Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков Планирование и фи

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

ДОНЕЦК – 2007

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

КАФЕДРА ХОЛОДИЛЬНОЙ И ТОРГОВОЙ ТЕХНИКИ

В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга,

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

к практической работе «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда

на предприятии (в учреждении, организации)»

для студентов всех специальностей и форм обучения

Утверждено на заседании кафедры

холодильной и торговой техники

Протокол № 16 от 17.12.2007г.

Одобрено учебно-методическим

советом ДонНУЭТ

Протокол № 3 от 27.12.2007г.

ДОНЕЦК – 2007

ББК 65.246я73

УДК (075.8)

Рецензенты:

д.т.н., проф., зав. кафедрой охраны труда

и аэрологии ДонНТУ Ю.Ф. Булгаков,

д.т.н., проф., зав. кафедрой компьютерных

систем мониторинга ДонНТУ Г.В.Аверин

О-92 Охрана труда в отрасли [текст]: метод. указания к практ. работе «Определение соц.-экон. эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)» для студентов всех специальностей и форм обучения /В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга, К.М. Деркач, М.Е. Борисов; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, каф. холодил. и торг.т. – Донецк: ДонНУЭТ, 2007. – 84с.

Методические указания разработаны в соответствии с «Методикой определения социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда», разработанной Национальным научно-исследовательским институтом охраны труда, Институтом экономики Национальной Академии наук Украины.

В методических указаниях приведены общие положения, касающиеся определения социально-экономической эффективности затрат на улучшение условий и повышение безопасности труда, а также методика соответствующих расчетов. При выполнении данной практической работы студенты решают конкретные задачи, оценивают эффективность затрат на охрану труда, приобретают навыки определения оптимального варианта положения средств предприятий на реализацию трудоохранных мероприятий. Практическая работа рассчитана на 8 часов, выполняется на ПЭВМ с использованием программы автоматических расчетов, разработанной авторами.

ББК 65.246я73

 Осокин В.В., Селезнева Ю.А., Шаруга Л.В.,

Деркач К.М., Борисов М.Е., 2007

 Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского, 2007

Введение

    Мероприятия по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………………………………………………………

    Система показателей оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………

    Характеристика затрат на реализацию мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………………………

    Определение социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………

4.1 Общие положения………………………………………………………..

4.2 Выбор источника финансирования……………………………………..

4.3 Расчет затрат на трудоохранные мероприятия………………………

4.4 Определение социальной эффективности трудоохранных мероприятий……………………………………………………………

4.5 Расчет эффективности капитальных затрат на реализацию трудоохранных мероприятий…………………………………………

4.6 Определение эффективности и выбор варианта инвестирования средств на улучшение условий и охрану труда………………………

    Практические ситуации……………………………………………………

Практическое задание 5.1………………………………………………………

Практическое задание 5.2………………………………………………………

Практическое задание 5.3………………………………………………………

Практическое задание 5.4………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………..

Приложение А. Исходная информация для выполнения расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций для реализации трудоохранных мероприятий……………………………………………………

Приложение Б. Критерии оценки знаний студентов по выполнению практических ситуаций по курсу «Охрана труда в отрасли»…………………

Приложение Г. Методические указания по установке программы Эффект_1.

ВВЕДЕНИЕ

Целью преподавания курса «Охрана руда в отрасли» является обучение студентов – будущих руководителей производства, организаторов экономической, финансовой, предпринимательской деятельности методам и средствам обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Программа курса предусматривает чтений лекций, проведение лабораторно-практических занятий, а также самостоятельную работу студентов. Формой итогового контроля по дисциплине «Охрана труда в отрасли» является экзамен.

В результате изучения дисциплины «Охрана труда в отрасли» студенты должны знать:

Основные положения трудового законодательства;

Особенности управления охраной труда на предприятиях отрасли;

Методы и средства нормализации санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях отрасли, методику оценки эффективности их реализации;

Принципы обеспечения безопасности производственного оборудования и производственных процессов на предприятиях отрасли;

Основы обеспечения пожарной безопасности в отрасли.

В формате реализации цели и задач курса «Охрана труда в отрасли» предусмотрено выполнение студентами практической работы «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)».

В условиях рынка жизнедеятельность предприятия существенно зависит от прибыли. На прибыль промышленного предприятия влияет ряд факторов, основными из которых являются: объем выпускаемой продукции, ее структура, текущие затраты, уровень цен.

К текущим затратам относятся ряд затрат, связанных с эксплуатацией и обслуживанием техники, которая приобретается промышленным предприятием для улучшения условий и охраны труда.

Улучшение условий труда положительно влияет на самочувствие работников и их производительность. Совершенствование системы управления охраной труда снижает травматизм и уровень профессиональных заболеваний. Оба перечисленных процесса позволяют снизить текущие затраты, и, следовательно, - увеличить прибыль предприятия. Однако реализация трудоохранных мероприятий требует единовременных затрат или капитальных инвестиций.

Важно оценить экономическую и социальную эффективность инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, чтобы обосновать целесообразность их реализации.

Для повышения эффективности практических занятий преподавателями кафедры холодильной и торговой техники разработана программа автоматических расчетов по четырем ситуациям, каждая из которых рассчитана на 2 часа аудиторных занятий в компьютерном классе:

Расчет показателей социальной эффективности трудоохранных мероприятий;

Расчет рентабельности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий;

Расчет периода окупаемости инвестиций с учетом инфляции;

Расчет по обоснованию выбора более эффективного проекта реализации трудоохранных мероприятий.

В разработке программы автоматизированных расчетов принимал участие магистрант Борисов М.

Для того, чтобы студент мог самостоятельно изучить методику расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, приведен пример расчетов по одному из вариантов, который в таблицах имеет название «базовый».

В приложении Б указаны критерии оценки знаний студентов. В приложении В дано разъяснение как студентам выполнять задание, используя предложенную программу расчетов по оценке социально-экономической эффективности трудоохранных мероприятий.

1.Мероприятия по улучшению условий и повышению

уровня безопасности труда

Оценка эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда является одной из основных задач управления охраной труда. Она необходима для принятия обоснованных управленческих решений, касающихся повышения уровня безопасности производства.

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, нейтрализацию или снижение отрицательного воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

Безопасные и безвредные условия труда обеспечиваются путем:

Доведения параметров производственной среды до нормативного уровня (технические и технологические решения);

Защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Необходимо различать трудоохранные мероприятия на предприятиях (микроэкономический уровень) и на уровне отраслей, регионов, государства (мезоэкономический и макроэкономический уровни). В настоящих методических указаниях будут рассмотрены мероприятия на уровне предприятия.

Трудоохранные мероприятия на предприятии планируются и внедряются в соответствии с совместными рекомендациями государственных органов и профсоюзов, использующимися при формировании раздела «Охрана труда» в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре) .

В перечень указанных мероприятий на предприятии входят:

    разработка, изготовление и установка более эффективных инженерно-технических устройств безопасности (ограждения, блокировки, быстродействующие выключатели и т.п.);

    реконструкция системы естественного и искусственного освещения с целью достижения нормативных требований по освещенности рабочих мест;

    разработка, изготовление и монтаж новых, реконструкция имеющихся вентиляционных систем и устройств, установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства, а также в кабинах управления оборудованием;

    принятие и реализация конструкторских и организационных решений, направленных на включение или снижение до регламентированных уровней шума, вибрации, вредных излучений и других негативных факторов на рабочих местах;

    внедрение оборудования и устройств, обеспечивающих электробезопасность;

    применение в электрооборудовании устройств контроля состояния изоляции и способов сигнализации или выключения электрического питания в случаях ее повреждения;

    применение сигнальных цветов и знаков безопасности;

    использование специальных механизмов и устройств, обеспечивающих удобное и безопасное выполнение работ на высоте;

    реализация мероприятий по устранению непосредственного контакта работников с вредными веществами и материалами, выводу их из опасных зон, например, путем внедрения средств механизации, дистанционного управления, надежной герметизации оборудования;

    реконструкция на действующих предприятиях систем отопления с целью доведения температурного режима на рабочих местах до установленных средств;

    оборудование специальных площадок, сходов и установка других приспособлений для безопасного выполнения работ по ручному креплению контейнеров и других пакетованных грузов, открывания люков транспортных средств, обслуживания запорной арматуры, размещенной на высоте;

    расширение, реконструкция санитарно-бытовых помещений с целью доведения обеспеченности ими работников до действующих нормативов, оснащение этих помещений (гардеробных, душевых, комнат приема пищи и т.п.) современными инвентарем и устройствами.

Мероприятия по улучшению условий и охране труда делятся на одно- и многоцелевые. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образам на улучшение условий и охрану труда, многоцелевые (автоматизация технологических процессов, механизация ручных работ и т.п.) – на улучшение результатов производственной деятельности предприятий (рост производительности труда, повышение качества продукции и т.п.) и условий труда.

Перечень источников права

Вопрос раскрывается в следующих источниках:

  1. В ст. 226 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) даны общие нормы по финансированию и лишь немного затрагивается тема планирования. В частности, ч. 3 ст. 226 ТК РФ отсылает к типовому перечню мероприятий, который устанавливает Минздравсоцразвития.
  2. В приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (далее — приказ № 181н) содержится перечень мероприятий, которые должны быть запланированы. Таким образом, выделение средств на иные меры, не указанные в приказе, рассматривается как нецелевое расходование денег.

Затем приводится список нормативных актов, которые прямо не регулируют процедуру планирования, но содержат отдельные нормы, касающиеся исследуемой темы:

  • постановление Минтруда России «Об утверждении рекомендаций…» от 08.02.2000 № 14;
  • постановление Минтруда России «Об утверждении отраслевых нормативов…» от 22.01.2001 № 10.

Все эти источники регламентируют деятельность службы по охране труда, которая непосредственно занимается планированием тематических мероприятий в организации.

Финансирование работ и мероприятий по улучшению условий и охране труда в организации

В силу ст. 226 ТК РФ организация обязана выделять на охрану труда не менее 0,2% от общих затрат на производство товаров (работ, услуг) в год. Обязательство касается всех частных работодателей.

Помимо императивного условия, эта же статья содержит диспозитивный момент, касающийся организации фондов охраны труда на предприятии. Здесь уже речь идет о добровольной инициативе работодателя выделять дополнительные средства на улучшение условий труда.

Кроме того, частичное финансирование может быть осуществлено за счет средств соцстраха. ФСС имеет право направлять до 20% от оплаченных взносов на финансирование мер по предупреждению профессионального травматизма.

ВАЖНО! Работодатели, занимающиеся улучшением условий труда, имеют право на налоговые льготы. В силу подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на финансирование мероприятий по охране труда учитываются при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль предприятия.

Что касается самих трудящихся, то они никак не должны быть задействованы в финансировании. Ч. 5 ст. 226 ТК РФ прямо запрещает работодателю привлекать средства граждан.

Какие существуют виды мероприятий: правовые, организационные, санитарно-гигиенические и иные?

Как уже говорилось выше, приказ № 181н содержит список мероприятий, которые обязана реализовывать администрация каждой организации. При этом конкретный план может включать только часть из предложенных пунктов и составляется с учетом специфики деятельности предприятия.

Все перечисленные в приказе № 181н процедуры даются сплошным перечнем в количестве 32 пунктов. Однако в соответствии со ст. 209 ТК РФ для удобства их можно разделить на следующие группы:

  1. Правовые:
    • организация обучения, инструктажей;
    • издание инструкций по охране труда.
  2. Организационные:
    • внедрение дистанционных способов управления производственным процессом;
    • модернизация средств сигнализации о сбоях в работе оборудования.
  3. Санитарно-гигиенические:
    • модернизация и механизация уборки помещений, вентиляция и кондиционирование;
    • обновление оборудования до современных требований к шуму, излучению, вибрации и иным показателям;
    • обеспечение питьевого режима.
  4. Социально-экономические:
  5. Лечебно-профилактические:
    • проведение медицинских осмотров;
    • оборудование медицинских кабинетов;
    • обеспечение аптечками.
  6. Иные.

Никаких регламентов относительно планирования мероприятий по охране труда в организации не существует. В связи с этим данная деятельность осуществляется самостоятельно, но с соблюдением общих норм трудового законодательства по охране труда. Составлением планов занимается служба или ответственный за охрану труда. Утверждает готовый документ руководитель предприятия своим приказом .

Планы бывают:

  • годовыми;
  • квартальными;
  • текущими.

Годовой план, как правило, является сводным и включает в себя мероприятия, которые согласованно подготавливают все подразделения организации. Квартальный и текущий разрабатываются по итогам различных проверок или происшествий.

УТВЕРЖДЕН

приказом от 25.12.2017 № 27

мероприятий по улучшению условий и охраны труда

в ООО «Триумф» на 2018 год

Мероприятие

Срок проведения

Финансирование

Направление на обучение начальника гаража

Переиздание инструкций по охране труда

Ремонт помещения под тренажерный зал

Исполнитель и ответственный

начальник службы охраны труда Ветров Е. П. Ветров

Не знаете свои права?

С целью обеспечения безопасности рабочего процесса на предприятии, организации используется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (УУОТ). Данный документ разрабатывается работодателем ежегодно перед началом нового календарного года. Он включает в себя комплекс мер направленных на создание безопасных условий для труда служащих.

В данном случае планирование представляет собой особый организационно-управленческий процесс, проводимый на основании:

  • Уже имеющихся и на данный момент действующих годовых планов;
  • Комплексных программ, направленных на улучшения условий выполнения должностных обязанностей служащими, мер санитарно-оздоровительного обеспечения, которые являются частью плана по развитию организации, если таковой имеется;
  • Соглашения по ОТ, закрепленного в коллективном договоре, действующем на данном предприятии;
  • Оперативных планов, разработанных в подразделениях (отделах, цехах) фирмы.

Оформляя перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, образец можно использовать план предыдущего года. Если ранее такого документа на предприятии не было, то при составлении перечня стоит использовать приказ Минтруда РФ № 181н от 01.03.2012г. В нем содержаться основные мероприятия, которые работодатель может использовать для обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Помимо данного перечня, а также соглашения по ОТ, на предприятии подготавливается и утверждается:

  • Планы работы по ОТ в цехах и отделах на каждый месяц, квартал;
  • Планы мероприятий, проводимых с целью недопущения несчастных случаев и развития у трудящихся профзаболеваний.

В целом текущее планирование УУОТ направлено на снижение травматизма служащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, с этой целью проводятся регулярные проверки знания сотрудниками правил техники безопасности.

При подготовке плана УУОТ, в него включаются мероприятия организационного, технического, социально-экономического и иного характера. Их разработка и выполнение осуществляется на основании действующих нормативных актов федерального и локального значения, регулирующих правила промышленной безопасности и вопросы ОТ.

В соответствии с правилами оформления годовых планов, данный документ разрабатывается руководителем предприятия, совместно со специалистами отдела охраны труда, до 25 декабря текущего года, на следующий отчетный период. При этом они утверждаются приказом №1 по организации и соглашением по ОТ подразделений компании. Данный документ содержит в себе не только перечень необходимых мер для обеспечения безопасной работы сотрудников, но и сроки выполнения, а также список лиц, несущих ответственность и осуществляющих контроль над их реализацией.

Основные мероприятия, содержащиеся в соглашении по ОТ, должны быть подкреплены планово-экономическими бумагами, технологическую и проектную документацию. Также они должны иметь соответствующие финансовые и материальные ресурсы, для их полноценной и своевременной реализации.

Оперативное планирование представляет собой продолжение текущего планирования и является его неотъемлемой частью. При разработке квартальных планов УУОТ учитывается текущее выполнение задач по обеспечению безопасности трудового процесса, а также результаты контроля состояния условий работы в конкретных подразделениях организации. В случае получения предписаний от контролирующих госорганов в сфере ОТ, они должны быть выполнены, в том числе путем внесения соответствующих положений в оперативные планы.

Если на предприятии произошел несчастный случай, то после его расследования руководство предприятия должно разработать и принять дополнительные меры обеспечения безопасности сотрудников, с учетом материалов отчета о ЧС.

Перечень мероприятий по охране труда в организации: кем устанавливается и что содержит?

Перечень мероприятий УУОТ устанавливается специалистами отдела охраны труда на основании приказа Минтруда №181н от 01.03.2012г. и утверждается руководителем организации. При разработке данного документа используется приложение к данному приказу, в котором отмечены основные действия, используемые для обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии. Среди них:

  1. Проведение СПОУ и организация необходимых мероприятий по её итогам;
  2. Оборудование производственных площадей системой сигнализации в случае возникновения непредвиденной ситуации;
  3. Установка защитных систем, препятствующих повреждению станков и оборудования;
  4. Проведение технологической модернизации;
  5. Нанесение на объекты инфраструктуры специальной маркировки безопасности;
  6. Закупка СИЗ и их модернизация;
  7. Монтаж автоматических систем, обеспечивающих контроль над негативными факторами воздействия;
  8. Установка и улучшение системы защиты трудящихся от электрического тока;
  9. Модернизация систем, обеспечивающих безопасность обработки легковоспламеняющихся и опасных хим. веществ;
  10. Механизация производственных линий, процессов обработки сырья, утилизации отходов;
  11. Механизация очищения инфраструктуры производства;
  12. Улучшение экологической безопасности инфраструктуры;
  13. Установка современных систем вентиляции;
  14. Обеспечение инфраструктуры, предназначенной для отдыха трудящихся;
  15. Монтаж оборудования для получения работниками питьевой воды;
  16. Обеспечение служащих СИТ;
  17. Организация хранения СИТ;
  18. Проведение инструктажей и обучения служащих, в том числе оказанию первой медпомощи;
  19. Организация осуществления своевременных медосмотров работников фирмы;
  20. Установка специального медоборудования, приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер. То есть каждый работодатель самостоятельно выбирает, какие из указанных мероприятий он будет использовать при оформлении плана УУОТ и может дополнять список по своему усмотрению.

Планирование организационно-технических мероприятий по ОТ

Организация-работодатель производит подготовку мер организационно-технического характера для обеспечения охраны труда на производстве. При этом на предприятии используют следующий алгоритм:

  1. В соответствии со тс.217 ТК РФ, на предприятии должна быть создана служба ОТ или назначен сотрудник, ответственный за подготовку системы ОТ, если таковых еще нет.
  2. Руководителем организации издается приказ, которым назначаются лица, участвующие в разработке плана организационно-технических мероприятий по ОТ.
  3. После создания специально группы, отвечающей за разработку данного плана, начинается подготовка необходимого документа. На данном этапе уполномоченные сотрудники принимают решение относительно того, какие мероприятия из перечня, закрепленного в Приказе №181н, необходимы для данной фирмы. При этом учитывается специфика работы организации, технические и материальные возможности для проведения необходимых действий. Каждый план разрабатывается на следующий отчетный год, при этом в нем указываются сроки выполнения каждого конкретного мероприятия. Кроме того, в данном документе могут быть отмечены и лица, несущие ответственность за их исполнение.
  4. Готовый план мер организационно-технического характера, направляется на утверждение руководителю предприятия. Данный документ может использоваться самостоятельно или в качестве приложения к коллективному договору.
  5. Каждое мероприятие, которое принимается и вносится в план специальной комиссией, оформляется отдельным актом при участии представителя от профсоюзной организации, если таковая имеется на предприятии. В данном документе указывается информация о конкретном мероприятии, а также необходимые материальные и технические затраты для его реализации.
  6. Осуществление общего контроля над выполнением утверждённого плана мер организационно-технического характера для обеспечения ОТ на производстве возлагается на стороны коллективного договора, специалисты отдела ОТ, представителями органов профсоюзных организаций, действующих на данной территориальной единица, в рамках их полномочий.

Согласно нормам современного законодательства план мероприятий по обеспечение охраны труда может разрабатываться на срок от года до трех. Он подготавливается вместе с проектом бюджетной фирмы на следующий отчетный период.

Оформление плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда: где найти образец?

Основным нормативным актом, содержащим типовой план мероприятий по ОТ, является приказ Минтруда РФ №181н от 01.03.2012г. Поэтому разработку плана следует начинать с изучения этого документа. Из указанного перечня выбираются те мероприятия, которые работодатель считает нужными для реализации исходя из технических и материальных возможностей.

В общем порядке этот документ содержит основные 5 групп мер обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии:

  1. Организационные;
  2. Технические;
  3. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые;
  4. Меры по снабжению трудящихся СИЗ;
  5. Действия, направленные на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности.

Надлежащим образом оформленный план передается на подпись руководителю и утверждается приказом. При этом все необходимые действия должны быть выполнены до 25 декабря текущего года.

В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены в статье 212 ТК РФ, и среди них можно выделить обеспечение:

    безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, включая приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

    соответствующих требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

    организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время их прохождения;

    принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    расследования и учета в установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

    обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

    Выполнение указанных обязанностей работодателем непременно влечет за собой осуществление определенных расходов, по которым должны быть установлены соответствующие источники финансирования.

    В соответствии с положениями действующего в настоящее время законодательства такими источниками могут являться: средства организаций, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль; собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль; средства социального страхования, включая средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; средства целевого финансирования.

    В частности, согласно статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.

    Порядок выделения и использования указанных средств определяются положениями федеральных законов, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

    Согласно Трудовому кодексу РФ финансирование мероприятий может осуществляться также и за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Согласно упомянутой выше статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

    Конкретные размеры указанных средств на уровне отдельно взятой организации определяются заключаемым между работодателем и представительным органом работников коллективным договором.

    При этом, как представляется, имеются в виду средства, выделяемые за счет любых возможных источников, включая средства организации, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Следует также учитывать положения статьи 226 ТК РФ о том, что работники не могут нести расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В связи с этим, не допускаются, в том числе, удержания из заработной платы работающих лиц на указанные цели, любой сбор наличных и иных средств физических лиц, требования об оплате работниками за счет собственных средств стоимости положенных им по норме специальной одежды, лечебно-профилактического питания, мыла и др.

    В основном же расходы, производимые работодателями в целях обеспечения соблюдения условий охраны труда, относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Так, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ, которой регулируются вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

    В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые производятся с целью выполнения норм действующего законодательства. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством правилами по охране труда, санитарно-гигиеническими нормами и правилами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    В соответствии со статьей 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

    Ряд производимых организациями расходов принимаются для целей налогообложения и по другим основаниям (отличным от подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

    Так, затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты учитываются в составе материальных расходов на основании статьи 254 НК РФ (см. пункт 5.1 Методических рекомендаций по налогу на прибыль), но при условии, что их обязательное применение работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Если специальная одежда, специальная обувь или другие средства индивидуальной защиты будут выданы работникам, которые согласно действующему законодательству не обеспечиваются ими в обязательном порядке, или же будут выданы со сниженными против установленных норм сроками носки, соответствующие расходы должны осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

    В соответствии со статьей 221 ТК РФ сертифицированные средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. За счет средств работодателя оплачиваются приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты.

    Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны выдаваться работникам с соблюдением Правил, установленных постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в редакции изменений и дополнений), и в соответствии с утвержденными Минтрудом России типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи.

    Например, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда России от 30 декабря 1997 г. № 69.

    В соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ предусмотренные действующим трудовым законодательством медицинские обследования (осмотры), включая внеочередные в соответствии с медицинскими рекомендациями, осуществляются за счет средств работодателя.

    Расходы организаций, связанные с оплатой услуг медицинских учреждений за проведение периодических и предварительных медицинских обследований работников, принимаются для целей налогообложения по налогу на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

    По этому же основанию в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть отнесены расходы организаций по оборудованию специальных помещений, предназначенных для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей. При этом перечень оборудования и иных предметов, расходы на приобретение которых могут быть приняты в целях налогообложения, определен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», доведенных письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    В частности, для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

    кушетка медицинская;

    письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

    прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;

    прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

    алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

    столик для медицинского оборудования - 1 шт.;

    шпатели медицинские - 10 шт.;

    сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.;

    оборудованная комната для отбора биологических сред.

    Помещение также должно быть оборудовано средствами связи.

    Принимаются в целях налогообложения также и расходы на содержание и эксплуатацию указанного специального помещения, его ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание оборудования и иных предусмотренных предметов (подпункт 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ).

    За время прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением, в соответствии со статьей 212 ТК РФ сохраняется средний заработок и место работы (должность) на время прохождения указанных осмотров (обследований). Выплачиваемые работникам суммы среднего заработка за дни прохождения медицинских осмотров и обследований, принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пункта 6 статьи 255 НК РФ.

    Вместе с тем следует учитывать, что расходы на оплату услуг медицинских учреждений по проведению медицинских осмотров работников, а также расходы на выплату среднего заработка, связанные с прохождением работниками медицинских осмотров, могут быть приняты в целях налогообложения только в тех случаях, когда случаи прохождения медицинских осмотров установлены действующими нормативными правовыми актами (подтверждено письмом Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. № 26-12/1401).

    Если какие-либо медицинские осмотры работников осуществлены организацией по своей инициативе (кроме вышеприведенных случаев), расходы на оплату услуг медицинских учреждений, а также расходы на оплату среднего заработка работникам за время прохождения медосмотров, в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

    В соответствии с положениями статьи 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда), работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Расходы по оплате оказываемых услуг признаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Все работники организации, в том числе ее руководитель, согласно статье 225 ТК РФ обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работодатель также обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

    Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций утвержден совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

    Расходы организаций по обучению работников принимаются в целях налогообложения в порядке, установленном подп. 23 п. 1 и п. 3 статьи 264 НК РФ. Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

    соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

    подготовку (переподготовку) проходят работники организации, состоящие в ее штате;

    программа подготовки (переподготовки) соответствует положениям по обучению в области охраны труда.

    Расходы по проведению аттестации рабочих мест принимаются в целях налогообложения при условии, что такие мероприятия организованы с соблюдением положений постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», и тому имеются документальные подтверждения (имеются оформленные карты аттестации, протоколы оценки травмобезопасности и иных условий на рабочих местах и др. предусмотренные документы).

    Согласно положениям статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется лечебно-профилактическое питание.

    При этом расходы организаций по обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении положений постановления Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» и приказа Минздрава России от 28 марта 2003 г. № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

    Стоимость предоставляемого работникам лечебно-профилактического питания признается в целях налогообложения прибыли при условии, что данное питание предоставлялось в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (в редакции изменений от 11 сентября 2003 г.).

    Смывающие и обезвреживающие средства выдаются работникам с соблюдением норм и правил, установленных постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи». В частности, мыло выдается в количестве 400 г на месяц на работах, связанных с загрязнением, а в количестве 800 г - на работах на угольных (сланцевых) шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в шахтостроительных и шахтомонтажных организациях угольной промышленности. Именно при соблюдении установленных норм и правил, расходы по оплате смывающих и обезвреживающих средств могут приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Стоимость выдаваемых в пределах норм молока, ему равнозначных продуктов и лечебно-профилактического питания не облагается налогом на доходы (пункт 3 статьи 217 главы 23 НК РФ) и единым социальным налогом (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

    Если же продукты выданы по нормам, превышающих законодательно установленные, соответствующие разницы должны быть включены в облагаемую базу по обоим налогам (по единому социальному налогу - если только такие разницы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль), а финансироваться они должны за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

    В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть приняты также следующие расходы организаций, связанные с обеспечением нормальных условий труда и выполнением требований по охране труда:

    на приобретение аптечек и медикаментов;

    на приобретение плакатов и справочников, пособий по технике безопасности и охране труда;

    на оборудование кабинетов или уголков по охране труда (Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда утверждены постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7);

    на организацию и проведение прочих мероприятий по охране труда и технике безопасности, предусмотренными номенклатурой таких мероприятий, разработанной в организации в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

    В любом случае необходимость осуществления указанных расходов должна быть обусловлена положениями соответствующих нормативных правовых актов. В связи с этим первичные учетные документы рекомендуется снабжать указаниями на то, во исполнение какого нормативного акта произведены те или иные расходы.

    Предусмотренные статьей 147 ТК РФ дополнительные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, принимаются в целях налогообложения на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ. При этом конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором или трудовым договором. Однако в силу положений Методических рекомендаций по налогу на прибыль для принятия указанных расходов в уменьшение налоговой базы каждый из заключенных с работниками трудовых договоров должен иметь ссылки на размер и порядок производства дополнительной выплаты, или же ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения по оплате труда и (или) других локальных нормативных актов, устанавливающих размеры и порядок производства выплаты.

    Действующее законодательство предусматривает возможность оплаты отдельных расходов в сфере охраны труда за счет средств обязательного социального страхования.

    В частности, согласно статье 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных организацией в ФСС РФ за 2003 год, могут быть направлены на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организации, включая финансирование их периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

    Объем выделяемых средств определяется за вычетом расходов организации на выплату обеспечения по страхованию по происшедшим страховым случаям.

    Непосредственно перечень расходов, которые могут быть осуществлены за счет выделенных организации средств обязательного страхования, приведен в постановлении Минтруда России от 5 марта 2004 г. № 28 «Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В него включены:

    проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда в организациях.

    Санкционирование расходов производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 г. № 82 «О порядке и условиях финансирования в 2004 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников». За счет выделенных организации средств социального страхования не могут быть оплачены суммы среднего заработка, сохраняемого за время прохождения работниками медицинских осмотров.

    28. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

    Согласно ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

    К системе социально-бытового обслуживания работников в организациях наряду с помещениями здравоохранения, общественного питания, торговли, предприятий службы быта, культурно-массового обслуживания относятся санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные и помещения личной гигиены женщин).

    Проектирование этих помещений должно производиться согласно нормам СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

    По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40…50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений), поэтому вопросы рациональной планировки и повышения эксплуатационных качеств их имеют важное значение. Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условия самообслуживания.

    Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, исполь^ зуемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.

    Эти блоки должны объединять группы производственных процессов со сходными требованиями к организации хранения одежды: не следует блокировать отдельные гардеробные домашней (и уличной) одежды с общими гардеробными для хранения специальной и домашней одежды, так как в этом случае разница в гигиенических требованиях к хранению одежды воспринимается работниками как неравноправие, неудобство, что вызывает стихийный переход на хранение всей одежды в общей гардеробной, способствующей переносу особо грязных и опасных производственных загрязнений на домашнюю одежду.

    Допускается объединение различных типов гардеробных для производств с малочисленным персоналом, так как проектирование гардеробных блоков со списочным количеством рабочих менее 50 человек экономически нецелесообразно.

    Гардеробные на производстве должны быть отдельными для специальных групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности тела и спецодежды, удаляемые с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающие при избытках явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 10 ° С, включая работы на открытом воздухе (2г); вызывающие загрязнени/ веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также веществами обладающими стойким запахом (36). В виде исключения может допускаться объединение в одном гардеробном блоке работников групп 1) и 36, а также 2в и 2г групп производственных процессов при условии что их суммарное число не превышает 50 человек.

    При выборе величины гардеробного блока следует исходить как и:’ возможности объединения в одном блоке работников различных груш1 производственных процессов, так и из условий эксплуатации гардеробных. Рекомендуется принимать вместимость гардеробного блока не более 60 мест и блоки вместимостью не менее 100 человек.

    Предусматривается три способа организации хранения специальной и домашней одежды:

    попеременное в одном отделении шкафа;

    в разных отделениях шкафа в одном помещении;

    в разных помещениях.

    Хранение спецодежды попеременно в одном шкафу целесообразней только для производственных процессов, вызывающих незначительный ее загрязнения, при условии, что они не могут быть перенесены через внутреннюю поверхность шкафа на домашнюю одежду - группа 1-го (процессы, вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности только рук).

    Хранение домашней и специальной одежды в разных гардеробных предусматривается для производственных процессов с особо сильными и опасными загрязнениями для предотвращения их возможного перенесения на домашнюю одежду в процессе переодевания.

    Для хранения одежды предусматриваются следующие виды оборудования: запираемые (закрытые) шкафы, открытые шкафы и вешалки,

    Для отдельного хранения уличной одежды следует предусматривать вешалки, для ее совместного хранения с домашней одеждой - шкафы.

    Домашнюю одежду следует, как правило, хранить в запираемых отделениях шкафов.

    Для хранения специальной одежды могут применяться как запираемые, так и открытые отделения шкафов.

    Для удобства проведения текущих ремонтов гардеробных блоков в одном гардеробном блоке рекомендуется проектировать не менее двух душевых помещений.

    Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины, В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.

    Закрытые душевые кабины являются более комфортными, однако имеют меньшую пропускную способность, так как используются и для вытирания тела. Не рекомендуется применение закрытых душевых кабин на производствах с особо сильными или опасными загрязнениями (группы 1в, 26-процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла). Закрытые душевые кабины рекомендуется проектировать отдельно от помещения с открытыми кабинами.

    Душевые кабины со сквозным проходом применять не рекомендуется, за исключением случаев, специально оговоренных в технологическом задании или ведомственных нормах. Душевые кабины со сквозным проходом требуют большей площади помещений, неудобны в пользовании и не обладают гигиеническими преимуществами перед открытыми душевыми кабинами,

    При расчете количества душевых сеток следует иметь в виду, что расчетное количество 3, 5 и 7 человек на одну душевую сетку предполагает пользование душем каждым работником (при разной продолжительности мытья). При назначении одной сетки на 15 или 25 человек предполагается использование душа как общегигиенической процедуры или для очистки от случайно возникших загрязнений только некоторыми работниками. Поэтому при проектировании душевых с расчетом 7,5 или 3 человека на душевую сетку требуется их размещение в гардеробном блоке с учетом кратчайших удобных связей с местами хранения одежды.

    Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозак-рываюшимися, чтобы предотвратить проникновения водяных паров в гардеробные помещения.

    Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях, смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных, смежно с душевыми. С боковых сторон места для умывания рекомендуется выделять перегородками высотой 1 м; Полы под умывальниками на расстоянии 0,9 м от стены и 0,45 м от оси крайнего умывальника должны быть облицованы керамической плиткой и иметь трапы.

    Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одну уборную на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек. Уборные рекомендуется оборудовать напольными чашами. При оборудовании уборных в цехах унитазами во избежание их поломки рекомендуется предусматривать опоры для ног на уровне верха унитаза.

    Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.

    Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят: помещения для раздевания, индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником. Помещения для личной гигиены женщин следует оборудовать: биде со смесителями горячей и холодной воды, умывальником со смесителем холодной и горячей воды, бачком для мусора, крючками для одежды и белья, скамьей размерами 30×40 см.

    Кабины облицовываются керамической плиткой. Над поддонами устанавливается подставка.

    Нормы площади помещений на I человека, единицу оборудования, расчетное число работников, обслуживаемых на единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, следует принимать:

    Площадь помещений на человека, м 2:

    Гардеробные уличной одежды, раздаточные спецодежды, помещения для
    обогрева или охлаждения 0,01,

    Кладовые для хранения одежды:

    при обычном составе спецодежды 0,04

    расширенном составе спецодежды 0,06

    громоздкой спецодежде ….. 0,08

    Респираторные 0,07

    Помещения централизованного склада спецодежды и средств индивидуальной защиты:

    для хранения 0,07

    выдачи, включая кабины примерки и подгонки 0,02

    Помещения дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря

    Зрительные при уборных или помещениях для отдыха 0,02

    Места для очистки обуви, бритья, сушки волос 0,01

    Помещения для сушки, обеспыливания или обезвреживания спецодежды

    Помещения для мытья спецодежды, включая каски и спецобувь …. 0,3
    Площадь помещений на единицу оборудования, м 2:

    Преддушевые при кабинах душевых открытых и со сквозным

    проходом 0,7

    Тамбуры при уборных с кабинами. . . 0,4

    Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, а от рабочих мест на площадке предприятия - не более 150 м.

    117. УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА

    Мероприятия по обеспечению устойчивости работы объекта прежде всего должны быть направлены на защиту рабочих и служащих от последствий ЧС; они тесно связаны с мероприятиями по подготовке и проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, так как без людских резервов и успешной ликвидации последствий ЧС в очагах поражения проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы объектов народного хозяйства практически невозможно. Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов, не производящих материальные ценности, - транспорт, связь и др. - выполнять свои функции), в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для исследования подготовки объекта к защите от последствий ЧС, оценки физической устойчивости и разработки мероприятий привлекаются инженерно-технический персонал и работники штаба ГО объекта; в необходимых случаях - сотрудники или группы (отделы) научно-исследовательских и проектных организаций, связанных с работой предприятия. Общее руководство исследованиями осуществляет начальник ГО (директор) предприятия. Его приказом определяются рабочие группы для исследования и разработки мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. Одновременно разрабатывается и утверждается план проведения исследований. Руководство рабочими группами возлагается на главного инженера объекта, при котором создается группа руководства исследованием. Рабочие группы обычно соответствуют основным производственно-техническим службам объекта. На промышленных объектах, как правило, создаются рабочие группы по исследованию устойчивости: зданий и сооружений, старший группы - заместитель директора по капитальному строительству (начальник ОКС); коммунально-энергетических сетей, старший группы - главный энергетик; станочного и технологического оборудования, старший группы - главный механик; технологического процесса, старший группы - главный технолог; управления производством, старший группы - начальник производственного отдела; материально-технического снабжения и транспорта, старший группы - заместитель директора по МТС (начальник отдела МТС). Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят руководители основных служб объекта. Эти группы проводят всю расчетную работу по исследованию устойчивости работы объекта. В зависимости от особенностей объекта, его размеров и сложности производства число групп, их состав и задачи могут меняться. Конечная цель таких исследований - оценка устойчивости работы объекта в условиях ЧС и изыскание наиболее эффективных и экономически оправданных путей и способов ее повышения. На первом этапе исследования проводится анализ уязвимости промышленного объекта и оценка устойчивости его работы в условиях ЧС. На втором этапе - разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости и заблаговременной подготовке объекта к восстановлению. В результате изучения всех вопросов в рабочих группах и проведения главным инженером совместно с руководителями групп предварительного обсуждения итогов исследований группой руководства составляется отчетный доклад и план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. В каждом разделе плана указываются мероприятия, выполняемые объектом, проектными и другими организациями. В плане или приложениях к нему указываются объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочая сила, ответственные исполнители, сроки исполнения и т.д. Этот план-график каждого объекта утверждается директором предприятия, доводится до сведения исполнителей. Остальные предложения направляются на утверждение в вышестоящий производственный орган (например, в объединение, главк), в который входит объект. В дальнейшем по мере расширения и реконструкции объекта в разработанный план-график должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, что, естественно, потребует проведения дополнительных исследований и проработок. Таким образом, исследование устойчивости - это неодноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, инженерно-технического персонала и штаба ГО объекта. Повышение устойчивости работы объекта будет, по существу, достигаться путем усиления наиболее слабых (уязвимых) элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования планируется и проводится большой объем работ, включающий выполнение организационных и инженерно-технических мероприятий. Особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий. Достижения современной науки и техники, позволяют осуществлять такие решения, при которых предприятие будет устойчиво к воздействию на него даже весьма значительных избыточных давлений. Однако это связано с крупными затратами средств и материалов, которые могут быть оправданы только острой необходимостью защиты уникальных, особо важных элементов объекта. К выработке мероприятий по повышению устойчивости надо подходить весьма обдуманно, всесторонне оценивая их техническую, хозяйственную, и экономическую целесообразность. Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с задачами, решаемыми в обычных условиях с целью обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса. Примерами таких решений могут служить: использование убежищ для народнохозяйстственных целей и обслуживания населения; строительство подземных емкостей для горючих, ядовитых и агрессивных жидкостей и газов и пр. Особенно большое значение имеет разработка инженерно-технических мероприятий при новом строительстве, так как в процессе проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО, что снизит затраты на их реализацию. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции или выполнения других ремонтно- строительных работ. Основные мероприятия в решении задач повышения устойчивости работы промышленных объектов: защита рабочих и служащих от оружия массового поражения; повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов и совершенствование технологического процесса; повышение устойчивости материально-технического снабжения; повышение устойчивости управления объектом; разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них; подготовка к восстановлению производства после поражения объекта. Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводится в обычных условиях. Та часть работ, исполнение которых проводится в условиях ЧС, планируется заблаговременно, а выполняется при угрозе возникновения ЧС.

Трудовой кодекс обязывает работодателей проводить мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда своего персонала, и планировать работу по их улучшению. Ежегодно они должны выделять на это не меньше 0,2% всех производственных затрат.

Решение о том, какие необходимо провести мероприятия, принимает сам работодатель, поскольку никто не знает лучше него специфику своего предприятия и потребностей в корректировке охраны труда его сотрудников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За отсутствие в организации Плана мероприятий по охране труда персонала работодатель может быть привлечен к административной ответственности и получить санкции в виде денежного штрафа или приостановления деятельности.

В 2020 году курс на модернизацию российского законодательства в сфере охраны труда продолжается.

Центральные моменты

Основная структура

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Кем регулируется перечень

На предприятии создается специальная служба охраны труда для обеспечения безопасных условий трудового процесса и их улучшения по мере необходимости. За построение системы охраны труда назначаются ответственные лица.

Формирование группы лиц, которые будут отвечать за непосредственную разработку плана мероприятий по улучшению условий труда, производится на основании приказа.

Соблюдение Плана мероприятий контролируется государственными органами, вышестоящими органами профсоюзов, сторонами коллективного договора и службой охраны труда предприятия.

Что обычно входит в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Допускается оформление плана, как раздела коллективного соглашения или договора. В нем отражается расчет срок реализации по каждому мероприятию, а также должности и ФИО ответственных за их проведение специалистов. Сотрудники ДОУ оформляют План надлежащим образом, затем он подписывается руководителем предприятия и утверждается его приказом.

Технические меры контроля

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

Самые продуктивные примеры

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

Принципы разработки

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Детали финансирования

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook