Отдельный договор на водоснабжение не нужен. Инструкция по составлению типового договора холодного водоснабжения и водоотведения Есть ли возможность отказаться от заключения договора на прием сточных вод

В современном мире поставка любых природных ресурсов собственникам помещений контролируется РСО. Транспортировка ресурсов и их оплата, в том числе за использование холодной воды и водоотведения, происходит только в рамках договора. Ниже мы рассмотрим все нюансы составления типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного между поставщиками и управляющими организациями или физическими лицами.

Поставка водопроводно-канализационных ресурсов осуществляется соответствующей организацией. Как правило, этим занимается водоканал. Но органами местного самоуправления может быть определена и другая гарантирующая организация. Тогда типовой договор необходимо заключать с ней.

Согласно Постановлению Правительства РФ 644 от 2013 года «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» заключение вышеуказанного договора является обязательным. А Постановлением №645 от 2013 г. утверждена типовая форма соглашения.

Как составить договор на ХВС и водоотведение

При составлении данного документа существует ряд нюансов, которые следует учесть абонентам. Рассмотрим необходимые требования к типовой форме, утверждённой законодательством, а также предлагаем ознакомиться и скачать образец.

Заключение единого типового договора является строго обязательным, использование ресурсов вне договора считается самовольным и может повлечь за собой немало проблем, как для абонента, так и для РСО.

Причинами, побуждающими к заключению, могут послужить:

  • заявка от абонента, подписанная им самим или уполномоченным лицом;
  • предложение от организации водопроводно-канализационного хозяйства либо от гарантирующей организации.

Заявка от абонента должна быть рассмотрена поставщиком ресурсов в течение 20 календарных дней со дня её регистрации.

Обязательными составляющими частями единого договора являются:

  1. Начальная часть формы, в которой должны быть указаны:
  • дата подписания документа,
  • место заключения,
  • наименование организаций, представляющих стороны (для физических лиц – ФИО),
  • наименование документа, на основании которого действуют стороны (для физических лиц – паспортные данные, для юридических – устав, положение);
  1. Предмет договора;
  2. Сроки и режим подачи ресурсов;
  3. Тарифы и порядок оплаты;
  4. Права и обязанности сторон;
  5. Порядок учёта потребляемых ресурсов;
  6. Порядок предоставления доступа РСО к приборам учёта;
  7. Контроль качества ХВС и сточных вод;
  8. Условия прекращения или ограничения пользования ресурсами;
  9. Порядок урегулирования разногласий;
  10. Ответственности сторон;
  11. Срок действия договора;
  12. Некоторые приложения к договору, например, акт о разграничении эксплуатационной ответственности.

Скачать полную форму единого типового договора Вы можете на нашем информационном ресурсе.

Кто может заключать договор на водоснабжение и водоотведение

Данный вид договора может быть заключен с физическим и юридическим лицом напрямую, являющимися собственниками жилых и нежилых помещений. А также с управляющей организацией, если данное решение было принято собственниками.

Физическим лицом является любой гражданин, собственник недвижимости, при этом в заявке на договор указываются его фамилия, имя, отчество, паспортные данные, либо данные любого другого документа, удостоверяющего личность. Юридические лица, являющиеся абонентами, указывают в заявке полное наименование, ЕГРН, ИНН, дату внесения записи в ЕГРЮЛ, почтовый адрес, банковские реквизиты и документы, дающие право лицу подписывать договор. Индивидуальные предприниматели указывают ОГРН записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства, почтовый адрес, ИНН, банковские реквизиты.

При всём при этом, юридическим лицом может выступать, как организация, потребляющая ресурс непосредственно и имеющая в собственности жилое/нежилое помещение, так и ТСЖ, ЖСК, УК. Управляющие организации выступают в качестве посредника между собственниками помещений (физическими и юридическими лицами) и РСО, представляют их интересы.

Абоненты, являющиеся собственниками нежилых помещений, обязаны подписывать указанный вид договора непосредственно. Осуществляется эта процедура следующим образом:

  • управляющая организация направляет в РСО сведения о нежилых помещениях;
  • УО уведомляет об этом собственников нежилых помещений;
  • лица, имеющие в собственности нежилые помещения, заключают прямой договор с РСО.

Список документов, необходимых для заключения договора

Прежде, чем заключить договор, необходимо подать заявку и подготовить необходимый пакет документов, который включает в себя следующий перечень (все документы предоставляются в нескольких экземплярах, копиях):

  • документы, отражающие право деятельности организации, осуществляющей управление МКД (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие право уполномоченному лицу выступать от имени управляющей организации);
  • лицензия, разрешающая вести предпринимательскую деятельность в виде управления МКД;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления;
  • устав управляющей компании, ТСЖ, ТСН;
  • документы, подтверждающие факт установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета (при их наличии);
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором отражено принятие решения осуществлять оплату за все или отдельно выбранные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (при принятии такого решения);
  • документы, которые подтверждают подключение МКД к центральным магистралям холодного водоснабжения и водоотведения;
  • документы, предоставляющие информацию о размере площади всех помещений в МКД, имеющих статус жилых и нежилых;
  • документы, предоставляющие информацию о площади помещений, относящихся к общедомовому имуществу;
  • прочие документы, наличие которых предусмотрено региональным законодательством.

Следующим этапом является подготовка заявки (оферты) в РСО. Сделать это необходимо не позднее 7 дней с момента вступления в силу договора об управлении МКД, но не ранее, чем за 10 рабочих дней со дня принятия собственниками помещений решения о выборе управляющей организации.

После подачи заявки ожидайте ответа от ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней с момента регистрации заявки. В свою очередь, РСО должна предоставить письменное согласие или отказ от заключения договора по причинам, определённым законодательством.

Если в заявке недостаёт какого-либо документа или сведений, либо содержится ошибка, недостающую и исправленную информацию нужно направить в РСО в течение 30 дней со дня регистрации поданных документов. В противном случае, ресурсоснабжающая организация имеет право прекратить рассмотрение заявки и вернуть документы.

Кроме того, следует иметь ввиду, что управляющая организация не в праве отказаться от заключения договора.

Создание комфортных для жизнедеятельности людей условий невозможно без обеспечения квартир, частных домов и других помещений горячей водой. Использование централизованной системы горячего водоснабжения подразумевает договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.

При подписании контракта с абонентом за образец следует принимать типовой договор на теплоснабжение и горячее водоснабжение, форма которого была утверждена Правительством РФ.

Что такое ГВС

В квитанции для оплаты коммунальных услуг присутствует графа «ГВС». Эту аббревиатуру следует расшифровывать, как горячее водоснабжение. Оно необходимо для обеспечения потребителей горячей водой с приемлемыми температурными параметрами. Но оплата производится не непосредственно за воду, а за тепловую энергию, затраченную на ее подогрев.

Плательщиками являются абоненты, пользующиеся центральной системой отопления.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг» температура горячей воды должна поддерживаться в пределах +60…+75 градусов. Допускаются отклонения до 5 градусов в период с 00 до 05 часов и до 3 градусов в остальное время.

Такие значения температурного режима определены санитарными нормами, они, с одной стороны, не позволяют размножаться бактериям, с другой — исключен риск получения человеком ожогов.

Важно! Если вода, подаваемая пользователю, имеет температуру, отличающуюся от утвержденной правилами, он может обратиться в управляющую компанию, выполнить замеры и при подтверждении претензии произвести перерасчет, оплатив горячую воду по стоимости холодной.

Также потребителям необходимо оплачивать ГВС на общедомовые нужды, которое необходимо для:

  • ремонтных и технических мероприятий;
  • отопления мест общего пользования;
  • опрессовку отопительной системы (что требует инструкция по эксплуатации).

Согласно постановлению Правительства №406, потребители должны производить оплату по двухкомпонентному тарифу, в который входят холодная вода и тепловая энергия для ГВС. Во втором случае производится учет: тарифа ГВС, расходов на обслуживание системы, тепловых потерь в контуре, расходов на передачу теплоносителя.

Цифры, которые указываются в квитанции для конечного потребителя, получаются в результате перемножения потребленного количества воды (фиксирующегося счетчиком), удельного расхода тепловой энергии и тарифа.

Предлагается посмотреть видео в этой статье.

Законодательные акты, регламентирующие вопросы водоснабжения

Название документа Что регламентирует
ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении» с поправками. Оказание населению и организациям услуг по подаче воды и её отведению, утверждение качественных нормативов воды, определение полномочий органов власти.
  • ФЗ 52 «О санитарном благополучии населения».
  • ФЗ 184 «О техническом урегулировании».
  • ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении».
Качество подаваемой воды.
Постановление 644 об установлении правил водоснабжения и водоотведения.

ФЗ 210 «Организация предоставления муниципальных услуг».

Правовые вопросы взаимоотношений подающих и эксплуатирующих организаций.
ФЗ «О теплоснабжении» с изменениями. Правовые основы функционирования систем теплоснабжения.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2018 года)». Полномочия по водоснабжению.

Важные нюансы, учитываемые при заключении договора ГВС

Контракт с потребителем заключается при:

  • присоединении к сети нового объекта;
  • изменении владельца объекта;
  • выборе новой управляющей компании;
  • изменении типовой формы договора.

При заключении договора устанавливается объем поставки воды, режим подачи, в трубопроводе и точках присоединения. Определяются также качественные характеристики жидкости, ее температура, порядок проведения контроля за состоянием воды, способы учета потребленного количества и его оплаты. Указываются условия, приводящие к ограничению подачи воды или полному ее прекращению.

В контракте производится разграничение трубопроводной сети между потребителем и организацией, подающей воду, которое определяет границы распространения эксплуатационной ответственности. Раздел границ обязательно должен оформляться соответствующим актом, являющимся приложением к договору.

Отдельно определяются меры, принимаемые в отношении сторон при нарушении ими обязательств по контракту и способ урегулирования претензий.

Важно! На абонента, нарушившего условия по оплате за потребленную воду, накладывается пеня. Размер этих штрафных санкций определяется равным 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка, действующей на дату проведения расчетов по задолженности. Организации, приобретающие воду с целью оказания услуг, обязаны выплатить пеню, исходя из 1/300 ставки рефинансирования.

В случае самовольного подключения организаций или частных лиц к системе центрального водоснабжения, они обязаны возместить убытки организации, владеющей сетью и выплатить штраф. При этом собственник сети вправе отказаться осуществить с провинившейся стороной заключение договора: горячее водоснабжение ему подключено не будет.

Что нужно для заключения договора ГВС

Потребитель, желающий заключить контракт на горячее водоснабжение, должен направить в организацию, отвечающую за ГВС, заявку и предоставить необходимый пакет документов.

Оформление заявки

В поданной заявке должно быть указание:

  • Реквизитов потребителя.

От организаций и ИП требуются следующие данные: полное наименование, место регистрации, регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ и дата внесения в реестр. При заключении договора с физическим лицом в заявке необходимо указать ФИО и паспортные данные.

  • Контактных данных (номеров телефона, адресов электронной почты).
  • Адреса объекта, в отношении которого заключается договор.
  • Планируемого объема годового потребления горячей воды, температурного режима, подключенных нагрузок, подтвержденных документально, срока, на который договор заключается.

Заявку должен подписать абонент или лицо, действующее от его имени, необходимо поставить дату. Срок рассмотрения заявки в организации, которая осуществляет , определен в 20 дней с момента ее принятия.

Документы, требующиеся при заключении договора

К поданной заявке необходимо приложить пакет документов, состоящий из:

  • копий учредительных документов;
  • копий документов, которые подтверждают права владения или пользования объектом абонента;
  • доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия лица, действующего от имени абонента;
  • копий документов на установленные своими руками приборы учета, и актов их ввода в эксплуатацию.

Типовой договор ГВС, основные пункты

Правительством издано постановление № 643, которое утверждает типовые договоры:

  • транспортировки горячей воды;
  • на подключение к централизованной системе ГВС.

Договор водоснабжения относится к публичным документам.

Рассмотрим его основные положения:

  1. В первом пункте договора горячего водоснабжения требуется определить его предмет.

  1. Устанавливаются режимы потребления горячей воды.

  1. Производится определение порядка оплаты ГВС, тарифов, методики сверки взаиморасчетов.

  1. Осуществляется определение обязанностей абонента и организации, ответственной за ГВС, а также устанавливаются их права.



  1. Устанавливается порядок проведения учета потребленной горячей воды.

  1. Определяется технология проведения проверок и обслуживания сетей ГВС, приборов учета.

  1. Устанавливается порядок осуществления контроля качества подаваемой потребителю воды.

  1. Определяется процедура приостановления или ограничения подачи горячей воды.

  1. В договоре устанавливается ответственность обеих сторон в случае нарушения ими условий контракта.

  1. Закрепляется порядок действий сторон для урегулирования разногласий, связанных с выполнением ими условий договора.

  1. Устанавливается срок действия контракта и условия его продления.

  1. В договоре указываются прочие условия, если они есть.

  1. Заключительным пунктом договора является указание данных обеих сторон.

К договору прикладываются приложения, на которые в тексте документа имеются ссылки.


Взяв за основу утвержденный Правительством РФ типовой договор, производится заключение контракта между ресурсоснабжающей организацией и конечным потребителем (пример представлен на фото).


Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией

С апреля 2018 года были введены в действие поправки в ЖК, которые позволяют владельцам помещений в многоквартирных домах самостоятельно заключать договоры на предоставление коммунальных услуг. В их число входят ХВС, ГВС, водоотведение, электро-, газо- и теплоснабжение, осуществляемые ресурсоснабжающими компаниями (РСО).

При заключении прямых контрактов именно РСО становится исполнителем услуг коммунального характера. Она принимает на себя обязательства по представлению абонентам квитанций на оплату.

В данном случае управляющая компания, продолжающая предъявлять потребителям квитанции за коммунальные услуги, нарушает закон и может быть наказана наложением штрафных санкций в пользу абонентов.

Передача показаний приборов учета в РСО, необходимых для определения платы за потребленную воду, должна производиться лицами, которые осуществляют управление многоквартирными домами.

Заключение прямых контрактов с РСО не освобождает владельцев помещений в доме от необходимости производить оплату содержания общего имущества. Счет на оплату общедомовых нужд выставляется лицу, управляющему МКД, а он, в свою очередь, выставляет этот платеж всем владельцам помещений в качестве оплаты за содержание жилья.

Типовой договор на горячее водоснабжение утвержден Правительством РФ. Все контракты по передаче воды абонентам посредством присоединенной водопроводной сети заключаются в соответствии с ним.

Заключение договора на холодное водоснабжение с собственниками, проживающими в частном секторе. Дело в том, что ранее, в заключенных договорах у нас не отражены ниже перечисленные подпункты п.19 Правил №354 и проверяющая организация привлекла нас к административной ответственности. В соответствии с подпунктами е, з, м, н, о, п, р пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, с измен. от 16.04.2013г. №344 (далее Правила), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг); з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приёма показаний приборов учета; м) адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг; н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; о) права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя; п) основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг; р) основания и порядок изменения и расторжения договора; В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении (с изменениями на 23 июля 2013 года)», договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (Глава 3). Типовые договоры, утвержденные постановлением Правительство РФ от 29.07.2013г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», действуют с 14.08.2013г. Проверяющая организация не обращает внимание на дату вступления в действие утвержденных типовых договоров, а ссылается на дату вступления в действие Правил №354, т. е. на 01.09.2012г. и считает, что с 01.09.2012г. мы должны были заключать договора в соответствии с требованиями п.19 Правил №354. Вопрос: 1) Правомерно ли привлечение Организации ВКХ к административной ответственности в связи с не включением вышеуказанных подпунктов в договора, которые заключены до 14.08.2013г. 2) Обязана ли Организация ВКХ перезаключить с собственниками, проживающими в частном секторе, договора по утвержденной типовой форме (договора были заключены до 14.08.2013г.) или возможно дополнить в существующие договора подпункты п.19 Правил №354, а с новыми потребителями заключать уже договора по утвержденной типовой форме. 3) Если заключать договора по типовой форме, как возможно определить для собственников, проживающих в частном секторе, гарантированный объем подачи воды, в т.ч. на нужды пожаротушения и установить лимиты водопотребления (см. п.1.3 и 1.7. типовой формы). 4) Можно ли не заключать с собственниками, проживающими в частном секторе, договора по утвержденной типовой форме, а разработать свою форму с учетом требований п.19 Правил №354. 5) Жилые дома в частном секторе не подключены к централизованной системе канализации (имеется шамбо). Какую форму договора водоотведения необходимо заключать (может только на оказание услуг по откачке и транспортировки».

Ответ

Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — правила, правила № 354). Данные правила вступают в силу с 01.09.2012 г. (по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления). Правила , утвержденные настоящим постановлением применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил .

Таким образом, с 01.09.2012 г. в договоры, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должны включаться условия, установленные п.19 данных правил. Заключение договоров с нарушением данного требования может являться основанием для привлечения организации к ответственности.

"Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения

1. По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также — договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

2. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации , если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

3. Договор водоснабжения является публичным договором.

4. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года . — См. предыдущую редакцию)

5. Существенными условиями договора водоснабжения являются:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ . — См. предыдущую редакцию)

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

7. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

8. Договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации*".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Кем считается управляющая компания, владеющая водной скважиной, — водопользователем или ресурсоснабжающей организацией? Должна ли она утверждать тарифы на воду в органах местного самоуправления или вправе самостоятельно устанавливать их в соответствии с тарифами, действующими в муниципальном образовании? Надо ли заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение с владельцами домов при наличии договора на коммунальное обслуживание

Водопользователь или ресурсоснабжающая организация?

Ответ на этот вопрос зависит от правоотношений, в которых участвует управляющая компания.

Водопользователь — это физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ). Такое право предоставляется федеральными органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от вида собственности на водный объект.

В целях водоснабжения право пользования поверхностными водными объектами возникает на основании договора водопользования, а подземными - на основании лицензии на пользование недрами (ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»).Понятие ресурсоснабжающей организации используется в отношениях, связанных с предоставлением коммунальных услуг, регулируемых Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).

Ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или индивидуальный предприниматель, которые продают коммунальные ресурсы (в том числе водоснабжение) потребителям, использующим их для личных и хозяйственно-бытовых нужд, то есть владельцам и арендаторам жилых домов (п. 3 Правил).

Итак, управляющая компания, владеющая скважиной, может быть и водопользователем - в отношениях с госорганами по использованию водного объекта, и ресурсоснабжающей организацией - в отношениях по водоснабжению потребителей коммунальных услуг (владельцев домов).

Кто утверждает тарифы

Размер платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ (п. 15 Правил). Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса (включая водоснабжение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Тарифы и надбавки органы местного самоуправления устанавливают в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В силу ст. 8 данного закона тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, в том числе на основании анализа динамики ее предыдущей деятельности и деятельности аналогичных организаций, а также исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов.

Порядок установления тарифов определен в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности данных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. Для установления тарифов на товары и услуги (в том числе на водоснабжение) организация коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган местного самоуправления пакет документов, указанных в п. 3 Правил регулирования тарифов, отдельно по каждому виду деятельности, включающему производство и реализацию товаров и услуг. По результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок к ним орган местного самоуправления выносит решение.

В рассматриваемом случае управляющая компания при расчетах за водоснабжение с владельцами домов использует тарифы, утвержденные для нее органами местного самоуправления.

Отдельный договор

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, в частности о предмете договора, а также по условиям, названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для такого договора. На это указано в ст. 432 ГК РФ.

Перечень существенных условий для договора водоснабжения и водоотведения определен в главе 30 ГК РФ и п. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167.

Гражданское законодательство разрешает заключать договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям, возникающим из такого договора, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Ели договор на коммунальное обслуживание содержит существенные условия, установленные для договора на водоснабжение и водоотведение, заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение не нужно.

Справка

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Организация является абонентом по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения и владеет на праве собственности водопроводными и канализационными сетями, к которым подключены объекты капитального строительства других абонентов.
Вправе ли организация взимать плату за пользование этими сетями (транспортировку воды и сточных вод)? Является ли цена за пользование сетями в этом случае регулируемой, что повлечет за собой установление определенного тарифа для организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство допускает возможность взимания собственником водопроводных и канализационных сетей платы за их использование сторонними абонентами, но только после установления для собственника сетей тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов.

Обоснование позиции:
По общему правилу, закрепленному ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в силу того же пункта в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ВАС РФ сформирована правовая позиция, согласно которой в случаях, когда цена на товары, работы, услуги подлежит государственному регулированию, хозяйствующий субъект не наделен правом самостоятельно устанавливать цену, а в отсутствие установленных тарифов взимать ее, в том числе в форме неосновательного обогащения ( Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 13881/11, ВАС РФ от 24.01.2014 N ВАС-15725/13).
Согласно Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Для целей применения данного Закона под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей ( Закона N 416-ФЗ).
Закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. К регулируемым в том числе отнесены виды деятельности по транспортировке воды и сточных вод, по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а также тарифы на соответствующие транспортировку и подключение (смотрите также п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
Из приведенных норм следует, что указанные виды деятельности подлежат государственному регулированию и, соответственно, взимание платы за услуги по подключению к водопроводным (канализационным) сетям, равно как и услуги по транспортировке воды (сточных вод), возможно только по установленным в предусмотренном порядке тарифам.
В соответствии с Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, N 416-ФЗ прямо допускает возможность взимания собственником водопроводных и (или) канализационных сетей платы за их использование в целях транспортировки воды (сточных вод) подключенным к его сетям абонентам, но только после установления для указанного собственника тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 N 09АП-4610/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 N 08АП-4912/15, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Хакасия от 19.03.2015 по делу N 33-657/2015, решение УФАС по Ставропольскому краю от 20.08.2015 N 42).

К сведению:
N 416-ФЗ, равно как и иными законами, не урегулирован вопрос о том, в рамках какого договора может осуществляться возмещение затрат на эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей их собственнику. При этом, как установлено и ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор). На практике отношения между собственником водопроводных и (или) канализационных сетей и подключенными к его сетям другими абонентами, направленные на возмещение собственнику затрат на эксплуатацию сетей, оформляются по-разному. В частности, они облекаются в форму договоров на оказание услуг по транспортировке воды (сточных вод), договоров на возмещение затрат на техническое обслуживание или иных соглашений.
Также обращаем внимание, что при определенных условиях организация, не осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение в качестве основного вида деятельности, но оказывающая отдельные услуги в данной сфере, может признаваться субъектом естественной монополии в границах принадлежащих ей сетей. Это, в свою очередь, влечет для организации обязанности в соответствии с законодательством о защите конкуренции (смотрите, к примеру, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 N 07АП-5508/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook