Семейное право и семейное законодательство в рф. В нашей стране семья, материнство, детство находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных. Ст 38 конституции российской федерации

Глава 6. Законодательство об охране семьи, материнства и детства

Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», п. 9 ст. 10).

На военнослужащих женского пола распространяются установленные трудовым законодательством льготы по направлению в служебные командировки, привлечению к ночным и сверхурочным работам. Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ТК РФ, ст. 259).

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у женщины два и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением (основание - ст. 258 ТК РФ).

Примерная форма рапорта о предоставлении военнослужащему женского пола, имеющему ребенка в возрасте до полутора лет, перерывов для кормления ребенка

Командиру (начальнику)________________________

(должность)

______________________________________________

(воинское звание, фамилия и инициалы)

РАПОРТ

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о предоставлении мне, ________________________________________,

(воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)

перерывов для кормления ребенка в возрасте до полутора лет.

Приложение :

Копия свидетельства о рождении ребенка.

Должность________________________

Воинское звание__________________

Подпись__________________________

(инициал имени и фамилия)

Дата ____________________________

В соответствии с ч. 2 ст. 271 УВС ВС РФ запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы. Эти нормы устанавливаются постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза, при условии чередования с другой работой, не должна превышать 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно масса груза не может превышать 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа, не должна превышать: с рабочей поверхности - 1 750 кг, с пола - 875 кг.

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» - гласит Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 38). Государство гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Государство также гарантирует обеспечение их специализированной помощью, полным питанием, в том числе в случае необходимости обеспечение продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I, ст. 23).

В соответствии с медицинским заключением беременные женщины имеют право быть назначенными с их согласия на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения (Положение о порядке прохождения военной службы, пп. 19, 20 ст. 11).

Не допускается увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, а также имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и случаев, предусмотренных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:

При достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

В связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола негодным к военной службе;

В связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет военнослужащим женского пола предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняются место военной службы и воинская должность.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей (п. 1 ст. 39). Законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Вопросы назначения этих пособий регулируются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 883 53 . Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение следующих пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ежемесячное пособие на ребенка.

На военнослужащих женского пола распространяются нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан:

«Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи…

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности» (ст. 22, абз. 1, 5).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 21 листок нетрудоспособности (хотя формулировка «нетрудоспособность» в данном случае не совсем верна, по мнению автора) по уходу за больным выдается лечащим врачом одному из членов семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход.

Листки нетрудоспособности должны быть оформлены в соответствии с Порядком оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (приложение № 4 к приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. № 5).

Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается военнослужащему, являющемуся одним из членов семьи (опекуном), непосредственно осуществляющему уход:

За взрослым членом семьи и больным подростком старше 15 лет, получающим лечение в амбулаторно-поликлинических условиях сроком до 3 дней, по решению клинико-экспертной комиссии - до 7 дней;

За ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания; за ребенком старше 7 лет - на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока;

За ребенком до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, старше 7 лет - после заключения клинико-экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода;

За детьми до 15 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами, - на весь период пребывания в стационаре;

За детьми, проживающими в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированными и переселенными из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений следующих категорий граждан: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987 гг., лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, и инвалидов, у которых установлена причинная связь заболевания с последствиями радиационного воздействия, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, работающих в зоне отчуждения, а также участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», лиц, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая тех, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей - на все время болезни (включая время болезни ребенка в период пребывания с ним в санаторно-курортном учреждении);

Военнослужащему, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

При одновременном заболевании 2 и более детей по уходу за ними выдается один листок нетрудоспособности.

При разновременном заболевании 2 детей листок нетрудоспособности по уходу за другим ребенком выдается после закрытия первого документа без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по первому листку нетрудоспособности.

В период, не требующий освобождения матери от работы (очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные дни и др.), листок нетрудоспособности по уходу выдается со дня, когда она должна приступить к работе, без учета дней от начала заболевания ребенка.

Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу за хроническими больными в период ремиссии, а также в период очередного и дополнительного отпуска, в период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу. В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу, можно разделить следующим образом: гарантии и компенсации при прохождении военной службы; гарантии и компенсации по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые гарантии и компенсации; денежные выплаты.

Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:

По достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе - 45 лет);

По состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего женского пола военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;

По состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;

В связи с лишением воинского звания;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;

В связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

К социальным гарантиям при прохождении военной службы относятся также гарантии при предоставлении отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.

На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 ТК РФ, о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». Военнослужащие женского пола пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.

Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п. 2 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении 54 , при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.

Гарантии по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5489-I. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.

Государственные пособия одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883.

На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т. е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

В то же время законодательством субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации) и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации, направленные на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.

З аконы Российской Федерации – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы.

К примеру:

    Федеральный закон от 21.12.96 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или

    Федеральный закон от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Конституция РФ и семейное право

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное зако­нодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:

    государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;

    равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ:

Статья 38 Конституции РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Так в соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находится под защитой государства».

Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что позволяет, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учитывать национальные особенности, местные условия и традиции.

Семейный кодекс РФ и семейное право

Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 года, является основным источником семейного права в Российской Федерации и охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Семейный кодекс РФ состоит из следующих основных разделов:

    Заключение и прекращение брака,

    Права и обязанности супругов,

    Права и обязанности родителей и детей,

    Алиментные обязательства членов семьи,

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,

    Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданский кодекс РФ и семейное право

Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:

    непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;

    если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).

Законы субъектов РФ, которые регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов РФ.

Например:

    устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;

    организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;

    решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер.

Например:

  • Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.

Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер.

К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:

    определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;

    утверждение положения о приемной семье;

    установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.

Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Прези­дента РФ.

Например:

    согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых произво­дится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;

    Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Нормы международного семейного права

Включение норм международного права и международных договоров в правовую систему Российской Федерации означает, что первое место среди источников права занимают нормы международного права и международные договоры.

Вот почему, если международным договором, заключенным с участием Российской Федерации, установлены иные правила, чем предусмотрены, в частности, семейным законодательством РФ, применяются правила международного договора, о чем специально говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число международно-правовых актов в области семейного права входят:

    нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН,

    Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Основные принципы семейного права в Российской Федерации

Принципы семейного права – это закрепленные семейным законодательством основные начала и руководящие положения, в соответствии с которыми нормы семейного права осуществляют регулирование личных и имущественных семейных отношений граждан.

К основным началам (принципам) семейного права в Российской Федерации относятся (ст.1 Семейного кодекса РФ):

  1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Актом государственной регистрации подтверждается, что данный союз получил общественное признание и защиту. После государственной регистрации брака органами ЗАГС между супругами возникают правовые отношения, урегулированные семейным законодательством.

  1. Добровольность брачного союза мужчины и женщины.

Брак признается добровольным, свободным и равноправным союзом мужчины и женщины. Добровольность означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Данный принцип предполагает и свободу развода.

  1. Равенство супругов в семье.

Этот принцип основан на конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи.

  1. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Это распространяется на решение любых вопросов жизни семьи (расходования общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов на содержание детей и т. д.).

  1. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Этот принцип обеспечивается правами ребенка, предусмотренными Конвенцией ООН "О правах ребенка" 1989 г., участником которой является РФ, положениями Семейного кодекса (ст. 54–60, 61–68, 8 °CК). Особое значение имеет право ребенка жить и воспитываться в семье. СК, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.

  1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Закон предоставляет право требования нетрудоспособным членам семьи возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования.

  1. Единобрачие (моногамия).

Это означает, что мужчина или женщина может находиться одновременно в одном зарегистрированном браке. Регистрация брака с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможно только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным).

История развития семейного законодательства в России

Первоначально семейные отношения на Руси регулировались обычным правом, напри­мер, обряд сватовства, обручения, венчания определялись обычаями.

Первым подобием закона в сфере семейного права можно назвать Номокан (Кормчая книга) - собрание византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров.

Кормчая книга (Номокан) стала применяться на Руси с принятием христианства. Кормчая книга давала определение брака:

  • «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения».

Нормы семейного права содержались затем:

    в Своде канонического права 1551 г.,

    в Соборном Уло­жении 1648 г.,

    семейное право времен Петра I основывалось на указах 1714, 1722 гг.

Свод законов Российской империи конца XIX - начала XX в. (кн. 1 т. X «О правах и обязанностях семейственных») регулировал семейные отношения вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В советский период к основным нормативным правовым актам в сфере семейного права относятся:

    Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также другие декреты 1917, 1918 г.;

    Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве - первый кодифицированный семейно-правовой акт, принятый 22 октября 1918 г.;

    Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г.;

    указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государствен­ной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» и от 14 мая 1945 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»;

    Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., который утратил юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ.

Статья 38 Конституции РФ регламентирует фундаментальные основы семейного права РФ, устанавливая всеобъемлющую государственную защиту детства, материнства и семьи – как составляющую социального общества. Нужно понимать, что такая защита носит комплексно-правовой характер, реализуемый путем принятия существенного количества правовых мер как защиты, так и поощрения материнства, охраны интересов ребенка и матери, социальной поддержки и т.д.

Часть 2 статьи определяет равенство прав и обязанностей родителей ребенка по заботе за ним, попечении и его воспитании. Нужно понимать, что такая норма также является основой семейного законодательства, которое, в подробной форме конкретизирует и раскрывает такую норму. Отметим, что отечественное законодательство, позиционирует данную норму, скорее как обязанность, поскольку оно ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.

В свою очередь, совершеннолетние трудоспособные дети, обязываются Конституцией на заботу о своих нетрудоспособных родителях. Аналогичная норма закреплена и в семейном законодательстве. Важно понимать, что поскольку это обязанность, а не право, граждане могут принуждаться к такой заботе. Важно понимать, что на защиту таких своих прав, могут рассчитывать только те родители, которые не уклонялись от своих обязанностей по воспитанию и заботе о ребенке.

В нашей стране семья, материнство, детство находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, особенно закону. Его основным законом является Семейный кодекс РФ введенный в действие в 1996г. Что такое семейное право


Цели правового регулирования определяют его основные принципы: 1 Добровольность брачного союза. 2 Равенство супругов в семье. 3 Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. 4 Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостояние. Эти принципы отражают юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью.




Семейный кодекс устанавливает единый брачный возраст для мужчин и для женщин- восемнадцати лет. Он совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия. Тем не менее согласно СК РФ при наличии уважительны причин (например беременности, рождение ребенка и пр.) органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак лицам шестнадцати лет.


С получением свидетельства о браке супруги приобретают определенный права и обязанности - личные и имущественные. Личные права и обязанности супругов. Согласно семейному кодексу, супруги имеют права свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Семейный кодекс исходит из полного равенства супругов в семье и устанавливает право на совместные решения вопросов семейной жизни: материнства, отцовства, воспитания, образование детей и п.


Имущество супругов подразделяется на общее и личное. Личное имущество является частной собственностью каждого и при раздели собственности между супругами не учитывается. К общему имуществу относятся: а) общие доходы, т.е доходы каждого из супругов. б) вещи приобретенные за счет общих доходов супругов. в)ценные бумаги. г)любое иное имущество, нажитое супругами в браке.


При заключение брачного договора супругам представляются широкие права. Они могут использовать в качестве основы законный режим, дополнив его тем или иными положениями. Таким образом, брачный договор позволяет супружеской паре выбрать наиболее благоприятный для себя режим имущества. Брачный договор призван решать большинство вопросов по соглашению сторон, не прибегая к судебному разбирательству.


С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права. Согласно СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они свободны в выборе средств и методов воспитания. Закон особо подчеркивает, что родительские права не могут осуществляется в противоречии с интересами детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного образования.


Ребенок в семье личность. Ему принадлежит право выражать свое мнение при решение любого вопроса, затрагивающее его интересы. Он вправе также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 10-летнего возраста придается правовое значение.


САМООТДАЧА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ… САМООТДАЧА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ… Став родителем, человек постигает всю глубину родительской любви. Став родителем, человек постигает всю глубину родительской любви. Не став родителем, человек не может считать себя полностью реализованным, несмотря на все свои творческие достижения. Не став родителем, человек не может считать себя полностью реализованным, несмотря на все свои творческие достижения. (НАЗОВИТЕ ИХ)


ОтецМать Сильный, мудрый, строгий, бескомпро - миссный, азартный, смелый … Нежная, добрая, чуткая, заботливая, любящая, прощающая … Дисциплина, финан - совое обеспечение семьи, защитник, справедливость Воспитание, ведение хозяйства, мир в семье Учит дисциплине, смелости, решительности, труду, уважению и любви к женщине, Учит любить, прощать, заботиться, дружить, любить и поддерживать мужчину




Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.формы Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. 2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Статья 69. Лишение родительских прав Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если: - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; - злоупотребляют своими родительскими правами; - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.




Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по со­держанию родителей. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершен­ нолетних детей в судебном порядке. Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей. 1. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключи­тельных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родите­ля, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержа­ния от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требо­вать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами. Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей. 1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществ­лявшие фактическое воспитание и содержание несовер­шеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспо­собных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).


1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей. 2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей се­ мьи. 3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. 4. Не вступайте в пререкания со взрослыми. 5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи. 6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе. 7. Не делайте того, что осуждают старшие - ни на их глазах, ни где-либо еще. 8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших. 9. Не собирайтесь в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. 10. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве., особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. В этих правилах заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.



Отцовство - кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья - это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166). Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

Закон о защите материнства и детства рф

Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.). Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности.


Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

Статья 38 конституции рф

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова - как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168). Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п.

1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред.

Законодательство в области материнства и детства

Каковы особенности расчета и получения декретного пособия для случая, когда женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, уходит во второй декретный отпуск? Согласно пункта 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в дальнейшем по тексту — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375, декретное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованной женщины, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам…

Статья 38

В подразделе «Трудовое законодательство» можно обратиться в ТК РФ для уточнения сроков и продолжительности отпуска по беременности и родам для работающих женщин, особенностей оформления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, других вопросов для работников, имеющих детей. Популярные ответы на вопросы по детским пособиям Выплачивается ли ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет по месту работы, где женщина оформлена как совместитель? Нет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается и получается только у одного из работодателей. Как правило, по основному месту работы…

Статья 38 конституции россии

Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства - члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

§ 4. защита материнства, детства и семьи

Инфо

Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом. Защита материнства - одна из приоритетных задач российского государства.


В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства.

Внимание

СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.). Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.


Защита материнства - одна из приоритетных задач российского государства.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook