изделий он может выдвигаться самопроизвольно, поэтому необходимо применять специальные стяжки. Стоит добавить: если амортизатор масляный и предполагается длительный срок его хранения, то лучше использовать горизонтальное положение, чтобы сальники смазывались жидкостью и не пересыхали.

Автомобильный амортизатор - это специальное устройство, предназначенное для гашения (смягчения) различного рода колебаний, толчков или ударов, которые могут передаваться от дороги через подвеску на кузов автомобиля, иными словами обеспечивать постоянное сцепление колес с дорожным полотном.

Частой проблемой, с которой сталкивается современный автомобилист, является поломка или выход из строя автомобильной подвески.

Именно поэтому ремонт данного устройства стоит начинать с диагностики, восстановления или ремонта амортизаторов, которые являются основной составляющей частью подвески.

Сегодня мы попробуем дать ответ на вопрос: Как отремонтировать автомобильный амортизатор?

Прежде чем приступить к ремонту или восстановлению задних или передних амортизаторов , необходимо разобраться в их конструкции.

Устройство автомобильного амортизатора

Автомобильный амортизатор состоит из следующих основных деталей:

  • корпуса (с ушком);
  • штока, оснащенного кожухом и крепежным ушком;
  • поршня, клапанов (сжатия и отдачи) и колец;
  • цилиндра с клапанами;
  • элементов уплотнения;
  • крепежного элемента - гайки

Более полную схему устройства амортизатора (на примере ВАЗ 2106) смотрите на схеме:

Замена амортизаторов выполняется только попарно, это значит, что если одна стойка пришла в негодность, то замене подлежат обе стойки. Если мы говорим о ремонте или восстановлении амортизатора, то подобные работы проводятся в соответствии с выявленной неисправностью или поломкой согласно руководству по эксплуатации транспортным средством.

Процесс ремонта автомобильного амортизатора

Для проведения ремонта амортизатора следует подготовить все необходимые материалы и инструменты:

  • новый патрон для амортизатора;
  • ключ стоечный;
  • опорные ко злы;
  • стяжки;
  • набор инструментов для автомобилиста

Подготовив все необходимое, можно смело приступать к основному этапу работ.

  • В соответствии с мерами безопасности, устанавливаем автомобиль на подготовленные козлы, соблюдая правильность их выставления.
  • Ключом стоечного типа отвинчиваем крепежные болты на рычаге и гайку на штоке. Убираем крепления и низом вынимаем амортизатор. Если все крепления откручены правильно, амортизатор снимается достаточно просто. Не забудьте о снятии внутренней резьбы!
  • Обращаем ваше внимание, что у автомобилей с передним приводом амортизатор соединен с пружиной. Поэтому для безболезненного снятия, для начала необходимо отсоединить его от пружины. Для этого нам подойдут стяжки винтового типа.
  • После демонтажа амортизатора, вынимаем его внутренние части, в частности старый патрон и устанавливаем новый, закручиваем гайкой.
  • После замены патрона, производим все описанные действия, только в обратном порядке. После окончания работ отгоняем автомобиль на станцию техобслуживания для проведения регулировки развала-схождения.

Часто при восстановлении или ремонте амортизаторов, специалисты советуют провести диагностику состояния основных элементов автомобильной подвески - тормозных шлангов, блоков, рулевых тяг и рейки.

Сроки эксплуатации и замены автомобильных амортизаторов

Ремонт и восстановление амортизаторов проводится по мере обнаружения неисправностей и поломок, а вот полная их замена - раз в 3 года.

Чтобы увеличить срок эксплуатации отремонтированных амортизаторов рекомендуем придерживаться простых правил:

  • Не использовать подъем автомобильной подвески при помощи доставок, чтобы предотвратить выход из строя амортизаторного штока. Для поднятия кузова лучше установить амортизаторы соответствующего размера;
  • Избегать управления автомобилем на слишком больших скоростях и на плохих дорогах. В конечном итоге это лишь приводит к быстрому износу и выходу из строя амортизаторов и подвески в целом;
  • В зимний период при низких температурах масло в амортизаторах требует предварительного разогрева. Начало движения должно происходить на низких передачах и небольшой скорости.

Соблюдая правила эксплуатации, проводя своевременную диагностику, восстановление или ремонт автомобильных амортизаторов вы в значительной мере сможете увеличить их срок эксплуатации.

Полезное видео

Подвеска автомобиля и его амортизаторы играют очень важную роль для каждого автомобиля. Хотя многие утверждают, что эта часть автотранспортного средства является наиболее расходной, на самом деле ее стоит отнести к наиболее выносливым и устойчивым к нагрузкам деталям машины. Другое дело дороги, по которым приходится ездить на наших автомобилях. Сплошные ямы и горбики, на которых приходится подпрыгивать то вверх, то вниз, приводят к тому, что стойки амортизаторов рано или поздно приходится ремонтировать. Благо, что большинство автомобилей, которые встречаются у нас, поддаются самостоятельному ремонту. Только лишь на самых новых моделях большинство производителей устанавливают сплошные амортизаторы, разобрать которые можно только при помощи специального оборудования.

Все, что нужно знать об амортизаторах и о их ремонте, мы описали в нижеприведенной статье. Тщательно подобранная нами информация будет полезна не только начинающим водителям, но и автовладельцам с большим стажем.

1. Автомобильные амортизаторы: особенности устройства и функциональное предназначение

Амортизаторы являются обязательной деталью каждого автомобиля. Если разбираться с вопросом, какую функцию они выполняют, то учебник по механике даст нам следующую информацию: амортизатор является специальным устройством, которое превращает механическую энергию в тепловую. Если же говорить конкретно об автомобильных амортизаторах, то они служат для демпфирования, то есть искусственное гашений колебаний, которые возникают во время движения автомобиля. Еще одна не менее важная функция – это поглощение ударов и толчков, которые передаются кузову автомобиля от дорожного покрытия (которое, как мы уже говорили, не всегда является идеально ровным).

Каким же образом происходит это демпфирование колебаний? Все процессы происходят благодаря особенной конструкции самого амортизатора, в частности – благодаря поршням, которые и выполняют функцию демпфера. Работают они в вязкой среде, что и позволяет им в разы уменьшать амплитуду колебаний, которая возникает в системе амортизатора во время движения автомобиля.

Таким образом, можем сделать вывод, что основное предназначение – это удержание постоянного контакта колес с дорогой, даже когда автомобиль наезжает на препятствия в виде ямы или небольшого холмика. Также, благодаря этому устройству водитель и его пассажиры чувствуют себя комфортно и не подпрыгивают вместе с колесами.

Конструкционные особенности амортизаторов

Наиболее распространенным типом амортизаторов, которые с наибольшей вероятностью стоят и на Вашем автомобиле, являются гидравлические с двойным действием. Давайте же попробуем более подробно разобраться с тем, из каких элементов состоит это устройство (кроме поршней, о которых мы уже упоминали):

- основной корпус амортизатора, который имеет специальное ушко;

Шток со специальным кожухом и ушком;

Поршень, который функционирует благодаря таким элементам, как кольца, клапан сжатия и отдачи;

Цилиндры, также оборудованные клапанами сжатия и отдачи;

Уплотнительные элементы, благодаря которым внутри устройства удерживается жидкость;

Крепления, роль которых выполняют гайки.

Как мы уже говорили, вся конструкция амортизаторов очень прочная и относительно надежная. К примеру, основная масса автомобилей, которые перегоняются к нам с Европы, умудряются доезжать к нам на родных амортизаторах. И это не смотря на возраст автомобиля и период его эксплуатации. У нас же они могут полететь и через год, особенно если машина очень интенсивно используется на самых разных участках дороги, и водитель любит полихачить. Давайте же разберемся, какие неисправности стоек амортизатора встречаются наиболее часто.

2. Основные неисправности стоек амортизатора: как их обнаружить?

Чтобы диагностировать наличие неисправностей в амортизаторах своего автомобиля, совсем не нужно отправляться на СТО, хотя в особенно сложных случаях и при отдельных типах амортизаторов без этого никак не получится обойтись. Но зачастую диагностику водители начинают с визуального осмотра устройства. О том, что проблема заключается именно в стойках амортизатора, будет свидетельствовать наличие масляных подтеков. В этом случае ремонт для Вашего автомобиля просто неизбежен. Однако, мы обозначили наиболее общую поломку, которая может проявляться в одном из следующих вариантов:

- шток свободно перемещается в цилиндре;

При нажатии на амортизатор или его растяжении слышен стук;

Масляные потеки, о которых мы уже упоминали.

Кроме визуального осмотра, определить поломки стоек амортизатора можно благодаря следующим способам:

1. Чтобы определить работоспособность каждого отдельного амортизатора необходимо поочередно нажать на каждый угол автомобиля, прикладывая при этом максимум своих усилий и всю массу своего тела. Обычно давление принято оказывать на крыло или бампер автомобиля. Если амортизатор исправен, то после нажатия автомобиль быстро придет в исходное положение и будет оставаться нерушимым. Если же в амортизаторах есть проблема – он даже без воздействия человека будет продолжать выполнять вертикальные колебания.

2. Все действия, описанные в предыдущем пункте, применяются и для того, чтобы обнаружить наличия стуков в амортизаторной стойке. Однако, можно также попробовать дотронуться собственной ладонью к верхней точке крепления стойки. Если проблема действительно есть, стук будет слышен при малейшем контакте.

3. Течи масла необходимо искать между колесом автомобиля и его аркой. Для того, чтобы обзор был максимально хорошим, колесо лучше вывернуть в сторону. Но еще лучше проводить осмотр на специальной яме или на подъемнике.

Что же касается проведения диагностики амортизаторов на стенде, то это не только займет у Вас в разы больше времени, но и заставит потратить свои кровные сбережения. Даже если Вы не хотите рисковать и проводить ремонт стоек амортизаторов самостоятельно – намного дешевле будет просто купить новые и поставить их самостоятельно на авто (не переживайте, это не настолько сложный процесс, как ремонт). Но все же, мы советуем Вам подковать свои теоретические знания и выполнить ремонт стояк амортизаторов своими руками. А как это сделать – мы подробно изложим в дальнейших разделах.

3. Как самостоятельно отремонтировать стойки амортизаторов: подготовительный этап

Логично, что особенности ремонтных работ, которые необходимо провести, будут целиком и полностью зависеть от типа поломки. Что же касается того случая, когда амортизаторы полностью вышли из пригодности и необходимо произвести их замену – то здесь необходимо знать об одном важном моменте. Проводится замена данного устройства исключительно по парному принципу, также как и тормозные диски с тормозными колодками. То есть, даже если неисправность была отмечена только на одном амортизаторе, обязательно проводится замена и того амортизатора, который находится на одной оси с неисправным.

Теперь же возникает вопрос: что же нужно для того, чтобы осуществить ремонт стоек амортизаторов? Никакого замысловатого оборудования здесь не нужно, все необходимое можно отыскать практически в любом гараже:

- опорные козлы, благодаря которым Вы сможете поднять своей автомобиль и безопасно его отремонтировать

Стоечный ключ;

Стандартный набор автомобилиста для ремонта;

Всякие там тряпочки, чтобы вытирать детали и свои руки.

Если говорить о том, как именно производится ремонт амортизаторов, то стоит обратить Ваше внимание на модернизацию данного процесса, которая произошла за последние годы. Если раньше замене подлежали отдельные части амортизатора – сальники, клапаны, масло, то сегодня все делается намного проще. Для ремонта достаточно снять амортизатор и произвести замену его внутреннего патрона.

Хотя сегодня даже такой ремонт амортизаторных стоек начинает уходить в прошлое. Как мы уже упоминали, амортизаторы нового поколения выпускаются в неразборном виде, то есть, они представляют собой одноразовое поколение таких устройств. Если деталь сломалась – ее снимают и производят замену на новую. Хотя взамен амортизатора неразборного типа вполне можно установить разборный, и в следующий раз произвести простой и дешевый ремонт. О нем и пойдет речь далее.

4. Традиционная технология ремонта амортизаторов автомобиля: поэтапное руководство выполнения работ

Для того, чтобы произвести ремонт стоек амортизаторов, в первую очередь необходимо эти амортизаторы демонтировать. Обычно это не вызывает никаких проблем у водителей. Единственный нюанс – иногда крепление настолько сильно покрывается грязью и ржавчиной, что многие обессилив хватаются за «болгарку» или газовый «резак», хотя намного логичнее будет тщательно очистить гайки и болты от скопившейся на них грязи и обработать при помощи специальной жидкости под названием «DW-40». Уже буквально через полчаса можно будет легко и просто произвести демонтаж:

- ту часть автомобиля, которая будет ремонтироваться, обязательно необходимо поднять. Лучше всего использовать для этого «козлы», поскольку домкраты в этом случае не смогут дать нужной стойкости. Если же «козлов» нет, то под порог или днище автомобиля все равно необходимо подложить опоры для страховки;

Чтобы получить доступ к нижним креплениям амортизаторов, обязательно снимаем колеса (верхние точки крепление данного устройства находится под капотом и в багажнике машины);

При помощи стоечного ключа отворачиваем болты от рычага, а также гайку штока. После снятия этих креплений устройство должно выйти вниз, после чего нам останется только открутить внутреннюю резьбу и полностью снять амортизатор.

Стоит обратить Ваше внимание на то, что конструкция амортизаторов, которые устанавливаются на переднеприводные автомобили, несколько отличается от описанной выше, поэтому во время его демонтажа придется повозиться немного дольше. В частности, амортизаторная стойка у них соединяется с пружиной, поэтому приходится использовать винтовые стяжки, при помощи которых пружина сжимается с двух сторон и вынуть стойку вместе с ней. Дополнительную сложность может вызвать и вид амортизаторной стойки:

1. Демонтаж стойки разборных амортизаторов является более сложным. Для того, чтобы снять такое устройство приходится откручивать ступичную гайку и снимать стойку вместе со ступицей колеса.

2. Неразборные амортизаторы в своей нижней части вставляются в специальную чашу, к которой крепятся парой болтов. Процесс демонтажа заключается только в откручивании этих самых крепежей и снятии амортизатора с автомобиля.

Для того, чтобы произвести замену амортизатора, его стойку приходится разбирать полностью. Мы же более подробно остановимся на осуществлении ремонта амортизатора.

Выполняем ремонт стоек амортизатора

Для того, чтобы получить доступ к неисправным деталям амортизаторных стоек переднеприводного автомобиля, их необходимо разобрать. Для этого придется использовать стяжки:

1. Для того, чтобы сжать пружину, Вам потребуется использовать две стяжки, которые необходимо установить на ее противоположные стороны. Для стягивания необходимо выполнить попеременное вращение шпилек.

2. Стягиваем пружину до тех пор, пока она не начнет шевелиться в стойке, после чего можно открутить верхнюю гайку. Это поможет снять с устройства опорный подшипник вместе с резиновым , после чего уже можно будет беспрепятственно и очень аккуратно снять пружину.

3. Очень внимательно осмотрите все доступные осмотру элементы. На этом этапе может оказаться, что стук в амортизаторе был вызван изношенным резиновым отбойником. Также, тугое вращение с пронзающим скрипом может вызывать неисправный опорный подшипник.

4. Теперь выкручиваем амортизатор из корпуса, используя для этого специальный ключ. Хотя некоторым автомобилистам в этом успешно помогает обычный молоток и стальной прутик подходящих размеров.

5. Далее все детали исследуются, и производится замена их на новые. Очень важно, чтобы все заменяемые детали совпадали по размерах со старыми, хотя обычно в этом моменте сложностей не возникает. Когда замена будет полностью завершена, амортизатор собирается в обратном порядке.

6. Приступать к процессу разжимания пружины можно только после того, как будет надежно закручена верхняя гайка. Очень важно, чтобы самые первые витки пружины попали в предназначенные для них гнезда. Благодаря этому пружина не будет смещаться в стойке.

Теперь остается только вернуть амортизаторную стойку на прежнее место, что также не предполагает никаких сложных действий. Далее прикручиваем обратно колеса и опускаем автомобиль из «козлов».

Касательно самого ремонта хотим дать Вам несколько рекомендаций. Во-первых , не нужно никуда спешить, поскольку это может привести к несоблюдению правил техники безопасности. Особенно много терпения придется потратить на то, чтобы сжать и разжать пружину. Если она неожиданно выскочит, можно не только расцарапать свой автомобиль, но и травмироваться самому. Во-вторых , проводя ремонт стоек амортизаторов важно проверить то, в каком состоянии находится автомобильная подвеска. Речь идет об рулевых тягах, рейке, сайлентблоках, состоянии тормозных шлангов. В общем, воспользуйтесь по максимуму тем, что Ваш автомобиль уже стоит на ремонте, и постарайтесь исправить все его недостатки.

5. Общие рекомендации и правила эксплуатации амортизаторов автомобиля

После ремонта амортизаторы могут без проблем прослужить Вам еще 3-4 года, правда если Вам не придется постоянно ездить на большой скорости по проселочным дорогам. Но, чтобы как можно дальше оттянуть время следующего ремонта, следует выполнять некоторые незамысловатые рекомендации по правильной эксплуатации данного устройства:

1. Ни в коем случае нельзя осуществлять проверку работоспособности амортизаторов автомобиля на большой скорости и плохой дороге. Если с ними что-то не так, они сами дадут о себе знать.

2. Нельзя поднимать подвеску при помощи «приставок» (надеемся, Вы даже не знаете, что это такое). Из-за такого модного приспособления моментально выходит из строя шток амортизатора, поскольку подобный подъем заставляет его работать в увеличенной зоне перемещения.

3. При эксплуатации автомобиля в зимнее время нельзя забывать о том, что в амортизаторах также имеется масло, которое необходимо разогревать (так же, как мы это делаем с маслом в двигателе). По этой причине, если до момента, когда Вы сели в автомобиль, он продолжительное время стоял на морозе, движение необходимо начинать медленно, минут 5 двигаясь на максимально медленной скорости, которую Вы можете себе позволить на дороге.

Надеемся, что после выполненного ремонта Ваш автомобиль снова стал двигаться мягко и тихо, радуя Вас и Ваших пассажиров. Так что, желаем Вам успешного ремонта и ровных дорог, которые не будут изнашивать стойки амортизаторов.

Ходовая часть автомобиля подвержена наибольшим нагрузкам, особенно на отечественных дорогах. Поэтому заявленный производителем ресурс вырабатывается далеко не всегда. Зачастую замена стоек происходит в два раза чаще, чем предписано регламентом технического обслуживания. Нередко для диагностики неполадок амортизатор необходимо снять и разобрать на составные части. Нередко заменив лишь одну небольшую неисправную деталь, можно сэкономить на покупке новой детали в сборе.

Как устроен амортизатор и как он работает

Несмотря на различие в конструкции амортизационных стоек, принцип работы схожий. Внутри трубы (цилиндра), заполненной жидкостью или газом (или тем и другим), перемещается шток с поршнем. Происходит преобразование кинетической энергии хода подвески в тепловую. Для этого поршень снабжён клапанами прямого и обратного хода. Они замедляют движение жидкости (газа), тем самым демпфируя колебания подвески.

Типовая схема устройства амортизационной стойки

Жидкость (газ) внутри амортизатора нагревается, тепло рассеивается с поверхности корпуса. При продолжительном перемещении по неровностям происходит перегрев. Среда внутри амортизатора теряет свойства, и качество работы ухудшается. При этом компоненты амортизатора начинают деградировать, и стойка быстро выходит из строя.

Самостоятельный ремонт стойки: нужен ли?

Замена этого узла - мероприятие не бюджетное, поэтому многие автовладельцы предпочитают восстанавливать его самостоятельно. Ломается не весь узел, а его отдельные компоненты, поэтому при ремонте можно лишь заменить несколько деталей, и работоспособность восстановится.

Внимание! Не все амортизаторы можно восстановить. Существуют разборные и монолитные конструкции (неразборные). Последние ремонтировать нежелательно, поскольку восстановить распиленный корпус до штатного состояния невозможно.

Необходимое оснащение для работы

  • Домкрат, противооткатные упоры, опоры под автомобиль (выполнять работы при помощи только домкрата небезопасно).
  • Рожковые и накидные ключи по размеру крепежа.
  • Накидные ключи с рукоятью-трещоткой.
  • Специальный ключ для разборки цилиндра.
  • Плоские отвёртки разных размеров из качественной стали.
  • Съёмники стопорных колец.
  • Масло для замены в амортизаторе (с запасом на прокачку).
  • Воздушный компрессор или баллон с азотом (углекислотой).

Разборка детали после снятия: как сделать это подручными средствами

Рассмотрим процесс на примере переднеприводных моделей ВАЗ, семейство 2110.


Как разобрать: процесс на видео

Дефектовка и ремонт: что делать с пружинами, пыльником и пр.

Проверяем все компоненты на предмет износа, механических повреждений, зазубрин. Особенно тщательно осматриваем полированные поверхности внутренней стенки цилиндра и штока. Резиновые уплотнительные кольца, сальники, прокладки имеет смысл заменить в любом случае. Даже если на них не видны следы износа, мягкая резина под воздействием масел теряет свойства. Если вы разобрали амортизатор, потратьте небольшую сумму на расходники.

Совет: При замене деталей вы можете изменить характеристики стойки, установив тюнинговые запасные части.

Если вы тщательно промоете все компоненты амортизатора, считайте, половина работы сделана. Мелкие частицы дорожной грязи или продукты износа металлических частей нарушают работу клапанов штока. Закоксованные отложения следует удалять с помощью сильнодействующих растворителей.

Затем проверьте остальные элементы стойки: пружину, демпфирующую подушку, пыльник амортизатора.

Не все детали подлежат ремонту, некоторые придётся заменить на новые

Трещины и отверстия в резиновых деталях не ремонтируются, только замена.

Ниже представлены более частные случаи ремонта деталей стоек и варианты его исполнения.

Типовые неисправности и проблемы + технологии их устранения

В зависимости от типа амортизатора и сложности его строения говорят либо о ремонте, либо о полной замене механизма

Люфт штока амортизатора: откуда появляется и как устранить

Если вы слышите тихий, но отчётливый стук при работе амортизаторов, вероятная причина - люфт штока. Причина возникновения - ослабление крепёжной гайки. Часто неисправность возникает при непрофессиональном ремонте.

Устраняется несложно, достаточно подтянуть гайку. Дополнительно надо проверить люфт в точке крепления штока. Если вы долго ездили с такой неисправностью, появляется выработка. В таком случае шток требует замены.

Как укоротить шток и зачем это надо для авто

Если вы устанавливаете укороченные пружины для занижения подвески, в разжатом состоянии они будут находиться без нагрузки. Причина - несоответствие длины стойки амортизатора. Для устранения разницы в размерах следует отрезать или каким-либо другим способом укоротить шток.

Необходимо обточить его, продолжая резьбовую шпильку на необходимую длину. Во время обточки нельзя перегревать металл, иначе он потеряет прочность. Затем прочной плашкой нарезаем резьбу. Делаем это за несколько проходов, поскольку сталь штока очень твёрдая. Примеряем амортизатор и обрезаем лишнюю часть резьбовой шпильки.

На указанном примере укорачивание происходит на 10 см

Можно проточить шток на токарном станке. Для этого необходимо вынуть его из стойки. Вращать шток внутри амортизатора нельзя. Следующий вариант - закрепить стойку в шпинделе целиком, используя специальные приспособления. Шток должен быть зафиксирован относительно корпуса амортизатора. Обороты шпинделя выбираются минимальные.

Как удлинить его

При лифте подвески возникает необходимость удлинить стойки амортизатора, иначе ход отбоя будет слишком мал. Сварочные работы недопустимы. Это снижает прочность металла при нагреве. Оптимальный вариант - поставить удлиняющие шпильки. Внутренняя и внешняя резьба должна соответствовать параметрам стойки.

Восстановление резьбы штока

Существует как минимум четыре способа:


Как его зафиксировать

При установке амортизатора необходимо удерживать шток от прокручивания. Закручивая гайку крепления, вы будете проворачивать шток. Это может привести к его повреждению, а также невозможно будет создать момент затяжки.

Для фиксации на штоке предусмотрены специальные лыски под ключ. Удерживая стойку, вам без труда удастся закрутить гайку крепления, не проворачивая шток.

Можно ли восстановить чашку стойки, как производится замена

Опорная чаша амортизатора принимает на себя вес передней части автомобиля. Под действием коррозии она может потерять прочность. Это ухудшает управляемость автомобиля и может привести к тому, что стойка просто пробьёт чашу и вылезет в подкапотное пространство.

Прогнившая или повреждённая опорная чашка - реальная угроза безопасности водителя

Чаши бывают двух видов: сменные и стационарные. Сменная чаша меняется, как обычный расходник, стационарная вваривается на место повреждённой.

Как менять сайлентблоки стоек

Металлическая проушина стойки амортизатора крепится к кузову с помощью резинового (полиуретанового) сайлентблока. Эта деталь разрушается в процессе эксплуатации, при этом стойка остаётся вполне работоспособной.

Стоковые сайлентблоки на автомобилях семейства ВАЗ крайне ненадёжны и быстро портятся

Для замены сайлентблока понадобится специальный съёмник-пресс. Можно воспользоваться обычным домкратом. Старая резинка выдавливается при помощи оправки, а новая запрессовывается на её место.

Как проявляется неисправность опорного подшипника стойки и что делать

При разрушении или износе опорного подшипника ухудшается управляемость. Определить это можно так: колёса поворачиваются с некоторым запаздыванием, при повороте руля во время движения слышно, что что-то стучит в районе опорных чаш.

Опорный подшипник должен быть крепким, так как испытывает колоссальные нагрузки при движении, особенно по бездорожью

Если взяться рукой за шток и покачать автомобиль из стороны в сторону, отслеживается явный люфт. При повороте рулевого колеса на стоящей машине слышен хруст в районе опорных чаш. Замена опорного подшипника стойки - тема отдельной статьи.

Как поставить новый картридж

Картридж на многих амортизаторах - это расходный материал. Поменять его может и сам автовладелец.


Замена защитного кожуха амортизатора задней подвески

Защитный кожух препятствует попаданию пыли и грязи на шток амортизатора. При наличии повреждений его надо заменить. Для этого стойка демонтируется, а пружина нужно стянуть с помощью струбцин или других стяжек и снять. При замене кожуха необходимо надеть и новые крепёжные хомуты.

Кожухи предохраняют амортизатор от преждевременного износа

Ремонт стаканов амортизационных стоек

Стаканы являются частью кузова, их ремонт относится к кузовным работам.

  1. Повреждённая часть металла вырезается с помощью болгарки, металл тщательно зачищается от краски и следов коррозии.
  2. Из листовой стали готовится заплатка. Можно взять неповрежденную часть от кузова донора на авторазборке.
  3. Ремонтный элемент приваривается сплошным швом.
  4. Производится антикоррозийная защита и покраска.

Для защиты стаканов стоек можно приобрести подобные усилители

Как заменить отбойники переднего и заднего амортизаторов

Отбойники предназначены для демпфирования ударов в крайних положениях штока и ограничения хода стойки. В процессе эксплуатации эти элементы разрушаются и подлежат замене. Если продолжать ездить с разрушенным отбойником, появляются избыточные крены, а стойки могут выйти из строя из-за ударов штока о корпус стойки.

Небольшая деталь, важность которой нельзя недооценивать

Замена производится на снятой стойке. Амортизатор полностью извлекается из колёсной ниши, снимается пружина. При замене отбойника имеет смысл проверить состояние остальных внешних элементов: сайлентблоков, пыльника.

Есть упрощённый способ замены, без полного снятия стойки. Откручивается только верхнее крепление и ослабляется болт нижнего сайлентблока. Стойка опускается вместе с рычагом подвески, на пружину устанавливается стяжка.

Видео о подробностях ремонтных работ

Правильная сборка амортизатора

Вымытый и просушенный амортизатор собирается в обратной последовательности.

Не стоит воспринимать амортизатор, как продукт космических технологий. Его ремонт и обслуживание, не сложнее, чем очистка клапана холостого хода. Выполнив работы самостоятельно, вы получаете фактически новый амортизатор, сэкономив значительные средства.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook