Кто должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома. Уборка снега во дворах домов: на ком лежит обязанность Порядок уборки придомовой территории

Государственный комитет Российской Федерации

по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

в жилищно-коммунальном хозяйстве

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации

ПО НОРМИРОВАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Часть 1

НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УБОРОЧНЫМ ИНВЕНТАРЕМ НА САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОМОВЛАДЕНИЙ

Настоящая часть сборника содержит нормы расхода материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем на работы по санитарному содержанию домовладений (уборку территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, уборку лестничных клеток).

Рекомендации предназначены для определения потребности в материалах и уборочном инвентаре, на основании которых в свою очередь рассчитывается нормативная себестоимость и экономически обоснованный тариф на содержание и ремонт жилищного фонда.

Сборник разработан Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (Межецкая В.А., Новикова Л.П., Пушкин М.Е., Хмельников Б.В.), при участии Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (Вавуло Н.М.), а также ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства.

1. Общая часть

1.1. В сборник включены нормы расхода материальных ресурсов и нормы обеспеченности уборочным инвентарем на работы по санитарному содержанию домовладений (уборку территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, уборку лестничных клеток), которые являются составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

1.2. Сборник предназначен для определения потребности в материальных ресурсах и уборочном инвентаре, на основании которой в свою очередь рассчитываются материальные затраты в нормативной себестоимости, и соответственно, в экономически обоснованном тарифе на содержание и ремонт жилищного фонда.

Сборник может быть использован для контроля за расходованием материалов и уборочного инвентаря, а также для анализа производственно - хозяйственной деятельности организации.

1.3. Нормы расхода материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно - методических материалов по регулированию ценообразования (формированию тарифов).

1.4. В основу разработки сборника положены действующие нормативно - технические документы, включая Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя России от 26.12.97 № 17-139, "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения. ВСН 58-88 (Р)", утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.88 № 312.

Показатели расхода материалов в нормах определены на основе производственных норм расхода материалов, технологических карт и другой технологической документации.

1.5. Сборник составлен по аналогии с перечнем и составом работ, предусмотренных в "Рекомендациях по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда", разработанных ЦНИС и утвержденных Приказом Госстроя России от 09.12.99 № 139.

1.6. Понятие "норма расхода" означает величину расхода материальных ресурсов на единицу работы при определенных организационно - технических условиях.

1.7. Нормы обеспеченности уборочным инвентарем установлены на одного исполнителя по каждой профессии с учетом состава и периодичности выполняемых работ, установленных в сборнике. Если установлена другая периодичность, то нормы обеспеченности уборочным инвентарем необходимо корректировать с учетом местных особенностей.

1.8. Нормы расхода материальных ресурсов и уборочного инвентаря приведены в натуральных измерителях.

1.9. В нормах расхода материальных ресурсов учтены минимальные нормы отходов по материалам в процессе производства работ.

1.10. Нормы расхода материальных ресурсов определяют максимально допустимый расход материалов на работы по санитарному содержанию домовладений. Нормами учтен чистый расход и трудноустранимые потери (отходы), обусловленные технологией и организацией работ. В нормы не включены устранимые отходы и потери, связанные с дефектом или браком продукции.

1.11. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с правилами техники безопасности.

1.12. В случае применения иных, чем предусмотрено в сборнике, организационно - технических условий (периодичности и технологии, видов материальных ресурсов и т.п.), а также при выполнении работ, не предусмотренных сборником, рекомендуется разрабатывать местные технически обоснованные нормы или применять другие нормативно - методические документы.

2. Уборка территорий домовладений

2.1. Техническая часть

2.1.1. Уборка тротуаров и дворовых территорий производится вручную или тротуароуборочными, подметально-уборочными и поливо-моечными машинами. Места, недоступные для машин, убираются вручную до начала работы этих машин.

2.1.2. Уборка тротуаров и дворовых территорий подразделяется на летнюю и зимнюю. Летняя уборка включает в себя: подметание, мойку или поливку придомовых территорий вручную или с помощью спецмашин, уход за газонами.

2.1.3. Уборка производится в основном в поздние вечерние или ранние утренние часы, когда количество пешеходов незначительно. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливо-моечных машин.

2.1.4. Зимняя уборка включает: подметание и сдвигание снега, посыпка наледи песком или смесью песка с хлоридами, удаление снега и снежно - ледяных образований.

Неуплотненный, свежевыпавший снег толщиной слоя до 2 см подметается метлой, а свыше 2 см сдвигается с помощью движка.

2.1.5. При механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плугом и щеткой. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей, или вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения нормального движения троллейбусов и эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.

2.1.6. Участки территории, покрытые уплотненным снегом или льдом, убираются при помощи машин со скалывающим устройством или вручную. Удаление скола производится одновременно со скалыванием или немедленно после него с помощью спецмашин или вручную.

2.1.7. Для удаления отдельных образований льда толщиной до 2 см производится предварительная обработка этих образований хлоридами.

2.1.8. При гололеде производится посыпка территорий песком с помощью машин (с пескоразбрасывающим устройством) или вручную. Для посыпки применяется крупнозернистый или среднезернистый речной песок, не содержащий камней и глинистых включений. Песок предварительно просеивается через сито с отверстиями диаметром 5 мм.

2.1.9. Механизированная уборка территории производится по маршрутным картам, содержащим план тротуаров и дворов с находящимися на них зелеными насаждениями, столбами и мачтами электроосвещения и различного рода препятствиями.

На маршрутных картах устанавливается наиболее рациональное направление движения машин, количество и очередность проходов, места и характер маневрирования машин, схема перемещения снега и смета, сочетание участков механизированной и ручной уборки, расстояние нулевых (от места стоянки до места работы) и холостых пробегов (переезды на другие места работы).

2.1.10. Периодичность выполняемых работ приведена в Приложении 1.

2.2. Нормативная часть

2.2.1. Нормы обеспеченности уборочным инвентарем при зимней ручной уборке территорий домовладений

Перечень работ:

Подметание свежевыпавшего снега без предварительной обработки территории смесью песка с хлоридами;

Транспортировка смеси песка с хлоридами от места складирования к месту посыпки;

Подготовка смеси песка с хлоридами;

Подметание свежевыпавшего снега после обработки смесью песка с хлоридами;

Сдвигание свежевыпавшего снега;

Очистка территории от уплотненного снега;

Очистка территории от наледи без предварительной обработки хлоридами;

Очистка от наледи и льда водосточных труб, крышек люков пожарных колодцев;

Перекидывание снега и скола;

Сдвигание снега и скола, сброшенного с крыш;

Погрузка снега и скола;

Очистка участков территории от снега и наледи при механизированной уборке;

Укладка снега в валы или кучи после механизированной уборки;

Очистка контейнерной площадки в холодный период.

Таблица 1

Ед. измер.

Емкость для смеси песка

Лопата штыковая

шт./2 года

Лопата совковая

шт./2 года

Метла березовая

Пескопосыпочный механизм

Сито строительное

шт./2 года

шт./2 года

2.2.2. Нормы расхода материальных ресурсов при зимней ручной уборке территорий домовладений

2.2.2.1. Посыпка территории

Таблица 2

2.2.2.2. Очистка территории от наледи и льда с предварительной обработкой хлоридами

Таблица 3

2.2.3. Нормы обеспеченности уборочным инвентарем при летней ручной уборке территорий домовладений

Перечень работ:

Уборка отмосток;

Уборка приямков;

Подметание территории;

Уборка газонов;

Погрузка мусора на автотранспорт вручную;

Уборка контейнерных площадок;

Очистка участков территорий от мусора при механизированной уборке;

Очистка урн от мусора;

Подметание ступеней и площадок;

Мытье ступеней и площадок.

Таблица 4

Наименование уборочного инвентаря

Ед. измер.

Норма обеспеченности на одного дворника

шт./3 года

шт./3 года

Лопата совковая

Метла березовая

Метла с синтетическим ворсом

количество определяется в соответствии с сертификатом

Мешки полиэтиленовые емкостью 20 л

шт./2 года

Шланг поливочный (25 п.м.)

2.2.4. Нормы расхода материальных ресурсов при летней ручной уборке территорий домовладений

2.2.4.1. Поливка газонов из шланга

Таблица 5

2.2.4.2. Мойка территории

Таблица 6

2.2.4.3. Поливка территории из шланга

Таблица 7

2.2.4.4. Промывка урн

Таблица 8

2.2.4.5. Промывка номерных фонарей

Таблица 9

2.2.4.6. Протирка указателей

Таблица 10

2.2.4.7. Мытье ступеней и площадок

Таблица 11

2.2.5. Нормы расхода материальных ресурсов при механизированной уборке территорий домовладений

2.2.5.1. Посыпка территорий

Таблица 12

2.2.5.2. Мойка территорий

Таблица 13

2.2.5.3. Поливка территорий

Таблица 14

3. Обслуживание мусоропроводов

3.1. Техническая часть

3.1.1. Работы по обслуживанию мусоропроводов включают: профилактический осмотр, удаление мусора из мусороприемных камер, уборку загрузочных клапанов и бункеров, устранение засоров, мойку мусоросборочных емкостей и дезинфекцию мусоропроводов и мусоросборочных емкостей.

3.1.2. Профилактические осмотры мусоропроводов производятся периодически, обнаруженные во время осмотров повреждения и неисправности устраняются немедленно. Удаление мусора из мусороприемных камер производится в сроки, установленные санитарными нормами.

3.1.3. Мусоросборники транспортируются из камер во двор и устанавливаются до их вывоза на свободные места в стороне от движения людей, вдали от детских площадок и окон. После каждого удаления мусора полы камер подметаются. Стены и полы камер, загрузочные клапаны мусоропроводов, а также мусоросборники периодически очищаются от грязи и моются. Засоры стволов мусоропроводов устраняются немедленно. При появлении насекомых и грызунов в мусоропроводе производятся дезинфекционные работы специализированными организациями с участием рабочих по обслуживанию мусоропроводов.

3.1.4. Вывоз мусора осуществляется по системе "опорожнения" (когда мусор из переносных мусоросборников перегружают в кузов мусоровозов) или "сменной" системе (когда контейнеры с мусором вывозятся контейнерными мусоровозами к месту их выгрузки, где их моют, дезинфицируют и в чистом виде возвращают в домовладение). При системе "опорожнения" переносные мусоросборники ежедневно моет уборщик мусоропровода струей воды из шланга. Эта работа должна проводиться в специальных помещениях или мусороприемных камерах.

3.1.5. Нормы расхода материалов и уборочного инвентаря установлены на работы по обслуживанию наиболее распространенных типов мусоропроводов (холодные, изолированные и обслуживающие одну вертикальную группу квартир, имеющие загрузочные клапаны с отверстиями размером от 150 x 200 мм до 200 x 200 мм).

Нормы установлены на следующие мусороприемники: переносные металлические емкостью 80 - 100 л; контейнеры емкостью 500 - 800 л; бункеры емкостью 400 - 600 л.

3.1.6. Перемещение мусоросборников производится с помощью ручных лебедок или ручных тележек.

3.1.7. Периодичность выполняемых работ по обслуживанию мусоропроводов приведена в Приложении 2.

3.2. Нормативная часть

3.2.1. Нормы обеспеченности уборочным инвентарем на работы по обслуживанию мусоропроводов

Перечень работ:

Удаление мусора из мусороприемных камер;

Уборка бункеров;

Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов;

Влажное подметание пола мусороприемных камер;

Мойка сменных мусоросборников;

Дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода;

Дезинфекция мусоросборников.

Таблица 15

Примечание. Использование уборочного инвентаря для обслуживания мусоропровода (щетки, метлы, ведра) при уборке других помещений не допускается.

3.2.2. Нормы расхода материальных ресурсов на работы по обслуживанию мусоропроводов

3.2.2.1. Профилактический осмотр мусоропроводов, устранение мелких неисправностей клапанов

Таблица 16

3.2.2.2. Уборка бункеров

Таблица 17

__________________

* Здесь и далее, цифровое обозначение предполагает применение одного из указанных взаимозаменяемых материалов на выполнение данного вида работ. Применение в одном виде работ двух взаимозаменяемых материалов не допускается.

3.2.2.3. Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов

Таблица 18

3.2.2.4. Уборка мусороприемных камер

Таблица 19

3.2.2.5. Мойка сменных мусоросборников

Таблица 20

3.2.2.6. Дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода

Таблица 21

3.2.2.7. Дезинфекция мусоросборников

Таблица 22

4. Уборка лестничных клеток

4.1. Техническая часть

4.1.1. Работы по уборке лестничных клеток включают: влажное подметание и мытье лестничных площадок и маршей, обметание пыли с потолков, влажную протирку (стен, дверей, подоконников, перил, оконных и лифтовых ограждений, шкафов для электрощитков и слаботочных устройств, почтовых ящиков), мытье окон, подметание и мытье кабин и лифтов.

4.1.2. Нормы расхода материальных ресурсов на работы по уборке лестничных клеток разработаны в зависимости от видов уборочных работ различных элементов и оборудования лестничных клеток.

4.1.3. В начале смены рабочий доставляет к месту работы необходимые средства уборки и приспособления (веник, щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства), по окончании уборки относит их к месту хранения. Все средства уборки хранятся в специально отведенном для этой цели месте.

4.1.4. Уборка лестничных клеток, начиная с верхнего этажа, должна производиться после окончания работ по уборке кабин лифтов, клапанов мусоропроводов. При подметании лестничных маршей и площадок мусор собирают в специальную тару и транспортируют в установленное место. Лестницы перед мытьем нужно тщательно подмести, так как на площадках и ступеньках могут быть мелкие стекла, гвозди, иголки и т.д., которыми можно нанести травму рукам. Ведро с водой при мытье ставят на верхнюю ступеньку.

4.1.5. Очистку потолков и стен (окрашенных масляной или синтетической краской) производят шваброй с надетой на нее влажной тряпкой. Выполняя эту работу, рабочий должен стоять несколько в стороне от стен, применяя при этом защитные очки.

Элементы лестничных клеток: стены (окрашенные масляной краской), двери, подоконники, оконные ограждения, перила деревянные, чердачные лестницы, отопительные приборы (радиаторы), плафоны, почтовые ящики, шкафы для электрощитов и слаботочные устройства.

4.1.6. Перед мытьем окон лестничных клеток рабочий должен убедиться в исправности переплетов и надежном креплении стекол. При влажной уборке тряпку периодически смачивают в воде и отжимают. Рабочий приготавливает из моющих средств раствор и периодически меняет его.

4.1.7. Периодичность работ по уборке лестничных клеток приведена в Приложении 3.

4.2. Нормативная часть

4.2.1. Нормы обеспеченности уборочным инвентарем на работы по уборке лестничных клеток

Перечень работ:

Влажная протирка ограждений лифтовых шахт из металлической сетки;

Уборка кабин лифтов;

Мытье окон;

Обметание пыли с потолков;

Влажное подметание лестничных площадок и маршей;

Мытье лестничных площадок и маршей;

Влажная протирка элементов лестничных клеток жилых домов.

Таблица 23

Наименование уборочного инвентаря

Ед. измер.

Норма обеспеченности на одного рабочего по комплексной уборке и содержанию домовладений

Веник обыкновенный

Веник с синтетическим ворсом

количество определяется сертификатом

шт./2 года

Щетка для мытья окон

4.2.2. Нормы расхода материальных ресурсов на работы по уборке лестничных клеток

4.2.2.1. Влажная протирка ограждений лифтовых шахт из металлической сетки

Таблица 24

4.2.2.2. Уборка кабин лифтов

Таблица 25

4.2.2.3. Мытье окон

Таблица 26

4.2.2.4. Обметание пыли с потолков

Таблица 27

4.2.2.5. Мытье лестничных площадок и маршей

Таблица 28

4.2.2.6. Влажная протирка элементов лестничных клеток жилых домов

Таблица 29

Приложение 1

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО УБОРКЕ ТЕРРИТОРИЙ ДОМОВЛАДЕНИЙ

Таблица 30

Вид уборочных работ

Классы территории

Холодный период

Подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см

1 раз в сутки в дни снегопада

2 раза в сутки в дни снегопада

Сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя свыше 2 см

Через 3 часа во время снегопада

Через 2 часа во время снегопада

Через 1 час во время снегопада

Посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами

2 раза в сутки во время гололеда

Очистка территории от наледи и льда

1 раз в трое суток во время гололеда

1 раз в двое суток во время гололеда

1 раз в сутки во время гололеда

Подметание территории в дни без снегопада

1 раз в двое суток в дни без снегопада

1 раз в сутки в дни без снегопада

Очистка урн от мусора

1 раз в сутки

1 раз в сутки

1 раз в сутки

Промывка урн

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

2 раза в холодный период

2 раза в холодный период

2 раза в холодный период

Уборка контейнерных площадок

1 раз в сутки

1 раз в сутки

1 раз в сутки

Сдвигание свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов

3 раза в сутки

3 раза в сутки

3 раза в сутки

Теплый период

Подметание территории в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см

1 раз в двое суток

1 раз в сутки

2 раза в сутки

Частичная уборка территории в дни с осадками более 2 см

1 раз в двое суток (50% территории)

1 раз в сутки (50% территории)

Очистка урн от мусора

1 раз в сутки

1 раз в сутки

1 раз в сутки

Промывка урн

2 раза в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

Протирка указателей улиц и промывка номерных фонарей

5 раз в теплый период

5 раз в теплый период

5 раз в теплый период

Уборка газонов

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

Поливка газонов, зеленых насаждений

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

Уборка контейнерных площадок

1 раз в сутки

1 раз в сутки

1 раз в сутки

Подметание территории в дни с сильными осадками

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

1 раз в двое суток

Мойка территории

3 раза в теплый период

3 раза в теплый период

3 раза в теплый период

Приложение 2

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МУСОРОПРОВОДОВ

Таблица 31

Вид работ

Периодичность

Профилактический осмотр мусоропроводов

2 раза в месяц

Удаление мусора из мусороприемных камер

Ежедневно

Уборка мусороприемных камер

Ежедневно

Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов

1 раз в неделю

Мойка сменных мусоросборников

Ежедневно

Мойка нижней части ствола и шибера мусоропровода

1 раз в месяц

Уборка бункеров

1 раз в месяц

Очистка и дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода

1 раз в месяц

Дезинфекция мусоросборников

1 раз в месяц

Устранение засора

По мере необходимости

Приложение 3

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО УБОРКЕ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК

Таблица 32

Вид работы

Вид оборудования на лестничных клетках

оборудование отсутствует

мусоропровод

лифт и мусоропровод

Влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних трех этажей

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Влажное подметание лестничных площадок и маршей выше третьего этажа

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Влажное подметание мест перед загрузочными камерами мусоропроводов

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Мытье пола кабины лифта

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта

2 раза в месяц

2 раза в месяц

Мытье лестничных площадок и маршей нижних трех этажей

2 раза в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

Мытье лестничных площадок и маршей выше третьего этажа

2 раза в месяц

2 раза в месяц

1 раз в месяц

2 раза в месяц

Обметание пыли с потолков

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

Влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков и слаботочных устройств, почтовых ящиков

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

Влажная протирка подоконников, отопительных приборов

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

Мытье окон

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

Очистка металлической решетки и приямка. Уборка площадки перед входом в подъезд

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе. Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах. Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

Определение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и т.п. законодательство относит к вопросам местного значения . Исходя из этого, принимая местные правила благоустройства, органы местного самоуправления нередко предусматривают в них обязанность владельцев недвижимости (а зачастую и нестационарных объектов) осуществлять содержание, уборку и благоустройство прилегающей к ней территории.

Организации и предприниматели, не согласные с таким порядком, предпринимали попытки судебного обжалования муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, возлагающих на них обязанности по уборке прилегающей к их объектам территории, и такие попытки оказывались успешными . В марте этого года владельцев недвижимости поддержал Верховный Суд РФ.

Определением от 12.03.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижи мости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления . Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает .

Следует, однако, иметь в виду, что, если собственник или иной владелец объекта недвижимости либо земельного участка заключил с муниципалитетом договор, по условиям которого принял на себя обязательства по содержанию и благоустройству прилегающей к такому объекту территории, условия такого договора должны исполняться им надлежащим образом.


Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Вопрос :

Собственниками домов заключен договоры с ООО на содержание и ремонт общего имущества. У некоторых домов процедура межевания земельного участка не проведена, т.е. земельный участок не сформирован и соответственно не входит в состав общего имущества. Кто должен и за счет, каких средств осуществлять уборку данных придомовых территорий?

Ответ :

Ответственность за уборку тех территорий, которые не могут быть, отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления, если иное не установлено правилами благоустройства, утвержденных органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Перечень общего имущества собственников приведен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).

Согласно подп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества, помимо прочего, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета.

В рассматриваемом случае, поскольку границы земельных участков не определены, они не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, и на управляющую организация в силу заключенных договоров управления не может быть возложена обязанность по их надлежащему содержанию.

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Следовательно, за уборку тех территорий, которые не могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, ответственность несут органы местного самоуправления.

Однако надо принять во внимание, что на управляющую организацию может быть возложена обязанность по уборке прилегающей к многоквартирному дому территории нормативным актом муниципального образования.

В силу подп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий города федерального значения могут применяться Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципального образования, утвержденные Приказом Минрегиона от 27.12.2011 г. N 613 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п. 8.2.1 Методических рекомендаций, физических и юридических лиц следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.

Таким образом, если при разработке муниципального нормативно-правового акта, регламентирующего, благоустройство территории применялись, указанные Методические рекомендации, на управляющую организацию может быть возложена обязанность по очистке и уборке прилегающих к обслуживаемому многоквартирному дому территорий.

Уборка придомовой территории – одна из ключевых обязанностей управляющей организации. Нарушения в ее ведении видны сразу, они чреваты жалобами жителей, проверками и штрафами. В статье мы опишем круг обязанностей УК по уборке территории. Это важно, чтобы не пропустить какой-то существенный момент и, наоборот, не делать лишней работы. На случай спорных ситуаций к материалу приложены ссылки на основные нормативные акты.

Поддержание чистоты на придомовой территории включается в договор управления и часто становится причиной споров между УК и владельцами квартир. Нарушений не будет, есть понимать:

  • что включается в уборку;
  • кто оплачивает эти работы;
  • кто контролирует соблюдение требований;
  • какие законодательные акты регулируют процесс.

Законодательная база

Законодательство об уборке придомовой территории многоквартирных домов состоит из нескольких главных документов:

  • отдельные положения ЖК РФ ;
  • постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года (носит рекомендательный характер);
  • методическое пособие МДК 2-04.2004 , утвержденное Госстроем.

В этих нормативных актах содержатся общие правила, установленные на региональном уровне. В дополнение к ним региональные власти вправе принять собственные документы. Условие здесь стандартное – отсутствие противоречий с основным законодательством.

Местные нормативные акты создаются для того, чтобы четко регулировать отношения между заинтересованными сторонами: городом, управляющими организациями и жителями. Обычно такими документами пополняется список обязательных работ. В эти же акты вписывают дополнительные услуги с указанием сроков их выполнения и прочих моментов.

Необходимость в региональных нормативных актах об уборке придомовой территории объясняется местной спецификой. К примеру, требования к уборке снега в Новосибирской области и Краснодарском крае существенно различаются. В первом случае снежные массы создают серьезные проблемы населению и организациям несколько месяцев в году, а во втором устойчивого снежного покрова не появляется вообще.

Местные власти лучше знакомы с климатической и прочей спецификой в регионах. Кроме погоды учитывать нужно и общее состояние сферы управления МКД. Если управляющие организации плохо справляются даже с базовым набором обязанностей, то на местах устанавливаются дополнительные меры наказания. Чаще всего речь идет об увеличении размера штрафов, определенных на федеральном уровне.

Определение придомовой территории

Придомовой называется территория, непосредственно прилегающая к МКД. На ней располагаются:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды для автомобилей;
  • места парковки машин владельцев квартир и их гостей;
  • цветочные клумбы, лавочки и малые архитектурные формы;
  • площадки для детей;
  • площадки для занятий спортом;
  • места для выгула домашних животных;
  • гаражи, кладовые и прочие вспомогательные постройки.

Земля рядом с домом находится в общей долевой собственности владельцев помещений (как квартир, так и нежилых объектов). Какая именно территория относится к МКД, указано в кадастровых документах. В них фиксируются границы и площадь участка, а также все находящиеся на нем объекты. Если на придомовой территории находится котельная или трансформаторная подстанция, то она тоже отмечается в документации.

Владельцы помещений в МКД как собственники прилегающего к нему участка оплачивают его уборку. По закону прилегающая территория неотделима от многоквартирного дома. Она эксплуатируется и обслуживается вместе с ним.

До повсеместного перехода к обслуживанию домов управляющими компаниями и ТСЖ с жителей не взимались деньги за уборку придомовой территории. От них требовалось только бережно относиться к ней и не нарушать правила эксплуатации. Сегодня эти требования сохраняются, и к ним добавляется обязательство по оплате уборки.

Плата за поддержание чистоты на участке рядом с МКД зависит от размера принадлежащей жителю доли. Она пропорциональна площади находящейся в собственности квартиры или нежилого помещения.

Общий размер придомового участка определяется числом этажей, принятыми в субъекте нормами и прочими параметрами. Главное требование к этой территории – удовлетворение потребностей всех собственников помещений. Подробности о конкретном участке доступны на публичной кадастровой карте.

Нормы уборки придомовой территории МКД

Основное, что нормируется в вопросе уборки придомовой территории – перечень обязательных работ. Он утверждается на федеральном уровне и включается в документы, регламентирующие деятельность обслуживающих организаций на местах. В него по решению жильцов можно включить дополнительные работы.

Для утверждения перечня мероприятий по уборке проводится общедомовое собрание. Вместе со списком работ на нем определяется их стоимость. Положение считается утвержденным, если за него голосует больше 50 процентов владельцев помещений.

Уборка – это только часть работ на придомовой территории. Ответственная организация здесь также занимается следующим:

  • благоустраивает и в целом улучшает участок вокруг МКД;
  • высаживает цветы, декоративные кустарники и прочие растения;
  • устанавливает элементы уличного декора и ухаживает за ними;
  • оптимизирует участок для удобства жителей любого возраста.

Исполнитель сам определяет технологию выполнения работ. Многие операции продолжают делать вручную, но постепенно уровень механизации в сфере обслуживания многоквартирных домов растет. При использовании во дворах спецтехники для большей эффективности на съездах обустраиваются пандусы. Помимо канализационных люков постоянный доступ обеспечивается к пожарным гидрантам и другим коммуникациям, которые задействуются при пожаре.

Для хранения уборочной техники и инструментов выделяется специальное помещение. Пешеходные дорожки и дворовые проезды рядом с домами могут быть шириной более 3 метров, что делает уборку вручную и с помощью средств малой механизации слишком трудозатратной. В таких случаях привлекается та же техника, которая убирает улицы города.

Кто обязан убирать территорию?

Ответственного за уборку придомовой территории назначают собственники квартир на общедомовом собрании. В зависимости от способа управления домом здесь возможно два варианта.

  1. Управляющая компания. При заключении с УК договора управления вопрос с уборкой возлагается именно на нее. Размер оплаты определяется в ДУ. Его минимальное значение утверждается на уровне региона, по решению собственников оно может быть повышено.
  2. ТСЖ. Товарищество организует уборку двумя путями: нанимает собственных дворников или привлекает по контракту специальную организацию. Правила позволяют ТСЖ привлечь для проведения отдельных работ, в том числе, очистки территории, ту же управляющую компанию. Функции управления домом останутся за товариществом, а УК займется лишь выполнением отдельных работ в рамках контракта.

Исполнитель отвечает за качество уборки. При фиксации нарушений он привлекается к ответственности. В случае с управляющей компанией ненадлежащее исполнение обязанностей подтверждается заключенным с ней соглашением, пункты которого нарушаются. УК при заключении договора управления нужно следить за тем, какие положения в него включаются. При появлении любых дополнительных условий, выходящих за рамки стандарта, необходимо добиваться повышения оплаты.

Если исполнитель работ по очистке территории – ТСЖ, то жителям несколько сложнее разбираться с виновником. Нарушителем тут будет объединение самих собственников помещений. У него тоже есть перечень обязанностей, они фиксируются в уставных документах. Если владельцам квартир не удается добиться от руководящих органов товарищества необходимой реакции, то они, как и в случае с УК, подают жалобы в контролирующие органы.

Периодичность работ

Управляющие организации и ТСЖ обязуются проводить уборку придомовой территории при получении дома в управление. Список выполняемых работ меняется в зависимости от времени года: зима, лето, межсезонье.

В летнее время выполняются следующие мероприятия:

  • каждый день подметаются пешеходные дорожки и дворовые проезды;
  • при температуре воздуха выше +30°С асфальт и другие твердые покрытия поливаются водой;
  • детские, спортивные и прочие площадки очищаются от мусора;
  • подстригаются газоны, поливаются клумбы, подрезаются ветви кустов и деревьев;
  • в песочницы завозится песок;
  • окрашиваются ограждающие конструкции, уличные спортивные снаряды, лавочки и прочие объекты;
  • бордюрный камень и стволы деревьев при необходимости белятся;
  • мусоросборники очищаются от отходов, подметаются площадки для установки контейнеров (обычно это делается при их опорожнении).

Зимой перечень обязанностей дополняется специфическими сезонными работами:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды очищаются от снега и наледи. Если вручную дворники не справляются, то это делается с помощью спецтехники;
  • тротуары и площадки у входа в подъезды посыпаются пескосоляной смесью;
  • входы в подвал расчищаются от снега;
  • на кровле и водосточных трубах не допускается образование наледи;
  • расчищаются канализационные люки – к ним всегда должен быть свободный доступ;
  • на газонах и в местах произрастания прочей зелени рыхлится снег.

При обильных снегопадах уборка придомовой территории производится два-три раза в сутки.

В весеннее время кроме основных работ дворникам также нужно:

  • очищать и промывать стоки и канавы;
  • следить за тем, чтобы талые воды направлялись к люкам и колодцам;
  • усиленно следить за очисткой участка от остатков снега, а также от грязи и мусора, которые появляются при его таянии.

Ответственность за невыполнение

При нарушениях правил уборки придомовой территории первыми обычно активизируются жители МКД. Если им не удается решить вопрос с УК, то следуют жалобы в контролирующие органы:

  • Госжилинспекция;
  • прокуратура;
  • местная администрация;
  • служба по защите прав потребителей.

По обращению высылается проверяющий специалист, который на месте изучает ситуацию.

Если контролирующие органы обходят территорию с инспекцией, то несоблюдение правил обнаруживается и без подачи жалобы.

За нарушение правил уборки участков управляющие организации привлекаются к административной ответственности. Здесь применяется ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Штрафы достаточно серьезные:

  • 250 000-300 000 руб. для организаций;
  • 50 000-100 000 руб. для должностных лиц.

Для ТСЖ ситуация несколько отличается. Товарищества штрафуются по ст. 7.22 КоАП на следующие суммы:

  • 40 000-50 000 руб. для организаций;
  • 4 000-5 000 руб. для должностных лиц.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook