Начало деятельности верховной распорядительной комиссии. Реформаторские идеи. История органов по обеспечению порядка в России

Департамент полиции: его создание, функции и структура

Реформы второй половины XIX в., проведенные Александром II, носившие, несомненно, прогрессивный характер, далеко не решили назревших к тому времени общественных проблем. Будучи недостаточно последовательными, они не сняли того напряжения в общественно-политической жизни страны, которое заметно нарастало к концу столетия.

В течение 70 – 80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. Не внесла успокоения Великая реформа 1861 г. и в крестьянскую массу. В этот период организационно оформилась партия «Народная воля», взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на Александра II и других государственных деятелей.

Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал.

Не только дворец, но весь Петербург был охвачен паникой. Террористы в самом дворце! Куда смотрит III Отделение?! Оно не в состоянии организовать охрану царской семьи.

8 февраля Александр II собирает совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издает Указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председателем М.Т.Лорис-Меликова.

В первой части Указа о создании ВРК говорилось о необходимости положить «предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».

Указ состоял из одиннадцати пунктов. Первые пункты носили организационный характер (создание Комиссии, ее состав, назначение председателя). В следующих пунктах рассматривались функции ВРК. Как видно из Указа - основная задача Комиссии - организация борьбы с революционным движением. Председателю ВРК Лорис-Меликову давались широкие полномочия - права главноначальствующего в С.-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением столичного градоначальника. Упразднялась должность петербургского генерал-губернатора. На Лорис-Меликова возлагалось «верховное направление» дел по государственным преступлениям. Все требования начальника Верховной распорядительной Комиссии подлежали немедленному исполнению всеми должностными лицами и ведомствами, не исключая и военного. Руководитель ВРК имел право «делать все распоряжения и принимать все меры... для охранения государственного порядка и общественного спокойствия как в С.-Петербурге, так и в других местностях империи...».



Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество.

Через несколько дней после создания ВРК Лорис-Меликов опубликовал обращение «К жителям столицы», в котором просил поддержки общества. Этот шаг Лорис-Меликова был весьма благожелательно встречен теми, кто был обеспокоен сложившейся ситуацией. Как впоследствии писал Лорис-Меликов, на свое обращение он получил со всех концов России массу «писем, проектов, записок», которые «указывали меры к исцелению недостатков нашего общественного строя».

В личном фонде Лорис-Меликова хранится часть присланных ему проектов с предложениями реформирования России. Довольно интересна записка, озаглавленная «К реформе полиции». Она без подписи. Ее автор считает себя обязанным говорить всю правду о полиции и высказывает предложения по ее преобразованию с тем, чтобы она (полиция) приносила «действительную пользу и правительству, и обществу». О себе он сообщает, что «прослужил Отечеству 35 лет, из них 23 года в полиции».

1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу;

2) Создать полицейский устав;

3) Объединить полицию под одним руководством;

4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству;

5) Нравственно возвысить полицию;

6) Слить жандармскую и общую полицию;

7) За фабричным населением устроить надзор «как нужно»;

8) Пересмотреть уставы.

Прошло немногим более двух недель (26 февраля 1880 г.), как Лорис-Меликов подает Александру II «Всеподданнейший доклад», основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально «временно» подчинено ВРК18. Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях.

Материалы обследования III Отделения отсутствуют как в фонде Верховной следственной Комиссии, так и в личном фонде Лорис-Меликова, нет их следов и в фонде III Отделения. Краткие сведения о результатах проверки сохранились лишь в дневнике государственного секретаря Е.А. Перетца, с которым член Комиссии ВРК, сенатор И.И. Шамшин, проводивший ревизию, делился своими впечатлениями. «... Дела III отделения были в большом беспорядке, - говорится в дневнике. - Часто не находилось в них весьма важных бумаг, на которых основано было все производство. Когда он (Шамшин. - З.П.) требовал эти бумаги, отвечали обыкновенно, что их нет; при возобновлении же требования, особенно под угрозой пожаловаться графу Лорис-Меликову, производились розыски и часто находили было не достававшие листы; иногда оказывались они на дому у того или иного чиновника, иногда в ящиках столов канцелярии; раз случилось даже, что какое-то важное производство отыскано было за шкафом».

Шамшин утверждал, что «идеально» была поставлена деятельность по наблюдению за высокопоставленными лицами. Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.

Для характеристики III Отделения и его руководства еще более авторитетным является высказывание Н.Д. Селивестрова, генерал-лейтенанта, товарища шефа жандармов. После убийства С.М. Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева, он временно исполнял должность шефа жандармов. Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.

После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.

За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое «высочайшее» повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был «временно» подчинен ВРК 24. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

Корпус жандармов имел двойное подчинение. По инспекторской, строевой и хозяйственной части он входил в систему Военного министерства. По «наблюдательной части», организации и ведению политического розыска, дознаний подчинялся III Отделению.

Указами от 3 и 4 марта 1880 г. руководство всеми этими учреждениями перешло в руки Лорис-Меликова. Одновременно ему были представлены все права и «круг действий», присвоенные законом шефу жандармов.

11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач. В первой части докладной записки говорилось о том, что успела сделать Комиссия (координация деятельности жандармских органов и полиции, ускорение процессов рассмотрения дознаний по политическим делам, урегулирование вопроса административной ссылки и т.д.). Далее в докладе отмечалось, что для вывода страны из кризиса необходимо провести реформы, касающиеся различных сторон общественной жизни России. В части, касающейся «охранения государственного порядка и общественного спокойствия», предлагаемая программа состояла из пяти пунктов.

Примечательно, что эта часть доклада была наиболее внимательно прочитана Александром II, некоторые абзацы были отмечены карандашом с пометкой «да». В первом пункте Лорис-Меликов предлагал «идти твердо и решительно в деле преследования злоумышленников, но не смешивать с ними людей, виновных лишь в проступках, не имеющих прямого отношения к социально-революционным проявлениям».

Во втором пункте указывалось: «Всемерно стремиться к установлению полного единства действия всех органов правительственной власти, призванных к борьбе с преступными лжеучениями.., к объединению, сосредоточению и усилению деятельности разного рода полиций (городской, уездной, жандармской и сыскной)...»

В третьем пункте Лорис-Меликов особо подчеркивал, что необходимо «стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к законному течению дела».

Два последних пункта содержали перечень предлагавшихся конкретных мер по нормализации общественных отношений, подчеркивалась необходимость «побудить правительственные учреждения и лица к более внимательному отношению к выразившимся насущным потребностям населения и его представителям». Говорилось также о пересмотре паспортной системы облегчении крестьянских переселений, преобразовании губернских административных учреждений, установлении отношений нанимателей к рабочим и т.д.25.

Хотя предложения Лорис-Меликова, на первый взгляд, имели ограниченный характер, но уже сама постановка вопроса о том, что в настоящий период нельзя ограничиваться только карательными и полицейскими мерами, а необходимо проводить определенные преобразования, указывала на серьезность, намерений председателя Комиссии.

В конце доклада Лорис-Меликов отмечал, что разработка предлагаемых мероприятий «будет составлять предмет заботливости подлежащих министров и других высших установлений», но «возбуждение вопросов», очерченных в программе и. обсуждение «своевременности предложенных с этой целью мер должно входить в круг деятельности Верховной распорядительной Комиссии»26.

Доклад предполагал еще более широкое поле деятельности ВРК. Он был одобрен Александром II, наложившим весьма примечательную резолюцию:

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК. 26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил «некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов», считая, однако, что «вредные для государственного строя проявления социальных учений... могут быть парализованы не в короткий срок...». Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у «крамолы» почву для развития революционных идей, что «возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества».

В докладе указывалось, что Комиссия «не может быть тем постоянным, в государственном строе органом, который имел бы назначение не только создать, но и поддерживать прочное объединение правительственных сил для борьбы с крамолою... деятельность ее, как и всякой исключительной власти, не должна быть продолжительною...»28.

М.Т. Лорис-Меликов считал «настоящую минуту наиболее удобным временем» для ликвидации ВРК. Он предлагал сосредоточить жандармско-полицейские функции в одном из центральных государственных учреждений.

Доклад Лорис-Меликова от 24 июля 1880 г. был одобрен императором. 6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что «ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута.., что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел». В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. «Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства»30. 6 августа 1880 г. в России образовалось новое учреждение - Департамент государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции в Российской империи. Первые месяцы существования Департамента были временем, когда создавалась его структура и определялись основные

Верховная Распорядительная Комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия была учреждена в Петербурге именным указом императора Александра II сенату от 12 февраля 1880 года и просуществовала до 6 августа того же года. По мысли правительства, озабоченного усилившимся к тому времени революционным брожением в среде русского общества и, в частности, участившимися террористическими актами народовольцев, она должна была объединить под своим руководством все дело борьбы с политическими преступлениями. Первая мысль о создании подобного учреждения принадлежала тогдашнему наследнику, который после совершенного Исполнительным Комитетом Народной Воли 5 февраля 1880 года взрыва в Зимнем дворце выступил в совещании министров с проектом образования особой «Верховной Следственной Комиссии» и наделения ее обширными полномочиями, простирающимися на всю Россию. После некоторых колебаний император Александр II принял этот план и проектированная наследником комиссия была учреждена под именем Верховной Распорядительной Комиссии, причем главным начальником ее был назначен граф М. Т. Лорис-Меликов, бывший перед тем временным генерал-губернатором в Харькове, а члены должны были быть назначены высочайшей властью по представлению главного начальника, которому сверх того давалось право призывать в Комиссию всех тех лиц, чье присутствие будет признано им полезным. По указанию Лорис-Меликова, членами Комиссии были назначены: член государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адмирал князь А. К. Имеретинский, управлявший делами комитета министров статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин и П. А. Марков, товарищ главноуправляющего III отделением Канцелярии Его Величества генерал-майор П. А. Черевин, генерал-майор М. А. Батьянов и правитель канцелярии министра внутренних дел С. С. Перфильев. В этом составе Верховная Распорядительная Комиссия и осталась до конца своего существования. Указ об учреждении Верховной Распорядительной Комиссии, заявляя о «твердом решении» государя «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», возлагал на Комиссию осуществление этой задачи. Для достижения такой цели главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были даны чрезвычайно широкие права и полномочия. Ему были предоставлены права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях с непосредственным подчинением ему петербургского градоначальника; ему же было передано прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Петербурге и петербургском военном округе и верховное направление такого рода дел во всех других местностях империи. Все его требования по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия должны были немедленно исполняться, как местными начальствами, так и всеми ведомствами, не исключая военного, и все ведомства обязывались оказывать ему полное содействие. Он мог, когда находил это нужным, непосредственно испрашивать высочайшего повеления и указания. Независимо от этого ему предоставлялось вообще принимать распоряжения и меры, признаваемые им необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Петербурге, так и в других местностях империи, с правом определять взыскания и самый порядок наложения последних за неисполнение этих распоряжений и мер. Все такие распоряжения и меры главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии должны были безусловно исполняться всеми и каждым и могли быть отменены только им самим или же особым высочайшим повелением.

Вступив в должность главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии, Лорис-Меликов первым делом напечатал особое обращение «к жителям столицы», в котором обещал «приложить все старание и умение к тому, чтобы с одной стороны не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой — успокоить и оградить законные интересы его здравомыслящей части». Последние слова в связи с упоминанием обращения, что «главную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни», наделенный диктаторскими полномочиями начальник Верховной Распорядительной Комиссии видит «в поддержке общества», заставили некоторые либеральные слои тогдашнего русского общества возложить известные упования на Лорис-Меликова. Но по существу либерализм последнего был весьма невысокого пошиба. В борьбе с революционным движением Лорис-Меликов рассчитывал по-прежнему пользоваться главным образом сыском и репрессиями, лишь несколько усовершенствовав их применение и несколько ослабив те виды репрессии, которые особенно больно задевали незатронутые революционным брожением общественные слои. Вместе с тем он считал, правда, нужными, для успокоения общественного и народного недовольства, некоторые частные реформы, но не допускал и мысли ни о каких коренных изменениях в государственной и общественной жизни России. По этой дороге пошла и руководимая им Верховная Распорядительная Комиссия. В четырех заседаниях, которые она имела (3 в марте и одно в июне), она обсуждала меры к объединению действий разного рода полиции и к усовершенствованию политического сыска, занималась вопросом о согласовании деятельности чинов администрации и судебного ведомства в деле преследования политических преступников, разбирала частные недостатки существовавшей системы полицейского надзора, рассматривала списки состоявших под надзором лиц (политических в этих списках оказалось 6 790 человек) и намечала возможные смягчения для некоторых из них, признанных сознавшими свои заблуждения. В свою очередь, Лорис-Меликов в своих докладах государю, старательно подчеркивая необходимость сохранения самодержавия и энергичной борьбы с революционерами, указывал на желательность объединения деятельности политической полиции и на пользу, которую могли бы принести правительству некоторые частные реформы и удаление отдельных наиболее непопулярных лиц из рядов высшей администрации. Соответственно с этими указаниями высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 года главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были временно подчинены ІІІ отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов; граф Д. А. Толстой был уволен от должностей министра народного просвещения и обер-прокурора Синода и заменен в первой Сабуровым, во второй — Победоносцевым; была возвращена свобода или даны облегчения некоторому числу находившихся под надзором лиц, но одновременно практиковались свирепые репрессии по отношению к политическим преступникам; между прочим, покушавшийся 20 февраля на жизнь Лорис-Меликова Млодецкий был в течение суток приговорен военным судом к повешению и казнен. Совпавшее с последующими месяцами некоторое внешнее затишье революционной деятельности убедило Лорис-Меликова в успехе его борьбы с революционерами, и состоявшийся 6 августа 1880 года высочайший указ объявил, что «ближайшая цель учреждения Комиссии — объединение действий всех властей для борьбы с крамолою — настолько уже достигнута», что впредь эта борьба может уже вестись министерством внутренних дел. Верховная Распорядительная Комиссия этим указом была закрыта, и ее дела переданы министерству внутренних дел; вместе с тем было упразднено ІІІ Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии также с переводом его дел в министерство внутренних дел, в составе которого образовался особый департамент государственной полиции; заведование корпусом жандармов также перешло к министру внутренних дел, на правах шефа жандармов; ему же предоставлено было завершение возбужденных Верховной Распорядительной Комиссией вопросов с правом приглашать для этого в особые совещания бывших ее членов. Сам бывший главный начальник Верховной Распорядительной Комиссии, ничего не потеряв при таких условиях из своей власти, перешел на пост министра внутренних дел.

1. Верховная распорядительная комиссия и создание Департамента полиции

Реформы второй половины XIX в., проведенные Александром II, носившие, несомненно, прогрессивный характер, далеко не решили назревших к тому времени общественных проблем. Будучи недостаточно последовательными, они не сняли того напряжения в общественно-политической жизни страны, которое заметно нарастало к концу столетия.

В течение 70-80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. Не внесла успокоения Великая реформа 1861 г. и в крестьянскую массу. В этот период организационно оформилась партия "Народная воля", взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на Александра II и других государственных деятелей.

Многие современники считали, что страна находится на грани общенационального кризиса, выход из которого видели в проведении дальнейших реформ.

Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал В связи с приездом в этот день брата императрицы Марии Александровны обед был перенесен на более позднее время. Динамит был заложен в комнате двумя этажами ниже, под столовой. При взрыве пострадала комната охраны. Из охраны было убито нижних чинов 11 человек и 56 ранено. Подробнее см.: Волк С.С. Народная Воля, 1879--1882. М.; Л., 1966. С. 100-103. . Не только дворец, но весь Петербург был охвачен паникой. Террористы в самом дворце! Куда смотрит III Отделение?! Оно не в состоянии организовать охрану царской семьи.

8 февраля Александр II собирает совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издает Указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председателем М.Т. Лорис-Меликова Полное собрание законов (далее ПСЗ), 2-е собрание. Т. LV. № 60492. . В первой части Указа о создании ВРК говорилось о необходимости положить "предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок".

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. Военный министр Д.А. Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, т.е. на следующий день после создания ВРК, писал о своем впечатлении от этого разговора: "Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры" Милютин Д.А. Дневник. Т. 3. М., 1950. С. 217. . Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лориса-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным См. ГА РФ. Ф. 678 (фонд императора Александра II). Оп. 1. Д. 334. .

Лорис-Меликов в ходе своей деятельности указывает на причины плохой работы полиции и предлагает меры к ее реформированию:

1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу;

2) Создать полицейский устав;

3) Объединить полицию под одним руководством;

4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству;

5) Нравственно возвысить полицию;

6) Слить жандармскую и общую полицию;

7) За фабричным населением устроить надзор "как нужно";

8) Пересмотреть уставы ГА РФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об. .

Лорис-Меликов также подает Александру II "Всеподданнейший доклад", основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это "единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы". Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - "одна из главнейших причин" неуспеха в борьбе с революционными силами" Там же. Д. 33. Л. 1-3 . Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально "временно" подчинено ВРК ПСЗ. Т. LV. № 60609 . Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях. Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.

После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.

За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое "высочайшее" повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был "временно" подчинен ВРК 24. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач.

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК.26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил "некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов", считая, однако, что "вредные для государственного строя проявления социальных учений. могут быть парализованы не в короткий срок.". Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у "крамолы" почву для развития революционных идей, что "возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества".

Доклад Лорис-Меликова от 24 июля 1880 г. был одобрен императором.6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что "ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута., что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел". В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. "Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства" ПСЗ. 2-е собр. Т. LV. № 61279 .

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М...

Министерство полиции (1811-1819 гг.)

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков. XIX столетие принесло в Россию реформы государственного управления, прежде всего, связанные с приходом на престол Александра I, любимого внука Екатерины II...

Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Структура МВД и круг его задач оставались без изменения до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции России...

Организация полиции в Российской Федерации

Сотрудником полиции может являться гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел...

Правовая природа и сущность прощения долга

По виду желаемых правовых последствий все сделки подразделяются на обязательственные и распорядительные. Обязательственными называются сделки...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст.5 Закона "О милиции", только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст.10 Закона "О милиции". Следует отметить, что ранее, в Законе "О милиции"...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе "О милиции" (ст.22). Законодателем внесен ряд изменений: нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В Законе закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст.37 Закона "О милиции", но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия...

Яса Чингисхана

Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому...

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Главный начальник Верховной распорядительной комиссии

В начале 1880 года, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. 14 февраля 1880 года был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущение представителей общества к решению государственных вопросов.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Им были предложены меры к облегчению участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности и принадлежавших в значительной мере к числу учащейся молодежи. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в «Письмах о современном состоянии России» Р. А. Фадеева , бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе.

Несмотря на сделанное 20 февраля 1880 года неким Молодецким покушение на него, продолжал держаться высказанных им начал в борьбе с революционным движением.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов - Н. Рысаков , - убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга , которые были даны ещё в конце 1879 года).

Увольнение. В отставке

Цареубийство явственно показало правящим кругам крах курса умиротворения либералов и революционеров. В письме от 6 марта 1881 года обер-прокурор К. П. Победоносцев писал новому императору Александру III : «<…> час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому обще

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале - августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

Верховная распорядительная комиссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание комиссии было одним из проявлений растерянности властей. Состав В. р. к.: главный начальник граф М. Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К. П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М. С. Каханов; сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, обер-прокурор Сената П. А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П. А. Черевин, генерал-майор свиты М. И. Батьянов и правитель канцелярии министерства внутренних дел С. С. Перфильев, а с мая ≈ начальник главного управления печати Н. С. Абаза. Главному начальнику В. р. к. предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях, и поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям, ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» Лорис-Меликов в феврале 1880 выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. Пользуясь поддержкой наследника престола, Лорис-Меликов вмешивался во все области государственного управления. 11 апреля он в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. В. р. к. являлась лишь консультативно-исполнительным органом при её начальнике, фактически ≈ диктаторе. 6 августа 1880 В. р. к. была упразднена. Третье отделение упразднялось и все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Лорис-Меликов назначался министром внутренних дел. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.

Лит.: Зайончковский П. А., Кризис самодержавия на рубеже 1870≈1880 гг., [М.], 1964.

П. А. Зайончковский.

Википедия

Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале - августе 1880 , созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook