Конспект по русскому языку морфология. Урок на тему "морфология". земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

Конспект урока русского языка. 3 класс.

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».

Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

    Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.

    Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.

    Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.

    Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование.

    Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.

    Конверты с групповыми заданиями.

    Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.

    Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.

    Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работать будем по данному плану.

План .

    Введение в тему. Групповая работа.

    Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.

    Применение знаний и умений. Работа в парах.

Самостоятельная дифференцированная работа.

    Итог урока.

    Рефлексия.

II . Введение в тему.

Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.

- Для этого объединимся в группы.

Но сначала повторим алгоритм работы в группах.

1.Работа в группах.

Алгоритм работы в группах.

    Собраться в группы.

    Получить задание.

    Начать работу по команде учителя.

    Распределить обязанности между членами группы.

    Работать сообща.

    Закончить работу по команде учителя.

1группа

Задание

Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.

Запишите в тетрадь.

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир

2группа

Задание

Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.

Запишите в тетрадь.

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

3группа

Задание

Определите род имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня

4группа

Задание

Определите число имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья

5группа

Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

2. Отчёт групп.

3. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодня работать в группах?

Как оцениваете своё участие в работе группы?

Какие трудности возникли в процессе совместной работы?

Чему научились, работая вместе?

4. Подведение итога работы в группах.

Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?

Что такое имя существительное?

Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).

III . Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.

Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».

С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).

Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?

Чему вы должны научиться?

Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.

Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Алгоритм

IV . Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.

Давайте вернёмся к составленному вами предложению:

В небе светит яркая Луна.

И разберём существительные как часть речи:

I вариант II .вариант

в небе Луна

(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).

Проверяем. Оцениваем.

Что мы сейчас учились делать?

Физкультминутка.

2. Самостоятельная дифференцированная работа.

Давайте поработаем самостоятельно.

Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.

Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.

Алгоритм

    Внимательно прочти все варианты заданий.

    Осмысли каждое задание.

    Соотнеси свои желания с возможностями.

    Выбери то задание, с которым можешь справиться.

    Выполни задание.

    Проанализируй и оцени полученный результат и правильность сделанного тобой выбора.

I уровень

Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.

Всё запорошило снегом.

II уровень

Звёзды погасли на небосклоне.

Разбери существительное «звёзды» как часть речи.

III уровень

Лена прочитала интересную сказку.

Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.

Алгоритм

    Назови часть речи (значение и вопрос).

    Поставь слово в начальную форму.

    Перечисли постоянные признаки.

    Перечисли непостоянные признаки.

    Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Рефлексия.

Какое задание выбрал? Почему?

Что вызвало затруднение?

Мог бы выполнить более задание другого уровня?

V . Итог урока.

Вспомните тему урока.

Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

Достиг ли урок цели?

VI . Рефлексия.

Какую цель для себя ты ставил в начале урока?

Достиг ли ты её?

Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?

Что на уроке показалось тебе интересным?

Что вызвало затруднения?

Над чем тебе ещё нужно поработать?

VII . Домашнее задание.

    Всем:

Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.

    По выбору :

    или составить предложение, найти в нём существительное и разобрать его как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, разобрать его по составу и как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, сделать фонетический разбор, разобрать его по составу и как часть речи.

Тема : Морфология . Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

    дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;

    развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

    воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

    компьютер,

    учебник,

    сигнальные карточки,

    мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

    Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)

    А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?

    Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

    Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)

    Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

    Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:

    Отвечая на вопросы, поднимать руку.

    Не выкрикивать.

    Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

    Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.

    Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

    Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

    А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

    Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

    Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?

    Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

    Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

    А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..

    Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

    К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

    Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

    Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

    Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

    Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

    Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

    Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

    Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

    Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

    Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

    А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

    Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

    Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

    Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

    Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

    А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

    Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

    Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

    Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

    А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

    Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

    А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

    Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

    Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

    А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План – конспект урока русского языка по теме: "Морфология"

План-конспект урока прислала: учитель Кудря А.С., Макеевский учебно-реабилитационный центр «Радуга», email: [email protected]

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

  • дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,
  • учебник,
  • сигнальные карточки,
  • мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

  • Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
  • А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?
  • Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

  • Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
  • Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
  • Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
  • Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:
  1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
  2. Не выкрикивать.
  3. Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

  • Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.
  • Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

  • Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
  • А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

  • Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

  • Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?
  • Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

  • Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

  • А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..
  • Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  • К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

  • Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
  • Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

  • Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

  • Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

  • Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
  • Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

  • Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

  • Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
  • Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

  • А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

  • Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

  • Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
  • Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

  • Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

  • А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

  • Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?
  • Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
  • Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

  • А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

  • Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

  • А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

  • Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
  • А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Шифр.

Еремина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока с презентацией 5 класс
Тема: Повторение по теме "Морфология"
Дата публикации: 06.12.2016
Раздел: полное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Повторение по теме «Морфология»
подготовила учитель русского языка и литературы Еремина Татьяна Александровна г. Брянск 2016
Урок русского языка в 5 классе Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына
Тема: Повторение по теме «Морфология»

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные результаты
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Выполнять тестовые, а также другие практические задания по теме “Морфология”.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные
Умение соотносить цели и результат. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.
Ход урока

1) Организационный этап.
Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и писать! Перед вами листочки
Приложение 1
. Нарисуйте в пустом окошечке ваше настроение, с которым вы пришли сегодня на урок (смайлик).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,

навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения

поставленных задач.
На прошлом уроке мы повторяли служебные части речи, назовите мне в домашнем упражнении 429 сначала предложения, в которых союзы связывают однородные члены, а затем части сложного предложения:
1 ученик работает у доски по карточке:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
Однородные члены
: 1. Коля вскрикнул и отпрыгнул от скамейки метра на три.
Части сложного предложения
: 2.Коля подумал, что эти люди тоже слышали разговор. 3.Коле хотелось заглянуть в тайную комнату, но он не решался это сделать. 4.Возникло тихое жужжание, и стрелки приборов на панели дрогнули. 5.Ты забыл, что Витя придет сегодня позже. Назовите предлоги в предложениях. От, на, в, на.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема сегодняшнего урока: Повторение по теме «Морфология» (слайд 1)
Чем же мы займемся сегодня на уроке? Наши цели?
(слайд 2)

Проблемный вопрос
Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово? Это необходимо для: 1. Выбора ряда орфограмм. 2. Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. 3. Правильного разбора слова по морфемам.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи. Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ
Какие вопросы вы можете задать друг другу?
1.Что такое морфология?
(слайд 3)
(Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.) 2.На какие три большие группы можно поделить все части речи? (Самостоятельные: -склоняемые: имя существительные, имя прилагательные, имя числительное, местоимение, причастие; -спрягаемые: глагол; -неизменяемые: наречие, деепричастие, категория состояния. Служебные: союзы, предлоги, частицы. Междометия. 3.Для чего служат предлоги? (Связывают слова в словосочетания и предложения.) 4.Для чего служат союзы? (Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных). 5.Функция частиц? (Зависит от группы по значению: формообразующие, отрицательные, модальные).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Проверка работы за доской правильная расстановка ударения. (Ученик

читает слова, определяет их принадлежность к части речи. Все записывают их

в тетрадь.)

1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали. В каком словаре нужно искать правильное произношение слов? (Орфоэпический словарь).
А к какому словарю нужно обращаться, чтобы правильно слова писать? (Орфографический словарь)
2.Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети

поднимают карточки высоко вверх)
Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А; (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки) Прил
а
гательное, изл
о
жение, подр
о
сли, р
а
стение, р
о
сток, распол
а
гать, выр
а
щивать, предл
о
жить, перел
а
гать, подр
о
сли, предл
о
жение, распол
о
жение, отр
а
сль, возр
а
ст, выр
о
с, сл
о
жение.
3.Физкультминутка (проводит ученик)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
4.Загадка.
Стоит Алена Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (б
е
реза)
5.Этимологияя слова
. Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так. Работа с этимологическим словарем. (1 Ученик индивидуальное задание)
На доске оформлена запись (слайд 4):

Береза. Бер – «светлый, ясный, белый»
е
. - Запишите это слово в тетради с красной строки и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова, выполните морфемный разбор слова 2. Береза (белоствольная, именное, согласование), березовый (сок, именное, согласование), подберезовик 2 (найти, глагольное, управление).
Определите, какое это словосочетание по характеру главного слова и по способу связи устно.
6.Работа с текстом. (Слайд 5)
Ранняя в..сна Пришла ранняя в..сна. С голубого неба светит 3 яркое со..нце 3 . С веселым шумом б..гут руч..и. (На)старой б..рез.. строит гн..здо ч..рный грач(?). 4 В чистом в.. сеннем воздухе поют птицы.
У доски выполняют 3 ученика индивидуальное задание
. Вахромешина, Жукунова, Концебалов, Кравцова, Моричев, Полухина, Князева, Кондаков, Тимошенко самостоятельно выполняют указанные разборы и работают с тестами индивидуально. Остальные выполняют анализ данного текста.
1 ученик.
Светит 3 - глагол. I.Солнце (что делает?) светит. Начальная форма – светить. I I. Постоянные признаки: несовершенный вид, I I спряжение, непереходный, невозвратный. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, единственное число. I I I. Солнце (что делает?) светит.
2 ученик
Солнце 3 – существительное. I .Светит (что?) солнце. Начальная форма – солнце. I I.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж. I I I.Светит (что?) солнце.
3 ученик
На старой берёзе строит гнездо черный грач. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.)
Остальные выполняют анализ данного текста
. 1.Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – ранняя весна.) 2.Идея – пробуждение природы ранней весной. 3.Тип речи – повествование с элементом описания.
4.Стиль художественной литературы, так как используются средства выразительности: эпитеты (ранняя, яркое, веселым, на старой, в чистом), олицетворения (с веселым шумом бегут ручьи).
Выполнить указанные виды разборов, свериться с доской.

6) Обобщение и систематизация знаний



А1
Определите тему текста.
1) Бережное отношение к берёзе, к природе.
2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста?
1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу.
2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 1. Повествование. 2. Описание.
3. Повествование с элементами описания и рассуждения

А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 1. Эпитеты 2. Метафора
3. Олицетворение

А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
(ее наделяют, называют)

А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
(красивое, дерево, появляется, корой)

А7
(прелестной, праздники)

А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам:
1) ¬ ͡ ˄ ˄
(посадил)
2) ͡ ˄

(Березку)

Б1

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
(церкви, избы)

Б3

1. Простое предложение с прямой речью. 2. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 3.
Простое предложение с обращением
.
Тестирование (средней и слабой групп)

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы.
3) Слова как части речи
. 4) Постановку знаков препинания.

1) Предлог.
2) Наречие.
3) Союз. 4) Частица.

1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие.
4) Местоимение.

1) Имя существительное
. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.

1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но.
3) Из-за, над, из-под.
4) И, на, за.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка ответов тестов сильной и средней, слабой групп.
Оцените тесты сами. Оценки за работу на уроке:

Достигли ли мы целей урока?
Повторить основные термины по разделу «Морфология». Повторить морфологические разборы частей речи. Повторить различные виды орфограмм, чтобы подготовиться к диктанту.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Лингвистическую сказку о любой части речи. - Текст 7 - 10 предложений о природе с использованием средств выразительности. - Всем. Тест параграф 56 задание 1,2
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что у меня на уроке получилось лучше всего? Что вызвало затруднение? Какой этап урока мне понравился больше всего? Какие задания выполнять было интересно? Почему? Какие задания выполнять было трудно? Почему? Нарисуйте в пустом окошечке Ваше настроение, с которым Вы уходите с урока. Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!
Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? ___________________________________________________________________ Что вызвало затруднение? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие задания выполнять было интересно? Почему? ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? __________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Что вызвало затруднение? ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? ___________________________ _______________________________________________________________________ Настроение в начале урока Настроение в конце урока Настроение в начале урока Настроение в конце урока
Какие задания выполнять было интересно? Почему? ____________________________ ______________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? ______________________________ _____________________________________________________________________
1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была, не был, дала, дали, жила, начал, начала, начали, понял, поняла, поняли, создал, создала, создали.
Лингвистическая сказка. (Ученик получил индивидуальное задание)
Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи.
Этимологический словарь
Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые». Именно от Бер образовалось сначала слово «береза», в котором и пишется буква
е
.
Задание для сильных учащихся. Тестирование
1.Берёза –самое красивое дерево. 2.Малышка появляется на свет с тёмной корой. 3. Проживёт деревце несколько лет, и кора становится белой. 4. Можно удивляться тому, что других деревьев с белой корой не существует. 5. Белоствольная красавица - любимица всей России. 6. Её наделяют замечательными качествами, называют прелестной, чистой, приветливой.7. Возможно, каждый крестьянин посадил у своего дома берёзку. 8. С её веточками проводятся праздники: встреча лета, хороводы. 9. Листвой украшают по торжествам церкви и избы. 10. Берёзой лечатся. 11. Плохо бывает берёзке весной, когда режут её тело ради сока. 12. Долго тогда она плачет, просит, чтобы не обижали. 13. Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!

А1
Определите тему текста. 1) Бережное отношение к берёзе, к природе. 2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста? 1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу. 2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 4. Повествование. 5. Описание. 6. Повествование с элементами описания и рассуждения
А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 4. Эпитеты 5. Метафора 6. Олицетворение
А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А7
В 6 и 8 предложениях найдите слова с непроизносимой согласной.
А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам: 1) ¬ ͡ ˄ ˄ 2) ͡ ˄

Б1
Выпишите грамматическую основу в предложении
Плохо бывает берёзе весной, когда режут её тело ради сока.

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
Б3
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!
4. Простое предложение с прямой речью. 5. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 6. Простое предложение с обращением.
Тестирование

1. Что изучает морфология?

2. Укажите самостоятельную часть речи.

3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?

4. Найдите «четвёртое лишнее».

5. В какой строке указаны только предлоги?

Тестирование

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы. 3) Слова как части речи. 4) Постановку знаков препинания.
2. Укажите самостоятельную часть речи.
1) Предлог. 2) Наречие. 3) Союз. 4) Частица.
3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?
1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие. 4) Местоимение.
4. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Имя существительное. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.
5. В какой строке указаны только предлоги?
1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но. 3) Из-за, над, из-под. 4) И, на, за.

Список использованной литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997. 2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I. З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989. 4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание. 6. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985. 7. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I. 8. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I. 9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook