Ход логопедического занятия. Практическая работа "Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми". Вывод и определение темы

Структура логопедического занятия

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

II. Структура повседневного занятия Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков Тема: «Постановка звука …»

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

    общие артикуляционные упражнения;

    специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

    положение губ;

    положение зубов;

    положение языка (кончика, спинки, корня);

    характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

    опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

    в словах;

    в предложениях;

    в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

    повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

    анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

    заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Структура индивидуального и подгруппового занятия при дислалии

1. Массажные упражнения.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Работа над звукопроизношением:

Постановка звука;

Автоматизация в логах, словах, предложениях, связных текстах;

Дифференциация звуков.

Структура индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звука

Тема: звук "с".

Оборудование: зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

Организационный момент.

Артикуляционная зарядка:

А); общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в)положение языка (кончика, спинки, корня);

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

в) из слов;

г) из предложения;

д) из текста.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11 .Домашнее задание.

12. Итог урока:

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное). 13 Оценка работы ребенка на уроке проводится с положительной психотерапевтической направленностью.

автоматизации звука

Тема: звук "з".

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий).


7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10.Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.

11 .Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13 Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15.Оценка работы детей на занятии.

Структура индивидуального логопедического занятия на этапе дифференциации звуков

Тема: звуки "с" - "з"

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные

картинки, материал для графического письма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции. Характеристика звуков. Связь звуков и букв. Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10 Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11 .Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с фафической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12.Дифференциация звуков в тексте.

13.Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15.0ценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия по коррекции ОНР 3 уровня

Тема:

Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации;

а) развитие общей моторики;

б) развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами. Звукослоговой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.

12.Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14.Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения

п/п

Этапы занятия

Примерное содержание

Примечания

1

Организационный момент

- введение в тему занятия

Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие, игровые задания или упражнения, подводящие к основной теме занятия

1мин

- целеполагание

Сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия

1/2мин

- постановка задач

Определение этапов и направлений работы для достижения поставленной цели.

1/2 мин

2

Основная часть

Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики

Статичные и динамичные упражнения, направленные на развитие кинестетических ощущений, общей артикуляционной моторики, или формирующие определённую артикуляционную позу; способствующие формированию сильной целенаправленной воздушной струи

3-5 мин

Уточнение артикуляции звука

Рассматривание схемы артикуляционного уклада; собственной артикуляции с опорой на зрительный и кинестетический анализаторы; моделирование артикуляции

1 -2 мин

Работа над звуком

(-постановка звука;

- автоматизация звука;

-дифференциация звука)

Специально подобранные речевые упражнения и задания, способствующие автоматизации изолированного звука, сочетания звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, речи в соответствии с общими рекомендациями

3 – 5 мин

Развитие моторных навыков

Упражнения, способствующие развитию общемоторных навыков, координации речи с движением

2- 3 мин

Развитие когнитивных функций

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение изучаемых звуков

2 – 3 мин

3

Итог занятия. Рефлексия

Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач

1 – 2 мин

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

п/п

Этапы занятия

Примерное содержание

Примечания

I

Организационный момент

Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие.

1мин

II

Основная часть

Последовательность, содержание и место структурных компонентов подбираются на усмотрение логопеда и соответствуют цели и задачам конкретного логопедического занятия

2.1 Введение в тему занятия.

Формирование и развитие фонематических представлений

Актуализация и повторение имеющихся знаний, усвоенных на предыдущих занятиях. При знакомстве с новой темой желательно, чтобы логопед с использованием дедуктивного метода по возможности «подвёл» детей к существованию и целесообразности нового языкового явления. Загадки, игры, упражнения по развитию речевых или когнитивных функций, подводящие к основной теме занятия. Выделение изучаемых на занятии звуков из слов, стихотворений, загадок и др. Объяснение темы занятия должно осуществляться только одним путём и в виде одного задания. Все остальные задания должны быть направлены на закрепление.

1/2мин

2.2 Целеполагание, постановка задач

Постановка основной цели занятия: сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия. Цель занятия предполагает отработку конкретного умения на данном конкретном занятии. При формулировании цели должны обозначаться только направления коррекционной работы. Недопустимо включение в цель видов работ, которые могут быть использованы для её реализации.

Постановка конкретных задач для данного занятия.

1/2 мин

2.3 Работа со звуком (ами)

- Уточнение артикуляции, характеристика звуков

Уточнение правильных артикуляционных укладов губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Сравнительный анализ чётких дифференциальных признаков изучаемых звуков. Необходимо актуализировать только те характеристик, которые являются отличительными для данной оппозиции. Все остальные приводить не следует, как несущественные в данном случае, отвлекающие внимание учащихся. (Например, для звуков [ш] - [ж] основным является различие - звонкий - глухой) Основная опора делается на слуховую дифференциацию оппозиционных звуков (если это не коррекция оптической дисграфии)

-Дифференциация изолированных звуков. Соотнесение звука с буквой.

На первых занятиях по каждой паре гласных и согласных звуков дифференциация их звучания должна отрабатываться на большом количестве однотипного в фонетическом плане материала

При дифференциации артикуляторно- и акустически сходных звуков объём лексического материала подбирается таким образом, чтобы не превышать порог утомляемости детей, сохранять возможность концентрации внимания только на содержании задания. Знакомство с буквой, обозначающей звук. (Закрепление зрительного образа буквы требуется только на занятиях по коррекции оптической дисграфии. При этом необходимо по возможности сопоставлять эти образы со знакомыми детям объектами).

-Дифференциация в слогах

Выделение звуков на фоне слога. Дети учатся выделять звуки из слогов на слух и в произношении, различать слоги с заданными звуком и без них. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

Обозначение слогов цветовыми символами. Графическое обозначение слогов и звуков в этих слогах.Широко используется прием повторений серий слогов с различающимися звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Развитие и закрепление навыков слогового анализа и синтеза.

В процессе работы по дифференциации оптически сходных букв нет необходимости проводить слуховую дифференциацию соответствующих звуков, т.к. практически все буквы, смешиваемые на основании их оптического сходства, обозначают звуки, верно дифференцируемые в устной речи.

- Дифференциация в словах

Работа со словом. Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей. Сложные виды языкового анализа и синтеза.

Уточнение лексического значения слов.

Решение ребусов, загадок, шарад.

Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

При дифференциации оппозиционных звуков на первых двух-трёх занятиях нельзя использовать слова с двумя пропущенными буквами. (Например: дифференциация А – Я: пол.нк., порос.т. и др.) Такие слова целесообразнее предлагать на уровне предложений и текстов.

Для дифференциации звуков, находящихся в конце слова, нельзя брать слова, в которых этот звук фонетически оглушается.

- Дифференциация в словосочетаниях, предложениях

Развитие умения находить слово с заданным звуком в составе предложения.

Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений. Анализ слов с изучаемым звуком, входящих в предложения.

На этом этапе обязательно следует добиваться полных ответов от детей

- Дифференциация в связной речи

Повторение чистоговорок со звуками. Сочинение чистоговорок со звуками. Заучивание наизусть загадок и стихотворений. Развитие связной речи. Развитие внимания и воображения. Пересказ коротких текстов. Сочинение сказок и придумывание рассказов. Чтение текстов с дифференцируемыми звуками.

2.4 Развитие моторных навыков. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Допускается проведение не более одной физкультминутки. Содержание её должно жёстко соответствовать изучаемой теме занятия, и следующий вид работы нужно снова предварять соответствующей актуализацией. Упражнения для развития общей и мелкой моторики также должны быть связаны с темой занятия и органично вписываться в его структуру и содержание. Возможно выкладывание букв из различных подручных материалов, запись букв, слогов, слов на крупе. Обведение фигур по точкам, штриховка и т.д. Проговаривание чистоговорок с дифференцируемыми звуками с одновременным проведением самомассажа, с использованием орехов, массажных щёток и др.

2.5 Развитие когнитивных функций

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение дифференцируемых звуков

III .

Итог занятия. Рефлексия

Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я выполнял задания…

я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел…

я научился… у меня получилось …

я смог… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание регистрируется на кимографе или электроэнцефалографе.

Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Цель психотерапии - сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.



Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации, т.к. благодаря ей оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.

При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно.

Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б) от переносицы к околоушной впадине;

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г) вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу винтообразные движения.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м .

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения

I. Движения языка:

1) высовывание языка;

2) повороты языка вправо-влево;

3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы;

4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу;

5) щелкание языком;

6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т и к .

II. Движения губ:

1) вытягивание губ вперед трубочкой;

2) складывание губ кружочком;

3) растягивание губ в стороны (улыбка);

4) укрепление губ при произнесении звука п - п - п - п (беззвучно).

III. Движение челюстей:

1) открывание и закрывание рта;

2) опускание нижней челюсти;

3) имитация жевания (в процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ).

IV. Движения мягкого нёба:

1) покашливание;

2) зевота;

3) глотание капель воды;

4) произнесение гласного звука а на твердой атаке перед зеркалом, под счет (внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску).

V. Расслабление мышц шеи:

1) опускание головы вниз;

3) повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и - э - о - у - а - ы .

1) поглаживающий и вибрационный массаж гортани: ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща;

2) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем, гортани.

VII. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

а - о - у - ы - э Произнесение гласного ряда

о -у а - э - о а- э - о - у

а - о - у - э

о - у - а - и

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразущий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

па - по - пу - пы - пэ

пап - поп - пуп - пып - пэп

пат - пот - пут - пыт - пэт

та - то - ту - ты - тэ

тат - тот - тут - тыт - тэт

тап - топ - туп - тып - тэп

ка - ко - ку - кы - кэ

кат - кот - кут - кыт - кэт

кап - коп - куп - кып - кэп

фа - фо - фу - фы - фэ

паф - поф - пуф - пыф - пэф

са - со - су - сы - сэ

пас - пос - пус - пыс - пэс

ша - шо - шу - ши - ше

Слова со звуком т:

Слова со звуком к:

3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шепоте и громко.

Отработка звуков п - б

Пан или пропал.

Купи кипу пик.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

1. Будем бить!

В барабан!

В барабан!

В барабан!

(В. Маяковский)

2. Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

(И. Селъвинский)

Отработка звука м

Звону много, да толку мало.

Мал мала меньше.

Не боится мельник шуму, им кормится.

Мама мылом Милу мыла.

Мимозы Мила маме купила.

Где мед, там и мухи.

1. Мед в лесу медведь нашел -

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак)

2. ... С дымом мешается

Облако пыли,

Мчатся пожарные

Автомобили,

Щелкают звонко,

Тревожно свистят,

Медные каски

Рядами блестят.

(С. Маршак)

Отработка звука н

У нас весна трудом красна.

Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

Она за нас, а мы - за ананас.

Няня Петю без конца

Мягкой губкой мыла,

Чтобы смыть с его лица

Синие чернила.

Смыла губкой полосу

На щеке и на носу.

Только кончила купать -

Весь в чернилах он опять!

(С. Маршак)

Отработка звуков ф -в

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Век живи, век учись.

Всему свое время.

Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Водовоз вез воду из водопровода.

Возьмем винтовки новые,

на штык флажки!

И с песнею

в стрелковые

пойдем кружки.

(В. Маяковский)

Отработка звуков т - д

Дело мастера боится.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Лодырь да бездельник - им праздник и впонедельник.

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Я иду, иду, иду

И дую в дудочку-дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Отработка звуков к - г - х

Не всякое лыко в строку.

Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки.

Купи кипу пик.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

1. Нам акула Каракула

Нипочем, нипочем,

Мы акулу Каракулу

Кирпичом, кирпичом,

Мы акулу Каракулу

Кулаком, кулаком,

Мы акулу Каракулу

Каблуком, каблуком!

(К. Чуковский)

2. Вот гуси с выводком гусят

Галдят, шипят, как змеи,

Грузовику они грозят,

Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовику

Гусей горластых стая.

Гудком грозит он гусаку,

Дорогу расчищая.

(С. Маршак)

3. Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

(С. Маршак)

Отработка звуков с - з - ц

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Невелика птица синица, да умница.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;

Санки - скок,

Соньку с ног,

Саньку в бок,

Сеньку в лоб,

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине привезли.

Она была разиней,

Резиновая Зина, -

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

(А. Барто)

Отработка звуков ш - ж, ч, щ

Шила в мешке не утаишь.

Пиши, да не спеши.

Тише, мыши, - кот на крыше.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Под лежачий камень вода не течет.

1. Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

(С. Маршак)

2. Мышонку шепчет мышь:

Ты все не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише.

(С. Маршак)

3. - Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

Не стриги меня пока,

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок -

Другой мешок -

А третий - детям маленьким

На теплые фуфайки.

(С. Маршак)

4. Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длиннее ноги,

Тем она короче

От горючих слез.

(С. Маршак)

Отработка звука л

У елки иголки колки.

Около кола колокола.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала,

болтала, болтала, да не выболтала.

Светла небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(Ф. Тютчев)

Отработка звука р

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

На безрыбье и рак - рыба.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко).

а - о - у - ы - э

а - о - у - ы - э

а - о - у - ы - э

а - о - у - ы - э

а - о - у - ы - э

па - по - пу - пы - пэ

та - то - ту - ты - тэ

ка - ко - ку - кы - кэ

фа - фо - фу - фы - фэ

са - со - су - сы - сэ

ба - бо - бу - бы - бэ

да - до - ду - ды - дэ

га - го - гу - гы - гэ

за - зо - зу - зы - зэ

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

Шила в мешке не утаишь.

Шила в мешке не утаишь.

Шила в мешке не утаишь.

На безрыбье и рак - рыба.

На безрыбье и рак - рыба.

На безрыбье и рак - рыба.

Смена темпа речи

1. Гласные звуки и слоги с убыстрением темпа:

а - - - о - - - у - - - ы - - - э Медленно

а - о - у - ы - э Средне

аоуыэ Быстро

па - - - по - - - пу - - - пы - - - пэ Медленно

па - по - пу - пы - пэ Средне

папопупыпэ Быстро

ау - - - ау - - - ау - - - ау Медленно

ау - ау - ау - ау Средне

ауауауау Быстро

2. Скороговорки с убыстрением темпа.

3. Стихотворения с убыстрением темпа.

Пошли, пошли, поехали

За спелыми орехами,

Быстрее
За орехами - грибами,

Что родятся под дубами.

Быстро

Что растут под кленами,

Под липами зелеными.

Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.

Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика - статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1) занятия проводятся до еды, в проветренном помещении;

2) необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;

3) нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

4) ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

5) движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука); продолжительность выдоха регистрируется при помощи секундомера.

а) гласные (шепотом и громко):

у _______ ау ______ уо ______ уа ________

о _______ оу ______ ао ______ оа ________

э _______ иу ______ ио ______ иа ________

и _______ эу ______ эо ______ эа ________

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):

ф ________ уф ______ ус ______ уш ________

с ________ оф ______ ос ______ ош ________

ц ________ эф ______ эс ______ эш ________

х ________ иф ______ ис ______ иш________

аф ________ ас ______ аш ______

фу ________ су ______ шу ______

фо ________ со ______ шо ______

фэ ________ сэ ______ ше ______

фи ________ си ______ ши ______

фа ________ са ______ ша ______

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:

в ________ ув ______ уз ______ уж _______

з ________ ов ______ оэ ______ ож _______

ж ________ эв ______ эз ______ эж _______

ив _______ из_______ иж ______

ав _______ аз _______ аж ______

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

пу _______ ту ______ ку ______

по _______ то ______ ко ______

пэ _______ тэ ______ кэ ______

пи _______ ти ______ ки ______

па _______ та ______ ка ______

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах:

бу _______ ду ______ гу _______

бо _______ до ______ го _______

бэ _______ дэ ______ гэ _______

би _______ ди ______ ги _______

ба _______ да _______ га ______

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Например:

1) вдох (5 с) - задержка (3 с) - выдох (5 с);

2) вдох (6 с) - задержка (5 с) - выдох (8 с);

3) вдох (8 с) - задержка (6 с) - выдох (10 с);

4) «Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха цветов);

5) «Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

6) «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;

7) «Погашу свечу» - тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: фу! фу! фу! фу! (Свеча погасла);

8) «Насос» - тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука ссссс .

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции больного, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность лечебной физкультуры в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания.

Целями проводимой физкультуры является воспитание у больного навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, оздоровление всего организма, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для этого необходимо: 1) приучить ребенка к дыханию через естественные пути (рот и нос), подготовив его таким образом к деканюляции и последующему закрытию стомы; 2) развить механизм речевого дыхания, обращая особое внимание на тренировку выдоха; 3) физически укрепить организм ребенка; 4) повысить двигательную и физическую активность организма и работоспособность больного. Важно не переутомлять больных детей, перемежать гимнастические упражнения с играми.

При составлении комплекса дыхательных упражнений для детей, страдающих папилломатозом и Рубцовым стенозом гортани, необходимо учитывать состояние их голосовой и дыхательной функции, так как проведение дыхательно-голосовых упражнений осложнено отсутствием голоса и дыхания через естественные пути; кроме того, астенизация организма ребенка требует строгой дозировки упражнений, определенного темпа и ритма движений.

Начальной формой лечебной физкультуры является гигиеническая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10-14 дней вводятся специальные гимнастические дыхательные упражнения, которые чередуются с упражнениями общеукрепляющими.

Курс логопедической лечебной физкультуры включает упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений - тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.


Примерный курс упражнений лечебной физкультуры

I. Вводный раздел

Задача вводного раздела - постепенное вовлечение ребенка в занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.

Применяются упражнения, включающие построение, равномерную ходьбу, вдох и выдох попеременно через рот и нос.

II. Основной раздел

Задача основного раздела - постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

Применяются упражнения:

1. Исходное положение - лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе - опускаются. Верхний плечевой пояс почти неподвижен.

2. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох.

3. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, руки опустить - выдох.

4. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону - вдох, исходное положение - выдох.

5. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш , сочетания звуков пф, пш .

6. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Наклоны головы попеременно к левому и правому плечу.

7. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Наклоны головы назад и вперед вместе с шеей.

8. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух .

9. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести - вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «Дровосек»).

10. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх - вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф , гласных у, о, и, э, а, а , а также слогов ух, уф .

11. Исходное положение - стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука жжж .

12. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши - вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух .

13. Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.

14. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу с хлопком под коленом.

15. Исходное положение - стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.

16. Упражнения с мячом:

а) мяч подбросить вверх с произнесением слов ух, уф ;

б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести звуки з, ж, в ;

в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол

с произнесением на выдохе слога уф ;

г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и

передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в

колонну, одного ребенка поставить напротив колонны и дать ему мяч

(он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением

любого звука, тот возвращает мяч водящему и бежит в конец колонны.

Кто уронит мяч, становится водящим.

Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5-7 с, постепенно выдох удлиняется до 15-20 с. В дальнейшем упражнения усложняются - на одном выдохе произносятся стечения двух, трех согласных звуков (вз, еж, жз, взж и т.д.), затем слоги (во, ву, зу , и т.д.).

III. Заключительный раздел

Задача заключительного раздела - добиться снижения общефизиологической нагрузки, снять утомление.

Упражнения:

1) дыхательные упражнения,

2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

3) ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5-6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура проводится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтических мероприятий.

В результате проведения логопедической лечебной физкультуры организм ребенка физически укрепляется, повышается его работоспособность, улучшается функция диафрагмы, брюшного пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Кроме того, трахеотомированные больные подготавливаются к деканюляции путем развития дыхания через естественные пути и постановки нижнереберно-диафрагмального дыхания.

Приводим кимограммы дыхания детей при речи до и после проведения логопедических занятий по восстановлению голоса.



В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:

1) счет на выдохе шепотом и громко;

2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добором воздуха;

3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;

4) чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе.


Подобные упражнения предполагают сочетание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонкого, модулированного голоса.

Таким образом, проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является подготовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа логопедических занятий артикуляционный и дыхательный аппараты ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook