Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Пожарная безопасность на жд

Глава 1. Общие требования пожарной безопасности для объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта
1. Общие положения
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Ответственность и обязанности руководителей объектов (организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых, совместных предприятий и др.)
Ответственность и обязанности руководителей подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий, складов, мастерских и подвижного состава)
Организация противопожарной подготовки ИТР, рабочих, служащих и обслуживающего персонала
3. Содержание территории, зданий, помещений и сооружений
Содержание территории
Содержание зданий и помещений
Противопожарные преграды
4. Требования к энергетическому оборудованию
Электроустановки
Отопление
Вентиляция
5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно-технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи)
Пассажирские здания
Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
Общие требования
Склады ЛВЖ и ГЖ
Склады хранения опасных и особо опасных грузов
Склады лесоматериалов
Склады угля и торфа
Склады горючих газов(ГГ)
Материальные склады
Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
7. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров
Глава 2. Требования пожарной безопасности для железнодорожных станций, депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, путевого хозяйства, специальных и вспомогательных объектов
1. Железнодорожные станции
2. Локомотивные депо
Общие требования
Территория, здания и помещения локомотивного депо
Экипировочные сооружения и устройства
Водопроводные насосные станции и водонапорные башни
Участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов
3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров
Общие требования
Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов)
4. Промывочно-пропарочные станции и пункты
5. Путевое хозяйство
Содержание полосы отвода
Искусственные сооружения
Путевые машинные станции (ПМС)
6. Шпалопропиточные заводы
7. Автотранспортные подразделения
8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков
9. Лаборатории и вычислительные центры
Глава 3. Требования пожарной безопасности к технологическим процессам для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
1. Требования пожарной безопасности, общие для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
Общие требования
Производства с применением ЛВЖ и ГЖ
Производства с применением полимерных материалов
Деревообрабатывающие производства
Производства окрасочных работ
Производства с наличием станков, кузнечно-прессового и штамповочного оборудования, содержащих масла в системах гидропровода, смазки и охлаждения
Сушильно-пропиточные отделения
Регенерационно-пропиточные отделения
2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
Тяговый подвижной состав
Грузовые вагоны
Рефрижераторные вагоны (секции) и АРВ
Пассажирские вагоны
Глава 4. Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог
1. Общие требования
2. Тепловозы и дизель-поезда
3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав
4. Паровозы
5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)
7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды
8. Вагоны с видеосалонами
9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда
10. Вагоны-магазины
11. Вагоны-гостиницы
Глава 5. Правила пожарной безопасности при перевозке грузов
1. Перевозка опасных грузов
2. Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
3. Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировании пожароопасных грузов
4. Перевозка нефтепродуктов
5. Перевозка автотракторной техники подвижным составом железнодорожного транспорта
Глава 6. Противопожарное водоснабжение, пожарная техника н средства связи
Приложение 1. Примерное положение о пожарно-технических комиссиях на строящихся объектах
Приложение 2. Нормы первичных средств пожаротушения для строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и подсобных помещений
Приложение 3. Примерная программа проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с ИТР, рабочими и служащими железнодорожного транспорта
Приложение 4. Рекомендуемая программа подготовки личного состава добровольных пожарных дружин на объектах Министерства путей сообщения
Приложение 5. Журнал учета вводного противопожарного инструктажа вновь принимаемых на работу
Приложение 6. Журнал учета первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа
Приложение 7. Правила пожарной безопасности для видео комплексов, размещаемых в пассажирских зданиях

В развитие концепции единой технической политики ОАО «РЖД» с этого месяца в компании введена в действие система управления пожарной безопасностью, которая позволит повысить эффективность деятельности в данном направлении.

Для ОАО «РЖД» это значительный шаг вперёд, так как до недавнего времени в компании, по сути, не существовало чётко отстроенной системы управления пожарной безопасностью. Анализ показал, что руководители подразделений не имели целостного подхода к решению задач в этом направлении и не уделяли им должного внимания. В результате региональные госорганы пожарного надзора зачастую не могли решить вопросы с непосредственными исполнителями на местах и всё чаще вынуждены были обращаться в центральный аппарат компании.

Только за прошлый год количество таких обращений возросло в два раза по сравнению с 2008 годом. В ряде случаев доходило и до закрытия объектов. К примеру, в конце декабря по решению суда на 88 суток была приостановлена деятельность Улан-Удэнского центра культуры ВСЖД, где планировалось проведение новогодних представлений для детей железнодорожников. Выяснилось, что такая угроза нависла над объектом ещё в 2006 году. Однако выполнять предписания государственных инспекторов не спешили. Сейчас проблема решена. Как было доложено старшему вице-президенту ОАО «РЖД» Валентину Гапановичу, все нарушения устранили в январе 2010 года. На Волгоградском отделении

ПривЖД также по решению суда были закрыты несколько помещений. И это далеко не единичные эпизоды.

По словам заместителя начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Виталия Беликова, для такой крупной компании, как «Российские железные дороги», эффективная работа по обеспечению пожарной безопасности объектов невозможна без чёткого разграничения функций каждого звена управления. Именно поэтому ОАО «РЖД» одним из первых в нашей стране разработало собственную систему управления в данной области. В ней учтены все структурные изменения, происходящие на железнодорожном транспорте.

Система определяет полномочия и ответственность за обеспечение пожарной безопасности на каждом уровне управления. При этом предусматривается дальнейшее её развитие – в соответствии с планами реформирования отрасли и требованиями времени.

Новая система базируется на нескольких стандартах, один из которых устанавливает основные цели, задачи и элементы системы управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Его применение является обязательным для филиалов и структурных подразделений компании, тогда как возможность использования в «дочках» оговаривается отдельным соглашением.

Стандартом разграничиваются функции, связанные с обеспечением пожарной безопасности для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». В нём прописаны обязанности причастных служб по предот­вращению пожаров, их тушению и противопожарной защите объектов. Документом предусматриваются порядок планирования соответствующих мероприятий, организация обучения работников и взаимодействия с государственными надзорными органами, а также с ведомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта. В документе также затронуты вопросы правового обеспечения, внедрения на объектах систем противопожарной защиты и организации их обслуживания.

Согласно документу работа по обеспечению пожарной безопасности будет вестись на трёх уровнях, каждый из которых наделяется своим кругом обязанностей. К примеру, центральный аппарат должен отвечать за определение перспективных направлений деятельности ОАО «РЖД» в этой области, разработку инновационных проектов, организацию научно-технического развития и решение ряда других глобальных задач. На уровне филиалов и структурных подразделений будут формироваться инвестиционные программы, разрабатываться соответствующие мероприятия и так далее. При этом в стандарте чётко закреплены обязанности руководителей разного уровня, что повышает их личную ответственность за состояние пожарной безопасности во вверенных им подразделениях.

Вторым стандартом системы управления устанавливаются порядок разработки и требования к декларации пожарной безопасности, а также процедура её представления в надзорные органы МЧС.

«В декларации, которая оформляется на все эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые и проектируемые объекты защиты, в числе прочего должна быть дана оценка пожарного риска, – пояснил начальник сектора пожарной безопасности управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Анатолий Столяров. – Определение риска осуществляют на основе анализа пожарной опасности объекта, оценки последствий воздействия пожара на людей с учётом различных сценариев развития ситуации, наличия системы обеспечения пожарной безопасности и ряда других факторов. Проведение такого анализа, который в силах выполнить любой руководитель, является ключевой задачей, так как такой исчерпывающий подход позволит своевременно выявить «узкие места» и предотвратить чрезвычайные ситуации за счёт реализации определённых мероприятий».

В прошлом году по заказу ОАО «РЖД» была разработана автоматизированная система управления пожарной безопасностью (АСУ ПБ). Её внедрение на железных дорогах позволит вести мониторинг текущей обстановки, повысить оперативность обмена информацией, в том числе о проведении соответствующих профилактических мероприятий на различных объектах. В настоящее время программный продукт проходит обкатку на Октябрьской магистрали, и в ближайшее время начнётся его тиражирование на всю сеть.

С 1 февраля 2010 года в компании введён в действие ещё один стандарт – «Система управления промышленной безопасностью ОАО «РЖД». Общие положения», который систематизирует деятельность филиалов и структурных подразделений в данном направлении. Документ также является элементом единой технической политики компании.

«Ранее существовавшая система затрагивала ограниченный круг специалистов, тогда как сейчас в решение вопросов промбезопасности включена вся вертикаль управления, – рассказал начальник отдела промышленной безопасности и непроизводственного травматизма управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Виталий Вавилов. – В стандарте прописаны основные требования к обеспечению промышленной безопасности, в том числе процедура идентификации, регистрации опасных объектов, лицензирования соответствующих видов деятельности в этой области, проведения экспертизы и многое другое. Но самое главное – документ разграничивает сферы ответственности руководителей различных уровней и специалистов. В итоге реализация новой системы управления на практике позволит вывести на новый качественный уровень всю работу в этом направлении».

Министерство Образования Российской Федерации

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

Выполнил:

ст.гр. МХЖ-062

Городецкий Д.В.

Проверил:

доцент Шилинговский И.Г.

Новокузнецк 2010

Введение…………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах…………...6

4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

2 Обеспечение пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

    ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

    собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

    убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

    следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

Находясь в поезде - не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его - идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды.

Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся - выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

В целях безопасности, находясь в поезде, надо :

    Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда.

    На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

    Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

    Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

    Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

Нельзя:

    Перегружать верхние багажные полки.

    Высовывать голову из открытых окон.

В момент аварии надо :

    Ухватиться за выступающие детали полок.

    В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

    После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

    Оказать первую помощь нуждающимся.

Нельзя :

    Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

    Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

    Уходить после аварии далеко от поезда.

Из-за большого количества электроприборов и электропроводов на железнодорожном транспорте повышена опасность возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать и сотрудники (проводники, электромеханики, обслуживающий персонал), и пассажиры.

Правильные действия работников способны предотвратить появление пожара и максимально быстро ликвидировать очаг возгорания, обеспечить безопасность пассажиров.

Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:


Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Особенности тушения возгораний

Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Тема: « Требования пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО-112. Регламент организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденный распоряжением №2627р от 02.07.15г.»

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Руководители подразделений обязаны:

  1. Разрабатывать планы эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара и вывешивать их на видных местах, а также организовывать периодически их практическую отработку;
  2. Своевременно проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предложенные пожарной охраной, разработанные пожарно-технической комиссией объекта, а также предусмотренные приказами и указаниями руководителей объекта.

Каждый работник обязан:

  1. Четко знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
  2. Строго выполнять требования инструкций по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов и в подвижном составе;
  3. Не допускать использования неисправных инструментов, приборов, оборудования, соблюдать правила безопасности по их эксплуатации, а также указания руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;
  4. Убирать рабочие места и отключать бытовые электроприборы после окончания работы;
  5. Уметь применять имеющиеся в подразделении средства пожаротушения;
  6. В случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить об этом в пожарную охрану и принять меры к ликвидации пожара.
  1. Территория объектов железнодорожного транспорта должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от производственных и бытовых отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и тополиного пуха. Промасленные обтирочные концы и другие пожароопасные производственные отходы должны храниться на специально отведенных участках в закрываемых металлических ящиках. Производственные отходы, не подлежащие утилизации, необходимо регулярно убирать и вывозить с территории объекта.
  2. Ко всем зданиям и сооружениям объекта должен быть обеспечен свободный доступ. Проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть свободными. Противопожарные разрывы между зданиями не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, стоянки любых видов транспорта, строительства и размещения временных зданий и сооружений. Горючие отходы в мусороприемниках и контейнерах, а также тара из-под лакокрасочных материалов должна храниться на специальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 м от зданий и сооружений. Тара из-под горючих жидкостей должна быть плотно закрыта.
  3. Дороги и проезды на территории объекта необходимо содержать в исправном состоянии, своевременно ремонтировать, а в зимнее время очищать от снега.
  4. Сточные канавы, лотки и кабельные траншеи на территории объекта и станции должны очищаться от горючего мусора, пролитых горючих жидкостей и закрываться плитами из негорючих материалов.

На объектах, связанных с хранением и применением горючих жидкостей, сеть промышленной канализации должна быть обеспечена исправными гидравлическими затворами.

  1. На территории объектов железнодорожного транспорта запрещается: разводить костры, выжигать сухую траву и сжигать мусор. Сжигание отходов допускается только в специально оборудованных и согласованных с пожарной охраной местах, под контролем обслуживающего персонала.
  1. Запрещается производить перепланировку производственных, административных, складских и вспомогательных помещений без предварительной разработки проекта, утвержденного в установленном порядке.
  2. Закрывать на замок двери эвакуационных выходов во время работы запрещается. Допускается применение внутренних легко открываемых замков (без ключей).
  3. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы запрещается загромождать различными предметами и оборудованием.
  4. На путях эвакуации запрещается применять сгораемые отделочные материалы и краски на горючей основе. Покрытия полов на путях эвакуации должны быть надежно закреплены.
  5. Наружные пожарные лестницы, ограждения безопасности и устройства защиты от молний на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии.
  6. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены: инструкция о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета ДПД, а также план эвакуации работающих и материальных ценностей.
  7. У входа в производственные и складские помещения, а также внутри этих помещений должны быть вывешены знаки безопасности согласно требованиям действующих стандартов, а также таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и их класса по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
  8. Система противопожарной защиты здания повышенной этажности должна быть постоянно в работоспособном состоянии. Не допускается производить остекление воздушных зон незадымляемых лестничных клеток.

Устройства, обеспечивающие плотное закрытие дверей лестничных клеток, коридоров, тамбуров, вестибюлей и холлов (доводчики, уплотнения притворов и т.п.), постоянно должны находиться в исправном состоянии.

  1. Установку и реконструкцию решеток на окнах следует выполнять в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке. Установку дополнительных решеток на окнах и их конструктивное исполнение необходимо согласовывать с пожарной охраной. Порядок содержания оконных решеток определяет руководитель объекта.
  2. Для производственных и складских помещений должны быть установлены предельно допустимые нормы одновременно используемых и хранимых взрыво-пожароопасных веществ и материалов.
  3. После окончания смены не допускается оставлять на рабочих местах сгораемые отходы производства, легковоспламеняющиеся, горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ) и использованные обтирочные материалы.
  4. Не использованные в течение рабочей смены ЛВЖ и ГЖ необходимо сдать в цеховую кладовую или хранить в металлических ящиках (шкафах). Использованные обтирочные концы следует убирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и после окончания смены удалять из производственных помещений.
  5. Ежедневно после окончания смены ответственный за пожарную безопасность подразделения обязан осмотреть закрываемые помещения. Перечень помещений и порядок осмотра устанавливает руководитель подразделения. Результаты осмотра лица, производившие осмотр, записывают в специальную тетрадь (журнал) и подписывают их.
  6. Администрация объекта должна установить порядок замены промасленной спецодежды на чистую (периодичность стирки и обезжиривания).

Промасленную спецодежду следует хранить в металлических шкафах в развешенном виде. Для проветривания дверцы шкафов должны иметь отверстия в верхней или нижней части.

  1. В производственных, административных, складских и вспомогательных зданиях объекта запрещается:
  • изменять функциональное назначение зданий и помещений без согласования с органами пожарного надзора;
  • устанавливать на путях эвакуации производственное оборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы;
  • убирать помещение с использованием бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ;
  • оставлять после окончания работы включенными в электросеть электроприемники и нагревательные приборы (электроплитки, чайники, камины и др.), эксплуатация которых в помещении разрешена;
  • обивать стены помещений машинописных бюро, вычислительных центров горючими материалами, не пропитанными огнезащитным составом;
  • отогревать замерзшие трубы различных систем паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
  • хранить личный автотранспорт.
  1. Курение на территории объекта, в производственных, вспомогательных и административных зданиях допускается только в специально отведенных (по согласованию с пожарной охраной объекта) местах, оборудованных урнами и емкостями с водой. Место для курения должно быть обозначено знаком в соответствии с требованиями действующего стандарта.
  2. В подвальных помещениях и цокольных этажах производственных и административных зданий запрещается применять и хранить взрывчатые вещества, баллоны с газами под давлением, целлулоид, кинопленку, пластмассы и другие материалы, имеющие повышенную пожарную опасность.
  3. Запрещается хранить материальные ценности в чердачных и технических помещениях, а также в технических этажах и подпольях.
  4. Чердачные помещения, а также технические этажи и подвалы должны быть постоянно закрыты на замок. На дверях чердачных помещений и технических этажей должны иметься надписи о месте хранения ключей. Окна чердачных помещений и технических этажей должны быть остеклены и закрыты.
  5. Огнезащитные покрытия по истечении сроков действия обработки должны возобновляться. Состояние огнезащитной обработки должно проверяться ежегодно.

Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров

Работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара обязаны:

  1. Немедленно сообщить о пожаре по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также свою фамилию) и принять меры по вызову к месту пожара руководителя подразделения или другого ответственного лица;
  2. Принять меры по тушению пожара, эвакуации людей и материальных ценностей.

Руководитель подразделения или другое должностное лицо, прибывшее на место пожара, обязано:

  1. Продублировать сообщение о пожаре в пожарную часть;
  2. Привлечь к тушению пожара добровольную пожарную дружину подразделения и поставить в известность администрацию объекта о пожаре;
  3. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;
  4. При необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты); остановить транспортирующие устройства, агрегаты, аппараты; перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации; остановить системы вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и успешному его тушению;
  5. Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты), организовать встречу пожарной части и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к месту пожара;
  6. Прекратить все работы (если это возможно по технологическому процессу, кроме работ, связанных с тушением пожара, удалить из опасной зоны работников подразделения, не связанных с ликвидацией пожара;
  7. Осуществлять руководство тушением пожара до прибытия пожарной части с учетом специфических особенностей горящего объекта, для чего поддерживать тесную связь с работниками подразделения, обеспечить защиту людей, принимавших участие в тушении пожара от возможных обрушений конструкций, поражения электрическим током, отравлений, ожогов;
  8. При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы города (объекта).

После прибытия подразделения пожарной охраны руководитель объекта (подразделения) или другое должностное лицо, руководившее тушением пожара, поступает в распоряжение руководителя тушения пожара и действует по его указаниям.

По каждому случаю пожара или загорания администрация объекта обязана провести расследование, результаты которого оформляются актом о пожаре по форме, установленной « Регламентом организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденным распоряжением №2627р от 02.07.15г.»

Локомотивное депо

Территория, здания и помещения локомотивного депо

  1. Открытые позиции, предназначенные для технического обслуживания и экипировки локомотивов на путях станции и депо, должны содержаться в чистоте и обеспечивать свободный доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.
  2. Категорию помещений и зданий депо по взрыво-пожарной и пожарной опасности устанавливают в соответствии с ВНТП 05-89.
  3. Проходы внутри производственных участков и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокар вдоль производственного участка должна быть 1,8 м, а вдоль торцовых стен 3 м.

Границы проходов должны быть размечены белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.

  1. Полы в депо и ПТОЛ должны содержаться в исправном состоянии. Траншеи, каналы, лотки должны плотно закрываться плитами из негорючих материалов.

На производственных участках и в помещениях, в которых применяют нефтепродукты, кислоты и другие пожароопасные вещества, должны быть оборудованы стоки (уклоны) для отведения пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.

  1. Смотровые канавы должны иметь гладкие стены и уклон к сборным колодцам. Электрические провода низкого напряжения должны быть изолированы от рельс и шпал, а переносные светильники, имеющие напряжение до 36 В, защищены от механических повреждений. Ниши для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов должны быть защищены от попадания горючесмазочных материалов.
  2. Взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией в соответствии с действующими нормативными документами.

Требования к энергетическому оборудованию

Электроустановки

  1. Электрические сети и электрооборудование, находящиеся в эксплуатации на объекте, должны отвечать требованиям действующих ПУЭ, «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», а также специальных правил.
  2. Лица, ответственные за состояние электроустановок, обязаны:
  • организовать и своевременно проводить профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременно устранять неисправности, в результате которых может возникнуть пожар;
  • следить за правильностью выбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников и другого электрооборудования в зависимости от классификации зон в соответствии с ПУЭ и характеристик окружающей среды;
  • систематически контролировать состояние аппаратов защиты от токов короткого замыкания, перегрузок и других аварийных режимов работы;
  • следить за исправностью автоматических установок и средств, предназначенных для ликвидации пожаров в электроустановках и кабельных помещениях;
  • организовывать систему обучения и инструктажа дежурного персонала по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;
  • принимать участие в расследовании случаев пожаров и загорания от электроустановок, разрабатывать и осуществлять меры по их предупреждению.
  1. Проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, защитного заземления, режима работы электродвигателей должна производиться в сроки, установленные Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
  2. При эксплуатации электроустановок запрещается:
  • использовать кабели и провода с поврежденной изоляцией, потерявшей в процессе эксплуатации защитные электроизоляционные свойства;
  • применять для отопления помещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи и электрические лампы накаливания, а также приборы с открытыми нагревательными элементами;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
  • сушить горючие материалы на электронагревательных проборах;
  • пользоваться электронагревательными приборами технологического назначения без подставок из огнестойких материалов;
  • пользоваться неисправными электроустановками;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
  • использовать электродвигатели и другое электрооборудование, поверхностный нагрев которых при работе превышает температуру окружающей среды более чем на 45°С, если к этим установкам не предъявляется иных требований.

Правила пользования огнетушителями.

Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя

Со встроенным газовым источником давления.

  1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, после чего поднять рычаг до отказа или ударить по кнопке.
  2. Направить ствол – насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.

Через 5 секунд приступить к тушению.

Закачные.

  1. Направить сопло на очаг пожара, сорвать пломбу и выдернуть чеку.
  2. Нажав на рычаг сверху вниз, приступить к тушению пожара.

Порядок приведения в действие углекислотных огнетушителей.

Ручные.

  1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку и привести раструб в горизонтальное положение.
  2. Направить раструб на огонь, и нажав на рычаг, приступить к тушению.

Передвижные.

  1. Размотать резиновый рукав, сорвать пломбу и повернуть рычаг на себя до отказа.
  2. Направить раструб на огонь и приступить к тушению.

Литература.

  1. Регламент организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО РЖД, утвержденный распоряжением №2627р от 07.15г.»
  2. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО-112 (В редакции Указания МПС от 26.05.98 N Г-616у, Приказа МПС от 06.12.2001 г. N 47)

Тестовое задание для проверки степени усвоения материала.

  1. Следует ли отключать бытовые электроприборы после окончания работы?
  1. Разрешается ли устанавливать на путях эвакуации производственное оборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы?
  1. Разрешается ли убирать помещение с использованием бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ?
  1. Разрешается ли на территории объектов железнодорожного транспорта разводить костры, выжигать сухую траву и сжигать мусор?
  1. Разрешается ли отогревать замерзшие трубы различных систем паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня?
  1. В каких местах разрешается курение на территории объекта, в производственных, вспомогательных и административных зданиях?

А) Только в специально отведенных (по согласованию с пожарной охраной объекта) местах, оборудованных урнами и емкостями с водой.

Б) В любых.

Контрольные вопросы.

  1. Обязанности работника по соблюдению требований пожарной безопасности?
  2. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров?
  3. Телефоны пожарной части вашего населенного пункта?
  4. Правила пользования огнетушителями?
Понравилось? Лайкни нас на Facebook