Из типов государства является. Современный взгляд на проблему

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства .

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

Единая конституция

Единая система высших органов государственной власти управления и права

Единое гражданство

Единая судебная система

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

Наличие гражданского общества

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

Перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

Политика занятости и охраны прав работника на предприятии

Социальное страхование

Поддержка семьи и материнства

Забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

Развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

Первобытно-общинная и родо-племенная

Античная

Феодально-сословная

Буржуазная

Социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

Равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

Гласность в деятельности властей

Конституционное оформление государственного строя

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Плюрализм политической системы

Комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства - это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате - номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Статья кратко излагает основные принципы правления, которые характерны для конкретного исторического периода и типа государства. Содержит важные табличные данные, которые дают более полное представление о рассматриваемом вопросе. В материале упоминается важный деятель науки, который внес значимый вклад в развитие социологии.

Типы государства

Анализ государственности опирается на вычленение базовых типов и форм государства.

За основу определения типов государств взят формационный подход. Исходя из этого подхода следует, что историческим типом государства принято считать сочетание важнейших черт государства конкретной общественно-экономической формации, которая отражает его классовую сущность.

Из истории известны основные типы государства:

  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

💡

Макс Вебер считается основоположником социологической науки. Именно он ввел термин «социальное действие», который был принят ведущими социологами того времени.

Рис. 1. Портрет Макса Вебера.

Однако сегодня государства разнообразных социально-исторических образцов могут обладать массой специфических конкретных модификаций.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Более полную картину о типах государства свойственных периодам исторического развития позволит представить следующая таблица:

Таблица «Исторические типы государства»

Исторические типы государства

Сущность государства

Формы государства

Формы правления

Формы устройства государства

Политический строй

Рабовладение

Рабовладельческая власть

Республика, монархия, олигархия

Города-государства, империи

Демократия, аристократия, деспотия

Феодализм

Феодальная власть

Абсолютная монархия, городская республика

Феодально раздробленные державы, централизованное государство

Абсолютизм, феодальная демократия

Буржуазия

Буржуазная власть

Республика (президентская, парламентская), монархия (конституционная, парламентская)

Федерации, конфедерации, унитарное государство

Либеральная демократия, диктатура

Социализм

Власть рабочих

Республика Советов, народно-демократическая республика, народная республика

Федерации, унитарное государство

Народная демократия, диктатура

Из информации, приведенной в таблице, становится понятно, что государства имеют существенные различия и по форме правления.

Рис. 2. Рабы в Древнем Египте.

Соотношение типа и формы государства

Отчетливого соотношения между типом и формой государства не существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь схожую форму. Примером этому может служить республиканская форма правления, которая свойственна практически для всех исторических типов государства, кроме феодального.

Рис. 3. Иван Грозный.

💡

Под формой государства принято понимать организацию государственной власти, которая тесно связана с сутью и социальной ориентацией.

Здесь важно понимать, что сама суть и социальная ориентированность представляются основополагающими принципами организации власти, ее структуры.

Что мы узнали?

Выяснили, какими бывают типы государств. Ознакомились с характерными чертами, которые свойственны для государственной формы правления в конкретный исторический период. Поняли, что не всегда форма правления может четко соответствовать типу государства. Увидели закономерность между сущностью государства и политическим строем свойственным для него.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 270.

Государство как правовое явление исследуется учеными с разных позиций. Но наиболее значимыми из них предстают типы и формы государства. Их рассмотрению и посвящено данное исследование.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

Долгое время считавшаяся основополагающей в отечественной литературе типология государств делила их на пять основных видов: рабовладельческое, восточное, феодальное, буржуазное и социалистическое. В основу такой классификации была положена экономическая формация.

Восточный тип базировался на поливном земледелии.

Характеризовалось неограниченной властью монарха и приближенных к нему. При этом в качестве орудий труда воспринимались рабы и неимущие члены общества.

В основе своей опиралось на право собственности на землю. Так, государственная власть концентрировалась в руках тех, кто обладал земельными наделами и был вправе распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Третьим типом выступало уже буржуазное государство, которое предпочло обратиться к формации, базирующейся на праве собственности на средствах производства. При этом власть постепенно приобретала характер триумвирата, возникли гражданские права и, как следствие, номинально равные возможности.

Четвертый тип - это социалистическое государство, отрицающее как таковое по причине его ненадобности. Власть принадлежит и осуществляется каждым гражданином без ущерба для других. Данный тип был признан утопией.

Несмотря на достаточную обоснованность данного деления на типы государства, подвергается заслуженной критике. Выявление в качестве единственно верного экономического фактора развития не охватывает все существующие страны, а потому стоит принимать во внимание и цивилизационный подход.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода Тойнби

Согласно ему, государство как явление следует рассматривать с различных позиций: культурной, исторической, религиозной и т.п. На основе данной классификации были выявлены типы государства, базирующиеся на культурных ценностях. Общее их количество составляет 26 уникальных государственных формаций, среди которых выделяют восточную и западную христианскую, египетскую, шумерскую, западноевропейскую и прочие.

К сожалению, данный подход допустил ту же ошибку, что и формационный, а именно: определенную однобокость факторов оценки. А потому типы государства, выведенные на его основе, могут восприниматься лишь как вспомогательные.

В защиту обоих систем необходимо отметить, что в последнее время большинство правоведов склонны объединять в своих исследованиях оба подхода.

Форма государства - составляющие элементы

Государство может быть охарактеризовано не только с точки зрения его типа, но и формы. В свою очередь, форма государства есть совокупность трех основных элементов: государственного режима, административного деления и формы правления. Однако виды государств в большинстве своем подразделяются, исходя только из первой характеристики, а именно - политического режима. В данном случае следует принимать во внимание как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим выделяются следующие виды государств:

Тоталитарные - в которых господствует определенная партия;

Демократические - признающие власть народа высшей ценностью;

Либеральные - высшая степень свободы в экономической и политической деятельности.

Следует отметить, что не каждый из видов может характеризоваться наличием своего типа. Так, невозможно соотносить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или либеральную форму с арабской цивилизацией.

Представленные выше аргументы позволяют утверждать, что типы и формы государства играют значительную роль в его характеристике.

Типология государства - классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства - это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу , существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство , возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.

В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook