Невыполнение представления прокурора. Некоторые вопросы судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований прокурора Неисполнение требования прокурора коап

(Соколов А. Ю.) («Административное право и процесс», 2012, N 1)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОКУРОРА

А. Ю. СОКОЛОВ

Соколов Александр Юрьевич, заместитель заведующего кафедрой административного и муниципального права ГОУ ВПО «СГАП», докторант кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО «СГАП», кандидат юридических наук, доцент.

В научной статье рассматриваются особенности субъектного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении». Анализируется возможность привлечения к административной ответственности особой категории субъектов — следователя и руководителя следственного органа Следственного комитета РФ.

Ключевые слова: административная ответственность, производство по делам об административных правонарушениях, прокурорские работники, следователи, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Administrative responsibility of the investigating officer for nonfulfillment of prosecutor’s exigencies A. Yu. Sokolov

In the article the author considers different features of subjective structure of administrative infraction defined in Article 17.7 of the Code of administrative offences of the Russian Federation as a «Nonfulfillment of legal requirements of the prosecutor, investigator or any other administrative official in administrative case». The author analyses the possibility of administrative responsibility’s involvement some specific officials, such as the investigator and the head of Investigating Department.

Key words: administrative responsibility; proceeding on administrative case; public prosecutors; investigator; the Code of administrative offences of the Russian Federation.

Принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее — Закон о следственном комитете) <1> явилось правовым основанием для создания нового государственного органа, наделенного специфическими полномочиями в сфере уголовного судопроизводства. Выделение Следственного комитета РФ из системы органов прокуратуры неизбежно повлекло за собой изменение законодательства, закрепляющего порядок взаимодействия следователей и прокурорских работников, выполняющих надзорную функцию. ——————————— <1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.

В практической деятельности органов административной юрисдикции проблемным моментом выступает определение субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении». С одной стороны, на основании ст. 44 Закона о Следственном комитете надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. С другой стороны, ст. 6 данного Закона регламентирован принцип недопустимости вмешательства в деятельность Следственного комитета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Вместе с тем объем полномочий прокурора зависит от вида осуществляемого надзора. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на основании ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в Законе органов, к числу которых относятся в том числе государственные комитеты, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Рассматриваемые действия подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Субъектами анализируемого правонарушения выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами в КоАП РФ следует понимать лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти, т. е. наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ. Действующим законодательством не предусмотрены исключения из субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ в отношении следователя и руководителя следственного органа. В этой связи последние являются полноправными субъектами данного состава административного правонарушения. В соответствии со ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. На основании п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК РФ). Исходя из п. 47 ст. 5 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа и следователь действуют на стороне обвинения и выполняют единую процессуальную функциюуголовное преследование. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Указанными положениями законодатель закрепляет круг лиц, полномочных осуществлять уголовное преследование, и круг лиц, которые обязаны исполнять их требования, подлежащих административной ответственности, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ, в случае их умышленного невыполнения. Таким образом, следователь и руководитель следственного органа, осуществляя уголовное преследование, не являются субъектами состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за первый квартал 2004 г. (по гражданским делам) <2>. ——————————— <2> Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ, у прокурора имеется правомочие обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к вышестоящим должностным лицам (руководителю вышестоящего следственного органа, Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), Генеральному прокурору Российской Федерации). Таким образом, на основании вышеизложенного следователь и руководитель следственного органа выступают субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в случае умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и не являются субъектами рассматриваемого административного правонарушения при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

——————————————————————

2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

2.2. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных и настоящего Федерального закона.

2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

Информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2.4. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Комментарий к Ст. 17.7 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти.

Комментируемая статья определяет круг лиц, за умышленное невыполнение требований которых может быть применено административное наказание. К таким лицам отнесены прокурор, следователь, дознаватель, а также должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.

В силу положений действующего законодательства указанные лица признаются должностными лицами, наделенными властно-распорядительными полномочиями при осуществлении возложенной на них нормативными актами деятельности.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, выраженном активным действием или бездействием.

2. С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Навигация по записям

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 17.7 КоАП. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 19.5 КоАП. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Неисполнение требований следователя по расследуемому им уголовному делу влечет применение мер принудительного характера, выполняемых непосредственно самим следователем или по его поручению органами дознания в соответствии с нормами УПК РФ. Преступные действия, которыми не исполняются требования следователя, влекут установленную уголовным законодательством ответственность

Статья 306. Заведомо ложный донос

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

Статья 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных ст. 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ), подлежат безусловному исполнению в установленный срок согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации".

2. Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вышеуказанными органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица вышеуказанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

3. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

Рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

Разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

Принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

Посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администраций вышеуказанных органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

5. Следователем является должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, определенной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Производство предварительного следствия отнесено к ведению следователей - должностных лиц органов прокуратуры, органов ФСБ, ОВД, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной ч. 2 ст. 151 УПК.

Требования следователя обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.

Дознавателем является должностное лицо органа дознания либо иное лицо, осуществляющее наряду со следователями предварительное расследование по уголовным делам, а также в установленном УПК порядке функции досудебного производства по делу.

Исчерпывающий перечень органов дознания, осуществляющих указанные функции в уголовном судопроизводстве, определен ч. 1, 3 ст. 40 УПК. Подследственность органам дознания установлена ч. 3 ст. 151 УПК.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook