Понятие коррупционного правонарушения. Коррупционные правонарушения Понятие коррупционного правонарушения

Деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность..."

Источник:

<МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ">


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Коррупционное правонарушение" в других словарях:

    Национальный план противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры,… … Википедия

    План борьбы с коррупцией

    План по борьбе с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    План противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа борьбы с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа по борьбе с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Коррупция - Индекс восприятия коррупции в разных странах мира по данны … Википедия

    Коррупция - (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Прекращение государственно-служебных отношений вследствие несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. Монография , Сорокин Р.С.. Монография посвящена исследованию вопросов увольнения с государственной службы как меры противодействия коррупции. Предпринята попытка научного осмысления категорий «коррупционное…

Коррупция - термин, что будет "больным" для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с "технической" точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности - общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие "коррупция" в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • Конвенция против коррупции ООН (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения публичной собственности для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений - получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура - органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная - коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ - денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.

Самые распространенные виды правонарушений

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

  • Взяточничество.
  • Мошенничество.
  • Служебный подлог.
  • Превышение собственных должностных полномочий.
  • Злоупотребление своим служебным статусом.

Классификация по ФЗ "Об антикоррупци

Классификация по ФЗ "Об антикоррупционной политике"

Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

  • Деяния, что совершались с целью подкупа, - 10 наименований.
  • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, - 22 наименования.
  • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, - 4 наименования.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

Правонарушения подкупной формы

Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением - статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение
Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа 309
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
Собственно, дача взятки 291
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой - масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление 210, часть 3290, части 2, 3, 4291, часть 2 309, часть 4
Коммерческий подкуп должностного лица - публичного или непубличного 204
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было "вознаграждено" взяткой 183
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.
Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт "в"
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт "в"
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт "в"
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего - извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ "Об антикоррупционной деятельности".

Правонарушения, связанные с коррупционными

Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт "б"
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт "б"
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3
Укрывательство злодеяний коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть). 210, 316

А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

Классификация всей деятельности

За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

  • Административные проступки.
  • Гражданско-правовые деликты.
  • Уголовные преступления.

Разберем классификацию попунктно

Административный тип

  • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт мелкого хищения госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
  • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

Гражданско-правовой тип

  • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
  • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

Уголовный тип

А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

  • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
  • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
  • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение - уголовная. Для каждого из видов преступлений - своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 14 ФЗ «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру города, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации, в полицию либо УФСБ России.

Существуют следующие виды ответственности за коррупционные правонарушения и преступления.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за правонарушения коррупционного характера, в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29 - 7.32, 7.32.3, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ, а именно:

  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • разглашение информации с ограниченным доступом;
  • получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ). К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения. Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных, муниципальных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.

За несоблюдение гражданским и муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение в связи с утратой доверия.

Так, в соответствии со ст. 27.1. Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения следующих правонарушений:

  • непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Н.А. Шевченко

ЕСТНИК nonmoBM. м. о па

vuMBCB/MiiTc-rA Коррупционные административные правонарушения:

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) понятие, виДЫ и соДержание

КОРРУПЦИОННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье исследована сущность коррупционных административных правонарушений на основе анализа российского законодательства и законодательства зарубежных стран, а также научных трудов ведущих отечественных ученых-юристов. Ключевые слова: коррупция, административная ответственность, коррупционные административные правонарушения.

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Administrative Law and Process оf the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

CORRUPTION ADMINISTRATIVE OFFENCES: DEFINITION, TYPES AND CONTENT

The article studies the essence of corruption of administrative offenses on the basis of the analysis of the Russian legislation and the legislation of foreign countries, as well as scientific works of leading domestic scientists-lawyers.

Keywords: corruption, administrative responsibility, administrative corruption offenses.

Михайлович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Коррупция как социально-правовое явление имеет множество самых разнообразных форм, характеризующихся определенными свойствами. В свою очередь, коррупционные деяния в подавляющем большинстве относятся к разряду противозаконных. Автор полагает, что по степени общественной опасности все противоправные деяния, непосредственно обладающие признаками коррупции, можно разделить на группы:

Коррупционные преступления, совершение которых предполагает наиболее серьезные общественно-опасные последствия;

Коррупционные правонарушения, включающие в себя коррупционные административные правонарушения, коррупционные гражданско-правовые деликты, а также коррупционные дисциплинарные проступки;

Ненаказуемые коррупционные деяния, за совершение которых не предусмотрена юридическая ответственность.

© М. М. Поляков, 2015

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МПОА)

В Уголовном кодексе РФ1, а также в Кодексе РФ об административных правонарушениях2 нет отдельных глав, названия которых включали бы в себя категорию коррупции. Тем не менее анализ содержания указанных нормативных правовых актов дает вполне определенные основания для выделения целого ряда статей в отдельную совокупность противоправных деяний, которые условно можно отнести к коррупционным преступлениям и коррупционным административным правонарушениям.

Определение коррупции, закрепленное в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3, позволяет достаточно четко обозначить круг преступлений, обладающих признаками коррупции. Согласно дефиниции коррупции, к числу коррупционных преступлений можно отнести:

Злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ);

Дачу взятки (ст. 291 УК РФ),

Получение взятки (ст. 290 УК РФ);

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Таким образом, дефиниция коррупции в Федеральном законе «О противодействии коррупции» фактически только перечисляет противоправные деяния, которые принято относить к коррупционным. Данное определение не раскрывает социально-правовую природу коррупции, в нем нет научных критериев идентификации коррупции, выработанных как отечественными, так и западными учеными за последние десятилетия.

По мнению профессора Д. К. Нечевина, в российском уголовном законодательстве дополнительно необходимо закрепить ответственность за совершение следующих деяний:

Коррупционный лоббизм;

Коррупционный фаворитизм;

Коррупционный протекционизм;

Непотизм (кумовство, покровительство родственникам);

Тайные взносы на политические цели;

Взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями или лоббированием интересов взносодателя;

Келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов;

Предоставление налоговых и таможенных льгот;

Переход государственных и должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов подкормленных банков и корпораций;

Коррупцию за рубежом при заключении внешнеэкономических контрактов;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.

Российская газета. 30.12.2008. № 266.

ЕСТНИК Поляков ПЛ. М. д11

унипррг^ытстд Коррупционные административные правонарушения: 2 11

УНИВЕРСИТЕТА

Совмещение государственной гражданской службы с коммерческой деятельностью;

Незаконное обогащение и т. д.4

Автор разделяет позицию Д. К. Нечевина о необходимости криминализации целого ряда деяний, обладающих признаками коррупции (совмещение государственной гражданской службы с коммерческой деятельностью, незаконное обогащение), но, в свою очередь, отмечает, что к данному вопросу важно подойти максимально взвешенно, рассмотрев возможность применения административной ответственности за некоторые из перечисленных выше деяний (лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм) и включения в КоАП РФ отдельных статей, содержащих составы данных коррупционных правонарушений.

Стоит отметить, что правоохранительными органами Российской Федерации выявляется огромное количество правонарушений, относимых к разряду коррупционных. Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД РФ показывает, что ежегодно выявляется более 30 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них дела, связанные с получением или дачей взятки, составляют примерно 25 % (7- 8 тыс.). Если проанализировать субъектный состав данных преступлений, в основном их совершают чиновники так называемого низшего или среднего звена. По оценкам экспертов, доля выявляемых коррупционных преступлений, совершаемых высшими должностными лицами, составляет менее 1 %.

Коррупционные административные правонарушения представляют собой административные правонарушения, обладающие признаками коррупции, но не содержащие в себе состава преступления. Наибольшее распространение они имеют в области государственной и муниципальной службы. Ряд административных правонарушений коррупционного характера связан с нарушением избирательных прав граждан (подкуп избирателей). Коррупция часто имеет место и в области распределения бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также использования служебной информации о рынке ценных бумаг в корыстных целях. Состояние дел с коррупцией в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в целом очень схоже с федеральными показателями. По подсчетам экспертов, именно в регионах и на местном уровне совершается больше всего - до 60 % - коррупционных преступлений. Учитывая высокую степень их латентности, можно утверждать, что этот показатель значительно выше.

ТулГУ, 2013. а 11-12.

Журавлёв Р. А., Нечевин Д. К., Толстухина Т. В., Стандзонь Л. В. Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве // Известия ТулГУ Вып. 3-2. Ч. II . Экономические и юридические науки. Тула: Изд-во

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

Статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»;

Статья 5.18 «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума»;

Статья 5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума»;

Статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;

Статья 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»;

Статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»;

Статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

Статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

Кроме того, к коррупционным административным правонарушениям относятся деяния, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, при условии наличия в них признаков коррупции. Несколько составов, имеющих коррупционную природу, содержится в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы)5. К числу таковых относится ст. 7.2 «Нарушение правил проведения архитектурных и градостроительных конкурсов» КоАП г. Москвы (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

Автор считает, что в настоящее время назрела необходимость для выделения в КоАП РФ отдельной главы - «Коррупционные административные правонарушения». Позиция автора преимущественно обоснована тем, что подобные главы в административных кодексах некоторых зарубежных стран уже давно и достаточно успешно применяются. К ним относятся КоАП Республики Казахстан (гл. 34 «Административные коррупционные правонарушения»)6, КоАП Республики Таджикистан (гл. 38 «Административные правонарушения, связанные с

Вестник Мэра и Правительства Москвы. 12.12.2007. № 69.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-У // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет». 11Р1_: http://adilet.zan.kz/rus.

"Т^ЕСТНИК

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Поляков М. М.

Коррупционные административные правонарушения: понятие, виды и содержание

коррупцией»)7, КоАП Украины (гл. 15-Б « Коррупционные административные правонарушения», утратила силу)8.

Например, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях глава 34, посвященная административным коррупционным правонарушениям, не содержит определения данной разновидности административных правонарушений, но раскрывает составы отдельных видов коррупционных деликтов. КоАП Казахстана предусматривает ответственность за предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами (ст. 676); получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом (ст. 677); предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами (ст. 678); осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 679); непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией (ст. 680); принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (ст. 681).

В главе 38 КоАП Таджикистана содержится еще большее количество статей (ст. 656-675), предусматривающих административную ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Среди них можно выделить такие составы административных правонарушений, как: принятие подарков и иных услуг в связи с исполнением государственных или приравненных к ним функций от лиц, зависимых по службе (ст. 657), непредоставление правоохранительным органам сведений и сообщений о правонарушениях, связанных с коррупцией (ст. 672), принятие решения коррупционного характера в коллегиальном порядке (ст. 675).

Довольно большой интерес представляет содержание Кодекса Республики Молдова о правонарушениях9. Необходимо подчеркнуть, что название Кодекса и его текст не содержат термина «административное правонарушение». Однако его содержание по своему характеру имеет прямое отношение именно к административной ответственности, а не к ответственности уголовной, устанавливаемой на основании Уголовного кодекса Республики Молдова10.

Глава XVI Кодекса Республики Молдова о правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные деяния, затрагивающие деятельность органов публичной власти. В этой главе заключен целый ряд правонарушений, которые можно совершенно однозначно отнести к коррупционным. Это злоупотребление властью или служебным положением (ст. 312), превышение власти или служебных полномочий (ст. 313), протекционизм (ст. 313-1), недекларирование конфликта интересов (ст. 313-2), сокрытие акта коррупции или смеж-

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31.12.2008 А

// Централизованный банк правовой информации «Адлия». URL: http://www.adlia.tj . Т

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X // Р

Информационный правовой портал Украины. URL: http://www.ligazakon.ua. и

Кодекс Республики Молдова о правонарушениях от 24.10.2008 № 218-XVI (с изм. и m

доп.) // Официальный монитор Республики Молдова. № 3-6. 16.01.2009. Ст. 15.

Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 № 985-XV (с изм. и доп.) // Официальный монитор Республики Молдова. № 72-74. 14.04.2009. Ст. 195.

УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

ного с ним акта либо непринятие необходимых мер (ст. 314), получение незаконного вознаграждения или материальной выгоды (ст. 315).

По мнению автора, в Российской Федерации необходимо юридически оформить административную ответственность за правонарушения, которые в настоящее время являются наказуемыми на основании законодательства о государственной службе либо совершенно юридически ненаказуемыми. Авторский проект данной главы (гл. 19-1 «Коррупционные административные правонарушения» КоАП РФ) включает в себя пять статей:

Статья 19.1.1 «Подкуп»;

Статья 19.1.2 «Незаконное получение подарка»;

Статья 19.1.3 «Незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъектов предпринимательской деятельности»;

Статья 19.1.4 «Непринятие должностным лицом мер по противодействию коррупции»;

Статья 19.1.5 «Нарушение должностным лицом требований по декларированию доходов и расходов».

Под подкупом автор понимает незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного или неимущественного характера, предоставление иных имущественных или неимущественных прав за совершение действий (или бездействия) в пользу иных лиц или представляемых им лиц, стоимостное выражение которых не превышает 3 тыс. руб., и не образует состава преступления по ст. 290 УК РФ.

Незаконное получение подарка связано с получением должностным лицом лично или через посредника денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, стоимость которого не превышает 3 тыс. руб. с нарушением правил, установленных нормами законодательства о противодействии коррупции.

Незаконное вхождение должностного лица в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия, или организации, независимо от их формы собственности, непосредственно либо через представителя или подставных лиц, которое имеет своей непосредственной целью получение прибыли, с нарушением требований законодательства о государственной службе.

Непринятие должностным лицом установленных законодательством Российской Федерации мер по противодействию коррупции связано прежде всего с бездействием со стороны должностного лица, которое для предотвращения фактов коррупции в органе государственной власти, предприятии, организации или учреждении не предприняло весь комплекс мер, закрепленных в антикоррупционном законодательстве.

Нарушение должностным лицом установленных законодательством требований по декларированию доходов и расходов, а также декларированию доходов и расходов своих близких родственников выражается в нарушении должностными лицами требований и правил, установленных законодательством о государственной службе и противодействии коррупции, связанных с декларированием доходов и расходов.

Главной особенностью перечисленных коррупционных административных правонарушений является наличие специального субъекта-должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления. Данное обстоятельство предполагает применение более серьезных мер ответственности для

ЕСТНИК ПоляковМ. М.

унипррг^ытстд Коррупционные административные правонарушения:

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.е. Кугафина (мгюа) понятие, виды и содержание

правонарушителя. Автор считает, что санкции за совершение подобных правонарушений должны предусматривать не только предупреждение, но и более строгие наказания, такие как административный штраф в размере не менее 1 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет

Сегодня вопрос о месте коррупционных правонарушений в отечественном законодательстве остается открытым. Категории «коррупционное преступление» и «коррупционное правонарушение» не фигурируют ни в Уголовном кодексе РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Нет официальных разъяснений, в которых было бы четко обозначено, какие правонарушения считать коррупционными;

Отсутствует детальная правоприменительная практика, закрепляющая методику юридической квалификации правонарушений, имеющих коррупционное содержание;

До сих пор не решен вопрос о выделении коррупционной составляющей в качестве обстоятельства, отягчающего уголовную, административную и другие виды юридической ответственности.

Что касается ненаказуемых коррупционных деяний, то в настоящее время стоит детально проработать и проанализировать возможность законодательного урегулирования вопросов, касающихся лоббизма (представительства интересов) в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; покровительства и фаворитизма со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих должностных лиц на государственной службе; компенсации ущерба физическим и юридическим лицам в случае совершения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления коррупционных правонарушений.

Таким образом, количество правонарушений, которые являются коррупционными или могут быть отнесены к таковым, действительно поражает. Коррупция - очень многогранное явление, проявляющееся в самых разных формах. Стоит отметить, что коррупционные преступления, а также коррупционные административные правонарушения распространены не только в России, но и во всех зарубежных странах.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» действует в нашей стране почти 10 лет и на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия «коррупционное правонарушение» и нет его определяющих признаков.

А отсутствие четкого понятийного аппарата повлекло за собой отсутствие его нормативно-правового регулирования, и, следовательно, борьба с данным видом правонарушений имеет не системный характер. Законодатель не соотнес между собой понятия коррупционное правонарушение, коррупционное преступление и правонарушение, которое создает условия для коррупции.

Замечание 1

Единственно возможным критерием для определения коррупционного правонарушения является вид ответственности, который установлен за их совершение (закреплено в статье 13 Закона о противодействии коррупции). Данный факт полностью соответствует положениям международного права и правовой доктрине.

Виды коррупционных правонарушений

Таким образом, опираясь на виды юридической ответственности, которая установлена за коррупционные правонарушения можно выделить четыре вида правонарушений , коррупционной направленности:

  • дисциплинарные проступки;
  • административные проступки;
  • преступления;
  • гражданско-правовые деликты.

Признаки коррупционного правонарушения

Понятие «правонарушение» закреплено в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Соответственно, все правонарушения имеют свои признаки. К ним относятся:

  • общественная опасность;
  • виновность;
  • наказуемость;
  • наличие вреда.

Замечание 2

Коррупционное правонарушение же имеет свою специфику. Так, к квалифицирующим признакам данного вида правонарушений относятся: использование служебных полномочий, которые использованы не в интересах службы и умышленная форма вины (то есть заведомый корыстный мотив).

Несмотря на отсутствие единой позиции о коррупционных правонарушениях в науке идет работа по упорядочиванию составов коррупционных правонарушений, а также появляются соответствующие главы в отраслевых кодексах.

Понятие коррупционного правонарушения

Несмотря на то, что вопрос применения административной ответственности за деяния коррупционной направленности в науке нет обширных публикаций на эту тему. Представляется, что это связано с отсутствием единого определения коррупционного правонарушения.

Так, одни административисты поддерживают мнение, что коррупционными правонарушениями являются деяния (как действие, так и бездействие) лица, которое совершено с использованием своего служебного положения (умышленно либо по неосторожности).

Другие ученые полагают, что правонарушения коррупционной направленности, возможно определить лишь путем составления официального перечня, который будет вести статистический учет и выявлять меры противодействия данным правонарушениям.
Также многие ученые настаивают на дополнении КоАП РФ более новыми составами административных правонарушений коррупционной направленности и увеличением административно-правового воздействия на нарушителя.

Замечание 3

Таким образом, можно наблюдать, что не существует единого мнения по определению коррупционного правонарушения, но, безусловно, все существующие подходы являются верными, и их применение в совокупности позволит более эффективно бороться с правонарушениями коррупционной направленности.

Представляется актуальным закрепить понятие «коррупционное правонарушение» в КоАП РФ и установить юридическую ответственность за его совершение.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook