Законы российской федерации по обеспечению безопасности презентация. Законы и другие нормативно-правовые акты рф по обеспечению безопасности. Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Нормативный акт по безопасности труда – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный компетентным органом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов , содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоящая из:

¨ межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

¨ строительных и санитарных норм и правил;

¨ правил и инструкций по безопасности;

¨ правил устройства и безопасной эксплуатации;

¨ свода правил по проектированию и строительству;

¨ гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

¨ стандарты на продукцию;

¨ стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

¨ стандарты на услуги;

¨ стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

¨ стандарты на термины и определения;

¨ стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.



Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Помимо того, что во все стандарты и технические условия включается раздел «Требования безопасности», а в комплект технической документации на технические устройства (машины, оборудование, аппараты и т. п.) входит инструкция по их безопасной эксплуатации, вопросам обеспечения безопасности труда специально посвящены стандарты особой системы стандартов – Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.

Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

Стандарты группы «0» – организационно-методические стандарты – устанавливают:

¨ организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

¨ требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы «1» – Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

¨ требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

¨ методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

¨ методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» – Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственному оборудованию;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» – Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственным процессам;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

¨ методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» – Стандарты требований к средствам защиты работающих – устанавливают:

¨ требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

¨ методы контроля и оценки средств защиты;

¨ классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Нормативные документы в строительстве

Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СНиП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

Обозначения документов состоят из индекса (например, СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП – с номера 101.

Нормативные документы по пожарной безопасности

Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06-96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относят:

¨ нормы технологического проектирования (НТП);

¨ правила пожарной безопасности (ППБ);

¨ нормы пожарной безопасности (НПБ).

Коды классов, подклассов и реквизитов принимают в соответствии с классификаторами НПБ 06-96.

Санитарные нормы и правила

Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

¨ руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;

¨ методические указания (МУ) – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;

¨ методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

Для облегчения поиска и в целях систематизации вышеназванных документов их относят к разным подгруппам, каждой из которых присвоен свой шифр.

В разделе 2 «Гигиена» выделена группа нормативных документов 2.2 «Гигиена труда», которая имеет следующие подгруппы:

2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.

2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий материал.

2.2.3. Предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.

2.2.4. Физические факторы производственной среды.

2.2.5. Химические факторы производственной среды.

2.2.6. Биологические факторы производственной среды.

2.2.7. Физиология и эргономика.

2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды.

Все действующие нормативные правовые документы (ГОСТ, СНиП, правила по охране труда и др.) – распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов федерации) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.

Основная задача нормативных правовых актов об охране труда – установление требований, норм и правил, обеспечивающих ограничение до определенных значений или полное устранение опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на человека в процессе труда.

Правила по охране труда (ПОТ) – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ – правила по охране труда; Р – Россия; М – межотраслевые; О – отраслевые; 001 – присвоенный номер; 200_ – год утверждения.

Все документы принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

Требования промышленной безопасности разнесены по различным отраслям надзора и регламентированы в перечне в действующих нормативных документах Ростехнадзора, утверждаемых им.

Приказом Ростехнадзора от 1 августа 2006 г. №738 утвержден перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании

Существенное изменение в вышеизложенный порядок принятия и реализации различных нормативных актов по охране труда и безопасности производственной деятельности внес Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Сегодня очень сложно предсказывать в полном объеме практику применения вышеназванного закона. Вместе с тем Федеральный закон «О техническом регулировании» должен кардинально поменять всю систему государственного регулирования в «технических» аспектах обеспечения безопасности, полностью ликвидируя правовую базу деятельности «отраслевого» регулирования, действующую в нашей стране и после фактического распада большинства отраслей и отраслевого управления хозяйствующими субъектами права.

До настоящего времени практически все нормативные (отраслевые по типу их разработки, принятия и контроля над их выполнением) документы являлись обязательными для всех субъектов права. Необходимость такого государственного регулирования связана с правами субъектов права на безопасность и защищенность. В административно-командной системе управления, реализуемой через отраслевое управление, соблюдение большинства прав становилось обязанностью.

В условиях тотальной государственной собственности государство невольно брало на себя ответственность за безопасность и качество продукции для потребителя. В условиях рынка государство не может обеспечить тотальный контроль старыми методами «государственной приемки» и начинает регулировать все по-новому.

Эта новизна (для обществ с переходной экономикой) состоит в разграничении деятельности для самого себя (деятельности, являющейся «внутренним» делом личности) и деятельности для других (деятельности в той или иной мере, затрагивающей интересы других личностей).

Как только действия какого-либо субъекта начинают затрагивать интересы другого, вступают в силу требования «общества», призывающие субъекта ДОБРОВОЛЬНО принять ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования соблюдения интересов (безопасности) третьих лиц (заинтересованных лиц), т. е. общества. В сфере производства к такому регулированию относят лицензирование вида деятельности, сертификацию товаров и услуг, аккредитацию организаций, аттестацию специалистов. Установление, поддержание и регулирование обществом в лице государства процедур лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации обеспечивают потребителю (и тем самым всему обществу) гарантии безопасности для окружающих различного рода деятельности, товаров и услуг, связанных с действиями грамотных (компетентных) специалистов и работников.

Поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» установил 7-летний переходный период, на практике все пользуются документами, принятыми до ввода его в действие, т. е. до 1 июля 2003 г. Кроме того, в мае 2007 года все вопросы охраны труда, кроме чисто технических, выведены из-под действия данного закона.

С.М. Вишняков,
независимый эксперт

В борьбе с терроризмом и преступлениями принимают участие все органы государственной власти и в первую очередь - правоохранительные органы.

ФЗ "О безопасности" 1992 г.

Первым Федеральным законом Российской Федерации (далее ФЗ) по вопросам безопасности был закон "О безопасности" №2446-1 от 5 марта 1992 г. ФЗ закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность определялась в ФЗ как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз", а под жизненно важными интересами понималась "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".

По ФЗ к основным объектам безопасности относятся: "личность - ее права и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность достигается "проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства".

Одной из функций системы безопасности, организованной государством, является "создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности".

ФЗ "О противодействии терроризму" 2006 г.

Последним значимым для общества в вопросах обеспечения безопасности был № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. В нем утверждались основные принципы противодействия терроризму, в том числе следующие:

  • системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности".

Приведенные ФЗ, в основном, были направлены на создание организационных мер по обеспечению безопасности. Последующие ФЗ рассматривали и техническую составляющую в обеспечении безопасности объекта, создавая тем самым условия для формирования систем комплексной безопасности.

Основные термины, понятия и определения по обеспечению пожарной безопасности

В развитие ФЗ № 2446-1 были приняты ФЗ для отдельных сфер жизнедеятельности общества, закрепившие различные основополагающие понятия и термины.

Например, в № 69-ФЗ РФ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. даются следующие определения:

  • пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Достаточно полно раскрываются требования по сочетанию организационных мер и применению технических средств в ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г. и ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)" от 21 июля 1999 г.

Безопасность гидротехнических сооружений

Среди общих требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений можно выделить:

  • обеспечение допустимого уровня риска аварий и представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Критерием безопасности гидротехнического сооружения служат предельные значения количественных и качественных показателей его состояния и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому установленному уровню риска аварии. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который должен содержать сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должны были представлять декларацию в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

Промышленная безопасность ОПО определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и от последствий указанных аварий.

В соответствии с ФЗ выделяются две категории ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, газы, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества.

Вторую группу представляют собой ОПО, использующие оборудование под давлением более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С. Такими объектами могут быть не только промышленные предприятия, но и транспортные средства с взрывоопасным грузом, некоторые объекты соцкультбыта.

Можно выделить 2 группы видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.

ФЗ также были установлены требования к готовности осуществлять действия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Указано на необходимость создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.

№ 116-ФЗ законодательно утвердил положения, ранее определенные постановлениями Правительства РФ "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" № 928 от 11 августа 1998 г. и "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" № 1540 от 25 декабря 1998 г.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 октября 2000 № 63 был утвержден РД 03-315-99 "Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней".

В Положении установлено, что обоснование декларирования должно включать в себя:

  • данные о количествах опасных веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;
  • перечень правовых нормативных документов, на основании которых принято решение о разработке декларации.

Анализ безопасности должен включать в себя:

  • характеристику опасных веществ;
  • данные о технологии и аппаратурном оформлении;
  • описание технических решений по обеспечению безопасности.

В итоге декларация должна подтверждать достаточность принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; кроме того, определять мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Новые условия обеспечения безопасности объектов, особенно опасных производственных и им подобных, возникли с реализацией положений законов № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В № 184-ФЗ приняты определения и понятия "продукция" и "безопасность продукции". Эти понятия необходимы при рассмотрении реализации требований № 184-ФЗ по отношению к объектам защиты. Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее "безопасность") - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Первая программа Правительства РФ по разработке технических регламентов рассматривала вопросы обеспечения безопасности не только продуктов и товаров для человека, но и зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Последующие ФЗ уже учитывали новые тенденции, появившиеся с принятием ФЗ о техническом регулировании.

ФЗ "О транспортной безопасности" от 9.02 2007 г.

Наиболее полно требования по безопасности были сформулированы в № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г., в котором категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств напрямую связано с созданием необходимых уровней защищенности.

Обеспечение транспортной безопасности -реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Из основных задач обеспечения транспортной безопасности можно выделить:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  • оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработку и реализацию требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливались Правительством Российской Федерации.

Технические регламенты для комплексных систем безопасности

В 2009 г. большинство организаций, предприятий и специалистов, ведущих работы по созданию и внедрению комплексных систем безопасности (на стационарных объектах в виде зданий, строений, сооружений в первую очередь), будут ощущать применение и влияние разработанных и разрабатываемых технических регламентов для этой сферы.

Первым, имеющим прямое отношение к вопросу обеспечения безопасности объектов, является технический регламент по пожарной безопасности. Именно на него будут ориентироваться при разработке других технических регламентов по безопасности.

№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г.

В этом законе установлено, что "каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности", которая включает в себя "систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности... Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом".

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

В ФЗ дается классификация пожаров и опасных факторов пожара, технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, а также пожарно-техническая классификация и определения категорий зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрыво-пожарной опасности.

Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности используется для установления безопасных параметров ведения технологического процесса.

Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В № 123-ФЗ рассматриваются и такие системы, как система противодымной защиты, система пожарной сигнализации, система передачи извещений о пожаре.

Система пожарной сигнализации - это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны автоматически определить, имеет ли место возгорание, за время, необходимое для включения систем оповещения, в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Системы создаются с применением различного вида установок пожаротушения и средств пожарной автоматики, в состав которых входят:

  • извещатели пожарные;
  • приборы приемно-контрольные пожарные;
  • приборы управления пожарные;
  • технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
  • системы передачи извещений о пожаре;
  • другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.

Именно они помогают защитить людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара.

Основываясь на существовавших нормах пожарной безопасности, регламент ввел и новые требования в соответствии с № 184-ФЗ. Одним из подобных требований является подтверждение соответствия обеспечения пожарной безопасности на объекте путем ее декларирования.

По № 123-ФЗ "декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". "Лица, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

В середине 2008 г. в Правительство Российской Федерации был передан на рассмотрение проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ТР ПКЗ).

Проект разработан специалистами ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на базе национальных стандартов и руководящих документов МВД РФ.

Основные положения проекта были изложены в статье А.К. Крахмалева (журнал "Системы безопасности", 2008, № 5).

ТР ПКЗ установил понятие "криминальная безопасность" как состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы либо действия ее последствий, и распространил требования на технические средства противокриминальной защиты. В качестве объектов защиты были приняты стационарные и подвижные объекты.

К стационарным объектам отнесены здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц.

К подвижным объектам отнесены транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

К техническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты относятся:

  • средства инженерно-технической укрепленности;
  • системы охранной сигнализации:
    - средства обнаружения проникновения - автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;
    - средства сбора и обработки информации - приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    - системы передачи извещений;
    - пульты централизованного наблюдения;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы охранные телевизионные;
  • системы оповещения о тревоге;
  • системы оперативной связи;
  • технические средства досмотра;
  • системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  • средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  • системы электропитания и охранного освещения;
  • взрывозащитные средства.

Представленные ТР по № 123-ФЗ и проект ТР на ПКЗ объекта определяют наиважнейшие составляющие обеспечения безопасности любого объекта.

К ним при определенных требованиях и для объектов особой значимости и назначения могут добавляться дополнительные требования специального характера. Это относится к ОПО и объектам, защищаемым от угроз террористического характера. В этом случае системы будут дополняться необходимыми техническими средствами.

Особые требования по обеспечению информационной безопасности или по защите от угроз радиационного или экологического характера могут быть применены к системам специального назначения. При подобном расчленении системы обеспечения безопасности любого объекта в итоге могут иметь пять основных составляющих:

  • систему обеспечения пожарной безопасности;
  • систему обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • систему обеспечения антитеррористической защиты объекта на базе систем обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему специального назначения.

В данном перечне отсутствуют присущие абсолютному большинству объектов системы и сети инженерного обеспечения, энергообеспечения, электроснабжения и прочие системы, наличие которых определяется другими техническими и проектными решениями, - возможно, они будут рассмотрены в техническом регламенте "Безопасность зданий и сооружений".

На базе первых четырех взаимосвязанных систем можно рассматривать единую систему обеспечения комплексной безопасности объекта. Такая система может оказать существенное влияние на повышение эффективности управления, принятия решений и мобилизации сил и средств на всех стадиях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий возможных угроз. Кроме того, она позволит решать технические проблемы путем интеграции функций своих подсистем.

Различия по представлению деклараций по безопасности объекта

В соответствии с № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности объекта представляет собой совокупность деклараций на отдельные системы СКВ.

По проекту ТР ПКЗ декларация безопасности должна подтверждать соответствие именно технических систем ПКЗ объекта. Проект предлагает три схемы подтверждения соответствия реализованной на объекте системы противокриминальной защиты. Изучив представленные федеральные законы и технические регламенты на важные составляющие СКВ, можно рассмотреть создание нормативного документа, облегчающего решение вопросов декларирования на конкретном объекте. Этот документ, представляющий собой "свод правил", мог бы быть полезным Ассоциации производителей.

В изложении ТР ПКЗ и ТР по пожарной безопасности имеются существенные различия. Тем не менее на объектах при их реализации будут действовать общие подходы к основным вопросам декларирования, к которым я бы отнес следующие:

  • назначение и значимость объекта, его определяющие характеристики;
  • место расположения объекта, его климатические условия, возможность проявления природных чрезвычайных ситуаций, способных усложнить или нарушить его нормальную жизнедеятельность;
  • анализ электромагнитной обстановки и установление других возможных источников помех для работы технических средств и систем;
  • другие возможные особенности эксплуатации объекта и предполагаемых технических средств и систем;
  • обоснование и условия применения системы обеспечения комплексной безопасности;
  • анализ возможности появления угроз от человека и технических средств, реализуемых на объекте и дополнительно влияющих на усиление возможности появления угроз;
  • расположение объекта и его влияние на рядом находящиеся объекты и территории при реализации наиболее опасных возможных угроз;
  • установление соотношения влияния организационных мер и применения технических средств и систем (СКВ) на предупреждение и/или устранение возникших угроз и их последствий;
  • анализ мест, зон объекта, уязвимых и наиболее подверженных воздействию установленных и принятых угроз;
  • принятие решения по категориям объекта в соответствии с требованиями технического регламента (ТР);
  • принятие решения по формированию подсистем или средств и систем, составляющих СКВ и установленных требованиями ТР;
  • составление и утверждение технического задания на СКВ и на две ее основные составляющие;
  • установление общих и частных требований к энергообеспечению и проведению монтажных работ;
  • выбор и обоснование применения технических средств и систем, составляющих СКВ;
  • установление общих и частных требований по составу и объему проектной, эксплуатационной и ремонтной документации;
  • установление общих и частных требований к методам испытаний на объекте по оценке подтверждения соответствия предъявляемым требованиям ТЗ;
  • составление и принятие декларации соответствия;
  • обеспечение условий проведения инспекционного контроля.

Возможно, что представленное рассмотрение покажется надуманным, но это - результат стремления облегчить многие вопросы, возникающие у заказчика, собственника, исполнителя, проектировщика и непосредственно организаций, реализующих на объекте все вопросы по формированию систем безопасности, как бы они ни назывались.

Конституция Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст. 2). Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной безопасности, своей личной безопасности, безопасности своей семьи и имущества. безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права принимать все необходимые меры для обеспечения этого права


Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан безопасности самого государства и его граждан КАКИЕ? защита Отечества и несение военной службы в соответствии с Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.


Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства В нем определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав, основные задачи


«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, без гражданства, находящихся на территории РФ, от от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в области защиты населения граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших, глава V порядку подготовки населения глава V порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


«О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. безопасности в РФ. Рассмотрен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности


«Об обороне» Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны.


КАКИЕ? создавать организации и общественные объединения, создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ. в порядке, установленном Правительством РФ. принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне исполнять воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом с федеральным законом


«О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также силы и средства гражданской обороны а также силы и средства гражданской обороны В нем установлены права и обязанности граждан Российской Федерации в области граждан Российской Федерации в области гражданской обороны гражданской обороны граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.


УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.


Согласно российскому уголовному праву, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина Вина в форме умысла или неосторожности необходимое условие уголовной ответственности необходимое условие уголовной ответственности «состав преступления» означает совокупность признаков, означает совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления опасное деяние в качестве преступления


Преступление виновно совершенное общественно виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания Под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения – заключается в воздержании от всякого движения, заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.


В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на преступления небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы преступления средней тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы тяжкие преступления умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы особо тяжкие преступления умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание


Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), транспортным средством без цели хищения (ст. 166),


Терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством


ПОМНИТЕ! ПОМНИТЕ! Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения или иных каких-либо личных качеств. или иных каких-либо личных качеств.


ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88) штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.


Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. от двух недель до шести месяцев. Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ). Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет трех часов в день. от 15 до 16 лет трех часов в день.


Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. на срок от одного до четырех месяцев. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается 1.несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима; 2.несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, ранее отбывавшими лишение свободы, в воспитательных колониях усиленного режима. в воспитательных колониях усиленного режима. Лишение свободы самое строгое наказание, которое может самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему


Принудительные меры воспитательного воздействия 1.предупреждение; 2.передача под надзор родителей или лиц, их заме­няющих, либо специализированного государст­венного органа; 3.возложение обязанности загладить причинен­ный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определен­ного времени суток. Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Cлайд 1

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Cлайд 2

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности План Конституция РФ Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.)

Cлайд 3

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Cлайд 4

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

Cлайд 5

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Cлайд 6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

Cлайд 7

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

Cлайд 8

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

ü Федеральные законы.

ü Указы Президента РФ.

ü Постановления Правительства РФ.

ü Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

ü Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

ü Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

ü «О безопасности».

ü «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ü «Об обороне».

ü «О гражданской обороне».

ü «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.



В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

ü закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

ü закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

ü закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

ü закон РФ «О пожарной безопасности»;

ü закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

ü закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

ü закон РФ «О защите прав потребителя»;

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей - это ОСТы, Правила и т.д.

Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 104.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением безопасностью жизнедеятельности? Что является основой этого управления?

2. Чем определяется обеспечение безопасности жизнедеятельности?

3. Что регламентирует и на что направлена нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности?

4. Что является правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности?

5. Перечислите основные источники права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Какие федеральные законы являются правовой основой обеспечения государственной безопасности?

7. В каком документе представлена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности?

8. Какими законами и кодексами регулируется комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации?

9. Какими министерствами и ведомствами Российской Федерации разрабатываются нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения?

10. Какие документы по вопросам безопасности жизнедеятельности разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)?

Понравилось? Лайкни нас на Facebook