Философский словарь. Привет студент Слово интеракция с английского языка переводится как

Интеракция взаимодействие людей в ходе общения, планирование общей деятельности , организация совместной деятельности, психологическое воздействие друг на друга.

Взаимодействие это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации ценностей. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • – субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • – предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • – механизм регулирования взаимоотношений.

Структура взаимодействия зависит от ступеней его развития:

  • а) пространственный контакт;
  • б) психический контакт – взаимная заинтересованность;
  • в) социальный контакт – связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком;
  • г) совместная деятельность;
  • д) систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера;
  • е) социальные отношения – устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер (Я. Щепаньский).

Взаимодействия можно разделить на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий. Взаимодействие людей зависит от ситуации и позиций общения участников. Позиции в общении выделяют следующие :

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или "общение сверху";
  • 5) общение "на равных";
  • 6) подчинение, или позиция "снизу".

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции транзактпого анализа (Э. Берн). Единица взаимодействия называется транзакция . Э. Берн писал: "Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию". Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности:

  • 1) карающий Родитель – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) опекающий Родитель – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют:

  • 1) послушного ребенка ,
  • 2) бунтующего ребенка ("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Транзакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения:

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок").

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения нс совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия:

  • – социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации (А. А. Леонтьев);
  • – официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении, руководстве (М. Аргайл);
  • – различные ритуалы, полуритуалы (имеющие место в развлечениях) и игры (понимаемые весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Э. Берн).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Различают три основных стиля действий: ритуальный стиль, который задан культурой, традициями, манипулятивный стиль и гуманистический.

Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими психологическими позициями.

Два противоположных вида взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт. Структура конфликта включает следующие элементы: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта.

Типы конфликтов могут варьировать: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходит к борьбе личностей (межличностный конфликт), к конфликту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту и далее к социальному конфликту – столкновению различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов. Л. Коузер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты.

Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

  • - Термин «С. и.» связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов...

    Психологическая энциклопедия

  • - 1. социальная - социальное взаимодействие индивидов; 2. речевая - речевое взаимодействие индивидов на уровне речи. «» - термин символико-интеракционистской теории в социологии...

    Словарь социолингвистических терминов

  • Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - взаимодействия организмов в биоценозе...

    Экологический словарь

  • - Социальное взаимодействие, приравниваемое к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории социального поведения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - интер"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; 2) психол...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 коммуникация...

    Словарь синонимов

"интеракция" в книгах

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

УВЕРЕННОСТЬ Разнообразные человеческие страхи, по сути, объединяются в один большой страх: страх перед будущим. За себя ли мы переживаем, за своих близких или, скажем, за страну волнуемся. Будущее всегда непредсказуемо. Сколько ни придумывай, ни изобретай гарантий для

80. Уверенность

Из книги Мэрилин Монро. Тайна смерти. Уникальное расследование автора Реймон Уильям

80. Уверенность На смену нетерпению пришли сомнения. И это притом, что последний этап расследования явно не был самым трудным.Отправившись к источнику загадки, я смог приблизиться к истине. Версии отпадали одна за другой, рассеивались обманы, умирали слухи. Отныне я знал

Уверенность

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Уверенность Если вы сомневайтесь в своей креативности или считаете, что не сможете придумать потрясающую идею, так и произойдет. Стопроцентная уверенность в себе – одно из непременных условий для процесса генерации идей.Вспомните и как можно явственней представьте

Уверенность

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Уверенность Восстановите в памяти ситуацию, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе. Может быть, вы сказали или сделали что-то, в чем были уверены на все сто процентов. Вспомните это состояние и постарайтесь как можно точнее его воспроизвести. Оставайтесь

Уверенность

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Уверенность По общему мнению, хороший маг «уверен в себе», но что это означает на самом деле? Под уверенностью в себе обычно понимается качество, которое в той или иной мере присуще всем людям. Мы «приобретаем» или «теряем» уверенность в себе. Мы знаем, что быть «чрезмерно

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

УВЕРЕННОСТЬ В жизни каждого нормального человеческого существа настает час, когда его очевидная слабость и ничтожество по сравнению с силой и величием всемогущих законов и сил природы осаждают его чувством отчаяния при виде очевидной бесполезности огромных усилий,

Уверенность

Из книги Я – денежный магнит. Как притягивать деньги и удачу автора Тангаев Юрий

Уверенность Н ередко в детстве родители вкладывают в наше подсознание отрицательные программы, которые проявляют себя в зрелом возрасте. Например, ребенок что-то делает, а мать или отец говорит: «У тебя руки выросли не из того места, гвоздь не можешь забить». Ребенок в это

239. УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

239. УВЕРЕННОСТЬ Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.Библия - К римлянам, 14:22Лучше быть уверенным в малом, чем сомневаться в большом.Берекиа ХаНакдан - Мишле ШуалимМежду «уверен» и «может быть» предпочтение отдают «уверен».Талмуд - Кетубот,

Уверенность

Из книги Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО автора Мартин Роберт С.

Уверенность Разработчик, принявший TDD как профессиональную методологию, пишет десятки тестов каждый день, сотни тестов каждую неделю, тысячи тестов каждый год. И все эти тесты постоянно находятся «под рукой» и запускаются при каждом внесении в код каких-либо изменений.Я

Уверенность

Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард

Уверенность «Убежденная, она убеждает». Эдуард Шюре (Великие посвященные) В клинике Х. М. Алиева, друга и коллеги Сперанского, исследователя регуляторных функций человеческого организма, в течение длительного времени применялось лечение электросном. Вскоре, после того

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

УВЕРЕННОСТЬ Важно постараться выработать беглость, хорошие навыки и доверие к процессу перехода, чтобы вы могли использовать его всякий раз, когда пожелаете. Приобретя навыки и уверенность, вы станете достигать высоких результатов.Нельзя быть уверенным в том, что вам

Уверенность

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

Уверенность Энергетическая польза: привлечение новых творческих возможностей. Ваш разум постоянно взаимодействует с вашим эго, чтобы реальность ваших истин постоянно подтверждалась. Поэтому закрытый разум – или недостаточно открытый новым возможностям – будет

Уверенность

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Уверенность Снимай часы История, которую я собираюсь рассказать, явно не выставляет моего дядю Фреда в лучшем свете. Но это такой прекрасный пример преобразующей силы уверенности, что о нем нельзя не рассказать.Во время Второй мировой войны Фред Даттон служил в

Уверенность

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Уверенность Уверенность в себе нужна на нескольких уровнях. Лидеры должны быть уверены в себе. Коллеги и клиенты должны быть уверены в лидерах. Каждый должен быть уверен в своей компании.Что такое уверенность? Чаще всего под ней понимают некое состояние

Уверенность

Из книги Три с половиной мушкетера [сборник] автора Векшин Николай Л.

Уверенность Интересная закономерность: когда во что-то веришь, всё получается именно так, как верил, почти без усилий, как бы само собой. А когда сомневаешься, то ничего не выходит. Успешны те, кто во всём уверены (даже если ничего не знают), т. е. дураки. А сомневающихся

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

Люди на протяжении жизни находятся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, поскольку они живут в социуме. Первый опыт – у ребенка в доме родителей, где он учится оценивать себя, получать оценку собственного поведения со стороны окружающих, обретает навыки считывания эмоции и чувств. Это – основа для формирования эффективного или неэффективного взаимодействия в социальной среде. Сам механизм имеет научное обоснование и называется «интеракция».

Что такое интеракция

Для погружения в вопрос необходимо понимание понятий. «Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность). С точки зрения психологии интеракция означает процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой или целых групп людей, протекающий в виде непрерывного диалога и сопровождающееся психологическим или социальным воздействием одного человека на другого.

Для полного изучения вопроса общения при разговоре об интеракции в психологии вводится дополнительный термин «социальная связь». Она означает зависимость субъектов, проявляющуюся через социальное действие, ориентированное на других людей и протекающее с ожиданием ответного действия от партнера. Выделяют три важных компоненты социальной интеракции:

  • субъект созданной связи. Это может быть один человек или бесконечное множество;
  • объект связи или предмет взаимодействия;
  • механизм, необходимый для регулирования отношений.

Сущность интеракции как описания взаимодействия субъектов состоит в том, что процесс общей деятельности сопровождается возникновением контакта, имеющего характерные признаки:

  • индивидуальные особенности человека;
  • социальная ситуация;
  • доминирующие поведенческие стратегии;
  • цели участников;
  • возникающие противоречия.

Интеракция в общении как часть социальной психологии сопровождается возникновением особенностей:

  • возможность обмена опытом и мнениями;
  • достижение понимания в общих вопросах;
  • определение единой стратегии или линии поведения;
  • появление интроспекции или возможность поставить себя на место другого;
  • при неэффективном общении интеракция сопровождается конфликтом или конкуренцией.

Интеракция как часть социологии

Существование интеракции невозможно без ее внедрения в социологию, поскольку это термин означает взаимодействие. С точки зрения науки сущность процесса в осуществлении контакта между людьми, его анализа с учетом особенностей. Процесс общения может происходить на микроуровне (участники – семья, коллектив или друзья) и на макроуровне, когда во взаимодействии находятся структуры общества. Интеракция в социологии – это процесс обмена символами, опытом и практическими умениями.

Известный социологии П. Сорокин определил опорные звенья, позволяющие под одним явлением объединить интеракцию, перцепцию и коммуникацию:

  • для общения требуется минимум 2 субъекта;
  • во время взаимодействия внимание должно уделяться словам и символам: жесты, мимика, действия. Это облегчает понимание оппонента;
  • выстраивание эффективной интеракции возможно только при возникновении резонанса мыслей, ощущений и мнений.

Интеракция и психология

Прежде чем стать частью социологии, интеракция появилась как отдельное понятие психологии. Главной направленностью изучения в данном случае выступают отношения внутри ограниченной социальной группы, в первую очередь семьи.

В психологии интеракция - это исследование совместной деятельности родителя и ребенка, итог которой – становление личности. Она может формироваться только через проекцию понимания восприятия себя другими и анализ поведения, являющегося ответом на действия.

Концепция интеракции была разработана Д.Мидом, который вывел понятие «символический интеракционизм» как выходящее из течения бихевиоризма явление. По его теории при общении наибольшую важность имеет отслеживание и правильная интерпретация символов.

Процесс взаимодействия субъектов одной социальной группы описывается формулой интеракции. Это визуальное отображение предполагаемой позиции каждого участника общения по отношении к другому. Единица интеракции – транзакция, которая выражает взаимодействие партнеров с точки зрения задания позиции для каждого участника.

Виды интеракции

Социология выделяет несколько градации интеракции по степени эффективности и особенностям проявления. В первом случае существует две разновидности:

  • эффективная, которая предполагает значимость взаимодействия для каждого отдельного субъекта;
  • неэффективная, при которой каждый участник зацикливается на себе и своем мнении и не предпринимает попыток разделить мысли и чувства оппонента. В этом случае вероятность выгодного сотрудничества исключаются.

Дополнительно существует деление интеракции на виды по особенностям взаимодействия субъектов на вербальную или речевую и невербальную или неречевую.

Вербальный тип состоит из следующих механизмов общения:

  • особенности речи (тон голоса, экспрессивная окраска, оттенки тембра);
  • передача словами опыта, знаний, информации;
  • ответная реакция на полученные сведения.

Невербальная интеракция подчиняется проксемике или знаковой системой общения. Она включает следующие основные моменты:

  • поза, на основании которой можно понять психологическое состояния оппонента или определить его настроенность на диалог;
  • пространственное положение. Субъект может осуществлять «захват» территории при помощи раскладывания вещей по столу или занимать минимум свободного пространства;
  • настроенность участников по отношению друг к другу.

Интеракция как часть общения

Общение подразумевает получение информации, ее анализ, обратную связь (ответы, мнения, суждения). Любое взаимодействие несет важные функции: воспитание, регулирование, оценка и помогает людям как части социума выстраивать совместную деятельность для достижения конечной цели.

Интеракция – это частный случай общения, предполагающий не только принятие информации, но также взаимное влияние двух субъектов не только на себя, но и на окружающую действительность.

Кроме интеракции частью общения является коммуникация и манипуляция. Отличительные черты коммуникативного воздействия:

  1. Коммуникатором выступает не только человек, но также система знаков (газеты, книги, дорожные знаки и вывески).
  2. Основная цель – донесение информации. Она не предполагает ответной реакции человека.

Манипулятивные техники получили распространение в современном мире. При помощи оказания воздействия на человека потребительский рынок пытается увеличивать продажи, бизнес старается привлекать новых клиентов. В отличие от интеракции, манипуляция характеризуется:

  1. Применением скрытых механизмов воздействия.
  2. Созданием зависимого положения субъекта.
  3. Использованием в речи обмана, лести или заискивания.

Интеракция – это неотъемлемая часть общения и взаимодействия людей в социуме. Социальная психология, изучающая течение интеракционизм, помогает решать проблемы, возникающие в обществе в контексте совместного существования людей внутри единой, микро- или макрогруппы.

Социальная психология - наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.

Интеракция - это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин "интеракция" произошел от английского слова "interaction", которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем - "inter" и "activus". Они переводятся как "деятельный".

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция - это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой является способность индивида "принимать" роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция - взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка "на равных", "свысока", "снизу" и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт - столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

в социальной психологии

Кроме интеракции, важнейшими аспектами общения выступают перцепция и коммуникация. Последняя представляет собой смысловой аспект взаимодействия индивидов и подразумевает обмен любыми вербальными и невербальными знаками и символами. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "communico", которое переводится как "делаю общим". Он обозначает процесс коммуникативной деятельности, который обеспечивает обмен информацией между партнерами. Существует несколько в том числе:

  • межличностная - обмен сообщениями и их последующая интерпретация партнерами по общению;
  • массовая - распространение информации посредством СМИ и других средств, при помощи которых важные сведения становятся доступными широкой аудитории;
  • публичная - донесение информации до аудитории посредством устной речи;
  • вещественно-знаковая (общение через интеллектуальные продукты, предметы искусства);
  • речевая (речемыслительная деятельность, в том числе внешняя и внутренняя речь);
  • паралингвистическая (передача информации по невербальному каналу - жесты, мимика, интонация и др.).

Перцептивная сторона общения

Перцепция понимается как смысловой восприятия субъектом своего партнера по взаимодействию, включающий в себя формирование его образа, рефлексию отношения к нему, а также понимание оппонента. В общем смысле под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие, основанное в том числе и на самопознании. Основными перцептивными механизмами являются идентификация и рефлексия.

Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция - важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция - это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция - общения, которая невозможна без коммуникации - обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции - психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook