Учения уильяма оккама. Доказательства бытия бога. Что будем делать с полученным материалом

Следующим по времени францисканским мыслителем является Уильям Оккам (ок. 1300-1349/50). Так же, как и предыдущие два философа, Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Также был монахом францисканского ордена. В одно время занимал довольно резкую позицию в отношении папы Римского, из-за этого он сидел некоторое время в тюрьме. Когда он был выпущен из тюрьмы, как говорят, он бежал под прикрытие к одному из итальянских королей и, как повествует традиция, обратился к этому королю за помощью, сказав исторические слова: «Охраняй меня мечем, я буду охранять тебя словом». Последние годы жизни он провел в Италии.

Среди его произведений выделяют «Распорядок», «Избраное» и «Свод всей логики». Уильям Оккам как представитель философии и христианской схоластической мысли 14-го века, показывает упадок схоластического богословствования. У Оккама можно видеть все следствия из такого познания Бога, из попытки познания Бога расудочными методами. Уильям Оккам практически начисто отрицает право философии на какое-либо познание Бога. Философия вообще ничего не может доказать, не имеет никакой ценности для богослова, философия даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия. Поэтому истины Писания недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость, тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания.

Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря так называемой «бритве Оккама». «Бритва Оккама» - это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения. Эта «бритва Оккама» формулируется в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». И краткая формулировка «бритвы Оккама», возникшая уже впоследствии: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Этот принцип Уильям Оккам сформулировал в своей борьбе против различных схоластических ухищрений, различных тонких дистинкций и т.д., что особенно стало популярным благодаря трудам Иоанна Дунса Скота. Этот уход от познания реального мира не устраивал Оккама, и в своей защите эмпиризма, познания чувственого мира в борьбе против схоластики, Оккам и сформулировал этот принцип.

В сущности своей этот принцип ведет свое происхождение от знаменитого спора Аристотеля с Платоном. Аристотель возражал Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей, необходимых для объяснения. Так же поступил и Оккам. Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т.д. Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиверечиво. Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т.е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть ничто иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии.

В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем. Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак огня, а смех есть знак радости. Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки вещей. Мыслится не непосредственно предмет, а его знак, понятие. Всего бывает два типа понятий: знаки вещей и знаки знаков. Универсалия - это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде, в т.ч. и в божественном уме, то Бог познает их через человека.


(лат. Guillelmus de Ockham, англ. William of Ockham, фр. Guillaume d"Ockham или Guillaume d"Occam) ,
(ок. 1285, Оккам, графство Суррей – 1347, Мюнхен)

(Вильгельм из О. - местечка в английском графстве Сэрре) - схоластик XIV века, главный представитель номинализма; слушал в Оксфорде Дунса Скота, потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 г.), он был заключен под стражу, но в 1328 г. бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Умер около 1350 г., по одним известиям в Мюнхене, по другим - в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам, О. получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, D. singularis, Inceptor venerabilis. Основное его учение, кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм , так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода «термины»: 1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта - естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomina, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний. О. признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, например понятие «человек» - только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, с точки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность: самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают её, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение. Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, а, следовательно, вообще никакое познание; Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласия в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма. Из сочинений О., напечатанных уже в конце XV в., важнейшие суть: «Summa totius logicae», «Quodlibeta septem», «Quaestiones super IV libr. Sententiarum», «Expositio aurea super artem veterem v. I. in Porphyrii praedicabilia et Aristotelis praedicamenta», «Centiloquium theologicum» и «Quaestiones in libros physicorum».

Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.

Вл. Соловьёв // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXIa. СПб., 1897. C. 819-820

ОККАМ Уильям (Guillelmus de Ockham, Occam) (ок. 1285, Оккам, графство Суррей - 1349, Мюнхен) - монах, францисканец, теолог, логик, философ, политический писатель. Учился в Оксфорде, затем несколько лет преподавал философию во францисканской школе. К этому времени относятся самые значительные его работы по логике, философии и теологии. В связи с обвинением в ереси был вызван в Авиньон папой Иоанном XXII (1324) и находился там в течение 4 лет. В 1328 бежал в Мюнхен к Людовику IV Баварскому, политическому противнику папы, где оставался до конца жизни; его политические сочинения были написаны в этот период. В творчестве Оккама парадоксальным образом сочетались две тенденции: с одной стороны, он стремился в максимальной степени обособить знание от веры, полагая вслед за Аристотелем, что в философском и научном познании человек может и должен опираться исключительно на естественные способности - чувство и разум; с другой стороны, постановка и способ решения философских и логических проблем у Оккама подчинены, как правило, обоснованию определенных теологических концепций. Только всемогущий и абсолютно трансцендентный Бог обладает необходимым бытием, в то время как и существование сотворенных вещей, и все их характеристики случайны, т. е. не определяются природой самих вещей, но полностью зависят от воли Творца. Выдвижение на первый план при рассмотрении атрибутов Бога свободы воли - характерная черта августинизма; как и большинство теологов-францисканцев, Оккам остается в русле августинианской традиции. Наибольшее влияние на формирование взглядов Оккама оказал Дунc Скот. Свобода Божественной воли, утверждал Дунc Скот, проявляется в случайном, ничем не детерминированном выборе тех вещей, которым сообщается бытие в акте творения; творя мир, Бог мог бы не только сотворить иную совокупность вещей, но и установить какие-то другие физические и моральные законы. Цель Оккама - последовательное проведение и обоснование этого тезиса. Выполнение этой задачи приводит его к радикальному пересмотру основных предпосылок схоластической философии.

До Оккама господствующей метафизической и эпистемологической доктриной схоластики был реализм (в широком смысле слова). Все крупные мыслители-схоласты, включая Дунса Скота, были убеждены в наличии в мире неизменной структуры, состоящей из умопостигаемых сущностей вещей, связанных друг с другом необходимыми (в частности, родовидовыми) отношениями; она предопределяла присутствие в каждой веши характеристик, которых она не могла быть лишена, даже если Бог пожелал бы этого. Поскольку сущности вещей рассматривались как предсуществующие в уме Бога, Божественная воля в акте творения была лишь отчасти свободна: она выбирала, какой именно вещи сообщить существование, но все возможные сущности вещей были предзаданы заранее, и характеристики этих сущностей не зависели от решения Божественной воли. Чтобы акт творения веши был абсолютно свободным, в общей структуре бытия и в каждой вещи не должно быть моментов, вынуждающих наделить вещь определенными характеристиками. Все неслучайные характеристики индивидуальных вещей) согласно схоластическим представлениям, детерминированы универсалиями - онтологическими аналогами абстрактных и общих понятий типа «человечность» и «человек», которые предполагались существующими наряду с конкретными индивидами, либо отдельно от них, либо в качестве признаков последних. Исключение универсалий из онтологии, по Замыслу Оккама, автоматически приведет к устранению из мира необходимости, помимо той, что полагалась свободным волеизъявлением Бога: все признаки сотворенной вещи оказываются случайными, зависящими только от воли Творца. С этой целью Оккам стремился прежде всего показать, что допущение существования универсалий ни на чем не основано, что знание о мире можно построить, не апеллируя к подобного рода сущностям. Поэтому в соответствии с методологическим принципом, впоследствии названным «бритвой Оккама» и получившим широкое распространение в формулировке: «Сущности не следует умножать без необходимости» (формулировки самого Оккама: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего»; «Многообразие не следует предполагать без необходимости»), Оккам отрицает существование как в Боге, так и в сотворенном мире каких-либо универсалий. Только индивиды, согласно Оккаму, обладают реальным существованием.

Предположение о том, что в индивидах есть родовая сущность, или общая природа, отличная от индивидуализирующего начала, является, как утверждает Оккам, внутренне противоречивым. Общая природа либо реально отличается от индивидуализирующего начала, а тем самым от индивида, либо формально. Реальное различие означает, что общая природа и индивид - разные вещи; но если природа Сократа отлична от самого Сократа, то её уже нельзя назвать природой, или сущностью, Сократа. Оккам отвергает также принцип формального различия, сформулированный Дунсом Скотом: А и В могут быть формально различными, но реально тождественными вещами. Нет ничего среднего между тождеством и не-тождеством, возражает Оккам, А либо совпадает с В , либо отличается от В : всякое различие, исключая чисто мысленное, является реальным. Поэтому общая природа, если она формально отличается от индивида, будет отличаться от него реально; в этом случае опять воспроизводится выявленное выше противоречие.

Оккам считает, что универсалии не нужны и для объяснения взаимодействия субъекта и объекта в акте познания. Он критикует реалистическую концепцию познания, которая, чтобы объяснить, как объект постигается интеллектом, вводит посредника между познаваемой вещью и познающим интеллектом, - вид, который, будучи духовным подобием материальной вещи, может быть усвоен умом. Если объекта и интеллекта недостаточно, чтобы произвести акт разумения, и акту разумения предшествует введение вида, то вид в этом случае не будет подобием объекта, указывает Оккам. Чтобы утверждать, что образ в уме подобен объекту, человек должен сопоставить этот образ с объектом, а для этого он должен иметь знание об объекте, независимое от образа. Но если интеллект способен постигать объект, непосредственно взаимодействуя с ним, то ему не нужен никакой посредник. Прямой контакт с объектом достигается в акте интуитивного познания. Только интуитивное познание вещи дает возможность судить о том, существует ли данная вещь или нет, а также с очевидностью утверждать, какими качествами или другого рода случайными признаками она обладает. Исключение универсальных сущностей из онтологии и актов познания закрывало возможность получения знания о мире на основе умозаключений из общих посылок: знать о случайных фактах, касающихся индивидуальных вещей, можно только на основании опыта. Всякое знание, согласно Оккаму, в конечном счете опирается на непосредственное усмотрение индивидов и присущих им признаков, которое, как правило, совпадает с актами чувственного созерцания. Однако интуитивное познание индивидов - акт не чувства, но интеллекта: его результатом является образование суждения, истинность которого непосредственно очевидна. Как утверждает Оккам, возможно интуитивное знание и о несуществующем объекте, поскольку Бог может производить любое действие, в т. ч. и представление об объекте, и при отсутствии причины, вызывающей данное действие, т. е. без объекта, воздействующего на интеллект. Но даже Бог, творя чудо, делая возможным интуитивное представление об отсутствующем объекте, не может заставить интеллект признать, что этот объект предстоит ему в виде реально существующего, поскольку это противоречит самой сути интуитивного познания, которое, по мнению Оккама, всегда позволяет с очевидностью судить о существовании и несуществовании познаваемого объекта.

Объектом абстрактного познания являются индивиды; но в отличие от интуитивного оно не обеспечивает достоверного знания о существовании объекта и о его признаках: никакая случайная истина не может стать очевидной на основе абстрактного познания. Если интуитивное познание всегда направлено (когда Бог не вмешивается в акт познания) на реально существующий объект, непосредственно предстоящий интеллекту в данный момент, то абстрактное познание имеет дело не с самими объектами, а со следами, которые остаются в интеллекте после того, как эти объекты перестают на него воздействовать. Поэтому интуитивное познание предшествует абстрактному. Переход от интуитивного к абстрактному познанию объекта сопровождается введением общего понятия, которое относится не только к данному индивиду, но и ко всем другим, сходным с ним. Индивиды, утверждает Оккам, сходны не потому, что помимо них есть особая вещь, называемая «сходством», общая для всех таких индивидов; они сходны сами по себе в качестве индивидов. Оккам предлагает двоякое истолкование природы универсалий (общих понятий), образуемых интеллектом: универсалию можно рассматривать либо как единичную вещь (реальное качество в человеческой душе), обозначающую многие единичные вещи, либо как акт интеллекта, посредством которого схватывается многое. Общие понятия суть естественные знаки ума, от природы наделенные способностью обозначать. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям - условным знакам, чьё значение устанавливается произвольно. Оккам разделяет все знаки, имеющие значение, на термины первой и второй интенции: первые обозначают вещи, не являющиеся естественными или условными знаками, вторые - знаки языка и понятия, выражаемые ими. Как полагает Оккам, большинство запуганных метафизических проблем (в частности, проблема универсалий) возникли из-за ошибочной трактовки терминов второй интенции по аналогии с терминами первой интенции: термин «человек», предицированный единичным именем «Сократ» и «Платон», был истолкован как обозначающий некую реальность, присущую индивидам, именуемым «Сократ» и «Платон», - реальность, которая соответствует абстрактному понятию «человечность». В действительности же субъект и предикат предложения, по выражению Оккама, «подставляются (ставятся вместо) одного и того же». В предложении «Сократ есть живое существо» термин «живое существо» стоит вместо того же самого индивида, который обозначается именем «Сократ».

Оккам выделяет три типа суппозиций (подстановок): материальную, простую и персональную. Термин используется в материальной подстановке, когда он подставляется вместо себя, рассматриваемого как написанное или сказанное слово. Напр., в высказывании «Человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает «слово человек», т. е. указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия, выражаемого этим термином, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «Человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Только при условии персональной подстановки термин выполняет собственно обозначающие функции, обозначая вещь, постигаемую интеллектом посредством понятия, выражаемого этим термином. Термины первой интенции разделяются Оккамом на абсолютные и соозначающие. Абсолютные термины указывают только на те веши, которые они обозначают, когда употребляются в персональной подстановке. С помощью абсолютных терминов обозначаются индивидуальные Субстанции. Соозначающие термины предицируются абсолютным терминам субстанций, обозначая те же самые субстанции, но как обладающие определенным признаком - напр., «белое», «быть отцом» и т. п.; они косвенно указывают (соозначают) на нечто другое, чем вещи, вместо которых они подставляются. Утверждая, что соозначающие термины не обозначают никаких иных сущностей, помимо тех, что обозначаются абсолютными терминами или терминами, фиксирующими чувственно воспринимаемые качества, Оккам логически обосновывает позицию номинализма.

Соглашаясь с Аристотелем, что наука (scientia) является знанием об общем, Оккам истолковывает это в том смысле, что наука есть знание о суждениях, составленных из общих терминов и обладающих свойствами необходимости и очевидности. Суждение очевидно либо в силу очевидности значений его терминов (такого рода аналитическая очевидность присуща, напр., математическим суждениям), либо в силу очевидности, удостоверяемой опытом. Переход от суждения о единичном факте к общему суждению опирается, по Оккаму, на правило индукции, вытекающее из принципа единообразия природы: все индивиды, сходные по своей природе, действуют или реагируют сходным образом в сходных условиях. Поскольку Бог может произвести любое действие без его естественной причины, этот принцип является не абсолютным, но лишь гипотетическим. Но хотя мы и не можем логически обосновать этот принцип, ему следует полностью доверять в тех случаях, когда исключено божественное вмешательство в естественный ход событий.

На вере в принцип единообразия природы основано и утверждение объективной значимости причинно-следственных отношений. Оккам отрицает наличие причинности в смысле особой сущности, отличной от индивидуальных вещей, называемых причиной и следствием. A называется причиной B , если за существованием А следует существование B , а при отсутствии A B не имеет места. Следствие не содержится виртуально в причине, и из рассмотрения отдельно взятой вещи нельзя заключить, что она является причиной другой вещи. Каузальное отношение не является необходимым, обусловленным природой вещей; о его наличии можно умозаключить только на основании опыта, наблюдая, что всякий раз, когда есть A , имеет место и В . Аналогично причинности трактуются понятия времени, движения, отношения, места: не являясь реально существующими сущностями, они служат для описания непосредственно наблюдаемых состояний, в которых находятся реальные объекты - индивиды и качества.

Возражая схоластам XIII в., утверждавшим, что теология является наукой (scientia), Оккам указывает, что большинство теологических истин не удовлетворяет главному критерию научного знания: быть очевидным на основе опыта или же доказательства из очевидных посылок. Но теологические положения несомненно истинны, поскольку их источник-Откровение. Теологическая концепция Оккама базируется на различении двух аспектов божественного всемогущества. Рассматриваемое само по себе, вне отношения к установленным в сотворенном мире порядку природы и порядку благодати, оно ничем не ограничено: Бог способен сотворить всё, что не заключает в себе противоречия. Мир, созданный Богом, является одним из возможных миров, и Бог мог бы установить совсем иной естественный, сакральный и моральный порядок. Но, установив определенный порядок, Бог добровольно взял на себя обязательство его поддерживать. Политические сочинения Оккама являются по большей части откликом на текущие проблемы общественно-политической жизни, хотя в них обсуждаются и вопросы общего характера, напр., понятие естественного права, проблема собственности (в связи с отстаиванием францисканского идеала евангельской бедности), соотношение светской и церковной власти и др.

Соч. : Quodlibeta septem. P., 1487; Guillelmi de Ockham Opera philosophica et theologica, vol. I, 1967; Opera politica, vol. I. Manchester, 1940; Summa totius logicae, p. Ia, p. Ia IIае, р. Ia IIIае, ed. Ph. Boeliner. N. Y., 1951–54; Birch Т. B. De Sacramento Altaris of William of Ockham. Burlington, 1930; Breviloquium de potestate papae, ed. L. Baudry. P., 1937; Tractatus de praedestinatione et de praescientia Dei et de futuris contingentibus, ed. Ph. Boehner. N. Y., 1945; Expositio in Librum Porphirii De praedicabilibus, ed. E. A. Moody. N. Y., 1965.

Лит. : Hochstetter E. Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre Wilhelms von Ockham. В., 1927; Moser S. Grundbegriffe der Naturphilosophie bei Wilhelm von Ockham. Innsbruck, 1932; Moody E. A. The Logic of William of Ockham. N. Y.–L., 1935; Idem. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953; Guelluy R. Philosophie et théologie chez Guillaume d"Ockham. Louvain–P., 1947; Baudry L. Guillaume d"Occam, v. I: L"homme et les ouvres. P, 1949; Vignaux P. Le nominalisme au XIVe siècle. Montreal, 1948; Boehner Ph. Collected Articles on Ockham. N. Y., 1956; Junghans H. Ockham im Lichte der neueren Forschung. В.–Hamb., 1968; Miethke J. Ockhams Weg zur Sozialphilosophie. В., 1969; Leff G. William of Ockham: The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester, 1975; Goddu A. The Physics of William of Ockham. Leiden, 1984.

Г. А. Смирнов // Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН,
Нац. общ.-научн. фонд. Т. III. М., 2010. С. 142-144

ТЕКСТЫ

Opera Philosophica (Издание, выполненное Университетом Бонавентуры (США) (The Franciscan Institute of St. Bonaventure University (Allegany, New York, United States))
Vol. 1. Summa logicae. NY, 1974
Vol. 2. NY, 1978
Prooemium expositionis in libros artis logicae
Expositio in librum Porphyrii de Praedicabilibus
Expositio in librum praedicamentorum Aristotelis
Expositio in librum Perihermenias Aristotelis
Tractatus de praedestinatione et de praescientia Dei respectu futurorum contingentium
Vol. 3. Expositio super libros Elenchorum Aristotelis. NY, 2001
Vol. 4. Expositio in libros Physicorum Aristotelis (prologus et libri I–III). NY, 1985
Vol. 5. Expositio in libros Physicorum Aristotelis (libri V–VIII). NY, 1985
Vol. 6. NY, 1984
Brevis summa libri Physicorum
Summa philosophiae naturalis
Quaestiones in libros physicorum Aristotelis
Vol. 7. Opera dubia et spuria Gullielmo de Ockham adscripta. NY., 1988
Tractatus minor et elementarium logicae
Tractatus de praedicamentis
Quaestio de relatione
Centiloquium
Tractatus de principiis theologiae


Уильям Оккам. Избранное / Пер. с лат. А. В. Апполонова и М. А. Гарнцева под общ. ред. А. В. Апполонова. М., 2002


William Ockham. Philosophical Writings. A selection / En. tr. with Introduction by Ph. Boehner. Indianapolis–New York, 1957

ОККАМ Уильям (Guillelmus de Ockham, Occam) (ок. 1285, Оккам, графство Суррей – 1349, Мюнхен) – монах, францисканец, теолог, логик, философ, политический писатель. Учился в Оксфорде, затем несколько лет преподавал философию во францисканской школе. К этому времени относятся самые значительные его работы по логике, философии и теологии. В связи с обвинением в ереси был вызван в Авиньон папой Иоанном XXII (1324) и находился там в течение 4 лет. В 1328 бежал в Мюнхен к Людовику IV Баварскому, политическому противнику папы, где оставался до конца жизни; его политические сочинения были написаны в этот период.

В творчестве Оккама парадоксальным образом сочетались две тенденции: с одной стороны, он стремился в максимальной степени обособить знание от веры, полагая вслед за Аристотелем, что в философском и научном познании человек может и должен опираться исключительно на естественные способности – чувство и разум; с другой стороны, постановка и способ решения философских и логических проблем у Оккама подчинены, как правило, обоснованию определенных теологических концепций. Только всемогущий и абсолютно трансцендентный Бог обладает необходимым бытием, в то время как и существование сотворенных вещей, и все их характеристики случайны, т.е. не определяются природой самих вещей, но полностью зависят от воли Творца. Выдвижение на первый план при рассмотрении атрибутов Бога свободы воли – характерная черта августинизма; как и большинство теологов-францисканцев, Оккам остается в русле августинианской традиции. Наибольшее влияние на формирование взглядов Оккама оказал Дунс Скот . Свобода Божественной воли, утверждал Дунс Скот, проявляется в случайном, ничем не детерминированном выборе тех вещей, которым сообщается бытие в акте творения; творя мир, Бог мог бы не только сотворить иную совокупность вещей, но и установить какие-то другие физические и моральные законы. Цель Оккама – последовательное проведение и обоснование этого тезиса. Выполнение этой задачи приводит его к радикальному пересмотру основных предпосылок схоластической философии.

До Оккама господствующей метафизической и эпистемологической доктриной схоластики был реализм (в широком смысле слова). Все крупные мыслители-схоласты, включая Дунса Скота, были убеждены в наличии в мире неизменной структуры, состоящей из умопостигаемых сущностей вещей, связанных друг с другом необходимыми (в частности, родовидовыми) отношениями; она предопределяла присутствие в каждой вещи характеристик, которых она не могла быть лишена, даже если Бог пожелал бы этого. Поскольку сущности вещей рассматривались как предсуществующие в уме Бога, Божественная воля в акте творения была лишь отчасти свободна: она выбирала, какой именно вещи сообщить существование, но все возможные сущности вещей были предзаданы заранее, и характеристики этих сущностей не зависели от решения Божественной воли. Чтобы акт творения вещи был абсолютно свободным, в общей структуре бытия и в каждой вещи не должно быть моментов, вынуждающих наделить вещь определенными характеристиками. Все неслучайные характеристики индивидуальных вещей, согласно схоластическим представлениям, детерминированы универсалиями – онтологическими аналогами абстрактных и общих понятий типа «человечность» и «человек», которые предполагались существующими наряду с конкретными индивидами, либо отдельно от них, либо в качестве признаков последних. Исключение универсалий из онтологии, по замыслу Оккама, автоматически приведет к устранению из мира необходимости, помимо той, что полагалась свободным волеизъявлением Бога: все признаки сотворенной вещи оказываются случайными, зависящими только от воли Творца. С этой целью Оккам стремился прежде всего показать, что допущение существования универсалий ни на чем не основано, что знание о мире можно построить, не апеллируя к подобного рода сущностям. Поэтому в соответствии с методологическим принципом, впоследствии названным «бритвой Оккама» и получившим широкое распространение в формулировке: «Сущности не следует умножать без необходимости» (формулировки самого Оккама: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего»; «Многообразие не следует предполагать без необходимости»), Оккам отрицает существование как в Боге, так и в сотворенном мире каких-либо универсалий. Только индивиды, согласно Оккаму, обладают реальным существованием.

Предположение о том, что в индивидах есть родовая сущность, или общая природа, отличная от индивидуализирующего начала, является, как утверждает Оккам, внутренне противоречивым. Общая природа либо реально отличается от индивидуализирующего начала, а тем самым от индивида, либо формально. Реальное различие означает, что общая природа и индивид – разные вещи; но если природа Сократа отлична от самого Сократа, то ее уже нельзя назвать природой, или сущностью, Сократа. Оккам отвергает также принцип формального различия, сформулированный Дунсом Скотом: А и В могут быть формально различными, но реально тождественными вещами. Нет ничего среднего между тождеством и не-тождеством, возражает Оккам, А либо совпадает с В , либо отличается от В : всякое различие, исключая чисто мысленное, является реальным. Поэтому общая природа, если она формально отличается от индивида, будет отличаться от него реально; в этом случае опять воспроизводится выявленное выше противоречие.

Оккам считает, что универсалии не нужны и для объяснения взаимодействия субъекта и объекта в акте познания. Он критикует реалистическую концепцию познания, которая, чтобы объяснить, как объект постигается интеллектом, вводит посредника между познаваемой вещью и познающим интеллектом, – вид, который, будучи духовным подобием материальной вещи, может быть усвоен умом. Если объекта и интеллекта недостаточно, чтобы произвести акт разумения, и акту разумения предшествует введение вида, то вид в этом случае не будет подобием объекта, указывает Оккам. Чтобы утверждать, что образ в уме подобен объекту, человек должен сопоставить этот образ с объектом, а для этого он должен иметь знание об объекте, независимое от образа. Но если интеллект способен постигать объект, непосредственно взаимодействуя с ним, то ему не нужен никакой посредник. Прямой контакт с объектом достигается в акте интуитивного познания. Только интуитивное познание вещи дает возможность судить о том, существует ли данная вещь или нет, а также с очевидностью утверждать, какими качествами или другого рода случайными признаками она обладает. Исключение универсальных сущностей из онтологии и актов познания закрывало возможность получения знания о мире на основе умозаключений из общих посылок: знать о случайных фактах, касающихся индивидуальных вещей, можно только на основании опыта. Всякое знание, согласно Оккаму, в конечном счете опирается на непосредственное усмотрение индивидов и присущих им признаков, которое, как правило, совпадает с актами чувственного созерцания. Однако интуитивное познание индивидов – акт не чувства, но интеллекта: его результатом является образование суждения, истинность которого непосредственно очевидна. Как утверждает Оккам, возможно интуитивное знание и о несуществующем объекте, поскольку Бог может производить любое действие, в т.ч. и представление об объекте, и при отсутствии причины, вызывающей данное действие, т.е. без объекта, воздействующего на интеллект. Но даже Бог, творя чудо, делая возможным интуитивное представление об отсутствующем объекте, не может заставить интеллект признать, что этот объект предстоит ему в виде реально существующего, поскольку это противоречит самой сути интуитивного познания, которое, по мнению Оккама, всегда позволяет с очевидностью судить о существовании и несуществовании познаваемого объекта.

Объектом абстрактного познания являются индивиды; но в отличие от интуитивного оно не обеспечивает достоверного знания о существовании объекта и о его признаках: никакая случайная истина не может стать очевидной на основе абстрактного познания. Если интуитивное познание всегда направлено (когда Бог не вмешивается в акт познания) на реально существующий объект, непосредственно предстоящий интеллекту в данный момент, то абстрактное познание имеет дело не с самими объектами, а со следами, которые остаются в интеллекте после того, как эти объекты перестают на него воздействовать. Поэтому интуитивное познание предшествует абстрактному. Переход от интуитивного к абстрактному познанию объекта сопровождается введением общего понятия, которое относится не только к данному индивиду, но и ко всем другим, сходным с ним. Индивиды, утверждает Оккам, сходны не потому, что помимо них есть особая вещь, называемая «сходством», общая для всех таких индивидов; они сходны сами по себе в качестве индивидов. Оккам предлагает двоякое истолкование природы универсалий (общих понятий), образуемых интеллектом: универсалию можно рассматривать либо как единичную вещь (реальное качество в человеческой душе), обозначающую многие единичные вещи, либо как акт интеллекта, посредством которого схватывается многое. Общие понятия суть естественные знаки ума, от природы наделенные способностью обозначать. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям – условным знакам, чье значение устанавливается произвольно. Оккам разделяет все знаки, имеющие значение, на термины первой и второй интенции: первые обозначают вещи, не являющиеся естественными или условными знаками, вторые – знаки языка и понятия, выражаемые ими. Как полагает Оккам, большинство запутанных метафизических проблем (в частности, проблема универсалий) возникли из-за ошибочной трактовки терминов второй интенции по аналогии с терминами первой интенции: термин «человек», предицированный единичным именем «Сократ» и «Платон», был истолкован как обозначающий некую реальность, присущую индивидам, именуемым «Сократ» и «Платон», – реальность, которая соответствует абстрактному понятию «человечность». В действительности же субъект и предикат предложения, по выражению Оккама, «подставляются (ставятся вместо) одного и того же». В предложении «Сократ есть живое существо» термин «живое существо» стоит вместо того же самого индивида, который обозначается именем «Сократ».

Оккам выделяет три типа суппозиций (подстановок): материальную, простую и персональную. Термин используется в материальной подстановке, когда он подставляется вместо себя, рассматриваемого как написанное или сказанное слово. Напр., в высказывании «Человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает «слово человек», т.е. указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия, выражаемого этим термином, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «Человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Только при условии персональной подстановки термин выполняет собственно обозначающие функции, обозначая вещь, постигаемую интеллектом посредством понятия, выражаемого этим термином. Термины первой интенции разделяются Оккамом на абсолютные и соозначающие. Абсолютные термины указывают только на те вещи, которые они обозначают, когда употребляются в персональной подстановке. С помощью абсолютных терминов обозначаются индивидуальные субстанции. Соозначающие термины предицируются абсолютным терминам субстанций, обозначая те же самые субстанции, но как обладающие определенным признаком – напр., «белое», «быть отцом» и т.п.; они косвенно указывают (соозначают) на нечто другое, чем вещи, вместо которых они подставляются. Утверждая, что соозначающие термины не обозначают никаких иных сущностей, помимо тех, что обозначаются абсолютными терминами или терминами, фиксирующими чувственно воспринимаемые качества, Оккам логически обосновывает позицию номинализма .

Соглашаясь с Аристотелем, что наука (scientia) является знанием об общем, Оккам истолковывает это в том смысле, что наука есть знание о суждениях, составленных из общих терминов и обладающих свойствами необходимости и очевидности. Суждение очевидно либо в силу очевидности значений его терминов (такого рода аналитическая очевидность присуща, напр., математическим суждениям), либо в силу очевидности, удостоверяемой опытом. Переход от суждения о единичном факте к общему суждению опирается, по Оккаму, на правило индукции, вытекающее из принципа единообразия природы: все индивиды, сходные по своей природе, действуют или реагируют сходным образом в сходных условиях. Поскольку Бог может произвести любое действие без его естественной причины, этот принцип является не абсолютным, но лишь гипотетическим. Но хотя мы и не можем логически обосновать этот принцип, ему следует полностью доверять в тех случаях, когда исключено божественное вмешательство в естественный ход событий.

На вере в принцип единообразия природы основано и утверждение объективной значимости причинно-следственных отношений. Оккам отрицает наличие причинности в смысле особой сущности, отличной от индивидуальных вещей, называемых причиной и следствием. А называется причиной В , если за существованием А следует существование В , а при отсутствии А В не имеет места. Следствие не содержится виртуально в причине, и из рассмотрения отдельно взятой вещи нельзя заключить, что она является причиной другой вещи. Каузальное отношение не является необходимым, обусловленным природой вещей; о его наличии можно умозаключить только на основании опыта, наблюдая, что всякий раз, когда есть А , имеет место и В . Аналогично причинности трактуются понятия времени, движения, отношения, места: не являясь реально существующими сущностями, они служат для описания непосредственно наблюдаемых состояний, в которых находятся реальные объекты – индивиды и качества.

Возражая схоластам 13 в., утверждавшим, что теология является наукой (scientia), Оккам указывает, что большинство теологических истин не удовлетворяет главному критерию научного знания: быть очевидным на основе опыта или же доказательства из очевидных посылок. Но теологические положения несомненно истинны, поскольку их источник – Откровение. Теологическая концепция Оккама базируется на различении двух аспектов божественного всемогущества. Рассматриваемое само по себе, вне отношения к установленным в сотворенном мире порядку природы и порядку благодати, оно ничем не ограничено: Бог способен сотворить все, что не заключает в себе противоречия. Мир, созданный Богом, является одним из возможных миров, и Бог мог бы установить совсем иной естественный, сакральный и моральный порядок. Но, установив определенный порядок, Бог добровольно взял на себя обязательство его поддерживать.

Политические сочинения Оккама являются по большей части откликом на текущие проблемы общественно-политической жизни, хотя в них обсуждаются и вопросы общего характера, напр. понятие естественного права, проблема собственности (в связи с отстаиванием францисканского идеала евангельской бедности), соотношение светской и церковной власти и др.

Сочинения:

1. Quodlibeta septem. P., 1487;

2. Guillelmi de Ockham Opera philosophica et theologica, vol. 1, 1967 –;

3. Opera politica, vol. 1. Manchester, 1940 –;

4. Summa totius logicae, p. Ia, p. Ia IIае, p. Ia IIIае, ed. Ph.Boehner. Ν. Υ., 1951–54;

5. Birch Т.В. De Sacramento Altaris of William of Ockham. Burlington, 1930;

6. Breviloquium de potestate pape, ed. L.Baudry. P., 1937;

7. Tractatus de praedestinatione et de praescientia Dei et de futuris contingentibus, ed. Ph.Boehner. N. Y., 1945;

8. Expositio in Librum Porphirii De praedicabilibus, ed. E.A.Moody. N. Y., 1965.

Литература:

1. Hochstetter Ε. Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre Wilhelms von Ockham. В., 1927;

2. Moser S. Grundbegriffe der Naturphilosophie bei Wilhelm von Ockham. Innsbruck, 1932;

3. Moody E.A. The Logic of William of Ockham. N. Y. – L., 1935;

4. Idem. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953;

5. Guelluy R. Philosophie et théologie chez Guillaume dʼOckham. Louvain – P., 1947;

6. Baudry L. Guillaume dʼOccam,v. 1: Lʼhomme et les ouvres. P., 1949;

7. Vignaux P. Le nominalisme au XIVe siècle. Montreal, 1948;

8. Boehner Ph. Collected Articles on Ockham. N. Y., 1956;

10. Miethke J. Ockhams Weg zur Sozialphilosophie. В., 1969;

11. Leff G. William of Ockham: The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester, 1975;

12. Goddu A. The Physics of William of Ockham. Leiden, 1984.

англ. William of Ockham

английский философ, францисканский монах, считается одним из величайших логиков всех времен

Уильям Оккам

Краткая биография

Уи́льям О́ккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия - 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) - английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.

Оккам слушал в Оксфорде францисканца-схоластика Дунса Скота, затем преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчинённым в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 году), он был заключён под стражу, но в 1328 году бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Подобно другим знаменитым схоластикам, Оккам получил от своих учеников почётные названия Doctor invincibilis (непобедимый), Doctor singularis (единственный), Inceptor venerabilis (почтенный кандидат; так как не достиг учёного звания богослова, но оставался «inceptor», то есть начинающим).

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели французские мыслители Жан Буридан (ок. 1300-1358) и Пётр д’Альи (1350-1425).

Учение

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку - интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки - это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям - условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция - это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV-XVI веках).

Память об Оккаме

В городе Мюнхен есть небольшая улица, носящая имя Уильяма Оккама - Occamstrasse.

(ок. 1285 – 1349)

Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской мысли, особенно в философии науки. Под влиянием идей Оккама в поздней схоластике (XIV – нач. XV вв.) сформировалось философское течение оккамизм (или «терминизм»), которое быстро получило распространение во многих европейских университетах: в Англии (Кембридж), во Франции (Париж), в Германии (Гейдельберг, Лейпциг, Эрфурт), в Чехии (Прага), в Польше (Краков), в Италии (Падуя). Последователи Оккама сформулировали ряд философских и естественно-научных идей, которые способствовали формированию предпосылок для развития науки Нового времени.

Жизнь и труды

Обстоятельства жизни Оккама известны очень плохо. Согласно одной версии, он родился в деревне Оккам в графстве Суррей, расположенной недалеко от Лондона. Но существует также точка зрения, согласно которой местом рождения был существующий и доныне городок Оккам в Линкольншире приблизительно в 150 км юго-западнее Линкольна.

Дискуссионным остаётся и вопрос о дате рождения философа. Долгое время считалось, что он родился около 1300 г. Но после обнаружения документа, который свидетельствует о том, что двадцать шестого февраля 1306 г. Оккам был посвящён в иподьяконы, наиболее вероятной датой его рождения принято считать период между 1280 и 1285 г.

О социальном положении Оккама также нет никаких данных. Однако известно, что философское и теологическое образование он получил в Оксфордском университете, бывшем в то время вторым по значимости педагогическим и научным центром в Западной Европе после Парижского университета. В Оксфорде преподавали такие крупнейшие схоластики, как Роберт Гроссетест и Дунс Скот. Сначала он изучал философию и другие науки из официального свода, а затем – теологию.

В то время неотъемлемым элементом схоластического образования были диспуты, которые должны были обучить выпускников теологического факультета теоретически и практически искусству ведения дискуссий. Для получения учёной степени по окончании университета каждый студент должен был принять участие в публичном диспуте: студент выставлял определённые тезисы и должен был отстоять их, ответив на возражения оппонентов. Диспуты проходили в напряжённой эмоциональной атмосфере, и бывали случаи, когда они приводили к схваткам с применением физической силы. Уже в годы учёбы Оккам заслужил славу отменного диспутанта.

С Оксфордом связано и начало преподавательской деятельности, где он в течение четырёх лет читал лекции сначала по Библии, а затем – по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Его полемический талант и смелый способ аргументации принесли ему славу и прозвище, по традиции того времени, «doctor invicibilis» (непобедимый).

Наряду с преподавательской деятельностью Оккам занимается научной работой. В Оксфорде он заканчивает свой первый теологический труд «Комментарии (или Вопросы) к четырем книгам "Сентенций" Петра Ломбардского», который создавался им в течение 1317-1322 гг. В этой работе, касающейся теологической проблематики, вопросов смерти, «кар», «ада», и «спасения души», Оккам, по существу, дискутирует с реализмом Петра Ломбардского, оттачивая свой теологический номинализм.

Основные труды этого периода посвящены в основном теологическим проблемам. В 1324 г. Оккам пишет работу «О таинстве клятвы» (опубликована в 1490 г. в Париже, в 1491 г. – в Страсбурге, в 1504 и 1516 гг. – в Венеции, в 1930 г. – в штате Айова, США).

«Трактат о Божественном предопределении и предвидении» впервые был напечатан в 1496 г. в Болонье, а вторично издан в 1945 г. в Нью-Йорке. Сочинения Оккама под общим названием «Избранное в семи томах» были опубликованы в Париже в 1487 и 1488 г., в Страсбурге – в 1491 г.

Еще в Оксфорде Оккам приступил в 1319–1320 гг. к написанию фундаментального труда «Свод всей логики», который был завершён, по одной версии, в Авиньоне, следовательно, до 1328 г., по другой – в Мюнхене, не ранее 1340 г. Значимость этого основного труда сам философ определял следующим образом: «… Без этой науки (т.е. логики) невозможно умело использовать ни природоведение, ни теорию морали, ни какую бы то ни было другую науку». Первое издание «Свода всей логики» вышло в 1488 г. в Париже, затем в 1508, 1522 и 1571 гг. работа была опубликована в Венеции, а в 1675 г. – в Оксфорде. К логическим работам относится также «Трактат о книгах по теории логических ошибок», оставшийся в рукописи.

В 1496 г. была напечатана в Болонье работа «Уильяма Оккама прекрасное и весьма полезное толкование всей старой логики, а именно перфириевского учения о предикабилиях и аристотелевского учения о категориях с вопросами Альберта Малого из Саксонии». Исследователи отмечают, что логические работы Уильяма Оккама отличаются не только глубиной трактовки проблем, но и целостностью всего замысла, удачным подбором ясных примеров и интонаций.

Жизнь Оккама изобиловала драматическими событиями, связанными с религиозно-политической ситуацией в Европе. В то время в континентальных университетах преобладали доминиканцы. Однако в Оксфорде было сильным влияние францисканского ордена. У его истоков стоял богослов полуеретического направления Франциск Ассизский. Это был нищенствующий орден, членов которого еще называли миноритами. С 1256 г. францисканцы получили право преподавать в университетах. К концу XIII в. обострилась борьба между двумя течениями внутри францисканского ордена – конвентуалами и спиритуалами, В 1313 – 1314 гг. Оккам вступил в орден миноритов и примкнул к спиритуалам, идеи которых защищал с позиций преимуществ рационального познания.

Академическая деятельность Оккама была прервана в связи с его конфликтом с канцлером Оксфордского университета Лютереллом. Крайне консервативный последователь учения Фомы Аквинского, Лютерелл конфликтовал не только с Оккамом, но и со многими другими преподавателями университета. В конце концов по общему требованию он был смещён с должности канцлера. Но всё-таки главной мишенью его ненависти был Оккам. В 1323 г. бывший канцлер отправился в папскую резиденцию в Авиньон, где обвинил философа в распространении опасного учения. Оккам был вызван к папскому двору для разбирательства и в 1324 г. прибыл в Авиньон, где провёл четыре года, пока специальная комиссия занималась его делом.

После тщательного исследования труда Оккама «Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского» папская комиссия в составе шести человек, куда входил и Лотерелл, 29 тезисов были признаны еретическими, 22 названы ошибочными, а несколько были определены как не представляющие значимости. Сюда относились комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречного поведения Христа, познания Бога, свойств Божества и Святой Троицы, а также теории идей. Определённого решения по итогам работы комиссии так и не было принято.

В ряде работ об Оккаме утверждается, что в Авиньоне Оккам находился под стражей в монастырской тюрьме, но никаких подтверждений этому нет. Зато известно, что в это время он продолжал работу над главным произведением своей жизни «Свод всей логики». А на третьем году пребывания в Авиньоне он принял участие в дискуссии по поводу апостольской бедности, и это событие оказало влияние на последующую судьбу и творчество Оккама, хотя до этого, по признанию самого философа, этот вопрос его совсем не занимал.

Дело в том, что вскоре после Оккама в папскую резиденцию был вызван генерал францисканского ордена Михаил Чезенский, ещё недавно бывший союзником папы в преследовании спиритуалов, а теперь оказавшийся в оппозиции к нему. Камнем преткновения в отношениях папы и генерала ордена оказался вопрос о собственности.

Поскольку францисканцы считались нищенствующим орденом, его монахи принимали обет апостольской бедности, отказываясь от владения как личным, так и общественным имуществом. Поэтому орден не имел права обладать каким бы то ни было имуществом. Однако фактически он собственностью обладал, благодаря особой процедуре, когда все пожертвования ордену передавались в собственность папе. А он предоставлял их в полное распоряжение ордена. Но в 1323 г. Папа Иоанн XXII объявил орден собственником этого имущества, что было отрицательно воспринято многими францисканцами, поскольку таким образом нарушался обет апостольской бедности. В том же году на капитуле ордена в Перуджи большинство монахов, возглавляемых Михаилом Чезенским, открыто выступили против папы. Генерал ордена с рядом его наиболее влиятельных сторонников был вызван для разбирательства в Авиньон, где и встретился с Оккамом. Михаил Чезенский увидел в английском философе вероятного и сильного союзника и поспешил привлечь его на свою сторону.

Размах процесса свидетельствовал о том, что речь шла не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытке папы идеологически разоружить оппозиционно настроенных францисканцев, в число видных теоретиков которых выдвигался Оккам. И когда Иоанн XXII объявил о созыве генерального капитула для избрания нового генерала ордена, Михаил Чезенский, понимая, что бороться с папой, находясь при его дворе, невозможно, решил бежать из Авиньона.

Побег состоялся двадцать шестого мая 1328 г., в числе бежавших был и Оккам. На лошадях беглецы добрались до побережья, в открытом море их поджидала галера. Оккам и его спутники благополучно прибывают в Венецию, затем в Пизу, а оттуда едут в Парму. Здесь, по случаю религиозного праздника св. Николая, Михаил Чезенский выступил с проповедью, в которой назвал Папу Иоанна XXII «стяжателем», «олухом» и «поджигателем войны», а также обвинил его в отклонениях от требований христианской морали. Шестого июня 1328 г. Оккама и тех, кто бежал вместе с ним, отлучили от церкви.

В феврале 1330 г. Оккам переезжает в Германию, где встречается с Людвигом Баварским. Согласно хронике, при встрече Оккам сказал: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!». Оккам нашел пристанище при монастыре францисканцев в Мюнхене и развернул здесь бескомпромиссную борьбу с папской курией, решительно оспаривая её стремление к полноте власти. После смерти Михаила Чезенского в 1342 г. Оккам фактически становится лидером мятежных францисканцев.

Среди работ Оккама выделяется ряд политических трактатов. Они направлены сначала против Иоанна XXII, затем против сменившего его Папы Бенедикта XII и, наконец, против Климента VI. Оккам призывает пап в мирских делах подчиняться государям, а в духовных – собору. Трактат «Труд девяноста дней» (созданный, по-видимому, в 1331 г.) был написан в защиту Михаила Чезенского от обвинений Иоанна XXII. В «Трактате о догмах Папы Иоанна XXII» (1335 – 1338 гг.) философ выступает убежденным защитником концепции апостольской бедности.

В трактате «Диалог» Оккам решительно осуждает главенство папы и иерархическую структуру католической церкви. По его мнению, церковь апостольских времён и римская католическая церковь существенно различаются. Первая образовалась из всех верующих во Христа, вторая стала ограничиваться рамками римской иерархии. Моральный и духовный диктат римской церкви, считал Оккам, находятся в явном противоречии со Св. Писанием.

В 1339 – 1342 гг. Оккам пишет один из наиболее значительных и популярных политических трактатов «Восемь вопросов о папской власти». Первый вопрос касается того, вправе ли один человек обладать верховной властью и в церкви, и в государстве? Второй вопрос: как произошла светская власть – непосредственно от Бога или нет? Третий вопрос: имеет ли право папа даровать светскую юрисдикцию императору и другим государям? Четвертый вопрос: даёт ли всю полноту власти германскому королю факт избрания его избирателями? Пятый и шестой вопросы: какие права приобретает церковь благодаря принадлежащему епископам праву помазания королей на царство? Седьмой вопрос: имеет ли силу акт коронации, если он совершён недостойным епископом? Восьмой вопрос: даёт ли германскому королю титул императора факт избрания его избирателями? Во времена Оккама это были вопросы практической политики.

До сих пор дискуссионными являются дата смерти Оккама и вопрос о том, имела ли место попытка философа примириться с Римом после смерти от апоплексического удара Людвига Баварского в 1347 г. На гробнице Оккама во францисканской церкви в Мюнхене значилась дата смерти десятое апреля 1347 г. (в 1802 г. останки философа были перенесены, и место его перезахоронения неизвестно). Но во многих источниках называется 1349 или 1350 гг.. Это вызвано тем, что между 1348 и 1349 гг. некий Уильям из Англии послал из Мюнхена вновь избранному генералу францисканского ордена орденскую печать (которая ранее хранилась у Оккама) с покаянным письмом, в котором отрекался от Михаила Чезенского и Людвига Баварского. Этот Уильям отождествлялся с Оккамом, и это давало повод считать факт примирения Оккама с церковью имевшим место и сомневаться в дате его смерти. В 1982 г. один из исследователей жизни и творчества Оккама Г. Галь достаточно убедительно утверждал в своей статье, что Уильям, пославший письмо, и Уильям Оккам – разные люди, и нет никакого повода предполагать, что перед смертью английский философ примирился с церковью.

Учение о бытии и философия природы

Оккам был и теологом, и философом, но в своих воззрениях опирался на концепцию двух истин, которая чётко разграничивала истины религиозные, основанные на Откровении, и истины науки, основанные на рациональности и логической очевидности. Он завершил начатую его предшественниками критику философских доказательств бытия Бога – проблемы, которая, по его мнению, является предметом религиозной веры, а не философии, опирающейся на доказательства. Под именем «Бог» Оккам понимает бесконечное существо, превосходящее бесконечное множество единичных вещей, взятых как порознь, так и вместе. Это значит, что Бог представляет собой актуальную бесконечность, в то время как, изучая явления природы, мы переходим от одной вещи к другой, которые обладают лишь потенциальной бесконечностью. Следовательно, Бог, как актуальная бесконечность, иррационален, и его бытие не может быть обосновано рационально. Не может быть рационально обосновано и наличие общих идей всего сущего в Божественном уме (например, идея сотворения мира, которая должна бы существовать в уме Бога до самого сотворения).

Это вовсе не свидетельствовало об антирелигиозной направленности мировоззрения Оккама. Более того, из иррациональности теологических проблем Оккам делает парадоксальный вывод: невозможность познать религиозные истины разумом только укрепляет веру, и приблизить человека к Богу, «научить Богу» способно только Откровение. Он был глубоко верующим человеком, но считал, что владения веры и разума не пересекаются.

Освободив философию от теологии, Оккам своими философскими работами подготовил почву для последующего развития естествознания. Значительный интерес представляет его учение о материи. Оккам стремится поставить категорию материи не на службу абстрактным схоластическим рассуждениям о «чистых сущностях», а использовать её для объяснения внешней реальности. Он решительно выступает против утверждения Фомы Аквинского о том, что никакая материя не может существовать без формы. Если форма начинает существовать в процессе становления вещи, то материя существует и до возникновения вещи.

Для того, чтобы обосновать это положение, Оккам использует введённое в обиход понятие первичной материи: «…Есть двоякая материя, прежде всего первичная материя, которая в силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а наделяется затем различной формой. И эта (первичная) материя есть одна и та же в любых подверженных возникновению и порче (предметах)».

Материя, по Оккаму, есть, прежде всего, субстрат вещи, то, что в ней предположено. В этом смысле она есть нечто, предшествующее любому предмету, один из необходимых принципов бытия. Оккам подчёркивает примат материи как некоторого содержания над формой, выдвигая тезис о том, что по отношению к форме материя (как содержание), безусловно, первична.

Анализ понятия материи Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях его употребления. Во-первых, термин «материя» употребляется в значении «предмет». Часто материя в логике употребляется не как то, что подвергается превращению, а как объект или предмет науки. Во-вторых, философ употребляет термин «материя» для обозначения частей целого: например полукруг есть часть круга, следовательно, полукруг – «материя» круга. В-третьих, «материя» может употребляться для обозначения вещества, из которого состоит какая-то вещь: например, медь является материей статуи. В-четвертых, «материя» в собственном смысле является одной из частей реального объекта (наряду с формой). Материя, считает философ, несотворима и неуничтожима, она не имеет ни начала, ни конца.

Как вечна материя, так вечно, по Оккаму, и движение. Движение не является ни специфической субстанцией, ни особым предметом в движущемся теле. Движение определяется самим телом. Важно отметить, что движение у Оккама не сводится только к механическому. Он различает движение механическое как перемещение вещи в пространстве без изменения её внутренних качеств и движение как изменение. Оккам говорит о движении как определяемом внутренним началом. Таким образом, Оккам приходит к идее понимания движения как самодвижения.

Чрезвычайно смелой для того времени была идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. У мыслителя, разумеется, не было фактических данных для обоснования идеи, идущей вразрез со схоластическим представлением того времени. Эта идея сформулирована им следующим образом: «Так вот поэтому мне представляется, что на небе материя того же сорта, что и в подлунных предметах, поскольку множественность никогда не следует полагать без необходимости… Но все, что может быть объяснено из различий по ряду оснований, – это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания».

В качестве логического доказательства своей правоты Оккам прибегает к принципу простоты, или принципу бережливости, который впоследствии получил название «бритвы Оккама». Суть этого принципа можно сформулировать так: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Правда, у самого Оккама точно такой фразы нет, но есть другая, в значительной степени выражающая данный тезис: «Тщетно делать с большим то, что можно сделать с маленьким». Иначе говоря, если в науке нечто может быть истолковано без допущения какой-либо новой гипотезы, то нет и никакой нужды её допускать.

Теория познания и логика

Разграничив сферу веры и разума, Оккам вывел теорию познания и логику за пределы теологии и тем самым обеспечил рационалистическую и логически обоснованную основу для своего номинализма.

Мир состоит из отдельных вещей, и наука имеет дело с этими вещами, но пользуется понятиями («терминами») как инструментами для их познания. Оккам различает две разновидности знания: чувственное (или интуитивное) и абстрактное. Чувственное знание основано на восприятии единичных вещей и их переживании. Благодаря чувственному знанию можно выяснить, существует ли вещь или не существует. На чувственном восприятии основывается память, на памяти – опыт, а с помощью опыта формируется общее, в результате чего осуществляется переход от познания интуитивного к познанию абстрактному, сущностью которого является способность отвлекаться от единичных вещей. Относя понятия (термины) к инструментальной сфере науки, Оккам много внимания уделяет их анализу. В связи с этим и появилось название его учения «терминизм».

Термин – это простейший элемент знания, всегда выраженный словом. Оккам рассматривает два вида терминов – естественные и искусственные. Различие их определяется интенцией (направленностью сознания на определенный объект). Естественные понятия относятся к самим вещам и являются терминами первой интенции. Искусственные понятия относятся ко многим вещам и к отношениям между ними – это термины второй интенции.

Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами первой интенции. Термины второй интенции становятся предметом анализа в логике, которую интересует значение слов, а не физическое состояние вещей. Универсалии представляют собой понятия о понятиях, потому что они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи и потому относятся к терминам второй интенции. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума, тем не менее, они не лишены объективного значения. Хотя универсалии только знаки, но они замещают не любые предметы, а только те, которые имеют сходство между собой.

Таким образом, самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью, данной нам в интуитивном познании, действительно извещают нас об этой реальности или обозначают её. Поскольку о Божестве мы не имеем интуитивного познания, то не имеем и никакого основания для дальнейшей абстракции, и это значит, что о Боге мы не можем иметь и отвлеченного, и вообще любого познания. Следовательно, Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли.

Заключение

Номинализм Оккама окончательно разрывает связь между теологией и философией, верой и наукой, которая столетиями укреплялась и развивалась схоластикой, но которая ко времени Оккама становилась всё более слабой. Обе области становятся самостоятельными. Наука и вера, философия и теология развиваются по своим собственным закономерностям, что является, по существу, основой новой культуры. Творчество Оккама – это выражение нового философского духа, противоположного классической схоластике, – прежде всего, духа антидогматического.

В XIV–XVII вв. сочинения Оккама были хорошо известны. Его использовала Реформация в борьбе с католической церковью, на него ссылался Мартин Лютер. Труды Оккама по логике и философии оказали влияние на таких известных философов Нового времени, как Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

Введение.. предлагаемая читателям книга средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook