Три типа рассуждения. Пример текста: повествование, рассуждение. Как написать рассуждение (текст)? Как написать художественный текст-рассуждение. Языковые средства, характерные для рассуждения


Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.
Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.
При построении текстов-рассуждений следует опираться на
следующие правила:
1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы.
2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот…, почему.., вот..., например..., об этом свидетельствует такие факты, как выяснилось...
4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его
доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо
присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Приведем пример текста-рассуждения (рассуждение-доказательство):
«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название – «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так... »

Еще по теме Виды рассуждений:

  1. Глава 14. Рассуждения, используемыев гуманитарных областях знания
  2. § 24. Грамматическая борьба за признание категории вида и против старой теории времен в первой трети XIXв.

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное описание – отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.


Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декар 16 век, французский физик,

математик, философ.


описание

повествование

рассуждение

Типы текста


Определите тип речи, объясните свою точку зрения.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

описание


Текст относится к описанию , потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака, и к ним можно задать вопрос какой?


Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

повествование


Текст относится к повествованию , потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку, и к этим словом можно задать вопрос что делал?


Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

рассуждение


Этот текст относится к рассуждению , потому что в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и заканчивается выводом.


Структура текста-рассуждения

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим. И т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТЫ, ДОВОДЫ, ОБОСНОВАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ)

Вот почему, во-первых, во-вторых, это можно объяснить так, это можно доказать таким образом, приведём доказательства этого)

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец, а главное…


Перед вами средства связи частей текта-рассуждения

Почему? Вот почему, во-первых, обобщим сказанное, итак, таким образом, это можно объяснить так, во-вторых, следовательно, это можно доказать таким образом, кроме того, именно поэтому, и наконец, приведём доказательства этого, а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

  • Слова и предложения, связывающие тезис и доказательства…
  • Языковые средства оформления доказательства…
  • Средства связи доказательства и вывода…

Рассуждение как тип монологической речи

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »

Рассуждение-размышление

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для ее раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, - более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи: Ср.:

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис – утверждение, противоположное тезису.

Аргумент – доказательство.

Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно это – открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!

Задание 2 .

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный план. Обозначьте границы композиционных частей текста (экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение – выводы). Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению. Найдите в тексте причинно-следственные отношения между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего расследования оказалось, что рассуждения следователя были вполне правильными. Он смог правильно определить ход следствия лишь благодаря тому, что уяснил существенные признаки каждого из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого большого количества сигарет потребовала бы не менее трех четвертей часа. Склад расположен на многолюдной улице. Преступление совершено между 17 часами 30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому должны существовать свидетели, которые в то время проходили мимо табачного склада и должны были заметить стоявшую перед складом автомашину;

2) неизвестные преступники предъявили удостоверение личности. Следовательно, удостоверение было выдано конкретному лицу. Можно предположить, что удостоверение личности преступник подделал, либо похитил, либо его кто-то потерял, и преступник этим воспользовался;

3) речь идёт об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно. Трудно реализовать такое большое количество сигарет. Если же хищение производилось постепенно, значит, преступник скрывал его изощренными способами. Ревизионные органы до этого не установили никакой недостачи на складе. Поэтому должны существовать следы этой преступной деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные выводы, следователь приступил к проверке своих версии, и вскоре преступление было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. Выучите стихотворение наизусть. Напишите сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал, - дело молодое, -

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил.

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил.

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье –

Вдруг потерять тот самый край и дом.

Где б ни был ты – в огне передних линий,

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь на Украине, -

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю непобедимом,

У каждого своя родная сторона.

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех одна!» (А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.


Ұнады ма? Онда достарыңмен бөліс!


Похожие материалы

Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.



Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

3) выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для ее раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, - более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи: Ср.:

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис – утверждение, противоположное тезису.

Аргумент – доказательство.

Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно это – открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!

Задание 2 .

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный план. Обозначьте границы композиционных частей текста (экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение – выводы). Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению. Найдите в тексте причинно-следственные отношения между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего расследования оказалось, что рассуждения следователя были вполне правильными. Он смог правильно определить ход следствия лишь благодаря тому, что уяснил существенные признаки каждого из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого большого количества сигарет потребовала бы не менее трех четвертей часа. Склад расположен на многолюдной улице. Преступление совершено между 17 часами 30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому должны существовать свидетели, которые в то время проходили мимо табачного склада и должны были заметить стоявшую перед складом автомашину;

2) неизвестные преступники предъявили удостоверение личности. Следовательно, удостоверение было выдано конкретному лицу. Можно предположить, что удостоверение личности преступник подделал, либо похитил, либо его кто-то потерял, и преступник этим воспользовался;

3) речь идёт об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно. Трудно реализовать такое большое количество сигарет. Если же хищение производилось постепенно, значит, преступник скрывал его изощренными способами. Ревизионные органы до этого не установили никакой недостачи на складе. Поэтому должны существовать следы этой преступной деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные выводы, следователь приступил к проверке своих версии, и вскоре преступление было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. Выучите стихотворение наизусть. Напишите сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал, - дело молодое, -

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил.

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил.

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье –

Вдруг потерять тот самый край и дом.

Где б ни был ты – в огне передних линий,

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь на Украине, -

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю непобедимом,

У каждого своя родная сторона.

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех одна!» (А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, познав природу Создателя вселенной, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев) .

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 6.

Напишите сочинение-рассуждение «Моя будущая профессия». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным (ключевым) вопросам: Что представляет собой моя будущая специальность? Какие характерные черты должны быть присущи человеку, имеющему такую профессию? В какое время мы живем? В ком из современников наиболее ярко отражены наиболее характерные черты человека моей профессии? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

Используйте языковые средства, характерные для данного типа речи (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 7.

Прочитайте текст. К какому типу монологической речи он принадлежит? Озаглавьте текст.

Счастье. Как им всем дать счастья? Как сделать Леночку счастливой? Неужели только стихия – кому как повезет в жизни? Встретит какого-нибудь прохвоста – и пропали труды, рухнули надежды… Нет, не может быть. Мы должны научить ее быть счастливой. Шутишь, брат. Этому учить нельзя. Можно. Нельзя совсем спасти от прохвоста, но уменьшить шансы. И научить, как выстоять. Что нужно?

Развивая любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение - искать, мучиться. Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха. Еще искусство. Книги, театр, музыка… Еще общение. Есть умные, хорошие люди. Уметь найти. Беседы с ними – удовольствие. Не быть жадным к вещам.

И в самом деле, получается – можно научить. (По Н.Амосову).

Задание 8.

Составьте рассуждение на тему «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

1) в чем причина, что многие любят все откладывать (недостаток чувства долга, легкомыслие, надежда на то, что можно успеть что-то «за один присест», жажда удовольствий, нежелание работать, отсутствие воли)?

2) что вытекает, что следует из тех причин, которые указаны нами ниже (кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно утеряно; отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как; настроение портится; теряется доверие преподавателей, сокурсников, начальства: они обнаруживают вашу слабость)?

Понравилось? Лайкни нас на Facebook