Церковь святой елизаветы. Кошице. Собор Святой Елизаветы Венгерской. Храм Святой Елизаветы в Марбурге

Можно встретить две версии того, как была заложена церковь - первая гласит, что она основана графиней Сапари, а согласно второй, ее строительство начал сам император Франц Иосиф в память о погибшей супруге Елизавете. Но истина, как всегда, где-то посредине. Костел действительно был построен при содействии графини Сапари, которая имела большое влияние в обществе. Изначально на месте церкви Святой Елизаветы существовала небольшая часовня для учащихся Королевской гимназии, но она не могла вместить в себя всех желающих. И тогда было принято решение возвести храм, который стал бы доступен не только для учеников, но и для других жителей.

В августе 1909 года был заложен фундамент Голубой церкви, а уже в ноябре император одобрил ее проект и пообещал свою помощь в этом деле. Строительство было окончено в 1913 году. Главным архитектором нового костела стал Эдён Лехнер, а известный в скульптор Алоис Ригель создал для него мраморную статую супруги Франца Иосифа, которая сегодня находится в приходском доме.

Сегодня церковь Святой Елизаветы составляет единый архитектурный ансамбль с находящейся рядом Католической гимназией. Оба здания, а также домик священника, были спроектированы Эдёном Лехнером в одном стиле.

Как добраться

До Голубого костела можно доехать следующим транспортом:

  • Трамваями - маршруты № 4, 11, 12, 13, 14;
  • Автобусами - маршруты № 50, 95, 128.

Несмотря на то, что храм находится в спальном районе, к нему легко дойти пешком от исторического центра города.

Адрес: Bezrucova 2, Братислава 811 09.

Церковь Святой Елизаветы на карте

На что обратить внимание

К церкви Святой Елизаветы стоит прогуляться даже в те дни, когда она не работает, ведь оригинальный вид этого здания и его отделка стоят того, чтобы на них полюбоваться. Стены здания выложены голубой майоликой, благодаря чему он и приобрел свое второе имя. Все архитектурные элементы сделаны плавными и округлыми, словно перетекающими друг в друга, что создает интересный дизайн «пряничного домика».

Обратите внимание на мозаику над входом - она отображает известную историю из жизни святой. Будучи женой ландграфа Людвига, Елизавета много времени посвящала благотворительности, но, согласно легенде, знатный супруг был против раздачи щедрой милостыни. И вот однажды, когда она несла хлеб для бедных в подоле фартука, муж потребовал показать, что там спрятано. Отдернув же подол, Людвиг увидел, что вместо хлеба там оказались розы. Справедливости ради стоит отметить, что у историков другое мнение - считается, что на самом деле ландграф поддерживал свою супругу.

Экскурсии

Поскольку Голубая церковь является действующим католическим храмом, сюда можно бесплатно войти в любой день в рабочее время.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу - с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00;
  • В воскресенье и в дни католических праздников - с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00.

Каких-либо экскурсий здесь не проводится, но осмотр храма входит в программу многих экскурсионных туров по , предлагаемых туристическими бюро.

Когда лучше посетить

Оптимальное время для прогулок по Братиславе - конечно же, лето. Если вы хотите осмотреть костел внутри, выбирайте будни, поскольку в выходные здесь часто проводятся венчания. Внутреннее убранство храма не отличается особой роскошью, но здесь есть несколько фресок и красивый алтарь с изображением святой.

Замечательное классическое здание церкви св. Елизаветы Венгерской (L’église Sainte-Élisabeth-de-Hongrie) в парижском квартале Марэ интересно не только изысканным убранством интерьеров, но и как концертный зал классической музыки под сводами которого звучат произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Д. Каччини и А. Вивальди.

Историческая миниатюра

Первый камень в основании церкви Св. Елизаветы был заложен в 1628 году При начале строительства под руководством каменщика и архитектора Луи Нобле присутствовала королева Мария Медичи.

Возведение храма растянулось на несколько десятилетий и было завершено Мишелем Видо только в 1646 году. При состоявшемся 14 июля освещении церкви во имя св. Елизаветы и Богоматери Милосердия присутствовала ещё одна французская королева, Анна Австрийская и будущий кардинал Реца Жана-Франсуа де Гонди.

Первоначально церковь принадлежала женскому монастырю францисканского ордена, сестры которого опекали пожилых прихожан и занимались образованием юных девушек. Среди воспитанниц монастыря была и дочь Мольера Эспри-Мадлен Поклен.

С 1938 года храм стал собственностью Суверенного Мальтийского ордена. В годы Второй мировой войны каноник церкви св. Елизаветы Альбер Меркаде предоставил в ней тайное убежище для десятков еврейских семей. В память о его гражданском подвиге в 2015 году на фасаде храма установлена мемориальная доска с именем священника.

Архитектурные арабески

По оригинальному проекту церковь св. Елизаветы имела лишь один неф к которому примыкали четыре часовни. В начале XIX в. храм стал приходской церковью. Для его реконструкции был приглашен архитектор Этьен-Ипполит Годде. По его проекту был перестроен хор, возведены амбулаторий и ещё две часовни с левой стороны.

Обновленный фасад церкви св. Елизаветы возведён в барочном стиле. В его тимпане размещена пьетта, выполненная скульптором Жозефом-Мишелем Полеттом. В годы Второй империи в нишах были установлены четыре статуи. В верхнем ряду по сторонам центрального окна с часами находятся скульптуры св. Елизаветы Венгерской и св. Франциска Ассизского. Ниже их расположены фигуры св. Луи и св. Евгении.

Кладезь искусства

Интерьеры церкви св. Елизаветы отличаются большим разнообразием декора. Вдоль всего центрального нефа проходит фриз с изображениями литургическим символов и орудий Страстей Господних. Деревянная кафедра священника украшена резными фигурами херувимов.

В 1845 году каноник Илайя Жюселин для украшения интерьеров амбулатория на собственные средства приобрел 100 деревянных панелей со сценами из Ветхого и Нового заветов из аббатства св. Варвары в Аррасе. Здесь же находится триптих с изображениями распятия Иисуса Христа, Богородицы и св. Иоанна. На стенах амбулатория художниками Германом фон Боном, Адольфом Рожером, Полем Жюрди и Жаном-Луи Безаром в середине XIX в. написаны фрески «Благовещение», «Семь таинств», «Страшный суд», «Милосердие».

Перед хорами храма установлены 4 дорические колонны, а в полукуполе над ним Жаном Ало написана фреска «Прославление св. Елизаветы Венгерской ангелами на небесах». В алтарной зоне установлены бронзовый барельеф со сценой Воскресения, деревянная статуя Девы Марии и витражи работы Лабина «Чудо роз» и «Канонизация св. Елизаветы Папой Григорием».

Большой вклад в оформлении интерьеров церкви св. Елизаветы внёс возглавлявший приход в 1923-1947 годах внёс священник и коллекционер произведений искусства Альбер Меркаде. При нём были возведены новая колокольня взамен разрушенной во время революции, ризница и обновлен орган.


Замечательные витражи с образами Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, св. Иосифа выполнены мастерами Севрской мануфактуры по эскизам Абеля де Пуйоля. В часовнях храма размещены несколько пьет XVI в, гипсовая скульптура св. Елизаветы работы Луи-Дени Кэльуетта, картины Мерри-Жозефа Блоделя, Абеля Пуйоля и анонимных авторов.

В 1985 году при поддержке мэрии Парижа была проведена всесторонняя реставрация церкви. В начале XXI в. она была центром религиозных торжеств в честь столетия канонизации Елизаветы Венгерской и годовщины со дня рождения св. Мартена. Благодаря превосходным акустическим характеристикам церковного зала и новому органу церковь св. Елизаветы постоянно используется как концертный зал классической музыки и место выступления вокальных коллективов.

Как добраться

Адрес: 195 Rue du Temple, Paris 75003
Телефон: +33 1 49 96 49 10
Сайт: www.sainteelisabethdehongrie.com
Метро: République, Arts et Métiers
Обновлено: 04.07.2018

Строение величественное, пропитанное духом средневековья, немного мрачное, но от этого ещё более привлекательное.


Этот готический собор имеет удивительно красивый фасад!

В одном кадре объектив не позволяет зафиксировать детали крупным планом, поэтому приходится снимать по частям.


Введение

Собор Святой Елизаветы Венгерской (словацк Dóm svätej Alžbety ) - крупнейшая церковь Словакии. В 1970 году ансамбль, состоящий из собора Святой Елизаветы, церкви Святого Михаила, городской башни объявлен национальным памятником культуры.

Внешняя длина собора составляет 60 м, ширина - 36 м. Высшая точка сооружения, северная башня или башня Сигизмунда, имеет высоту 59 м. Она была полностью завершена в XV веке. Северный и южный порталы собора богато украшены каменной резьбой. (Википедия)


Башня короля Сигизмунда – северная башня Собора Святой Елизаветы высотой 59 метров.

Из Википедии можно также узнать, что современное здание церкви построено в несколько этапов в период между 1378 и 1508 годом. Собор был возведен на месте более старого храма. Предположительно, этот храм был построен в середине XI века и освящён в честь Святого Михаила. После канонизации Елизаветы Венгерской в середине XIII века она стала считаться покровительницей Кошице, и городской храм был переименован в её честь. Этот храм упоминается в письмах папы Мартина V от 1283 и 1290 годов.

Когда мы готовились к поездке в Кошице, конечно, мы читали об этом, и посещение этого собора было у нас на первом месте. Более того, гуляя по Главной улице, мы несколько раз возвращались к Собору, сделали много фотографий, как внутри, так и снаружи, и, естественно, нам захотелось узнать больше тех сухих цифр и фактов, которые приводятся на популярных сайтах или в Википедии. Пришлось переработать много статей и книг на эту тему, а также собрать разнообразную информацию из многочисленных источников интернета, как на словацком, так и на русском языках. В результате появился этот рассказ, который мы предлагаем читателям нашего сайта «Путешествия с удовольствием!»

Немного истории

На месте нынешнего собора когда-то стояла самая древняя церковь Кошице, возведенная еще в середине XI века в типичном для того времени романском стиле, и названная в честь небесного покровителя города Святого Михаила.
В связи с массовым поселением в городе немецких колонистов в 40-х годах XIII века, после чего покровительницей города стала считаться Святая Элизабет, церковь претерпела реконструкцию, поменяв свой архитектурный стиль с романского на готический. Именно в это время она была переосвящена, и стала носить имя Санкт-Элизабет (Святой Елизаветы). О романском прошлом собора в то время напоминали только ее сохранившиеся башни. Однако крупный пожар в конце XIV века практически полностью разрушил облик храма. От романских первоисточников остались только бронзовые львы да некоторые надгробные памятники.

Первое, наиболее масштабное восстановление разрушенного пожаром храма началось в 80-х годах позапрошлого века. Почти что за сто лет, периодически прекращающихся по объективным причинам работ, были восстановлены элементы алтаря и ризницы, зубчатые карнизы и башенки. Реставрация велась по сохранившимся в архивах Кошице чертежам и рисункам.

Со временем был восстановлен южный фасад храма, чудесные витражные окна, а башня Сигизмунда получила новые медные листы на свою крышу.

Собор назван в память Святой Елизаветы венгерской. Она была принцессой Королевства Венгрии, вышла замуж в 14, и овдовела в 20 лет. После смерти мужа, она использовала свое приданое, чтобы построить больницу, где сама же обслуживала больных. Елизавета стала символом христианского милосердия после смерти всего в 24 года и была причислена к лику святых.


Эдмунд Лейтон. Благотворительность святой Елизаветы Венгерской

На сегодняшний день готический Собор Святой Елизаветы представляет собой чудесную архитектурную жемчужину, сооруженную в форме греческого креста. Наиболее известной особенностью храма является тимпан «Страшный суд», украшающий его северный портал, а также внутренняя винтообразная лестница, похвастаться которой могут только лишь пять подобных сооружений в Европе. Эта каменная, вытертая веками лестница, приведет вас на вершину северной башни собора. Оттуда, со смотровой площадки откроется красивейший вид не только на Главную улицу, но и почти весь город.


У стен храма находится гробница Ференца II Ракоци (1676-1735), вождя антигабсбургского национально-освободительного движения. Ференц II умер в изгнании, в Турции, а в 1906 году останки были перезахоронены в крипте собора.

Снаружи собора Святой Елизаветы, на облицованной гранитом стене, установлена бронзовая доска с барельефом Ференца II Ракоци, слева от неё бронзовый герб князя с датой «1700». Под гербом – текст из бронзовых букв на латыни:

«IN SEPULCRO HUIUS AVITAE ECCLESIAE REQUIESTUNT IN DOMINO OSSA PRINCIPIS FRANCISCI RÁKOCZI II, MATRIS EIUS HEL ZERINIAE ET FILLI JOZEPHI, NECNOM TRIM FIDELIUM SOCIORUM, QUOS OMNES, INFAUSTRA SORTE PER DUO SAECULA PATRIA EXTORRES, GRATA PROSTERITAS, EX TERRA DUIN TURNI, EX ILLI, DEVOTE RETULIT ET DIE 29. MENS. OCTOBRIS ANNI 1906 IN LOCO SACRATO, HONESTISSIMO CUM EXCQUIARUM CULTU, AD REQUIEM TRANQIULLAM, PIE AC DIGNE DENUO COLOCAVIT».

«В крипте этого старинного храма покоятся в Господе кости сюзерена Ференца II Ракоци, матери его Илоны Зриньи, а также трёх его товарищей, которые были почётно доставлены назад благодарными потомками с земель длительного изгнания их судьбой, длившегося два века, и 29 октября 1906 года с почётом захоронены в святом месте в ходе пышных похорон для упокоения в мире».

Текст под портретом гласит:

«SISTE VIATOR! HONORA TANTORUM HEROUM MAGNA MERITA ET PRAECLARAM MEMORIAM! MONUMENTUM POS SUIT SENATUS POPOLUSQUE HUJUS CIVITATIS ANNO DOMINI 1938.»

«Остановись, странник! Оцени величественные заслуги и доблестную память этих героев! Данный памятник был воздвигнут Советом и населением города в 1938 году от Рождества Христова».

Венгерские патриоты привязывают к могиле ленточки.

Золотые ворота


Скульптуры на фасаде собора у "Золотых ворот". Раньше этот портал был позолоченный, вот почему за ним сохранилось такое название.

В средневековье традиционно церковные постройки не имели вход с северной стороны. Здесь же, в Соборе Святой Елизаветы, это был главный вход, поэтому он самый декоративный по скульптурному оформлению. Посмотрим на скульптуры слева направо более детально.


Статуи св. Эмерика и св. Стефана


Фрагмент скульптуры св. Альжбеты


Статуи св.Ладислава и св. Генриха

Интерьер

Интерьер Святой Елизаветы украшен фресками и каменными скульптурами мастера Штефана, местного скульптора XV века.


Главный готический Алтарь (1474-1477).

Слева при алтаре находится резной каменный пастофорий – самая драгоценная каменная кладка собора. Хранилище евхаристических святынь богато украшено замысловатыми композициями столбов, карнизов, арок и аркад, позолоченными решетками с гербами стран и аристократических родов.


В интерьере собора выделяется готический главный алтарь, живописный алтарный образ - шедевр искусства XV века. Образ имеет размеры 12,60 на 8,10 м, состоит из 48 картин, разделённых на три цикла: Жизнь Святой Елизаветы, Страсти Христовы и Рождественские события. Образ выполнен в форме триптиха, в обычное время развёрнут таким образом, что показывает только 12 картин цикла «Жизнь Святой Елизаветы», в период Великого поста открывается цикл Страстей Христовых, в период адвента - рождественский.


Орган конца XIX века


Алтарь трех королей (трех волхвов)

По обеим сторонам от главного алтаря находятся боковые алтари

Кафедра


Кафедра (фрагмент)


Крыша кафедры


Эмблемы императора Зигмунда Люксембургского на нефе собора - двуглавый императорский и одноглавый люксембургский орлы.


Мандорла Мадонны с младенцем - типичное средневековое украшение, изображающее божество в центре лучащегося овала, напоминающего миндаль, как символа вечной жизни. Причем в овале 2 Мадонны, так что ее можно лицезреть на обеих сторонах мандорлы.

Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») - в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.


Витражи Собора



Также в интерьере собора представляют интерес готические фрески на стенах и архитектурное убранство боковых капелл.

Туристической достопримечательностью собора является и двойная винтовая лестница 15-го столетия – самая старая в Европе, которая ведет к королевскому ораторию (трибуне). Под трибуной на стене сохранилась с 1441 года клятва верности кошичан угорскому королю Ладиславу Погробке.

«В год Господа нашего 1440, на следующий день блаженного апостола Петра, на рассвете, на граде Комарно, от славной королевской семьи, то есть, от пана Альбрехта, короля римского, угорского, чешского, далматского и хорватского, и пани Альжбеты, вдовы, королевы тех же королевств, дочери некогда непобедимого правителя и господина, римского императора Сигизмунда, родился славный монарх, пан Ладислав, истинный король и наследник престола этих царств и провинций на владение первородством. В этом году на праздник св. Троицы в Секешфехерваре со всей помпой и блеском состоялась его коронация, и он был увенчан Святой Короной Угорского Королевства».


На стене Клятва верности угорскому королю Ладиславу Погробке.

С двух сторон к собору примыкает еще два церковных сооружения - "Часовня святого Михаила" и "Урбанова башня".



Отдельно стоящая часовня св. Михаила, бывший склеп, с конца 14 века вместе с Собором св. Эльжбеты и Урбановой башней образуют единый и уникальный для Словакии комплекс готических памятников.


Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила среди старейших архитектурных памятников города занимает 2-е место. Построенная в конце 14 века на территории городского кладбища, она изначально была часовней – раньше ее называли Kaplnka sv. Michala. В ее подземельях скрывается хранилище, куда помещали кости, когда все кладбище было заполнено. Находится церковь прямо возле Собора Святой Елизаветы на Главной улице

Церковь Святого Михаила.

Над самым входом в часовню, которая несет на себе отпечаток готического архитектурного стиля, расположен древний герб города Кошице. Также над входом размещена статуя Архангела Михаила и статуи апостолов Петра и Павла. Архангел Михаил изображен с чашей, мечом и весами. В этой часовне отпевали умерших.

В подполье часовни расположено специальное место, называемое оссариум. Именно в нем находили последнее пристанище выкопанные из могил кости горожан, которые должны были уступить место на городском кладбище своим потомкам.

Башня Святого Урбана

Башня Святого Урбана

Перед северным фасадом собора стоит Урбанова башня , построенная в 14 веке


Последние года три усиленно реставрировалась, камнем вымостили вокруг, купола позолотили и крест восстановили (с восточной стороны на малом куполе был повреждён), что радует более всего. Сейчас она во всей красе. Мне нравится фотография. Когда всё расцветёт, то из-за зелёной листвы всей красоты уже не увидишь. Её вообще очень трудно сфотографировать.

восточный фасад 2005 год

южный фасад (этот фасад смотрит на Висбаден, церковь находится на горе Neroberg), апрель 2012

западный фасад, вход, апрель 2012

Церковь Святой Праведной Елизаветы. ..расскажу...
Russische Orthodoxe Kirche in Wiesbaden.(Griechische Kapelle)
Храм из светлого песчаника в русско-византийском стиле. В качестве образца архитектор Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) взял постройки К. А. Тона. Константин Тон (1794 —1881) русский архитектор немецкого происхождения, разработавший русско-византийский стиль храмового зодчества. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Архитектор церкви в Висбадене Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) специально ездил в Россию (1846-47г.г.) для изучения особенностей русской храмовой архитектуры. Ему очень понравился Храм Христа Спасителя в Москве.

Заглянула в Вики: "Храм рассчитан на 400 человек". Очень сильно сказано.
На мой взгляд, 15-20 посетителей уже заполняют всё внутреннее пространство, если речь не идёт о том, чтобы они стояли плотными рядами, плечом к плечу.

Золочёные купола, центральный имеет высоту 9 м...??? может быть, имеется ввиду высота купола внутри помещения, высота здания существенно выше, не найти данных в сети.

Алтарь.
Высокий трехъярусный иконостас воспроизведён по рисункам Гофмана (Philipp Hoffmann 1806-1889) из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной (мать Елизаветы, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича).
Алтарная преграда-иконостас и золотые (царские) ворота расположены на восточной стороне, за ними находится святилище. Ворота открываются только во время богослужений. Слева от царских врат: Архангел Гавриил, Дева Мария. Справа от царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил, побеждающий дракона.
Над вратами изображена сцена Тайной вечери, рядом с которой можно видеть изображения, справа: Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, Св. Великого князя Владимира (который крестил русский народ) и св. Императрицы Александры Федоровны (? речь о супруге императора Николая I или об Александре Фёдоровне, супруге Николая II, именно она была канонизирована, её портрета на фотографии алтаря, представленной ниже, уже не видно, алтарь показан не полностью) ....слева: Св. Василия Великого, Св.Анны, Св. Императора Константина и Св. Великомученика Георгия.

Третий ряд иконостаса украшен изображениями святых: справа-апостол Пётр, слева-апостол Павел и в середине евангелисты Иоанн, Марк, Лука и Матфей.
Все иконы иконостаса работы Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф, нем. Karl Timoleon von Neff 1805-1877). В 1839 году он исполнил живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе образ «Тайной Вечери». За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. С 1865 года — член Совета Академии Художеств.
почтовая открытка

почтовая открытка

Свод
Фрески, украшающие свод- работы придворного художника Jakobi, О. Р. Якоби. роспись купола — Август Хопфгартен. Купол: можно видеть двенадцать фигур ангелов в центре купола -"Всевидящее око", что является необычным для традиционных канонов православной иконописи.
Всевидящее Око появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным.

В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

Иконы Спасителя и Божией Матери, икона Св.Великого князя Александра Невского и другие.
Царские врата- золото по дереву.
На северной стороне находится полукруглая глубокая ниша, в которой расположен саркофаг из каррарского мрамора, мраморные фигуры Великой княгини Елизаветы в окружении двенадцати святых апостолов, по углам женские фигуры, символизирующие Веру, Надежду, Любовь и Бессмертие.

вход
Здание имеет два входа, с запада и с юга (закрыт). Над главным входом с западной стороны находится медальон с изображением Св.Елены (мать римского императора Константина), медальон с южной стороны с изображением Св. Елизаветы, медальон с восточной стороны- Архангел Михаил. Для набожных людей и туристов служит вход с западной стороны, расположенный напротив алтаря. Южный вход использовался только членами фамилии герцога и представителями дворянства, закрыт с 1917 года.

В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны . Великая княжна Елизавета Михайловна (26 мая 1826, Москва—28 января 1845, Висбаден) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; внучка Павла I. Михаил Павлович (1798—1849)-четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфироносный из детей Павла I, т.е. родившийся в период его правления, младший брат императоров Александра I и Николая I.

В 1843 году Лили стала невестой герцога Адольфа-Вильгельма. Этот брак едва не стал причиной разрыва с семьей Николая I. Елена Павловна давно лелеяла мечту о том, чтобы выдать старшую дочь Марию Михайловну за наследного принца Баденского, а младшую Елизавету, сделать женой герцога Адольфа. В это же время Николай I и Александра Федоровна остановили на нём выбор в качестве жениха для великой княжны Ольги. Император, заботясь о мире в императорском доме, принял решение, что принц волен сам сделать выбор между двумя двоюродными сёстрами. Но великая княгиня боялась, что принц Адольф отдаст предпочтение царской дочери в ущерб её дорогой Лили.

Герцог Адольф, неожиданно для Николая I, попросил у него руки его племянницы. Свадьба Великой Княжны Елизаветы Михайловны с 27-летним правящим герцогом Нассау Вильгельмом Августом Карлом Фридрихом (1817-1905), ставшим позднее первым в истории Великим герцогом Люксембург Адольфом I, державные потомки которого и теперь занимают престол Великого герцогства, состоялась 19 января (1 февраля) 1844 года в Петербурге в Михайловском дворце.

Трагическую роль сыграла долгая изнурительная дорога Елизаветы Михайловны в Германию зимой 1844 года, в дороге она простудилась и заболела, болезнь приняла хроническую форму и существенно ослабила силы беременной Лили. Елизавета Михайловна скончалась в Висбадене 16 (28)января 1845 года в результате тяжелых родов вместе с новорождённой дочерью. Ей не было и 19 лет...
В соответствии с законом об императорской фамилии великая княгиня Елизавета Михайловна, внучка царя Павла I, получила от государства Российского приданое в 1 миллион рублей серебром. Ей предоставлялось право пожизненного пользования доходами с этого капитала из расчёта 4% годовых, то есть 40 тысяч рублей в год. Она задумала создать детскую больницу - первую в городе - и назначила ежегодную сумму на её содержание из своих доходов. (Впоследствии открытая в 1845 году больница была названа в память её основательницы «Елисаветинской» (Elisabeth-Heilanstalt), а врачом при ней состоял А. Вейзенталь, личный доктор Елизаветы, приехавший с ней из Петербурга.

Подавленный горем герцог Нассау Адольф I шесть лет носил траур по Августейшей супруге. Приданое, 1 млн.рублей серебром, герцог Адольф-Вильгельм использовал на строительство православного храма в Висбадене. Для постройки храма герцогом было выбрано место, возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе (Schloß Biebrich) герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

Освящение храма в честь Св. Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, имя которой носила Елизавета Михаиловна, состоялось 25 мая 1855 года.

6(18) октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских владениях, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к храму. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом.

Здание храма 2 раза было запечатлено на марках государственной почты Германии 1991 и 1993 г. Марки одинаковые, отличия лишь в цене: 4 June 1991-170 pfennig, 12 August 1993- 41 pfennig

Grand Duchess Elizabeth Mikhailovna of Russia,
Duchess of Nassau
Portrait by Vladimir Hau

Elizaveta Mikhailovna print after Daffinger

княжна Елизавета Михайловна

Herzog Adolph von Nassau

Православная церковь
Церковь Святой праведной Елизаветы
Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth
50°05′51″ с. ш. 8°14′05″ в. д. H G Я O L
Страна Германия
Город Висбаден , Christian-Spielmann-Weg, 1
Конфессия православие
Епархия Берлинская и Германская епархия Русской православной церкви заграницей
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль русско-византийский
Автор проекта Филипп Гофман
Дата основания
Строительство - 1855 годы
Статус действующий храм
Состояние отличное
Сайт rok-wiesbaden.de
Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь свято́й пра́ведной Елисаве́ты (нем. Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth in Wiesbaden ) - православный храм в городе Висбаден , расположенный на горе Нероберг.

Здание храма было дважды запечатлено на марках государственной почты Германии (нем. Deutsche Bundespost ), 4 июня 1991 года и 12 августа 2003 года . В настоящее время комплекс русского православного храма Святой праведной Елисаветы является достопримечательностью Висбадена.

Архитектура, убранство

Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника. В качестве образца архитектор взял постройки К. А. Тона , в частности Петропавловскую церковь в Петергофе . Храм рассчитан на 400 человек.

Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена из Берлина). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).

Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны - из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.

Высокий трехъярусный иконостас, завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом . Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной .

Фрески исполнил О. Р. Якоби, роспись купола - Август Хопфгартен. В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.

У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы - христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном, который за образец взял гробницу королевы Луизы Прусской .

Церковный дом

Церковный дом в швейцарском стиле выстроен одновременно с храмом справа от него. В нём находились помещения для сторожа и священника, а также для спевок церковного хора.

Православное кладбище

Расположенное в лесу православное кладбище было устроено через год после освящения храма. Здесь на двух террасах были погребены: светлейший князь

Понравилось? Лайкни нас на Facebook