«Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Ткаченко обучение грамоте

Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!



ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.




Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а» , «у» , «о» , «и» , «э» , «ы» . Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.


Ход занятия :

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а» , паровоз гудит «у-у-у» , девочка охает «о-о-о» , лошадка кричит «и-и-и» )
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а» , «у» , «о» или «и» . Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка» ). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо
    Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».


(по МФА)

Таблица 3

З
вуковая карта, отражающая нарушения произношения гласных в русском языке

Таблица 4

Звуковая карта, отражающая нарушения

п
роизношения согласных в русском языке

О
кончание табл. 4

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Еще более затруднено общение посторонних с детьми, имеющими даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. В этом случае создается определенный дисбаланс между познавательным и речевым развитием ребенка: стремясь сообщить взрослым какую-то информацию, он может так исказить произношение ряда слов, что общий смысл его сообщения станет доступен только при анализе самой ситуации общения. При этом малыш чутко реагирует на любые замечания в свой адрес, обижается и капризничает, когда его не понимают.

Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Специалистам хорошо известно, что даже при проверке произношения у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не следует ограничиваться только проверкой звукопроизношения в заданиях, ориентированных на повторение на слух ряда слов по образцу взрослого или рассказывание хорошо знакомого стихотворения. Тем более это не стоит делать при первом знакомстве с малышом преддошкольного и младшего дошкольного возраста!

Логопедическое обследование ребенка любого возраста должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи.

При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно - при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака или проживания мононациональной семьи в другой стране или национальной автономии.

Татьяна Домашеч
Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать . Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте . Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы грамотно писать , ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова . По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели» . К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» . То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) . Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни, при понимании речи , ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия, при нормальном речевом развитии, требует специального планомерного обучения . Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» . И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, современной.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе , в том числе к усвоению письменной речи . Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму является чистая, правильная во всех отношениях речь. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (общее недоразвитие речи , задержка психического развития, то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьёзно осложняется. Использование специальных символов :

Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;

Усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы) ;

Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи ;

Ускоряет нормализацию произношения дошкольников ;

Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счёт раннего овладения навыками звукового анализа.

Использование авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. В своей работе данный метод мы используем с 2001года с детьми старшего дошкольного возраста . Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволило добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов , есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма . Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

Детям, имеющим общее недоразвитие речи , доступна далеко не вся символика . Например, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы , которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи , а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.

Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных) . Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа , который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого педагогу достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У обозначается – маленьким кружком, звук А – большим, И - горизонтальной полоской, О – овалом).

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее . Т. А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ . Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.

Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов , мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.

Вот пример вариантов игр с символами , которые мы используем :

Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.

Игра «Поймай шпиона»

Игра «Подбери символ »

Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Игра «Рассели картинки в дома»

Игра «Найди место картинке»

Игра «Звуковая дорожка»

Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»

Игра «Пишем символами »

Игра «Подбери слово к схеме»

Список литературы

1. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М.: Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 60 с.

2. Ткаченко , Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2000. – 48 с.

3. Ткаченко , Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет . Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2001. – 112 с.

4. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений, т. 2. – М.: Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 189 с.

5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте . – М., 1958. – 85 с.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

Понравилось? Лайкни нас на Facebook