Налоговый ликбез. Нужно ли платить налог с доходов, полученных за границей. Налогообложение зарубежных доходов российской фирмы От налогов за границу

Несмотря на стремительно развивающуюся экономику России и появление новых организаций и компаний, всё больше и больше наших соотечественников уезжают работать за границу. Причины этого явления могут быть весьма разнообразные. Кого-то перевели по контракту в филиал компании, который расположен в иностранном государстве, кто-то решил сам поискать работу за границей из-за огромной конкуренции на российском рынке труда. Работа за границей, особенно в Соединённых Штатах, привлекает размерами заработной платы. Она, как правило, значительно выше, чем в России. Ещё не так давно в России не было столько компаний, сколько их существует в нынешнее время. Несмотря на это, многие специалисты отдают своё предпочтение работе в иностранной компании, так как иностранные компании уделяют большое внимание гарантиям соблюдения прав сотрудника. Иностранные работодатели, как правило, дружелюбны, по достоинству оценивают усердие сотрудника и полностью оплачивают их труд.

Но, уезжая, в иностранное государство с целью повысить своё материальное благосостояние, не стоит забывать о законах РФ. Ведь, если вы всё ещё являетесь налоговым резидентом РФ, вы обязаны уплачивать налоги в Российской Федерации. В противном случае вас можно привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Многие граждане задаются вопросом: о каком налоге идёт речь? Ведь я ничего не имею за границей, я только начал работать! Ответим: а как же налог на заработную плату? Ведь начав работать в иностранном государстве, работники получают вознаграждение за выполнение работы. Именно такие доходы налоговый кодекс РФ относит к доходам, которые были получены от источника за пределами РФ (подпункт 6 п.3 ст.208 НК РФ).

Второй интересный вопрос заключается в том, будет ли такой работник платить налог в российскую казну, или же он будет пополнять бюджет иностранного государства? Это зависит от налогового статуса гражданина Российской Федерации, а он, в свою очередь, зависит от того, является ли гражданин налоговым резидентом РФ или не является. Определить это довольно просто. Достаточно лишь подсчитать общее количество всех дней нахождения физического лица в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода.

Чтобы правильно определить эти двенадцать месяцев применяются следующие правила:

  1. Месяцы должны идти друг за другом последовательно, например: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и т. д.
  2. Необязательно, чтобы месяцы начинались с первого числа и заканчивались 31 числом. Бывает, что они начинаются в 20-х числах месяца и соответственно должны заканчиваться в двадцатых числах следующего месяца (например, с 20 июня по 19 июля 2014 года).

Гражданин, работающий за рубежом, но являющийся налоговым резидентом, обязан с полученного им дохода самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ. Кроме этого он обязан представить не позднее 30 апреля следующего года в налоговый орган декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ). Налоговый орган должен располагаться по месту жительства налогоплательщика (ст. 228 НК РФ и ст. 229 НК РФ). Указанный доход подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 % (ст. 224 НК РФ). Здесь следует упомянуть, что относится к доходу по НК РФ. Ст. 209 НК РФ признаёт объектом налогообложения НДФЛ доход, который был получен резидентами Российской Федерации от различных источников. Источником дохода может являться работа гражданина, а также доходы, полученные от сдачи в аренду недвижимости.

Из-за того, что большую часть времени работник проводит за границей, ему приходится задумываться о собственном жилье. Поэтому часто у налоговых резидентов РФ, работающих за границей, в собственности может находиться недвижимость, которая была приобретена в иностранном государстве за время работы. Часть недвижимости может сдаваться. При этом, деньги, полученные от аренды части имущества тоже подлежат налогообложению. Но при расчете налога на имущество необходимо учитывать правила межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ), дабы не возникало случаев, когда резидент РФ уплачивает налоги и в иностранном государстве и в РФ.

Вместе с тем надо помнить, что если международным соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным между РФ и иностранным государством, установлены иные правила налогообложения полученного дохода, то применяются правила международных соглашений (ст. 7 НК РФ).

Суммы налога, уплаченные по законодательству другого государства, можно учесть при уплате налога с этого имущества по российскому законодательству. Полученная сумма не должна превышать величины налога, подлежащего уплате с данного имущества в России (п. 1 ст. 386.1 НК РФ).

Утрачивается ли статус налогового резидента и необходимо ли подать декаларацию 3-НДФЛ?

Сотрудник российской организации (гражданин РФ, резидент на момент получения дохода) работает до 31.03.2017, получая заработную плату и иные вознаграждения в этой организации, облагаемые по ставке НДФЛ 13%.С 01.04.2017 сотрудник увольняется и устраивается на работу в другую компанию этой же группы компаний за пределами РФ (ФРГ). Каким образом будет осуществляться налогообложение по НДФЛ по итогам 2017 г., учитывая, что сотрудник более 183 дн. будет находиться за пределами РФ при этом он располагает в России постоянным жилищем (Свидетельство о собственности) и центром жизненных интересов (семья-мать и отец). При подготовке консультации просим ссылаться не только на 23 Главу НК РФ, но и на Соглашение между РФ и ФРГ "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Зарплата, которую сотрудник получает за границей, это доход, полученный за пределами России. А такие доходы облагаются НДФЛ в особом порядке:
– сотрудник-резидент платит налог самостоятельно;
– сотрудник-нерезидент вообще не платит НДФЛ по российскому законодательству.

Независимо от налогового статуса сотрудника удерживать налог с его зарплаты работодатель не должен.

Из положений международного договора с Германией следует, что сотрудник является резидентом России, если располагает в ней постоянным жилищем, либо имеет в России центр жизненных интересов.

При этом сам по себе факт нахождения сотрудника в России менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года) не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента в такой ситуации. Подтверждает такой вывод и ФНС России в письме от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@.
Таким образом, физическое лицо, которое является резидентом России, должно самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов. Не позднее 30 апреля следующего года сотрудник обязан подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России.

С каких выплат удерживать НДФЛ

Доходы от источников за пределами России

8. Другие виды доходов, связанных с деятельностью за пределами России.

Такой перечень доходов, полученных от источников за пределами России, установлен статьи 208 Налогового кодекса РФ.

После того как определен источник дохода, учтите следующие моменты:

  • если резидент получил доходы от источников за пределами России, НДФЛ с них он должен заплатить самостоятельно ();
  • если нерезидент получил доходы от источников в России, он может быть вообще освобожден от налогообложения. Такой порядок может быть прописан в Соглашении об избежании двойного налогообложения, заключенном Россией с иностранным государством , резидентом которого является получатель дохода. Оно имеет приоритет над российским законодательством (). Для обоснования правомерности применения льгот возьмите у нерезидента подтверждающие документы .

Ситуация: нужно ли удерживать НДФЛ из зарплаты директора филиала российской организации, открытого за границей. Зарплату выплачивает российская организация

Нет, не нужно.

Зарплата, которую директор филиала получает за границей, это доход, полученный за пределами России. А такие доходы облагаются НДФЛ в особом порядке:
– сотрудники-резиденты платят налог самостоятельно ();
– сотрудники-нерезиденты вообще не платят НДФЛ по российскому законодательству (ст. , НК РФ). Такие доходы облагаются налогами по законам того государства, где работает сотрудник.

Независимо от налогового статуса директора удерживать налог с его зарплаты работодатель не должен. Роли не играет и тот факт, что источник выплаты дохода – российская организация. Не имеет значения и способ выдачи зарплаты: напрямую на банковскую карту директора или сначала на счет филиала для последующей выплаты директору. Тут главное лишь то, что человек работает за рубежом (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-04-06/3349 .

Правда, повод для сомнений может дать подпункт 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ. В нем говорится, что вознаграждения директорам и членам советов директоров российских организаций облагаются НДФЛ независимо от того, где их выплатили: в России или за границей. Но, заметьте, директор филиала российской организации, открытого за рубежом, в эту категорию плательщиков не входит. Он – обычный сотрудник, поэтому на его доходы распространяются общие правила.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотруднику, который длительное время работает за границей

Да, нужно. Исключением является зарплата (вознаграждение), которую получает сотрудник, находясь за границей не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Загранкомандировка

За время пребывания сотрудника в командировке за ним сохраняется средний заработок (). Средний заработок, который начисляется командированному сотруднику, – это не вознаграждение за труд. Такая выплата представляет собой особый вид гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Чтобы установить, должна ли организация удерживать НДФЛ со среднего заработка, сохраняемого за сотрудником на время загранкомандировки, нужно определить источник данной выплаты (). Налогового кодекса РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому в данном случае следует руководствоваться рекомендациями Минфина России ().

По мнению ведомства, средний заработок, который сохраняется за сотрудником на время командировки, признается доходом, полученным от источников за пределами России (письмо Минфина России от 24 февраля 2016 № 03-04-06/10120). Поэтому, если на дату получения дохода командированный сотрудник является резидентом , НДФЛ с суммы среднего заработка не удерживайте. Ведь с доходов, полученных от источников за пределами России, сотрудники-резиденты должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13 процентов (). Не позднее 30 апреля следующего года сотрудники обязаны подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России (п. 3 ст. 228 , НК РФ). Если же с доходов от работы за пределами России российский налоговый резидент заплатил налог в бюджет иностранного государства, эта сумма принимается к зачету в счет уплаты НДФЛ в России (). Если же сотрудник утратил статус резидента, НДФЛ удерживать не нужно, так как не возникает объект налогообложения ().

Работа за границей

Многие организации на длительный срок направляют своих сотрудников за границу не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Такое пребывание за рубежом командировкой не признается. Фактически происходит переезд сотрудника на работу в другую местность. В этом случае сотруднику начисляется не средний заработок, а зарплата в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Зарплата

Зарплата, которую получает сотрудник, находясь за границей, признается доходом, полученным от источников за пределами России (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Поэтому, если на дату получения дохода сотрудник является резидентом , НДФЛ с зарплаты не удерживайте. Ведь с доходов, полученных от источников за пределами России, сотрудники-резиденты должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13 процентов (). Не позднее 30 апреля следующего года сотрудники обязаны подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России (п. 3 ст. 228 , НК РФ). Если же с доходов от работы за пределами России российский налоговый резидент заплатил налог в бюджет иностранного государства, эта сумма принимается к зачету в счет уплаты НДФЛ в России ().

НДФЛ с зарплаты не нужно удерживать и в том случае, если сотрудник утратил статус резидента. Дело в том, что доходы нерезидентов , полученные от источников за пределами России, не являются объектом налогообложения по российскому законодательству (). Налог с них следует платить по законам того государства, где сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Например, не нужно удерживать НДФЛ из зарплаты сотрудника, который постоянно живет за границей и работает в организации дистанционно, через Интернет.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 октября 2015 г. № 03-04-06/59439 , от 5 марта 2015 г. № 03-04-06/11830 , от 5 октября 2010 г. № 03-04-06/6-236 , ФНС России от 17 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2978 .

Отпускные

Отпускные, начисленные сотруднику за период его работы за границей, зарплатой не являются. Однако право сотрудника на оплачиваемый отпуск неразрывно связано с исполнением его трудовых обязанностей. Поэтому средний заработок, который сохраняется за сотрудником на время его очередного отпуска, по аналогии с зарплатой тоже относится к доходам от источников за пределами России. А значит, при налогообложении отпускных действуют те же правила, что и при налогообложении зарплаты:
– сотрудник-резидент платит НДФЛ самостоятельно;
– сотрудник-нерезидент платит налог по законодательству государства, в котором он работает.

В любом случае при начислении отпускных «заграничному» сотруднику работодатель налоговым агентом не признается и НДФЛ удерживать не должен.

Следует отметить, что раньше в отношении отпускных, начисленных сотрудникам, работающим за границей, финансовое ведомство давало другие разъяснения. В частности, в письмах от 11 апреля 2013 г. № 03-04-06/11979 и от 10 июня 2011 г. № 03-04-06/6-136 говорилось, что зарплата и отпускные – это выплаты, имеющие разные источники, а следовательно, правила налогообложения зарплаты не применяются при налогообложении отпускных. Авторы писем утверждали, что отпускные относятся к доходам, полученным от источников в России. А значит, при начислении таких доходов работодатель – налоговый агент должен удерживать НДФЛ:

  • по ставке 13 процентов – пока сотрудник остается налоговым резидентом России;
  • по ставке 30 процентов – с того момента, когда сотрудник утратил этот статус.

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Как определить статус человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог ();
  • разные ставки налога ().

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. и ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы России.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

3. Международное соглашение Государств от 29.05.1996 №

Статья 4. Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения выражение "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия. Указанное выражение не распространяется, однако, на лиц, которые подлежат налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении имущества, расположенного в этом Государстве.

2. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, действуют следующие положения:
а) лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) в случае, если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;
c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;
d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 15. Доходы от работы по найму

1. С учетом положений статей 16 , и настоящего Соглашения жалованье, заработная плата и аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от работы по найму, могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве только тогда, когда работа выполняется в нем.

2. Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом только в первом упомянутом Государстве, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:
a) получатель пребывает в другом Государстве в общей сложности не более чем 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом году;

b) вознаграждения выплачиваются работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом другого Государства; и
с) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в другом Договаривающемся Государстве.

3. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, вознаграждения за работу по найму, которая осуществляется на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемых в международных морских и воздушных перевозках, или на борту речного судна, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором предприятие, эксплуатирующее такие транспортные средства, является резидентом.

4. Письмо ФНС России от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@

О порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации, и сообщает следующее.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статей 209 , пункта 17.1 статьи 217 , статьи 224 , пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 № 01-СШ/19 , направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса , в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом , то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации,

У россиян осталось только шесть рабочих дней, чтобы заявить в Федеральную налоговую службу (ФНС) о своих зарубежных счетах.

До 2016 года сообщать о движениях на заграничных счетах должны были юрлица и индивидуальные предприниматели. С 2016 года и граждане тоже обязаны ежегодно до 1 июня отчитываться перед налоговой об операциях на их заграничных счетах и вкладах за прошедший год: сколько получил, что потратил и много ли осталось.

"Эти изменения были внесены в закон, чтобы уменьшить количество случаев неуплаты налогов и повысить наполняемость бюджета", - отмечает Павел Ивченков, эксперт центра "Общественная Дума". Также ФНС рассчитывает повысить прозрачность и контроль за валютными операциями. Ведь налогом на доходы физлиц (НДФЛ) облагаются любые доходы, отражаемые на банковских счетах за рубежом, начиная с дохода от сдачи недвижимости в аренду, заканчивая процентами по вкладам в иностранных банках.

"Но если предусмотрено международным соглашением, налог на доход от сдачи недвижимости в аренду оплачивается в той же стране и превышает 13 процентов - ничего в России платить не нужно. Если нет соглашения об избежании двойного налогообложения, налог придется заплатить в обеих странах", - поясняет Анна Левитова, управляющий партнер W1 Evans.

В инспекцию нужно предоставить налоговую декларацию другой страны и документы, подтверждающие уплату налога.

Если отчет не будет предоставлен, то владельцев счетов в иностранных банках ждет наказание по статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, штраф по которой зависит от длительности просрочки. Он составляет 2-3 тысячи рублей.

Также нарушителям придется заплатить НДФЛ по ставке 13 процентов, штраф за неуплату налога в размере 20 процентов от суммы неоплаченного налога и пени за несвоевременную оплату, если на счетах, за которые не отчитались, налоговики выявят скрываемые от налогов доходы.

Кроме того, им грозит еще и штраф за несвоевременную подачу или неподачу налоговой декларации.

Сообщить надо о счетах и вкладах, закрытых в 2015 году, и тех, которые еще открыты. Если счета или вклады были закрыты до 2015 года, то отчитываться по ним не нужно.

Раньше по Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" нужно было сообщать и о наличии счета, и о движении средств, но не было четко прописанной процедуры подачи уведомления и формы сообщения движения средств, сроки, поэтому норма не работала. "Владельцу зарубежного счета не могли вменить нарушение законодательства, так как не был разработан порядок уведомления движений средств по зарубежным счетам: у людей была обязанность, но не было четкой процедуры, - пояснила "РГ" Анна Левитова. - Теперь этот пробел в законодательстве устранен, легально избежать этой процедуры уже не получится".

Однако какой-либо практики еще не сложилось, поэтому остается только догадываться, будут ли подавать владельцы зарубежных счетов уведомления в налоговую, надеясь на амнистию со стороны налоговых и валютных контролеров, или предпочтут остаться в тени.

На первых порах эксперты не прогнозируют массовой сдачи отчетности. "У российских налоговиков крайне мало инструментов для выявления заграничных счетов граждан, - пояснил Павел Ивченков. - Иностранные банки и налоговые службы очень неохотно взаимодействуют с российскими коллегами. Поэтому не стоит ожидать массовой отчетности граждан о движениях на их зарубежных счетах".

Кроме того, кому-то все равно остается выгоднее заплатить небольшой штраф, если вдруг все же выявят факт непредоставления отчета, чем сообщать о зарубежных счетах и потом платить значительные налоги. Эксперты обращают на это внимание и предполагают, что новая норма еще будет совершенствоваться.

Законопроект

У бизнеса изменится финотчетность

Компаниям придется раскрывать промежуточную консолидированную отчетность в системах общего пользования.

Законопроект об этом подготовлен правительством и скоро будет внесен в Госдуму, говорится на сайте кабмина.

Информация, размещенная в открытом доступе, должна там оставаться три года. Документ подготовил минфин. Его цель - повысить прозрачности компаний, предоставлять людям достоверную информацию о деятельности юрлиц, сформировать благоприятную предпринимательскую среду, улучшить инвестиционный климат.

Подготовила Марина Гусенко

Российская компания, решившая начать свою деятельность на территории другой страны попадает под общее законодательство РФ.

Как следствие, налогообложение, уплата пошлин и иные платежи должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательных норм РФ. Рассмотрим основные принципы оплаты налогов от зарубежной деятельности.

Основная сложность при ведении бизнеса за рубежом от имени российской компании заключается в том, что велик риск двойного налогообложения.

Это происходит из-за того, что обе страны рассматривают доход компании как повод для уплаты подоходного налога. Если между РФ и той страной, в которой ведется деятельность, нет соглашения или акта относительно подобных ситуаций, компании практически невозможно отразить в декларации выплату налога за границей в качестве аргумента для снижения подоходного налога в РФ.

На сегодняшний день подобные соглашения о российском бизнесе в зарубежных странах заключены со странами ЕАЭС, а также с несколькими странами бывшего СССР. Во всех остальных случаях компании придется платить налоги полностью в соответствии с положениями налогового кодекса РФ, а также с законами второй страны. Именно по этой причине многие предпочитают вести деятельности в офшоре или же регистрировать компании в иных странах.

Налогообложение в офшорной зоне

Большинство предпринимателей рассматривают офшорные фирмы как способ оптимизировать налоговую нагрузку на свой бизнес. И, правда, офшор подходит для этого как нельзя лучше. Все дело в том, что благодаря такой фирме можно платить налоги по минимуму, а в ряде случаев даже не платить их. Конечно, взносы вносить придется, но по сравнению с налоговыми нагрузками в странах, не являющихся офшорами, данные отчисления являются просто копейками. Особое внимание стоит обратить на правила ведения дел и уплаты обязательных платежей, установленных юрисдикцией. Так, в некоторых случаях можно попасть в систему, предусматривающую двойное налогообложение, или, того хуже, попасть в немилость отечественных налоговых служб.

Стабильность ситуации в стране также играет свою роль. Бывают случаи, когда ввиду нестабильной политической обстановки происходит кардинальная смена власти, которая очень быстро проводит реформы, в том числе и в области налогообложения. В таком случае, вероятность закрытия фирмы сразу же после ее регистрации достаточно велика.

Трудоемкость регистрации офшора

У каждой юрисдикции есть свои требования по предоставлению пакета документов. В некоторых случаях требуется лишь паспорт с отметкой о прописке иностранного предпринимателя. В других же случаях потребуется внушительная пачка документов и помощь специалистов, которые возьмут за это деньги. Так, лучшим вариантом для бизнеса будет покупка уже зарегистрированной в офшоре организации. Благо, название можно сменить в любой момент. Кроме того, регистрация покупки проводится в большинстве случаев одним днем.

Важно помнить о том, что мало просто зарегистрировать компанию, ведь она должна еще и функционировать. Для этого требуется понести дополнительные расходы, например, на аренду офиса и услуги аудита. Каждая юрисдикция характеризуется своим уровнем цен. Именно поэтому об этом стоит позаботиться заранее.

Налоговый нерезидент — это не обязательно иностранец, приехавший жить и работать в Россию. Нерезидентом может стать и гражданин Российской Федерации, выехавший из нашей страны, например, в длительную служебную командировку.

Многие граждане России время от времени выезжают за рубеж по личной и служебной необходимости: кто-то отправляется в краткосрочную загранкомандировку, кто-то выезжает на стажировку, а кто-то, являясь работником российской организации, выполняет свои обязанности на территории иностранного государства, например строит железную дорогу.

Рассмотрим, как такие граждане платят налог на доходы физических лиц.

Плательщиками НДФЛ согласно п. 1 ст. 207 НК РФ признаются не только граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но также и физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Иначе говоря, нерезиденты должны платить НДФЛ только с доходов, полученных в России. Платить налог с доходов, полученных от источников за пределами нашей страны, нерезиденты не должны.

Подпунктом 6 п.

Вопросы и ответы

3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами нашей страны для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В первую очередь выясним, кто из россиян, выезжающих трудиться за рубеж, с точки зрения налогового законодательства является резидентом, а кто — нерезидентом.

Пункт 2 ст. 207 НК РФ устанавливает, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы нашей страны для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации ее налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы нашей страны. Иных исключений из общего правила ст. 207 НК РФ не содержит, поэтому рабочие и служащие обычных организаций, отправляясь на работу за рубеж на долгий срок, рискуют утратить статус налоговых резидентов.

Если гражданин находится на территории России менее 183 дней в налоговом периоде, он не признается налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде (Письмо Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228).

"Долгосрочная загранкомандировка"

Представим себе ситуацию: российская организация направляет своих сотрудников в иностранное государство на длительный период времени (на год и больше) для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, например для строительных работ.

Фактически в рассматриваемом случае место работы сотрудников находится в иностранном государстве, и они не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Минфин России в Письме от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73 разъяснил, как нужно уплачивать НДФЛ с доходов таких работников. До момента, пока сотрудники организации будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации (пока срок их отсутствия в России не составит 183 дня), рассматриваемые доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

В Письме отмечено, что в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. Физические лица — налоговые резиденты, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении календарного года.

После того как в течение налогового периода статус выехавшего на работу за границу сотрудника меняется на нерезидента (причем статус остается таким до конца календарного года), меняются и его обязанности. А именно после потери статуса налогового резидента граждане уже не обязаны декларировать доходы от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученные до приобретения статуса нерезидента. Платить НДФЛ такие лица тоже не должны (Письма Минфина России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41, от 31.03.2011 N 03-04-06/6-63).

Однако есть одна существенная деталь: согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка. И если организация все-таки оформляет отправленных за рубеж для выполнения работ сотрудников как командированных, ей следует выплачивать им суммы среднего заработка. Эти суммы не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации. К указанным выплатам норма пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ не применяется, а сами выплаты относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Соответственно, в данном случае с этих доходов будет удерживаться НДФЛ (Письмо Минфина России от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73).

Итак, сотрудники, отправленные российским работодателем для выполнения служебных обязанностей за рубеж, через 183 дня пребывания за пределами нашей страны в течение 12 идущих подряд месяцев утрачивают статус налогового резидента. Заметим, что есть профессии, предполагающие постоянное перемещение работника в иностранные государства. В качестве примера можно привести экипажи воздушных судов, направляемые российскими компаниями для выполнения работ разъездного характера на продолжительный период. Такие работники, имея фактическое место жительства в России, могут, исполняя служебные обязанности, находиться вне территории нашей страны больше 183 дней в течение 12 месяцев. Такие работники, по мнению Минфина России, также становятся нерезидентами (Письмо от 28.03.2011 N 03-04-06/6-58).

Налогообложение после возвращения из-за границы

Итак, работник после длительного отсутствия в России и утраты статуса налогового резидента вернулся на Родину и продолжает работу в компании. По какой ставке станут удерживать НДФЛ с его доходов?

Пока время нахождения физического лица на территории нашей страны за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет меньше 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации. Его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории России, в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-05/6-156).

После того как на дату получения очередной заработной платы работник будет признан налоговым резидентом, с его дохода на основании п. 1 ст. 224 НК РФ налог должен удерживаться по ставке 13%.

Окончательный налоговый статус физического лица за налоговый период устанавливается по его итогам, соответственно, определяется порядок налогообложения доходов этого лица, полученных за данный налоговый период.

При окончательном определении статуса налогоплательщика должен производиться перерасчет сумм налога в связи с изменением его налогового статуса с начала года (налогового периода), в котором такое изменение произошло. Причем это не означает, что перерасчет и возврат сумм переплаченного налога сделает бухгалтерия по месту работы. В соответствии с п. 1.1 ст. 231 НК РФ, положения которого вступили в силу с 1 января 2011 г., возврат НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента производится налоговой инспекцией по месту жительства (пребывания) данного гражданина.

Налогоплательщик должен подать декларацию о доходах по окончании налогового периода, в котором произошла смена его статуса. Также он должен представить документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48).

По вопросу перечня документов, подтверждающих статус налогового резидента, налогоплательщикам следует обращаться в налоговый орган по месту жительства (пребывания). Такое разъяснение было дано Минфином России в Письме от 14.04.2011 N 03-04-05/6-258.

Уехать на ПМЖ, но работать на российского работодателя

В настоящее время граждане России свободно перемещаются по всему миру и многие имеют возможность выбирать страну для проживания. Немалое количество наших сограждан, постоянно проживая за рубежом, сотрудничают с российскими компаниями, средствами массовой информации, научными организациями и пр.

Россияне, постоянно проживающие в иностранных государствах (например, по видам на жительство), не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, признается доход только от источников в Российской Федерации. Если физическое лицо работает по трудовым договорам с российскими организациями, выполняет работы, оказывает услуги по гражданско-правовым договорам на территории иностранного государства, получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Такие доходы не признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации (Письма Минфина России от 26.01.2011 N 03-04-06/6-10, 08.12.2010 N 03-04-06/6-292 и др.).

"Нетрудовые" доходы нерезидента

Россиянин, уехав на долгое время по личной или рабочей необходимости за рубеж, может сдать в аренду или вообще продать свое жилье в Российской Федерации.

Придется ли в этом случае платить НДФЛ и можно ли будет получить имущественный налоговый вычет в случае продажи жилья?

Для нерезидентов в состав базы для исчисления НДФЛ включается доход от продажи находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ). Данный доход нерезидента облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (в том числе имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартир). Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Однако для доходов, в отношении которых установлены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России от 03.06.2009 N 03-04-05-01/411).

Что касается доходов от сдачи жилья в аренду, то налогоплательщику-нерезиденту придется платить налог на доходы физических лиц по ставке 30%. Зачастую нерезиденты сдают принадлежащее им жилье в аренду не самостоятельно, а через доверенных лиц. Минфин России в Письме от 14.09.2010 N 03-04-06/10-214 разъяснил, что права и обязанности, в том числе и доход, по договору аренды возникают непосредственно у арендодателя, а не у его представителя. Соответственно, именно арендодателю-нерезиденту придется платить НДФЛ.

Е.В.Мацкявичене

Налогообложение российских организаций за рубежом

Сегодня многие российские организации ведут деятельность за границей. Это экспортно-импортные операции, создание постоянных представительств, вложения в уставные капиталы иностранных компаний.

Доходами российских организаций за рубежом являются:

— доходы от реализации товаров (р,у) от деятельности обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;

— внереализационные доходы, связанные или не связанные с деятельностью обособленного подразделения на территории иностранного государства.

Организации, работающие в России и за рубежом, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения одного и того же дохода. Эта проблема решается системой налогового зачета.

Формируя налогооблагаемую прибыль, российские организации в полном объеме учитывают доходы от источников в РФ и за рубежом. Расходы, произведенные организацией в связи с получением дохода за рубежом, принимаются к учету.

Если вы проводите много времени за границей, с 1 января 2017 г. готовьтесь платить большие налоги

Суммы налога, уплаченные организацией в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ею налога в нашей стране, но не более суммы налога, подлежащего уплате с такого же дохода в России.

Таким образом, налог, уплаченный в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету. Сумму иностранного налога, принимаемую к зачету, исчисляют расчетным путем.

Сначала определяют, можно ли зачесть налог, уплаченный в иностранном государстве. Для этого налог иностранного государства должен соответствовать понятию налога на прибыль в российской трактовке.

Налог можно принять к зачету только с тех доходов, которые являются доходами от источников в иностранном государстве. Например, российская организация на территории России выполняет работы в пользу иностранной организации. Хотя источник выплат – иностранная организация, но источник дохода – российский. Зачет налога неправомерен.

ПСЗ = Доходы, полученные за рубежом ∙ 20 %

ПСЗ следует рассчитывать отдельно по каждому виду дохода от зарубежных источников, а также по каждому государству, где получен доход.

Затем определяется сумма, принимаемая к зачету. Для этого сопоставляют две величины: ПСЗ и налог, уплаченный в иностранном государстве. В зачет берется наименьшая величина.

Организации, которые получают дивиденды от иностранной организации, не вправе принять к зачету налог с дивидендов, уплаченный по месту нахождения источника дивидендов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook