Индивидуальные субъекты финансового права. Индивидуальные субъекты финансового права Объекты и субъекты финансовых правоотношений
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства . Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают индивидуальными субъектами финансового права главным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или дарение, взносов в некоторые государственные социальные внебюджетные фонды и т.д.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозначены в законодательстве через категорию «физические лица». Например, законодатель, определяя субъектов налогового права - налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие «физические лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам - индивидуальным субъектам финансового права относятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской.
Кроме того, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностью). Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле 1 , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы , т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания .
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством .
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности . Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Юридическая обязанность есть «родимое пятно» финансового права.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности .
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную .
Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности .
Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста .
Возникает вопрос: с какого возраста физическое лицо приобретает финансовую , а точнее, налоговую дееспособность ? Другими словами, с какого возраста физическое лицо может быть субъектом финансового (налогового) правоотношения и, соответственно, нести ответственность за нарушения налогового законодательства?
В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен . В частности, в НК РФ не дано понятия налоговой правоспособности и дееспособности физического лица. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица - 16 лет . Представляется, что такое решение законодателем вопроса о налоговой правоспособности физического лица не согласовано с гражданским, трудовым законодательством и будет порождать на практике затруднительные ситуации.
Итак, возраст возникновения финансовой (налоговой) дееспособности физического лица должен определяться однозначно - 14 лет . Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать, возраст физического лица, с которого она возникает. Соответственно, налоговая деликтоспособность физического лица также должна устанавливаться с 14 лет .
Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетными учреждениями, являются коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях возвратности и возмездности. А в соответствии со ст. 77 БК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коллективными субъектами финансового права, так как способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях как возмездных, так и безвозмездных.
В соответствии со ст. 297 ГК РФ, а также с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., казенные предприятия следует считать субъектами финансового права в отношений обязанности направления свободного остатка прибыли в доход федерального бюджета.
Коллективным субъектом финансового права является также государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения в отношении обязанности по перечислению в бюджет доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Эта обязанность предприятия производна от права собственности на получение части прибыли предприятия, зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике возникает главным образом у некоторых федеральных государственных унитарных предприятий. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Вопросы федеральных государственных унитарных предприятий, государственных компаний «Росвооружение» и «Промэкспорт» от 01.01.01 г. были утверждены уставы соответствующих предприятий. В них предусмотрено, что предприятие перечисляет в федеральный бюджет доли прибыли в размерах (процентах), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.
Организации являются субъектами финансового права и в отношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также производных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ.
Организации являются коллективными субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов следующие: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств , выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Кроме того, коллективными субъектами финансового права Должны признаваться организации, в обязанность которых входит представление в налоговые органы информации, необходимой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций. Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны:
1) органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
2) органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо по месту рождения и смерти;
3) органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения ;
4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
5) органы, уполномоченные совершать нотариальные действия в отношении нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения ;
6) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.
В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя . Кроме того, банки являются коллективными субъектами финансового права и в отношении обязанностей по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению налогового органа. Эти обязанности банков установлены в ст. 60 и 76 НК РФ.
§ 5. Индивидуальные субъекты финансового права
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права , а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.
К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11 НК РФ).
Финансовая правосубъектностъ физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле, т. е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т. е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляются в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.
В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.
Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».
Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость , налога с продаж и т. д.
Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога.
Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и единовременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.
Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 01.01.01 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъектами финансового права в отношении обязанности сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т. е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т. е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.
Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.
Глава 5
ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ
§ 1. Понятие финансового правоотношения
и его субъекты
Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.
Финансовое правоотношение - разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.
Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Имеется в виду следующее.
1) Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований,
2) Финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т. д., а также интересов самого государства.
3) Финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. отмечал, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т. д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т. д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме сложившейся экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая в него те нормативы, которые в той или иной мере сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а, следовательно, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, можно утверждать, что все они в сущности являются отношениями экономическими.
4) Одной из характерных черт финансового правоотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотношений Денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем - от последних к различным субъектам. Однако, подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, надо помнить, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материальные. К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов распоряжение других. К организационным, или процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств , не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо организационные отношения имеют конечной целью движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.
5) Финансовое правоотношение в сущности является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда - исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ); б) муниципальное образование; в) уполномоченный государством орган. Все эти субъекты способны давать властные предписания.
В науке финансового права признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традиционно характеризуется как властно-имущественное.
Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Последнее нередко возникает в сфере финансовой деятельности государства и носит имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.
Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер, например, отношения в связи с наложением и взысканием административных штрафов . В таком случае главным критерием отграничения административно-правового отношения от финансово-правового служит тот факт, что первое возникает в сфере деятельности исполнительных органов власти, а второе - в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
С учетом отмеченного, квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотношения, являются следующие три признака (в комплексе): а) возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности государства или муниципальных образований; б) властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношения обязательно является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование; в) имущественный характер.
Таким образом, финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.
Важнейшим элементом финансового правоотношения являются его субъекты , т. е. лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.
В большинстве случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения в одном лице не совпадают. Это имеет место главным образом тогда, когда в финансовое правоотношение вступает государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами финансового права, при вступлении в конкретное Финансовое правоотношение выступают 0сУдарственного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они обладают финансовой правосубъектностыо, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.
Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или ее субъекта, не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ. К примеру, как уже отмечалось, Российская Федерация в целом, являясь субъектом финансового права, выступает в отношениях по поводу государственного кредита . Однако нести ответственность по долговым обязательства Российской Федерации способно не Правительство РФ, а Российская Федерация в целом, что прямо следует из смысла п. 2 ст. 97 БК РФ. Точно так же ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет РФ, на которые непосредственно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают, которые являются держателями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ. Поэтому ни в коем случае нельзя конструировать финансовое правоотношение Российской Федерации, а также субъекта РФ с другими субъектами путем привязывания этих отношений только к органу государства как субъекту. На это обстоятельство совершенно справедливо обращалось внимание при исследовании хозяйственно-правовых отношений с участием государства. С учетом сказанного, в тех случаях, когда субъектом финансового права является Российская Федерация или ее субъект, реальным субъектом конкретного финансового правоотношения является Российская Федерация или субъект РФ ного органа. Указание только на тот государственный орган как субъект финансового правоотношения, ет в финансовом правоотношении Российская Федерация или субъект РФ, не отражает всего механизма юридической связи этих лиц.
§ 2. Объекты финансового правоотношения
Вопрос о субъектах финансового правоотношения связан с вопросом об объекте финансового правоотношения. В этом проявляются философская взаимосвязь категорий «субъект» и «объект».
Вопрос об объекте правоотношения в теории права долгое время являлся одним из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. Сегодня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на объект правоотношения более или менее определились.
В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей. Согласно второй позиции, главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения - и. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и, хотя он и не признавал понятие «объект правоотношения». под объектом правоотношения понимает «... те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения».
считает, что круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного. Однако он отмечает, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).
Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т. е. интересы микроуровня, и, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через, интерес управомоченного лица. В частности, в финансовом правоотношении зачастую трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной. Как известно, одной из сторон финансового правоотношения является всегда государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии (). Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно есть и его обязанность. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица. Вместе с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены, нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны. Примером может являться финансовое правоотношение по уплате госпошлины. Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например в связи с подачей искового заявления в суд: государство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкретное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны, т. е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим, если объектом иного правоотношения считать госпошлину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.
Итак, под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.
Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т. е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются (). В связи с этим, все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты - те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся: а) налоги; б) сборы; в) бюджетные ассигнования; г) субсидии; д) бюджетные кредиты; е) бюджетные ссуды; ж) дотации; з) субвенции; и) свободный остаток прибыли казенных предприятий;
К) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т. д.
К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль, деятельность поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т. д.
Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований; б) законы (постановления), плановые акты и их проекты.
В финансовые ресурсы государства как объекты финансовых правоотношений включаются все вышеперечисленные отделимые объекты финансовых правоотношений за исключением проектов бюджетов и самих бюджетов как законов (постановлений) и плановых актов. Последние включены во вторую группу.
§ 3. Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения. В финансовых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, взаимосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т. е. возможности и пределы активности субъектов финансового
правоотношения.
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному, ибо регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой.
Основная масса финансовых правоотношений являются регулятивными, поскольку главная задача финансово-правового регулирования - непосредственное упорядочение, закрепление Я развитие финансовых отношений с участием государства. Однако охранительным правоотношениям также принадлежит весьма существенная роль в финансово-правовом регулировании, так как задача непосредственного упорядочения финансовых правоотношений не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного принуждения .
Содержание регулятивного финансового правоотношение значительной мере определяется типом правоотношения. В связи с этим регулятивные финансовые правоотношения могут быть подразделены на отношения активного и пассивного типов. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомачивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве.
Основная масса регулятивных финансовых правоотношений - это правоотношения активного типа, что не случайно, и обусловлено спецификой метода финансово-правового регулирования, опирающегося в основном на позитивные связывания. Соответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обязанного субъекта.
1. К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; по бюджетному финансированию ; межбюджетные отношения и др. Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта.
Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях активного типа - это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном финансово-правовом акте. Соответственно, такая обязанность возникает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при наличии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт , предусматривающий эту обязанность. Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной финансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменением или принятием нового правового акта. Примером может являться НК РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отношению к ранее существовавшим. Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулирования, а именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении налогового кредита, а также инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным органом заключается договор. Однако в любом случае обязанность субъектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой. Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представляет собой главным образом индивидуализацию требований, содержащихся в законе, с очень небольшой возможностью правовой инициативы.
Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуальный правовой акт) в большинстве случаев она является сложной, т. е. состоит из ряда обязанностей. Так, обязанность налогоплательщика по возврату налогового кредита включает в себя: обязанность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов .
В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные государством органы, а также прочие государственные органы.
В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают МНС России и его территориальные органы, а также ГТК России. Именно эти органы обладают правом требования уплаты налогов и сборов.
В научной юридической литературе подчеркивалось, что для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т. е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государству», т. е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним. В связи с этим вышеуказанные субъективные права требования названных государственных органов могут быть условно названы «правами-обязанностями».
Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюджетных правоотношениях, ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица. Однако в этих отношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федерация в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств. Но в соответствии с ежегодно принимаемым законом об областном, краевом, республиканском бюджете субъектов РФ на предстоящий финансовый год последние обязаны выделять суммы из бюджета муниципальным образованиям. Соответственно муниципальные образования имеют субъективное право требовать выделения этих средств. Следовательно, субъективным правом требования в бюджетно-распределительных финансовых правоотношениях обладают субъекты РФ и муниципальные образования. Для названных субъектов эти права являются одновременно и обязанностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.
Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-правовым отношениям по поводу государственных расходов . Согласно закону о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета является Российская Федерация. Соответственно, в этих финансовых правоотношениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ведомства , другие органы исполнительной власти. Для всех этих органов субъективное право требовать выделения предусмотренных по бюджету денежных средств является главной гарантией выполнения их задач и функций. Поскольку выполнение задач и Функций, стоящих перед любым министерством и ведомством, является его обязанностью, постольку реализация вышеназванного субъективного права не может зависеть от усмотрения этих Объектов права, а фактически является их обязанностью. Следовательно, в финансовых правоотношениях по поводу государственных расходов субъективное право требования, принадлежащее министерствам, ведомствам и т. д., также может быть охарактеризовано как «право-обязанность». Аналогичная ситуация имеет место и при выделении средств в порядке бюджетного финансирования из бюджетов субъектов Федерации. Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях явного типа субъективное право требования принадлежит исключительно названным субъектам и всегда имеет характер права-обязанности. Анализ действующего законодательства доказывает, что есть случаи, когда в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа право требования принадлежи» прочим субъектам и не имеет характер «права-обязанности». Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требования имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоотношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К примеру, исходя из ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет субъективное право требования от налогового органа соблюдения налоговой тайны, осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т. д. Субъективное право требования налогоплательщика в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязывает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогоплательщика.
Таким образом, в финансово-правовом регулировании, поскольку оно обеспечивает собирание, распределение и использование государством финансовых ресурсов и для этого берет на вооружение метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа. И, соответственно, субъективным правом требования в этих правоотношениях преимущественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, уполномоченные государством органы, а также другие государственные органы. Поэтому для большинства субъектов финансового права субъективное право требования является в сущности «правом-обязанностью». Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требования в ряде случаев обладают и другие субъекты, главным образом - налогоплательщики. Для них это право не является одновременно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом правоотношении, оно является не основным, а производным.
В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивного финансового правоотношения активного типа. Она характеризуется тем, что поведению обязанного лица в таком правоотношении противостоит право требования управомоченного которое в большинстве случаев (кроме, главным образом, права требования налогоплательщика) одновременно является и обязанностью.
2. Теперь рассмотрим, что представляют собой субъективные права и обязанности субъектов финансового правоотношения в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа. Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий, препятствующих осуществлению субъективного права.
Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. При этом права данного вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. НК РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т. д. Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими, т. е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами, которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Однако анализ показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и в зависимости от того принимать решения. Например, налоговый орган, обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать, вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношениях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т. е. не обремененные признаком обязательности реализации. Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделяются и государственные органы.
Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансовом правоотношении пассивного типа, то она проста и заключается в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права.
Таким образом, в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных случаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятствовать осуществлению этого права.
3. Регулятивное финансовое правоотношение - это почти всегда правоотношение со сложной структурой, что также оказывает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом правоотношении. Финансовое правоотношение со сложной структурой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъективных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями. В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений: а) межбюджетные правоотношения; б) правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу; в) налоговые правоотношения с длительным налоговым периодом. В их числе: правоотношение со сложной динамической структурой; обычное сложное правоотношение; система правоотношений (или комплексное правоотношение), в которой центральное правоотношение со сложной структурой сопровождают производные и зависимые от него иные правовые связи. В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные. Основное финансовое правоотношение создает как бы скелет, несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязанности в структурно сложном финансовом правоотношении можно разделить на основные и производные.
К индивидуальным субъектам финансового права относятся физические лица. Они являются субъектами налогового права , а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов.
В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом, в качестве активной единицы, способной иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Права и обязанности физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, перечислены, в ст. 21, 23 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности , которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая является средством реализации финансовой правоспособности физического лица. Вторая проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает но достижении определенного возраста.
В финансовом праве он не определен. Однако п. 2 ст. 107 НК РФ устанавливает возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом возникает у физического лица с 16-летнего возраста.
Физические лица как субъекты налогового нрава выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, согласно которой "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".
Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.
Физические лица относятся к субъектам налогового права и выступая в качестве налоговых агентов (ст. 24 ПК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.
Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Обязанности налоговых агентов были перечислены в параграфе 3.4.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. До достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители.
Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ "законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации", т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями, опекуном или попечителем.
- См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
- См.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 1995. Ч. 1. С. 92.
В ходе деятельности субъекты финансов формируют и перераспределяют ВВП, тем самым влияя на развитие экономики государства.
Виды
В финансовых отношениях принимают участие субъекты нескольких категорий:
- государство;
- коллективные объединения;
- индивидуальные субъекты.
Представители каждой категории наделены определенными правами и не могут выполнять функции друг друга.
Государство
В финансовых отношениях на государство возложены задачи создания нормативно-правовой базы и контроля ее исполнения, а также организаций для обслуживания субъектов других категорий. Для реализации этих функций государство создает структуру уполномоченных исполнителей:
- территориальные подразделения (республики, области, округа);
- муниципальные округа (населенные пункты, городские или сельские округа, районы);
- закрытые административно-территориальные образования с особым режимом доступа (участки размещения предприятий, задействованных в разработке, выпуске, хранении или утилизации оружия и радиоактивных веществ);
- особые экономические зоны.
За исполнителями государственных функций на законодательном уровне закреплено право на распоряжение местным бюджетом.
Коллективные объединения
- государственные органы исполнительной власти. Категория объединяет министерства, кредитные организации, службы и другие субъекты, участие которых обязательно в любых финансовых отношениях;
- органы местного самоуправления. Занимаются решением финансовых вопросов локального значения;
- коммерческие и некоммерческие предприятия всех форм собственности. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли, в связи с чем компании вступают в отношения с другими субъектами финансов в рамках уплаты налогов, расчетов с поставщиками ресурсов или работниками организации.
Коллективные объединения создают рабочие места, пополняют бюджет государства, формируя основную часть ВВП и развивая экономику. Обращаясь к разным механизмам расчетов, предприятия и муниципалитеты поддерживают финансовую систему страны.
Индивидуальные субъекты
Под индивидуальными субъектами финансов понимают граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства, которые наделены правами и обязанностями, связанными со страхованием, кредитованием или уплатой налогов и сборов. В особую категорию отнесены частные предприниматели, не оформленные как юридические лица. Для них разработаны законы, которые не распространяется на рядовых граждан.
Индивидуальными субъектами финансового права физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.,
К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Кроме того, к категории физических лиц как субъектов го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи-нансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь права и обязанности в отношении определен
ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го-сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-
См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности,
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
" Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.
В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос- ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ- ность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.
Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».
Физические лица в соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.
Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога. 1. Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди-новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных идр.
Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ Российской Федерации о нотариате от
февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-
ми финансового права в отношении сообщать о нота
риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.
Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре-деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.
Контрольные вопросы и задания
Дайте понятие субъекта финансового права.
Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового
В каких качествах государство выступает как субъект финансового права?
В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?
В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?
В каких случаях субъекты Российской Федерации выступают как субъекты финансового права?
Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.
Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?
Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансового права.
С какого возраста согласно законодательству возникает налоговая деликтоспособность физического лица?