Что нас ждет на Страшном суде? А. И. Осипов о великих истинах веры Осипов страшный суд

Профессор богословия Алексей Осипов делится пониманием того, что ждет человека на Страшном суде и почему вдруг любящий Бог превращается в страшного Судию.

Что означает – Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, – теперь только по справедливости. Ничего подобного!

Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде» – нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически понять отвержение Бога можно.

В качестве примера приведу один случай

Однажды в старые добрые времена один сельский учитель спас от смерти петербургского аристократа, который зимой сбился с пути, его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете, насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто был на больших приемах, представляет, в каком положении оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей, тарелочек и прочих принадлежностей торжественного стола, которых он никогда в глаза не видел. Не бывая ни разу в жизни на таких приемах, бедняга не знал, что и делать: то возьмет что-то не той рукой, то не знает, как за кушанье приняться – сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он выпил воду из овального блюдечка, стоявшего перед его тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он нередко вскакивал по ночам в холодном поту – ему вновь снился этот великосветский прием в его честь.

Вы, наверное, понимаете, к чему я это говорю. Что такое Царство Божие? Это духовное единение с Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен свойствами прямо противоположными – ненавистью, злобой, лицемерием и пр. Чем было бы для него Царство Божие, если бы он вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя аристократический прием. Для него царство Бога было бы адом в адской степени. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, в атмосфере царства Бога.

Теперь становится понятным, что может произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью, подобно тому, как древнегреческая богиня Фемида с завязанными глазами отправляет людей – одного направо, другого налево – в зависимости от их дел. Нет! Бог есть любовь. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: «…мучимые в геенне поражаются бичом любви… терпят мучение вящее всякого… возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой» .

Возможно, будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией. Так же как и для сельского учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.

В данной статье, которая затрагивает такие весьма важные и глубокие положения веры как учение о Страшном суде и о загробной участи человека, прежде всего допущена серьезная ошибка в методике изложения этих истин для читателей духовно-просветительского журнала.

«Что означает Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суд, извините – теперь только по справедливости» . (с. 6)

В данном случае использован чисто риторический прием при помощи которого автор пытается привлечь интерес читателя к статье. Во-первых, такой метод применяется протестантскими проповедниками. Во-вторых, данный прием содержит в себе тонкую усмешку и наигранность, что неизбежно у читателя вызовет легкомысленное отношение к рассматриваемой теме.

Свт. Иоанн Златоуст: «Сколько от шуток происходит клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Ныне время войны и битвы, бения и бодрствования, вооружения и приготовления к борьбе. В настоящее время вовсе не может быть смеху, ибо это – время мира… Посмотрим, откуда этот порок происходит. Или лучше посмотрим, каков должен быть святой? Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой. Это позволительно только играющим на сцене.

Шутником называется человек не постоянный, на все готовый, нетвердый, нетвердый, изменчивый, делающийся всем. Но это не свойственно тем, которые служат Христу».

2. «Ничего подобного!»- пишет далее автор,- неразумно представлять Бога на этом суде как какого-нибудь деспота. Страшный Последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде», - нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна ли она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда». (с. 6)

«На Страшном Суде окончательная судьба человека решается им самим, его волей, он вновь обретает возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления…Отсюда и особенность Страшного Суда: человек сам в последний раз и окончательно определяется, быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу». (с.8)

В статье делается попытка противопоставить божественную любовь божественной правде, правосудию и исключить его из божественных свойств.

Тем не менее, Церковь Христова, опираясь на свидетельства Священного Писания и Святых Отцов Церкви всегда учила о том, что правосудие является неотъемлемым свойством Божиим, которое не противоречит Его любви и благости, но сопутствует ей и ей растворяется.

Свт. Василий Великий: «Милостив Господь и праведен. Писание с милосердием Божиим всегда соединяет правду, научая нас, что и милость Божия – не без суда, и суд не без милости. Бог и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным, и судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное».

Свт. Григорий Богослов: «Ибо праведный и человеколюбивый Судия наших дел всегда ценит заслуги наши, соображаясь с родом жизни каждого».

Макарий (Булгаков), митрополит Московский: «Под именем правосудия или правды здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, каждому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает».

Прп. Иустин Попович: «Последний всеобщий суд будет судом абсолютной правды и абсолютной милости Божией, так как Господь будет судить всех и каждого по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилости».
В статье утверждается, что на Страшном Суде человек сам определяет свою вечную участь.

Данное утверждение не имеет никакого основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Во-первых, потому, что после своей смерти человек сам не может изменить своего положения, поскольку он лишен свободы выбора и возможности покаяния.

Свт. Кирилл Иерусалимкий: «…время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнию».

Свт. Василий Великий: «настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд и воздаяния».

Во-вторых, и на Частном Суде и на Страшном Суде Бог Сам лично выступает в качестве Судии и Мздовоздаятеля, Он определяет участь человека, а человек является подсудимым.

Приити имать Сын человеческий во славе отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его. (Мф. 16, 27)

Свт Иоанн Златоуст: «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих».

Ни у кого из Святых отцов Церкви мы не встречаем мысли о том, что во время Страшного Суда человек вновь обретает возможность покаяния.
В статье также утверждается, то «Страшный Суд – это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен» (с. 8)

Церковь же лишь учит о том, что после Страшного Суда усугубится и достигнет полноты блаженство праведных и страдания грешников.

Послание Восточных Патриархов: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, оне тотчас переходят или к радости, или к скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединиться с телом…».

Митрополит Макарий: «Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное: т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для душа вместе и для тела».

Единственное, что может до Страшного Суда изменить временную загробную участь человека, облегчить его состояние – это молитва Церкви, и в особенности принесение Бескровной Жертвы.

Послания Восточных Патриархов: «Облегчение же получают они, по бесконечной благости, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы…».

В статье утверждает, что Последний Суд получил наименование Страшного потому, что «человек сам в последний раз и окончательно определяется, быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень».

Однако, как мы уже заметили выше, никакого самоопредления, как учит Церковь Христова, человека на Суде не происходит.

Последний Суд именуется Страшным потому, что:

На нем будет всецело явлена правда Божия

Свт. Григорий Богослов: «…суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен».

Прп. Иустин Попович: «Страх и ужас Страшного суда для грешников будет состоять прежде всего в том, что в это мгновение все они ясно осознают и со всей очевидностью увидят, что Иисус Христос действительно воплотился ради спасения всех, пострадал за всех…, Он есть единый Спаситель людей…Тогда каждый, кто при жизни на земле не поверил во Христа как Бога и Спасителя, неодолимо почувствует всем своим существом, что этим самым он еще на земле осудил себя на вечные муки (Ин.3, 18; 5, 24)».

3. В статье утверждается, что муки грешников не являются вечными.

«Григорий Чудотворец и Григорий Нисский, родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает бесконечности». (с. 10)

Ошибочность высказанных мнений и их несогласие с учением Церкви состоит:

А) в том, что слово «век», используемое в Священном Писании многозначно. Оно означает и столетие, и многие века, описывающие земную историю, и век вечный, то есть вечность.

Б) в отношении жизни будущей слово век означает нескончаемую вечность.

Прп. Иоанн Дамаскин: «А вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века».

В) мнение о конечности мучений и всеобщем апокатастасисе высказывались только свт. Григорием Нисским и были им заимствованы у Оригена. Тем не менее, это мнение не принято Церковью и отвергнуто.

Деяния V Вселенского Собора: «И так, если и божественное Писание и Святые Отцы ясно научают нас, что не будет конца мукам нечестивцев и обожаемых их демонов, то о каком восстановлении мечтают единомышленники Оригена, когда мучения бесконечны? Ибо святая Церковь Христова как праведным возвещает вечную нескончаемую жизнь, так и нечестивцам возвещает нескончаемое мучение».

Церковь Христова учит о вечности мучений грешников и вечности блаженства праведных.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или лучше – тогда будет один невечерний день; так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь».

Относительно приводимых в статье высказываний прп. Исаака Сирина заметим, что его взгляды необходимо рассматривать через призму учения всей Церкви Христовой, а не пытаться его личные мнения противопоставлять учению Церкви. Какраз этого в статье и не сделано.

4. Высказывания о предоставлении Богом человеку «возможности быть там, где он может» после последующей кончины.

Однако это мнение автора также противоречит учению Церкви о Боге как Судие, а человеке как подсудимом. Ненарушимость свободы человека Богом заключается не в предоставление человеку выбора во время Всеобщего Суда, а в том, что Бог являет свой праведный суд над душой, вынося его сообразно прожитой жизни, не меняя ее духовно-нравстенное состояние.

5. В статье также приписывается мнение святителю Григорию Богослову «о возможности посмертного спасения через ад или, как он сам выражался, посредством крещения в огне». (с. 11)
Во-первых, святитель Григорий Богослов в завершающей части своего 39 Слова не говорит утвердительно, а лишь делает некое предположение. Он говорит: «Может быть они будут там крещены огнем...»
Во-вторых, свт. Григорий не говорит о спасительности этого вида крещения, а лишь об «очищении им от греха», что не равносильно спасению.
В-третьих, в этом же слове свт. Григорий приводит пять видов крещения: Моисеево в водах Чермного моря, Иоанна Крестителя, Христово крещение, крещение мученичеством и кровью, крещение слезами.

И только два из них совершенны, то есть спасительны – это крещение, данное Господом и крещение мученичеством. . Первое, Моисеево, является крещением очищения, второе, Иоанново – покаяния, а четвертое, слезами – помилования от Бога.
В-четвертых, если даже допустить, что свт. Григорий Богослов в данном месте своего слова высказывает мысль о спасительности адских страданий, то оно аналогично либо учению об апокатастасисе, либо о чистилище. И то и другое Православной Церковью отвергнуто.
В-пятых, ств. Марк Эфесский, приводя данный текст свт. Григория Богослова, подчеркивает, что в нем Святитель Константинопольский ведет речь о вечных муках в огне геенны, в который будут ввергнуты грешники в день Страшного Суда.

Свт. Марк Эфесский: «Вот, и Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, именно что огонь (о котором говорит Апостол) будет не временным и преходящим, но более мучительным и длительным…»

Прп. Иоанн Дамаскин: «Диавол и демоны его, и человек его, т.е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во огонь вечный, не вещественный, какой у нас, но такой, какой знает один Бог».

Свт. Марк Эфесский: «А что касается того, что души освобождаются благодаря некоему, имеющему характер помощи, очищающему страданию и временному огню, обладающей такой очистительной силой, - этого мы не находим ни в Писаниях, ни в молитвах и песнопениях, бываемых об усопших, ни в словах Учителей».

6. Отсюда видна несостоятельность другой фразы автора со ссылкой на

1 Кор. 3, 13-15: «Страшный путь – войти в Царство, пройдя геенский опыт «блага» вне Бога…Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным: для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но как из огня».(с. 11)

Свт. Марк Эфесский опровергая ложность учения латинян о спасении грешников из огня подчеркивал:
В данном стихе апостол Павел ведет речь о последнем дне Страшного Суда,
Огонь – это огнь не очищения, а испытания человеческой жизни,
Этот огонь обнаруживает различное действие: праведников он просвещает (неопаляющая часть – свет наслаждения), а грешников мучает (мрачная часть огня, мучающая),
Под спасением грешников необходимо понимать такое действие попаляющей части огня, которая сжигает и уничтожает зло и злые дела грешников, но при этом сохраняет и не уничтожает самих грешников.

Свт. Марк Эфесский: «Ибо выражение, что «грешник спасется якоже огнем», означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со воими злыми делами и душевным злым устроением».

Из вышеприведенного анализа тезисов статьи проф. А. И. Осипова необходимо заключить, что в статье
Делаются серьезные искажения учения Церкви Христовой о Страшном Суде, о состоянии душ усопших после смерти,
Приводимые цитации Святых Отцов вырываются из общего Предания Церкви и фактически противопоставляются ему,
Приписываются некоторым Святым Отцам мнения, которые ими не высказывались.

Поэтому необходимо признать, что данная статья не выражает учения Православной Церкви, она его искажает, опасным образом внося в умы читателей мнения и воззрения, осужденные Церковью.

От «Православного Апологета»: Несмотря на то, что статья проф. А. И. Осипова появилась уже более чем год назад на страницах известного православного журнала «Православная беседа», тем не менее, мы сочли нужным поместить ее на нашем сайте. И главной причиной для этого послужило активное распространение идей этой статьи в церковной среде и правосланом академическом студенчестве. Надеемся, что данная статья даст возможность для объективной оценки высказываемых проф. А. И. Осиповым идей, которые невозможно назвать иначе как неправославными и еретическими.

Иеромонах Сергий Троицкий, кандидат богословских наук

Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Собрание поучений. Репринт. СТСЛ, 1993, т.2, с. 176. Поучение 69. О шутках.

Свт. Василий Великий. Беседы на псалмы. М. 2000, беседа на 114 псалом, с. 277-278.

Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт. СТСЛ. 1994, Слово 40, на святое крещение, с. 555

Макарий, митрополит Московский. Православно-догматическое богословие. СПб. 1868, т. 1, с. 140

Прп. Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М. 2005, с. 127

Поучение огласительное 28, п.14

Свт. Василий Великий. Творения. М. 1846, ч. 3. нравственные правила, прав.1, гл. 2, с. 359. «по отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел; потому что Бог, по долготерпению своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу». Там же, гл. 5, с. 361

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 14, п. 4.

Прп. Иустин Попович.

Послание Восточных Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере, Член.18.// Догматические послания православных иерархов 17-19 вв. о Православной вере. СТСЛ. 1995, с. 182

Указ. сочин., т.2, с. 404. Православное исповедание, ч. 1, отв. На вопр. 60, 68

Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов…. М. 1996. гл.58. О силе и тайне Спасительной Жертвы, с. 307 «Ибо одна эта Жертва спасает душу от вечной погибели».

Там же, с. 183, Православное Исповедание, ворп. 121, вопр. 68, с. 51

Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт. СТСЛ. 1994. Слово 15, с. 236

Прп. Иустин Попович. Указ. сочин.,с. 128

Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб. 1913. т.1. Тонное изложение Православной веры, ч. 2, гл.1., с. 188

Деяния Вселенских Соборов. СПб. 1996, т. 3. IV и V Вселенские Соборы. Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине арх-пу Константинопольскому против нечестивого Оригена и непотребных его мнений, с. 531 Им же приведены свидетельства о вечности мучений свт. Григория Богослова (Слово 15) и свт. Василия Великого

Там же, с. 188.г

Православная беседа № 2, с. 10.

V Вселенский собор осудил учение об апокатастасисе, а учение о чистилище опровергалось иерахами на Ферраро-Флорентиском соборе.

Свт. Марк Эфесский. Первое слово об очистительном огне.// Архимандрит Амвросий Погодин. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М. Сирин. 1994, с. 66

Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин., с. 345

Свт. Марк Эфесский. Первое слово об очистительном огне.// Архимандрит Амвросий Погодин. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М. Сирин. 1994, с. 59

Там же, с. 64

Там же с, 65

Как известно 31 марта 2013 года известному лжеучителю профессору МДА А.И. Осипову исполнилось 75 лет. С этой знаменательной датой юбиляра поспешили поздравить множество его поклонников и последователей. Один из них своим прихожанам проповедь сего модерниста, предварив ее теплым и проникновенным предисловием:

Сегодня, братья и сестры, я прочту вам не свою проповедь, а проповедь человека, юбилей сегодня которого мы отмечаем. Слава Богу, он жив и здоров. Это Алексей Ильич Осипов. Он не епископ, не священник, а простой мирянин, но это настоящий богослов сегодняшнего времени. Человек-подвижник, глубоко переживший христианскую жизнь, впитавший в себя опыт святых отцов и богословов, проживший этот опыт, и сумевший на языке, понятном нам с вами, сказать о тех великих истинах веры, которые так необходимы нам для нашего спасения.

Спрашивается: о каких же «великих истинах веры», которые к тому же «так необходимы нам для нашего спасения» сумел сказать нам наш юбиляр?

О том что это католические богословы говорят что Адам, согрешив, оскорбил Божественное правосудие, и тем самым грех распространился на всех потомков. Христос же Своей жертвой удовлетворил Божественному правосудию. И, к сожалению, это учение проникло к нам ? О том, что с конца XVII века в нашу Церковь вошел целый ряд заблуждений обрядового и богословского характера и что даже неизвестно спасутся ли честные католики или мусульмане… спасёмся ли мы с вами — православные!.. ?

Что последний царь уничтожил самодержавие, освященное Церковью, традицией, историей и собственноручно утвердил западные, демократические принципы правления в России , а чудеса, совершенные по молитвам Святых Царственных Страстотерпцев сами по себе совсем еще не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются, и что подобные явления могут происходить и в силу веры - „по вере вашей да будет вам“ (Мф.9:29), и по действию иного духа (Веельзевула, надо полагать.- В.О.), чтобы прельстить, если возможно, и избранных“ (Мф.24:24) ? Что христиане вовсе не являются какими-то антропофагами, теми язычниками, которые приносили человеческие жертвы и потом их поедали… Потому и освященные дары во время литургии, даже после освящения называют хлебом… потому священник не является истязателем, когда раздробил агнец, он не Тело Христа режет, он хлеб режет… ? Или о том, что первородный грех — всего лишь повреждение природы человека, а не скверна, сделавшая невозможной богообщение для потомков Адама, и что Бог Слово добровольно принял эту нашу поврежденную природу, то есть с первородным грехом, и что крестить младенцев излишне, так как они ничего не понимают, и что креститься можно и в аду?

О. Тихон (Шевкунов) заявляет, что Алексей Ильич Осипов сумел на понятном нам с вами языке (то есть на языке незамысловатых полушутливых историй, который и сам о. Тихон, активно использовал в своей книге) сказать о тех великих истинах веры, которые так «необходимы нам для нашего спасения». Вот в этой-то замечательной по свое риторичности фразе нам и видится коренное и однозначное противоречие или непонимание учения столь уважаемого им профессора. Так, открыв основную эсхатологическую статью проф. Осипова с дерзновенным названием «Что нас ждет на Страшном Суде», любой желающий (вне зависимости от его уровня богословских познаний) может без труда убедиться, что согласно профессору Осипову, никакие «великие истины», как и никакие добрые дела и молитвы, как и никакие подвиги и борения со страстями, для нашего спасения абсолютно не нужны.

Не подумайте , — предостерегает нас заботливый профессор, — что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, — теперь только по справедливости. Ничего подобного! Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота .

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри — самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Исаак Сирин, св. Николай Кавасила и др.

Из учения Святых Отцов вытекает, что по всеобщем воскресении человек вновь приобретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления — в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного Суда — человек сам в последний раз и окончательно определяется: быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.

То есть, для того что бы спастись, нужно просто взять и захотеть этого. Причем, что особенно важно, нам даже не нужно находясь здесь на земле возогревать в себе желание спасения:

На Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальность Креста и слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей.

Страшный Суд — это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен. Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он завершился с великой пользой для всех людей, — обнадеживающе заканчивает свою колыбельную проповедь профессор.

«Творческая личность», дополняющая и замещающая своим больным воображением Православное вероучение, желая свести на нет страх Божий, а также чувство ответственности и благоговения у своих читателей, рисует такую чудовищную картину «Нестрашного суда», по сравнению с которой страшилки Говарда Лавкрафта, Стивена Кинга и Эдгара По просто смешны. По Осипову, несмотря на то что на Страшном Суде человек сам решает свою вечную участь, а Христос не может нарушить человеческую свободу, что в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей, на Страшном Суде будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию и что человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией . Давайте-ка подумаем кто-те люди, кто не сумев вынести такой «пламенной любви» все же откажутся войти в настежь распахнутые двери небес?

Не те ли это сирийские женщины, которым несмотря на их мольбы «повстанцы» с криками «Хвала Аллаху» вспарывали животы, доставали от туда их нерожденных детей и играли ими в футбол, когда они увидят, как их мучители, продолжая прославлять Аллаха, направятся прямиком в рай? Не откажутся ли от такого рая родители изувеченных и изнасилованных детей, когда увидят в нем целые полчища изуверов-насильников, которые до самой своей смерти и думать не думали о покаянии? Не откажутся ли от такого рая тысячи православных патриотов, когда увидят в нем Брейвика, Бен Ладена, толпы наркоторговцев, педофилов, людоедов, садистов, убийц, предателей и доносчиков грабителей вроде Чубайса, Адольфа Гитлера со всем Вермахтом? Да по большому счету там и находиться-то опасно: кто знает что им там в голову взбредет, ведь свободу этих чудовищ там никто ограничивать не может! И пойдут, таким образом, несчастные праведники и страдальцы в муку вечную, а грешники в рай…

При этом профессор Осипов подтверждает:

Для Православия же истиной — вероучительной и нравоучительной — является только то, чему мы находим подтверждение в учении Святых Отцов. Слышите? Не «мне так кажется» и не «этому авторитету так кажется», а «так учит Антоний Великий, Афанасий Великий, Ефрем Сирин…». Они-то отличались от римских пап и протестантских авторитетов тем, что высказывали не своё личное мнение, которое у нас всегда может оказаться ошибочным. Эти люди — святые, чистые сердцем, и мы верим, что их устами говорит Голос Божий. Критерием истины Православия является святоотеческое учение, и поэтому по тем вопросам, по которым есть это учение, мы говорим: «Вот это и есть истина».

Вот давайте и посмотрим, что говорят по этому поводу Святые Отцы, которым якобы всегда следует столь уважаемый некоторыми профессор.

Св. Тихон Задонский

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его .

Возлюбленные христиане! Трепещу и содрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами! Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его. Бедные грешники! О чем вы думаете, слыша эти слова? Сам Бог идет судить и воздать вам по делам вашим. Ужаснитесь грешить и беззаконно жить. Сам Бог идет судить вас, идет с силою и славою многою. Пощади, Господи, пощади создание Твое, ибо никто не безгрешен, только Ты один! Страшен, возлюбленные, тот день и час, в который Бог будет судить грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнее суд Божий. На суде человеческом судит человек, подобный нам, - на том суде судит Сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдывают человека, - там они не нужны, ибо Судья сам все знает совершенно.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142:2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50:6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ны, и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6:16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно.

Св. Димитрий Ростовский:

Один и Тот же есть пришедший в первый раз и хотящий придти во второй, однако же не одинаковы оба пришествия.

В первый раз Он пришел как кроткий и незлобивый агнец, во второй же - как грозный и мстительный лев. В первый раз Он пришел для того, чтобы подъять грехи всего мира и даровать всем прощение, во второй же Он придет судить грехи всего мира и каждому воздать по делам его.

В первый раз Он пришел спасти грешников, во второй же - осудить и погубить их. В первый раз Он пришел не неожиданно, но, во исполнение пророчеств, в определенный день родился от пречистой Девы; пришел же тихо, без шума и молвы, как говорит Премудрость: «Молчанию содержащу всех, и нощь своего течения пол пути имеяше, всемогущее Слово Твое (Господи), исходящи от небеси, от престол царских, прийде» (Прем. 18: 14, 15). Во второй же раз Он придет неожиданно, со страшным шумом: тогда земля поколеблется, горы сотрясутся, мертвые восстанут из гробов, все дела рук человеческих сгорят, моря необычно взволнуются, небеса изменятся, звезды спадут и все стихии смутятся.

В первое Его пришествие очи человеческие видели Его младенцем повитым, лежащим в яслях, носимым на матерних руках и питавшимся сосцами; во втором же пришествии мы увидим Его уже не младенцем, но мужем, сидящим на престоле со славою многою, разгневанным на беззаконных, потрясающих небо и землю и разоряющим всю вселенную. О, коль страшно будет второе пришествие Господне!

Св. Димитрий Ростовский:

Больше всего мы должны бояться огня геенскаго, в котором погибнуть, как в потопе, все осужденные и отогнанные от лица Божия. О сколь страшен сей огонь, котораго и сам сатана трепещет! Когда Господь наш изгнал в стране Гадаринской бесовский легион, то бесы молили Его, дабы не приказывал Он им идти в бездну, чтобы не мучиться прежде времени в геенском огне. И если бесам страшна гелиевая бездна, то тем более она должна быть ужасна для людей. Ибо если и здесь казнь огнем, когда какой-либо человек осуждается на сожжение, бывает страшна, то несравненно более страшна та казнь, которая будет в геенне огненной.

«Цветник» Священноинока Дорофея:

Сегодня, человек, наслаждаешься красотой, видом своим и почестями, и проводишь жизнь в суете и лени из часа в час, изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. О человек, кончается век твой, жизнь мимо течет и время проходит мало-помалу. А Престол Господень, наполняющий трепетом, готовится, и Судия праведный приближается. О человек, суд уже при дверях, жди страшной расплаты. Река огненная, волнуясь, ревет со страшным треском и сыплет искрами. Муки ужасные вопиют и стенают, поджидая грешников на мучения… О человек, что творишь, неразумный, губишь время свое спасительное непрестанно, всю жизнь телу своему угождаешь! Что получить хочешь от плоти? Тогда ли начнешь трудиться ради спасения своего, тогда ли начнешь совершать добрые дела и соблюдать святые заповеди Христовы и повеления Его, когда смертная кончина застигнет тебя не подготовленным?.. Что будешь делать, окаянный и неразумный, когда обнаружишь себя по левую сторону от Бога, осужденным вместе с грешниками на муку жестокую и нескончаемую?

Св. Тихон Задонский:

Придет Тот Судья Страшный, Который сердца и утробы испытывает, от гнева и ярости Которого вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму перейдет, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется. Тогда скажут горам: Падите на нас, и холмам: покройте нас от лица Сидящего на Престоле, и от гнева Агнца (Лк 23:30; Откр 6:16). Возвещается, что тогда, перед этим Страшным Судьей соберутся все народы, и отделятся друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф 25:32). Представляется, что тогда овцы, то есть праведники, по правую сторону от Страшного того Судии, а козлы, то есть, грешники по левую сторону будут поставлены. Тогда слышится находящимся по правую сторону голос вожделенный Судии Праведного: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф 25:34). Тогда как гром возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневанного Судии изречение к сущим по левую сторону от Него: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41).

Тогда всем воображается, что на небе отверзаются обители Отца Небесного, являются чертоги Царя славы украшенные, представляется великая вечеря, увеселяющая бесконечно, открывается преславный брак Агнчий, а внизу протекает река огненная, разверзает ад уста свои, отворяются темницы вечные, показываются места плача, и видится, что идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (Мф 25:46).

Идут, но не равно: одни с плачем и рыданием неутешным, другие - с несказанной радостью. Тогда показывается, что один берется, а другой оставляется (Мф 24:40). Сын берется, а отец оставляется; жена берется, а муж оставляется; дочь берется, а мать оставляется: раб берется, а господин оставляется. Сын с отцом, жена с мужем, дочь с матерью, брат с братом, друг с другом разлучаются, на веки бесконечные разлучаются, но в различные места: одного небо, а другого ад, одного обитель Отца Небесного, а другого геенна огненная, одного чертог Царя славы, а другого темница преисподняя воспримет.

Один входит в жизнь вечную, а другой вечной предается смерти. Один идет в радость Господа своего (Мф 25:21, 23), а другой в неутешный плач. Один - в пресладкое сожитие патриархов, пророков, апостолов, мучеников и всех святых, а другой с мрачными демонами и им подобными грешниками вселяется.

Прп. Ефрем Сирин:

О сем-то бедственном разлучении вспомнил я и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки. Тогда грешные будут наконец выгнаны из Судилища и поведуться на место мук немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный оный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от Самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приближатся к местам неописанных мучений и там будут рассеяны и расточены.

Св. Григорий Двоеслов:

Все праведники увидят и блаженство в Боге, которое получат, и мучения грешников, которых избежали. И чем яснее увидят они вечное наказание за грехи, Которые победили при помощи Божией, тем более будут сознавать себя вечными должниками Божественной благодати… Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осужденным нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, еще тверже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды.

Св. Тихон Задонский:

Тогда праведники, - по Христову слову, - воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф 13:43). Тогда царствие благолепия примут, и венец красоты от руки Господней, - как Премудрость объявляет (Прем 5:16). Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их, - по откровению святого Иоанна Богослова (Откр 7:16-17).

Тогда будут люди Господни жить в жилище покоя, и в храминах безопасных, в покоищах премирных, по пророчеству Исаии (Ис 32:18). Тогда Сам Бог обещает утешить их: Как мать утешает дитя свое, так Я утешу вас (Ис 66:13). И далее: Слуги Мои будут есть и пить, и от радости сердца восклицать (Ис 65:13-14). Тогда возвратятся искупленные от Господа, придут в Сион с восклицанием. Вечная радость будет на главах их, постигнет радость и веселие, отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Ис 35:10). Тогда праведник станет в дерзновении многом, и от радости возопиет: Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждой веселия одел меня, как жениху возложил венец и как невесту украсил меня красотою (Ис 63:10).

Тогда наконец начнется пресладкая праведных в небесном чертоге музыка, и во веки веков восхвалят Божию благость. О радость неизреченная! О утеха бесконечная!

Тогда и отчаянные грешники начнут свою плачевную вечность, начнут, и всегда, без конца начинать будут: Взыщут смерти, и бежит от них. Обымет их, во-первых, печаль и воздыхание, что небесных лишились благ, лицезрения Божия удалились, и что все эти блага ради маловременной сласти потеряли. К печали той неизреченное чувств мучение присоединится: огонь окружающий и нестерпимо опаляющий вне и внутри, страшные для глаз демонские лица, страшные для ушей вопли, стенания и скрежет зубов мучимых, нестерпимый для ноздрей дым и смрад, для уст и языка - неизреченная жажда.

Так, мучаемые грешники еще сильнее почувствуют мучение, оттого, что никакого утешения или ослабления своих болезней не будут иметь, и во веки веков непрестанно в таковом злополучии будут страдать: огонь их не угасает, и червь не усыпает, - говорит Христос (Мк 9:44).

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его!

Ненавидящии Сиона посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше!…

А кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема .

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) - предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить .

Что значит Страшный суд? Это завершение человеческой истории в таком виде, в каком мы с вами ее сейчас имеем и имели раньше. И нередко, да и очень часто люди пытались как бы заглянуть сквозь время и представить себе, а когда же настанет этот Страшный суд? Многие пытались выдать желаемое за действительное, назначали сроки, времени, говорили, что они знают (когда это будет), но проходило это время, и эти предсказания не сбывались. Потому что не надо заниматься этим непродуктивным умозрением. Ибо Господь прямо сказал в завершении притчи о десяти девах, кстати, в этой же 25 главе Евангелия от Матфея, где и притча о Страшном суде, о том, что люди должны быть бдительны, и Он говорит: потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий. Единственное, что мы можем с вами сказать, что завершение этой истории, Второе Пришествие Господне придет не во время духовного расцвета человечества, а очевидно во время его духовного упадка.

О страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29). Отсюда видно, что пред наступлением последнего суда все умершие, по гласу Сына Божия, оживут, и добрые люди воскреснут для вечной жизни блаженной, а злые люди — для вечного осуждения. Картина Страшного Суда разительно изображена также самим Иисусом Христом в следующем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Эти слова Евангелия - о тайне Первого и Второго Пришествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным. Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда.

Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь — «близ, при дверех». Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Почему же? Ведь вся наша земная жизнь есть отдаленная тень истинной и полной жизни в Царстве Божием; как и все муки на земле суть лишь отдаленная тень ужасных мучений грешников в адском пламени. Как говорил святитель Николай (Велимирович): «Жизнь на земле - сколь бы возвышенна она ни была - все же растворена мукою, ибо здесь нет полноты жизни; как и мука на земле - сколь бы велика она ни была - все же растворена жизнью. Но на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая - сама по себе. Какова сия вечность - этого наш человеческий ум вместить не может. Тому, кто одну минуту будет услаждаться созерцанием лица Божия, покажется сие наслаждение тысячелетним. И тому, кто одну минуту будет мучиться с бесами во аде, покажется сие мучение тысячелетним».

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Тайна Страшного Суда - тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем - никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью - накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного - это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь.

Закон Божий: О Страшном Суде

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы...

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин) .

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Свт. Феофан Затворник) .

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Свт. Феофан Затворник) .

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления... Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти... Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чем застанет нас смерть - в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (свт. Феофан Затворник) .

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский) .

Понравилось? Лайкни нас на Facebook