Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти. Отличие государства от первобытного общества А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Наша литература длительное время освещала до государственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана “Древнее общество”, котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евро центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации до государственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - всё идёт своим установленным порядком”. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации до государственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

Несложные отношения регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи до государственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).

В до государственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство - на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

Государство - это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

Современная антропология, археология и этнография знакомят нас со сведениями, на основе которых, мы делаем вывод, что уже полтора - два миллиона лет назад человек, отделившись от мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Одни из самых ранних форм объединения людей, были связаны с не классифицированными, неупорядоченными семейно-родовыми отношениями того времени, с необходимостью объединения для защиты от внешних угроз и добычи провианта с использованием совместных усилий. Человеку было необходимо провести за более миллиона лет эволюции, прежде чем первобытные люди, научились создавать (изготавливать) орудия труда. Но прогресс на этом не остановился, следующим шагом в эволюционной лестнице стало изготовление каменных топоров и копий, заостренных кольев, создание первого лука и соответственно стрел для него, рыболовных сетей и множество других примитивных приспособлений для улучшения своих условий существования.

Человек стал строить первые примитивные хижины, жилища, выбираясь из пещер, научился добывать огонь. Стали появляться более классифицированные и выделенные семейно-родовые связи. Стали появляться первые первобытные общины - «Верфи».

Исходя из эволюционных составляющих первобытного строя, данный промежуток времени получил названия первобытнообщинный, соответственно и период развития общества называется «первобытное общество».

На протяжении многих веков функционирования и существования, государство как организация или институт, всегда особо выделялось от других, догосударственных, существовавших задолго до него, и негосударственных существующих параллельно государству институтов и организаций, своими специфическими признаками, функциями, устоями.

За историю развития человечества философами, великими мыслителями и политическими деятелями времен их существования, было высказано небывалое количество различных суждений и мнений относительно существования признаков государства.

Согласно учениям древнегреческого философа Демокрита, жившего в 460-370 годах до нашей эры, «Специфическая особенность государства является в том, что в нем представлены всеобщие блага и справедливость» Он писал что: «Хорошо управляемое государство, - есть величайший оплот, в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет». Исследуя цитаты одного из знаменитых римских ораторов, государственного деятеля и мыслителя - Цицерона жившего в 106-43 годах до нашей эры. Он исследовал и рассматривал в качестве одного из многих, но основных признаков государственного дела, это «достояние народа». Понятие «народ» он понимал следующим образом: «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Исследуя развитие государства и общества, нельзя не затронуть одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения, Макиавелли, который гласил: «признак государства, есть политическое состояние общества». В чем данное высказывание заключалось? Разбираясь более подробно в данном высказывании, на ум приходит вывод, что истина его слов в установлении и поддержке отношений между подвластными и властными слоями общества, в введении и использовании органов пенитенциарной системы и системы юстиции в целом, в законотворческой и реализации норм права, и в становлении и узаконивание стабильной, народовластной политической власти.

Он все это подтверждал и другим высказыванием: «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», - писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Подходя к заданному нами вопросу, какие же основные признаки, отличные государственной и догосударственной организации политической власти.

Одним из немало важных критериев, служит - наличие выделенного из общества и верховенствующего над обществом - государственного аппарата управления и принуждения. Данные аппараты, состоят из «особого» слоя людей, одним из основных занятий которого, является выполнение управленческих, властных функций. Они не являются производителями духовных или материальных благ, нет, они являются управленцами «дел государевых».

Данные должности достаются им путем назначения или избрания, наследования или замещения. Основными частями государственной власти (аппарата управления и принуждения), являются органы исполнительной, судебной и законодательной власти, и органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.

Так же одним из основных признаков государства, является наличие аппарата управления и принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде вооруженных сил и правоохранительных органов, разведки, контрразведки, различных исправительных учреждений (тюрем, колоний, лечебно-исправительных учреждений) и т.д.

Еще одним не мало важным признаком государства, является: выступление государства на международной арене от лица общества. Тесная взаимосвязь права и государства. Издание, опубликование и реализация применения нормативно-правовых актов данного государства.

Каждое государство, имеет свои государственные символы, к ним относят: флаг, гимн, герб. Так же многие государства используют свой язык в качестве государственного или используют несколько государственных языков. Самый распространённый язык, используемый в мире, является не английский, а китайский, его используют более миллиарда людей по всему миру.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и до государственной и негосударственной организациями - с другой.

В понятие публичной власти, научные круги соотносят с понятием «материальные придатки» в виде аппарата власти соотнесенные с лагерями и другими учреждениями принудительного характера (лагеря, тюрьмы, колонии), а так же с вооруженными людями (вооруженные силы, правоохранительные органы). Следует заметить, что в научных кругах, понятие публичной власти толкуется неоднозначно и иногда даже противоречиво. Основное толкование включает в себя признак государства, но реже публичную власть воспринимают как синоним государства.

Не смотря на различность, расхождение в толковании публичной власти, они склонны к единому мнению, что наличие публичной власти, имеет принципиальный характер для любой государственной организации, которая отличает ее как от негосударственных организаций существующих параллельно государственным, так и догосударственной организации общества.

В условиях первобытного общества, власть имела фиктивный общественный характер, совпадая непосредственно с физическими данными представителя власти. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.

Властные полномочия по урегулированию дел племени, союза племен, рода и других первобытных объединениях, осуществлялось не особым классом людей (элитой), а занятыми в производстве взрослыми членами этого общества (в основном мужчинами).

Властные полномочия и функции осуществлялись как путем непосредственного участия в собраниях родовых и иных объединений, так и через целый комплекс (систему) органов управления - фратрий, племен, родов.

Люди, выполняющие властные полномочия, всегда в основном были выборными должностями и всегда сменяемыми. В начале государственного развития они выбирались по решению племени из числа уважаемого рода.

Не в пример государственным чиновника, за которыми стоит государство, с его разветвленным комплексом государственного аппарата управления и принуждения, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет и поддержку членов этого объединения.

Возникшая и укрепившаяся общественная власть в условиях первобытного общества, основанного на равенстве социальных и материальных благ, не могла успешно функционировать, выполнять свои функции на более поздних этапах развития. Когда произошел раскол общества на классы по материальному, социальному и других признаков на имущие и неимущие социальные слои, классы, группы.

Общественная власть неизбежно должна была смениться публичной властью, опирающуюся на политический характер аппарата насилия и принуждения.

Отличием от первобытного строя, в котором общественная власть принадлежала людям по кровному родству, в зависимости от происхождения из того или иного рода, племени или союза племен, при государственном строе, власть распределена на них в зависимости от места проживания данной группы.

С образованием (созданием) государства, граждане, по замечанию научных исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории».

Под территорией государства чаще всего понимается его пространство в пределах которого, осуществляется государственное управление и осуществление государственно-властных полномочий.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, и исключает, какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. Добровольно суверенитет ограничивается и в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Помимо суверенитета и других названных выше признаков государств обладает также рядом других признаков.

В их числе, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие, как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом который отделен от остального общества.

Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства на-селение разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13394. Створення шаблону в AutoCAD 12 83.5 KB
Дисципліна ОКТБ ЛР № 9. Тема роботи: створення шаблону. Мета роботи: систематизувати теоретичні знання роботи з файлами повторити команди створення та редагування примітивів в програмі AutoCAD. Обладнання: ПК AutoCAD 12 Завдання для лабораторної роботи. Відкрит
13395. Робота з видовими екранами, компоновка аркуша 17.52 KB
Дисципліна ОКТБ ЛР № 10. Тема роботи: робота з видовими екранами компоновка аркуша. Мета роботи: отримати практичні навички з видовими екранами. Обладнання: ПК AutoCAD 812 Теоретичні відомості. Видовим екраном називається ділянка графічного екрана де відображаєть...
13396. Створення об’єктів за допомогою інструмента «Коробка» 118.48 KB
Лабораторна робота № 11. Тема: Створення обєктів за допомогою інструмента Коробка. Мета: навчитись будувати твердотільні моделі заданого розміру та розташування в просторі за допомогою інструменту Коробка. Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості...
13397. Створення пустотілих об’єктів за допомогою інструмента «Віднімання» 43.62 KB
Лабораторна робота № 12. Тема: Створення пустотілих обєктів за допомогою інструмента Віднімання Мета: отримати практичні навички при виконанні операцій з твердотільними обєктами Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості. Трехмерная компьютерна
13398. Створення плоских поверхонь по двох точках з використанням повороту КСК 13.41 KB
Лабораторна робота № 13. Тема: Створення плоских поверхонь по двох точках з використанням повороту КСК. Мета: отримати практичні навички при виконанні операцій з твердотільними обєктами Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості. Трехмерна
13399. Використання джерел світла і тіні 12.85 KB
Лабораторна робота № 14. Тема: Використання джерел світла і тіні. Мета: навчитись використовувати різні джерела світла. Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості: при виконанні ЛР можна скористатись відеоуроком Lesson_10 який можна знайти на спільному ресурс
13400. Робота з командами AutoCAD. Побудова базових об’єктів 1.25 MB
Тема: Робота з командами AutoCAD. Побудова базових обєктів. Мета: Закріпити знання команди line Ознайомитися з командами offset fillet та особливостями їх використання засвоїти прийоми побудови нескладного плану кімнати. Обладнання: ПК пр...
13401. Зміна стилю розмірності, виставлення лінійних розмірів в плані 124.5 KB
Тема: Зміна стилю розмірності виставлення лінійних розмірів в плані. Мета: Навчитись створювати розмірний стиль та виставляти реальні розміри в плані приміщення. Розвивати навички побудови плану. Обладнання: ПК програмне забезп...
13402. Використання команд модифікації для зображення дверей та вікон. Вставка та створення блоків 153.5 KB
Тема: Використання команд модифікації для зображення дверей та вікон. Вставка та створення блоків. Мета: Вдосконалити практичні навички роботи з командами редагування побудови подібних offset розширення extend обрізання trim. Отримати практичні навички...

В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой (закономерности становления):

Праобщину (первобытное человеческое стадо - становление первобытного общества),

Родовую общину (зрелое первобытное общество),

Крестьянскую общину (первобытное общество на стадии раз­ложения, становления государственности).

Община - универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вождя. Это стало началом социальной организованности, которая развилась благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда низкой, родовая община пользовалась всем сообща - имела общую собственность и равномерное распределение средств к жизни (первобытный коммунизм).

В зависимости от средств хозяйствования в развитии первобытного общества можно выделить два периода:

1) присваивающей (собирательной) экономики - получение готовых продуктов путем собирания плодов, охоты, рыбной ловли. Ведущую роль в родовой общине играла женщина: собирала плоды, заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии (групповой брак). Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Это этап матриархата;

2) производящей экономики - получение продуктов в результа­те развития земледелия, скотоводства, металлообработки, привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта, появление товарообмена и т. д. Ее развитие стимулировали три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства; отделение ремесла от земледелия; выделение группы людей (купцов), занятых только обменом. С появлением патриархальной семьи (парный брак) родство ведется по отцовской, а не по материнской линии; имущество передается по наследству от отца к сыну; расширяется перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. Возникает крестьянская община. Это этап патриархата.

Публичная власть в первобытном обществе осуществлялась через общественное самоуправление, которое претерпело изменения на различных этапах его развития (эти изменения - определенные закономерности социально-классового характера). Происходило поэтапное «огосударствление» как институтов самоуправления, так и нормативной системы в ходе развития общества на собственной основе.



I. Публичная власть - общественное самоуправление - периода зрелого первобытного общества (базируется на общности интересов, производства и потребления членов рода) имеет такие признаки:

1) существовала только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;

2) субъект и объект управления совпадали (общеколлективный интерес приобрел значение собственного интереса);

3) органами самоуправления выступали собрания всех членов рода (мужчин и женщин) и избираемые ими старейшины;

4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; общественными делами считались следующие: разрешать споры между членами рода; пресекать нарушения традиций, ритуалов, обычаев; наказывать воров и убийц;

5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;

6) должность старейшины не давала никаких материальных привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, публичная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.

II. Публичная власть - общественное самоуправле­ние - на стадии разложения первобытного общества (новые при­знаки):

1) вместо собрания всех взрослых членов рода проводятся только

собрания мужчин;

2) совет старейшин становится органом текущего управления;

3) должность старейшины и вождя получает материальные привилегии;

4) происходит разделение функций власти на светскую (управле­ние), военную (военное руководство), религиозную;

5) осуществляется дифференциация управленческих функций: в мирное время - общее собрание и совет старейшин; в военное время - военный вождь и совет военных вождей;

6) формируется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых;

7) появляются группы людей, которые «специализируются» на вы­полнении об­щесоциальных дел: администраторы (формируется иерар­хическая система управ­ле­ния со схожестью функций на ее различных уровнях); контролеры (контроль над тор­говлей, обменом, продуктами производства); казначеи (хранители добытого во вре­мя военных походов или производимого продукта, являющегося единицей обмена);

8) утверждается единоначалие вождя, его властвование (авторитет): на непосредственно переходной стадии к государству религиозные, военные и судебные функции сосредотачиваются в его руках; используются его военные приказы и принуждение как управленческие средства, хотя органы самоуправления еще сохраняются; общественная власть приобретает характер политической власти.

Возникает необходимость в такой организации общества, в которой бы публичная власть отделилась от него, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией становится государство. Таким образом, само общество в его исторической эволюции создает модель упорядочивания социальных связей и учреждает механизм публичного, надперсонального политического свойства - государство.

Сравним первобытный строй и государство с помощью их основных признаков:

3) наличие кровнородст­венного разделения населе­ния и распространение пуб­личной власти только на кровных родственников;

4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публич­ная власть;

5) отсутствие основных функций у публичной влас­ти;

6) отсутствие сбора дани (налогов) с населения;

7) наличие неписаных пра­вил поведения - обычаев, ритуалов, традиций 3) появление территориального разделе­ния населения (вовне - государственные границы, внутри - административно-тер­риториальные единицы) и распространение публичной власти на всю территорию;

4) формирование аппарата принуждения (подавления) - отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, тюрем, на который опирается государственный аппарат;

5) оформление определенных функций публичной власти (законодательной, испол­нительной, судебной) и разделение форм деятельности ее органов;

6) появление официальной системы обло­жения данью, налогами - натуральными и денежными;

7) появление писаных общеобязательных правил поведения - юридических норм, имеющих целью обеспечение порядка в обществе.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook