Понятие и значение правового режима. Правовой режим. Виды правовых режимов

Право, выступая регулятором общественных отношений, в
зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает
определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых
отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы
общественной безопасности; временными параметрами;

международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.

Чтобы лучше понять природу особых или специальных правовых режимов необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.

Словарное понимание выражения «режим» сводится к «способу


управления, совокупности административных мероприятий» 1 , или к «совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели» 2 . В контексте излагаемого материала одно из определений термина «режим» означает «установленный порядок жизни» 3 .

Целью правового режима является стабильный порядок в
государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством
обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния «защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз» 4. Производной от этого понятия является
национальная безопасность Российской Федерации, т.е. «безопасность
ее многонационального народа как носителя суверенитета и
единственного источника в государстве.

Под правовым режимом условимся понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей 6.

В теории права под понятием метода правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.

Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. В тоже время, в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не

1 См.: В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра -
книжный клуб, 1998. Т. 3. С. 1670.

2 См.: Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, изд. 2,
переработанное и дополненное. М.: Научное издательство «Большая Российская
энциклопедия». СПб. «Норинт». 2000 . С. 1005.


3 См., например: В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:
1998 г. Том 3. С. 1670; С. И. Ожегов. Словарь русского языка под ред.
Н.Ю. Шведовой. М.:1985 г. С.586.

4 Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изм. от 25
дек. 1992 г.)

5 См., например: Концепция национальной безопасности, утв. Указом
Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

6 Р. Т. Мухаев понятие «правовой режим» определяет как «совокупность
способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности
и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли
права». // Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.:
«Издательство ПРИОР». 2001. С. 457.


сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия» 1 .

Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно - правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательных.

Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения международной и внутригосударственной безопасности.

Необходимо отметить, что мировое сообщество пытается решить наиболее важные проблемы безопасности, такие как использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши, противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности посредством введения международно-правовых режимов.

Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Из определения этого понятия следует, что специальное правовое регулирование связано с:

объектами деятельности;

временем и местом ее осуществления;

спецификой самих действий, а чаще всего с сочетанием этих факторов.

Правовой режим определяет совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности. Его также можно характеризовать как комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.

Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

1 Россинский Б. В. О предмете и системе административного права. //Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально - экономического развития (Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г.). М.: 2002. С. 40-49.


Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.

Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Жесткость применяемых средств юридического воздействия для регулирования соответствующих общественных отношений определяется необходимостью обеспечения функционирования стабильности государства, как основного условия стабильности функционирования всего общества и его институтов.

Целью введения различных правовых режимов является:

обеспечение суверенитета и обороны государства; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; обеспечение охраны здоровья и жизни граждан; обеспечение устойчивости функционирования институтов гражданского общества.

Классификация любого, в том числе и правового явления, начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и в тоже время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое. Например, при обосновании гражданско - правовых договоров М.И. Брагинский исходит из того, что классификация любого понятия предполагает его разделение. Оно может быть произведено двумя способами - дихтомии (деление на двое) и создание с помощью определенных доводов некоторых групп, в каждой из которых основания соответствующим образом индивидуализируются 1

Классификация правовых режимов законодательством и исследователями проводится по различным основаниям. Подходы определяются и высказываются самые разнообразные. Они отличаются друг от друга по многим основаниям, которые условно можно подразделить на следующие:

сферы действия - подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;

отрасли права;

продолжительность действия;

основания установления;

объекты правового воздействия;

субъекты реализации устанавливаемых правовых предписаний.

Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими отрасли права друг от друга. Поэтому при их характеристике следует выделять:

1 См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право, Книга первая: Общие положения. Изд.2-е. М.: «Статут» 1999. С.377.


предмет регулирования (особенности установления

управленческих, имущественных и других отношений);

методы правового воздействия, характерные для конкретной отрасли права;

отраслевые юридические инструментарии, базирующиеся на специфических принципах конкретной отрасли права;

наличие кодифицированного акта, нормативно закрепляющего отраслевые принципы, общие положения и основные правовые средства.

В.В. Ласточкин определяет понятие административно - правового режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном, строго ограниченном участке государственного управления 1 .

В.Б. Рушайло считает, что административно - правовой режим «есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных ситуациях обеспечения и поддержания общественной безопасности специально созданными для этой цели государственными органами и общественными объединениями» 2 .

Институт возникновения специальных правовых режимов чрезвычайного положения в истории человечества не имеет точной даты. Известный историк профессор Скрипилев Е.А. 3 считает, что одной из первых форм специального правового режима был институт диктатуры. Он является «очень древним и восходит еще к царскому периоду» древнеримского государства с республиканской формой правления (шестой - первый века до новой эры).

В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев.

Юридическая сила нормативных актов, определяющих подобные режимы различна. В этом качестве могут выступать, как законы ("О чрезвычайном положении," «О военном положении», «О безопасности», "О закрытом административно-территориальном образовании" (ЗАТО) и

1 Ласточкин В. В. Административно - правовые режимы и охрана
Государственной границы. М.: 1999. С. 55-56.

2 Рушайло В. Б. Административно - правовые режимы. М.: 2000. С. 24.

3 См.: Скрипилев Е.А.. История государства и права древнего мира. Учебное
пособие. М.: 1993. С. 50-51.


др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство в общем массиве применяемых нормативных правовых актов.

В отличие от подзаконных актов установленные законом административно-правовые режимы отличаются стабильностью и комплексным характером регулируемых общественных отношений. В этом можно убедиться на примере закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" 1992 года, отметив его следующие особенности:

ЗАТО в императивном порядке приравниваются к административно-территориальным единицам;

по ряду вопросов ЗАТО находятся в ведении федеральных органов власти (определение границ, административная подчиненность, режим безопасного функционирования предприятий и объектов, условия нахождения и проживания граждан и т.п.);

решения о создании и упразднении ЗАТО принимаются Парламентом России по представлению Правительства России;

доходная и расходная части бюджета ЗАТО находят свое отражение в федеральном бюджете государства;

определяются социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО.

Ведомственные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение обладающих большей юридической силой нормативных актов, при установлении специальных административно-правовых режимов исходят из целей и задач, стоящих перед конкретными ведомствами. Однако этот процесс не автономен. Он обусловлен и взаимосвязан с интересами и политикой государства в рассматриваемой сфере.

Действующие в Российской Федерации правовые режимы многообразны и многоаспектны. Как правило, все правовые режимы в той или иной степени связаны с ограничением прав граждан (например, при введении режимов военного и чрезвычайного положений, пограничного режима, режима работы с секретными документами, режима ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, уголовно-исполнительного режима). Поэтому такие ограничения должны быть не только оптимальными с точки зрения объема вводимых ограничений, но и устанавливаться только федеральным законом. В Российской Федерации это является конституционным требованием.

Применительно к отрасли административного права институт правовых режимов достаточно широко вошел в юридическую теорию и практику. С юридически точным определением понятием и реальным действием административно-правовых режимов непосредственно связана эффективность государственного управления. Любая его область обладает собственными административно-правовыми режимами (экономический, таможенный, санитарный, ветеринарный, налоговый,


противопожарный режим, режим регистрации и др., которые установлены в федеральных законах).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «система права», «норма права», «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «правовой режим».

2. Охарактеризуйте структурные элементы системы права.

3. Проблемы становления в современной России институтов частного и публичного права.

4. Основные черты правовых режимов.

5. Общая характеристика ведущих отраслей права России.

1. Учебник ТГиП.

2. Поленина СВ. Система права и система законодательства в современных условиях // ж-л «Правоведение», 1987 г., № 5

3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., Юр. Литература, т. 1-1981 г., т. П-1982г.

4. Поленина СВ. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999г., № 9, с. 5-12.

5. Байтин М.И., Петров Д.В. Система права: к продолжению дискуссии. // Государство и право. 2003, № 1, с. 25-34.

6. Мозолин П.В. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003, № 1, с. 107-113.

7. Бошно СВ. Доктринальные и др. нетрадиционные формы права. // «Журнал Российского права». 2003, № 1, с. 82-91.

8. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина. // Тематический номер ж-ла «Юриспруденция». М.: РГГУ. 2003. № 3. 287 с.

9. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М.: Манускрипт. 2001. 290 с.

Ю . Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: 1999.

П . Пчелинцев СВ. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве. //«Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 131-145.

12. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс в системе российского права. // «Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 125-130.


13. Абрамова А.И., Рахманкина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. // «Журнал Российского права». 2003, № 7.

14. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

15. Бурков А.Л. К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции. //«Журнал Российского права». 2003, № 4.

16. Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно - правовых предписаний: основные научные концепции. //«Журнал Российского права». 2003, № 10.

17. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. //«Журнал Российского права». 2003, № 3

18. Пчелинцев СВ. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность. //«Журнал Российского права». 2003, № 6, с. 97-108.

19. Гуськов А.Я., Колбая Г.К. Составляющие национальной безопасности России. //«Журнал Российского права». 2003, № 3.

20. Канишевский В.А. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

21. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России. //«Журнал Российского права». 2003, № 5.

22. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии. // « Государство и право». 2003, № 1, с.25-34.

23. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. //«Государство и право». 2003, № 10, с.31-38.

24. Васильев ЮГ. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права. // «Государство и право». 2003, № 3, с.67-78.

25. Дудко И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации. // «Государство и право». 2003, № 9, с. 96-99.

26. Кроткова Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно - практическая конференция). // «Государство и право». 2003, № 7, с. 99-105.

27. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.). // «Государство и право». 2003, № 1, с. 107-113.

28. Гаврилов В. В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно - правовой подходы. // «Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 76-87.

29. Бошно СВ. Развитие признаков нормативного правового
акта в современной правотворческой практике. //«Журнал Российского
права». 2004, № 2, с. 95-106.

Е.В. Грозина

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье проводится анализ общетеоретических понятий правового регулирования и правового режима, также рассматривается соотношение данных понятий, влияние на развитие законодательства.

Ключевые слова: правовое регулирование, правовой режим, правовая система.

THE LEGAL REGIME AND LEGAL REGULATION

The article analyzes the general theoretical concepts of legal regulation and legal regime, is also considered the relation of these concepts, the impact on the development of legislation.

Key words: legal regulation, the legal regime, the legal system.

Реформирование политической, социальной и других сфер жизни общества привели к тому, что необходимо более детально рассмотреть понятие правового регулирования. Средством данного рассмотрения может выступить понятие правового режима. Правовой режим может сочетать в себе юридические средства, которые адаптируются к конкретным ситуациям.

В юридической науке понятие правового регулирования является самостоятельной частью в разделе обшей теории права. Понятие правового режима является составной частью правового регулирования. Законодатель часто использует и понятие правового регулирования, и понятие правового режима. Необходимо выработать общетеоретические подходы к пониманию данных явлений.

Рассмотрим понятие правового регулирования. Это понятие неразрывно связано с осознанием роли права в жизни общества и государства, с применением возможностей воздействия права на развитие общественных отношений. Но иногда воздействие влечет негативное влияние нормативно-правовых актов, которое препятствует развитию социальных сфер. Данное понятие находится в непрерывной связи с возрастанием роли правовых приемов в решении важнейших вопросов современности, а именно с изменениями, происходящими в общественных отношениях . В этом аспекте необходимо провести краткий анализ понятия правового регулирования.

Известно, что многогранное употребление понятия правового регулирования всегда создает угрозу потери определенности его смысла. Понятие «регулирование» относится к «общим» понятиям с неопределенными признаками. Регулирование подвергается наиболее частому применению при описании самых разнообразных ситуаций. Для

того чтобы данное понятие работало с пользой, необходимо уточнить присущие ему признаки .

К признакам можно отнести то, что регулирование - особая категория, основательная, теоретически насыщенная, является разновидностью социального регулирования. Также данная категория отражается в движении, процессе реализации, при этом характерно не формальное фиксирование «должного», а заложенная в нем реализация в объективную реальность. Осуществляется при помощи целостной системы средств, обличенных в правовую материю.

Рассмотрим понятие правового режима. Данное понятие характеризует порядок регулирования, который выражен в комплексе юридических средств, содержит сочетание запретов, дозволений, позитивных обязываний и особую направленность. В правовой режим входят первичные элементы юридической материи, среди них есть технико-юридические конструкции. Это своеобразный комплекс правового инструмента, состоящий из юридических средств. Юридические средства проявляются в движении, через изменение общественных отношений. Например, до 1995 г. режим имущества, нажитого в браке, устанавливался императивной нормой. С введением в действие п. 1 ст. 256 ГК РФ «имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества», т. е. с изменением общественных отношений меняется соответствующий правовой режим. Правовой режим проявляется не во всех стадиях правового регулирования, а только тогда, когда возникает необходимость в реализации субъективных прав.

К тождеству понятий правового регулирования и правового режима относится, во-первых, то, что данные категории находятся в границах системы правового регулирования общественных отношений; во-вторых, представляют собой такие приемы защиты, которые смогут преодолеть имеющиеся пробелы в функционировании правовой системы .

Правовое регулирование и правовой режим направлены на сохранение общества и государства в непостоянных условиях развития общественных отношений. Регулирование должно обеспечить своевременное вмешательство в разрешение конфликтов, сохранить механизм реализации для эффективной работы правовой системы в целом.

Задачами регулирования является поддержание, восстановление равновесия правовой системы с объективной реальностью, устранение недостатков в функционировании системы, т. е. создание стабильности в ней. В целом регулирование определяет изменения правовой системы, но при этом не меняет ее качества, а затрагивает только лишь количественные показатели.

Основной задачей правового режима является повышение эффективности функционирования и приспособляемости к постоянно

меняющимся условиям в социальной сфере . При этом рамки и определенные параметры этих изменений задаются правом, как упорядоченной системой норм, установленных правил.

Необходимо отметить, что содержание понятия правового регулирования более объемное, чем понятие «правовой режим». И первое, и второе понятие - это формы организации, обладающие своеобразной спецификой. Правовое регулирование - ключевое, фундаментальное понятие в юридической науке и практической деятельности.

В познавательном плане правовое регулирование включает особые юридические средства и механизмы регулирования личностного поведения. Правовое регулирование может отразить динамику правовой объективной реальности, причем тогда, когда правовые юридические нормы воздействуют на общественные отношения . Механизм правового регулирования по присущим ему признакам и характеристикам схож с понятием «правовая система», т. е. отражает совокупность явлений. При отражении динамики правовой действительности в понятие правового регулирования не входят стадии механизма правового регулирования. Результаты действия права остаются за рамками стадий правового регулирования, в которых эффективно проявляется механизм данного регулирования. Получается, что механизм правового регулирования направлен на исполнение юридических установок.

В исследовательском плане правовое регулирование представляет собой область специфического и юридического воздействия на личность человека, группу людей с целью сформировать необходимое, социально желательное поведение. Правовое регулирование включает в себя процесс выбора, отражения правовых предписаний в практическую деятельность юридических приемов поведения .

В данном аспекте понятие правового регулирования связано с особым методологическим подходом к рассмотрению при помощи правовых средств и механизмов. В методологическом плане понятие правового режима, как и правового регулирования, объединяет два научных подхода: юридический и социологический. При этом практика ориентируется на выбор как специально-юридических средств, так и социальных, придавая поведению граждан правомерный характер . Таким образом обеспечивается стабильный порядок в социальной сфере. Правовое регулирование определяется специальным юридическим воздействием норм права на деятельность, поведение, действия (бездействия) людей и коллективов.

Получается, что правовая нормативная основа формируется в процессе правового регулирования. Рассмотрение признака нормативности, как основного признака права, указывает рамки и границы дозволенного поведения людей. Нормативность отражается в правовых нормах в обобщенном виде. Практика показывает, что слишком общие правовые нормы вызывают трудности в применении, а в некоторых случаях и

невозможность их реализации. В данном аспекте возникает необходимость обозначить границы, рамки и основу правового регулирования. Границами правового регулирования являются отношения, события, действия и обстоятельства, которые должны быть урегулированы нормативной базой, а также те отношения, которые имеют правовую защиту, но регулирование их с точки зрения правовых норм представляется не целесообразным . Рамки правового регулирования не исчерпывается теми видами общественных отношений, которые могут и должны быть урегулированы правом.

В границах правового регулирования имеется огромный пласт общественных отношений, реализация которых представляется весьма затруднительной. Иногда законодатель напрямую не указывает механизм правового регулирования общественных отношений, но при этом механизм защиты субъективных прав подразумевается.

Если возникает необходимость восстановления своих субъективных прав, гражданин может прибегнуть к реализации правовой защиты. Например, гражданин вправе предъявить негаторный иск, если собственник земельного участка препятствует проезду к его земельному участку. Напротив, если гражданин, осуществляя свое право, вытекающее из его правоспособности, злоупотребляет им (например, бесхозяйно содержит картину, представляющую большую художественную ценность), государственные органы могут скорректировать его поведение.

Возникает вопрос, почему к общественным отношениям, не входящим в рамки правовых норм, могут быть применены юридические меры воздействия? Применение юридических мер воздействия на субъекта, модели поведения будут обоснованными потому, что данные виды отношений охватываются сферой правового регулирования. Законодатель включил их в сферу правового регулирования в самом общем виде, не указав при этом конкретных прав и обязанностей, учитывая принципы права, так как допускает их существование в объективной реальности . Это, с одной стороны, а с другой стороны, основу правового регулирования составляют нормы права.

Правовые нормы являются средством правового регулирования, во-первых, они обозначают, очерчивают круг общественных отношений, на которые распространяется их действие, и субъектов этих отношений. Во-вторых, правовые нормы регламентируют действия, поведение людей и коллективов, устанавливая субъективные права и юридические обязанности. В-третьих, в них отражаются фактические обстоятельства, с наступлением (или при отсутствии таковых) которых связывается возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Наконец, правовые нормы отражают правовые средства, которые обеспечивают должное, возможное поведение людей, принудительные меры, применяемые в тех случаях, когда имеется неисполнение субъектом возложенных обязанностей. Законодатель, пользуясь

юридическими терминами, связывает правовой режим с объектом или субъектом-носителем («правовой режим земель», «правовой режим имущества»).

Вышесказанное дает возможность отметить, что категории правовой режим и правовое регулирование выражают важный, принципиальный подход к правовой действительности. Данный подход рассматривает новые направления.

Правовое регулирование - это процесс упорядочения, урегулирования общественных отношений правом (нормами права, другими юридическими средствами), позволяющий определить круг, границы правовой сферы, а конкретные, необходимые средства избирает уже режим, исходя из своего объекта, субъекта-носителя, среды. Правовое регулирование выражает возможность и способность отношений быть урегулированными. Правовой режим, в свою очередь, выступает конкретным, категоричным, лаконичным, избирательным в правовых средствах, так как это обусловлено определенной необходимостью, практической деятельностью, отражается в самой норме права и несет на себе бремя способности воплотить в жизнь. Это главное, решающее выражение правовой действительности, рассматриваемой в динамике, с активной стороны. Правовой режим представляет собой осуществляемое в особом порядке сочетание правовых средств, результативное, нормативно-организацион-ное упорядочение поведения, действия и деятельности субъектов в обществе.

Итак, правовое регулирование - это более широкое понятие, чем правовой режим. В свою очередь правовой режим - более высокая ступень развития самого правового регулирования, в этом их тесное, глубинное переплетение, взаимосвязь, взаимообусловленность и автономность, которую подчеркивает их внутренняя природа, дух, настрой. Такой подход, во-первых, раскрывает коренную определяющую черту права, его роль как регулятора складывающихся в обществе отношений. В связи с этим в науке выдвигается ряд проблем: эффективности права, его реальной результативности.

Вышеупомянутое, в свою очередь, должно выражать прикладное значение юридической науки для выработки и осуществления правовой политики, совершенствования законодательства. Можно отметить следующее: соответствие юридических норм характеру и уровню социального развития нашего государства затруднено, ибо современное российское законодательство иногда пытается внедрить западные модели, образцы регулирования.

Правовые нормы должны отражать развитие общественных отношений, чтобы быть эффективными и рациональными. При выполнении данного условия можно говорить о совершенном законодательстве, научно обоснованном, не имеющим противоречий, где

дается адекватная юридическая правовая оценка регулируемым общественным отношениям. Также предлагается наиболее оптимальная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права. Чем качественнее, совершеннее законодательство, тем эффективнее будут достигаться цели при издании правовых норм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПИСКИ

1. Головкин Р.Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.

2. Попков В.В. Правовой режим экологической экспертизы: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. Т. 1. М.: НОРМА,

4. Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 2007.

5. Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. М., 2004.

6. Головкин Р.Б. Указ соч.

7. Кремянский В.И. Некоторые вопросы развития управления // Синтез управления. М., 2006

8. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права / 3-е изд. М.: ИНФРА,

9. Гойман В.И. Действие права: (методологический анализ): дис. ... д-ра юрид. наук, М., 1992.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Понятие правового режима

правовой режим общественный регулирование

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим -- это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.-- С. С. Алексеев

Правовой режим -- одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями -- А. В. Малько

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

Имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

Создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

По предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

По их юридической природе - материальный и процессуальный;

По субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

По функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

По формам выражения - законный и договорный;

По уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

По сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    курсовая работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные иб разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «…правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».

Другие ученые выделяли стимулирующие и ограничивающие режимы: «В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй - нацелен на их комплексное сдерживание».

Рассмотрев стимулирующие и ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. П. Режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.». В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.

В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права: а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания; б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны». Ученые справедливо замечали, что «своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом» . Качественные характеристики правовых режимов отдельной отрасли права определяются ее предметом, методом, функциями и задачами. Правовой режим позволяет выявить особенности юридического регулирования определенной сферы отношений, специфику правовых средств.

В публичных отраслях права режимы носят специфический характер в силу доминирования таких способов правового регулирования, как предписания и запреты.

В публичных отраслях выделяют правовой режим чрезвычайного положения, исполнительного производства, режим секретности, режим свободных экономических зон, таможенный режим, правовой режим государственных внебюджетных фондов, налоговый режим и другие. Виды режимов, например, валютные режимы, можно расклассифицировать на подвиды - «режим государственной валютной монополии, т.е. Исключительное право государства на совершение всех валютных сделок.., режим валютного государственного регулирования.., режим свободно конвертируемой валюты».

В комплексных отраслях, например, в предпринимательском праве, основаниями классификации правовых режимов предпринимательства могут быть сферы деятельности (правовой режим строительства), субъектный критерий (правовой режим деятельности юридических лиц) и др. Особые (специальные) режимы предусмотрены в отношении конкретных субъектов предпринимательства.

В гражданском праве правовые режимы используется применительно к конкретным объектам гражданского права. Так, например, профессор И.В. Ершова рассматривает правовой режим имущества как «совокупность требований, которые предъявляются к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности, выбытии. Правовой режим отдельных видов имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом в ходе хозяйствования. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета данного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др.». Основными элементами правового режима имущества являются: целевое назначение и разрешенное использование; оборотоспособность; права и обязанности собственников и пользователей имущества; охрана и учет имущества.

А.В. Тихомиров, исследовав режимы различных видов имущества и имущественных прав учреждения, выделял режим сметной предписанности и режим распорядительной самостоятельности.

Ученый писал: «Право учреждения на имущество как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности определяется режимом этого имущества. Режим имущества учреждения означает режим сохранности поступающего от собственника имущества, какую допускает его употребление в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Такой режим имущества может рассматриваться как режим сметной предписанности». В отношении «режима распорядительной самостоятельности» А.В. Тихомиров указывал: «Право учреждения на имущество как право на хозяйствование с имуществом собственника является правом на хозяйствование с приращенным имуществом, поступающим в собственность публичного субъекта-учредителя. Режим имущества в условиях хозяйствования на его основе определяется эффективностью распоряжения учреждением имуществом в обороте и может рассматриваться как режим распорядительной самостоятельности».

Несмотря на существующее многообразие правовых режимов, всем им свойственны общие признаки: «1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права». Безусловно, правовой режим - это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами». Основное практическое значение и социальная ценность правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов. Можно говорить об относительной статике и динамике института правовых режимов, который сочетает в себе определенное постоянство с развитием, изменением и адаптированием к меняющимся условиям. В виду необходимости совершенствования правового регулирования различных видов общественных отношений, тема правовых режимов постоянно будет требовать к себе пристального внимания ученых и практиков.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook