Что такое унитарное государство определение. Унитарное государство. На что идет страна, заключая такой союз

Лекция 2. Конституция РФ: федеративное устройство и форма правления в РФ. Принцип разделения властей; компетенция высших органов власти. Личные, политические, экономические и социальные права; их реализация. Различия в конституционных правах граждан РФ и иностранных граждан.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

    форма правления - определяет кому принадлежит власть;

    форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

    политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

    абсолютная (всевластие главы государства);

    конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

    парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

    президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство - это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.

Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное - где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

- (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

Форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь

Форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

Государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

унитарное государство - Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

См. Унитаризм … Юридический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Унитарное государство - (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство - УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Украйна. А была ли Украина? , Терещенко Анатолий Степанович. В современных украинских энциклопедиях говорится примерно так: Украина - самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно подчёркивается -…
  • Украйна А была ли Украина , Терещенко А.. В современных различных украинских энциклопедиях говорится примерно так, - Украина самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "унитарное предприятие"

Большой юридический словарь

унитарное предприятие

по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме У.п. могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество У.п. находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Фирменное наименование У.п. должно содержать указание на собственника его имущества. Органом управления У.п. является руководитель, который назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен. У.п. отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Википедия

Унитарное предприятие

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе суверенных государственных образований (республик, штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.п.); в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

от франц. "unitaire" - единый) - единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. Главная особенность У.г. в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г. статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г. все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г. в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это - классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. - государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г. в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт. В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook