Беседа для дошкольников клавишные музыкальные инструменты. Беседа в теории и практике музыкального воспитания. Основные задачи цикла

Беседы о музыке как виде искусства

Откуда появилась музыка

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась.

Музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни больших городов, ни маленьких поселков и деревень. Но уже в те далекие от нас времена люди не могли прожить без музыки ни одного дня. Музыка сопровождала человека повсюду: и в его работе, и в бою, и на отдыхе. В радостные минуты и в минуты печали музыка была с человеком. Сначала люди сами сочиняли и исполняли музыку. В ней они рассказывали о различных событиях своей жизни. Потом появились музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты. Музыку для них стали сочинять композиторы. Вам, конечно, знакомо слово «композитор». Это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? (дети отвечают.) А как композитор пишет музыку? (дети отвечают, педагог помогает им.) Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков - нот (Показывает детям ноты.)

Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)

Музыкальные звуки

Педагог. Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки - это кирпичики музыки. Для добычи звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами. Назовите их. (Дети называют знакомые музыкальные инструменты.)

Но звуки сами по себе ничего не означают. (Педагог проигрывает детям отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне , металлофоне, дудочке.) А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из этих кирпичиков музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки оживут, заговорят, расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых звуков: они певучие, а в руках музыканта могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому они могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.

(Дети слушают отрывки музыкальных произведений «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, отрывки из симфонической сказки Петя и волю Сергея Сергеевича Прокофьева.)

Что выражает музыка

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство - все это может выразить музыка.

Послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества (Педагог исполняет пьесу.)

Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьесу, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой.

А вот другая пьеса из этого же альбома - «Отзвуки театра». (Педагог исполняет пьесу.)

В жизни маленького героя произошло важное событие: он впервые побывал в театре, и спектакль произвел на него сильное впечатление. Мальчик вновь переживает увиденное, и его охватывает необычайное волнение. Слышите, как тревожно, а иногда грозно звучит мелодия? Музыка произведения очень хорошо выражает чувства героя.

(Беседу можно построить и на других произведениях, например пьесах разного характера из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.)

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

Колыбельная песня: знакомство с жанром

Программное содержание:

Учить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии. Узнавать спокойный, ласковый характер музыки.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с жанром колыбель ной песни. Кто из вас знает, что такое колыбельная песня? (дети отвечают, что колыбельную песню поет мама когда укладывает ребенка спать.) Правильно, колыбельная песня поется перед сном. Послушайте «Колыбельную» русского композитора Евгения Голубева. Она написана для одного инструмента - фортепиано, без голоса. Попробуйте определить характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте пьесу еще раз и скажите, почему композитор назвал ее «Колыбельная». (Исполняет фрагмент произведения.)

Дети. Пьеса так называется, потому что она спокойная, под нее можно убаюкивать маленького ребенка.

Педагог. Молодцы - вы правильно это подметили.

В «Колыбельной» Е. Голубева нет слов - это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная.

Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.

Педагог. Верно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя - так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает, и, наверное, ему приснится чудесный сон. (Показывает детям иллюстрации, читает стихи, подходящие к этой теме.)

Колыбельная песня в инструментальной вокальной музыке

Программное содержание:

Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.

Ход занятия:

Педагог: .Дети, мы с вами познакомились с «Колыбельной» композитора Е. Голубева. Сейчас я вам сыграю еще одну «Колыбельную песню», которую написал замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов. Он написал для детей 18 песен, так и назван их - «детские песни». Среди этих песен есть и несколько колыбельных. Одна из них - .Котинька-коток Мелодию композитор запомнил с детства, ему напевала ее няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали ласкового, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока, кусочек пирога, хвостик вызолотить, лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какая она по настроению. (Исполняет колыбельную.)

Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.

Педагог . Верно. Сравним ее с «Колыбельной» Е. Голубева. Что общего между этими произведениями? (Исполняет пьесу Е. Голубева.)

Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.

Педагог . Правильно, колыбельные обычно исполняются в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?

Дети. Первая колыбельная без слов, а вторая со словами.

Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной пёсне может исполнять и голос, и какой-то один музыкальный инструмент, например фортепиано, как у Голубева. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте эти две колыбельные еще раз. (Исполняет их.)

А сейчас вы услышите колыбельную, которая звучит в сопровождении оркестра в опере «Садко». Оперу эту написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Опера - это спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает. (Дети слушают аудиозапись.)

Дети. Музыка грустная, темная, звучит низко.

Педагог. Правильно, только я дополню вас: музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло - Садко ждет возвращения на берег, к людям.

А вот еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки «Кикимора». Кикимора - злой сказочный, фантастический образ. Когда Кикимора была маленькой, она лежала в хрустальной колыбельке, а волшебный Кот-Баюн пел ей колыбельную песню. (Дети слушают аудиозапись. Свой рассказ педагог может сопровождать показом иллюстраций.)

Танец: знакомство с жанром. Вальс

Программное содержание:

Дать детям представление о танцевальном жанре. Учить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы? (дети отвечают, что они в жанре колыбельной песни.)

На прошлых занятиях вы познакомились с разновидностью жанра песни - колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди. (Показывает рисунки, фотографии.)

Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово вальс в переводе с французского языка означает кружиться. Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте Вальс норвежского композитора Эдварда Грига и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка.

Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.

Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая.

Послушайте ее еще раз. (Исполняет пьесу.)

Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра. (Слушают аудиозапись.)

Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?

Дети. Радостный, волшебный, светлый.

Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов» дети танцуют.)

Полька

Программное содержание:

Познакомить детей с жанром польки. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Узнавать и различать польку и вальс.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька - это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька - чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина» ее основное движение - легкие полушаги. Послушайте детскую польку замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру? (Исполняет польку.)

Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.

Педагог . Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку. (Исполняет «детскую польку« М. Глинки еще раз.)

Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?

Дети . Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.

Педагог. А теперь поиграем в игру «Угадай танец»: я вам играю музыкальное произведение, а вы называете, какой это танец. (Исполняет «Вальс цветов» , «Вальс» М. Стрибогга, «Итальянскую польку» , «Польку» , дети отвечают и поясняют свои ответы.)

Марш: знакомство с жанром.

Программное содержание:

Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь еще с одним музыкальным жанром - маршем. Слово марш означает «шествие». (Показывает иллюстрации.)

Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, поэтому он так и называется - марш, музыка его четкая, ритмичная. Послушайте марш композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Исполняет произведение.)

Какого характера эта музыка?

Дети. Веселого, шутливого, бодрого.

Педагог . Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. давайте сравним «Марш»

Д. Шостаковича с «Маршем» И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята». (Исполняет марш Дунаевского.)

Какого характера второй марш?

Дети . Этот марш - гордый, бодрый, смелый.

Педагог. Марш Дунаевского решительный, жизнеутверждающий, ведь под него шагает молодежь. А как вы думаете, кто может шагать под марш д. Шостаковича? (Исполняет фрагмент.)

Дети. Игрушки.

Педагог . Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной.. Давайте еще раз послушаем эти два марша. (Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)

Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?

Дети . Оркестр.

Педагог. Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас вы послушаете марш в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка. (Звучит «Спортивный марш» И. Дунаевского в грамзаписи.)

Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?

Дети . Нам было радостно, весело.

Педагог . Действительно, когда звучит праздничный, торжественный марш, повышается настроение, нас охватывает чувство радости, всеобщего веселья.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Программное содержание:

Закрепить у детей знания о жанрах: песне, танце, марше. Узнавать и различать песню, танец, марш по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.

Ход занятия:

Педагог . Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры.

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети . Колыбельная песня, танец, марш.

Педагог . Раньше, давным-давно, люди думали, что земля стоит на трех огромных китах. А композитор, с музыкой которого вы уже знакомы, используя эту легенду, написал книгу, в которой утверждал, что вся музыка тоже держится на «трех китах» - песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке - и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец и марш знакомы вам, потому что сопровождают вас повсюду. Скажите, какие бывают песни?

Дети . Веселые, грустные или ласковые нежные - как колыбельная.

Педагог . Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.

Пропеть под музыку: «А-а, А-а».

Послушайте «Колыбельную» С. Майкапара и расскажите об этой музыке. (Исполняет пьесу.)

Дети . Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.

Педагог . А теперь вспомним жанр танца. Какие вы знаете танцы?

Дети . Вальс, польку.

Педагог . Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и др.), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и др.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте

Вальса А. Лядова и Польку П. Чайковского из детского альбома и сравните их. (Исполняет произведения.)

Дети . Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.

Педагог . А какой жанр еще существует в музыке? (дети отвечают, что это марш.)

Послушайте Марш С. Прокофьева из сборника детская музыка и расскажите об этом жанре. (Исполняет произведение.)

Дети . Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.

Педагог . Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршу придает восходящая интонация-мелодия.

Повторите за мной этот скачок мелодии вверх, используя звук «А-а». А теперь попробуйте сочинить свой небольшой марш. При этом используйте восходящую активную интонацию и особый четкий ритм. (Педагог с помощью хлопков воспроизводит ритмический рисунок, подходящий для марша, который станет основой для сочинения, дети сочиняют небольшие образцы маршевых мелодий. Наиболее удачные педагог исполняет на фортепиано с сопровождением.)

Педагог . Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку. (Проводит игру, после которой детям предлагается выразить через движения свое слышание различных жанров танцевальной музыки.)

Уважаемые родители, педагоги, сегодня в российском дошкольном образовании установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, где на первое место выдвигается всесторонне развитая творческая личность ребёнка. Заложить фундамент такой личности важно именно в дошкольный период, так как именно это время считается наиболее благоприятным для роста и развития будущего человека. Ребёнок является не объектом, как это было в советское время, а субъектом образования. В связи с этим мы должны ориентироваться на его потребности и интересы.

Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. В художественно-эстетическое развитие входит понимание словесного, музыкального, изобразительного искусства. Для полноценного музыкального развития дошкольников в настоящее время музыкальный руководитель строит свои занятия во взаимодействии искусств.

Данное пособие разработано на собственном педагогическом опыте, которое позволяет педагогу, родителю творчески подходить к занятию музыкой, а ребёнку даёт возможность войти в мир искусства средством музыки, понять художественный образ, ненавязчиво получать основные знания о музыкальных инструментах в ходе беседы, а также получить удовольствие о соприкосновения с искусством, азы творческого начала.

Желаю Вам успехов в формировании основ музыкальной культуры и художественного творчества вашим воспитанникам!

О. А. Каменская.

Балалайка – душа народа

Брень-брень, брень-брень-брень.

Три струны звенят весь день.

Золотые струны эти нам сыграют всё на свете.

Балалайка – русский народный струнный музыкальный инструмент. Её очень любили в народе. Лихой, весёлый голос украшал праздники и гулянья.

Первым, кто понял, что на балалайке можно исполнять не только плясовую музыку, был Василий Васильевич Андреев, замечательный музыкант, виртуоз-балалаечник. Он очень любил этот музыкальный инструмент, поэтому основал великорусский оркестр в Санкт-Петербурге, собрав воедино балалайки разной величины, добавил баян, гусли и другие русские народные музыкальные инструменты, стал выступать с этим оркестром даже в концертных залах.

Благодаря В. В. Андрееву балалайку знают не только в России, ее голос по всему свету звенит, поёт, веселит людские сердца. Балалайка пользуется большой популярностью в Европе, Австралии, Казахстане, Украине, Белоруссии, США.

23 июня народные песенники и музыканты отмечают праздник – День балалайки. Ежегодно в Крыму 23 июня с 2010 года собираются музыканты-народники и проводят фестиваль в честь этого праздника, на котором выступают лучшие балалаечники всего мира. Грандиозное торжество собирает тысяча зрителей, сердца которых покорила балалайка.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением балалайки (приложение 1) и познакомьте детей с портретом балалаечника В. В. Андреева (приложение 2). После рассказа о балалайке предложите детям прослушать игру на балалайке в исполнении В. В. Андреева. Поговорите о музыке. Какая музыка по характеру? Как звучит балалайка? (приложение 28). Имитируйте игру на балалайке вместе с детьми. Попросите под звуки балалайки нарисовать рисунок, русский народный образ.

Гитара относится к группе струнно-щипковых музыкальных инструментов. К этой группе также относятся, например, арфа и балалайка. Все эти музыкальные инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком. Гитара состоит из корпуса, грифа и шести струн.

Появилась гитара очень давно. На ней играли ещё греки, но называлась она кифара. Есть такая легенда: музыкант по имени Орфей потерял свою жену Эвридику. Она умерла от укуса змеи. Тогда он забросил музыку из‐за тоски к любимой жене. Боги сжалились над ним и разрешили музыканту войти в царство мёртвых и вывести оттуда любимую жену.

Считается, что современная гитара пришла к нам из Испании, но тогда она выглядела иначе. У неё было другое количество струн, и форма инструмента была немного другая.

На гитаре можно не только играть, под неё можно исполнять песни. Когда люди ходят в поход, они очень любят брать с собой гитару, и исполнять под неё различные песни.

Но гитара не всегда была такой, как мы привыкли её видеть. Раньше в нашей стране, была популярна семиструнная гитара, которая называлась русская и цыганская. На ней очень любили исполнять романсы и цыганские песни. Сегодня на гитаре можно исполнять очень разную музыку, и старинную, и русскую народную, и современную.

Русский гитарист-исполнитель и педагог, лауреат международных конкурсов Леонид Владимирович Карпов является известным виртуозом-гитаристом в России.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением гитары (приложение 3) и познакомьте детей с портретом гитариста Л. В. Карпова (приложение 4). После рассказа о гитаре предложите детям прослушать игру на гитаре в исполнении Л. В. Карпова. Поговорите о том, какая была музыка? Как звучала гитара? (приложение 28) Имитируйте вместе с детьми игру на гитаре. Попросите детей под звуки гитары нарисовать любой художественный образ.

Гусли-гусли-самогуды

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Согласно былине, в стародавние времена жил в Новгороде купец и музыкант Садко. Играл он на гуслях звончатых, да так, что его игра полюбилась морскому царю. И повелел царь доставить к себе Садко, чтобы он своей музыкой веселил подводных жителей. Пришлось Садко спуститься к царю морскому и там играть на гуслях. Так продолжалось десять лет. За это время полюбила Садко дочь морского царя Волхова, сжалилась над музыкантом и помогла ему вернуться домой.

С тех пор гусли везде зазвучали по русской земле, музыкантов гуслярами звали. Ходили они из селения в селение, под перебор струн пели былины, в том числе о Садко. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу, в которой рассказывается о любви дочери морского царя Волховы к Садко.

Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами в форме трапеции. Количество струн – 13. Этот многострунный щипковый музыкальный инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья. Называли его по‐разному. Эстонцы «каннель», финны – «кантеле». «Гудение струнное» у многих народов считалось способным творить чудеса. Гусли могут выразить любое настроение: грустное и весёлое. Играют на них, перебирая струны, как и на арфе. Гусли звучат в оркестре русских народных инструментов. Для них даже пишут специальные партии, чтобы они свой голос показали, украсили выступление.

Прежде чем поговорить о гуслях, предложите детям посмотреть художественный фильм-сказку «Садко» или его отрывок. Во время рассказа показывайте детям иллюстрации гуслей (приложение 5), образ Садко (приложение 6), познакомьте с портретом композитора Н. А. Римским-Корсаковым (приложение 7). После рассказа предложите послушать игру на гуслях самого Садко, либо известного музыканта-гусляра. Поговорите о музыке. Какая она была по характеру. (приложение 28). Предложите детям нарисовать гусли или любой другой художественный образ.

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в течение занятия в разделе «слушание музыки».

Актуальность этого материала обусловлена тем, что дети слушают множество музыкальных примеров, но нет возможности прослушать звучание некоторых музыкальных инструментов. Также, я подготовила небольшие видео сюжеты о каждом музыкальном инструменте.

Цели моего проекта:

Активизировать познавательный интерес детей к музыкальным инструментам;

Развить музыкальную культуру дошкольников;

Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах;

Развивать тембровый слух дошкольников;

Воспитывать интерес к музыкальной культуре в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просмотр видео-сюжета: Валерий Ковтун «Кумпарсита».

Кто-нибудь знает, как называется этот музыкальный инструмент?

Из чего состоит этот музыкальный инструмент? На какие другие музыкальные инструменты он похож?

У нас в России еще в старину был известен такой музыкальный инструмент, как гармошка. И уже потом, когда гармошку усовершенствовали, появился аккордеон. А еще есть похожий музыкальный инструмент – баян.

А вот посмотрите как изменился аккордеон с момента своего появления.

Просмотр слайд-шоу.

Предварительный просмотр:

АРФА (история инструмента)

Здравствуйте, уважаемый музыкальный инструмент! (показываю модель арфы) Как ваше имя?

Меня зовут арфа!

Сколько вам лет?

Пожалуй, пять, а то и десять тысяч лет…

Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.

Но кто-то же первым сделал вас?

Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн - там я. Арфа

И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
- В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле - если нужно кому-то аккомпанировать. . .

Предварительный просмотр:

Показываю модель инструмента.

Вы знаете, как называется этот музыкальный инструмент?

Этот музыкальный инструмент называется скрипка. Ее называют королевой оркестра, потому что она обладает очень красивым и нежным звуком.

Впервые скрипка появилась в Италии.

Посмотрите, как выглядит скрипка спереди и сзади.

А это вид спереди и сбоку. Обратите внимание, какая она тоненькая.

А это знаменитая скрипка скрипичного мастера Антонио Страдивари. Посмотрите, какой у нее необычный рисунок.

А это скрипки в современной мастерской. Для изготовления скрипки используют специально обработанную древесину ели, липы, груши, клена, сосны, эбенового дерева, иногда используют древесину самшита или палисандрового дерева.

Хранить этот музыкальный инструмент и переносить нужно в специальном футляре.

Окончательный вариант игры на скрипке, когда инструмент лежит на плече музыканта, определился 200 лет назад.

А это вам показывают, как располагаются при игре на скрипке пальцы левой руки.

А еще скрипка всегда привлекала художников. Ее не просто изображали, а украшали и сам инструмент, использовали для разнообразия оформления.

В конце 20 века была изготовлена самая большая скрипка. Конечно, она не звучит в концертах.

Примерно 30 лет назад появилась новая модель скрипки – электронная скрипка. Электронные скрипки имеют самую разную форму и размеры.

А испанский художник придумал вот такую модель скрипки – из пистолетов. Но это только модель. Исполнить музыкальное произведение на ней не получится.

А вот необычный квартет: на одном электронном инструменте играют сразу четыре музыканта.

Рыдает скрипка, плачет среди ночи,

Так жалобно и тоненько поет.

Историю любви поведать хочет,

В мир сладких грез возвышенных зовет.

Предварительный просмотр:

Фортепиано.

Показываю детям модель музыкального инструмента.

Что вы можете об этом сказать? Что это такое? Как называется? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Как вы считаете, ребята, а сколько лет может быть с момента создания ф-но?

А почему этот инструмент известен почти всем? Что же в нем такого особенного?

Фортепиано - клавишный струнный музыкальный инструмент - рояль (горизонтальный) и пианино (вертикальный). Название произошло от итал. forte - «громко» и piano - «тихо».

Появился этот инструмент примерно 300 лет назад.

А вам интересно, как устроен этот инструмент? (можно открыть и показать).

Главная деталь в этом инструменте – это клавиши. Они помогают извлекать музыкальные звуки. Клавиши на фортепиано черные и белые.

Любой уважающий себя хозяин большого дома считал необходимым наличие этого инструмента. Почему фортепиано стало таким популярным?

Свой настоящий вид инструмент приобрел 150 лет назад. И всего лишь 100 лет назад эти музыкальные инструменты стали изготавливать фабрики и заводы.

Совсем недавно появились новые - электронные пианино и синтезаторы . Посмотрите, какие интересные модели можно сейчас увидеть. (фото)

Из какого материала сделан инструмент? А как правильно обращаться с этим музыкальным инструментом?

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.

    Тема: « Мир музыкальных инструментов»

    Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

    1. Образовательные

    · углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

    · создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;

    · закрепление названий музыкальных инструментов.

    2. Развивающие

    · развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

    · развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

    развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;· создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

    3. Воспитательные

    · воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса

    беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

    стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

    · воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

    Ход занятия:

    Педагог. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

    Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс» (Виват)

    Педагог. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

    Педагог. Тема нашего занятия » Мир музыкальных инструментов»

    Педагог. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

    Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

    Педагог. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

    Каких только инструментов здесь нет!

    Инструменты музыкальные,

    Я скажу вам – уникальные.

    Их огромное количество

    Увлекает ученичество.

    Педагог. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

    скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

    Педагог. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

    Педагог. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)

    Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

    Дидактическая игра «Ударные инструменты»

    Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

    Дидактическая игра « Духовые инструменты»

    Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

    Дидактическая игра «Клавишные инструменты»

    Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

    Дидактическая игра «Струнные инструменты»

    Педагог. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

    «У жирафа пятна, пятна»

    Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

    Игра «Лишний инструмент»

    Педагог. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.

    р.н.п. «Одинокая гармонь», р.н.п. «Балалайка»

    Педагог.Послушайте и отгадайте загадки.

    Очень весело поет,Если дуете в нее.Вы все на ней играетеИ сразу отгадаете.Ду-ду, ду-ду-ду.Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда.Не палочка, не трубочка,А что же это?..(Дудочка) А всего-то три струны Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит, Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (Балалайка) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь) Сверху - кожа, Снизу - тоже, В середине - пусто. (Барабан) Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит - В ногу всем шагать велит. (Барабан)Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль) У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет -Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой…(Баян)У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть - не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. (Гармошка) То толстеет, то худеет, На весь дом голосит. (Гармонь)Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (Барабан)В лесу вырезана, гладко вытесана, Поет-заливается, как называется?(Скрипка)

    Педагог. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).

    Педагог. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

    Доброе сердце вернуло любовь,

    И музыку счастья услышим мы вновь.

    Педагог. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

    «Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка»

    Цель: формирование сенсорных эталонов в процессе игры

    Программное содержание:

    1. Формировать умение:

    – находить геометрическую фигуру по образцу;

    2. Закрепить понятия «один», «много», «мало», «большой», «маленький».

    3. Закрепить знания у детей основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

    4. Упражнять в классификации предметов по одному признаку.

    5. Развивать речь, мышление, память.

    Материал для занятия: геометрические фигуры разные по цвету (красного, желтого, синего, зеленого) и форме (круги, квадраты, треугольники) – для вагонов (стульчиков), билеты, две коробки: маленькая и большая, морковь: 6 маленьких и 5 больших; маска зайца, табличка с изображением поезда.

    Ход занятия

    1. Посадка в поезд.

    – Ребята, любите ли вы путешествовать?
    – Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А поедем мы в лес.
    – Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало?
    –Только нужно разобраться, где, чье место. Сейчас я вам раздам билеты. На билетах – фигуры (раздаю). Посмотрите внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде вагончик точно с такой же фигурой.
    – Юля, найди свое место в поезде (и т.д. по очереди дети рассаживаются на места).
    – Ну вот, все расселись.. Отправляемся в путь. (включаем музыку)

    1. Встреча с зайчиком.

    – Приехали. Выходите. Мы в лесу. Пойдемте гулять по лесу.
    – Смотрите, кто это спрятался? (Зайчик.)
    – Что зайчик любит кушать?
    – Все лето растил зайчик на своем огороде морковь. Посмотрите, сколько моркови выросло на грядках в огороде: много или мало?
    (Много.)
    – Посмотрите на первую грядку и скажите, сколько морковок растет на ней? (1) (спросить 2–3 человек).
    – А теперь давайте посчитаем, сколько морковок выросло на второй грядке (1, 2) (попросить посчитать 3–4 человек).
    – А на последней грядке?
    (Много.)
    – Ребята, посмотрите внимательно на морковки и скажите, одинаковые они или разные. Чем они отличаются?
    – Ребята, зайчику требуется помощь. Одному ему не справится. Дело в том, что морковь зайчик собирает и хранит в ящиках: большие – в большом ящике, маленькие – в маленьком. Давайте поможем зайчику собрать морковь и разложить в ящики.
    (Дети по одному «срывают» морковь, говорят, какая она и кладут её в соответствующий ящик.)

    Дети прощаются с зайчиком.

    1. Дорога к лесной полянке

    Чтобы добраться до лесной полянки, нужно пройти через болото. Посмотрите, какие на болоте цветные кочки. Прыгаем по кочкам, через болото. Каждый выбирает свой цвет (на билете) и должен перебраться на другой берег, чтобы поехать в обратный путь.

    Молодцы, ребята! Отлично справились.

    А теперь садитесь в поезд (дети садятся на свои места ).
    – Давайте попрощаемся с лесом. До свидания, лес!

    6) Итог занятия.

    – Ребята, вам понравилось наше путешествие?
    – На чем мы путешествовали?
    – Каким зверям помогали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

    Цель: Способствовать нравственному развитию ребёнка путём формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре общения; формировать интерес к общению со взрослыми...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правильном питании.

    Цель: формировать у детей представление о необходимых телу человека веществах и витаминах, рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Познакомить их с понятием «витамины», закрепить знания о...

Понравилось? Лайкни нас на Facebook