Имя существительное. Морфологический разбор всех частей речи Письменный разбор имени существительного как часть речи

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

  1. Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.
  2. Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.
  3. Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.
  4. Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование.

  1. Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.
  2. Конверты с групповыми заданиями.
  3. Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.
  4. Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.
  5. Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работать будем по данному плану.

План .

  1. Введение в тему. Групповая работа.
  2. Открытие темы. Постановка цели и задач урока. Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.
  3. Применение знаний и умений. Работа в парах. Самостоятельная дифференцированная работа.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

II . Введение в тему.

Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.

Для этого объединимся в группы.

Но сначала повторим алгоритм работы в группах.

1. Работа в группах.

Алгоритм работы в группах.

  1. Собраться в группы.
  2. Получить задание.
  3. Начать работу по команде учителя.
  4. Распределить обязанности между членами группы.
  5. Работать сообща.
  6. Закончить работу по команде учителя.
  7. Отчитаться.

1 группа. Задание

Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.

Запишите в тетрадь.

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир

2 группа. Задание

Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.

Запишите в тетрадь.

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

3 группа. Задание

Определите род имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня

4 группа. Задание

Определите число имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья

5 группа. Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

2. Отчёт групп.

3. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодня работать в группах?

Как оцениваете своё участие в работе группы?

Какие трудности возникли в процессе совместной работы?

Чему научились, работая вместе?

4. Подведение итога работы в группах.

Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?

Что такое имя существительное?

Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).

III . Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.

Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».

С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).

Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?

Чему вы должны научиться?

Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.

Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Алгоритм

IV . Применение знаний и умений.

1. Работа в парах.

Давайте вернёмся к составленному вами предложению:

В небе светит яркая Луна.

И разберём существительные как часть речи:

I вариант II вариант
в небе Луна

(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).

Проверяем. Оцениваем.

Что мы сейчас учились делать?

Физкультминутка.

2. Самостоятельная дифференцированная работа.

Давайте поработаем самостоятельно.

Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.

Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.

Алгоритм

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.
  2. Осмысли каждое задание.
  3. Соотнеси свои желания с возможностями.
  4. Выбери то задание, с которым можешь справиться.
  5. Выполни задание.
  6. Проанализируй и оцени полученный результат и правильность сделанного тобой выбора.

I уровень

Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.

Всё запорошило снегом.

II уровень

Звёзды погасли на небосклоне.

Разбери существительное «звёзды» как часть речи.

III уровень

Лена прочитала интересную сказку.

Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.

Алгоритм

  1. Назови часть речи (значение и вопрос).
  2. Поставь слово в начальную форму.
  3. Перечисли постоянные признаки.
  4. Перечисли непостоянные признаки.
  5. Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Рефлексия.

Какое задание выбрал? Почему?

Что вызвало затруднение?

Мог бы выполнить более задание другого уровня?

V . Итог урока.

Вспомните тему урока.

Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

Достиг ли урок цели?

VI . Рефлексия.

Какую цель для себя ты ставил в начале урока?

Достиг ли ты её?

Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?

Что на уроке показалось тебе интересным?

Что вызвало затруднения?

Над чем тебе ещё нужно поработать?

VII . Домашнее задание.

1. Всем:

Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.

2. По выбору :

  • или составить предложение, найти в нём существительное и разобрать его как часть речи,
  • или составить предложение, найти в нём 1 существительное, разобрать его по составу и как часть речи,
  • или составить предложение, найти в нём 1 существительное, сделать фонетический разбор, разобрать его по составу и как часть речи.

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

    По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

    Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

    У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

    Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

    Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

    Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

    Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

    Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

    После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

    А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

    А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

    О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

    А, -Я - это общий род (плакса, соня).

    Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

    У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

    Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

    Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

    Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

    Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

    Именительный (Им.п.): есть кто? что?

    Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

    Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

    Винительный (В.п.): вижу кого? что?

    Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

    Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

    Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

    В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

    В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

    В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

    В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

    Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

    Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

    ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

    1. Часть речи и общее грамматическое значение.

    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - разряд:
    собственное или нарицательное,
    одушевлённое или неодушевлённое;
    - род,
    - склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - числе,
    - падеже.

    3. Синтаксическая роль существительного.

    Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

    Сначала мы по бульвару вышагиваем.

    1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Д.падеже.
    3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

    Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

    1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - мн.числе,
    - Им.падеже.
    3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

    На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

    1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Пр.падеже.
    3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

    Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

    1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - Им.падеже.
    3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

    Отпустите вашего мальчика в Москву !

    1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

    Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

    1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 3 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

    Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

    1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - несклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

    Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

    1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ср.род,
    - разносклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

    Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

    1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

    Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

    1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

    И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

    1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

    Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

    1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

    Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

    1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - общий род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

    Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

    1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - склоняется как прилагательное.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - В.падеже.
    3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

    Тренировочные задания

    Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

    1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

    2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

    3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

    4)Я так запутался в этих размышлениях .

    5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

    6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

    7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

    8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

    Литература

    1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

    2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook