Храм на белой горе. Белогорский монастырь. Революции, репрессии, войны

Белогорский монастырь, как гласят народная молва и интернеты, является второй главной достопримечательностью Пермского края, после Кунгурской ледяной пещеры. И сразу я вынужден предупредить читателей, что кроме истории и фотографий, ниже могут быть изложены мысли, которые могут затронуть чувства верующих.

Интересно, что в Воронежской области тоже есть Белогорский монастырь, но тот Воскресенский, а в Предуралье - Николаевский. Первый расположен вблизи села Белогорье, а второй - на так называемой Белой горе. О Воскресенской пещерной обители я вам уже , а сегодня речь пойдет о Уральском Афоне. Так когда-то за строгость монастырского Устава называли Свято-Николаевский монастырь. Что интересно, просуществовал монастырь совсем недолго, но известность в своё время приобрел немалую. Не смотря на то, что в Пермской губернии существовали и более древние обители, за год на гору Белую поднималось до 70 тысяч паломников.


02 . Монастырь находится в 120 километрах от Перми и в 40 километрах от Кунгура. От села Калинкино к нему ведёт свежепроложенная хорошая асфальтовая дорога. С неё виден величавый профиль семиглавого Крестовоздвиженского собора. Сооружение, даже за много километров, поражает своим масштабом. Это седьмой по величине храм в России.

03 . Белая гора - высочайшая вершина Тулвинской возвышенности. Её высота - 446 метров. Кроме того, википедия сообщает, что гора относится к третичной поверхности размыва и на ней выступают обнажения коренных пород - известняков и песчаников белебеевской свиты.

04 . Упомянутая выше дорога на Калинкино. В 1995 году, благодаря помощи Пермской областной администрации, было закончено строительство грунтовой дороги к храму, а в 1999–2002 годах за 94 миллиона рублей до Белогорского монастыря был проложен асфальт.

05 . Но вернемся к самому началу. История Белогорского монастыря начинается с 9 июня 1890 года. В этот день протоиерей Стефан Луканин водрузил на Белой горе, практически в «тылу» старообрядцев, которых тогда в Прикамье было очень много, простой деревянный крест. С самыми что ни на есть миссионерскими целями, конечно. Так и вышло. Через некоторое время на месте сооружения креста была открыта мужская община, получившая вскоре от синода официальное признание с именем монастыря. И первым его игуменом стал отец Варлаам, бывший раскольник-начетник, обратившийся в православие.

06. А в июне 1891 года в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии » (неудачное покушение - прим.) на Белой горе был установлен новый восьмиконечный крест высотой более 10 метров, названный впоследствии в народе «Царским». Крест был сооружен из трех мачтовых сосен, скреплен железными винтами и стянут обручами. Поверхности вертикального стержня и поперечин были покрыты кровельным железом и покрашены в черный цвет. Остальные три стороны были покрашены белой краской.

07 . Второй крест простоял 10 лет. Но 23 апреля 1901 года во время сильной бури его снесло. Новый, не менее величественный металлический крест был изготовлен на средства купца Жирнова, впоследствии ставшего ктитором (начальником строительства) монастыря. Эскиз креста изготовил в то время знаменитый художник-иконописец А.Н. Зеленин. Этот третий по счету крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до известных событий 1918 года. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут четвертый Царский крест, который вы видите на фото. Проектировал его пермский архитектор А. Метелев, а изготовили крест на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей.

08 . Первый деревянный храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая. Архитектурными изысками он не выделялся - по сути это была простая пятистенная изба с подвальным помещением и с незамысловатой колокольней. При храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. Но недостатка в пожертвованиях не было и через год был освящен еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери. Он тоже был деревянным, но уже высоким и статным: имел вид корабля и был снабжен необычной террасой по периметру. И кстати, вовсе не для красоты. Дело в том, что старообрядцы сначала не хотели заходить внутрь храма и наблюдали за службой с неё.

09 . В том же 1894 году была начата постройка настоятельского и братского корпусов. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам. При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг – из кожи, из бархата, из сафьяна. Была даже своя, довольно богатая библиотека и фотограф, работы которого в большом количестве вы без труда найдете на сайте монастыря.

10. Буквально за первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до 400 человек. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в три часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он же читал и пел на клиросе. Ежедневно совершались полунощница, утреня и часы. С самого начала соблюдалось и вечернее монашеское правило. Монастырская братия расчищала лес под пашни и луга, постепенно создавая свое собственное хозяйство. Впоследствии монахи не только полностью обеспечивали пропитанием себя, но и кормили многочисленных паломников. В хозяйстве было много коров и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где, кроме мебели, изготавливали доски и рамы для икон. В каменном братском корпусе находилась трапезная.

11. Надо сказать, что не смотря на то, что я частенько посещал православные монастыри, в монастырской трапезной я обедал впервые.

12 . Но продолжим наш исторический экскурс. 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания Свято-Николаевский храм.

13 . Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор, фотографии которого в посте преобладают) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства он вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

14 . Собор, выстроенный в византийском стиле, стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

15 . С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 году варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Деревянные постройки были разобраны и перевезены в другие места. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители открыли Дом инвалидов. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

16 . С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращен Русской Православной Церкви. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. В 1999-2002 годах на реставрацию было потрачено 120 млн. рублей. С 2004 по 2011 год региональный бюджет направил на восстановление монастыря еще более 150 млн. рублей. В 2012 году на эти же цели было выделено приблизительно 30 млн. рублей и запланировано около 40 млн. рублей на 2013-ый. В 2014-ом ещё порядка 4 млн. рублей.

А вот теперь прошу прощения за отступление от исторического повествования, но меня одного смущает сумма в 344 миллиона рублей? При том, что если внимательно посмотреть на фото собора, видно, что кое-где его уже пора штукатурить по новому, а братский корпус не был оштукатурен вовсе. При том, что, если судить по виртуальному туру, представленном на сайте, внутри собора дела тоже не очень. Никаких фресок нет и в помине, только осыпающаяся побелка и отваливающаяся штукатурка. Кроме того, мне попалась пусть и старая (2001 год), но многое объясняющая , рассказывающая о закулисных распрях между тогдашним настоятелем обители и Пермским архиепископом. Почитайте. Волосы зашевелятся. Простите, но совершенно не вяжется в моей голове та трагическая история обители, что я вам рассказал, те люди, что её делали, с тем, что происходит в РПЦ сейчас. Похожие вопросы возникали в моей голове, когда я писал , спрошу и сейчас - что общего между теми смиренными послушниками, проводящих дни и ночи в молитвах и нелегком послушании (в поле, кузне, пекарне и так далее) и теми, кто сейчас освящает дорогие квартиры, машины и сам разъезжает на таких же? Я уже не говорю про мучеников, принявших страдания и смерть за свою веру. Вопрос риторический. Ничего. Ну, кроме, может, бороды и рясы.

По материалам:
- Сайт Белогорского Свято-Николаевского монастыря
- Википедия
- Федорущенко О. А. «Белогорская обитель»
- Нечаев М.Г. «Красный террор и Уральское духовенство в 1918 году»


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно

На Руси-матушке немало святых мест, куда тысячами стекаются паломники, верующие и страждущие - в поисках душевного очищения, избавления от недугов телесных, нравственного просветления и просто для приобщения к красоте духовной. Одним из таких центров, «мест силы», по праву считается в Пермском крае, за строгость устава и святость служений прозванный в народе «Афоном Уральским».

Путешествие на Урал

Итак, давайте отправимся на что ещё долго после наступления весны красуется своей пышной снеговой шапкой среди других вершин Уральской гряды. Кстати, отсюда и наименование кручи! Находится природный комплекс примерно в 120 км от областного города Пермь. Именно тут и был построен некогда Белогорский монастырь. Пермский край - места красивые, с удивительной природой, суровой и простой одновременно. Она также непритязательна и величественна, как и люди, населявшие эти места издавна и живущие здесь теперь. И святая обитель, названная Свято-Николаевской, органично вписывается своей архитектурой в окружающий пейзаж. По роду деятельности она относится к духовным миссионерским заведениям. А в 40 км от прихода находится небольшой городок Кунгура. Таким образом, главная достопримечательность окрестностей - именно Белогорский монастырь. Пермский край теперь уже нельзя без него представить.

Экскурс в историю

Урал издавна был местностью многонациональной. Европа и Азия соединились здесь, породив уникальные климатические условия. Густые леса, богатые дичью, озёра, щедрые на рыбу, земные недра с залежами природных ископаемых делали эту местность более чем привлекательной для самых разных народов - как коренных, живших тут с незапамятных времён, так и пришлых, явившихся сюда в поисках лучшей доли или бежавших от жестоких помещиков. Башкиры, монголы, татары, казахи соседствовали с манси, коми, удмуртами, ханты. Русско-казахские степи и горы стали средоточием множества уникальных культур, обычаев, традиций. К примеру, в 18-м веке тут скрывались от преследований старообрядцы, создавая свои скиты-поселения. Тогда ещё здесь не был построен Белогорский монастырь, Пермский край не отличался ещё в этом от других полудиких провинций России.

Закладка монастыря

1891 год - памятный для этих мест. Цесаревичу Николаю Алексеевичу было 22 года, когда он решил отправиться в «восточное» путешествие, чтобы повысить уровень знаний, лучше ознакомиться с государственными системами других стран. В Японии на него было совершено покушение, несколько ударов саблями едва не стали смертельными. В честь его избавления от опасности и выздоровления на Белой горе вначале установили огромный десятиметровый крест - «царский». Затем высшими чинами православной церкви было решено построить на этом возвышение Белогорский монастырь. Пермский край, таким образом, дважды вошёл в историю, что благотворно сказалось на этих местах. Тут же был определён «характер» обители: миссионерский, то есть с элементами благотворительности, мужской приход, названный Свято-Николаевским.

Начало строительства

Торжественный молебен и освещение места строительства прошли в 1893 году, 18 июня. Размётка площадки на Белой горе, планы и чертежи - всё было подготовлено заранее. В 1894 году Белогорский монастырь уже начал работать, так как уже полностью был отстроен храм, правда, пока ещё деревянный. Затем работы продолжились над зданиями, где должны были размещаться монахи, различные хозяйственные помещения, настоятельская, и т. д. Открыли и школу для детей-сирот, при которой жили и где получали образование 25 мальчиков. Интересная деталь: находился Белогорский монастырь мужской на собственном обеспечении. Монахи, осваивая крестьянские навыки (а многим они были знакомы с детства), пахали и сеяли, огородничали, разводили домашний скот и птицу, занимались рыбной ловлей и бортничеством. Выполняя христианский долг, безвозмездно помогали окрестному населению продуктами. В неурожайные годы многих людей спас монастырский хлебушек!

Минуты роковые

Не обошли они стороной и дом божий. Хотя были и моменты истинного торжества. Например, в сентябре 1897 года долгим крестным ходом, в котором приняло участие не только православное духовенство, но и тысячи паломников, в Белогорский монастырь (Пермь) доставляют 5 чудотворных икон - для укрепления духа верующих, во имя прославления Господа. По всей округе прошли торжественные благодарственные богослужения и молебны. А затем главный храм и постройки постигла судьба многих деревянных зданий: от внезапно случившегося пожара все они выгорели практически до тла. Драма произошла буквально через три года после открытия. А ещё через 4 года во время разгула стихии шквальным ветром повалило и Царский крест. Восстанавливали его всем миром, обществом. Особенно помогло купечество. Снесён был в 1918 году, с установлением на Урале советской власти.

Вторая жизнь обители

Не только крест, а и саму обитель желал восстановить народ. Как выглядел Белогорский монастырь до пожара? Фото, увы, не сохранились. Остались только записанные воспоминания современников.

И вновь стали собираться средства. В пожертвованиях приняло участие огромное количество желающих. Вклады были от обычных прихожан - небогатых мещан и крестьянства. Именитые жители Перми и Кунгура, промышленники, купцы, разного рода меценаты, деятели культуры и искусства края, соседнее духовенство и столичные церкви - никто не остался в стороне от благого дела. А денег требовалось немало, ведь планировалось возвести основательное каменное здание, которому не страшны будут пожары, бури и иные катаклизмы.

Закладка нового собора, Крестовоздвиженского, состоялась поэтому нескоро, только в 1902 году. С Божьей помощью строился он почти полтора десятилетия, архитектура отражает строгий классический Среди строителей в первую очередь были монахи: они делали кирпичи, клали кладку. Новое здание, прекрасное в своём строгом величии, вмещало 8 тысяч верующих. Среди действующих на тот момент духовных обителей местного значения крупнейшим стал Белогорский монастырь (Пермский край, фото прилагаются). На великом торжестве открытия и освящения здания было около 30 тысяч прихожан и паломников. Происходило это летом 1917-го года. Казалось, монастырь ожидают долгие годы служения светлому, доброму, божественному.

Революции, репрессии, войны

Однако история вносит свои коррективы в планы человеческие. Так и монастырю, чтобы стать действительно очагом духовности и истинной веры, пришлось немало пережить на своём веку. Во время революционных баталий и сражений гражданской войны обитель не раз подвергалась разграблению и осквернению. Были жестоко замучены, утоплены в Каме или расстреляны представители руководящего духовенства во главе с архимандритом Варлаамом, а также почти все рядовые монахи. Школу для сирот, конечно, закрыли. С 1923 года осквернённый дом божий использовали для застенков ЧК, милиции. А с 1930-го года здесь же открыли лагерь, где содержались репрессированные и спецпереселенцы. Через год здание приспособили под Дом инвалидов. Затем тут размещались различные медицинские социальные учреждения: в годы Великой Отечественной войны - восстановительный центр для раненых и инвалидов ВОВ, труда и детства, в котором люди содержались в условиях, очень далёких от цивилизованных. Ну а в 1980-м году Белогорье вновь вспыхнуло. На соборе выгорели даже купола.

Свято место

Да, народная пословица права, когда гласит, что свято место пустым не будет. И в перестроечный период, когда происходила переоценка ценностей, русской культуре были возвращены не только забытые или вычеркнутые имена деятелей литературы, музыки, живописи, незаслуженно забытые произведения искусства, но и культовые центры. Так и Белогорский монастырь, а точнее, всё, что от него осталось, вновь отошло в ведомство православной церкви. Большую роль в этом важном событии сыграло торжественное празднование дня крещения Руси. Из центрального и краевого бюджета были выделены необходимые суммы. И вновь начались как по всем зданиям обители, так и в главной достопримечательности комплекса - Крестовоздвиженском соборе. Нет худа без добра - благодаря современной технике, на территории монастыря обнаружили природный источник с целебной водой, что ещё больше прославило и сделало популярным эти места.

Распорядок дня и службы

Для желающих посетить Белогорский монастырь часы работы особой роли не играют. Для паломников он открыт круглосуточно: вас устроят на ночлег, накормят, постараются всё сделать удобно и очень ненавязчиво. Конечно, проводятся экскурсии. Если же вы хотите попасть на специальные богослужения в Белогорский монастырь, часы работы его такие: каждую субботу в храме с 14-00 до 15-00 часов проводятся молебны перед ковчегом, где лежат частицы мощей святого Пантелеимона - целителя. Службы идут во имя страждущих и болеющих, обремененных различными телесными недугами. Мощи эти были доставлены в монастырь из Святого Афона (Греция) ещё в 1907 году и сохранены преданными Богу людьми через все перипетии истории и личных судеб. Когда (фото смотрите в статье) начали восстанавливать, ковчег верующие возвратили обители. Далее, что касается специальных служб - по понедельникам с половины пятого вечера до пяти происходят водосвятные молебны, с 17.00 - всенощные бдения; по вторникам и средам - утренние божественные литургии.

Адрес и маршрут

И опять-таки информация для желающих посетить Белогорский монастырь: как проехать к нему. Точный адрес обители - край Пермский, район Кунгурский, село Калинино. Автотрасса (для добирающихся своим ходом) Екатеринбург-Пермь. Внимательно смотрите на указатели, вовремя сворачивайте на Калинино. Можно воспользоваться и автобусами.

Именно об этом месте – Белой горе – на вершине которой расположен монастырь, с особенной гордостью говорят пермяки. Именно сюда они охотно ездят сами, и с радостью показывают его гостям. Если в эти края везут гостей, то обычно посещают два места: Белогорский монастырь и Кунгурскую ледяную пещеру.

Первое, о чем хочется сказать – это огромный белоснежный Крестовоздвиженский собор монастыря – самый большой храм Пермского края, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид на окрестности.

Грандиозный, семиглавый, 7-й по величине храм в России, он стоит на вершине горы Белой (446 м) и словно парит в небе. Собор виден издалека за много километров.

Полное название монастыря – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Он находится в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура.

Сам монастырь не такой уж и древний.

История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря, и воздвиг первый небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

Через год, 29 апреля 1891 года, в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония) на Белой горе был поставлен крест. Крест был огромен, в высоту достигал 10 м 65 см. В народе этот крест прозвали Царским. Весной следующего года на Белую гору был принесен образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского, дарованный епископом Пермским и Соликамским Владимиром.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. Из Москвы были привезены колокола, и в сентябре 1893 года освящены колокола, два колодца «Святой ключ» и «Иордан» и первые ряды срубов строящейся часовни. В дар будущему монастырю были принесены святые иконы:

  • Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII век), дар архимандрита Павла от города Москвы;
  • «Живоносный источник» – дар жителей города Перми.

Первый – деревянный Свято-Николаевский храм возвели уже в феврале 1894 года. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, открыта была школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только церковному пению, грамоте, но и различным ремеслам. Школа просуществовала до 1917 года. Здесь получили воспитание 25 сирот.

Из Москвы и Петербурга сюда были доставлены пять святых икон:

  • Подобие Казанской иконы Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря;
  • образ преподобного Сергия Радонежского;
  • образ Божией Матери «Послушницы»;
  • образ святого благоверного князя Александра Невского.

Во время пожара 16 ноября 1897 года сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря, пожертвовал деньги на восстановления креста. В сентябре крест был восстановлен. 24 июня 1902 года состоялось торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского).

Его строили 15 лет. Проект разработал инженер Е.И. Артемов. Новое здание собора могло вместить одновременно 8 тысяч человек. В 1917 году строительство было полностью завершено. На освящении Белогорского храма присутствовало 30 тыс. человек.

Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле, был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

Уже в 1918 году настали для монастыря трагические события. Большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама, расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

На Белой горе с 1930 года открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже появился дом инвалидов. В годы Великой Отечественной войны на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов. Дом инвалидов находился на Белой горе до 1986 года. В 1980 году в монастыре был пожар, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Возрождение монастыря началось в 1988 году.

В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря.

Начиная с 1999-го, храм реставрировали, а практически заново отстраивали десять долгих лет. Потратили порядка 200 миллионов рублей, собирали по всему краю, но большую часть внесла администрация края. Собор восстановили собор, заново установили Царский крест. Ремонтируют и другие постройки: трапезные, монашеские корпуса, гостевые.

С каждым годом Белогорский монастырь становится всё наряднее и краше.

И всё же богатый и величественный храм не в силах превзойти совершенное произведение самой природы. Белая гора прекрасна сама по себе. И дело не только в высоте. Когда стоишь на горе – под ногами бездонное море, целый океан леса, простирающийся более чем на сто километров. В этом необъятном просторе растворяется без остатка всё суетное и мелочное, покидают сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Стоит сказать об особенной энергетике Белогорья, недаром гору называют местом силы.

Говорят, перед Первой и Второй мировыми войнами по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то ярко-багровоым, то розовым. Метеорологи это явление называют «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры.

Известны истории жителей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов горы берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. В таких объемах грунтовые воды редко поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Святой источник на склоне Белой горы, к которому ведет деревянная лестница, тоже достопримечательность этих мест. Неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке с маковкой набирают целебную воду, чуть выше можно полюбоваться великолепной панорамой с небольшой площадки.

С давних времен эти места притягивали людей. Краеведы и историки и пишут о древних языческих капищах на вершине и о потайных гротах под склонами. После раскола Белогорье облюбовали староверы, их тайные скиты находились здесь ещё в конце XIX столетия. Тут скрывались и беглые каторжане, стремящиеся найти место, где можно жить свободно и тихо. Отсюда увозят паломники заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Ещё, говорят, что гора, несмотря на видимую легкодоступность, пускает далеко не всех. Якобы, Белая гора окружена тремя поясами защиты. Нередко капризничают и ломаются машины и автобусы на пути к Белогорью, часто уже в дороге резко портится погода.

Но если вас допустили в Белогорский монастырь, впечатление будет незабываемым.

Белогорский монастырь фото

История #2:

Сегодня еженедельная рубрика «История одного храма» познакомит читателя Живого Журнала с историей Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, который также называют Уральским Афоном.


Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на Белой горе в 120 километрах от Перми.

До монастыря можно легко добраться на автомобиле. Для этого на трассе Пермь-Екатеринбург не доезжая до Кунгура необходимо свернуть по указателю на Калинино, а после повернуть по указателю на Белую гору.

Белая гора является высочайшей вершиной Тулвинской возвышенности. Согласно наиболее распространенному мнению, свое название она получила оттого, что в её окрестностях подолгу не тает снег.

История монастыря начинается 29 апреля 1891 года. Именно тогда на Белой горе в память о спасении наследника Российского престола Цесаревича Николая от покушения в Японии был воздвигнут семисаженный крест, прозванный в народе Царским. В апреле 1901 года разыгравшаяся на горе буря повалила крест. Символ Белогорского монастыря был восстановлен уже к сентябрю этого же года и простоял до 1918 года. Спустя 80 лет крест снова был установлен на краю Белой горы.

В феврале 1894 года на территории монастыря было закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Спустя 3 года, 16 ноября 1897 года, во время пожара храм сгорает до основания. Возникает необходимость строительства каменного храма, и лишь 24 июня 1902 года было торжественно освящено место закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня.

Спустя 15 лет сооружение соборного Крестовоздвиженского храма был завершено. Общая стоимость строительства оценивалась в 230 тысяч рублей. В июне 1917 года всего за несколько месяцев до революции храм был освящен, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек. О том как выглядел храм можно судить по следующей фотографии.

Крестовоздвиженский храм, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве. Храм стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии.

После революции монастырь ожидала страшная участь. 30 июля 1918 года большевики арестовали архимадрита Варлаама, а 12 августа он был зверски замучен и утоплен в реке Каме. В октябре 1918 года варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. 34 монаха были расстреляны, 102 белогорских насельника были доставлены под конвоем в Пермь для принудительных работ. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов. На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину, Соборный храм был превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

В декабре 1990 году монастырь был передан под управление Пермской епархии Русской Православной Церкви, а уже с января 1991 года в монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

На период реставрационных работ у Крестовоздвиженского храма была сооружена временная звонница.

В 2000 году перед Рождеством в ней были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.

Ежегодно Белогорский Свято-Николаевский монастырь посещают более ста тысяч верующих и просто туристов. Кто-то приезжает, чтобы посетить службу в храме, приложиться к святым мощам и набрать воды из Святого источника, а кто-то, чтобы просто лицезреть красоту природы Урала. Но каждый из них сможет подтвердить невероятную энергетику этого места.

Информация о монастыре приведена с официального

Уральский Афон, Крестовоздвиженский собор, – все это имена одного и того же собора. Самое известное его название – Белогорский монастырь, Пермский край и его жители гордятся им по праву. Здесь постоянно царит атмосфера умиротворения, чистоты, святости. Кроме того, открывается великолепный вид на истинно русские природные пейзажи. Где находится обитель и каковы ее достопримечательности.

Историческим началом жизни Белогорского монастыря в Пермском крае считается 1891 год. Именно тогда на величественной Белой горе поставили десятиметровый крест, получивший имя Царский. Место освятили двумя годами позднее. Изначально храм был деревянным.

1897 год: церковь получает святые иконы, пять штук, одна из которых – Казанской Божией Матери. Радостное событие сменяется несчастьем – пожаром, разрушившим до основания деревянное здание храма.

1902 год: началось строительство каменного Крестовоздвиженского собора. Главный инженер проекта – Е. Артемов. Стиль постройки – неовизантийский, образцом для строительства храма послужил киевский Владимирский собор.

Обратите внимание! На территории обители находился собственный кирпичный завод, так что монахи принимали непосредственное участие в строительстве, изготавливая строительные материалы.

Торжественная церемония освящения храма проходила с 7 по 9 июня 1917 года. В 1918-1919 году Белогорье испытывало притеснения со стороны большевиков: монахов монастыря в Пермском крае расстреливали, жестоко мучили. Тяжелое время закончилось благодаря генералу Вержбицкому, но уже к 1923 году обитель закрыли.

Позднее на территории Белогорской обители располагались лагеря для репрессированных и реабилитационные центры для раненых в период Великой Отечественной войны. 1980 год знаменуется еще одним страшным пожаром, не пощадившим даже купола. После него реставрация была абсолютно необходима. Ее проводят на средства из бюджета Пермского края с 1993 (разработан проект) по 2007 год.

Познавательно! Что такое отчитка от и как на нее попасть

Сейчас Афон — Белогорская обитель — продолжает свою работу, являясь яркой достопримечательностью Пермского края.

Как добраться

Желающие посетить это место могут выбрать несколько способов добраться до Белогорского монастыря. Во-первых, можно дойти туда пешком. Но этот способ, конечно, подойдет не каждому, а исключительно религиозным людям, а также любителям пеших походов.

И зимой его использовать вряд ли кто-то решится: в Пермском крае зимы суровые. На карте Пермского края Белогорский монастырь не так уж далеко от города.

Варианты, как доехать:

  1. Машина.
  2. Автобус/микроавтобус.

Первый способ паломничества в Белогорский монастырь потребует подготовки, важно знать не только адрес обители, положение Белогорского монастыря на карте, но и иметь подробную инструкцию, как доехать. Если добираться из Перми, нужно двигаться по направлению к Кунгуру, затем повернуть к селу Калинино, далее двигаться по указателям. Самый важный будет около села Ергач. Здесь важно не пропустить поворот в село Калинино, где и находится Белогорский монастырь. Дорога из Перми (центра) составит приблизительно 110-120 км.

Второй способ проще, нужно сесть на автобус, следующий до села Калинино, отправляется транспорт с автовокзала. По прибытию из Перми к селу, надо пересесть на микроавтобус, который доставит непосредственно в Белогорский монастырь. Как вариант, можно доехать на такси.

Живописное место

Если зайти на официальный сайт обители, можно увидеть множество фото Белогорского монастыря. Им гордятся в Пермском крае, о нем знают и за пределами. Белогорье особенно живописно зимой, но и летом пейзажи края, раскинувшегося у подножия горы, великолепны. Фото на официальном сайте Белогорского монастыря лишь отчасти передают ту атмосферу, которая царит здесь круглый год. Именно благодаря ей в Пермский край организуют туры, едут паломники.

Собор огромен, но не давит на зрителя, а гостеприимно его принимает. Ценители архитектуры увидят, что здание Уральского Афона не выбивается из природного окружения, а органично сочетается с ним. Купол церкви – самый большой из всех в Пермском крае. Примечательно также то, что изображение церкви было отчеканено на трехрублевых монетах.


Наиболее точная характеристика ощущений после посещения данного святого места – спокойствие, просветление. Возвращаться отсюда к шумному городу не хочется, а время здесь будто замирает. Если возникнет желание переночевать, можно обсудить эту возможность.

Праздники

Во время праздничных дней привычное спокойствие сменяется торжественными богослужениями, крестными ходами. При планировании поездки есть смысл подстроить ее именно под праздники: Рождество, Пасху, Вербное воскресение, Богоявление. В эти дни проходят богослужения, а братия будет особенно гостеприимна.

Отдельная тема – крещение в Белогорском монастыре. Происходит таинство утром, до 12 часов. Проводится оно внутри специальной купели, расположенной на склоне ближе к северу. Купели покровительствует икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Можно крестить как ребенка, так и взрослого человека. Для записи нужно предварительно позвонить по телефону, узнать адрес Белогорского монастыря и договориться о времени.

Важно! : можно ли быть крестным у нескольких детей

Для процедуры крещения необходимы составляющие, перечисленные ниже.

Внимание! На территории священного места следует выглядеть и вести себя подобающе.

Основные правила посещения:

  • Покрытая голова (головной убор, платок);
  • Длинная юбка для женщин, отсутствие вызывающих цветов в одежде и макияже;
  • Аккуратная прическа;
  • Для мужчин – недопустимо ношение шорт, открытых маек;
  • Не следует вести себя чересчур эмоционально, громко разговаривать, слушать музыку;
  • Телефон лучше выключить.

Режим работы, услуги

Паломнику, прибывшему в мужской монастырь издалека, никогда не откажут в посещении и приюте. Для туристов, желающих осмотреть собор, часы работы ограничены: с 7.30 до 17.00.

Здесь можно увидеть убранство Белогорского монастыря, послушать молебен перед ковчегом с мощами святого Пантелеймона, праздничные службы.

Специальные богослужения проводятся по понедельникам с 16.30 до 17.00, это так называемые водосвятные молебны, после них сразу следуют всенощные бдения. Во вторник и среду по утрам можно посетить божественные литургии. Можно купить свечки, иконы, сувениры.

Полезное видео

Подведем итоги

Монастырь Белой горы – место не только для верующих, это прекрасный вариант провести выходной, посетив достопримечательности Кунгура. Сюда съезжаются люди даже из других стран, так что каждый житель Перми просто обязан хоть раз здесь побывать. Заодно можно осмотреть Плакун и Ермак, находящиеся по дороге.

Вконтакте

Понравилось? Лайкни нас на Facebook