Назначение ппсу, спасательных веревок их применение. Спасательные веревки (устройства) Статическое испытание спасательной веревки

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.

Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

Пневматическое прыжковое спасательное устройство

Испытание ППСУ производится перед постановкой ППСУ в боевой расчет.

Испытание производится путем сбрасывания на ППСУ грузомакета (мешка с песком) массой 100 кг с высоты 20 м.

В результате испытаний не должно происходить разрушение материалов и конструкций ППСУ. При падении грузомакета в ограниченную часть рабочей поверхности ППСУ он не должен ударяться о грунт.

Отметка о первом испытании и последующем применении заносятся в соответствующие разделы паспорта на ППСУ.

Техническое обслуживание и испытание баллона со сжатым воздухом производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и паспортом на баллон.

Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).


Порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования, снаряжения
Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.
Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.
Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.
Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.
Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.
Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).
Рукава пожарные

Находящиеся в эксплуатации всасывающие и напорные пожарные рукава испытываются ежегодно, как правило, в летний период в соответствие с требованиями «Инструкцией ГПС МЧС России по эксплуатации пожарных рукавов» 2003 года.

Приложение 6
Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

Примечание: Испытание пожарно-технического вооружения, оборудования и снаряжения проводится водителями пожарных автомобилей, пожарными (при их отсутствии членами ДПД) под руководством начальника пожарной команды (начальника караула) или инженера службы пожарной охраны, которые фиксируют результаты испытаний в журнале и расписываются в колонке № 6.

Приложение 7
Кому _____________

2. Марка машины _______________________________________________________________

3. Номер машины (заводской) _______________________, дата выпуска _________________

4. Номер двигателя ______________________, шасси № _______________________________

5. Номер агрегата, вышедшего из строя _____________________________________________

6. Предприятие-поставщик или автотранспортное предприятие (если машина получена из ремонта) __________________________________________________________________________

7. Номер и дата договора на поставку изделия _______________________________________

8. Номер счета-фактуры ________________, номер транспортной накладной _____________

9. Дата прибытия на станцию, в порт _______________________________________________

10. Время получения изделия _____________________________________________________

11. Состояние тары, упаковки и маркировки в момент осмотра продукции __________________________________________________________________________________

12. За чьими пломбами: отправителя или органа транспорта отгружена и получена продукция, исправность пломб и оттисков на них _______________________________________

13. Дата ввода в эксплуатацию ____________________________________________________

14. Наработка машины (изделия) с начала эксплуатации (после ремонта) ___________________ км ____________________час.

15. Вид и дата последнего технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ____________________

16. Дата обнаружения неисправности "____" ____________200__ г.

17. Извещение о вызове представителя предприятия-поставщика (автотранспортное предприятие) выслано "___" _________200__ г. за № ________________

18. Фамилия водителя, его квалификация и стаж работы _______________

19. Наименование и количество дефектных деталей, описание обнаруженного преждевременного износа, поломки или аварии и обстоятельства, при которых они произошли __________________________________________________________________________________

20. Номер контролера ОТК или наличие отметки представителя заказчика на предприятии в формуляре (паспорте) ______________________________________________________________

21. Причина преждевременного износа, поломки или аварии и виновная сторона по заключению комиссии ______________________________________________________________

22. Следует заменить или отремонтировать следующие агрегаты или детали __________________________________________________________________________________

23. Машина подлежит восстановлению силами автотранспортных служб ОАО МН, предприятием-поставщиком (подразделением технической службы) на месте, на предприятии и т.п. (ненужное зачеркнуть)

24. Причины, вызвавшие составление одностороннего акта-рекламации __________________________________________________________________________________

экз. № 1 - предприятию-поставщику;

экз. № 3 - ОАО МН;

экз. № 4 - РНУ;

2. Акт-рекламация должен составляться с наибольшей полнотой и отвечать на все вопросы, предусмотренные формой. В акте следует подробно описать дефект, причину его возникновения, указать виновную сторону, необходимость устранения дефекта в заводских условиях с помощью специалистов предприятия-поставщика или возможность устранения на месте путем замены соответствующих деталей, приборов, агрегатов силами автотранспортных служб РНУ.

3. Подписи должны быть заверены печатями соответствующих организаций.

Приложение 8
Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)


1. По шасси пожарного автомобиля

Контрольные работы

1.1.

Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных, знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.

1.2.

Проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).

1.3.

Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние натяжение приводных ремней.

1.4.

Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

1.5.

Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

Уборочные и моечные работы

1.6.

Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

1.7.

Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

Смазочные и заправочные работы

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

1.9.

Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.

1.10.

Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

2. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

2.2.

Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.

2.3.

Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073-0,076 МПа (550-570 мм. рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

2.4.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены) освещения отсеков кузова.

2.5

Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарного оборудования (см. ЕТО пожарно-техническое вооружение п.п. 4.1.-4.19.).

2.6.

Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.

3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

3.1

Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу маслянного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

4. Пожарно-техническое вооружение

4.1

Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

4.2.

Проверить наличие комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

4.3.

Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

4.4.

Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.

4.5.

Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

4.6.

Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

4.7.

Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

4.8.

Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.

4.9.

Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

4.10

Проверить наличие и состояние рукавных зажимав и рукавных задержек.

4.11.

Определить внешним осмотром состояние трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы палки.

4.12

Проверить укладку спасательной веревки, ее влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

4.13.

Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

4.14.

Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

4.15.

Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

4.16.

Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

4.17.

Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей, по свечению нити накала.

4.18.

При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

4.19.

Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

Техническое обслуживание автомобиля на пожаре (учении)


№ п/п

Содержание работ

1

2



1.1.

Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.

1.2.

При подаче воды из водоема проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки.

Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 200 мм.

1.3.

При работе насоса через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках.

1.4.

Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

1.5.

Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80--95 С. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

1.6.

Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

1.7.

По окончании работы на пожаре или учении:

- в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

- наполнить цистерну водой;

- открыть краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

1.8.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

1.9

Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.

1.10

Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса.

1.11

Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

1.12

Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.

Примечание: Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в подразделение перед постановкой автомобиля в расчет.

2. Пожарно-техническое вооружение

2.1.

Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

2.2

При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.

2.3.

При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.

2.4.

При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.

2.5.

При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.

2.6.

При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.

2.7.

При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Техническое обслуживание автомобилей по возвращении с пожара


№ п/п

Содержание работ

1

2

1. Пожарные автомобили общего применения

1.1.

Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.

1.2.

Проверить, нет ли подтекания топлива, масла воды пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.

1.3.

Проверить надежность затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

1.4.

Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.

1.5.

Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.

1.6.

Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

1.7.

Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.

1.9.

Заправишь при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.

1.10.

Заправить смазкой масленки насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.

1.11.

Проверить состояние, исправность и очистить все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.

1.12

Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

1.13.

Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами, взамен применяемых на пожаре или учении.

1.14.

Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.

1.15.

Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

1.16.

Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.

2. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить состояние и исправность ПТВ, бывшего в употреблении во время пожара или учения. При необходимости произвести его очистку.

2.2.

Устранить все дефекты ПТВ, выявленные во время работы. При невозможности устранения дефектов, произвести замену из числа резерва.

2.3.

Проверить и при необходимости дополнить шанцевый инструмент.

2.4.

Проверить наличие вооружения и надежность его крепления согласно описи.

Периодичность : Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность ОДИН РАЗ В ГОД.

Параметры: Нагрузка Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин.

Карабин испытывается совместно с поясом. Нагрузка создается без рывков. Испытания проводятся с применением груза или при помощи универсального модернизированного станка .

Схемы испытаний приведены на рисунках 1 и 2.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки на поясе не должно быть:

  • разрывов;
  • повреждений поясной ленты;
  • повреждений пряжки;
  • смятия заклепок и др.

Карабин не должен иметь изменений формы и целостности материала. Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться.

Испытания спасательных веревок устройств

Схемы статических испытаний спасательной веревки и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунках 5 и 6.

Схема динамических испытаний спасательных веревок и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунке 7.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины.

Ручные пожарные лестницы

Периодичность :

Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75°.

Нагрузка прикладывается на обе тетивы между 4 -5 ступенями Р = 120 кг. Время – 2 мин.

Схемы испытаний приведены на рисунках 8 и 9.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Испытание штурмовой лестницы

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

Параметры: Нагрузка на две тетивы на уровне 2-ой ступени снизу Р = 160 кг. время испытаний = 2 мин.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки не должно быть трещин и остаточной деформации крюка.

Штурмовая лестница подвешивается свободно за последний зуб крюка. Схемы испытаний приведены на рисунках 10 и 11.

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75° (2.8 м от стены до башмаков лестницы)

Нагрузка на каждое колено Р = 100 кг Время испытаний = 2 мин.

Требования после испытаний : После снятия нагрузки лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Лестница выдвигается на полную высоту. Схемы испытаний приведены на рисунках 12 и 13.

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД.

Требования после испытаний : После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации.

Для испытаний задержка подвешивается крюком на ПЛОСКУЮ поверхность балки (подоконника). Груз подвешивается за петлю. Схемы испытаний приведены на рисунках 14 и 15.

Испытание пожарных рукавов

Периодичность: Испытания проводятся:

новых рукавов:

– при постановке в боевой расчет.

– при ТО-1;

– при обнаружении изменений в качестве рукавов;

– после ремонта.

Параметры: Для рукавов I и II групп:

Испытания на разряжение: Рраз = 0,08 ± 0.01 МПа

Падение разряжения не должно превышать DР = 0,013 МПа за время t = 3 мин

Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 1- ой группы (всасывающих) приведена на рис.16.

Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 2 – ой группы (напорно-всасывающих) приведена на рис.17


Испытание на давление.

После испытаний: рукав не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.

Возможны случаи, когда при исправной вакуумной системе, герметичном пожарном насосе, вода в насос с открытого водоисточника не забирается. Причиной в этом случае как правило, является отслоение внутреннего слоя резины всасывающего рукава. Обнаружить которую возможно при использовании специальной заглушки и вставки с лампочкой подсветки (см. рис. 20)

Периодичность: Испытания проводятся:

новых рукавов:

– при постановке в боевой расчет

рукавов находящихся в эксплуатации:

– один раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании);

– после ремонта

Параметры: Испытания на давление Р = 1,0 МПа (10 кгс/см 2)

Время испытаний t £ 3 мин

Примечание:

1. Рукава непрореэиненные перед испытанием замачивают под давлением 2-4 атм в течении 5 мин.

2. Рукава высокого давления испытывают под давлением 30 атм.

Допускается на рукаве:

1 сорта – прорезиненного – отсутствие свищей;

– непрорезиненного < 3 свищей;

2 сорта – прорезиненного < 3 свищей;

– непрорезиненного < 5 свищей.

Высота пылевидного свища не должна превышать 150 мм.

Методика: рукава присоединяются к напорным патрубкам, на конце рукавов закрепляется ствол либо разветвление. С помощью насоса создается давление.

Учет и порядок списания пожарных рукавов

Документами для учета рукавов, их состояния и списания являются:

1. Паспорт рукава

2. Ведомость состояния рукавного хозяйства. Заполняется 2 раза в год после испытания рукавов и направляется в УГПС

3. Акт на списание рукава.

В акте указывается дата пожара (учения…), адрес, обстоятельства повреждения или неудовлетворительный результат испытания.

4. Книга службы.

Вышедшие рукава на пожаре (учении…) регистрируются и не позднее 10 дней направляются на ремонт.

5. Суточная ведомость движения рукавов. При централизованном обслуживании.

6. Контрольный лист движения рукавов.

Рукава подлежат списанию , если:

1. неремонтнопригодны;

2. не прошли гидравлическое испытание после последовательного 3-х кратного ремонта (ремонт – испытание – ремонт…) Непригодные рукава к боевой работе могут быть переведены в категорию “Учебный” или “Хозяйственный” по решению комиссии УГПС.

С пожаром шутки плохи. К пожарным спасательным веревкам, как и к другому оборудованию и инвентарю для тушения огня предъявляются самые высокие требования. Используют спасательные пожарные веревки строго по назначению - для выполнения аварийно-спасательных работ и для тушения пожаров.

Из чего их изготавливают

Изготавливают пожарную спасательную веревку из полиамида - прочного синтетического материала, износостойкого и термостойкого. На концах подобных веревок находятся термически усаживающиеся гильзы и металлические коуши.

Виды пожарных спасательных веревок

Существуют несколько видов подобных веревок, которые различаются по назначению. Среди них можно выделить два главных вида - веревка спасательная пожарная обычная (ВПС) и веревка ТПВ - термостойкая веревка для тушения пожаров.

  • ВПС является спасательной веревкой, которая применяется для тушения огня в помещениях и снаружи, при этом температура окружающей среды не должна превышать 50 градусов по Цельсию.
  • Веревка ТПВ может быть использована при температуре до 300-сот градусов. При этом нижняя граница температуры составляет минус 50 градусов.

Требования к хранению пожарных веревок

Подобные изделия должны отвечать требованиям технической документации заводов, на которых они изготавливаются. Веревки следует хранить в специальных сумках-чехлах, смотанных в клубок. Чехол и один конец веревки должны быть промаркированы - веревку обвязывают петлей и обшивают тесьмой белого цвета, на чехол крепят бирку. На тесьме и бирке указывают инвентарный номер веревки.

На спасательной пожарной веревке не должно быть дефектов и даже незначительных неровностей, утолщений.

Как проверяют пожарную спасательную веревку на прочность

То, что веревка не утратила своих свойств, должно быть подтверждено не реже, чем раз в 10 дней. Начальники караула и старшие пожарные регулярно проверяют состояние веревки. Как они это делают?

Веревку разматывают и закрепляют одним концом, на ней подтягиваются и зависают на несколько секунд сразу три человека. Если после проверки происходит удлинение веревки - подобная веревка считается непригодной.

Другое испытание проводится один раз в 6 месяцев. Веревку разматывают по всей длине, один конец закрепляют, на второй оказывают статическую нагрузку весом до 400-сот кг. Длительность воздействия - 3 минуты. После этого испытания на веревке не должно оставаться никаких следов - повреждений, разрывов отдельных нитей и пр.

У нас вы можете купить спасательные веревки, шнуры, шпагаты, канаты и веревки самого разного назначения - обращайтесь.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков - груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин.).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).

Приложение N 4

к Правилам

Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

Наименование предмета вооружения

Инвентарный номер

Величина испытательной нагрузки

Результат испытаний

Подпись лица, проводившего испытания, расшифровка подписи

Приложение N 5

к Правилам

Понравилось? Лайкни нас на Facebook