Темы классных часов профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Классный час "проступок, правонарушение". Организация воспитательного процесса классным руководителем
«Мое свободное время»
(Профилактический практикум)
Цели и задачи классного часа:
профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;
воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;
развитие навыков противодействия «модным» увлечениям: подростков.
Что такое «подростковая безнадзорность»?!
Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопросу наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь на нашем классном часе.
Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.
Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.
В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 г. № 39-ФЗ), в частное говорится:
«Статья 1. Основные понятия.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,
пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. <...>»
(Варианты ответов учеников.)
Тик ли безобидны подростковые увлечения?
Учитель:
Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.
Но большая часть подростков увлекается различными видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы
все хорошо - ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.
А что такое вообще увлечения в подростковом возрасте?
Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические - история, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бывает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения - изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художественной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки стремятся выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мотоцикла, картинга. Накопительские увлечения - коллекционирование во всех его видах, которое может сочетаться с познавательной потребностью (марки), с накоплением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, этикетки, пачки от сигарет.
К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста:
Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.
Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластических хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времен призадуматься.
У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.
Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонники этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брейкеров в людных местах не всегда приятно окружающим.
А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить. Если подростки организованно, в специально отведенных для этого местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборов в любом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрослого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - порчей общественного, личного имущества или с вандализмом.
Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в подобном проведении досуга подростками, а что здесь противоречит общественным нормам или попросту противозаконно?
(Варианты рассуждений учеников.)
Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлечении подростков сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом
Взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.
Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными. Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребенка меняется настроение, он хуже воспринимает материал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.
Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:
Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в головном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компьютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора головного мозга. Этот орган воспринимает электромагнитные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.
По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важна не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.
Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм компенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговорами могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.
По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музыку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.
Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что имеют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.
Исследователи предупреждают, что под воздействием громкого звука может возникать временная деградация клеток слуховых рецепторов. В случае частого, долгого и интенсивного воздействия рецепторы теряют способность к восстановлению и поражение становится необратимым.
По данным американских ученых, предельный безопасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в течение 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое 1 .
А вот еще один способ проведения свободного времени - часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом мы забываем, что компьютер сильно вредит нашему зрению.
Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:
самосветящееся, а не отраженное;
имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;
мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.
Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей персональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).
Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».
К первым относятся:
затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
двоение предметов;
быстрое утомление при чтении. Ко вторым:
жжение в глазах;
чувство «песка» под веками;
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глазных яблок.
Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером? (Варианты ответов учеников.)
Чем опасна игромания?
Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи - к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (игральных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.
Игромания, лудомания (от лат. 1udos - игра), игровая зависимость или патологический гэмблинг - этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основным признаком является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков - возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезать в долги и, как правило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.
Некоторые считают, что игроки - люди ограниченные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карьеру, им свойственна рискованность в делах. К игре приходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, легкого способа ухода от проблем. Им хочется таким образом расслабиться, «отключить мозги», испытать приятные и радостные эмоции после трудового дня, освободиться от одиночества, скуки и однообразия существования, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удовольствия во время бездумной и рискованной игры. Однако многие не задумываются, что ставкой в драматичной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.
Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процесс игры они начинают тратить все больше сил и хотели бы за это получить награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а следовательно, разжигает азарт. Объединяет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.
Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами, и вновь делают ставки (реальные - в игровых автоматах, виртуальные - в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.
Раскаяние быстро забывается, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хочется отыграться, вернуть проигранные деньги (или пройти новый уровень в компьютерных играх), их одолевает обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мотив приводит их вновь в игровые заведения (или к компьютерной игре), но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пережить снова и снова. Чем выше наслаждение от выигрыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс - это психическое состояние, которое сопоставимо с эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ, какими являются, в частности, наркотики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.
Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы становятся коварными, хитрыми, придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и начать игру.
Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно желание повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютерную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.
Лечение от игромании не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. Во многом излечение связано не только с восстановлением психического здоровья проблемного игрока, но и с переоценкой жизненных ценностей и изменением его образа жизни. К лечебному процессу должны подключиться не только специалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья. Однако на практике, к сожалению, далеко не все готовы терпеть безумство игромана, и тогда его падение становится особенно быстрым.
В завершение классного часа учитель делает вывод, что пятиклассники должны разумно организовывать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступлению и разрушить его личную жизнь.
В настоящее время правовое просвещение является одним из самых актуальных элементов внеклассного досуга. Современное состояние всех сфер общественной жизни диктует условия, при которых нужно формировать у школьников миропонимание, основанное на уважении к закону. Необходима профилактика правонарушений. Классный час на эту тему должен решить все поставленные цели и задачи.
Какие цели и задачи поставить для проведения внеклассного мероприятия о правонарушениях?
Главная цель подобного мероприятия заявлена в самом названии. Это профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Следующие задачи помогут в реализации поставленной цели:
- Познакомить учащихся с видами правонарушений и типами уголовной или административной ответственности, предусмотренных для несовершеннолетних;
- Воспитать гражданско-правовое сознание школьников и чувство ответственности за совершенные поступки;
- Дать понятие учащимся об особенностях уголовной ответственности за содеянные правонарушения;
- Сформировать навыки глубокого анализа совершенных поступков, выбора правильной позиции в любых ситуациях, умения принимать решения самостоятельно.
Как оформить кабинет для проведения классного часа?
Для подобного внеклассного мероприятия должна быть подготовлена небольшая экспозиция, включающая:
- Административный кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ.
Помимо этого, можно включить в выставку книги «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» А.А. Беженцева, «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений» Картушина, «Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних» Давыденко и прочие. Данные учебные пособия предназначены для педагогов, социальных работников, психологов, библиотекарей.
Роль библиотеки очень значима в предупреждении противоправных деяний. Проведение классного часа на тему «Профилактика правонарушений » в царстве книг может оказать хорошее влияние на учащихся, открыв им новые границы непознанного. Формирование духовно-нравственных позиций детей главная цель любой книги, и опытный библиотекарь и педагог смогут объяснить это школьникам на различных примерах.
Темы классных часов о профилактике правонарушений
Существует множество видов противоправных деяний, о которых в рамках одного классного часа поговорить будет затруднительно. Поэтому необходимо выбрать самые актуальные (например, для того муниципального района, в котором расположена школа) темы.
- «Хулиганство. Вандализм. Массовые беспорядки»
- «Жестокость на улицах»
- «Подростковый алкоголизм и наркомания»
Зачастую подобный классный час имеет обобщающее название:
- «Подросток и правонарушение»
- «Преступление и наказание»
- «Мы в ответе за свои поступки»
- «Страна Закония» (для младших классов)
Формы проведения классного часа
Практика показывает, что наибольшее влияние на школьников оказывают мероприятия, где они выступают главными действующими лицами, а не просто наблюдателями и слушателями. Поэтому на эту тему классный час лучше проводить в игровой или дискуссионной форме.
Школьники могут стать создателями деловой игры, организация и участие в которой принесут им только положительные эмоции. Кроме того, такая форма мероприятия будет реализовывать принцип совместной деятельности, диалоговое общение, имитационное и игровое моделирование.
Возможно использование открытого типа игр (рефлексивные игры, живой квест), где нет заранее продуманного сценария.
Для того чтобы привлечь внимание школьников к проблеме возможно приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, составление социального паспорта класса, проведение анкетирования, которое позволит проанализировать внеклассную занятость детей.
Классные часы по данной теме целесообразно проводить с учениками раннего подросткового возраста (и старше), однако и младшие классы нуждаются в ознакомительной беседе о правах ребенка и существующих законах.
Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
- снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
- повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
- развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.
Время проведения: 30–40 минут.
Возраст обучающихся: 15–18 лет.
Ход классного часа:
Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: "Все так делают"».
В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.
Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.
Притча
Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.
Одновременно с людьми появились главные вопросы : Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя» . Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?
– Жители стали жить по законам.
– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
– Есть ли у нас в городе закон?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?
Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).
Права и свободы человека
Каждый имеет право на жизнь.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждый имеет право на охрану здоровья.
Каждый имеет право на образование.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование.
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.
Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».
Рассмотрим понятие «нарушение» . Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».
Этим понятиям нужно найти определения.
Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Примерная ситуация:
Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)
Итог
У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».
Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.
Цель классного часа:
- расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
- развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
Оборудование: мультимедийный проектор.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ничто мы так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать, – закон.
О.Бальзак
Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.
Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)
По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)
Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)
Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)
Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)
А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)
Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)
В подъезде дома шло бурное веселье. Группаподростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.
Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)
Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)
Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)
Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)
Из уголовного кодекса Российской
Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)
- Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:
- То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание
Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?
Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)
Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
- Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
– Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.
– Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на
Слайд № 16)
А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)
Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.
Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.
Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)
Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.
Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?
Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?
Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)
- Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
- Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
- Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.
Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.
Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.
Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.
“Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.
Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.
Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?
Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.
Познай людей и самого себя (Слайд № 23)
Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:
- Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
- Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
- Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
- Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?
Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.
Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).
21 сентября 201821 сентября 2018 года инспектор ОДН ОМВД России по г. Железноводску капитан полиции Попов Ф.З. совместно с социальным педагогом Шведовой М.А., классными руководителями и мастерами производственного обучения провели профилактические классные часы в группах нового набора.
Цели проведения :
*профилактика правонарушений несовершеннолетних;
*пропаганда правовых знаний;
*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
* формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Ход классного часа
- Инспектор ОДН : Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Эпиграфом к нашему мероприятию я бы взял следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Социальный педагог:
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки: плохо учатся, а потом бросают учебу;
курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; портят имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
- применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
- 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
- Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Инспектор ОДН:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
1) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
— арестом на срок до 2-х лет;
— до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
— тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:
- штрафом,
- обязательными работами,
- исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество … под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества… наказывается:
- ограничением свободы;
- арестом;
- лишением свободы».
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
Итак, причиной правонарушений становятся:
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
стремление к примитивному времяпровождению.
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
жадность.
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Низкий уровень правовой культуры граждан.
Алкоголизм и наркомания
Безответственное отношение к учебе, знаниям.
Делается вывод:
Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Материал подготовлен социальным педагогом Шведовой М.А.