Международное гуманитарное право: понятие, принципы и источники. Что такое международное гуманитарное право? Кем и когда были приняты нормы мгп

Нормы международного права действуют не только в мир­ное, но и в военное время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и воору­женных конфликтов. Независимо от своего социаль­ного характера и целей (межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные, национально-освободи­тельные, военные санкции на основе Устава ООН) или незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного права. Такие нор­мы часто называются законами и обычаями войны, или между­народным гуманитарным правом.

Предназначение этих специфических международно-правовых норм заключа­ется в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них. Они защища­ют гражданское население и культурные ценности, положение нейтральных сторон в случае вооруженного конфликта и уста­навливают уголовную ответственность за их нарушение при совершении военных преступлений. Тем самым эти нормы объективно содействуют гуманизации войн и ограниче­нию масштабов и последствий для народов вооруженных кон­фликтов.

Международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреп­лению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих ин­дивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, дейст­вующие в нормальных ситуациях мирного времени;

2) нормы, предназна­ченные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации;

3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (свобода мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких видов обращения и наказания).

Основными источниками международного гуманитарного права являются обычай и договор.

Договорные источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.

Во-первых, нормы, закрепляющие правила ведения войны: Конвен­ция об открытии военных действий; Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, обе 1907 г. и т. д.

Во-вторых, соглашения, направленные на защиту жертв вооружен­ных конфликтов: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женевская конвенция об улучшении уча­сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, Женевская конвенция об обращении с военно­пленными; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, все от 12 августа 1949 г., Дополнительный протокол I к Же­невским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв ме­ждународных вооруженных конфликтов, и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.


В-третьих, конвенции в области ограничения и запрещения приме­нения отдельных видов оружия: Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении, 1993 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, произ­водства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, 1997 г. и т. д.

В-четвертых, соглашения, направленные на обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права: Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением на­емников, 1989 г.; Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, 1948 г.

Принципы международного гуманитарного права можно объединить в четыре группы.

1. Общие принципы международного гуманитарного права :

· Принцип гуманности, запрещающий применение такого военно­го насилия, которое не является необходимым для целей войны. Этот принцип является одним из старейших принципов международного гума­нитарного права.

· Принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие сто­роны приводят в свое оправдание, или на которые ссылаются, следует об­ращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, рели­гии, пола, имущественного положения.

· Принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя между­народно-правовую ответственность государств и ответственность физиче­ских лиц. Этот принцип является логическим следствием существования законов и обычаев войны и базируется на ряде конкретных норм, устанавливающих ответственность участников вооруженных конфликтов за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний.

2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны:

· Принцип ограничения воюющих в выборе средств вооружен­ной борьбы, т.е., запрещается применять определенные виды оружия.

· Принцип защиты окружающей среды, т. е. при ведении воен­ных действий запрещается наносить обширный, долговременный и серьез­ный ущерб природной среде.

3. Принципы, обеспечивающие защиту прав участников воору­женного конфликта:

· Принцип защиты прав, означающий, что государство должно обеспечить защиту лиц (как комбатантов, так и некомбатантов), оказав­шихся в его власти.

· Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях.

· Принцип неприкосновенности некомбатантов, который означа­ет, что в отношении личного состава, оказывающего помощь своим воо­руженным силам, но непосредственно в боевых действиях не участвующе­го (медицинский персонал, духовенство и т. п.), не может применяться оружие и он должен пользоваться уважением и покровительством со сто­роны противника.

4. Принципы защиты прав гражданского населения, не участ­вующего в вооруженном конфликте:

· Принцип ненападения, означающий, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений.

· Принцип ограничения по объектам, т. е. - «Единственная за­конная цель, которую должны иметь государства во время войны, состо­ит в ослаблении сил неприятеля». Этот принцип предполагает, что нападе­ния должны быть строго ограничены военными объектами.

Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы касается и вопросов начала войны, ее окончания, участников вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны и т.п.

Началу военных действий должно предшествовать объявление вой­ны . Однако само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало во­енных действий без объявления войны.

С началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами.

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консуль­ские отношения между государствами, вступившими в войну.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государ­ству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосно­венной.

Война должна вестись только между вооруженными силами госу­дарств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению.

Законными участниками войны являются комбатанты (сражаю­щиеся). Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов.

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). Население на ок­купированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость.

От добровольцев принципиально отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнительного протокола 1977 г. «Наемник - это любое лицо, которое специально завербовано сражаться в вооруженном кон­фликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, не являет­ся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, посто­янно проживающим на территории, контролируемой стороной, находя­щейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте».

Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм международного права.

Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать «Основные нормы», характеризую­щие методы и средства ведении войны :

· В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находя­щихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

· Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ве­дения военных действий, способные причинить излишние повре­ждения или излишние страдания.

· Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совер­шенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий. Можно назвать такие меры, как запрещение ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Применительно к обычному оружию запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности:

1) любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, ко­торые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

2) мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства;

3) зажигательное оружие.

Запрещается разрушение гражданских объектов и объектов, необхо­димых для выживания гражданского населения (незащищенные города, жилища, больницы, запасы еды, источники воды и т. д.).

Особо регулируется защита плотин, дамб, атомных электростанций и т. д. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вы­звать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

Прекращение военных действий осуществляется различными спосо­бами и оформляется соответствующими официальными актами, порож­дающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения военных дейст­вий считается перемирие , которое приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон. Общее перемирие является полным и бес­срочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.

Соглашения о военном перемирии, наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и воз­вращение всех военнопленных в установленные сроки.

Другим способом прекращения военных действий является безого­ворочная капитуляция побежденной стороны.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде переми­рия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны - это окончательное урегулирова­ние политических, экономических, территориальных и иных проблем, свя­занных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны - вос­становление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен диплома­тическими представительствами, возобновление ранее заключенных дву­сторонних договоров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.

Режим раненых и больных на войне определен четырьмя международными Конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним 1977 г. Тер­мин «раненые и больные»включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц сле­дующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосно­венность; б) взятие заложников; в) посягательство па человеческое досто­инство; г) осуждение и применение наказания без предварительного су­дебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприяте­ля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим воен­ного плена.

Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных. К ним относятся лица из соста­ва регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Любые неза­конные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рас­сматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания политиче­ских убеждений.

Освобождение военнопленных происходит тотчас по прекращении военных действий, исключая случаи привлечения к уголовной ответствен­ности за военные преступления.

Военная оккупация – это временное занятие в ходе войны воору­женными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.

Согласно нормам международного права, оккупированная террито­рия юридически продолжает оставаться территорией того государства, ко­торому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактиче­ского перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный по­рядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы.

Оккупирующему государству не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить дей­ствие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные акты, если это необходимо для поддержания общест­венного порядка.

Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 1954 г., предусматривает следующие меры:

а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов незакон­ного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей;

в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, на­правленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. С момента включе­ния в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направ­ленного против них.

1. Тихиня, В. Г. , Павлова, Л. В. Основы международного права. Мн., 2006.

2. Международное право / Под ред. О. И. Тиунова. – М.: Инфра-М.,1999.

3. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева.- М.: Проспект, 1999.

4. Калугин, В. Ю. Курс международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. – Минск: Тесей, 2006.

5. Мелков, Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М.,1989.

6. Тихиня, В. Г., Макарова М. Ю. Международное частное право. Мн., 2007.

7. Курс международного торгового права / Тынель А., Функ Я.. Хвалей В. – 2-е изд.- Мн., 2000.

8. Гаврилов, В. В. Международное частное право. - М., 2000.

9. Основные сведения об ООН. – М.,1996.

10. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков – М.: 2000.

11. Права человека: Сб. междунар. – правовых документов / Сост. В.В. Щербов. – Мн: Белфранс, 1999.

12. Международное право: Практическое пособие для студентов экономических специальностей / Авт.-сост. С.П. Пиун. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2004.

Введение

  1. Понятие и сущность международного гуманитарного права
  2. Принципы международного гуманитарного права
  3. Источники международного гуманитарного права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность изучения международного гуманитарного права заключается в том, что в настоящее время в мире складывается политическая нестабильность, которая проявляется во множестве вооруженных конфликтов. Так как в международных отношениях существенным является значение военно-силовых аспектов, то ряд государств стремится усилить своё влияние на мировую политику путём создания оружия массового уничтожения. Также, существует негативная тенденция создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Так как, в настоящее время актуальны многие проблемы международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Поэтому мировое сообщество преисполнено решимостью: укреплять уважение к принципу верховенства права в международных делах; обеспечить соблюдение норм международного права в областях контроля над вооружениями и разоружением; предпринимать согласованные действия по борьбе против международного терроризма.

Таким образом, попытки государств установить минимум норм и правил поведения сторон вооруженного конфликта с целью облегчить страдания жертв таких конфликтов свидетельствуют о том, что в современ-ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю-щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере - международное гуманитарное право. Нормы международного гуманитарного права изложены в международных договорах и признаются практически всеми членами международного сообщества.

Изучение понятия, принципов и источников международного гуманитарного права способствует формированию представлений о современном состоянии и проблемах меж-дународного гуманитарного права, как системы юридических норм, содержащей положения о согласованных международным сообществом основных правах и свободах, которыми должен обладать каждый человек на земле;

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации международного гуманитарного права.

Предмет исследования - понятие, принципы и источники международного гуманитарного права.

Цель - исследовать понятие, принципы и источники международного гуманитарного права.

  1. Дать определение понятия международного гуманитарного права.
  2. Перечислить принципы международного гуманитарного права.
  3. Охарактеризовать источники международного гуманитарного права.

1. Понятие и сущность международного гуманитарного права

Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50- х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. Международное гуманитарное право - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм. Международное гуманитарное право представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права, что отражается на его субъектном составе. Субъект международного гуманитарного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями в сфере международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта, участвовать в создании и реализации его норм, т.е. наделено международной правосубъектностью .

Субъектами международного гуманитарного права являются:

Юридические лица, и в первую очередь государства, межгосударственные организации. Их представителями являются: главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Физические лица - комбатанты, военнопленные, раненые и больные, гражданское население, сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды, бипатриды, наемники, лазутчики и шпионы. Во время вооруженных кон-фликтов появляются новые группы участников правоотношений - комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, от-дельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приоб-ретают специальные правовые статусы.

Международное гуманитарное право образует две подотрасли: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов, а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответствен-ности индивидов за преступления международного характера и т.д.) .

Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един - осуществление, обеспечение и защита прав человека.

Центральной идеей, присутствующей в современных актах, связанных с международным гуманитарным правом, является идея гуманизма, уважения достоинства человеческой личности. Международное гуманитарное право включает в себя такие разделы, как запрещение агрессии, укрепление международного мира и безопасности, разоружение, проведение миротворческих операций, гуманитарная помощь и т.д.

Современное международное гуманитарное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций.

Так как, государства продолжают обращаться к военной силе для разрешения возникающих между ними споров, то существует необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе военных действий. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация. Вот почему международное гуманитарное право называют еще и правом вооруженных конфликтов, или законами и обычаями войны.

Воору-женный конфликт приводит в действие целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отноше-ний в период вооруженных конфликтов. К настоящему времени международное сообщество государств выработало целый ряд важнейших актов, нормы которых признаны регулировать применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивать защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения. Эти нормы, обязательные для применения воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных (внутренних, локальных) вооруженных конфликтов, устанавливают международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за нарушения.

Нормы «международного гуманитарного права» направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны . Эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.

Также международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.

В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Таким образом, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью.

Международное гуманитарное право служит основой обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире. Международная безопасность - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов международного права, исключая решения спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой. Она имеет всеобъемлющий характер; включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты .

Международное право предусматривает ответственность государств и отдельных лиц, нарушивших правила ведения войны. Физические лица за совершение преступлений, против мира, военные преступления и преступления против человечности подлежат уголовному наказанию. К преступлениям против мира относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны и пр.

Военные преступления - убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничтожение общественной или частной собственности и др. Военные преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории которой они совершили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются международные суды.

Преступления против человечности - убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. Немеждународный вооруженный конфликт - это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами) . Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы, в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения. Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в не международном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству.

Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права.

2. Принципы международного гуманитарного права

Как и любая другая дисциплина, гуманитарное право имеет основные принципы. Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. К принципам международного гуманитарного права относятся:

3. Источники международного гуманитарного права

Источники международного права - установленные государствами и иными субъектами международного права в процессе международного правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм .

Международное гуманитарное право является постоянно развивающейся отраслью права. Международное гуманитарное право развивалось постепенно, очень часто уже после событий, во время которых оно было необходимо. В хронологическом порядке развитие источников международного гуманитарного права выглядело следующем образом:

1864 г. - Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

1868 г. - Санкт-Петербургская декларация (запрещение использовать на войне некоторые виды пуль).

1899 г. - Гаагские конвенции, касающиеся, в частности, законов и обычаев сухопутной войны и применения к морской войне принципов Женевской конференции 1864 г.

1906 г. - Пересмотр и развития Женевской конвенции 1864 г.

1907 г. - Пересмотр Гаагских конвенций 1899 г. и принятие новых конвенций.

1925 г. - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

1929 г. - Две Женевские конвенции:

а) пересмотр и развитие Женевской конвенции 1906 г.

б) Женевская конвенция об обращении с военнопленными (новая).

1949 г. - Четыре Женевских конвенций: «Об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава окруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения».

1954 г. - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

1972 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении.

1977 г. - Два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г., которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов.

1980 г. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Эта конвенция включает:

а) Протокол (I) о необнаруживаемых осколках;

б) Протокол (II) о запрещении ограничении применении, мин-ловушек и других устройств;

в) Протокол (III) о запрещении ограничении применения зажигательного оружия.

1993 г. - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

1995 г. - Протокол, касающийся ослепляющего лазерного оружия (Протокол IV (новый) к Конвенции 1980 г.).

1995 г. - Пересмотренный Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II (пересмотренный) к Конвенции 1980 г.).

1997 г. - Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

1999 г. - Второй протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 26 марта 1999 г.

Таким образом, нормы гуманитарного права - преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Помимо договоров и обычаев, нормы международного гуманитарного права за-фиксированы и в некоторых документах международных конферен-ций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ.

Заключение

Обобщая изложенное в данном реферате, можно сделать следующие выводы.

Международное гуманитарное право является совокупностью международно-правовых прин-ципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гума-нитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта.

Международное гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитар-ного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой - нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные ас-пекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздуш-ных и морских судов и др.).

Международное гуманитарное право основывается на следующих принципах:

  1. Принцип неприменения силы.
  2. Принцип мирного разрешения споров.
  3. Принцип уважения прав человека.
  4. Принцип суверенного равенства.
  5. Принцип невмешательства.
  6. Принцип территориальной целостности.
  7. Принцип нерушимости границ.
  8. Принцип равноправия и самоопределения народов.
  9. Принцип сотрудничества.
  10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Перечисленные принципы зафикси-рованы в различных источниках международного права, отличаю-щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни-ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д. К источникам международного гуманитарного права относятся:

- международная конвенция - наиболее распространенный источник гуманитарного права. Международная конвенция представляют собой международный договор, соглашение по какому-либо поводу.

Декларация - заявление одного или нескольких государств по какому-либо вопросу международной политики.

- Международный обычай представляет собой правило поведения субъектов международного гуманитарного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

Нормы национального права также выступают источниками международного гуманитарного права. Данное утверждение обосновывается тем, что в конституциях многих государств признается приоритет общепризнанных норм и принципов международного права в национальном праве.

Основные положения международного гуманитарного права обязательны для выполнения всеми странами. Международное гуманитарное право предусматривает политические (санкции и сатисфакции) и материальные (репарации и реституции) формы международно-правовой ответственности.

Список использованной литературы

    Абашидзе А.Х., Гремза Н.Ю., Глебов В.А., Гнатик Е.Н. Международное гуманитарное право: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 587 с.

  1. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 336 с.
  2. Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 587 с.
  3. Котляров И.И., Гусарова Т.Б. Грицаев С.А., Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 271 с.
  4. Котляров И.И., Ходжабегова К.Л. Международное гуманитарное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 143 с.
  5. : учебник 2009 - 271 с.
  6. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право . Учебник . - М.: Норма, 2009. - 336 с.

Договорные и обычно-правовые нормы: их соотношение.

    Регламентация прав и свобод человека на универсальном международном уровне. Определение прав и свобод человека во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., расширение и конкретизация их перечня и содержания в Международных пактах о правах человека 1966 г. и в иных универсальных международных актах.

    Регламентация прав и свобод человека на региональном международном уровне. Перечень, содержание и проблемы реализации прав человека в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г., Африканской хартии прав человека и народов 1981 г., Арабской хартии прав человека 1994 г., Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Европейской социальной хартии 1996 г., Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

    Закрепление признания и защиты прав человека в локальных международно-правовых актах: общее и особенное.

    Основные международно-правовые принципы в области защиты прав человека: формирование и закрепление, содержание обязательств государств по их осуществлению. Проблема «общепризнанности» рассматриваемых принципов.

    Вопросы признания и защиты прав человека в международных договорах России.

Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. -С. 7.

Международное гуманитарное право : учебник /под ред. И.И. Котлярова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009 - С. 21.

Абашидзе А.Х., Гремза Н.Ю., Глебов В.А., Гнатик Е.Н. Международное гуманитарное право: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - С. 48.

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право . Учебник . - М.: Норма, 2009. - С. 65.

Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - С. 16.

Международное гуманитарное право : учебник /под ред. И.И. Котлярова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009 - С. 53.

Васильева Л.А. Международное гуманитарное право. - М.: ТетраСистемс, 2008. - 224с.

Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2007. - C. 79.

Понятие «международное гуманитарное право». Возникновение и развитие международного гуманитарного права. Основные источники международного гуманитарного права. Субъекты международного гуманитарного права. Объект (правового регулирования) в международном гуманитарном праве. История зарождения и развития международного гуманитарного права. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. Вооруженные конфликты международного характера. Вооруженные конфликты немеждународного характера. Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Некоторые наиболее вероятные проблемы международного гуманитарного права в XXI в.

Международное гуманитарное право также является одной из достаточно ранних по времени своего возникновения отраслью современного международного права. Данная международно-правовая отрасль регулирует действия субъектов международного права в ходе и во время военных действий.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых принципов и норм права, регулирующих практические методы ведения боевых действий, а также выбор и применение средств ведения войны. Международное гуманитарное право должно способствовать достижению некоего баланса между военнополитическими интересами ведущих войну государств и правами людей - граждан и населения воюющих стран.

Первые политико-правовые принципы, правила и ограничения применяемых при ведении боевых действий военных и военно-административных средств вырабатывались человечеством, начиная со времен самых ранних военно-политических конфликтов.

Далеко не всегда в истории это объяснялось какими-либо гуманистическими принципами или, тем более, уважением сторон конфликта к политико-правой ценности прав человека (практически не известной человечеству до периодов Нового и Новейшего времени). Однако нередко вызывалось к жизни практическим пониманием того обстоятельства, что отношение одной стороны конфликта, например, к военнопленным представителям другой стороны будет в немалой степени определять собой и аналогичное отношение военного и политического руководства другого государства к пленным солдатам и офицерам этой страны.

Безусловно, подобный практический подход в истории распространялся, в основном, и до самых последних столетий на различных высокопоставленных военных и/или политических руководителей, а не на основные массы военных и государственных служащих. В минимальной степени и только в целях практической целесообразности, данный подход затрагивал отношение войск и силовых служб различных государств к мирному населению на занятых войной территориях.

Технически средства ведения войны, по-настоящему, систематически начали ограничиваться лишь к завершению периода Нового времени. При этом каких-либо универсальных политико-правовых и/или политико-этических международных документов, регулирующих выбор и применение средств ведения войны, вообще не существовало вплоть до XIX в.

Некоторым исключением были лишь правила рыцарского этикета по отношению к противнику (в том числе и к плененному), распространенные в странах Западной и Центральной Европы в Средние века. Между тем в отношении к воинам-ополченцам, к горожанам и основной массе крестьянского населения противной стороны подобных правил фактически не существовало.

Таким образом, можно утверждать, что средневековый рыцарский военный этикет был построен на основании внутри-элитной, дворянской солидарности.

Главными источниками международного гуманитарного права являются несколько многосторонних международных конвенций, выполняющих функцию основных стандартов договорной практики различных государств в данной сфере.

Это, в первую очередь:

  • 1) посвященные законам и обычаям войны Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.;
  • 2) посвященные защите жертв войны Женевские конвенции 1929 и 1949 гг.;
  • 3) Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

Субъектами международного гуманитарного права являются государства, международные межправительственные организации и национальные освободительные движения.

Объектом (правового регулирования) в международном гуманитарном праве выступают международные межгосударственные отношения военного и военно-политического характера, осуществляемые субъектами международного права по отношению друг к другу в ходе военного конфликта.

Также объектом международного гуманитарного права могут быть и соответствующие отношения в рамках одного государства при подавлении войсками последнего вооруженного сопротивления национальных освободительных движений или вооруженных масс восставшего населения (чаще всего, объединенного определенной этнической принадлежностью).

Основной особенностью отрасли международного гуманитарного права является договорной характер формирования отраслевых правовых норм, выработка которых - плод серьезных усилий в достижении политико-правового компромисса между основными международно-правовыми субъектами.

Вторая особенность - ключевая роль именно мощных в военном и политическом отношении международно-правовых субъектов в формировании правовой базы данной отрасли международного права.

Еще одна особенность международного гуманитарного права как международно-правовой отрасли - активизация политико-правовой деятельности международно-правовых субъектов в годы, предшествующие или последующие за различными военно-политическими конфликтами (конец 1940-х гг.), а также в годы выраженной политической нестабильности (конец 1920-х гг.) и/или выраженного международного противостояния (1970-е гг.).

Первым по времени возникновения универсальным международным правовым документом, ставшим определенным стандартом в области современного международного гуманитарного права, стала Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя 1864 г.

Следующим важным отраслевым документом стала Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (принята в г. Санкт-Петербурге 29 ноября 1868 г.), впервые посвященная выработке правил международного политико-правового ограничения применения технических военных новинок и специальных средств, что станет впоследствии важной особенностью развития стандартов данной международно-правовой отрасли.

В дальнейшем, по мере вызванного стремительным промышленным и военно-техническим развитием в XIX-XX вв. последовательного возрастания разрушительной силы используемого в войнах оружия, международное сообщество вынуждено было вырабатывать многочисленные четко определенные правила ведения войн, обращения с военнопленными и гражданским населением на оккупированных во время боевых действий территориях.

Особое место среди этих правил и норм в Новое и Новейшее время занимали и занимают правила и нормы Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и Женевских конвенций 1929 и 1949 гг.

Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. устанавливали в качестве обязательных для воюющих держав-участников соглашения гуманные правила по обращению с военнопленными, с мирным населением оккупированных в ходе боевых действий территорий; устанавливали серьезные ограничения на применение в ходе военных конфликтов определенных видов вооружений.

В частности, за военнопленными сохранялись права на:

  • 1) владение собственностью (за исключением оружия, лошадей и документации военного характера);
  • 2) гуманное обращение (в терминологии Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг.- «человеколюбивое»);
  • 3) соблюдение их человеческого достоинства;
  • 4) работу в пользу пленившего их государства с начислением им заранее оговоренного заработка (данное правило действовало для солдат, на офицеров не распространялось);
  • 5) совершение религиозных обрядов.

Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. также гарантировали мирному населению оккупированных в ходе боевых действий территорий соблюдение их прав на:

  • 1) личную неприкосновенность;
  • 2) собственность;
  • 3) честь и семейные права;
  • 4) религиозные права.

Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. запрещалось воюющим державам:

  • 1) истреблять раненых противной стороны конфликта;
  • 2) негуманно обращаться с ними;
  • 3) применять яды и оружие, снаряды и «вещества, способные причинять излишние страдания».

Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. также обеспечивали и обеспечивают защиту прав раненых, больных и потерпевших кораблекрушения лиц, а также медицинского и религиозного персонала.

Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. устанавливают подробные нормы обращения с военнопленными; детализируют условия пленения, условия содержания в лагерях для военнопленных, правила связи военнопленных с внешним миром и властями, уголовные и дисциплинарные наказания военнопленных, правила завершения пленения, освобождения и репатриации военнопленных.

Женевские конвенции определяют меры по защите гражданского населения, оказавшегося в руках противника или на оккупированных территориях.

Общая для всех Женевских конвенций 1949 г. ст. 3 связывает подписавшие их государства определенным числом минимальных стандартов, которые должны обязательно соблюдаться при всех локальных конфликтах, и действий, которые должны быть запрещены везде и всегда.

С лицами, не принимавшими активного участия в военных действиях (включая членов вооруженных сил, не сражавшихся или оставивших поле боя по болезни, ранению, аресту, вследствие пленения и по любой другой причине), согласно условиям Женевских конвенций следует обращаться гуманно, а также без всякого различия по признакам расы, цвета кожи, религиозных убеждений, пола, происхождения, имущественного положения.

Запрещаются следующие действия в отношении упомянутых лиц:

  • 1) угроза жизни человека, в частности, убийства, нанесение увечий, жестокое обращение и пытки;
  • 2) взятие в заложники;
  • 3) надругательство над человеческим достоинством, в частности унижающее и оскорбляющее обращение;
  • 4) вынесение смертных приговоров и их исполнение без предварительного рассмотрения дела в компетентном суде, с предоставлением обвиняемым всех общепризнанных юридических гарантий.

Все раненые и больные, в соответствии с положениями Женевских конвенций, должны быть собраны и обеспечены соответствующим лечением.

Беспристрастные гуманитарные органы (такие, как Международный комитет Красного Креста) призваны предлагать свои услуги всем участникам конфликта.

В ст. 12 Женевской конвенции об обращении с военнопленными сказано, что военнопленные находятся в руках вражеского государства, а не индивидов или воинских частей, захвативших их в плен и это государство ответственно за обращение с ними.

Стандартный минимум правил по обращению с пленными установлен Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.).

Свобода от дискриминации, свобода вероисповедания, уважение человеческого достоинства, право обращаться с жалобами и некоторые другие, числятся среди прав, которыми люди должны пользоваться при любых обстоятельствах.

Третья часть Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) определяет статус и нормы обращения с лицами, находящимися под протекцией.

Согласно ст. 27 данной Конвенции, эти лица имеют право на:

  • 1) семью;
  • 2) религиозные убеждения и практику;
  • 3) исторические, национальные и иные традиции;
  • 4) гуманное обращение.

Их личность и честь должны уважаться.

Женщины должны быть защищены от покушений на их честь, от насилия или любой другой формы унижающего обращения.

Запрещено применение к находящимся под протекцией лицам физического принуждения или насилия с целью получения от них информации.

Недопустимо причинение им моральных и физических страданий, убийства, коллективные или индивидуальные наказания за несовершенные ими действия, применение пыток, террора, проведение научных и медицинских экспериментов над ними (если это не является необходимым для их лечения).

Запрещены грабеж населения, репрессии в отношении защищаемых лиц и их собственности.

Статья 51 данной Конвенции запрещает оккупационным властям принуждать население служить в их армии или во вспомогательных частях, а лиц моложе 18 лет - к труду.

Дисциплинарный режим в лагерях и местах содержания интернированных лиц следует основывать на гуманных принципах.

Ставить знаки и метки на телах людей запрещено.

Запрещаются также принуждение людей к длительному стоянию, «муштра» и сокращение рациона пищи как мера наказания.

Интернированные лица имеют право:

  • 1) переписки, а именно, получать два письма и четыре открытки в месяц (ст. 107 Конвенции), посылки с продовольствием, одеждой, медикаментами, книгами и учебными пособиями;
  • 2) на посещение визитерами (особенно из числа близких родственников).

Разновидностью военно-политических противостояний является и борьба, которую ведут так называемые национально-освободительные движения.

До середины XX в. участники этих войн и движений рассматривались как террористы и не имели международной политико-правовой защиты.

После Второй мировой войны и особенно после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (14 декабря 1960 г.) международное право стало обеспечивать участникам национально-освободительных движений значительно большую степень защиты.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, определяющую основные принципы легального статуса борцов с колониальным и иностранным господством и с расистскими режимами.

Согласно положениям третьего параграфа данной резолюции, «вооруженные конфликты, связанные с борьбой против колониального и иностранного господства, а также расистских режимов, следует рассматривать как международные конфликты в духе Женевских конвенций 1949 года».

А «легальный статус бойцов, предусмотренный ими и другими международными инструментами, распространяется на лиц, участвующих в вооруженной борьбе против колониального и иностранного господства и расистских режимов».

На дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, состоявшейся в Женеве в 1974-1977 гг., были определены дополнительные правила обеспечения защиты жертв международных и локальных вооруженных конфликтов. Они включены в Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), которые подписаны 8 июня 1977 г.

Таким образом, новейшие правовые стандарты в области современного международного гуманитарного права выделяют два возможных вида вооруженных конфликтов:

  • 1) вооруженные конфликты международного характера;
  • 2) вооруженные конфликты немеждународного характера.

Сторонами вооруженных конфликтов международного характера являются государства и мощные международные межправительственные организации.

Вооруженные конфликты немеждународного характера должны отвечать определенным условиям. Это должны быть вооруженные конфликты, протяженные по времени, т.е. длящиеся дольше, чем какие-либо краткосрочные локальные конфликты (например, мятежи, беспорядки и т.д.) внутри определенного государства.

Кроме того, в ходе данного конфликта все противоборствующие стороны должны быть четко определенными; иметь развитую организацию; являться самостоятельными политическими силами (не простыми наемниками или криминальными группами), преследующими собственные политические (а не криминальные) цели.

Чаще всего сторонами вооруженных конфликтов немеждународного характера являются, с одной стороны - государства, с другой - национально-освободительные движения. Национально-освободительные движения не стоит путать с различными международными террористическими организациями, которые не являются заявленными публично политическими силами, стремящимися к достижению собственных политических целей легитимным (не нарушающим принципы и нормы международного права) путем.

Первый из Дополнительных протоколов включает борьбу народов против колониального, чужеземного господства и против расистских режимов за свое право на самоопределение (провозглашенное в Уставе ООН) в число вооруженных конфликтов.

Второй Протокол относится к конфликтам, происходящим на территории государств, между их вооруженными силами и вооруженными силами диссидентских или других организованных вооруженных групп, осуществляющих управление над частью территории определенной страны.

В ст. 4. Протокола II перечислены фундаментальные гарантии прав и свобод людей во время освободительных войн.

Все лица, не принимающие прямого участия во враждебных действиях и переставшие принимать в них участие, независимо от того, ограничены их свободы или нет, имеют право на уважение их чести, достоинства, убеждений и на исповедание своей веры.

Дети не должны быть рекрутируемы в вооруженные группы, им не следует позволять участвовать в боевых действиях.

Запрещаются нападения на гражданское население.

Протокол I устанавливает определенные ограничения для всех участвующих в конфликте сторон.

Медицинские учреждения не должны стать объектами нападений (ст. 12).

Недопустимо использовать зону военного конфликта в качестве полигона для испытания нового оружия (ст. 36).

Гражданское население в целом и отдельные граждане не должны стать объектами атак.

Действия или угроза насилием с целью наведения и распространения страха запрещаются.

Запрещаются также и беспорядочные атаки:

  • 1) бомбардировки отдельных военных целей, расположенных в городах среди гражданских объектов;
  • 2) атаки, способные вызвать потери жизней гражданского населения, а также повреждения и аварии на гражданских объектах (ст. 51).

Доведение гражданского населения до голода как метод войны запрещен, как запрещены и разрушения гражданских объектов (в частности, складов с пищевыми продуктами, сельскохозяйственных зон для производства продовольствия, установок для обеспечения населения питьевой водой, ирригационных сооружений).

Запрещены также методы и средства войны, ведущие к причинению вреда природной среде и, тем самым, угрожающие здоровью людей или выживанию гражданского населения (ст. 55).

Статья 56 запрещает атаковать сооружения, дамбы, каналы и атомные электростанции, даже если они являются военными объектами, ибо это влечет за собой опасные последствия для огромного числа людей.

Виновные в нарушении этих положений стороны должны принуждаться к выплате компенсации за причиненный их действиями ущерб (ст. 91).

Если подобного рода противоправные действия совершают правительства, то они придают диссидентским и другим вооруженным формам борьбы вынужденный, необходимый и законный характер.

Если же к ним прибегают отдельные группы населения, то это превращает их в преступные, бандитские формирования, борьба с которыми и ликвидация которых необходимы во имя обеспечения безопасности всего общества и государства.

Необходимо отметить, что серьезной проблемой международного гуманитарного права вскоре может стать вопрос о политико-правовом регулировании различных аспектов в деятельности негосударственных легальных (фактическая сторона их деятельности при этом может быть весьма проблемной с точки зрения правовой оценки данных действий) военизированных структур.

Многие подобные структуры уже существуют. Частные корпорации в сфере безопасности в большом количестве в настоящее время функционируют в США, выполняя многие задачи по контракту с американским правительством или с национальным руководством некоторых государств, например, с политическим руководством постсаддамовского Ирака.

Другие могут появиться на мировой политической арене в ближайшее время: например, различные мини-армии транснациональных корпораций, которые могут вскоре стать активными игроками на военно-политической и политико-правовой «арене» в случае приобретения транснациональными корпорациями признанной официально международной правосубъектности, что прогнозируется как достаточно вероятное развитие событий в течение ближайших десятилетий рядом серьезных специалистов.

Вместе с тем уже существующие в настоящее время корпорации в сфере обеспечения безопасности в ближайшее время также вполне способны претерпеть существенные трансформации в сторону увеличения их роли и военно-политических, а также экономических возможностей.

Колоссальный всплеск насилия и антиправового поведения по отношению к военнопленным и к мирному населению также может возникнуть в скором времени в случае начала (к сожалению) вполне возможных именно в XXI в. новых «религиозных войн», предтечами которых, возможно, выступают активно действующие в настоящее время радикальные религиозные террористические организации («Аль-Каида» и другие ей подобные).

В этом случае человечество может быть «отброшено» в деле политико-правового обеспечения защиты прав людей в ходе военных столкновений в далекое, догуманистическое прошлое.

Международное гуманитарное право (МГП) - это самостоятельная отрасль состоящая из совокупности принципов и норм МП, определяющих единые для всего мира права и свободы; обязательства государства в отношении закрепления, обеспечения и охраны этих прав и свобод, и представления индивидам юридической возможности реализации и защите прав и свобод, признанных за ними.

Основной и главной задачей МГП признается разработка договоров, нормы которых четко устанавливают совокупность прав и обязанностей сторон военного конфликта, а также лимитирование методов и средств ведения вооруженных действий.

Некоторые юристы подразделяют международное на две отрасли: «право Гааги», которое регулирует методы и способы военных действий, и «право Женевы», которое содержит нормы в отношении защиты жертв военных действий. Под понятие «жертвы вооруженных конфликтов» подпадают раненые и больные в действующих армиях; раненые, больные и лица, которые потерпели кораблекрушение и входят в состав вооруженных сил на море; военнопленные; мирное население.

1864 вошел в историю как год, когда швейцарское правительство провело конференцию с целью разработки акта о помощи жертвам военных действий. Итог собрания вылился в подписание первой Конвенции о защите раненых и больных во время войны. Она стала первым источником МГП.

Источники международного гуманитарного права на сегодняшний день представлены в широком количестве, и все они направлены на регулирование отношений государств во время вооруженных действий. Выделяют три разновидности таковых. Первая - нормы, действие которых распространяется только в мирное время. Вторая - нормы, действующие исключительно в период военных действий. Третья разновидность - смешанные нормы, действующие и во время мира, и в период вооруженных конфликтов.

Нормы международного гуманитарного права в различный исторический период содержали различные предписания. устанавливали ограничение насилия, к которому относился запрет убийства безоружных, пленных, использование отравленного оружия. В Древней Греции норма предписывала, что начало военных действий должно происходить с объявлением о них. В случае захвата городов нельзя было убивать тех, кто укрывался в храмах, военнопленные должны были обмениваться и выкупаться.

Во время проведения мира в1899 году, Мартенсом Ф.Ф. было предложено применять положение, которое бы защищало мирное население и воюющих в тех ситуациях, когда действия государств не регулируются нормами МГП. Это положение устанавливает, что на мирное население и военнослужащих распространяется действие норм МП по причине того, что они являются результатом обычаев, установленных образованными народами, законов гуманности, а также запросов общественного сознания. Эта норма вошла в историю как «оговорка Мартенса».

Международное гуманитарное право, как и остальные отрасли свои принципы, главным из которых является гуманизация военных конфликтов. К прочим относятся следующие: охрана ценностей культуры; защита и соблюдение интересов государств, придерживающихся нейтралитета; ограничение сторон, участвующих в военных действиях, в средствах и методах для их ведения.

Обозначение конфликта между государствами влечет наступление юридических последствий, таких, как прекращение консульских и дипломатических сношений; применение специального режима в отношении граждан вражеского государства; прекращение действия соглашений, которые соблюдались в мирное время. Международное гуманитарное право начинает действовать именно в этот период.

Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

Цель : сформировать знания студентов о сущности международного гуманитарного права (МГП); способствовать воспитанию понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.

Основные термины и понятия

План лекции:

1.Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

2.Основные положения МГП.

3. Соблюдение МГП.

Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

– Какую цель ставили воюющие стороны?

– Каковы последствия войн?

- Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.

Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

(Конвенция – документ, имеющий обязательную силу)

Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.

В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".

Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Международное гуманитарное право(МГП) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание право субъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Жертвы вооруженных конфликтов;
медицинский и духовный персонал;
парламентеры и сопровождающие их лица;
персонал гражданской обороны;
персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Медицинские формирования;
санитарно-транспортные средства;
гражданские объекты;
культурные ценности;
особо опасные объекты;
объекты гражданской обороны;
санитарные и безопасные зоны;
необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

Основные положения МГП.

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Соблюдение МГП

МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

Либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

Либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

Контроль знаний:

Дать ответы на вопросы:

1.Какова сущность МГП?

2. В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

3. Назовите основные положения МГП.

Домашнее задание: выучить конспект, Л. 2. стр.312.

Творческое задание: у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор.

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2016, стр. 312

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. А.Т Смирнова., Москва, «Просвещение», 2013г.

Лекция № 3

Тема: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Цель : формирование знаний студентов о значимости появления такой организации как Красный крест; сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, формирование гражданской позиции; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

Основные термины и понятия :международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.

План лекции:

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами.

2.История возникновения организации Красный крест.

3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

4. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)

Известную католическую монахиню, основательницу женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", мать Терезу Калькуттскую приобщили к лику святых.

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами .

Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.

Начнём изложение с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

«Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово «милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Прошу вспомнить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют личности гуманного человека.

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

С чем можно сравнить войну?

Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих.

Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает мирное население, дети, прежде всего

Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook