Формирование видов правовой культуры. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы. Список использованной литературы

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Юридические науки Выпуск 2(8)

I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.114.5

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОДУКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ

А.С. Бондарев

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Изложен оригинальный подход к понятию «правовая культура», рассмотрена ее структура. Вводится новое понятие «продукты правовой культуры». Показывается роль и значение данного явления. Анализируется соотношение правовой культуры и ее продуктов в правовом пространстве общества.

Ключевые слова: правовая культура; продукты правовой культуры; общая часть правовой культуры;

личностная часть правовой культуры

Аспирантура по специальности «Трудовое право; право социального обеспечения» в Пермском государственном университете была открыта в 1988 г. под научным руководством тогда еще доцента и кандидата юридических наук Л.Ю. Бугрова. Первой аспиранткой стала С.С. Худякова, ныне входящая в число ведущих преподавателей кафедры трудового права и социального обеспечения нашего университета. Вскоре при кафедре стал активно функционировать и институт соискательства.

Научная разработка феномена правовой культуры в нашей стране началась только в 60-70-е гг. прошлого века, с наступлением так называемой «хрущевской оттепели». В то время долго существовавший тоталитарный режим в стране начал постепенно демократизироваться, потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На большое значение повышения уровня правовой культуры народа в целях демократизации всей правовой жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л.С. Галесник . Вскоре, в те же 60-70-е гг., в разработку этой научной проблемы включились и другие ученые. Поэтому когда в конце 70-х гг.

© Бондарев А.С., 2010

мы серьезно приобщились к этому научному направлению, то обнаружили большой разброс мнений в понимании правовой культуры. Термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура - это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение . В другом случае к правовой культуре относят более широкий спектр духовных ценностей, и не только правовых. Так, по мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая культура - это система определенных правовых идей, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности» . В юридической литературе мы встретились и с таким представлением о правовой культуре, которое, в сущности, отождествляет ее со всей правовой системой в целом. Так, В.И. Каминская и

А.Р. Ратинов в своей весьма интересной статье «Правосознание как элемент правовой культуры», ссылаясь на то, что они не

имеют «возможности воспользоваться готовым определением правовой культуры, ибо имеющиеся в нашей литературе немногочисленные дефиниции носят по преимуществу оценочный характер, но не дают содержательной характеристики правовой культуры», предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Раскрывая далее содержание данного феномена, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное» .

Э.В. Кузнецов, В.П. Сальников,

И.В. Ассев предложили понимать правовую культуру в широком и узком смысле. «Правовая культура в широком смысле слова, -пишут они, - это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова - явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта» .

Основываясь на анализе существовавших представлений философов о культуре вообще и юристов о правовой культуре как одной из ее разновидностей в частности, мы пришли к следующим выводам. Правовая культура - явление социальное и представляет необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего

жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д. Она не может быть и совокупностью всех правовых явлений общества, как представили ее В.И. Каминская и А.Р. Ратинов. Она не может быть широкой либо узкой, поскольку едина.

должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права - и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей. Правовая культура

Явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретноисторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей.

По сути, мы пришли к истоку понятия «культура», частью которой правовая культура является. Термин «культура» употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Так, римский писатель и государственный деятель Марк Порций Катон (234-149 г. до н.э.) написал целый трактат о земледелии, название которого в переводе с латыни звучит примерно так: «Агрикультура». Культура земледелия в нем рассматривается не только как сумма правил обработки земли, ухода за участком, но и как особое душевное отношение самого земледельца к почве и растениям. Катон дает такой совет приобретателю земельного участка: «Не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое “нравиться” должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры» (цит. по ). Как видим, уже в древности культуру пони-

мали не как сумму всего того, что произведено человеком, отличного от естественной природы. Мы видим, что у Катона культура земледелия - это обработка земли земледельцем по всем правилам под воздействием его положительного душевного отношения к обрабатываемому земельному участку, сформированного у него чувством «нравиться» данным земельным участком. Иначе говоря, если не будет земледельцу «нравиться» земельный участок, то не будет и культурной деятельности человека на нем. На наш взгляд, и правовая культура возможна только тогда, когда право будет «нравиться» субъектам права, после того как они много раз «обойдут» свое правовое поле, т.е. когда будут убеждены, что существующее право действительно справедливо выражает интересы их и общества (оптимально утверждает баланс личных и общественных интересов).

Вышеприведенное понимание правовой культуры было изложено нами в докладе «Понятие и значение социалистической правовой культуры» на Пермской областной научной конференции еще в 1980 г. . Его более углубленное и развернутое обоснование дано нами несколько позже в статьях «Понятие правовой культуры» и «Структура правовой культуры» . Наше понимание правовой культуры не поколебали, а, наоборот, укрепили периодически возникающие и по сей день дискуссии по выяснению содержания данного весьма сложного понятия как в философской, так и в юридической науке.

В современной науке насчитывается более 400 определений понятия «культура», которые характеризуются различными подходами. Выделяют три основных подхода к понятию «культура»: антропологический,

социологический, философский. Согласно антропологам, например, культура - это «все, что создано веком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация» (Л. Бернард). Культура в социологическом смысле - «это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают воз-

можной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). В философском смысле культура В.И.Полищуком понимается как «содержание» или «способ бытия общества», а Г. Беккером - как «относительно нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации». В современных отечественных исследованиях культуры на сегодняшний день можно найти все три подхода к ее пониманию: и антропологический, и социологический, и философский. Наиболее же распространенным, по мнению В.М. Полищука, «является представление о культуре как о совокупном результате деятельности человека. Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность» (цит. по ).

В современной отечественной юридической науке сегодня существуют еще большие расхождения в понимании правовой культуры. В подтверждение сказанного приведем лишь некоторые современные определения ее понятия. Правовая культура -это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества»,

Считает Н.Н. Вопленко ; это «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность»,

Утверждают П.П. Баранов и А.П. Окусов ; это «качественное состояние жизни общества» - мнение Л.А. Морозовой ; это «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики», - пишет В.П. Сальников ; это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека», - считает

А.П. Семитко и т.д. По мнению

Е.А. Певцовой, в современной юриспруденции насчитывается около 250 различных определений правовой культуры .

В настоящее время мы остаемся на прежде выработанной позиции видения правовой культуры и можем лишь дополнить наши размышления о понятии правовой культуры. Правовая культура есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве. Живет именно до тех пор, пока правомерно действуют субъекты права - носители правовой культуры данного исторического типа. С необходимым уходом с исторической арены той или иной формации, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его правовая культура именно вследствие того, что исчезают субъекты данного типа права как их создатели и носители, обладавшие определенным уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавших в полной мере свою правовую убежденность, а следовательно, совершавших правомерные действия. Так, рабовладельческая правовая культура исчезает вместе с рабовладельческим обществом и регулирующим его жизнь рабовладельческим типом права, так как феодальное общество, пришедшее ему на смену, и все субъекты права в нем не могут жить и действовать по рабовладельческим законам. Они должны научиться создавать эффективные феодальные законы, а также уметь ими пользоваться для достижения своих правомерных целей: неукоснительно со-

блюдать правовые запреты, исполнять установленные правом обязанности и использовать свои правомочия именно в установленных феодальных правовых рамках. Субъекты же правоприменения должны знать и уметь принимать только законные, обоснованные и справедливые по феодальным меркам акты применения норм права.

Правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю - видимую и внутреннюю - невиди-

мую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством «оживленных» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.

Правовая культура субъектов права имеет двухуровневую структуру. Она делится на две взаимопроникающие части: общую и статусно-ролевую (личностную). Ее структура определяется двусторонно-стью действующего права - права объективного и права субъективного. Без знания объективного права, понимания его природы, необходимости и признания его большой ценности в общественной жизни, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и ценность своих субъективных прав и обязанностей, определить их наличие, меру, способы защиты и т.д.

Правовая культура субъектов права может быть также материализована (опред-мечена) и выражена в тех или иных предметах правовой культуры. Так, к примеру, правовая культура законодателя материализуется в таких предметах его культуры, как опубликованные им правовые законы либо правовые прецедентные судебные решения и т.д.; правовая культура ученого-юриста может быть опредмечена, выражена в форме научной статьи, монографии на право-

вую тему не нигилистического характера, в виде проекта нормативного правового акта и т.п.; правовая культура рядовых граждан может быть материализована, опредмечена в письменных правомерных договорах (на папирусе, бересте, как в древности, а теперь

На бумаге, дискетах, дисках и т.д.), в письмах депутатам законодательных собраний с предложениями принятия такого-то нового правового нормативного акта либо изменения и дополнения уже существующих и т.п. Произведенные на свет субъектом права предметы правовой культуры начинают сейчас же «жить» своей самостоятельной жизнью, наряду с его «живой» правовой культурой, оказывая самостоятельное воздействие на правовую жизнь общества, причем, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. Предметы правовой культуры являются передаточным средством воздействия правовой культуры одних субъектов права на правовую культуру других. Таким образом, прежде всего через свои предметы (правовые нормативные акты, акты правоприменения и т.д.) правовая культура творцов права оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых правовых культур. Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от правовой культуры могут действовать, оказывать влияние в той или иной мере не только при жизни, но и после «смерти» их создателей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры.

Так, серьезный исследователь эпохи формирования права Западной Европы Г. Дж. Берман подробно прослеживает огромное влияние предметов римской правовой культуры на этот процесс, в частности два направления влияния: через каноническое право и через университеты . Исследуя корни канонического права, Г. Берман приходит к выводу, что «церковные законы как на Западе, так и на Востоке испытали

сильное влияние римского права. Были заимствованы различные понятия и нормы классического и после классического римского права, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. В дополнение к этому компиляции Юстиниана и его преемников на Востоке содержали большое количество императорских предписаний относительно литургии и теологии, равно как и церковной власти. На Западе церковные предписания частенько издавались королями и императорами. Франкские императоры даже заявляли, что унаследовали власть над церковью вместе с мантией римского императора. Более того, в раздробленной на кланы Западной Европе считалось, что церковь

Носительница римского права, и кодекс рипуарских франков VIII в. прямо заявлял: “Церковь живет по римскому закону”» . Г. Берман называет те сферы, в которых церковные законы особенно заимствовали римские нормы права: «1) церковные финансы и собственность; благотворительные отказы имущества; право владения, пользование и распоряжения церковными землями и зданиями; 2) церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции); 3) отношения между светскими и церковными властями...; 4) преступления, например перечень покаяний, налагаемых за разные проступки, включая убийства и лжесвидетельство; 5) брачно-семейные отношения, например препятствия к заключению брака, законнорожденность детей, расторжение брачных уз.» «На Западе римское право Юстиниана считалось идеальным правом, писаным воплощением разума, принципы которого должны руководить правовым регулированием повсюду, и в церкви, и в светских государствах» . Г.Берман, однако, считает некоторым преувеличением утверждение ряда ученых о том, что новая система канонического права была «отпрыском» римского права Юстиниана и что великие кодификации, образующие «:Согрш Juris Canonici», составлены по образцу кодификаций «Согрш Juris Civilis».

Продукты римской правовой культуры (законы, кодексы, отдельные нормы римского права, целые правовые институты, письменные заключения по тем или иным конкретным юридическим вопросам крупных римских ученых и т.д.) оказали огромное влияние на правовую культуру Европы не только через систему канонического права, но и через обработку и распространение его через европейские университеты. Как пишет Г. Берман, к концу XI в. вновь открытые и переписанные тексты римского права «начали изучать в разных городах Италии и других стран. Студенты объединялись и нанимали на год учителя, чтобы он объяснял им эти тексты». Одним из первых, ставший в ХП-ХШ вв. наиболее крупным и образцовым, был университет в г. Болонье, в котором «одновременно изучали право до десяти тысяч студентов». По мнению ученого, важно, что в Болонье с самого начала преподавался «текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. Возможно даже, что сама школа была основана в основном для изучения этого текста». Сохранившийся основной «продукт» давно «умершей» развитой римской правовой культуры «состоял из четырех частей: Кодекса, в который входили ордонансы и решения римских императоров до Юстиниана; Новелл, содержащих законы самого Юстиниана; Институций, краткого учебника для начинающих студентов-юристов; Дигест в пятидесяти книгах, в которых было собрано множество отрывков из сочинений римских юристов по весьма широкому кругу правовых вопросов. В переводе на современный английский язык Кодекс занимает 1034 страницы, Новеллы - 562 страницы, Институции - 173 страницы, а Дигесты -2734» .

Для нас очень интересен процесс распредмечивания весьма древнего «продукта римской правовой культуры» в школах права XII столетия. Его описывают следующим образом. Первостепенное значение в них отдавалось изучению Дигест, притом чтению их текста вслух. Лекция преподавателя состояла в том, что он читал вслух текст Дигест, а студенты следили за ним по своим

взятым обычно в аренду рукописям и делали необходимые поправки. Если купить тексты студент был не в состоянии, то ему приходилось заучивать его наизусть. После чтения текста учитель растолковывал (как говорилось - глоссировал) его слово за словом, строчка за строчкой. Студенты записывали диктуемое между строчками своих копий - текстов.

Наши историки права также отмечают ту важную роль, которую сыграли университеты в «открытии» римского права для Западной Европы. Именно они во многом способствовали новому (второму) рождению римского права в ХТ-ХП вв. Через глоссы, усовершенствовавшие и форму, и в некотором роде содержание римского права, оно стало годным к правовому регулированию бурно зарождающихся буржуазных экономических отношений, особенно торговых. Наши историки права отмечают: «Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятных текстов и терминов, по внутреннему упорядочиванию правовых памятников (прежде всего Дигест)». И далее: «Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество, римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром возрождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в Х! веке экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы» . В рецепции римского права нуждалась перестройка и социальной, и духовной сфер жизни преобразующегося общества того времени. «Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязание пап на мировое господство. Рецепцию в конечном счете санкционировала и королевская власть,

стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни» .

Универсальное и рациональное, содержащее в своем арсенале эффективные общественные регуляторы римское право «как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования» .

Оно оказало влияние и на формирование буржуазных систем континентальной Европы. «Уместно вспомнить Гражданский кодекс французов, принятый в 1804 г. (названный в 1804 г. кодексом Наполеона), который складывался из трех частей и повторял фактически структуру институций (учебника) древнеримского юриста Гая (часть первая - о лицах; вторая - о вещах; третья - об обстоятельствах)» .

Из вышесказанного следует, что правовые культуры субъектов права (индивидов, социальных групп и общества в целом) находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение. Созерцая то или иное правомерное правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто так или иначе подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной. Если положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной правовой культуры. Опосредованно правовая культура субъектов права, как при их жизни, так и после, воздействует на других субъектов права через свои продукты - качественные правовые нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, правовые договоры

субъектов права и многие другие продукты правовой культуры.

Из соотношения правовой культуры субъектов права и ее продуктов в правоорганизованном обществе можно сделать два вывода: 1) качество продуктов правовой культуры - качество объективного права (его норм), качество правоприменительных актов, качество интерпретационных актов и т.д. - прямо пропорционально качеству правовой культуры субъектов правотворчества, правоприменителей, толкователей права и т.д.; 2) качество функционирующих в стране продуктов правовой культуры во многом определяется эффективность правовой социализации ее населения, формирование его правовой культуры. Стоит особо сделать вывод и о том, что высокоразвитая правовая культура субъектов права открывает горизонты их правовой свободы в правовом пространстве общества и не дает им забывать о своей ответственности за свободу других, о своих юридических обязанностях ее обеспечения.

Библиографический список

1. Авсеев И.В., Кузнецов Э.В., Сальников

B.П. Теория государства и права (определения, схемы, литература). М., 1979.

2. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д.,

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

4. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры //Актуальные проблемы теории и истории государства и права. М., 1983. Деп. в ИНИОНе 29.04.83, №12847; Его же. Структура правовой культуры // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. М., 1984. Деп. в ИНИОНе 31.05.84, № 16977.

5. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 41

6. Галесник Л.С. Общенародное право и воспитание коммунистической сознательности // Сов. государство и право. 1962. №9.

7. История государства и права зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова,

Н.А. Крашенинниковой. М., 1988.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.

9. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 370.

10. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журн. рос. права.

2004. №3. С. 73.

11. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995. С. 15.

12. Сальников В.П. Правовая культура //Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2000.

С.630; Его же. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

13. Семитко А.П., Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория го-

сударства и права. М., 2000. С. 331; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990; Его же. Развитие правовой культуры как прогресс. Екатеринбург, 1996.

14. Алексеев С.С. Механизм правового ре-

гулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Лукашева Е.А.

В.И. Ленин о правовой законности // Соц. законность. 1964. №4.

15. Областная научная конференция. Пермь, 1980.

16. Полищук В.И. Культурология. М., 1998.С. 9.

17. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. №14. С. 51.

LEGAL CULTURE AND ITS PRODUCTS IN THEIR CORRELATION A.S. Bondarev

Perm State University. 15, Bukirev st., Perm, 614990

An original approach to the concept of the “legal culture” and its structure is given. A new concept of the “legal culture products” is introduced. The role and the importance of this phenomenon are shown. The correlation of the legal culture and its products is analyzed as seen in the legal area of the society.

Keywords: legal culture; legal culture products; common part of the legal culture; personal part of the legal culture

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
  • 2.1 Особенности становления правовой культуры России
  • 3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина
  • Заключение

Введение

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура - это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

Целью реферата является изучение правовой культуры, ее основных аспектов, а также выявление ее значения в общественной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Выделить основные понятия и основные элементы правовой культуры;

· Рассмотреть ее виды, структуру и функции;

· Проанализировать состояние правовой культуры в Российской Федерации.

Объектом исследования является правовая культура как сложное, динамичное общественное явление.

Предметом исследования являются закономерности развития правовой культуры.

Данная тема достаточно изучена в юридической литературе, хотя стоит заметить, что исследованию ее отдельных аспектов придается большее значение, чем изучению проблемы в общем. В работах А.В. Малько, В.И. Червонюка, О.В. Мартышина подробно исследованы вопросы истоков правового нигилизма в России, особенностях российской правовой культуры. Однако вопросы субъекта и объекта правовой культуры, ее задачи и функции, вопросы совершенствования правовой культуры еще не нашли должного освещения в юридической литературе.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры

1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Слово "культура" произошло от латинского слова culture, что означало "возделывать", а позже "воспитывать, обучать", т.е. целенаправленную деятельность человека, связанную с получением знаний и опыта. Существует множество видов культуры: интеллектуальная, политическая, нравственная, но правовая культура полностью не совпадает ни с одним из этих видов. Она занимает особое место в культурном пространстве. Стоит отметить, что однозначного определения правовой культуры в юридической литературе нет. Например Е.В. Аграновская представляет правовую культуру как "систему взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение". А Н.И. Матузов и А.В. Малько в своем труде вообще не дают определения правовой культуры, отмечая лишь, что правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данной стране. В то же время авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова под правовой культурой понимают "обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта…а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека". Правовая культура - довольно неоднозначное явление, поэтому в настоящее время сформулировать единообразное определение не представляется возможным.

Как мы уже упоминали, правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

Виды правовой культуры различают в зависимости от ее носителя:

1) Правовая культура общества;

2) Правовая культура группы;

3) Правовая культура личности.

Дадим краткую характеристику каждой.

Правовая культура общества представляет собой определенную долю общей культуры, передающую степень правовой активности и сознания всего общества. В широком смысле правовую культуру общества можно определить как совокупность всех накопленных правовых знаний, опыта на конкретный период.

Показатели, показывающие уровень развития правовой культуры общества:

· Степень развития законодательства

· Качество толкования правовых норм

· Правовая активность населения

· Степень востребованности и доступности правовых знаний

· Соотношение в нормах права общечеловеческого и национального начал

· Уровень соблюдения субъектами предписаний законодательства

Правовая культура социальной группы - состояние уровня правосознания и правового поведения данной социальной группы.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

· Знание права и законодательства

· Соблюдение законности

· Способность правильно оформлять необходимые юридические документы

· Наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть

· Правовое воспитание граждан

Правовая культура личности - это культура отдельного взятого человека, индивида. Она состоит из следующих элементов:

· Знание и понимание права

· Законопослушное и правомерное поведение человека

· Уровень правового поведения

· Правовая психология и идеология

Качество и уровень правовой культуры личности и группы можно оценить посредством таких критериев:

· Уровень правовой информированности и образования

· Качественные характеристики правосознания

· Качественные характеристики практического поведения, степень его правомерности и полезности

Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

2) Состояние юридической практики

· Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

· Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

· Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств)

Правовая культура имеет ряд основных специфических функций:

1) познавательно-преобразовательная - функция, связанная с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества

2) праворегулятивная - функция, направленная на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы

3) целостно-нормативная - функция, проявляющаяся в фактах, которые приобретают ценностное значение, т.е составляющие правовой культуры общества являются объектами оценки

4) коммуникативная - функция, обеспечивающая взаимодействие граждан в юридической сфере

5) правосоциализаторская - функция, направленная на формирование правовых качеств личности

1.2 Правовая культура и правосознание

Переплетение потребностей, интересов различных социальных слоев, разнообразные мнения по поводу общественных явлений, в том числе и юридической действительности, характерно для современной жизни. То есть различное понимание юридической действительности различными социальными группами обуславливается разной степенью правосознания.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Специфика правосознания как формы общественного сознания проявляется в том, что оно является интеллектуальным выражением общественной и индивидуальной жизни людей. Правосознание тесно связано с такими элементами правовой системы как: юридические нормы, правовые принципы, правовые отношения, процессы правотворчества и т.д.

Сущность правосознания проявляется в следующих его особенностях:

· Не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания (на формирование и реализацию норм права воздействуют и нравственные, и политические, и иные формы сознания)

· В правосознании отражаются только явления, непосредственно связанные с правом

· Осознание правовых явлений осуществляется с помощью юридических понятий

· Правосознание отражает состояние, темпы и направления развития общественных отношений

· Правосознание характеризуется преемственностью (пример: рецепция римского права)

Элементами структуры правосознания являются:

· Идеологическая основа (правовые знания, взгляды, основанные на научных позициях и разделяемые большими группами людей)

· Психологическая основа (чувства и эмоции людей по поводу права и правоприменительной деятельности)

· Поведенческая основа (внутренние установки, побуждающие либо к соблюдению, либо к нарушению правовых норм)

Правосознание можно разделить на виды, основываясь на степени глубины отражения правовой действительности. Итак, различают такие виды правосознания:

· Обыденное правосознание

· Профессиональное правосознание

· Научное правосознание

Обыденное правосознание - это бытовое сознание, возникающее вне какой-либо профессиональной деятельности, связанной с правом. Оно формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта и представлениями о праве.

Профессиональное правосознание представляет собой научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются юристы в своей повседневной деятельности, непосредственно связанной с правотворчеством или правоприменением.

Научное правосознание - это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно возникает в среде ученых-правоведов и научных работников на основе анализа правовых норм и институтов права, правотворческой и правоприменительной практики.

В общем виде роль правосознания в общественной жизни предопределена тем, что правосознание является внутренним стимулом и мотивацией к познанию права и лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура - это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе правоприменения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридичеcких учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

Таким образом, правовая культура неразрывно cвязана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

То есть и уровень развития правовой культуры, и уровень развития правосознания определяются одними и теми же факторами. Основное значение имеют такие факторы как:

· Правовая информированность

· Режим законности

· Качество закона

Правовая информированность означает общедоступность и понятность правовой информации населению. Правовая информированность выражается в том, какие возможности имеют граждане для своевременности получения информации о новых законодательных актах. Стоит отметить, что в Российской Федерации официальными источниками опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации и некоторые иные нормативно-правовые акты являются периодические издания "Российская газета", "Парламентская газета" "Собрание законодательства Российской Федерации", а также "Официальный интернет-портал правовой информации".

Режим законности - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Если в обществе граждане ведут себя правомерно, то это вырабатывает к закону и правопорядку чувство уважения у отдельного индивида.

Качество закона проявляется в его своевременности, актуальности, адекватности общественным реалиям, а также однозначности и ясности его положений.

Высокий уровень правовой культуры и правосознания является залогом для установления режима законности и правопорядка.

правовой нигилизм идеализм культура

2. Состояние правовой культуры современного российского общества

2.1 Особенности становления правовой культуры России

Правовая культура несомненно отличается у разных стран, т.к . на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву - для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право - это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

2.2 Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм - одна из качественных характеристик правосознания и правовой культуры личности или общества, связанная с отрицательным, негативным отношением субъектов к ценностям и нормам права, законам, правопорядку, юридической практике. Н.Р. Донченко в своей работе "Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление" выделяет следующие формы выражения правового нигилизма:

1) Умышленные нарушения законов и иных нормативно-правовых актов

2) Издание противоречивых или взаимоисключающих друг друга правовых актов

3) Подмена законности политической либо идеологической целесообразностью

4) Противоборство представительных и исполнительных структур на всех уровнях власти

5) Нарушение прав человека

Правовой нигилизм - одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе, поэтому с ним необходимо вести борьбу. Для этого требуется знать причины распространения правового нигилизма в современной России. Итак, можно выделить такие причины как:

· Низкий уровень правовой грамотности населения

· Особенности менталитета

· Кризисное переходное состояние всех сфер жизни общества

· Несовершенство системы правового воспитания

· Отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности

· Низкий уровень качества жизнь основного числа граждан

Также можно выделить черты характерные для правового нигилизма в России:

· Массовость (правовой нигилизм распространен не только в среде простых граждан, но и в официальных кругах)

· Правовой нигилизм носит демонстративный и неконтролируемый характер

· Правовой нигилизм проявляется в самых разных формах (может проявляться и на бытовом уровне и в профессиональных слоях; может быть как легитимным так и криминальным).

Прямой противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Категорию "правовой нигилизм" ввел в своей статье "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали" профессор Н.И. Матузов. Люди, подверженные правовому идеализму, считают, что с помощью права можно решить все проблемы.

Однако, право, несмотря на достаточное количество регуляторов не всесильно и не всевластно, т.к. проводимые преобразования нуждаются в надёжном правовом обеспечении, и оно не может быть чисто волевым. Разочарование в том, что только принятие хороших законов не может изменить положение дел в лучшую сторону, заставляет людей разочаровываться в праве, пренебрегать им.

Правовой идеализм в конечном итоге приводит к правовому нигилизму, поэтому необходимо как можно скорее преодолеть и правовой нигилизм, и правовой идеализм, которые питают друг друга.

3. Способы совершенствования правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации

3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека - одно из величайших достижений человечества. По авторитетному мнению В. И. Шмакова соблюдение прав и свобод человека и гражданина - главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Однако, в настоящее время наблюдается большой разрыв в между провозглашенными правами и свободами человека и гражданина в Конституции Российской Федерации и их реальным воплощением в жизнь.

Конституция обосновывает свое социальное назначение только тогда, когда работают механизмы реализации конституционных гарантий прав и свобод человека, в главную очередь - правосудие.

Неотъемлемую часть современной политики России составляет формирование такой судебной власти, которая являлась бы авторитетной и престижной. Формирование справедливого и независимого суда обусловлено связями с другими ветвями власти и их воздействием на суд.

Еще одним, несомненно, важным институтом обеспечения и развития прав и свобод человека и гражданина является Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в Российской Федерации и его представители в субъектах федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Омбудсмен следит за состоянием и реализацией прав и свобод граждан, а также проверяет жалобы граждан на нарушении их прав. Однако и в этой сфере имеются достаточно серьезные проблемы. Например, должностные лица часто препятствуют исполнение обязанностей, возложенных на Уполномоченного. Также сами граждане нередко не знают, как защитить свои права и куда можно обратиться за помощью. Это свидетельствует о том, что правовая культура в нашем государстве еще недостаточно развита. Необходимо развивать правосознание населения и прививать правовую культуру еще со школы.

Стоит отметить работу негосударственных правозащитных организаций. Они осуществляют независимый контроль реализации прав граждан и в определенной мере способствуют работе государственных правоохранительных органов.

Таким образом, в России, к сожалению, наблюдается ряд проблем, связанных с обеспечением и реализацией прав и свобод человека и гражданина: недостаточное социальной обеспечение, злоупотребление своими полномочиями должностными лицами, произвол полицейских органов и прочее. Однако, на мой взгляд, самой важной проблемой является правовой нигилизм подавляющего большинства граждан. До сих пор граждане уверены, что отстаивать свои права "бесполезно", а зачастую даже не знают куда обращаться. Необходимо принимать безотлагательные меры по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.

Центральное место в правовой культуре занимает конституционно-правовая культура. Конституционно-правовая культура - это конституционно-правовая категория для обозначения совокупности достижений, созданных людьми в конституционно-правовой сфере, с помощью которых обеспечивается формирование такой системы общественных отношений, которые способствуют становлению общественного строя, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство и его органы действуют строго в соответствии с демократической конституцией.

Попытаемся проанализировать отдельные аспекты в конституционно-правовой сфере РФ, а также определенные проблемы в этих сферах.

Конституция -- это один из важнейших результатов конституционно-правовой культуры, поэтому она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и главнейшие вопросы взаимоотношений человека, государства и общества. Однако, в Конституции РФ вопросы приема-передачи власти не подлежат регламентации. Единственное в ст.3 Конституции РФ сказано: "…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Порядок же наделения властными полномочиями отдельных лиц определяется федеральным законом Российской Федерации органом государственной власти, т.е. политической партией, находящейся у руля.

Первостепенное место в структуре конституционно-правовой культуры занимает избирательное право. Избирательное право может быть двух видов: объективное и субъективное. В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих общественные отношения по поводу проведения выборов. В субъективном смысле избирательное право представляет собой предусмотренную законами возможность лица участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

Принцип добровольности участия в выборах носит, бесспорно, демократический характер. К сожалению, его провозглашение привело к неблагоприятным последствиям. Явка российских избирателей, мягко сказать, невелика. Например, по данным ЦИК, на выборы Президента РФ в 2012 году пришло всего лишь 65,34% избирателей. Безосновательно говорить о всенародном избрании, если за кандидата проголосовали не абсолютное число граждан.

В процессе избирательных кампаний партии и кандидаты на выборную должность, как правило, используют мнимые обещания, которые впоследствии не выполняются. Представляется разумным вернуться к институту отзыва, применив его к тем, кто не сдержал свои предвыборные обещания.

На сегодняшний момент в Российской Федерации имеется масса проблем в сфере формирования правовой культуры. Для решения таких проблем как: правовая безграмотность населения, сложный и трудоемкий процесс правотворчества, частое противоречие нормативно-правовых актов друг другу и действительности, правовой нигилизм и прочее, необходимо проводить целенаправленную государственную политику в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, а также СМИ и искусства. Основными задачами в процессе формирования правовой культуры являются формирование позитивного отношения к праву и закону, а также знанию гражданами своих прав и обязанностей.

3.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое обучение, т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний и принципов права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности - является формой воспитания.

По мнению И.И. Кального в результате правового воспитания: "Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон". То есть задачей правового воспитания является создание такого человека, который обладал бы чувством личной ответственности, активную гражданскую позицию и руководствовался такими нравственными идеалами как честь, долг, честность и т.д.

Правовому обучению служат различные средства и методы. Средствами правового обучения является всё, с помощью чего осуществляется воздействие на сознание индивидов, или же то, с помощью чего человек передает информацию, имеющую юридическое значение. Таким образом, к средствам правового обучения следует отнести:

· Средства массовой информации (печать, радиовещание, телевизионное вещание и прочее)

· Искусство

· Средства агитации

К сожалению, в нашей стране пока уровень правового обучения оставляет желать лучшего. В настоящее время:

· Практически не ведется пропаганда действующего законодательства

· Правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно

· СМИ, государственные деятели в публичных выступления допускают лояльное отношение к правонарушениям

· Отсутствие в стране какой-либо концепции, идеи о негативном отношении к подобным явлениям

· Лекционная работа по правовому просвещению в стране практически отсутствует

· Отсутствие контроля качества выпускаемой юридической литературы

В целях повышения уровня правового воспитания и, как следствие, правовой культуры населения, предлагается:

1) Внедрение во всех учебных заведениях (школа, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения) преподавания основ права

2) Осуществление конкретные правоспитательные мероприятия по организации широкой организации законодательства

3) Издание общедоступной юридической литературы, справочников

4) Создать сеть бесплатных юридических консультаций для помощи социально-незащищенных слоев населения для оказания им консультаций по социальным вопросам и гражданскому законодательству

Правовая культура - незаменимое условие для осмысленного осуществления гражданином его долга перед обществом.

Осознание людьми своих прав и свобод, обязанностей перед государством и обществом способствует преодолению архаичных взглядов, девиантного поведения граждан, предотвращению случаев произвола.

Высокий уровень правового воспитания каждого отдельного индивида приведет к созданию законопослушного общества, а в будущем и к созданию правового государства.

Прочное правовое сознание можно выработать укрепление норм воспитанности в мыслях и действиях человека. В этом случае как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

Заключение

В российском обществе продолжается процесс становления правового государства и гражданского общества. Изменения произошли и происходят в правовой системе, в правосознании, в правовой культуре российского общества. В связи с переменившимися социальными и политическими условиями нашему государству требуется качественно новая правовая культура граждан.

Правовая культура общества - это структурная часть созданных обществом духовных ценностей. Уровень правового сознания, развитая правовая система, независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод человека и гражданина, юридическая грамотность населения - одни из важнейших элементов системы духовных ценностей, созданной обществом.

Как мы имели возможность убедиться, правовая культура является неотъемлемым компонентом правового государства, гражданского и цивилизованного общества.

Очевидно, что построение гражданского общества невозможно без развитых правосознания и правовой культуры. Гражданскому обществу характерна такая система ценностей, в которой на первоочередной план выходят демократические права и свободы:

· Личная свобода

· Неприкосновенность и безопасность граждан

· Функционирование независимых объединений и пр.

Разумеется, такая система способна существовать только на индивидуальных принципах бытия, однако, в России господствуют коллективистские начала, что не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. Это означает, что российское общество в большинстве своем еще не готово к изменениям. Многовековой опыт государственного произвола и авторитаризма породил в россиянах тотальный правовой нигилизм. Данное явление негативно сказывается на состоянии российского общества.

Таким образом, основой для создания условий развития и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества должны стать вопросы правовой культуры.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 1406.1994 №5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СПС Консультант Плюс.

2. Закон РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.

3. Теория государства и права: учебник Абдулаев М.И. М: финансовый контроль. 2009 С. 410.

4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 144.

5. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. 2013. №4. С. 158.

6. Донченко Н.Р. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. №6. С. 93.

7. Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации //Законы России: опыт, анализ, практика. №2. 2007. С. 153.

8. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. С. 490

9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 616.

10. Теория государства и права: учебное пособие / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. С. 240.

11. Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. М: С. 432.

12. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. №19. С. 133.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 624.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 512.

15. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2009. №11. С. 64.

16. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие / Под ред. В.И. Червонюка. М., 2003. С. 544.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2008

    Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская функция правовой культуры. Нигилизм: истоки, пути преодоления.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2009

    Комплексное изучение сущности, структуры, видов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества. Роль правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и правовой системы России, пути повышения ее уровня.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

1. Правовая культура: понятие и виды

1.1 Понятие правовой культуры

Правовая культура – часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной и т.д.), создавая тем самым своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. Определенные общие границы правовая культура имеет с политической культурой, т.к. деятельность государства, субъектов политических отношений входит в сферу правовых отношений. Она также функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры.

Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.

Следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культуры, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям.

По мнению А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но, как видно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление. Важно отметить, что правовая культура:

1. включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2. отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;

3. является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;

4. составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5. во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6. служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

1.2 Виды (формы) правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

· Правовую культуру общества;

· Правовую культуру личности;

· Правовую культуру профессиональной группы.

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовую культуру личности составляют:

· правосознание и правовое мышление;

· правомерное поведение;

· результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

· степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

· специфики профессиональной деятельности;

· индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Правовая культура личности предполагает:

· наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

· превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

· готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним нс сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования.

Первоначально это понятие относили к возделыванию (культивированию) земли. Лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, общие для какой- либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура отбирает общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой составляющую культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе стандартах поведения.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

Именно в узком смысле, как качественную характеристику юридической практики официальных органов власти и правового поведения индивидов, следует употреблять термин «правовая культура».

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения (деятельности). Их можно условно сгруппировать в три блока:

  • познавательный (гносеологический);
  • ценностно-ориентационный;
  • деятельностный (поведенческий).

Познавательные компоненты охватывают правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается также и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.

Ценностно-ориентационные компоненты составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения. Правовая культура проявляется на этом уровне в готовности соблюдать и исполнять законы, уважении к правосудию, потребности обращения в суд за защитой своих прав.

Деятельностные компоненты содержат устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивысшим проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность как осознанная поведенческая реакция в форме правомерного поведения, исключающего использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

В целом именно зрелость правовой культуры служит интегрированным показателем, определяющим место и роль права в жизни

Рис. 25.2.

общества. В связи с этим, если правовая культура нс представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты се отдельные компоненты (например, правовая информированность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на юридическую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций (рис. 25.2).

  • 1. Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.
  • 3. Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.
  • 4. Оценочная функция состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в его оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, законодательства, юридической практики, определить средства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важно обоснование вероятных изменений в системе правовых ориентаций граждан, выработке средств, либо блокирующих, либо стимулирующих их появление.

Например, явно запаздывала прогностическая функция правовой культуры в России в процессе приватизации, когда миллионы людей оказались обманутыми в результате действий создателей «финансовых пирамид». Аналогичная ситуация возникла и с государственными краткосрочными облигациями, ставшими одной из причин финансового кризиса 1998 г.

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове-дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру-гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест-ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе-ризуется определенным уровнем правовой активности, благода-ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз-можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю-щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче-ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи-саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност-ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс-шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю-дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече-ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная;

Регулятивная;

Нормативно-ценностная;

Коммуникативная;

Прогностическая.

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте-чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.


Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де-лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со-стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со-поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче-скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре-дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про-блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно-сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра-вовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражда-нина в правовой организации общества;

Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

Правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

Активную законотворческую, правозащитную и правопри-менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо-оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже-ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво-дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради-ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про-думанная система правового образования.

Правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра-вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

Правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

Юридическая практика - передача юридической информа-ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель-ной деятельности и т.п.;

Самовоспитание - самообразование, собственный анализ правовых явлений.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook