Кого в славянской мифологии называли волколак. Чем отличается волколак от оборотня? Защита от волкодлака

Оборотничество - особое умение, которым наделялись Ведающие люди. Чаще всего в славянской мифологии встречаются примеры превращения людей в волков и наоборот. Такой оборотень назывался волколак или волкодлак . Про них есть легенды и поверья, множество леденящих кровь историй.

Волколак - в славянской мифологии человек-оборотень, на определенное время принимающий образ волка.

Надо отметить, что наиболее часто люди, наделенные способностями к оборотничеству, превращались в диких животных: медведей, лисиц, диких кошек, но гораздо чаще - в волков. Объясняется такой «перекос» тем, что волк долгое время являлся священным животным славян, многие племена поклонялись ему как родоначальнику. Ходили легенды, что представители того или иного рода могут по своей воле превращаться в волков - обычно в бою, во время охоты, для того, чтобы дать отпор врагу или скрыться от его глаз.

В отличие от колдунов, умеющих оборачиваться в других животных, птиц или предметы, волкодлак - больше зверь, чем человек. Но среди других волков он выделяется мощью, умом, чутьем, часто является вожаком стаи. Даже в зверином облике волколак сохраняет человеческие навыки и знания.

Какие легенды сказывали о волколаках?

Если в западноевропейских мифах и поверьях «человек-волк» - однозначно негативный персонаж, которого опасались, боялись и героически побеждали, то у славян волколаками могли быть герои, боги, уважаемые люди, представители знатных родов. Был миф, что князь Олег, прозванный «Вещим», был Волколаком. Про князя Всеслава Полоцкого, обладавшего, судя по воспоминаниям современников, способностями Ведуна, «Слово о Полку Игореве» говорит прямо:

«Ночью волком рыскал… великому Солнцу путь перебегал»

Мифический герой Волх Всеславьевич, рожденный от связи земной женщины и Змея, способен оборачиваться в серого волка и превращать в волчью стаю своих соратников. Другой персонаж славянских сказаний, Змей Огненный Волк, обладает подобными способностями. Вспомним сказку о Иване-Царевиче и Сером Волке, где, судя по всему, зверь является волкодлаком, помогает главному герою совершать подвиги.Таким образом, можно представить, что волколак в славянской мифологии - персонаж либо нейтральный, либо даже положительный.

Чем отличается волколак от других волков и людей?

Людей-волколаков описывали по-разному. Считалось, что некоторые люди от природы имеют склонность к оборотничеству. Это связывалось с обстоятельствами их зачатия и рождения: например, если ребенок был зачат в «нечистый день», рожден в «сорочке», появился на свет с зубами, имеет две макушки, у человека срослись брови, обильная растительность на теле, то, скорее всего, он может стать волкодлаком.

Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу.

В большой праздник работать нельзя. Вот в одной семье работали. У них сын родился. А сын превратился в волка.

Однако истинную сущность такого оборотня может показать отражение в водной глади или зеркале. Если перед вами волколак, то зверь отразится человеком, а человек - зверем.

Волкодлак в зверином облике обладает очень разумным поведением, не характерным для обычного волка, его колени выгнуты, как у человека, вперед, он может с легкостью встать на задние лапы, иногда у него белая шерсть или полоса на шее, нет хвоста. Если такого волка убить, то под шкурой можно обнаружить человека. К тому же, раны, нанесенные волкодлаку в зверином облике, обязательно останутся и в облике человечьем. В быличках по этим травмам находят волколака.

Как становятся волколаками?

Есть три способа стать человеком-волком. Во-первых, есть волкодлаки урожденные: либо зачатые или родившиеся в особые дни, с особыми признаками. Они не могут противиться своей природе: рано или поздно она проявит себя.

Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком.

Во-вторых, волколаки - часто колдуны, превращаются в волков по желанию, с помощью особых обрядов и заговоров. Приводятся примерные описания ритуалов обращения в зверя:

Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувыркнулся между ними через голову.

И, наконец, последний способ - быть заколдованным Ведуном и обратиться в волка поневоле. Часто это случалось с молодоженами и гостями в день свадьбы, если они не почтили местного колдуна, как-то досадили ему либо в качестве порчи со стороны тех, кто не хочет, чтобы этот брак состоялся. Они бегают по лесам, часто в оборванной праздничной одежде (по которой их узнают), пока их кто-либо не расколдует или не пройдет установленный колдуном срок.

А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут.

Такие «волки поневоле» старались держаться подальше от своих диких собратьев, не боялись людей и даже подходили к ним, иногда отказывались от охоты на дичь и поедания мяса, чтобы снова стать людьми.

Способы превращения волкодлака

Один из способов превращения - перекувыркнуться через определенное препятствие - нож, топор, нарисованную черту, пень, то есть, буквально оборотиться. Причем если черту стирали, заветный предмет уносили, то волкодлак обратно стать человеком не мог. Читали особые заговоры. Набрасывали на себя волчью шкуру. Прирожденные волкодлаки превращаются в волков в определенный час и день, часто в полнолуние или новолуние, и не могут контролировать превращение.

Когда колдуны превращали других людей в волков, они читали заговоры на определенные предметы и кидали их под копыта коней свадебного поезда. Часто для этой цели использовались пояса и платки. Чтобы превратить волкодлака обратно в человека, надо было накинуть на него любой предмет гардероба и прочитать особый заговор.

Защита от волкодлака

Волкодлак не всегда опасен, но если человек обратился в зверя с намерением удовлетворить свои кровожадные наклонности, следовало помнить, чего он боится. Перед походом в лес, на охоту надевали обереги, обычно из серебра. Волкодлака подчас очень сложно, практически невозможно уничтожить физически, так как он обладает сверхъестественной силой и быстротой. Однако если его ранить и пролить кровь либо громко назвать по настоящему имени, то можно нейтрализовать.

Чтобы защититься от превращения в волков на свадьбе, старший дружка, в роли которого часто выступал местный Ведун, предпринимал ряд особых ритуалов.

Волкодлак - особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделяли себя от нее, как нынче. Изучая славянскую мифологию, не перестаешь поражаться, насколько мудры были наши предки. Их мудрость передана в известных мифологических сюжетах, которые мы можем изучить.

Подробнее о славянской мифологии.

С древнейших времен у многих народов образ волка был связан с культом божества войны. Древние греки в Аркадии поклонялись Лкейскому Аполлону, Ликейскому Зевсу в образе волка. Древнеримскому богу войны Марсу служили воины-священнослужители.

Их называли сакранамами или амертинцами, и их тотемом был волк. Связь волка с божеством войны отразилась и в мифах о двух волках, (Geri и Freki), сопровождавших древнегерманского бога войны Одина в качесвте его «псов» (аналогичное представление отмечено также и в грузинской мифологии). Славянского бога войны и предка звали Змей Огненный Волк.

Соответственно и сами воины древних индоевропейцев представлялись в виде волков или именовались волками (В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры. В этом случае голова волка надевалась на шлем, а остальная шкура покрывала плечи и спину волка (для того времени это было идеальным костюмом маскировки в условиях богатой флоры и фауны). Такую вольчю шкуру носили и некоторые подразделения римских легионов: разведчики, знаменосцы и преторианская гвардия. И знаменосцы, и преторианская гвардия, как парадное войско, меньше, чем другие подразделения, меняли образ униформы с течением времени (такой консерватизм и в наши дни моно наблюдать при парадных подразделениях войск разных стран, как например, папская гвардия, гвардия королевы Великобритании и т.д.).

Саги гласят, что скандинавские воины-волки (берсерки) были настолько свирепы, сильны и умелы в воинском искусстве, что шли в бой без оружия (вернее, использовали щит и меч только для того, чтобы пробраться поглубже в ряды противника), сражаясь практически руками и ногами (Как известно из истории, древние балты были достойными противниками викингов). Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (XVII в. до н.э.) к войску, его воины должны быть, как «стая волков». аналогичное представление о волчьей стае, как символе военной дружины известно на Кавказе у сванов. В свою очередь, тех, кто свою связь с тотемом волка и свое искусство воина использовал, совершая преступления, считали, как свидетельствуют хеттские законы, древнегерманские юридические нормы, а также и Платон, злейшими преступниками-волками (хетт. hurikas, «преступник»; др.-исл. Vargr, «волк-изгой»), которых надо уничтожать, как только они пойманы.

Представление о превращении человека в волка объединяет многие мифы о волке. В. Задорожгый пишет: «Геродот передавал рассказ о некоем северноевропейском племени (neuri), члены которого ежегодно на несколько дней превращались в волков. Такой «манией величия» страдали многие племена в разных концах Европы. Например у балтов были воины - слуги бога-волка, которые шли в бой, буквально белены объевшись (принятие наркотика было частью ритуала). Во время сражения такие воины в своей галлюцинации считали себя волками. Кое-кто из них безвозвратно застревал в образе волка - и тогда человека-волка убивали, чтобы он не нанес ущерба…»

В фольклоре европейских народов сохранились отголоски и верования о связи волков со свадьбой. Здесь мы встречаем и жениха, который превращается в волка, и колдуна, который может превратить в стаю волков всех гостей свадьбы. Об архаизме этих верований свидетельствует то, что в европейской традиции способность жениха превращаться в волка связывается с древним обычаем женитьбы - кражей невесты. Здесь проявляется связь: жених - воин - волк. Праздничные ритуалы, когда люди переодевались в волчьи шкуры, ходили с маской или чучелом волка, у многих народов Европы (в то числе у балтов и у южных и западных славян) приурочивались к осеннее-зимнему сезону (когда, как мы знаем, урожай уже убран, болота замерзли, люди гораздо меньше загружены работой по хозяйству). Именно в это время года и свадьбу играли, и на войну шли. В традициях многих европейских народов декабрь называется «волчий месяц» (ср. чеш. vlci mesic, латыш. vilku menesis и др.).

Таливалдис Земзарис в первой половине нашего века писал «Анализируя специальную литературу XVI и XVII веков, я пришел к выводу, что вопрос о волкодлаках должен быть особенно актуальным в Латвии, потому что несколько серьезных авторов (теолог Олав Магнус, медик Гасапар Пейкер, юрист Боден, Йохан Фишарт и др.) доказывают реальность волкодлаков, основываясь на достоверных сведениях из Ливонии и Пруссии». К ним присоединяется и проф. К. Страубергис: «В многочисленных литературных произведениях XVI о колдовстве особенно много информации иеется о волкодлаках Ливонии, которая в те времена в Европе славилась, как страна колдунов и ведьм. Немецкий космограф Себ. Минстер в своей популярной «Космографии» (1550), ссылаясь на своего ливонского корреспондента Ханса Хазентетера, пишет, что на этой зеле очень ного колдунов и ведьм, которые на допросах в инквизиции часто сообщали о своих способностях превращаться в волка…»

Георг Сабин, комментируя VII книгу «Метаморфоз» Овидия, где говорит о ликантропии, говорит: «простолюдины убеждены, что некоторые люди раз в год превращаются в волков и обратно. О таких пишет и Геродот, говоря о неурах, народе Скифии, и здесь у Пруссов такие тоже есть…»№ В свою очередь, бургундец Хуберт Лангует идет еще дальше и утверждает, что именно в Видземе (Лифляндия) является той землей, где, по Геродоту, жили неуры, которые якобы могли превращаться в волков.

Соломон Хеннинг в своей хронике (1589) пишет о верованиях курляндцев: «…крестьян надо отучить от их заблуждений, ведьминых дел, идолопоклонства и обратить к истинному пониманию сущности и воли Бога. Они очень сильно склоняются к язычеству и поклоняются солнцу, звездам, луне, огню, воде, ручьям и чуть ли не всей живой твари, только это раньше делали открыто, а сегодня это происходит тайно… описать все те мерзости, что этот народ делает в своих многочисленных рощах и погребая своих покойников, было бы слишком долго. Часто и много раз они превращаются в волков и бегают (вокруг) как волкодлаки, как их называют». В свою очередь, из материалов святой инквизиции мы читаем: «здесь у ливов все умеют колдовать, и если всех, кто эти занимается, сжечь на костре, не останется никого, кто работал бы в поле».

В 1555 году о волкодлаках весьма широко писал убежавший в Рим католический епископ из Упсалы Олав Менсон (в латинизированном варианте Магнус), считая, что это явление очень характерно для жителей Пруссии, Ливонии и Литвы: «тот класс волков, которым на самом деле являются люди, превращенные в волка - класс, о котором Плиний с убеждением пишет, что это придуманные сказочные существа, по моему убеждению, еще по сей день в большом количестве встречается в северных странах… ночью на Рождество в условном месте собирается множество волков, в которых превратились люди из разных волостей, и той же ночью с ужасной свирепостью они нападают как на людей, так и на скот… Они вламываются в пивные погреба, выпивют несколько бочек пива, а пустые складывают одна на другую в середине зала: в этом они отличаются от настоящих волков».

Курляндский суперинтендант Паул Эйнхорн в своей книге писал, что нельзя отрицать, будто волкодлаки являются людьми, которые по поручению дьявола принимают облик волка и, бегая вокруг, могут нанести вред скоту и людям. Некоторые объясняют это «метемпсихозой», то есть что душа человека переходит в волка и руководит его деятельностью. Тело человека должно оставаться в том же положении, лежа, иначе душа не найдет дорогу обратно и навсегда останется в волке. Другие думают, что происходит «трансмутация» - человек превращается в волка телом и душой. Сам Эйнхорн эти объяснения отрицает, присоединяясь к мнению, что это проделки дьявола: кто думает, что он волк, хотя он не волк, а другому кажется, что он видит волка, хотя на самом деле он его не видит. В свою очередь священник Сам. Ранней, оппонируя бреславскому врачу Йохану Канольду, в 1725 году писал: « тому, что они действуют, как волки (вредят скоту и т.д.) не верит ни один образованный человек в Курляндии. Но в своих фантазиях м заблуждениях они себя считают волками, а другие из-за этих же заблуждений и глупостей тоже считают их волками, и потому они и бегают по лес, как волки (конечно, не настоящие)». А протокол допроса инквизиции свидетельствует: «Он чувствует только то, что он волк, но когда он сбрасывает волчью шкуру, он сразу же приходит в себя».

Такая точка зрения на эту проблему характерна и для правящих кругов того времени, когда волкодлаков или отрицали, как суеверие, или отождествляли с силами зла. Но у этого вопроса есть и другая сторона, точка зрении простого народа, латышских крестьян, которую до сих пор исследовали мало.

В это нам очень много могут помочь сохранившиеся протоколы допросов на судебных процессах против ведьм и волкодлаков XVI-XVIII веков. К сожалению, как указывает Т. Земзарис, не все периоды истории и не все округи Латвии представлены в этих важных для истории материалах одинаково обширно, потому что старые судебные архивы Курляндии и Ливонии либо уничтожены в войнах, либо за границей и пока недоступны для изучения. Но и из тех фрагментов, которые перевели и опубликовали К. Страубергс и Т. Земзарис, мы можем сделать кое-какие выводы.

Волкодлак не совсем причисляем к колдунам, и, как увидим, даже является противоположностью таковых, хотя всеобщие представления сводят их к одному как это можно прочесть в описаниях волкодлаков (Олав Магнус, процессы ведьм и т.д.). Потому и среди судей доминировало убеждение (перенятое комментаторами), что волкодлак есть существо - слуга сатаны. Такой ответ, используя общеизвестные методы допросов, они старались заполучить от обвиняемых. Но, несмотря на страшнейшие пытки, обвиняемые это отвергали, как например, в судебном процессе 1683 года против Томаса Игунда: «Кому вред причинил? Никому. Волкодлаки делают добро людям - помогают тем, кого обидели ведьмы, стараются исправить все к лучшему. …Так, они вылечили жеребца Кална Петериса, который чуть не сдох… ребенок Лациса Йохима был совсем уже синий, но Томас его раздел и своим умением исцелил”.

Это может показаться невероятным, но латышские крестьяне не считали волкодлаков представителями сил зла. Скорее совсем наоборот!
В 1691 году Тис (Матис) из Малпилса в суде рассказывал: «Для немцев есть свой ад. После смерти волкодлаков хоронят, как всех других людей; их души уходят в небо, а души колдунов уходят в ад. Волкодлаки не служат дьяволу, а борются против него - отбирают то, что колдуны наворовали; дьявол волкодлаков ненавидит и при возможности бьет как собак, потому что они и есть псы Бога и приносят людям добро… Учению Библии они не верят, в церковь не ходят. (Тис, которому было уже за 80, как свидетельствуют судебные материалы, был прославлен на всю округу, как знахарь, и ему крестьяне «поклонялись, как идолу» - А.Б.) . С дьяволом он не имеет ничего общего, потому что он пес Божий и отбирает у дьявола то, что колдуны тому собрали и дьявол его враг. …Лечил он многих… собирал разные травки… давал пить». П. Шмит в сборнике «Латышские народные верования» дает похожее указание: «В старые времена волков называли Божьи псами, потому что сам Бог их очень любил. За это волки каждое утро в условленно месте молились и выли песни. И Страубергис указывает, что «весьма конкретное обозначение волкодлаков - псы Бога».

В «Латышских народных верованиях» сказано: «Кто хочет стать волкодлаком, должен до восхода солнца в день Яниса (летнего солнцестояния) идти в лес, найти павший дуб, вонзить два ножа, раздеться голым и сделать три кувырка между лезвий». Мне кажется, что в данном веровании можно ясно рассмотреть параллели с ритуалами инициации молодых воинов…

«Чтобы стать волкодлаком, человеку надо пойти в тихое, потайное место, где не может забрести чужой… превращение в волкодлака происходит разными способами, из которых главное - проползание под деревом, верхушка которого склонилась к земле и пустила корни» (Не может ли это быть прекрасным тайником для одежды и оружия воина? Как известно из истории, например в средневековой Японии именно такие места использовали грозные разведчики и диверсанты - «волки среди людей» - ниндзя.) «Волкодлаком может быть и женщина, и мужчина». «Волкодлаку необходима особая одежда. …Они надевают кожу козы или другого животного».

Дел-Рио, который тоже много писал о волкодлаках, сообщал: «Иногда он (дьявол) дает человеку волчью шкуру, которую тот должен хранить в дупле дерева. Иногда он волкодлакам дает образ волка, при этом они используют мази и словесные формулы. Так что то, что те раны, которые они получили как волки, остаются на их теле и после превращении обратно в человека, вовсе не вызывало изумления. Ведь мгла образа волка, которую напустил дьявол, медленно рассеивается, а рана остается на настоящее теле… Когда человек созрел, дьявол дет ему волкодлакский пояс». И древние немцы верили, что у волкодлака (werewolf) есть особый пояс (schmachtrilmen). (Интересное совпадение: в восточноазиатских системах боевых искусств инструктор подтверждает уровень мастерства бойца, давая тому пояс соответствующего этому уровню цвета.)

Протоколы: «…Иначе, волкодлак - человек, который на время превращается в волка. …У волкодлака человеческие глаза. …Если его побить, то страдать будет он и в человеческом образе. Если его поранить, то рана останется на всю жизнь. Если волкодлак поранен так, что идет кровь, он сразу становится человеком». Волкодлак «бежит, как волк, на всех четырех, при этом он чувствует себя гораздо сильнее, чем обычно». Так что, заканчивая цитирование протоколов, Страубергис подводит следующий итог: «Волкодлаки вовсе не колдуны, и хотя они и считают себя волками и имитируют действия волков, на само деле есть и остаются людьми».

Из «Латышских народных верований»: «Когда волки кончают выть, они выбирают повелителя из старейшин, который каждому волку дает знать, куда идти искать пищу, что в этот день или ночь делать и все остальное»; «Для того, чтобы новичка посвятили в волкодлаки, ему надо было сделать следующее: кинжалом надрезать мизинец и подписаться кровью». В свою очередь, из судебных протоколов мы узнаем: «У волкодлаков, как и у волков, были свои предводители, которые знали все. Они заботились о своих подчиненных, давали им инструкции, как и где опять стать людьми». «Волкодлаки обычно передвигаются группами по 20-30 особей в каждой»; «Они организованно идут из разных волостей»; «У волкодлаков есть и свои собрания. На маленьком островке в реке Брасла есть большой камень. Под камнем место встреч волкодлаков. …Один обычно стоит на карауле с острым шестом вместо меча». Обычно волкодлаки собирались вместе в летнее и зимнее солнцестояние, что без сомнения можно связать с языческими ритуалами.
Так, весьма ясно проявляется организованная и похожая на военную структура волкодлаков.

Прибегнем к помощи Олава Магнуса: «Между Литвой, Жемайтией и Курляндией (не это ли уже упомянутая нами Нерета? - А.Б.) есть стена в руинах старого замка, где раз в год собираются несколько тысяч волкодлаков и проверяют свою ловкость, прыгая через эту стену. Тех, которые не могут перепрыгнуть через эту стену, как это бывает с ожиревши, командиры бьют кнутами. …в их числе есть и немало дворян». (Хочу напомнить, что в то время большинство дворян Литвы и часть дворянства Ливонии происходили из лучших родов коренных жителей.)

Из судебных протоколов узнаем, что: «Волкодлаки понимали язык зверей, но сами говорить на нем не могли. Ими, как и волками, руководил вождь («лесной отец»). Без его ведома никто не сел даже мышь тронуть. В разное время они питались по разному и не всегда мясом»; «Иногда волкам нельзя было есть мясо. Один месяц они питались странным сладким хлебом, что падает с неба… на другой месяц они только ветер глотают» (не пост ли это с дыхательными упражнениями?); «Где волки воют, там их Бог кормит. Один крестьянин по следам нашел это место и там странный белый боб. Это и был тот хлеб, которым Бог кормил волков. После того, как он это съел, он стал необычайно здоровым и бодрым на девять дней. Так и волкодлаки могут девять дней жить без еды и не чувствовать голода».

В Европе одновременно с уничтожением язычеств и появлением больших регулярных воинских формирований в цельнометаллических латах постепенно исчезли и грозные воины-волки древних язычников, оставив о себе только туманные отголоски в сагах, мифах и хрониках. Однако интерес к этой теме не теряется и в конце ХХ века. Один из самых известных судебных процессов волкодлаков в 1637 году в Риге был против Яниса Кущиса из Лиелупе. По интересному совпадению первым, кто четыре года назад высказал мысль о близости понятий «волкодлак» и «воин-язычник», был другой Янис Кущис - ветеран войны в Афганистане, подполковник и командир батальона спецназа вооруженных сил Латвии.
Исследования продолжаются…

Наука и Религия, 1995, № 8

Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака , чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.

Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Отличить волколака от волка можно по задним конечностям, суставы у оборотня остаются человеческими и подобны коленям. В человеческой же форме волколака можно отличить по волосам на голове, которые напоминают волчью шерсть. Во время солнечного или лунного затмения волколаки не в силах сдерживать себя и часто впадают в неистовство против своей воли.

Волколаки обитают в лесах рядом с селениями, днем они живут среди людей, ночью же охотятся в лесу. Но иногда некоторые особи уходят далеко в лес и предпочитают жить отшельниками далеко от остальных людей, боясь причинить им вред.

Способности

Волколак обладает огромной физической силой, многократно превосходящей человеческую, а так же внушительной скоростью перемещения: за ночь оборотень способен преодолеть несколько сотен километров.

Враги

В лесу естественными врагами волколаков являются крупные хищники: медведи и волки, так как зачастую территории их охоты пересекаются, и стычки становятся неизбежными.

Как бороться?

Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

Волкодлак — (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем.

Корольков В.А. «Вовкулак»

Приметой волкодлака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. По старинным преданиям, волкодлаки под час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волкодлаки превращались в упырей. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи».

Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну».

Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях — через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.

На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:
«На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц, золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали и теплой бы шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской».

Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям.

Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.

Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ — конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.

После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами.

Образ волкодлака, оборотня, живет в мифологии многих народов. У славян — это болгарский вълколак, польский вилколенк, сербскохорватский вуходлак и чешский влкодлак, у англичан это беовульф, у немцев — вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы чествовать свое серое божество.

Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook