«Откровения» Клепача, или что скрывает ВЭБ? Клепач Андрей Николаевич: биография и личная жизнь (фото) Андрей клепач главный экономист вэб

«Нужны не только деньги, нужно доверие бизнеса к правительству»

Главный экономист ВЭБа Андрей Клепач о том, как повторить «русское чудо» уже без опоры на рост цены нефти

    – Та же «Роснефть», «Новатэк» могут экспортировать газ, имея определенную координацию с «Газпромом», чтобы не вытеснять друг друга. Это позволит нам нарастить объемы экспорта газа даже на европейский рынок и укрепить там свои позиции, а не терять их.

    – Помните идею создания госкомпаний-чемпионов – крупнейших отраслевых игроков, тогда госкорпорации создавали, «Роснефть » купила ВР. Сейчас нефтестраны – Казахстан, Саудовская Аравия – объявили о приватизации своих крупнейших компаний. Может быть, раз с «госчемпионами» расти не получается, пойти по пути разгосударствления экономики?

    – Мне кажется, что дело не в этом. Практически все компании и все страны в мире так или иначе поддерживают элиту своего бизнеса, более того – зачастую выращивают ее. Тут можно взять пример Кореи – еще в начале 1970-х они практически не делали кораблей, у них не было нормальных верфей. Сейчас Корея – номер один в мире по судостроению. Не было автомобилестроения – они его создали, создали компании в сфере электроники: давали льготные деньги частному бизнесу через госбанки, через институты развития, потом эти деньги возвращались. Так выросла целая плеяда корейских предпринимателей, которые до этого работали кто кем. Так же поступала Франция – сейчас один из лидеров в Европе по железнодорожным перевозкам и по высокоскоростным. Я уж не говорю про Airbus – плод сотрудничества нескольких государств. Мы в свое время пытались создать подобный альянс с Украиной, не создали. У любой страны, которая хочет занимать лидирующие позиции, должны быть свои чемпионы. А в моем понимании, чемпионам – мы это видим по спорту – надо помогать. Без денег этого сделать нельзя, хотя, как мы видим по нашему футболу, даже большие деньги не обеспечивают высокий результат.

    – Вот в этом и проблема.

    – Но это не вопрос того, что не надо выращивать чемпионов, – это вопрос того, какие тренеры и какие правила. «Ростехнологии» – сама по себе компания-чемпион, и в ее составе есть целая группа компаний, которые потенциально являются чемпионами. Например, «Вертолеты России», которые, может быть, через какое-то время выйдут на IPO, как это предполагалось когда-то, и станут самостоятельной компанией. Есть внутри «Ростехнологий» компании, которые производят радиоэлектронную, радиолокационную продукцию, и не только военную или двойную – есть интересные заделы и по гражданской фотонике, и по медтехнике. Может быть, и ставить такую задачу – вырастить из них самостоятельных чемпионов и на российском, и на азиатском рынке, используя «Ростехнологии» как материнскую компанию.

    Повторить чудо

    – В Концепции-2020 вы описали два варианта развития – путь к энергетической сверхдержаве или к стране умных людей. Не получается ни того ни другого – мы в итоге куда идем?

    – Многие считают, что концепция долгосрочного развития, КДР-2020, морально устарела уже в момент принятия – готовили ее долго, а подписали как раз перед началом кризиса 2008 г. Но это до сих пор единственный стратегический документ, который есть. И хотя цифры существенно изменились, то, что там было заложено идейно, я считаю, сохраняет свою актуальность и сейчас. И более того, [премьер] Дмитрий Анатольевич Медведев заявлял, что ставка на поворот в сторону инновационного развития – страны умных людей и умной экономики – наш приоритет. Альтернатива заключалась в энергосырьевой сверхдержаве, и фактически наше развитие за последние годы пошло по этому пути, только ниже количественно – в этом варианте ожидался темп роста порядка 3% в год. При этом предполагалось, что мы не обеспечиваем серьезного рывка в части расходов на НИОКР, в части расходов на человеческий капитал, обеспечиваем только такое очаговое, фрагментарное развитие в части инноваций, связанных с нефтегазовым и оборонным комплексами. Собственно, мы по этому пути и идем. И в самой КДР отмечалось, что при сложившихся обстоятельствах это сценарий наиболее вероятный.

    – И к чему придем?

    – Я по-прежнему оптимист и считаю, что поворот произойдет. Чтобы перейти на инновационный путь, как раз нужны изменения и институциональные, и структурные, и серьезное изменение системы управления. Я считаю – это и правительством не перечеркивается, – что это остается нашей задачей. Весь вопрос сейчас – чтобы этот переход произошел без катаклизмов и не в мобилизационном варианте, а все-таки опираясь на свободу предпринимательства и на консенсус внутри общества.

    – То есть время упущено и теперь только лишь какой-либо политический катаклизм – единственный путь к умной экономике, если не считать чуда?

    – Ну чудо все-таки периодически происходит. В начале 2000-х гг. никто не ожидал, что будут такие темпы роста, – не случайно этот период некоторые эксперты называют русским чудом. Думаю, возможность повторить это чудо, пусть не с таким темпом, но именно с большим социальным консенсусом, с интеллектуальной, наукоемкой экономикой, у нас есть.

    – То чудо основывалось на росте цены нефти.

    – Не только. Было доверие, была достаточно высокая конкурентность предпринимательства. Мы в то время смогли и создать госкорпорации, и серьезно перестроить и повысить эффективность государственных активов, выстроить систему госрегулирования в сельском хозяйстве, в оборонном комплексе. Все это дало свои результаты. Сейчас нужно по-новому, в новых, более жестких условиях найти возможность совместить свободу, определенные бюджетные ограничения и развивать наши научные и технологические способности. У нас есть огромные возможности по увеличению экспорта продуктов деревообрабатывающего комплекса, металлургии, по воссозданию производства оборудования для нефте- и газодобычи. У нас много высокотехнологичных проектов, но их нужно довести до ума: не просто говорить, что нет проектов, а помогать бизнесу их структурировать, чтобы они действительно подходили для банковского кредитования. Есть космические проекты, где мы можем выйти на коммерческий рынок, да и выходим на него, – и пусковых услуг, и космических аппаратов. Но для этого надо не только бороться за этот рынок, но фактически создавать новые ракеты, которые были бы экономичнее и дешевле. Потому что даже «Ангара», когда мы ее развернем, по своим экономическим характеристикам все же будет уступать конкурентам. У нас есть возможности и по супер-ЭВМ и алгоритмам расчетов, где мы одни из лидеров. По композиционным материалам мы в десятки раз отстаем от китайцев по объемам производства, но технологически сокращаем разрыв с передовыми странами. Все это требует серьезных затрат и координации усилий, потому что они у нас зачастую разобщены: корпорации делают одно, Министерство обороны другое; одновременно мы вкладываем в национальную технологическую инициативу и замораживаем, точнее сокращаем, расходы на фундаментальные исследования. Мы во многом делаем ставку на копирование либо использование старых заделов. Этим путем не выиграем. Хотя и копировать, и учиться новым передовым зарубежным методам проектирования и разработок необходимо.

    – И что можно сделать, чтобы изменить траекторию?

    – Нужно создавать фундаментальную основу для рывка уже в 2020-е гг. – так, как это делал Советский Союз, как это делает сейчас Китай. Он обгоняет нас в технологическом развитии. Мы расходуем на НИОКР 1,2% ВВП, Китай – уже 1,8% и к 2020 г. должен превысить 2%. Правительство, в принципе, заявляло, что приоритетом является инновационное развитие – эта задача была поставлена в 2008 г., но мы ее не решили. Технологическое и научное развитие у нас приоритетом так и не стало. Хотя все рычаги у правительства есть, и не только финансовые, – это и программы инновационного развития госкомпаний, и долгосрочные программы развития, которые правительство заставило многие компании принять.

    – Может быть, не в рычагах дело? Проекты реализуют люди, которые встроены в систему стимулов и антистимулов: может быть, система управления так выстроена, что сама поддерживает не самые лучшие способы действий?

    – Я не считаю, что у нас верно или эффективно выстроены стимулы. Но опять же, думаю, исходный вопрос не в этом. Он, во-первых, в том, что у нас сейчас сложился дефицит доверия к капитанам промышленности и к предпринимателям. И это проявляется в том числе и в том, что мы выстраиваем избыточную систему контроля и проверок. Они нужны, потому что есть коррупция, есть много неэффективных вещей, – но у нас контролирующих и проверяющих скоро будет больше, чем тех, кто хоть что-либо созидает. Во-вторых, нужна подготовка – и не только управленцев и чиновников, о чем говорит [президент Сбербанка] Герман Оскарович Греф. Нужно улучшать качество инженерных кадров и менеджеров, потому что они будут двигать бизнес и создавать новые технологии. Люди, которые могут стать новой российской бизнес- и научной элитой, есть. Они есть и в госкорпорациях, и в частных компаниях, и в науке. Это вопрос отбора: надо их искать, может быть – устраивать праймериз, как политические партии.

    – А зачем специально выискивать? Может быть, создавать условия, которые позволяли бы людям самим проявить и реализовать себя?

    – В любом деле нужен тренер и определенная система подготовки – без этого серьезных результатов не достигнешь. Россия – страна талантов; но чтобы эти таланты выросли, им нужна серьезная система поддержки. Просто так они сами не вырастут – точнее, уйдут в зарубежные компании или уедут из России. Мы опять стоим в начале новой волны оттока мозгов – и из науки, и из бизнеса.

    – Уезжают, наверное, не из-за того, что им не помогают, а из-за того, что мешают, что не остается возможностей реализации.

    – Я считаю, что объективно возможности есть, но надо их предложить. И надо создать людям условия, надо, чтобы таланты в массовом порядке могли находить реализацию в России.

) - заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ с февраля 2008 по июль 2014. Бывший директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ (2004-2008), исполнительный директор Фонда экономических исследований «Центр развития» (1999-2004). Кандидат экономических наук.

Биография

В 1981 году Клепач окончил экономический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова (МГУ), получив специальность экономиста, преподавателя политической экономии . С 1981 по 1984 год Клепач учился в аспирантуре и в 1987 году защитил диссертацию, получив степень кандидата экономических наук. До 1991 года Клепач проработал сначала ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры политической экономии экономического факультета МГУ. В 1996-1997 годах он был доцентом кафедры экономических проблем современного капитализма экономического факультета МГУ .

С 1991 до 1998 года Клепач работал в , где был ведущим (по другим данным - старшим) научным сотрудником, а затем - руководителем лаборатории. Одновременно с научно-исследовательской деятельностью он начал заниматься консалтингом: в 1995-1997 годах был экспертом Российско-европейского центра экономической политики. В 1999-2004 годах Клепач занимал должность исполнительного директора Фонда экономических исследований «Центр развития» . С начала 1990х годов А Клепач, совместно с А. Белоусовым, участвует в работе аналитической группы Внешнеполитической ассоциации, которую также иногда называют «Группа Бессмертных» (по фамилии её основателя, экс-министра иностранных дел СССР Александра Бессмертных) в рамках регулярных тематических обсуждений и дискуссий группы. В октябре - декабре 1997 года Клепач был экспертом в департаменте исследований Центрального банка Финляндии , а в июне - октябре 1998 года - директором департамента исследований Центрального банка России (ЦБ РФ) .

В апреле 2004 года Клепач приказом главы министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Германа Грефа был назначен руководителем департамента макроэкономического прогнозирования ведомства. Свой пост Клепач сохранил и после того, как в сентябре 2007 года МЭРТ возглавила Эльвира Набиуллина .

В феврале 2008 года Клепач занял должность заместителя главы МЭРТ, курирующего «вопросы прогнозирования, стратегического планирования, а также бюджетирования». «Коммерсант » связывал это назначение с тем, что Клепач относится к числу «людей, готовивших „план Путина “ до 2020 года и способных без промедления взяться за его выполнение» .

В 2011 году Клепач заработал больше других чиновников Минэкономразвития - 24,2 миллиона рублей,с учетом жилищной субсидии (20 миллионов рублей). В его собственности, согласно декларации, находились земельный участок площадью 0,1 гектара, квартира площадью 79 квадратных метров, доля в другой квартире площадью 77,3 квадратных метров, дача площадью 70 квадратных метров и автомобиль Skoda .

Неоднократно Клепач выступал с комментариями по поводу экономической ситуации в стране и в мире . В декабре 2008 года, когда стало понятно, что Россия тоже стала одной из многих стран, пострадавших от мирового финансового кризиса , чиновник признал, что «рецессия в Российской Федерации уже началась». По сведениям газеты «Ведомости », именно Клепачу было поручено составить прогноз социально-экономического развития России «с поправками на кризис» для правительства РФ, который он так и не представил. Одной из причин произошедшего называлось то, что «картина мира в прогнозе Клепача не соответствует политическим установкам: нельзя публиковать сведения о дешевом рубле, низком росте ВВП и падении промпроизводства». Таким образом, по мнению аналитиков издания, в возникшей ситуации Клепач, «тихий, интеллигентный замминистра… хороший экономист и неплохой чиновник», оказался «перед выбором: либо хороший экономист, либо неплохой чиновник» . В феврале 2009 года министерство финансов представило руководству партии «Единая Россия », имевшей большинство мест в Государственной Думе , материалы, содержавшие прогноз Минэкономразвития на текущий год. Согласно ему, в 2009 году падение реальных доходов россиян должно составить 8,3 процента. Клепач эту цифру подтвердил .

Клепач с 1990 года является участником разработки годовых прогнозов развития российской экономики и отраслей промышленности по заказам МЭРТ, министерства финансов РФ и Госдумы. Он - автор более 50 научных публикаций, награждён почетной грамотой правительства РФ . В настоящее время (январь 2017 г.) индекс Хирша по научным работам Клепача по базе РИНЦ равен 10 (http://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=250691).

18 июля 2014 освобожден от должности замглавы Министерства экономического развития по его собственной просьбе .

С июля 2014 года заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист) - член Правления .

Примечания

  1. Клепач Андрей Николаевич. - Официальный сайт «Центра развития» , 01.12.2004
  2. Евгений Шумилов . Стать на ступеньку выше. - Свободный курс , 16.03.2006
  3. Александра Петрачкова . Капиталы снова «побежали». - Газета (gzt.ru) , 10.11.2003. - № 208
  4. Visiting researchers. - Официальный сайт Центрального банка Финляндии , 25.03.2009
  5. Руководителем департаментом макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ назначен Андрей Клепач. - РИА Новости , 27.04.2004

Клепач Андрей Николаевич занимает высокий пост замглавы минэкономразвития России. Эта должность принадлежит ему по праву, он является одним из самых образованных и умных экономических аналитиков в России. О его карьере и жизненном пути повествуется в этой статье.

Образование

Клепач Андрей Николаевич появился на свет в 1959 году, 4 марта, в городе Москве. После школы он поступил в МГУ, на факультет экономики. В 1981 году юноша получил диплом преподавателя политической экономии. Следующие три года Клепач был аспирантом, в 1987 году он защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук. До 1991 года Андрей Николаевич работал на кафедре политэкономии, на экономическом факультете МГУ, сначала доцентом, а потом С 1996 по 1997 год Клепач работает в МГУ доцентом кафедры экономических проблем современного капитализма.

и консалтинг

Параллельно, с 1991 по 1998 год, Клепач Андрей Николаевич трудится ведущим научным сотрудником в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Позднее он стал руководителем лаборатории. Андрей Клепач, биография которого освещается в данной статье, сочетал с занятием консалтингом. С 1995 по 1997 год он был экспертом в Российско-европейском центре экономической политики. С 1999 по 2004 год Андрей Николаевич работал в Фонде экономических исследований "Центр развития".

С 1990 года Андрей Николаевич вместе с другими специалистами составляет ежегодный прогноз развития экономики и промышленного производства в России по заказам МЭРТ, Госдумы и министерства финансов.

Карьерный рост

С октября по декабрь 1997 года Клепач Андрей Николаевич - эксперт в департаменте исследований Центрального банка Финляндии. С июня по октябрь 1998 года - директор департамента исследований Центрального Банка России.

В 2004 году, в апреле, Андрей Клепач занял пост руководителя департамента макроэкономического прогнозирования, на который был назначен приказом главы МЭРТ Германом Грефом. На этой должности Андрей Николаевич продолжал работать даже после того, как МЭРТ возглавила Набиуллина Эльвира в сентябре 2007 года.

В 2008 году Андрей Клепач, биография которого интересна многим гражданам России, приступил к обязанностям заместителя главы Минэкономразвития. Он занимался вопросами стратегического планирования, прогнозирования, а также бюджетирования. Газета "Коммерсант" связывает назначение Андрея Николаевича на столь высокий пост с тем, что он принадлежит к числу людей, которые разрабатывали проект "Русский мир" до 2020 года, и способен моментально приступить к его выполнению.

Доходы в 2011 году

Согласно официальным документам, Андрей Николаевич в 2011 году заработал больше своих коллег. Его доход составил 24,2 млн рублей. По данным декларации, замглавы минэкономразвития Андрей Клепач является собственником земельного участка площадью 0,1 га, владеет квартирой, величина которой составляла 79 м 2 . В его собственности также находится доля в другом жилом помещении, площадь которой - 77,3 м 2 . У чиновника также имеются автомобиль Skoda и дача.

Неопубликованный прогноз

В 2008 году, в декабре, замминистра экономического развития Андрей Клепач, после того как выяснилось, что Россия стала одним из государств, понесших убытки от мирового финансового кризиса, официально признал, что процесс рецессии в РФ уже начался. По информации газеты "Ведомости", именно Андрей Николаевич должен был представить прогноз развития России с учетом разразившегося кризиса. Эта работа так и не была закончена. Одной из причин, по которой труд Клепача так и не был опубликован, называют несоответствие картины мира, спрогнозированной чиновником, политическим установкам в стране. В данных, которые представил Андрей Клепач, содержалась информация о низком росте ВВП, дешевом рубле и падении промышленного производства. По мнению аналитиков "Ведомостей", интеллигентный и тихий замминистра оказался перед выбором: проявить себя как грамотный экономист или остаться неплохим чиновником. В 2009 году руководству "Единой России" был представлен прогноз Минэкономразвития на текущий год, составленный Министерством финансов. По материалам этой работы, падение доходов граждан России должно составлять 8,3 процента. Андрей Николаевич подтвердил эту цифру.

Проект "Русский мир"

Основная идея этого проекта, разработанного при участии Андрея Клепача, - развитие и обустройство России. Программа включает в себя несколько аспектов: экономический, геополитический, региональный, духовный и социальный. На геополитическом уровне Россия должна объединить в сообщество страны, для которых совместное и дружественное развитие приносит экономические и политические преимущества. К 2020 году по объему ВВП Российская Федерация должна войти в пятерку стран-лидеров вместе с Китаем, Индией, Японией и США, обогнав при этом Германию. Клепач Андрей Николаевич считает, что в настоящий момент Россия в очередной раз стоит перед выбором: приобщиться к достижениям западной цивилизации или найти свой собственный путь развития. Он утверждает, что наша страна должна создать центр силы на территории постсоветской Евразии, объединив стратегический потенциал России, Каспия и промышленные активы и человеческий капитал Украины. Андрей Николаевич считает, что за этим союзом большое будущее и называет цифры, согласно которым масштабы российской экономики увеличатся более чем на треть. Клепач утверждает, что Россия должна быть не только экономическим, но и духовным лидером в новом сообществе государств. Это объединение он называет «клубом друзей России».

Личная жизнь

Клепач Андрей Николаевич, семья которого состоит из супруги, дочери и недавно родившегося внука, счастлив в браке. Его близкие постоянно поддерживают его. Коллеги отзываются о нем как об отличном профессионале и замечательном На счету чиновника свыше пятидесяти научных публикаций. Он получил правительства РФ. В свободное время Андрей Николаевич занимается фотографией. Он также увлекается туризмом и очень любит путешествовать.

Заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ с февраля 2008 года. Бывший директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ (2004-2008), исполнительный директор Фонда экономических исследований "Центр развития" (1999-2004). Кандидат экономических наук.


В 1981 году Клепач окончил экономический факультет Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ), получив специальность экономиста, преподавателя политической экономии. С 1981 по 1984 год Клепач учился в аспирантуре и в 1987 году защитил диссертацию, получив степень кандидата экономических наук. До 1991 года Клепач проработал сначала ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры политической экономии экономического факультета МГУ. В 1996-1997 годах он был доцентом кафедры экономических проблем современного капитализма экономического факультета МГУ.

С 1991 до 1998 года Клепач работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, где был ведущим (по другим данным – старшим) научным сотрудником, а затем - руководителем лаборатории. Одновременно с научно-исследовательской деятельностью он начал заниматься консалтингом: в 1995-1997 годах был экспертом Российско-европейского центра экономической политики. В 1999-2004 годах Клепач занимал должность исполнительного директора Фонда экономических исследований "Центр развития".

В октябре - декабре 1997 года Клепач был экспертом в департаменте исследований Центрального банка Финляндии а в июне - октябре 1998 года - директором департамента исследований Центрального банка России (ЦБ РФ).

В апреле 2004 года Клепач приказом главы министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Германа Грефа был назначен руководителем департамента макроэкономического прогнозирования ведомства. Свой пост Клепач сохранил и после того, как в сентябре 2007 года МЭРТ возглавила Эльвира Набиуллина.

В феврале 2008 года Клепач занял должность заместителя главы МЭРТ, курирующего "вопросы прогнозирования, стратегического планирования, а также бюджетирования". "Коммерсант" связывал это назначение с тем, что Клепач относится к числу "людей, готовивших "план Путина" до 2020 года и способных без промедления взяться за его выполнение".

Неоднократно Клепач выступал с комментариями по поводу экономической ситуации в стране и в мире. В декабре 2008 года, когда стало понятно, что Россия тоже стала одной из многих стран, пострадавших от мирового финансового кризиса, чиновник признал, что "рецессия в Российской Федерации уже началась". По сведениям газеты "Ведомости", именно Клепачу было поручено составить прогноз социально-экономического развития России "с поправками на кризис" для правительства РФ, который он так и не представил. Одной из причин произошедшего называлось то, что "картина мира в прогнозе Клепача не соответствует политическим установкам: нельзя публиковать сведения о дешевом рубле, низком росте ВВП и падении промпроизводства". Таким образом, по мнению аналитиков издания, в возникшей ситуации Клепач, "тихий, интеллигентный замминистра… хороший экономист и неплохой чиновник", оказался "перед выбором: либо хороший экономист, либо неплохой чиновник". В феврале 2009 года министерство финансов представило руководству партии "Единая Россия", имевшей большинство мест в Государственной Думе, материалы, содержавшие прогноз Минэкономразвития на текущий год. Согласно ему, в 2009 году падение реальных доходов россиян должно составить 8,3 процента. Клепач эту цифру подтвердил.

Клепач с 1990 года является участником разработки годовых прогнозов развития российской экономики и отраслей промышленности по заказам МЭРТ, министерства финансов РФ и Госдумы. Он – автор более 50 научных публикаций, награжден почетной грамотой правительства РФ.

Во взломанной почте главного экономиста Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрея Клепача содержатся сенсационные подробности «распильных проектов»

Хакеры «взломали» Клепача

Прошлым летом в СМИ появились данные о том, что Андрей Клепач уходит с поста замглавы Минэкономразвития и становится заместителем председателя госкорпорации «Банк развития Внешэкономбанк» (ВЭБ). В июле 2014 года Клепач был назначен главным экономистом Внешэкономбанка .

C тех прошло более года. За это время Клепач регулярно выступал со своими комментариями в СМИ. В основном он специализируется на прогнозах. К примеру, 18 сентября 2015 года он заявил, что нехватка средств в Пенсионном Фонде России (ПФР) к 2017 году увеличится более чем в два раза и превысит триллион рублей .

Безусловно, Клепач выдает прессе много информации (полезной и не очень). Однако, сам он обладает куда более . После того, как хакеры из группы «Анонимный интернационал» взломали электронную почту Андрея Клепача и разместили информацию об этом в своем блоге, стало ясно, что он многое недоговаривает.

«Подогнанные» прогнозы

Даже те «хваленые» прогнозы, которые Клепач делает на посту зампреда ВЭБа, как выяснилось, «нарисваны» таким образом, что они очень напоминают прогнозы Минэкономразвития.

Получается, что Клепач в ВЭБе может банально «подгонять» свои прогнозы под результат исследований подчиненных министра Алексея Улюкаева.

«Складывается ощущение, что аналитики ВЭБа либо несостоятельны, либо главный финансист очень привязан к своему прошлому рабочему месту», - едко замечают хакеры из «Анонимного интернационала».

«Фокус» с бюджетом?

Есть на почте у Клепача и документы явно «министерского уровня». Например, прогноз платежного баланса Российской Федерации. Ожидается, что баланс РФ в 2016 снова станет профицитным.

Разумеется, хочется верить в это. Кстати, отмечено серьезное сокращение оттока капитала из частного сектора со 154 млрд до 60 млрд.

Впрочем, немного омрачают результаты ответных санкций, введенных РФ против стран Запада. Речь идет о сокращении импорта товаров с $308 млрд до $191 млрд.

Кузница «распила»

Все данные относительно показателей бюджета «меркнут» по сравнению с информацией о вероятном «распиле» миллиардов рублей, выделенных на создание сети оптово-распределительных центров (ОРЦ).

Как выяснилось, за три года, пока строятся эти центры, уже дважды произошла переоценка стоимости в сторону повышения. Это очевидный фактор «распила».

Кстати, администрация Московской области заявила, что ОРЦ у них уже строятся, и их надо только «модернизировать», а по факту, оказалось, что это обычные рынки.

Андрей Воробьев, губернатор Московской области

Иными словами, миллиарды из бюджета тратятся на стандартные «торговые объекты», аналоги которых и так имеются в регионах. Все-таки рынок – он и в Африке рынок. Однако, руководству ВЭБа и чиновникам потребовалось разработать проект ОРЦ, чтобы «качать» деньги из бюджета.

Вывод активов?

В Москве смета на ОРЦ выросла с 6,5 млрд.руб. до 15,3 млрд.руб. В Новосибирске эта же смета «раздулась» с 4,5 млрд.руб. до 8,5 млрд.руб.

В Ростове-на-Дону стоимость создания ОРЦ увеличилась с 6,5 млрд.руб. до 9,3 млрд.руб.

Андрей Клепач, главный экономист ВЭБа

Все эти многократные (и, очевидно, не оправданные) случаи увеличения смет на создание ОРЦ свидетельствуют о том, что деньги из этого проекта могут выводиться по стандартной «откатной» схеме, когда часть завышенной стоимости строящегося объекта «откатом» возвращается к топ-менеджерам ВЭБа.

Похоже, что силовикам уже необходимо проверить версию о выводе активов из проекта по постройке ОРЦ.

Как ВЭБ «доит» ФНБ?

При этом ВЭБ хочет «позаимствовать» часть средств в Фонде Национального Благосостояния (ФНБ).

Так, к примеру, несмотря на то, что ВЭБу уже обещано выделение около 160млрд. рублей, топ-менеджеры этого госбанка хотят увеличить эту сумму на «140 млрд. рублей (в пределах согласованной квоты до 300 млрд. рублей)».

Владимир Дмитриев, глава ВЭБа

Эти деньги пойдут на ряд важных проектов ВЭБа. В числе этих проектов есть и запуск 3-5 штук уже упомянутых выше ОРЦ, которые обойдутся бюджету в 10-30 млрд руб.

Очевидно, что топ-менеджеры этого государственного банка намерены ограничиваются «расплывчатыми формулировками» при выделении денег на создание ОРЦ, чтобы им было легче «пилить бюджет».

Лобби Генералова

Также есть в переписке Клепача и некоторые аспекты, которые позволяют заподозрить его в лобби интересов влиятельного бизнесмена Сергея Генералова. Напомним, что он контроллирует «Трансгаз» , IG Seismic Services, авиатакси DEXTER, банк «Морской», НПФ «Микран»

Сергей Генералов, хозяин «Трансгаза»

Так вот «Транзас» выиграл конкурс Роскосмоса на создание программы «автоматизации управления ракетно-космической промышленностью» (АСУ) на сумму более 1 млрд рублей. Фирма Генералова полноценно сделала первый этап (на сумму 300млн руб), приступила ко второму, и тут Роскосмос начал резать расходы, отменил создание АСУ и «кинул» «Транзас» на 183 млн рублей. Конфликт ушел в суд. Клепач выразил готовность помочь «Транзасу» по просьбе Сергея Генералова .

Это очевидный факт лоббизма. Похоже, на это стоит обратить свое пристальное внимание следователям.

VIP-консультанты

Также из переписки Клепача следует, что компания Strategy Partners Group очень хочет организовать пул аккредитованных компаний-консультантов при ВЭБе, чтобы консультировать клиентов на финансирование. Размер фонда для оплаты консультантов – 3 млрд рублей.

Разумеется, за консультации топ-менеджеры Strategy Partners Group будут получать от коммерсантов неплохие «барыши». Тем более, что это очень похоже на способ работы «решальщиков» или на банальный «распил» (под прикрытием консалтинга).

Не исключено, что Клепач может лоббировать интересы Strategy Partners Group и получать от этой компании щедрые «бонусы».

По все видимости, на лоббистскую активность зампреда ВЭБа уже пора обратить внимание следователям. Похоже, что после этой проверки Клепач не только лишится своей должности в ВЭБе, но и станет новым объектом для нападок силовых структур.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook