Нужно ли срочно получать в налоговой инспекции ИНН? Обязательно ли гражданину получать ИНН? Если нет инн возьмут ли на работу

Идентификационный номер налогоплательщика - это персональный номер физического лица в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и учета уплачиваемых им налогов в качестве номера учетного дела этого гражданина. ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

А в каких случаях и зачем он нужен работодателю? Надо ли ему представлять свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан ИНН? Давайте разберемся.

Что такое ИНН?

Пунктом 7 ст. 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
При этом налогоплательщиками признаются в том числе физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ). Для целей НК РФ физическим лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).
ИНН присваивается при первичной постановке гражданина на учет в налоговом органе по месту жительства или (при его отсутствии) по месту пребывания. При отсутствии на территории РФ и места жительства, и места пребывания ИНН присваивается по месту нахождения недвижимости или транспортного средства на территории РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее - Порядок N ММВ-7-6/435@)). Таким образом, каждый гражданин РФ или иностранный гражданин, который зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика, в соответствии и на основании Порядка, установленного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента" (далее - Порядок N 114н), имеет ИНН.
Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет, утвержденная Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), в котором, в частности, указывается присвоенный физическому лицу ИНН.
На основе данных учета организаций и физических лиц в налоговых органах ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН), в который включаются, в частности, сведения об ИНН в целях упорядочения учета указанных лиц (п. 8 ст. 84 НК РФ).
ИНН по существу является номером записи о лице в ЕГРН и представляет собой цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил ИНН, порядковый номер и контрольное число.
ИНН физического лица состоит из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта РФ согласно ст. 65 Конституции РФ, следующие две - номер местной налоговой инспекции, следующие шесть - номер налоговой записи налогоплательщика и последние две - так называемые контрольные цифры для проверки правильности записи (пп. 2 п. 1 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в частную жизнь гражданина. ИНН не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица (Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-01-11/15580, от 05.12.2012 N 03-01-11/6-350, от 19.11.2012 N 03-01-11/6-336).
ИНН, присвоенный физическому лицу (п. п. 9, 16, 17, 19 Порядка N ММВ-7-6/435@):
- не может быть повторно присвоен другому физическому лицу;
- не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры, установленной Порядком;
- не изменяется при внесении изменений в сведения о месте жительства (месте пребывания) физического лица, содержащиеся в ЕГРН;
- сохраняется при снятии с учета физического лица по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (за исключением случая его смерти).
Первоначально выданное налоговым органом физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) в случае изменения его места жительства замене не подлежит (п. п. 29, 35 Порядка N 114н).
Если физическое лицо изменяет Ф.И.О., пол, дату рождения, место рождения, а также если свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе утеряно, ему выдадут новое (при утрате - повторное) свидетельство (форму N 2-1-Учет) с указанием в нем присвоенного ранее такому физическому лицу ИНН (п. 36 Порядка N 114н).
ИНН не заменяет имя человека и подлежит использованию налоговыми органами наряду с другими сведениями о налогоплательщиках исключительно в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах и налогового контроля, а также для ускорения обработки огромного потока информации, содержащейся в информационных системах налоговых органов. ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. При постановке на учет в налоговых органах в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве (п. 1 ст. 84 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела физического лица (п. 12 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Налоговый орган указывает ИНН физического лица во всех направляемых ему уведомлениях, а также в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе и в уведомлении о постановке на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 13 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом указание ИНН налоговыми органами в направляемых ими документах налогоплательщику не предусматривает замену имени человека номером, так как фамилия, имя и отчество также указываются в этих документах (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ (абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом отказ (нежелание) физического лица указывать ИНН в документах не означает его отсутствие.
Нормы абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).

Пример. Утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок N 54), устанавливает требования к документам и сведениям для признания лица участником таких торгов (в частности, для регистрации на электронной площадке - указания сведений об ИНН). Обязанность соблюдения установленных Порядком N 54 требований распространяется на лиц, изъявивших желание участвовать в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
При этом участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является добровольным.
А положения абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).
Поэтому, если физическое лицо хочет принять участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников, оно должно указать ИНН при заполнении необходимых документов.

ИНН, присвоенный физическому лицу, в случае необходимости подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет и форма N 2-3-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), сведениями из ЕГРН, полученными в установленном порядке (п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. 34 Порядка N 114н).
Сведения об ИНН гражданина РФ по его желанию могут быть внесены налоговым органом в паспорт гражданина РФ путем проставления отметки об ИНН на 18 странице бланка паспорта гражданина РФ (п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, пп. "а" п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 779, п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, Письмо ФНС России от 12.12.2014 N СА-4-14/25741@).
Наличие ИНН в паспорте гражданина существенно облегчит и упростит подтверждение соответствия сведений конкретному лицу, которое может быть востребовано при оформлении документов: договоров гражданско-правового характера, сделок с недвижимостью, а также при проверке достоверности информации о конкретном лице в целях обеспечения выполнения норм п. 3 ст. 17 и ст. 24 Конституции РФ, подтверждении через налоговые органы достоверности сведений о доходах при начислении пенсий.
Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне (пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Узнать ИНН физического лица можно с использованием онлайн-сервиса "Узнать свой/чужой ИНН" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в разделе "Физические лица".

Самостоятельное получение работником свидетельства о постановке на учет

Постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется самим налоговым органом независимо от наличия заявлений со стороны гражданина (ст. 83 НК РФ, п. 9 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. п. 14, 16 Порядка N 114н). Например, постановка на учет осуществляется на основании сведений о регистрации по месту жительства физического лица, которые передаются в налоговую инспекцию органом, осуществляющим регистрационный учет согласно п. 3 ст. 85 НК РФ. Постановка на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Порядка N 114н).
Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства на основании сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, которое не получило свидетельство (форму N 2-1-Учет), вправе обратиться в соответствующий налоговый орган с целью получения такого свидетельства (п. 23 Порядка N 114н).
Кроме того, гражданин РФ, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган по своему месту жительства с заявлением о постановке на учет (п. 22 Порядка N 114н).
Таким образом, получение свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) является правом гражданина, но не обязанностью.
Аналогичный порядок постановки на учет в российском налоговом органе предусмотрен и для иностранных граждан, работающих на территории РФ, зарегистрированных по месту жительства (поставленных на учет по месту пребывания в РФ, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортного средства (ст. 83 НК РФ, п. 3.2 Определения КС РФ от 30.09.2010 N 1244-О-О, п. п. 4, 7 Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утвержденных Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н, далее - Особенностей учета N 129н). Налоговая инспекция ставит на учет иностранных граждан на основе сведений, которые получает, в частности, из ФМС России (п. 3 ст. 85 НК РФ).
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), также вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей учета N 129н). Постановка на учет иностранного гражданина подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Особенностей учета N 129н).
Чтобы иностранному гражданину получить на руки свидетельство, в котором будет указан российский ИНН, ему следует подать в ИФНС по месту жительства (пребывания) ряд документов, список которых приведен (в зависимости от статуса иностранного гражданина) в п. п. 16 - 20 Особенностей учета N 129н.
Использовать иностранный номер налогоплательщика на территории России нельзя. Например, для граждан Республики Казахстан - это индивидуальный идентификационный номер (ИИН) - уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства (пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 12.01.2007 N 223-III "О национальных реестрах идентификационных номеров"); для граждан Республики Беларусь - идентификационный номер (ИН) (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 418-З "О регистре населения").

Множественность ИНН физических лиц

На практике иногда имеют место случаи множественности ИНН физических лиц в информационном ресурсе ЕГРН, когда одному физическому лицу налоговыми органами присваивается более одного ИНН либо один ИНН присваивается нескольким физическим лицам (п. 4 Временного порядка, утвержденного в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2014 N ММВ-7-14/651@, Письма ФНС России от 22.05.2013 N ПА-4-6/9126@, от 02.06.2011 N ПА-4-6/8773@).
Налоговыми органами проводится работа по уточнению сведений ЕГРН в отношении конкретных физических лиц, в том числе проверка на множественность ИНН. Такая работа в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица более одного ИНН регламентируется Методическими указаниями по работе налоговых органов с множественными ИНН физических лиц, а также процедуре снятия с учета физического лица в налоговом органе по причине ошибочной постановки на учет, направленными Письмом ФНС России от 20.09.2012 N ПА-5-6/1101дсп@. По результатам проводимой работы "множественные" ИНН выявляются и признаются недействительными.
Множественность ИНН у одного физического лица приводит к ошибкам в работе налоговых органов, не позволяет физическому лицу получить электронные государственные услуги, воспользоваться онлайн-сервисами ФНС России, а также приводит к ошибкам и предоставлению некорректных сведений об ИНН работников при сдаче налоговой и страховой отчетности организациями и, как следствие, к применению к последним штрафов.
В связи с этим особое значение приобретает принятие компаниями мер по актуализации информации об ИНН своих сотрудников.

Трудовое законодательство об ИНН

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 65 ТК РФ, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) не входит в перечень документов, которые нужно обязательно представить работодателю при заключении трудового договора. Обычный человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может вообще не иметь такого свидетельства, поскольку Налоговый кодекс РФ не обязывает его получать этот документ (п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Свидетельство требуется в качестве дополнительного документа лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Например, при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Поэтому работодатель не имеет права:
- требовать представить свидетельство и по причине непредоставления (отсутствия) этого документа отказывать в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ);
- обязывать получить свидетельство (при его отсутствии у кандидата) в качестве дополнительного условия приема на работу.
Тем более что, как сказано выше, получение свидетельства является правом, а не обязанностью физического лица. Этот документ работник может дополнительно представить по своему желанию.
Отсутствие свидетельства у человека не препятствует заключению с ним трудового договора и не влечет никаких санкций для него со стороны работодателя.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в числе необходимых сведений должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Таким образом, согласно ст. 57 ТК РФ указание в трудовом договоре ИНН является обязательным только в отношении самой организации-работодателя.
Несмотря на то что работник является плательщиком НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ), требование о наличии его ИНН в трудовом договоре нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При отсутствии у работника свидетельства работодатель не обязан оформлять его работнику, работники делают это самостоятельно.

Документы кадрового учета

По общему правилу для документов кадрового учета, а также первичной учетной документации по учету труда и его оплаты реквизит "ИНН" не является обязательным. Это нужно учитывать организации при самостоятельной разработке форм первичных учетных документов (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Если согласно локальным нормативным актам работодателя и бухгалтерской учетной политике организация использует унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, то ИНН работника указывается:
- в форме N Т-2 "Личная карточка работника" - в таблице заголовочной части. Но поскольку в перечне документов, установленных ст. 65 ТК РФ, отсутствует свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет), требовать его от работника кадровик не имеет права. Если работник не представит свидетельство, реквизит "ИНН" останется незаполненным;
- в форме N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего" - в таблице заголовочной части. Здесь реквизит "ИНН" должен быть обязательно заполнен, поскольку свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) нужно предъявлять при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

ИНН в справках 2-НДФЛ

Все организации должны ежегодно представлять в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Форма сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), Порядок ее заполнения и Формат ее представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
Справка 2-НДФЛ с признаком "1" представляется по каждому физическому лицу, которому организация выплачивала доходы, кроме тех, кому были выплачены только доходы по договорам купли-продажи имущества и имущественных прав, по договорам, заключенным с физическим лицом как с индивидуальным предпринимателем; а также доходы в виде дивидендов (пп. 1 п. 1 ст. 227, пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10185, ФНС России от 02.02.2015 N БС-4-11/1443@).
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо представить на тех физических лиц, с доходов которых организация не смогла полностью удержать исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ, разд. II Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@). По таким физическим лицам необходимо также сдать справку 2-НДФЛ с признаком "1".
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку 2-НДФЛ с признаком "1" - не позднее 1 апреля (п. 7 ст. 6.1, п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
Разделом IV Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, установлено, что:
- в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе РФ. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 09.03.2016 N БС-3-11/959@, N БС-3-11/957@, N БС-4-11/3697@);
- в поле "ИНН в стране гражданства" указывается ИНН налогоплательщика (или его аналог) в стране гражданства для иностранных лиц при наличии информации у налогового агента.
С 01.01.2016 представление налоговым агентом налоговому органу справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждую представленную справку, содержащую недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).
В связи с этим ФНС России в Письмах от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@ рекомендует налоговым агентам в целях представления достоверных сведений в справках 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода. Кроме того, ФНС считает целесообразным при наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ. Информация об ИНН физического лица может быть получена путем использования сервиса "Узнай свой ИНН" (https://service.nalog.nj/inn.do), размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@). При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (Письмо ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@).
С целью исключения недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля этих документов в отношении реквизита "ИНН в Российской Федерации" проводится (Письма ФНС России от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@):
- проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом ИФНС примет справку 2-НДФЛ, даже если в ней не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений);

- проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах.
Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126.1 НК РФ (Письма Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@). Штраф составляет 500 руб. за каждую справку 2-НДФЛ, содержащую недостоверные сведения.
При этом согласно п. 2 ст. 126.1 НК РФ установлено, что налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, в том случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424). Ретроспектива позиции контролирующих органов в отношении применения к налоговым агентам ответственности за указание в справках 2-НДФЛ некорректных ИНН приведена в таблице.

Таблица

Разъяснения Минфина России и ФНС России

Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, Письма ФНС России от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@

Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН, присвоенного иному физическому лицу, является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письмо Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22325

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физического лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного ст. 126.1 НК РФ. При этом организация - налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об идентификационном номере налогоплательщика

Письма ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@

С целью исключения приема от налогового агента справок с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему. Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

С целью исключения приема от налогового агента справок 2-НДФЛ с заведомо недостоверными данными установлены дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов справки 2-НДФЛ, в том числе проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

ИФНС примет справку 2-НДФЛ, в которой не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений), но направит налоговому агенту протокол с сообщением: "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". Будет считаться, что такая справка прошла форматно-логический контроль

Письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@

При наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ;

При выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ производство по делу о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ

Письмо ФНС России от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

на этапе форматно-логического контроля справок 2-НДФЛ в налоговом органе проводится:

Проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

Проверка структуры заполненного поля "ИНН в Российской Федерации" на разрядность и корректность контрольного числа ИНН (в том числе на заполнение данных произвольными техническими значениями, начинающимися с 0000000000, 1234567890 и т.п.);

Проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах

Учитывая приведенные выше разъяснения контролирующих органов, отказов в приеме справок 2-НДФЛ без указания в них ИНН быть не должно, такие справки 2-НДФЛ пройдут форматно-логический контроль (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@). Тем не менее при выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ налоговый агент может быть оштрафован по п. 1 ст. 126.1 НК РФ. С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ надо представлять в ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если численность физических лиц, получивших от организации доходы в периоде, за который представляются справки 2-НДФЛ, составляет 25 и более человек (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263).
В связи с этим многие разработчики программного обеспечения настроили свои системы для отправки справок 2-НДФЛ через спецоператора электронного документооборота так, что те просто не позволяют отправить справки, в которых не указан ИНН. Поскольку проверке корректности заполнения реквизита "ИНН в Российской Федерации" в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля налоговые органы уделяют особое внимание, рекомендуем работодателям во избежание налоговых штрафов не усложнять отношения со своей налоговой инспекцией, принять меры, направленные на уточнение информации об ИНН работников.
Например, можно в информационном письме обратиться к работникам с просьбой представить свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан их ИНН, объяснив это необходимостью корректного заполнения справок 2-НДФЛ. Лояльные работники вряд ли откажутся пойти навстречу работодателю в такой ситуации и помогут работодателю избежать проблем, связанных с отсутствием ИНН работников.
Более того, информация об ИНН работников также необходима для формирования новой ежемесячной отчетности в ПФР.

ИНН в новой ежемесячной отчетности в ПФР

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. пп. "а" п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, с указанной даты организации (помимо привычного ежеквартального представления сведений персонифицированного учета в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР) должны представлять в ПФР новую ежемесячную отчетность - форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденную Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Электронные форматы СЗВ-М утверждены Распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р.
Отчет по форме СЗВ-М также относится к сведениям персонифицированного учета (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ).
При заполнении разд. 4 формы СЗВ-М работодателям нужно указывать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица;
- ИНН, который заполняется при наличии у страхователя (работодателя) данных об ИНН физического лица).
В пп. 3 п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) прямо указано, что в форме СЗВ-М указывается ИНН налогоплательщика при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица.
Порядок заполнения формы (форматы) СЗВ-М отдельно не приводится ни в Постановлении Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, ни в Распоряжении Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р. Из информации, приведенной непосредственно в разд. 4 формы СЗВ-М, следует, что ИНН указывается только в том случае, если страхователю известен этот номер. То есть при отсутствии ИНН форма СЗВ-М должна быть принята региональным отделением ПФР.
За нарушение сроков подачи формы СЗВ-М и/или представление недостоверных сведений в такой отчетности предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
Учитывая, что представление работником свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе упростит сдачу налоговой и страховой отчетности, ускорит представление работодателем работнику имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ, работодатель может (в том числе при приеме на работу) только предложить (а не потребовать, за исключением случаев, установленных законом) представить этот документ.
И если работники представят такие свидетельства, работодателю целесообразно изготовить и хранить у себя их копии, несмотря на то что трудовое законодательство не обязывает работодателя это делать.

Данные об ИНН работников надо указывать в персонифицированной отчетности и в отчетности по НДФЛ. За их неверное указание организацию могут оштрафовать. В связи с этим компании при приеме на работу новых сотрудников требуют у них актуальное свидетельство о присвоении ИНН (о постановке на налоговый учет). Но это незаконно.

Перечень документов, необходимых для устройства на работу, небесконечный

В Трудовом кодексе установлен закрытый перечень документов, которые надо предъявить работодателю при приеме на работ уст. 65 ТК РФ . К ним относятся:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка (кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании - при поступлении на работу, требующую специальных знаний.

В отдельных случаях по законодательству требуется предъявление дополнительных документов. Однако свидетельство о присвоении ИНН в общем случае не входит в перечень ни основных, ни дополнительных обязательных документов. Это свидетельство работник должен представлять только при поступлении на государственную гражданскую службу для заключения служебного контракт аподп. 6 п. 2 ст. 26 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ .

Поэтому нельзя ни требовать предъявления свидетельства о присвоении ИНН при приеме на работу, ни отказать в приеме на работу по причине отсутствия такого свидетельств ач. 3 ст. 65 ТК РФ .

ИНН-свидетельство на старую фамилию действительно

Иногда при приеме на работу человек представляет свидетельство о присвоении ИНН, где указана его прежняя фамилия. К примеру, женщина вышла замуж и сменила фамилию. Конечно, соответствие прежней фамилии настоящей легко подтвердить свидетельством о браке. Однако поскольку фирме придется указывать ИНН работницы в отчетности, надо, чтобы он соответствовал именно ее новой фамилии. Что делать?

Внимание

Если в свидетельстве о присвоении ИНН указана старая фамилия соискателя, это не повод для того, чтобы считать такое свидетельство недействительным.

Во-первых, уже ясно, что организация не может отказать в приеме на работу из-за того, что в свидетельстве о присвоении ИНН указана старая фамилия. Ведь, как мы уже разобрались, свидетельство можно было вообще не приносит ьст. 65 ТК РФ .

Во-вторых, надо понимать, что такое свидетельство - действующее. Ведь недействительным оно может быть признано лишь в двух случая хп. 37 Порядка, утв. Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н :

  • <или> выдано новое свидетельство;
  • <или> указанный в свидетельстве ИНН признан недействительным.

Серии и номера свидетельств, признанных недействительными, размещаются на сайтах региональных управлений ФНС.

В-третьих, организация не должна требовать от работницы получения нового свидетельства о присвоении ИНН. Конечно, по собственному желанию при смене фамилии каждый гражданин может получить новое ИНН-свидетельство - для этого нужно подать в инспекцию по месту жительства новое заявление о постановке на учетп. 36 Порядка, утв. Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н . Сделать это можно и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС .

Однако ни в НК, ни в Порядке присвоения ИНН нет обязательного требования об обращении в налоговые органы за оформлением свидетельства на новую фамили юст. 23 НК РФ ; Порядок, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ . Не предусматривает этого и действующая форма свидетельства о постановке физлица на налоговый учетформа № 2-1-Учет, утв. Приказом ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ .

В-четвертых, смена фамилии изменения самого ИНН не влече тп. 16 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ . Так что даже если работница обратится за новым свидетельством, то номер ИНН в нем будет указан прежний.

О смене фамилии граждан налоговики должны оперативно узнавать от отделения ЗАГСа. Ведь оно обязано сообщить налоговым органам о регистрации брака в течение 10 рабочих днейп. 3 ст. 84 , п. 3 ст. 85 НК РФ . А органы внутренних дел должны в течение 5 рабочих дней сообщить в инспекцию о выдаче нового паспорт ап. 3 ст. 84 , пп. 3 , 8 ст. 85 НК РФ . Получив такие сведения, налоговый орган должен внести в свою базу изменения и привязать ИНН работницы к ее новой фамилии.

Разбираемся с указанием ИНН в отчетности

Указание ИНН предусмотрено при заполнении справки 2-НДФЛ и формы СЗВ-М. Однако это необязательный реквизи тпп. 2.2 , 4 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ ; Письма ФНС от 16.02.2016 № БС-3-11/590@ , от 02.02.2016 № БС-3-11/360@ . Поэтому безопаснее вообще его не указывать, если вы не знаете ИНН работника либо сомневаетесь в его правильности.

Проверить, учтена ли в реестре налоговиков смена фамилии работника, можно, к примеру:

  • с помощью сервиса «Узнай свой/чужой ИНН» на сайте ФНС России ;
  • попросив у работника распечатку начальной страницы из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС .

Учтите, что если вы в форме 2-НДФЛ укажете ошибочный ИНН, старую фамилию работника или другие неактуальные персональные данные, вашу организацию могут оштрафовать - 500 руб. за каждую справку с недостоверными данным ип. 1 ст. 126.1 НК РФ ; Письма ФНС от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 , от 16.02.2016 № БС-3-11/590@ .

Такой же штраф - 500 руб. за ошибку в одном ИНН - грозит организации при представлении СЗВ-Мст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ .

Официальное трудоустройство предполагает предоставление соискателем ряда документов, необходимых для заключения трудового договора. Среди прочих бумаг большинство работодателей требует от новых сотрудников и копию их ИНН, в связи с чем, нередко возникает вопрос о правомерности указанных действий.

В соответствии со ст.65 ТК РФ, среди обязательных документов, необходимых для принятия на работу, отмечены:

  • Документ, удостоверяющий личность соискателя.
  • Трудовая, при её наличии. Если гражданин трудоустраивается впервые или его книжка была утеряна, то новый работодатель должен оформить новый бланк в течение недели после принятия его на работу.
  • Документы, подтверждающие наличие образования у нового сотрудника, уровня его квалификации или разряда.
  • СНИЛС;
  • Дополнительные справки, если таковые необходимы для трудоустройства. К примеру, документ подтверждающий отсутствие судимости.

Данный перечень является исчерпывающим для большинства случаев, за исключением тех, когда дополнительные требования к соискателям устанавливаются отраслевыми и специальными нормативными актами. К примеру, ИИН является обязательным для предоставления документом при трудоустройстве на госслужбу.

Этих документов, согласно действующему трудовому законодательству, достаточно для того, чтобы заключить между сторонами трудовое соглашение. В связи с этим требования нанимателей о предоставлении ИНН считаются противозаконными.

Однако с другой стороны на работодателя ФНС налагается обязанность предоставления ежемесячной отчетности, которая должна содержать ИНН всех сотрудников, трудящихся на его предприятии. Нарушение указанных требований может повлечь за собой отказ в принятии документации, а её несвоевременная подача – наложение взысканий.

В связи с этим наниматели стремятся получить необходимые документы у сотрудников, во избежание проблем с налоговой службой, а также ПФР, отчетность для которого также должна содержать в себе ИНН трудящихся.

Законодательная база

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы трудоустройства, и в том числе необходимых для него документов, является Трудовой кодекс РФ, В ст.65 данного документа закреплен перечень документов, которые может требовать работодатель при заключении с гражданином трудового договора.

Как уже было отмечено ранее, ИНН в этот список не входит, поэтому его предоставление не является обязательным, если иное не предусмотрено иными нормативно-правовыми актами РФ. Но работодатели ставят перед соискателями такие требования потому, что они как налоговые агенты производят отчисления с заработной платы и отчитываются перед налоговой службой, указывая ИНН своих сотрудников.

С одной стороны отсутствия данного документа не является в большинстве случаев препятствием к заключению трудовых отношений и произведению необходимых отчислений. К примеру, в письме ФНС РФ №БС-4-11/1068@ от 27.01.2016г. прямо указано, что отсутствие ИНН не является препятствием для приема на работу граждан. Но ряд нормативных актов закрепляет за работодателем обязанность предоставления ИНН своих работников.

Так Письмо ФНС РФ №11-2-06/0733@ от 23.12.2015г. запрещает юрлицам и ИП подавать налоговую отчетность без указания ИНН граждан трудящихся у них. Без наличия у них соответствующих документов они отделение ФНС не смогут принять у них ежемесячную отчетность. Это ставит работодателей в ситуацию, когда и требовать ИНН нельзя, и осуществление деятельности без него проблематично.

Когда ИНН обязателен?

Согласно трудовому законодательству, помимо общих документов, необходимых для предоставления, перечень которых закреплен в ст.65 ТК РФ, отраслевые нормативные акты могут устанавливать дополнительные требования к соискателям. Это касается не только наличия у них необходимого образования или стажа работы, но и бумаг или справок.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.26 ФЗ №79-ФЗ от 24.07.2004г., регулирующим вопросы осуществления гос. гражданской службы, при трудоустройстве граждан в данной сфере они обязаны предоставить помимо прочих документов их ИНН. На данный момент, ни в каких иных отраслевых нормативных актах такие требования не предусмотрены.

С другой стороны, согласно ст.57 ТК РФ работодатель при заключении трудовых отношений обязан указывать свой ИНН, в соглашении или контракте с гражданином. Исключением в данном случае являются наниматели – физлица, осуществляющие хозяйственную деятельность без оформления статуса индивидуального предпринимателя.

При этом отсутствии в трудовом договоре даже обязательных пунктов или не предоставление документов не является основанием для расторжения трудовых отношений. В данном случае стороны должны будут внести корректировки в текст или оформить приложение к контракту, в котором указать необходимые сведения.

Что делать, если работодатель требует ИНН?

С 2017 года были внесены изменения в порядок подачи деклараций работодателями, их обязали вносить в отчетность ИНН их работников. В связи с тем, наниматели стали чаще требовать при приеме на работу налоговый номер соискателя.

Однако на данный момент не все граждане имеют ИНН, и его получение не является обязательным для тех, кто ранее его не оформил. В связи с этим данный документ не может быть внесен в список обязательных. Наниматель также не имеет права требовать оформления ИНН сотрудником, если у него такового нет.

В то же время, работодатель, согласно действующим нормам, не может быть привлечен к ответственности за отсутствие у его работника ИНН. Но это не исключает возможных проблем с подачей ежемесячных отчетов в ФНС И ПФР.

Зачастую с предоставлением ИНН при трудоустройстве не возникает проблем, если у соискателя он есть. Но если его нет, работодатель может отказаться от подписания с гражданином контракта. В таком случае соискатель имеет право обжаловать данные действия работодателя в суде.

В большинстве же случае вопрос с ИНН решается между соискателем и нанимателем без привлечения третьих лиц. Если у гражданина есть ИНН, то его предоставление не повлечет никаких негативных для него последствий, поэтому зачастую никто не отказывается от этого при возможности потерять должность.

Если гражданин по каким-то причинам не получил налоговый номер, то у него есть три варианта:

  • Оформить его для трудоустройства – это можно сделать и после подписания трудового договора между сторонами при согласии нанимателя;
  • Отказаться от трудоустройства и поискать другие вакансии, где работодатели не требуют ИНН;
  • Обратиться с исковым заявлением в суд для защиты своих интересов.

Процедура судебного рассмотрения достаточно длительная и результат предсказать бывает невозможно. В связи с этим её используют только в крайнем случае и при наличии серьезных доказательств.

Обращение в суд

Необходимо учитывать, что основанием для судебного оспаривания является отказ в трудоустройстве по причине отсутствия ИНН у соискателя. Так как зачастую об этом факте гражданину сообщается устно – это лишает его возможности подтвердить противозаконность действий нанимателя.

Если ответ приходит в письменной форме, что само по себе встречается не часто, то работодатель зачастую указывает в качестве оснований для отказа другие причины, а не отсутствие ИНН, даже если ранее ссылался именно на это.

Для обращения в суд у гражданина должны быть доказательства того, что отказано ему было по причине отсутствия ИНН. В качестве них могут использоваться:

  • Заявление гражданина с просьбой принять его на работу;
  • Письменный отказ от трудоустройства гражданина;
  • Аудио и видеозапись рассматривается судом, как косвенное доказательство;
  • Свидетельские показания, если таковые есть.
  • Иные материалы, на которые опираются исковые требования гражданина.

Если суд удовлетворит исковые требования, то руководителя предприятия обяжут принять на работу данного гражданина, на должность, которую он хотел занять. Помимо этого его обяжут выплатить истцу компенсацию в размере заработной платы за весь период «вынужденного простоя» с момента, когда его должны были трудоустроить.

Требование работодателя о предоставлении свидетельства, подтверждающего постановку на учет налогоплательщика с присвоением ИНН, не основано на законе.
В соответствии со ст. 83 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся предпринимателями, осуществляется самим налоговым органом, независимо от каких-либо заявлений со стороны гражданина. (постановка на учет осуществляется, к примеру, на основании сведений о регистрации по месту жительства, которые передаются в налоговую инспекцию органом, осуществляющим регистрационный учет). Получение свидетельства о постановке на учет (как раз то, что в народе называют ИНН) является сугубо правом гражданина, но не обязанностью.
Порядок постановки на учет налогоплательщиков, в том числе физических лиц регулируется Приказ Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента". В соответствии с этим приказом в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, постановка на учет подтверждается Свидетельством по форме, установленной ФНС России. Для физических лиц выдача свидетельства осуществляется на основании заявления гражданина (п. 22, 23 Приказа). Следовательно, принятие ИНН физическим лицом, не являющимся частным предпринимателем, определяется личным волеизъявлением налогоплательщика.
Обращаю Ваше внимание, что никаких санкций за неполучение ИНН действующим законодательством не установлено. Что касается требований работодателя о предоставлении работников ИНН, то оно не основано на законе и нарушает права будущего работника.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если лицо до этого работало); документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования. Данный перечень является исчерпывающим, исключений из этого списка могут быть установлены лишь специальными нормативными актами. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (ст. 65 ТК).
Однако и в отношении ИНН есть исключения. При поступлении на государственную гражданскую службу (госслужащие) предоставление ИНН при приеме обязательно (ст. 23 ФЗ «О государственной гражданской службе»).
Начальник Госюрбюро Республики Карелия Т.В.Тимофеева

Понравилось? Лайкни нас на Facebook