Порядок расторжения муниципального контракта в судебном порядке. Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке. В каких случаях допускается

Расторжение государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в случае ненадлежащего исполнения поставщиком принятых обязательств: проблемы теории и практики

Соловьева Елена Владимировна,

магистрант Тюменского государственного университета, института права, экономики и управления.

В данной статье проведен анализ положений нормы Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускающей возможность одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта. Автором выявлены положительные и отрицательные стороны данных законодательных нововведений и возможные пути решения проблем, связанных с возможностью одностороннего расторжения контракта.

Ключевые слова: Федеральный закон № 94-ФЗ; Федеральный закон № 44-ФЗ; односторонний отказ; расторжение контракта.

Вопрос о порядке расторжения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд всегда вызывал споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике.

До вступления в силу поправок к Федеральному закону от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), внесенных Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ, в случае если подрядчик (поставщик, исполнитель) по государственному (муниципальному) контракту не исполнял или ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, заказчик был вынужден расторгать контракт по соглашению сторон или по решению суда, либо принимать работы (товары, услуги) ненадлежащего качества, что могло впоследствии рассматриваться контролирующими органами как нарушение.

Ранее вопрос расторжения контрактов регулировался п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, согласно которому расторжение государственного или муниципального контракта допускалось исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

С указанной нормой непосредственно связаны ст. ст. 533 и 534 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), предполагающие возможность отказа от исполнения контракта как поставщиком, так и заказчиком при соблюдении условий, установленных в данных статьях.

При анализе ст. ст. 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые авторы выдвигали точку зрения о возможности одностороннего отказа.

Например, д.э.н. Ф.Н. Кадыров аргументирует свою позицию следующим образом: в соответствии со ст. 450 ГК РФ предусмотрены в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является контракт, соглашение сторон, требование одной из сторон, рассматриваемое в судебном порядке и односторонний отказ от исполнения договора . Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Пункт 3 ст. 450 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. И автор делает вывод о том, что «односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случаях, когда такой отказ прямо предусмотрен контрактом», добавляя о целесообразности предусматривать в контрактах право на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения обязательств по контракту поставщиком. Данная позиция также поддерживается Э.А. Кипарисовым , который предлагает предусматривать возможность расторжения в одностороннем порядке в тексте контракта. Л.Е. Пермяков добавляет, проанализировав ст. 534 ГК РФ, что заказчику «предоставляется право на изменение и расторжение договора в одностороннем порядке даже при надлежащем исполнении поставщиком договорных обязательств» .

При анализе судебной практики, касающейся применения п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, также можно сделать вывод о неоднозначности решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение нормами ГК РФ.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. № А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения государственного контракта согласована сторонами в самом контракте, следовательно, имевшее место одностороннее расторжение контракта соответствует положениям действующего законодательства.

Однако, некоторые суды придерживаются противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 г. № КГ-А40/8968-08 были отменены решения арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанции, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, а также на то, что не была применена норма п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами ГК РФ применяются нормы Закона № 94-ФЗ.

В целях однозначного толкования п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2009 г. В соответствии с указанными изменениями был сделан акцент на то, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Тем самым законодатель подчеркнул, что контракт может быть расторгнут только в соответствии с перечисленными в Законе № 94-ФЗ основаниями. Необходимостью внесения указанных изменений послужило то, что положения указанной статьи действовали и ранее, но на практике нередко толковались двояко, а «некоторые заказчики вообще ставили вопрос о том, чтобы им разрешили расторгать контракты по их инициативе при наличии существенных оснований» .

Что касается позиции Федеральной антимонопольной службы России по этому вопросу, она была однозначна: заказчикам расторгать контракт в одностороннем порядке нельзя.

Если контрольные органы выявляли в проекте контракта или в документации положения, согласно которым заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, то такие действия заказчика признавались нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такая спорная ситуация по вопросу одностороннего расторжения контрактов продолжалась вплоть до июня 2013г., пока не вступили в силу поправки к Закону № 94-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Изменения коснулись возможных способов расторжения контракта. С указанной даты расторгнуть контракт можно не только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (как это было установлено ранее), но и вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Такая процедура одностороннего отказа, введенная данным законом, аналогична той, которая установлена в ч. 9 - 16 , 19 - 22 , 26 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 г., и заменившим Закон № 94-ФЗ.

В соответствии сЗаконом № 44-ФЗ односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, любая из сторон сможет отказаться от исполнения контракта, если заказчик установит соответствующее условие в контракте. Однако, включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ (ч. 19 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

ВЗаконе№ 44-ФЗ определено, что до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Если заказчик привлекает экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы, то он сможет отказаться от исполнения контракта, только если эксперты подтвердят нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 11 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Вч. 12 ст. 95Закона № 44-ФЗ очень подробно регламентируется, как должно оформляться решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и каким образом оно должно быть направлено поставщику (исполнителю, подрядчику). Общее требование к направлению уведомления о таком решении состоит в том, что средства связи и доставки должны обеспечивать фиксирование уведомления и получения заказчиком подтверждения о его вручении. Данные правила обусловлены тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 13 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан отменить указанное решение, если в течение названного срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия этого решения, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95Закона № 44-ФЗ). Однако при повторном нарушении условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, данное правило не применяется.

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) в целом сходны с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика.

После принятия решения об отказе от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан направить соответствующее уведомление заказчику, и по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика данное решение вступит в силу. Заказчик может в течение указанного срока устранить нарушения контракта, ставшие основанием для одностороннего отказа от его исполнения, в этом случае поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить решение (ч. 22 ст. 95Закона № 44-ФЗ). Подобным образом заказчик может поступать неоднократно в отличие от поставщика (подрядчика, исполнителя).

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Однако и теперь, когда ситуация прояснилась, и Законом установлен единый порядок одностороннего расторжения контракта, относительно этого вопроса существуют самые различные мнения.

Одни видят в этом возможность обеспечить качество закупаемых товаров, работ и услуг, другие, напротив, полагают, что данная норма дает заказчикам возможности для злоупотреблений.

Сторонники одностороннего расторжения исходят из того, что судебная процедура - очень растянута во времени и довольно затратна. Ранее, если поставщик по контракту не исполнял или исполнял ненадлежащим образом свои обязанности, заказчик мог только обратиться в суд и ожидать решения в течение нескольких месяцев, а возможно - и дольше. А когда речь идет о закупках лекарств, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, питания для школ и больниц, строительстве социального жилья, школ, детских садов и т.д. это просто недопустимо.

С учетом того, что исполнитель по контракту зачастую отказывается от подписания соглашений о расторжении контракта, а судебные разбирательства требуют кадровых и временных затрат, которые могут себе позволить не все учреждения, внесенные поправки по их мнению могут стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков.

Противники же законодательных нововведений исходят из следующих соображений.

Закон предусматривает, что односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Однако ГК РФ предусматривается возможность такого отказа заказчика не только в случаях, когда другой стороной существенно нарушаются условия контракта, но и вообще без оснований (статьи 717 и 782 ГК РФ). Кроме того, ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ фактически отменяется обязанность заказчика компенсировать подрядчику убытки, вызванные необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Заказчику не придется даже как-то мотивировать свое решение, то есть, такой подход дает заказчику необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг.

В таких условиях добросовестный бизнес просто откажется участвовать в закупках из-за неоправданных и неограниченных рисков. Как следствие, действующая редакция закона о контрактной системе приведет к существенному снижению конкуренции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, крайне негативно отразится на возможности заказчика эффективно и экономно реализовывать свои функции по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Такое мнение высказывает в своей статье Дмитрий Илюшин, юрист, эксперт в области публичного права Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» .

В этой связи Закон № 44-ФЗ необходимо дополнить следующим образом:

Установить непосредственно исчерпывающие и объективные, насколько это возможно, основания для одностороннего отказа от исполнения контракта (нарушение сроков исполнения контракта, неустранимые и существенные нарушения условий исполнения контракта, поставка товаров ненадлежащего качества и т.п.);

Установить обязанность заказчика до расторжения контракта проводить экспертизу, если расторжение осуществляется по «оценочным» основаниям;

Установить процедуру досудебного обжалования одностороннего отказа заказчика в контрольный орган (сейчас таким органом является Федеральная антимонопольная служба).

Соответствующий проект изменений в Закон № 44-ФЗ был внесен Григорием Явлинским в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. И скорее всего, данную инициативу поддержит профессиональное и бизнес-сообщество.

Таким образом, при условии устранения выявленных выше правовых недочетов, внесенные законодателем изменения можно охарактеризовать как направленные на упрощение процедуры расторжения государственного контракта, по которому исполнитель не выполняет принятые на себя обязательства. По моему мнению, данная норма значительно «облегчит» жизнь государственного (муниципального) заказчика, ведь, например, часто возникают ситуации, когда в тендере побеждает неизвестный участник, часто юридическое лицо, зарегистрированное только лишь для участия в тендере, целью участия которого было получение предоплаты по контракту без намерения выполнения обязательств по заключенному контракту, либо демпинг, заказчик может достаточно быстро расторгнуть контракт и заключить новый. Ранее же эта процедура была очень сложной для заказчика, так как требовала обращения в суд с соответствующим иском и значительных временных и материальных затрат на ее исполнение.

С другой стороны, для добросовестных исполнителей по контракту указанная норма несет в себе потенциальные риски, связанные, прежде всего, с возможностью злоупотребления заказчиком предоставленным правом. Все это может привести к снижению конкуренции в сфере закупок, что будет способствовать еще большим проблемам в будущем, в том числе и повышению уровня неисполнения бюджета.

Литература

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2.Дополнение № 3894 от 20.11.2013 к проекту юридического акта: О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777308120 .

3.Илюшин Д. «Что приготовила нам реформа государственных закупок?» общественное онлайн издание The Smart Power Journal – smartpowerjournal.ru .

4.Кадыров Ф.Н. Менеджер здравоохранения. 2008. № 4.

5.Кипарисов Э.А. Госзаказ: интересные моменты // Бюджетный учет. 2008. N 2; СПС «Гарант».

6.О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Комментарий и практика применения закона / Под общ. ред. Вайпана. В.А. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 6.

7.Пермяков Л.Е. Правовое регулирование поставки для государственных нужд. Дис. канд. юрид наук: 12.00.03. Москва, 2012.

8.Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Расторгнуть госконтракт по соглашению сторон - это значит прервать его исполнение до того, как выполнены все обязательства. В Гражданском кодексе и в 44-ФЗ предусмотрен специальный алгоритм для этого действия. Разберемся, как без ошибок расторгнуть государственный контракта, а также составить образец соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон 44-ФЗ.

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в , за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно , размещается в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

Обобщение судебной практики по спорам, связанным с рассмотрением требований о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ.

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Саратовской области на второе полугодие 2013 года проанализирована и обобщена практика рассмотрения Арбитражным судом Саратовской области дел по спорам, связанным с рассмотрением требований о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ в период с января 2011 по октябрь 2013 года.

Согласно статистическим данным, за период 2011-2013 Арбитражным судом Саратовской области рассмотрено 36 исковых заявлений о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ. Из них, в 2011 году - 3 заявления, в 2012 году - 16 заявлений, в 2013 году - 17 заявлений.

За период с 01.01.2011 - по 30.10.2013 Арбитражным судом Саратовской области по указанной категории дел по существу рассмотрено 29 дел.

Из общего количества рассмотренных дел исковые требования удовлетворены по 9 делам, отказано в удовлетворении требований по 8 искам.

Из 29 рассмотренных по существу дел, в том числе, по которым не истекли сроки на обжалование, обжаловано по состоянию на 30.10.2013 - 6 судебных актов, что примерно составляет 20 % от вынесенных решений.

Кассационной инстанцией изменен - 1 судебный акт.

За последние годы институт поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд претерпел большие изменения: была введена единая система правового регулирования обеспечения государственных или муниципальных нужд. Процесс совершенствования правового регулирования поставки товаров для государственных или муниципальных нужд продолжается и в настоящее время.

Большое значение имеет вопрос соблюдения порядка расторжения государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.

Задачами настоящего обобщения являются: изучение изменений в ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирующих расторжение контракта, а также анализ судебной практики в исследуемый период по данному вопросу.

Для определения позиции законодателя по данному вопросу необходимо проследить изменения, вносимые в законодательство, регулирующее расторжение контракта.

На сегодняшний день на законодательном уровне однозначно решен вопрос о том, может ли государственный или муниципальный контракт быть расторгнут не только по соглашению сторон или решению суда, но и в одностороннем порядке - одной из сторон сделки.

Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ, вступившим в силу с 07.06.2013, список оснований для расторжения контракта, приведенный в Законе N 94-ФЗ, расширен за счет возможности одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта (далее также - контракт) для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В условиях необходимости полного "освоения" бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.

Между тем, продолжительный период времени как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике отсутствовал единообразный подход к допустимости одностороннего отказа от исполнения контракта.

Говоря о государственном или муниципальном контракте, мы подразумеваем договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, и гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемый от имени бюджетного учреждения (далее также - контракт, государственный контракт). Этот контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами, но с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Расторжение контракта, заключенного в соответствии с Законом N 94-ФЗ, регулируется частью 8 статьи 9 этого Закона, которая до 1 марта 2009 года указывала, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, уже из данного указания следовало, что Законом N 94-ФЗ, не допускает расторжения контракта в одностороннем внесудебном порядке, а только или по соглашению сторон или по решению суда.

Тем не менее, в отношении контрактов, заключенных в период действия этой редакции, суды иногда признавали допустимость включения в контракт условий, предусматривающих возможность одностороннего внесудебного расторжения контракта (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2009 N А56-42633/2008, ФАС Центрального округа от 06.04.2009 N А09-7650/2008-16(Ф10-478/09), ФАС Волго-Вятского округа от 09.02.2010 по делу N А11-3046/2009, ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2009 N Ф03-7263/2009).

Однако в других случаях, суды приходили к выводу о недопустимости расторжения государственного контракта в одностороннем порядке, руководствуясь приведенным выше принципом: общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам Закона N 94-ФЗ (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2009 N Ф04-3587/2009(9002-А27-10) и от 29.04.2010 по делу N А27-9919/2008, ФАС Московского округа от 28.04.2009 N КГ-А40/2450-09, ФАС Уральского округа от 11.03.2010 N Ф09-1396/10-С4, а также ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2010 по делу N А70-10412/2009, ФАС Поволжского округа от 09.03.2010 по делу N А55-18366/2008, ФАС Центрального округа от 04.06.2010 N Ф10-2198/10 по делу N А35-4649/08-С25 (определениями ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-15562/10, от 23.07.2010 N ВАС-8344/10, от 28.09.2010 N ВАС-12626/10 в передаче этих последних дел в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ с 1 марта 2009 года указание части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ о возможности расторжения контракта по предусмотренным ею основаниям было дополнено словом "исключительно". Данное изменение, должно было уточнить норму и исключить возникающие при ее толковании разночтения, подчеркнув невозможность одностороннего внесудебного расторжения контракта. Таким образом, представленная норма давала повод рассуждать о том, что государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты только по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда

Вместе с тем многими государственными органами и судами данное изменение было воспринято как введение нового законодательного ограничения на способы расторжения государственного контракта.

Так, примером корректировки правоприменительной практики после изменения части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ служит приказ Минкультуры РФ от 05.03.2009 N 94, которым внесены изменения в примерные формы государственных контрактов, ранее утвержденные приказом Минкультуры РФ от 31.12.2008 N 295: положения о том, что государственный заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем внесудебном порядке, заменены на положения о возможности расторгнуть контракт в установленном порядке.

В ряде судебных актов также прямо указано, что возможность одностороннего расторжения контракта во внесудебном порядке допускалась законом только до 1 марта 2009 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Законом N 308-ФЗ, но не допускается после этих изменений (например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 N 15АП-7465/11, ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2011 N Ф07-1529/11).

Между тем судебная практика в данный период содержала и судебные акты, содержащие позицию о невозможности одностороннего расторжения контракта на основании части 8 статьи 9, не ссылаясь на внесенные в нее изменения, то есть не считая, что они имели существенный характер (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2011 по делу N А27-5166/2010 (определением ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-5099/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Вместе с тем есть и примеры, когда суды, рассматривая отношения по государственным контрактам, заключенным после 1 марта 2009 года, тем не менее, признавали возможность внесудебного расторжения контракта по инициативе одной из сторон (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 N 13АП-9288/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 N 03АП-2029/11).

Ключевым примером в судебной практике по интересующей нас проблематике стало Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11. В деле был рассмотрен спор о том, может ли государственный заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда. Арбитражные суды решили, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт был расторгнут. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поддержал выводы нижестоящих судов.

Судами всех инстанций была отклонена ссылка подрядчика на нормы Закона N 94-ФЗ, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Во-вторых, согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Получается, что статьей 768 предусмотрено принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон до настоящего времени не появился.

В связи с этим Высший Арбитражный Суд Российской Федерации посчитал, что в правовом регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритет остается за нормами Гражданского кодекса . В первую очередь, применяются статьи 763 - 767 § 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд". А в части, не урегулированной данными статьями, в зависимости от вида подрядных работ следует ориентироваться на положения § 3 "Строительный подряд" или 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ", а затем - на общие положения о договоре подряда (§ 1) . В отношении возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора применению подлежат последние. В частности, в пункте 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится: если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В рассматриваемой ситуации отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств. Значит, применение судами к отношениям сторон пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно, а вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правильным. (В соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.)

Данное постановление содержит указание о том, что судебные акты арбитражных судов по делам со схожими обстоятельствами, вступившие в законную силу и принятые на основании правовых норм, которые расходятся в толковании с указанным Постановлением, при отсутствии препятствий и особых условий могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.08.2012 по делу № А57-1844/2012, оставленным без изменения в данной части постановлениями вышестоящих судебных инстанций, отказано в удовлетворении искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации Саратовского водохранилища к Обществу с ограниченной ответственностью «СКС-2007» о расторжении гражданско-правового договора №0360100019111000005-0242734-01 от 07.06.2011 года. Суд пришел к выводу о том, что поскольку право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора подряда императивно установлено пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, оно не может быть ограничено по соглашению сторон. На основании изложенного, судом установлено, что обязательства сторон по договору №0360100019111000005-0242734-01 от 07.06.2011 года прекращены с 28.11.2011 года в связи с однозначно выраженным намерением Заказчика расторгнуть указанный договор.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2013 по делу № А57- 25462/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требования администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Легион Газ» о расторжении муниципального контракта № 03603000185412000166-0062079-02/23 от 15.11.2012 г.. Суд пришел к выводу о том, что имеют место обстоятельства, являющиеся основанием для применения пункта 2 статьи 715 ГК РФ, в силу которого, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Воспользовавшись данным правом, заказчик правомерно в одностороннем порядке заявил о расторжении договора по основанию, предусмотренному статьей 715 ГК РФ. Поскольку односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу части 3 статьи 450 Кодекса, то правовых оснований для расторжения уже расторгнутого и прекратившего свое действие контракта у суда не имелось.

Но уже в постановлении от 24.07.2012 N 5761/12 Президиум ВАС России указал, что “отношения истца и ответчика регулируются не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и положениями Закона о размещении заказов, не предусматривающего возможности внесения изменений в условия заключенного контракта (ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ) и не предоставляющего права исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ч. 8 ст. 9 Закона)”.

С 1 января 2014 года прекращает действовать Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако в Федеральный закон N 94-ФЗ до настоящего времени все еще вносятся изменения. Последние из них приняты Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ.

Внесенные Федеральным законом N 114-ФЗ поправки позволяют расторгать государственный, муниципальный контракт заказчику и исполнителю в одностороннем порядке. В этом документе изложены условия и правила, по которым учреждение должно действовать, если есть необходимость в данной мере.

В Федеральный закон N 94-ФЗ включена новая , которая устанавливает процедуру расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Необходимость включения данной нормы вызвана тем, что ранее действовавшая редакция Федерального закона N 94-ФЗ предусматривала расторжение контракта исключительно по соглашению сторон или по решению суда.

Однако гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.

Иными словами, существовало противоречие между указанными нормативными актами, тогда как Закон о государственных закупках призван лишь дополнять гражданское законодательство, а никак не ограничивать его.

С принятием Федерального закона N 114-ФЗ противоречие устранено. Согласно действующей редакции пункта 8 статьи 9 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Напомним, что в силу части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным в том случае, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Так, если подрядчик ненадлежащим образом выполняет свои обязательства или не выполняет их вообще, поменять его возможно только путем расторжения с ним контракта. При этом если подрядчик не согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон, у заказчика имелась единственная возможность расторжения контракта - через суд.

Вместе с тем судебная процедура расторжения контракта имеет существенные издержки, не позволяющие эффективно использовать данный механизм.

Исключение возможности одностороннего отказа от исполнения контракта с учетом порядка размещения заказа, а также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия РФ, субъектов РФ, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке может быть начата как заказчиком, так и поставщиком.

Расторжение контракта по инициативе заказчика

Согласно пункту 1 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством ( Гражданского кодекса Российской Федерации) при условии, что это было предусмотрено контрактом. Таким образом, при заключении контракта в нем должен быть оговорен пункт о возможности его расторжения в одностороннем порядке.

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе Заказчика предусмотрены в следующих нормах Гражданского кодекса РФ: пункт 5 статьи 709; подпункты 1-3 статьи 715; статья 717; пункт 3 статьи 723; пункт 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Согласно пунктом 1-3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. При этом если:

Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (т. е просрочка выполнения работ подрядчиком);

Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2013 по делу № А57-9533/2013 расторгнут гражданско-правовой договор №2050 от 20.12.2012 года, заключенный между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области» и Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания №28», с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания №28» в пользу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области» взыскано неосновательное обогащение в размере 29297641 руб. 48 коп., и неустойка за нарушение срока выполнения работ по договору №2050 от 20.12.2012 за период с 31.05.2013 по 06.06.2013 в размере 2114923 руб. 49 коп.; всего 31412564 руб. 97 коп..

Судом установлено, что вследствие нарушения ответчиком обязательств по выполнению работ в срок предусмотренный договором, ответчиком были существенно нарушены условия договора.. В связи с нарушением ответчиком сроков выполнения работ по договору истец лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (строительство нового корпуса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области»). Требование истца о возврате неосвоенной суммы оплаты по договору, произведенной заказчиком, являлось следствием расторжения договора №2050 от 20.12.2012. Поскольку в материалы дела не были представлены документы, свидетельствующие о выполнении подрядчиком работ к моменту расторжения спорного договора и передача их результата заказчику, суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 29 297 641 руб. 48 коп., подлежат удовлетворению.

Во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно статье 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив при этом подрядчику часть установленной договором цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик будет вправе потребовать возврата, уплаченного подрядчику и неотработанного аванса как неосновательного обогащения в соответствии с пунктом 3 статьи 450, пунктом 2 статьи 453, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но в, то, же время заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Необходимо отметить, что статья 717 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит указания, что рассматриваемое основание отказа возможно только в случае существенных нарушений подрядчиком условий контракта. Пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Согласно пункту 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия просрочки исполнения, указанные в пункте 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают при нарушении, как конечного срока выполнения работы, так и иных установленных договором подряда сроков. В пункте 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, что заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков, если вследствие просрочки должника (подрядчика) исполнение утратило для него интерес.

Указанные последствия могут наступать, только если начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы определены в договоре точной системой координат и их строгое соблюдение обозначено в договоре как существенное обстоятельство, влияющее на его исполнение. В то же время должник (подрядчик) не лишается права доказывать, что фактически кредитор (заказчик) не утратил интерес к исполнению обязательства, поскольку, например, вступил в аналогичные правоотношения с другими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от его исполнения (пункт 3 статьи 19.2

После того как решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято, на следующий день в соответствии с пунктом 4 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ его необходимо разместить на официальном сайте и направить поставщику (исполнителю, подрядчику) одним из следующих способов:

По почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

Телеграммой;

Посредством факсимильной связи;

По адресу электронной почты;

С использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком поименованных выше требований считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. Если невозможно получить подтверждение, то датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с момента размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления об этом подрядчика.

Если в течение этих 10 дней подрядчик устранит нарушения условий контракта, которые послужили основанием для принятия указанного решения заказчиком, и компенсирует ему затраты на проведение экспертизы, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть отменено (пункт 6 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ). Однако данное правило не применяется в случае повторного нарушения подрядчиком условий контракта.

Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан, если установлено, что подрядчик не соответствует требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о себе, и это позволило ему стать участником конкурса или аукциона (статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в контракте было предусмотрено право принять подобное решение (пункт 9 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе подрядчика определены в пункте 3 статьи 716 и пункте 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика (непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материала, возможных неблагоприятных для заказчика последствий, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств) и если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика о таких обстоятельствах, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Согласно пунктам 1-2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик на основании данной нормы вправе отказаться от исполнения договора при неисполнении заказчиком встречных обязательств по договору и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Выполнение подрядчиком этих требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого уведомления считается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику данного уведомления (пункт 10 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт будет расторгнут через 10 дней со дня надлежащего уведомления подрядчиком заказчика (пункт 11 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Согласно пункту 12 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока со дня надлежащего уведомления заказчика о принятом решении устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 13 ст. 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 14 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта, размещается соответствующая информация, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Изменения, внесенные в Федерального закона N 94-ФЗ, позволяют после расторжения в одностороннем порядке контракта разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта с учетом требований, предусмотренных пунктом 8.5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ. В соответствии с этими требованиями, если до расторжения контракта подрядчик частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 114-ФЗ, если заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения размещен до дня вступления в силу Федерального закона N 114-ФЗ (до 07.06.2013), в государственный, муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, заключенные по итогам размещения такого заказа, по соглашению сторон указанного контракта или договора допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта или договора в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, на основании изменений, внесенных в Закон N 94-ФЗ, расторжение государственного контракта в одностороннем порядке возможно только в случае, если соответствующее право заказчика и (или) поставщика предусмотрено условиями сделки. Исключение из данного правила касается заказчика, который обязан расторгнуть контракт, если обнаружит, что поставщик не соответствует требованиям, предъявленным к участникам размещения заказа при проведении торгов, или им была предоставлена недостоверная информация о своем соответствии названным требованиям.

При этом, правила, изложенные в статье 19.2 , продолжат действовать и в следующем году, несмотря на то, что Закон N 94-ФЗ с 01.01.2014 утратит силу. Приходящий ему на смену Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит аналогичные требования, касающиеся порядка расторжения контракта (статья 95).

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Ежедневно: с 9:00 до 20:00, без перерыва на обед.

Email: [email protected]

Деловое предложение

юридическим лицам по юридическому (абонентскому) обслуживанию компании

В чем выгода от сотрудничества с нами? Ответ очевидный: не нужно платить соответствующие налоги, делать ежемесячные перечисления в различные фонды, тратить ресурсы на обеспечение рабочих мест... Предусмотрены различные формы оплаты наших услуг, в том числе по безналичному расчету...

МЫ РАБОТАЕМ ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Расторжение Госконтракта

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. Приступаем к производству по данной категории дел после предварительного анализа и подготовки правового заключения в письменном виде для Заказчика с указанием перспектив.

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта - ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон - оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон - самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны - основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.

У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

Реализация права заказчика

Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.

Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.

Реализация права поставщика

Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.

Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.

Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.

Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.

Когда ответчик считается официально уведомленным

Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта

После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

МЫ СМОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ!

Долг по алиментам на момент совершеннолетия ребенка составил…

Все не совсем так. Алименты с вашего бывшего мужа уже взысканы судом и должны были выплатиться ребенку…

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook